Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории »

Отмена крепостного права в России

Отмена крепостного права в России [01.06.12]

Тема: Отмена крепостного права в России

Раздел: Бесплатные рефераты по истории

Тип: Реферат | Размер: 22.98K | Скачано: 491 | Добавлен 01.06.12 в 17:56 | Рейтинг: +1 | Еще Рефераты


Содержание

  1. Изменения в положении крестьян в первой половине Х1Х в.

Предпосылки падения крепостного права 3

  1. Крестьянская реформа 1861 года 6
    1. Подготовка реформы  6
    2. Обнародование Манифеста и Положения 19 февраля 1861 г 7
    3. Основные положения крестьянской реформы  8
    4. Уставные грамоты  9
    5. Размеры полевого надела, повинности и выкуп  10
  2. Социально-экономические последствия реформы 1861 года 13

Список литературы 15

 

Изменения в положении крестьян в первой половине Х1Х в. Предпосылки падения крепостного права.

Крепостное право — совокупность юридических норм феодального государства, закреплявших наиболее полную и суровую форму крестьянской зависимости. Включало запрещение крестьянам уходить со своих земельных наделов (т.е. прикрепление крестьян к земле; беглые подлежали принудительному возврату), наследственное подчинение административной и судебной власти определённого феодала, лишение крестьян права отчуждать земельные наделы и приобретать недвижимость, иногда – возможность для феодала отчуждать крестьян без земли.

Первые шаги к отмене крепостного права были сделаны Александром I подписанием «Указа о свободных хлебопашцах» от 20 февраля 1803 г., в котором прописан юридический статус отпускаемых на волю крестьян. По данному закону помещики получили право освобождать крепостных крестьян поодиночке и селениями, с обязательным наделом землей. За свою волю крестьяне выплачивали выкуп или исполняли повинности. Если обязательства не выполнялись, крестьяне возвращались к помещику. Крестьян, получивших таким образом волю, называли вольными или свободными хлебопашцами, с 1848 г. их стали называть государственными крестьянами.

В результате роста малоземелья и увеличения повинностей в начале XIX века обнаружились прогрессирующее обеднение государственных крестьян. Чаще стали происходить волнения государственных крестьян против сокращения наделов, тяжести оброков и др. (например, «Холерные бунты», «Картофельные бунты» 1834 и 1840-1841 г.г.). Вопрос об изменении управления государственными крестьянами вызвал многочисленные проекты.

В 1830-х годах правительство приступило к реформе управления государственной деревни. В 1837-1841 годах была проведена реформа, разработанная П.Д. Киселёвым: учреждено Министерство государственных имуществ и его местные органы, на которые было возложено «попечительство» над госкрестьянами через посредство сельской общины. Были ликвидированы барщинные повинности госкрестьян в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине, прекращена сдача госимений в аренду, душевой оброк заменён более равномерным земельно-промысловым сбором.

Убежденный противник крепостного права, Киселёв полагал, что свободу следует вводить постепенно, «чтобы рабство уничтожилось само собою и без потрясений государства».

Государственные крестьяне получили самоуправление и возможность решать свои дела в рамках сельской общины. Однако крестьяне остались прикреплены к земле. Радикальное реформирование государственной деревни стало возможным только после отмены крепостного права. Несмотря на постепенность преобразований, они наталкивались на сопротивление, поскольку помещики опасались, что чрезмерное освобождение государственных крестьян даст опасный пример владельческим крестьянам.

Кисёлев намеревался регламентировать наделы и повинности помещичьих крестьян и частично подчинить их Министерству государственных имуществ, но это вызвало возмущение помещиков и не было реализовано.

Тем не менее, при подготовке крестьянской реформы 1861 года составители законодательства использовали опыт реформы Киселёва, особенно в вопросах opганизации крестьянского самоуправления и определения правового положения крестьян.

Предпосылки, которые в конечном счете привели к отмене крепостного права в России, складывались в течение длительного времени. В первую очередь они выражались в углублении в последние десятилетия перед реформой 1861 года социально-экономических процессов разложения крепостничества. Другой важной причиной, заставившей помещиков пойти на отмену крепостного права, был социальный фактор – нарастание крестьянских бунтов. В 1851-1860 г.г. их происходило до 100 ежегодно, они быстро затихали, но лишний раз напоминали, что помещики сидят на вулкане.

«Крестьянский вопрос» пытались решить еще при Николае I, в царствование которого было создано 9 секретных комитетов, но работа их не дала результатов. Необходимо было такое крупное потрясение, как Крымская война 1853-1856 г.г., чтобы царское правительство вплотную приступило к подготовке отмены крепостного права. Поражение в войне открыло глаза правящему классу на главную причину экономической и военно-технической отсталости страны – крепостное право – и на социальную опасность его дальнейшего сохранения.

Экономический кризис, вызванный Крымской войной, неизбежно породил и кризис социальный. Перед российским самодержавием встали неотложные задачи: выйти из тяжелого финансового кризиса, разрешить острые социальные проблемы и при этом сохранить положение России в ранге великих держав. Разрешение этих задач упиралось в необходимость отмены крепостного права и проведения ряда других социальных и экономических реформ.

 

КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА 1861 г.

Подготовка реформы.

Впервые о необходимости отмены крепостного права Александр II официально заявил в краткой речи 30 марта 1856 г. перед представителями московского дворянства, заявив, что: «лучше начать уничтожение крепостного права “сверху”, нежели ждать того времени, когда оно начнет само собою уничтожаться “снизу”». Царя поддержала либеральная часть помещиков, хозяйство которых было сильнее других втянуто в рыночные отношения. Они представили ему ряд своих проектов отмены крепостного права. Выработка оснований реформы сначала была возложена на Министерство внутренних дел, а затем был образован секретный комитет под председательством князя А.Ф. Орлова “для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян”. В 45 губерниях, в которых находились помещичьи крестьяне, были открыты комитеты по подготовке местных проектов освобождения крестьян.

С 1859 г. наступила решающая фаза подготовки принятия реформы. Были созданы Редакционные комиссии, на которые возлагалось рассмотрение материалов, поступавших из губернских комитетов и составление проектов законов. Председателем комиссий стал близкий друг Александра II – Я.И. Ростовцев, который много сделал для того, чтобы направить работу комиссий в либеральное русло. Помещики с недоверием отнеслись к редакционным комиссиям, и Александр обещал, что представители дворянства будут вызваны в Петербург, ознакомлены с документом и смогут высказать свое мнение.

Помещики нечерноморских губерний не возражали против наделения крестьян землей, но требовали за нее выкуп, несоразмерный с ее стоимостью. Тем самым они пытались включить в сумму выкупа компенсацию за оброк. Они настаивали также на том, чтобы правительство гарантировало выкупную операцию.

А вот дворянские представители от черноморских губерний увидели в деятельности редакционных комиссий проявление демократических, республиканских и даже социалистических тенденций. Громкими криками о разных опасностях, якобы грозящих государству, помещики хотели замаскировать свое нежелание дать крестьянам землю. Дворянским представителям было обещано, что их замечания по возможности будут учтены.

В это время умер Ростовцев. Председателем редакционных комиссий был назначен министр юстиции граф В.Н. Панин, известный консерватор. На каждом последующем этапе обсуждения в проект вносились те или другие поправки крепостников. Реформаторы чувствовали, что проект все более сдвигается от "золотой середины" в сторону ущемления крестьянских вопросов. Милютин и Самарин (главные разработчики реформы) поняли, что реформа не может осуществляться на одинаковых основаниях во всей стране, что нужно учитывать местные особенности. В черноморских губерниях главную ценность представляет земля, в нечерноморских – крестьянский труд, овеществленный в оброк. Они поняли также, что нельзя без подготовки отдать помещичье и крестьянское хозяйство во власть рыночных отношений; требовался переходный период. Они утвердились в мысли, что крестьяне должны быть освобождены с земли, а помещикам следует предоставить гарантированный правительством выкуп. Эти идеи и легли в основу законоположений о крестьянской реформе.

 

Обнародование Манифеста и Положения 19 февраля 1861 г.

Подписание Манифеста об отмене крепостного права и Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, было приурочено к 19 февраля – 6-й годовщине восшествия Александра II на престол. Поскольку правительство опасалось народных волнений, публикация документов была отложена на две недели – для принятия предупредительных мер. 5 марта 1861 г. манифест был прочитан в церквях после обедни. На разводе в Михайловском манеже Александр сам прочитал его войскам.

 

Основные положения крестьянской реформы.

“Положения” включали 17 законодательных актов, определявших выход из крепостной зависимости. Действие этого документа распространялось на 45 российских губерний.

Наиболее важным являлось «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», в котором излагались основные условия отмены крепостного права:

Также согласно Манифесту от 19.02.1861 г. в селениях предусматривалось ввести крестьянское общественное управление, первоначальной ячейкой в котором являлось сельское общество, ранее составлявшее имение помещика. Сельское управление здесь состояло из сельского схода, представленного всеми дворохозяевами. Несколько смежных сельских обществ составляли волость, где органом управления стал волостной сход, избиравший волостного старшину и волостной суд.

 

Уставные грамоты.

Проведение в жизнь крестьянской реформы практически заключалось в первую очередь в составлении и введении в действие уставных грамот, определявших как размеры отведенной крестьянам земли, так и взимавшихся за пользование ею повинности.

Составление уставных грамот было неразрывно связано с созданием института мировых посредников, а также с организацией сельского и волостного крестьянского общественного управления. Посредники назначались Сенатом из местных потомственных дворян-землевладельцев по представлению губернаторов. Закон предоставлял относительную самостоятельность мировым посредникам и независимость от местной администрации. Мировые посредники были призваны проводить правительственную линию – учитывать прежде всего государственные интересы. На практике, будучи сами помещиками, они редко принимали сторону крестьян, иногда идя на нарушение закона. Редкие представители либерально-оппозиционного дворянства, ставшие мировыми посредниками (писатель Л.Н. Толстой, хирург Н.И. Пирогов, декабрист А.Е. Розен и др.) добросовестно исполняли свои обязанности на этом посту, однако вскоре все они были удалены со своих должностей или сами подали в отставку.

Составление уставных грамот было начато в июле 1861 г., однако в первое время происходило оно крайне медленно и протекало в обстановке массового противодействия крестьян.

По данным на 18 октября 1961 г., по 28 губерниям были составлены 632 уставные грамоты, введено в действие 455. Из числа введенных в действие - 91, т. е. более 20%, не была подписана крестьянами. К 1 января 1862 г. количество составленных уставных грамот равнялось 2796, было введено в действие 2403. Из числа введенных в действие 881 грамота не была подписана крестьянами.

На протяжении 1862 г. количество грамот, не подписанных крестьянами, непрерывно увеличивалось. Уже на 1 января 1862 г. 37,85% грамот не было подписано крестьянами. К концу 1862 г. этот процент вырос до 50,26. Если же сопоставить число крестьян, подписавших и не подписавших уставные грамоты, то количество последних на 1 января 1863 г. составляло 58%.

Причины отказа крестьян подписывать уставные грамоты можно условно подразделить на две группы. К первой группе причин относятся те, которые вызывались конкретными поводами: неудовлетворенностью полевым наделом или размером повинностей. Нередко крестьяне не указывали на конкретные причины, мотивируя свой отказ несогласием с грамотой в целом.

Ко второй группе причин относятся те, которые были связаны с ожиданием крестьянами «новой воли». Эта «подлинная, настоящая воля» согласно распространившимся между крестьянами слухам должна была прийти через два года, когда наступит так называемый «слушный час».

 

Размеры полевого надела, повинности и выкуп

Размеры земельных наделов, а также платежи и повинности за пользование ими определялись в «Местных положениях», которых было издано четыре.

В среднем размер надела (который варьировался в зависимости от местности) на душу составил 3,4 десятины (1 десятина равна 1,09 гектара). Но законом могли быть произведены «отрезки», если душевые наделы крестьян превышали высший размер, установленный для данной местности, или если у помещиков при сохранении существующего крестьянского надела оставалось менее 1/3 всей земли имения. Наделы могли уменьшаться по специальным соглашениям крестьян с помещиками, а также при получении дарственного надела.

При наличии в пользовании крестьян наделов менее низшего размера помещик обязан был или «прирезать» недостающую землю, или снизить повинности. За высший душевой надел устанавливался оброк от 8 до 12 руб. в год или барщина – 40 мужских и 30 женских рабочих дней в год. Барщину должны были выполнять мужчины в возрасте от 18 до 55 лет, женщины – от 17 до 50 лет. За исправное отбывание барщины отвечало все общество (община) на основе круговой поруки. До истечения двухлетнего срока со дня издания «Положения» крестьяне имели право переходить с барщины на оброк лишь с согласия помещика; по истечении этого срока согласия не требовалось, однако крестьяне обязаны были предупредить помещика за год вперед.

Если надел был менее высшего, то повинности уменьшались, но не пропорционально.

Итак, оброк, установленный «Положениями», представлял собой по-прежнему феодальную ренту. Размеры оброка не только полностью обеспечивали сохранение дореформенного дохода помещиков, но даже несколько увеличивали его, принимая во внимание уменьшение кре­стьянских наделов. Барщина же по сравнению с дореформенным периодом была существенно сокращена, однако это мало задевало интересы помещиков. Во-первых, основной формой повинности после реформы становился оброк. Во-вторых, помещики сохраняли широкие возможности для использования труда крестьян в виде различных форм отработок за пользование отрезанной у них земли.

Завершающим этапом крестьянской реформы стал перевод крестьян на выкуп. Выкупная операция – уплата крестьянами помещику стоимости выделенной им земли, но на практике в основу выкупа была положена не рыночная стоимость земли, а искусственно завышенная, т. е. фактически крестьянам пришлось платить не только за наделы, но и за свою свободу – утрату помещиком крепостного труда. Дело выкупа взяло на себя государство. Казна выплачивала помещикам сразу деньгами или процентными бумагами от 75 до 80% выкупной суммы, остальные крестьяне сами выплачивали непосредственно помещику (сразу или в рассрочку). Выкупная сумма, уплаченная государством помещику, считалась предоставленной крестьянину ссудой и взималась с него в качестве выкупных платежей ежегодно в течение 49 лет со ставкой 6% годовых.

В результате крестьяне по этому закону должны были уплатить до 300% от первоначальной суммы выкупа.

Переход крестьян на выкуп растянулся на несколько десятилетий. К 1881 г. оставалось во временнообязанных отношениях 15%. Но в ряде губерний их было ещё много (Курская 160 тыс. – 44%; Нижегородская 119 тыс. – 35%; Тульская 114 тыс. – 31%; Костромская 87 тыс. – 31%). Быстрее шёл переход на выкуп в чернозёмных губерниях, там же преобладали и добровольные сделки над обязательным выкупом. Помещики, имевшие большие долги, чаще, чем другие, стремились ускорить выкуп и заключить добровольные сделки.

Отмена крепостного права коснулась и удельных крестьян, которые «Положением 26 июня 1863 г.» переводились в разряд крестьян-собственников путём обязательного выкупа на условиях «Положений 19 февраля». Отрезки у них в целом были значительно меньше, чем у помещичьих крестьян.

Законом 24 ноября 1866 г. началась реформа государственных крестьян. За ними сохранялись все земли, находящиеся в их пользовании. По закону от 12 июня 1886 г. государственные крестьяне были переведены на выкуп.

 

Социально-экономические последствия крестьянской реформы 1861 года.

Проведение государством выкупа крестьянских наделов в централизованном порядке решало ряд важных социальных и экономических задач. Правительственный кредит обеспечивал помещикам гарантированную уплату выкупа и вместе с тем избавлял их от непосредственного столкновения с крестьянами. Одновременно решалась и проблема возврата казне помещичьего долга в размере 425 млн. руб., взятых под залог крестьянских душ – они были вычтены из выкупной суммы. Кроме того, выкуп оказался выгодной для казны операцией. По официальным данным, крестьяне с 1862 г. по 1907 г. выплатили государству свыше 1,5 млрд. руб. Выкуп способствовал также развитию капиталистических отношений. Перевод крестьян на выкуп означал окончательное отделение крестьянского хозяйства от помещичьего, способствовал более интенсивному проникновению товарно-денежных отношений в крестьянское хозяйство. В целом реформа 1861 г. создала благоприятные условия для постепенного перехода от феодального помещичьего хозяйства к капиталистическому.

Обнародование “Положений” вызвало взрыв крестьянского протеста весной 1861 г., поскольку обмануло их ожидания. Крестьяне считали, что от них скрыли «настоящую волю», дарованную царем. За первые пять месяцев 1861 г. произошло 1340 крестьянских волнений, всего за год – 1859. Большой общественный резонанс в стране вызвали восстания в начале апреля 1861 г. в селах Бездна (Казанская губерния) и Кандеевка (Пензенская губерния), в которых приняли участие десятки тысяч крестьян. Восстания в Бездне и Кандеевке были подавлены с помощью войск и с многочисленными жертвами. Руководитель восстания в селе Бездна Антон Петров был предан военному суду и расстрелян.

Реформа 1861 г. ударила “одним концом по барину, другим по мужику”. Во многом ущемляя права крестьян, она затронула и экономические интересы помещиков: личное освобождение крестьян ликвидировало монополию помещиков на эксплуатацию крестьянского труда, реформа заставила отдать крестьянам их надельную землю. Подавляющее большинство помещиков встретило ее с раздражением, а петербургское и московское дворянские собрания заявили о нарушении Жалованной грамоты дворянству 1785 г. и потребовали пересмотра закона 1861 г.

Крестьянская реформа, несмотря на всю ее противоречивость, явилась важнейшим историческим актом прогрессивного значения, став переломной гранью между Россией крепостной и Россией свободного предпринимательства, создав необходимые условия для утверждения капитализма в стране. По сравнению с крепостной эпохой резко возросли темпы экономического развития, сложилась новая социальная структура, характерная для капиталистических стран: сформировались новые социальные слои населения - пролетариат и промышленная буржуазия. В условиях быстрого экономического развития России в конце XIX – начале XX в. и подъема культуры сформировался значительный слой людей интеллектуального труда в различных областях науки и техники, литературы и искусства, школьного и врачебного дела. Отмена крепостного права и проведение реформ в суде, образовании и печати, военном деле, получивших название Великих реформ, проведение ряда мер для индустриального развития страны обеспечили прочное положение России в ряду крупнейших мировых держав. Однако малоземелье крестьян, высокие выкупные платежи и сохранение общины со всеми свойственными ей феодальными пережитками (круговой порукой) тормозило развитие капиталистических отношений и создавало условия для будущих революционных потрясений.

 

Список литературы:

  1. Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России конец XVII – XIX в. М., 1997.
  2. Великие реформы в России: 1856-1874 г.г. М.,1992.
  3. Зайончковский. П. А. Отмена крепостного права в России. М., 1968.
  4. Захарова Л.Г. Александр II // Вопросы истории, 1993, № 11-12.
  5. История России в вопросах и ответах. Сост. Кислицын С.А. Ростов-на-Дону, 1999.
  6. Попов Г.Х. Крестьянская реформа 1861 г. Взгляд экономиста. Истоки: вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли. М., Ежегодник, 1989.
  7. Федоров В.А. История России 1861-1917 г.г. М., 2000.
  8. Аграрные реформы и развитие сельской экономики России — статья д.э.н. Адукова

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 22.98K
Скачано: 491
Скачать бесплатно
01.06.12 в 17:56 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Отзывы о работе:

Спасибо большое за отличный сайт. Много полезного и необходимого.

Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе