Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономики »

Обстановка в России к середине XIX в. и реформы Александра II

Обстановка в России к середине XIX в. и реформы Александра II [20.04.12]

Тема: Обстановка в России к середине XIX в. и реформы Александра II

Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономики

Тип: Контрольная работа | Размер: 24.96K | Скачано: 235 | Добавлен 20.04.12 в 01:06 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Москва 2011


План:

Введение. 3

1. Кризис феодально-крепостнических отношений в России в первой половине XIX в. 4

2. Подготовка реформ и проведение социально-экономических преобразований Александром II 7

2.1 Необходимость проведения реформ.. 7

2.2 Реформы Александра II 9

Заключение. 13

Тест. 14

Список литературы.. 15

 

Введение

Россия в середине 19 века находилась на перекрестке между самодержавно-крепостническим строем и поисками новых форм организации социально-экономической и политической жизни.

Великие реформы явились новым рубежом, точкой отсчета начала новой истории, новой эпохи России. В результате преобразований во всех сферах государственной жизни пошатнулся основной принцип, по которому развивалась до этого момента Россия, а именно связь прогресса с крепостничеством.  Освобождение от крепостного права труда, развития частной инициативы, зарождения гражданского общества стали основой в новой политике Александра II. Он вошел в историю, как царь-освободитель и его реформы были названы Великими.

Россия во второй половине 19 века представляет собой большой интерес для изучения и актуальность данной темы состоит в том, что именно в этот период Россия переходит на новую ступень развития, оставив позади крепостное право. В данной работе будут рассмотрены такие вопросы как: необходимость проведения реформ, кризис российского общества, реформы Александра II,  и ее значение для страны.

 

1. Кризис феодально-крепостнических отношений в России в первой половине XIX в.

Сельское хозяйство продолжало играть ведущую роль в экономике России. Здесь было занято более 90% работников. Несмотря на сохранение крепостничества, аграрное производство развивалось под воздействием целого комплекса факторов:

Во многом отсталость русской деревни вызывалась влиянием суровой природно-климатической среды, консервирующей традиционные методы хозяйствования, обуславливающей сохранение крепостничества и экстенсивный характер ее развития.

Вместе с тем крепостное хозяйство разлагалось.

Господство натурального хозяйства сокращалось по мере становления всероссийского аграрного рынка, втягивавшего в свой оборот все сословия.

Личная феодальная зависимость крестьянина от помещика сохранялась, но видоизменялась. Наиболее дальновидные помещики осознавали, что подневольный труд намного уступает по производительности наемному. Но наем работников требовал немалых затрат от помещика в то время, когда крепостной труд был даровым. Многие помещики пытались вводить новые системы ведения хозяйства, применять новейшую технику, закупать улучшенные сорта, породистый скот и т.д. К сожалению, такие меры приводили их к разорению и, соответственно, к усилению эксплуатации крестьян. Росли задолженности помещичьих имений перед кредитными учреждениями.

Кризисные явления проявились и в попытках государства смягчить зависимость крестьян от помещика, несколько облегчить их положение (прекращение раздачи государственных крестьян помещикам, указы Александра I о “вольных хлебопашцах” (1803), об отмене права помещиков ссылать крестьян в Сибирь (1809), более 100 соответствующих указов Николая I, запретившего продажу крестьян без земли, в счет долгов помещика, перевод крестьян в дворовые, издавшего указ об "обязанных крестьянах" (1842) и др.)

В целом государство не изменило ни социальную, ни экономическую ситуацию. Крепостные помещичьи крестьяне к середине прошлого века составляли 37% населения Российской империи, а в центре страны - почти 2/3. Крепостной гнет сохранялся. В земледельческих губерниях 90% помещичьих крестьян работало на барщине, да и в Нечерноземье - около 1/3. Крепостной строй оставался самой острой не только социально-политической, но и экономической проблемой России.

 

2. Подготовка реформ и проведение социально-экономических преобразований Александром II

2.1 Необходимость проведения реформ

19 февраля 1855 года на российский престол вступил император Александр II, который получил тяжелое наследие. Поражение в Восточной войне (1853-1856 гг.), условия Парижского мира 18(30) марта 1856 г., который лишил Россию военного флота и военно-морских баз на Черном море, части Бессарабии и поставил под сомнение престиж России как великой державы, — все это обнажило отставание страны от развитых европейских стран. Устаревшее вооружение и несовременная система комплектования армии, отсутствие железных дорог и телеграфной связи с югом страны  и множество других очевидных признаков отсталости страны не оставляли сомнения в неизбежности перемен.

На рубеже 50-60 годов определилось обострение, выше обычного, нужды и бедствий крестьян, которое было обусловлено кризисом феодально-крепостнической системы. Дальнейшее развитие хозяйства на крепостной системе было невозможным. Крепостное хозяйство и особенно государственные финансы оказались в состоянии глубокого кризиса из-за громадных расходов на войну.

Экономический кризис неизбежно породил кризис социальный. Александр II встал на путь освободительных реформ не в силу своих убеждений, а как военный человек, осознавший уроки Восточной войны, как император и самодержец, для которого превыше всего были престиж и величие державы. Не будучи реформатором по призванию, по темпераменту, Александр II стал им в ответ на потребности времени.

Первое из важных решений Александра II было заключение Парижского мира в марте 1856 г.— выявило в нем способность отказаться от ошибочных взглядов и оценок, предпочесть здравый смысл отжившим понятиям и традициям. Вскоре после заключения мира, выступая в Москве перед предводителями дворянства, император сказал: «Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство враждебное между крестьянами  и их помещиками, к несчастью, существуют, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Мы живем в таком веке, что со временем это должно случиться. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, чем снизу» [№2, стр. 11].

Важной причиной, заставившей помещиков пойти на отмену крепостного права, был социальный фактор – нарастание из десятилетия в десятилетие крестьянских бунтов. Но помимо волнений протест крестьянства против крепостной неволи проявлялся и в других формах: убийствах помещиков и управляющих, распространение слухов о воле, плохое выполнение барщины, задержка в уплате оброка и другое.

Существует точка зрения относительно отмены крепостного права, согласно которой к середине XIX века крепостное хозяйство еще далеко не исчерпало своих возможностей и выступления против правительства были очень слабы. Ни экономическая, ни социальная катастрофы России не грозили, но, сохраняя крепостное право, она могла выбыть из числа великих держав. Одной из важных предпосылок Великих реформ, по мнению Б. Линкольна, «являлось наличие кадров, людей, готовых взять на себя грандиозный труд по преобразованию России, труд, к которому пытались приступить, но который не могли осилить их предшественники в первой половине XIX в. Этот слой прогрессивно мыслящих, интеллигентных людей, объединенных общностью взглядов на задачи предстоящих преобразований и методы их исполнения, начал складываться в недрах бюрократического аппарата николаевского царствования в 1830-е и особенно в 1840-е гг.».[№1, стр. 4] Так же одной из возможных предпосылок могли стать институциональные реформы, проведенные в царствование Александра I. В то время были созданы министерства, в которых выросли кадры будущих реформаторов.

В первой половине 19 века были проведены реформы в сфере народного просвещения, которые готовили почву для грядущих перемен. Среди предпосылок отмены крепостного права немаловажное значение имел и накопленный в первой половине 19 века опыт обсуждения и решения крестьянского вопроса.

С какой бы точки зрения не смотрели на процесс внутреннего социально-политического развития России в 19 веке, 1861 год, несомненно, является переломным. В советской истории этот год можно условно принять за границу, отделяющую историю феодальной России от России капиталистической.

Таким образом, рассмотрев, сложившуюся ситуацию в России в середине 19 века, можно сказать о том, что перед самодержавием встали неотложные задачи. В первую очередь выйти из финансового кризиса, разрешить социальные проблемы и при этом сохранить положение России в ранге великих держав. Следовательно, настало время проведения великих реформ.

 

2.2 Реформы Александра II

19 февраля 1861 года Александр II подписал Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, включавших в себя 17 законодательных актов, и Манифест об освобождении крестьян. В соответствии с Манифестом крестьяне отныне получали личную свободу и гражданские права, могли заключать имущественные и гражданские сделки, открывать собственные предприятия, переходить в другие сословия и т.д.

Вся земля, которая находилась как в помещичьем, так и в крестьянском пользовании, признавалась собственностью помещика. Следовательно, свой надел и свою «свободу» крестьянин должен был выкупить, выкуп же был обязательным. Крестьянские наделы выкупались у помещиков, а посредником в организации выкупных платежей выступало государство. У большинства крестьян не было денег, чтобы рассчитаться с помещиком, поэтому расчет на себя брало государство (уплачивало 80% стоимости земли), а крестьяне должны были заплатить за наделы казне (20% стоимости земельного надела с рассрочкой в 49 лет при 6,5%-ном росте суммы платежа). Крестьяне получали землю не в собственность, а на общину, которая была юридическим собственником земли. Вся община несла материальную ответственность за сбор налогов, отработку повинностей, содержание церквей, школ и т.д. Это означало, что традиционный уклад жизни  деревни оставался в неприкосновенности. Крестьяне считались «временно обязанными», пока не рассчитаются за землю с помещиками. Регламентировались крестьянские повинности, которые сохранялись в виде оброка и отработки.

Реформа носила не системный, а фискальный характер. Выкупная операция не только не требовала от государства затрат, но и принесла казне выгоду. Александр II стремился восстановить престиж государства, предотвратить социальные потрясения, создать условия для модернизации экономики и преодоления хозяйственной и технической отсталости.

Реформа не привела к окончательному отказу помещичьих земель от крепостнических отношений, сохранилось крупное помещичье землевладение. Крестьянская земля передавалась в руки общины, служившей тормозом для развития рыночных отношений, формирования наемного труда. Ставка в крестьянской реформе 1861 г. делалась на общинное землеустройство.

Ответная реакция крестьян на закон об освобождении была резко негативной. Особенно негативно на восприятие реформы сказалось то обстоятельство, что никто не потрудился объяснить ее крестьянам. В 1861 г. по стране прокатилась волна крестьянского протеста против условий, по которым они получали волю. Крестьяне не могли понять, почему еще на два года они остаются в прежнем подчинении у помещиков, отрабатывая барщину или выплачивая оброки.

Крестьянская реформа была юридическим актом, обозначавшим хронологическую границу между феодализмом и капитализмом в России. За этой реформой в 60-х гг. последовали другие, в результате которых Россия встала на путь буржуазного развития.

Земская реформа

После отмены крепостного права возникла необходимость местного самоуправления. 1 января 1864 года было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», вводившее бессословные выборные органы местного самоуправления - земства. Они несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог.

16 июня 1870 года было издано «Городовое положение», по которому вводилось выборное самоуправление - городские думы, избираемые на четыре года. Право избирать и быть избранным в городскую думу имели право только жители, обладающие имущественным цензом (преимущественно владельцы домов, торгово-промышленных заведений, банков - одним словом торгово-промышленная буржуазия). Таким образом, основная масса городского населения была устранена от участия в городском самоуправлении. Компетенция городского самоуправления была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов (благоустройство городов).

Судебная реформа

Из всех реформ того времени она была самой последовательной и одной из самых значительных. Судебные уставы 20 ноября 1864 года вводили бессословный, гласный суд с участием присяжных заседателей, адвокатурой и состязательностью сторон. Присяжные заседатели, участвующие в судебном процессе устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого, меры наказания же определяли сами судьи. Решения, принятые судом с участием присяжных заседателей считались окончательными, в противном случае могли быть обжалованы в судебной палате. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи - Сенатом. После этого они не могли быть уволены или устранены от должности на какое-то время, а лишь в случае совершения какого-либо уголовного преступления, но и тогда решение об их отстранении от должности выносил суд. Таким образом, закон вводил важный принцип несменяемости судей.

Военная реформа

В 1861-1874 годах была проведена серия военных реформ.

Новая система предполагала не только военное обучение солдат, но в то же время проводился ряд мероприятий с целью просвещения.

Реформы в сфере образования

Преподавание в университетах получило больше свободы, они стали доступны для вольнослушателей, как мужчин, так и женщин. Однако новизна положения привела в 1861 году к некоторым беспорядкам, после чего свободу университетов пришлось несколько ограничить. В 1863 году был издан устав, согласно которому профессорская корпорация получила самоуправление. Студенты же не получили права влиять каким-либо образом на порядок в университете, что являлось поводом для частых «студенческих беспорядков». Классическая гимназия была сделана единственным типом общеобразовательной и всесословной средней школы, выпускники которой имели право поступления в университет. Реальные гимназии заменили «реальными училищами»; цель их была в том, чтобы давать образование людям всех сословий, но приспособленное к практическим потребностям и к приобретению практических познаний.

Этой реформой было создано полное преобладание классической школы. Но граф Толстой упустил из вида несколько моментов, а именно: из-за отсутствия достаточного количества преподавателей латыни и греческого языка, пришлось выписывать специалистов из-за границы. Естественно, их преподавание не нравилось студентам, так как первые не знали ни русского языка, ни русской литературы.

 

Заключение

Основным содержанием социально-экономического развития этого периода было нараставшее разложение крепостнической системы хозяйствования и постепенное формирование капиталистических отношений, прежде всего в промышленности и торговле, и в сельском хозяйстве.

В этот период экономика Россия не стояла на месте. Несколько выросло сельскохозяйственное производство. Динамично развивались торговля и промышленность.

Результатом экономического развития стали изменения социальной структуры: начали формироваться наемный рабочий класс и слой предпринимателей, выросло городское население (5,7 млн. чел. - 8% всего населения).

В то же время крепостное право и сословный строй затрудняли социальное расслоение крестьян, оформление новых социальных групп, значительным оставалось количество помещичьих крестьян (21 млн. чел.).

Причем развитие капиталистических рыночных отношений приводило к деформации крепостничества и началу его постепенного вытеснения, а крепостной строй воздействовал на формы капиталистических отношений.

Реформа 1861 года не сняла аграрный вопрос в России, который оставался центральным и наиболее острым еще долгое время. 

Современники эту реформу назвали великой, так как она принесла свободу более чем 30 млн. крепостных крестьян, было уничтожено крепостное право,  которое в Европе прямо называли «русским рабством», была расчищена дорога для становления буржуазных отношений, экономической модернизации страны.

 

Тест

Установите соответствие дат с авторами реформ и их содержанием.

I. 1810 г.        II. 1839 г.         III. 80-е годы.           IV. 90-е годы.

  1. М Сперанский.
  2. Е. Канкрин.
  3. Н. Бунге.
  4. С. Витте.

А. податные, налоговые реформы.

Б. денежная реформа, введен свободный размен бумажных денег на золото.

В. выпуск новых кредитных билетов, свободно обменивающихся на серебряные деньги.

Г. финансовая реформа государственного бюджета и стабилизации рубля.

Ответ:

I – 1 – Г

II – 2 – В

III – 3 – A

IV – 4 – Б

 

Список литературы

  1. Великие реформы в России. 1856-1874/Под ред. Л.Г. Захаровой, Б.Эклофа, Дж. Бушнелла – М. 1992.
  2. Хрестоматия по истории СССР, 1861-1917 / Под ред. В.Г. Тюкавкина. – М.: Просвещение, 1990.
  3. История мировой экономики: учебник для студентов вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – 3-е изд.,– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  4. История экономики: учебник / под общ. Ред. О.Д. Кузнецовой, И.Н. Шапкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+2
Размер: 24.96K
Скачано: 235
Скачать бесплатно
20.04.12 в 01:06 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе