Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по отечественной истории »
Тема: Великие реформы Александра II. Отмена крепостного права в России
Раздел: Бесплатные рефераты по отечественной истории
Тип: Контрольная работа | Размер: 15.66K | Скачано: 368 | Добавлен 09.04.11 в 10:45 | Рейтинг: +6 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Сургут 2007
Глава 1.
Отмена крепостного права.
На внутреннюю политику России во второй половине ХIХ в. оказывали влияние следующие факторы:
Главной целью внутренней политики правительства было приведение экономической и политической системы России в соответствие с потребностями времени при сохранении самодержавия и господствующего положения дворян.
60-70-е гг. ХIХ в. – время коренных преобразований в России, которые затронули практически все важнейшие стороны жизни и общества и государства:
История полагает, что Александр II не только не имел программы преобразований, но и не был готов к реформаторской деятельности. Однако это не преуменьшает роли Александра II в реформировании страны. Главная его заслуга заключается в том, что он не только осознал необходимость преобразований, но и пошел на их осуществление.
Период реформаторской деятельности Александра II можно разделить на два этапа. Первый – подготовка и осуществление крестьянской реформы. Второй – проведение реформ 60-70-х гг.
Толчком к преобразованиям послужили:
Появляются записки и проекты, в которых обосновывалась необходимость преобразований.
С воцарением Александра II наступила «оттепель» в общественно-политической жизни России. По случаю коронации он дал амнистию декабристам, участникам Польского восстания 1830-1831гг., петрашевцам, приостановил на три года рекрутские наборы, списал недоимки. В 1856г. Александр II возглавил Особый секретный комитет «для рассмотрения предложений о крепостном праве». В 1857г. принял решение о ликвидации военных поселений. В начале 1857г. был учрежден секретный комитет для подготовки крестьянской реформы.
В советской исторической науке утвердилась точка зрения, согласно которой в России в конце 50-х – начале 60-х гг. ХIХ в, сложилась революционная ситуация. Советские исследователи считали, что не только Крымская война, но и революционная ситуация (в том числе крестьянские выступления) заставили царизм поспешить с освобождением крестьян и произвести частичные изменения политических институтов.
18 февраля 1861г. после обсуждения в Главном комитете и Государственном совете Александр II подписал «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» и Манифест об освобождении крестьян.
Основные положения крестьянской реформы.
Оценивая крестьянскую реформу можно подчеркнуть следующее:
Продолжением отмены крепостного права в России были развитие системы государственных учреждений, земская, городская, судебная, военная реформы. Их основная цель – привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой крестьянство получило свободу.
Глава 2.
Эпоха реформ Александра II.
В соответствии с Основными законами Российской империи император оставался неограниченным монархом.
В ноябре 1861г. для рассмотрения вопросов, касающихся намечаемых реформ, был учрежден новый правительственный совещательный орган – Совет министров.
Высшим законосовещательным органом был Государственный совет, который в 60-70-х гг. провел большую работу по рассмотрению проектов законов и подготовке их для утверждения императором. Однако его значение в последующие годы ослабло. В 80-х гг. Государственный совет был подменен Комитетом министров.
В целях улучшения работы в экономической сфере были осуществлены значительные преобразования. Так в 1865 г. Главное управление путей сообщений и публичных зданий было преобразовано в Министерство путей сообщений. Для укрепления финансовой системы страны, осуществления выкупных операций в составе Министерства финансов было создано Главное выкупное учреждение, на которой возлагался контроль за своевременной выплатой крестьянами кредитов.
В составе Министерства финансов был также образован Департамент торговли и мануфактуры, руководивший государственными и принадлежащими царю предприятиями и оказывающий финансовую помощь частным предприятиям.
В основе судебной реформы 1864г. лежали следующие принципы:
В ноябре 1864 г. были утверждены и стали законом акты судебной реформы:
Вместо громоздкой системы сословного суда создавались два типа судов: местные и общие.
Местными были волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей; а общими – окружные суды и судебные палаты. Местные суды учреждались для рассмотрения мелких преступлений и проступков, мелких гражданских исков. Мировые, судьи, избираемые земскими собраниями или городскими думами из местных жителей с определенным образовательным и имущественным цензом, решали дела единолично. Апелляцией для пересмотра их приговора являлся съезд мировых судей.
Окружные суды, назначаемые императором, учреждались на несколько уездов, большей частью на всю губернию, для рассмотрения гражданских и уголовных дел. Они рассматривали все дела, за исключением должностных, совершаемых чиновниками старше 9-го ранга, а также политические дела.
При окружных судах и судебных палатах состояли судебные следователи, судебные приставы и прокуратура. При судебных палатах также состоял совет присяжных поверенных.
Верховным судом, а также высшим органом власти судебного надзора являлся Сенат, в составе которого в ходе судебной реформы было создано два кассационных департамента – гражданский и уголовный. В 1872г. в составе сената было образовано особое присутствие для суждения о государственных преступлениях и противозаконных сообществах –высший политический суд России. С 1878г. часть политических дел переходит к военно-окружным судам.
Земская реформа 1864г.
Закон о местном самоуправлении, принятий в 1864г. определил структуру земских учреждений и их компетенцию. Земства вводились в уездах губерниях, и каждое из них имело распорядительные земские и исполнительные органы.
Председателем земского собрания был предводитель дворянства. Земские собрания каждые три года проводили выборы земских управ. В основу избирательной системы положены выборное, имущественное (ценз) и сословное начало.
В земских органах преобладали помещики и дворяне (около 45%). Согласно закону земства были избраны только в 33 (по некоторым данным 34) из 50 российских губерний. Земства ведали хозяйственными делами, касающимися «польз» и «нужд» губернии или уезда; занимались устройством благотворительных учреждений, здравоохранением и народным образованием.
Значение земской реформы в том, что, во-первых. С учреждением земств была предпринята попытка, создать новую систему местного самоуправления, основанную на всесословном представительстве. Во-вторых, земские учреждения вскоре стали центрами либеральной оппозиции правительству.
Реформа городского самоуправления 1870г.
Всесословные органы общественного самоуправления – городские думы – создавались в соответствии с новым «Городовым положением». Все жители, платившие налоги, разделялись на три группы соответственно сумме выплачиваемых ими налогов. Каждая группа избирала в городскую думу одинаковое число гласных. Один голос богатых плательщиков, избиравших 1/3 городских гласных, равнялся голосу от нескольких сот средних плательщиков, и нескольких тысяч мелких. Гласные городской думы избирали из своей среды городскую голову и членов городской управы.
Городские думы занимались вопросами городского благоустройства, здравоохранения и др. Компетенция органов самоуправления в городах соответствовала компетенции земских учреждений в сельских местностях.
Финансовая реформа 1862г.-1862 гг.
Право распоряжаться всеми финансовыми средствами страны поучал министр финансов, деятельность которого подлежала учету со стороны Государственного контроля. В 1860г. был учрежден государственный банк, который стал кредитовать торгово-промышленные предприятия. Главный итог преобразований финансовой системы заключался в установлении гласности бюджета, финансового контроля и прогрессивных изменений в налоговой системе.
Военные преобразования 60-70-х гг.
одним из наиболее последовательных и важных преобразований Александровского царствования стала военная реформа. Ее начало относится к 1860-1861гг., завершение – к 1874г.
успеху этой реформы способствовало то, что ее подготовкой и проведением в жизнь руководил Дмитрий Алексеевич Милютин. Ему удалось изменить структуру и вооружение армии, облегчит положение солдата, внедрить новые принципы набора в армию.
Главное достижение военной реформы – переход от рекрутского набора к всеобщей воинской повинности. Согласно закону мужчины в возрасте 20 лет подлежали призыву на военную службу, срок которой был определен в 6 лет для сухопутных войск и 7 лет для флота. Военнообязанные имели ряд льгот по призыву, которые касались их семейного положения и здоровья, а срок службы был поставлен в зависимость от образовательного уровня: человек, имевший высшее образование, служил полгода, среднее – полтора года.
Первое серьезное испытание – Русско-турецкая война 1877- 1878гг. – показало высокий уровень боевой подготовки армии.
Значительные преобразования в области просвещения. 18 июля 1863г. был утвержден новый университетский устав, который расширял автономию университетов. Ни войска, ни полиция не могли вступить на территорию университета без разрешения его ректора. Делами университетов руководили ученые советы, состоявшие из профессоров, преподавателей и сотрудников. А. В. Головин, министр народного просвещения, хотел пойти еще дальше и разрешить студентам создавать свои объединения (корпорации), но это предложение император не поддержал.
В 1864г. был принят уставы средней школы, в соответствии с которым гимназии подразделялись на классические и реальные. Первые готовили главным образом кК поступлению в университет, которые – в высшие технические учебные заведения. Школьная реформа 1864г. демократизировала сферу начального и среднего образования, расширяла сеть учебных заведений, привлекала новые педагогические кадры.
В 1865г. Александр II утвердил разработанные Министерством внутренних дел «Временные правила» о цензуре (реформа печати). Отменялась предварительная (т.е. на стадии после сдачи рукописи) цензура для большей части книг и литературных журналов. Вводилась карательная цензура – применение различных санкций уже после публикации, вплоть до закрытия издания. Правительственные и научные издания цензурному контролю не подлежали.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, реформы 60-70-х гг. ХIХ в. значительно продвинули Россию по пути экономической и политической модернизации. Однако политическое переустройство страны не было завершено. Россия по-прежнему оставалась самодержавной монархией.
Проведение реформ значительно изменило образ власти в глазах населения. Либералы, получив поле деятельности – земства, суды, университеты, – смогли перейти от слов к конкретным делам.
Реформы показали, что добиться реальных изменений в жизни общества в России можно не революционными взрывами, а реформами сверху, если за ними стоят достаточно просвещенные и влиятельные силы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.