Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по отечественной истории »

Аграрный вопрос в капиталистической России

Аграрный вопрос в капиталистической России [07.10.11]

Тема: Аграрный вопрос в капиталистической России

Раздел: Бесплатные рефераты по отечественной истории

Тип: Контрольная работа | Размер: 19.52K | Скачано: 304 | Добавлен 07.10.11 в 12:33 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Пенза 2009


СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Часть I
1. Основные положения реформы 1861 года 4
2. Значение реформы для России 6
Часть II
1. Сущность аграрной реформы П.А. Столыпина 7
2. Содержание аграрной реформы 9
3. Причины неудачи аграрной реформы 12
4. Вывод 13
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Введение

История не твориться произвольными деяниями "великих людей", как полагали некоторые мыслители.  Но история не твориться и какими-то безличными силами,  выражающимися в действиях и настроениях масс,  как считали ряд творцов 50 лет назад.  История - это сплошная равнодействующая поступков множества личностей,  каждая из которых складывается в зависимости от общественных и культурных условий, в которых ей довелось развиваться, и вкладывается в исторические события со своим удельным весом,  зависящим от персональных свойств и общественного положения.

         При рассмотрении аграрного вопроса в капиталистической России, наиболее раскрывает ее сущность  аграрная реформа П. А. Столыпина. И это, справедливо, т. к. именно аграрная реформа Столыпина, рас­положенная в самом центре программы преобразований, является основной аг­рарной реформой со времён отмены крепостного права и до 1921. В печати часто можно встретить словосочетание "столыпинская реформа", под которой разумеется лишь аграрная реформа. Но так как мы имеем дело с программой, т. е. своего рода упорядоченной системой, то совершенно необходимо рас­смот­реть аграрную реформу в ее неразрывной связи с некоторыми другими направ­лениями реформирования, а также с проблемами, которые так или иначе имеют к ней отношение: к примеру, вопрос о соотношении реформы и Думы.

Для полноты анализа аграрного вопроса, также рассмотрим реформы Александра II 1861 года, которые не малую роль сыграли для развития России.

Часть I

1. Основные положения реформы 1861 года

Основным вопросом в России на протяжении XVIII—XIX веков был земельно-крестьянский.

 В 1857 г. по указу Александра II начал работать секретный комитет по крестьянскому вопросу, главной задачей которого была отмена крепостного права с обязательным наделением крестьян землей. Затем такие комитеты были созданы по губерниям. В результате их работы (а учитывались пожелания и наказы как помещиков, так и крестьян) была разработана реформа по отмене крепостного права для всех районов страны с учетом местной специфики. Для различных районов были определены максимальная и минимальная величины передаваемого крестьянину надела.

Император 19 февраля 1861 года подписал целый ряд законов. Здесь был Манифест и Положение о даровании свободы крестьянам, документы о вступлении в силу Положения, об управлении сельскими общинами и др. Отмена крепостного права не была единовременным событием. Сначала освобождались помещичьи крестьяне, затем удельные и приписанные к заводам. Крестьяне получили личную свободу, но земля оставалась помещичьей собственностью, и, пока отводились наделы, крестьяне на положении «временно­обязанных» несли в пользу помещиков повинности, которые по сути не отличались от прежних, крепостных. Наделы, передаваемые крестьянам, были в среднем на 1/5 меньше, чем те, которые они обрабатывали прежде. На эти земли заключались договоры о выкупе, после этого «временнообязанное» состояние прекращалось, казна расплачивалась за землю с помещиками, крестьяне — с казной в течение 49 лет из расчета 6 % годовых (выкупные платежи).

Пользование землей, взаимоотношения с властями строились через общину. Через общину в определенной степени сохранилась  власть помещика над крестьянством. Помещик имел  также  право  отвода неугодных ему старост и других выборных лиц в общине, без  его согласия нельзя было изменить севооборот  или  распахать  пустырь. Община несла круговую поруку за  уплату  податей  каждым крестьянином.

Существование общины было выгодно помещикам, которых  община обеспечивала рабочей силой, и государству,  которому  она гарантировала поступление налогов. Для крестьян  община  стала серьезным ограничителем юридической свободы.

Отнюдь не все бывшие крепостные получили землю в  результате реформы. Совершенно лишились прав на надел дворовые слуги и «месячники». Беззастенчивое ограбление крестьян выразилось и в том, что при наделении их землей помещики захватывали лучшие земли. Помещики вгоняли свои земли  «клином»  в  крестьянские, что создавало затруднения для крестьянских хозяйств и вынуждало крестьян арендовать помещичью землю по  ростовщическим  ценам.

Выкупная операция дала огромные капиталы помещикам, чтобы те в свою очередь имели возможность перевести своё хозяйство на буржуазные рельсы. Вместе с тем затрудняла буржуазную перестройку крестьянства, так как доходы крестьян шли не в их хозяйство, а на уплату выкупа и налогов.

В результате реформ было уничтожено крепостное право — то «очевидное и для всех ощутительное зло», которое в Европе прямо называли «русским рабством». Однако земельная проблема не была решена, так как крестьяне при разделе земли были вынуждены отдать помещикам пятую часть своих наделов.

2. Значение реформы для России

Александр II оставил глубокий след в истории, ему удалось сделать то, за что боялись взяться другие самодержцы - освобождение крестьян от крепостного гнета. Плодами его реформ мы пользуемся и по нынешний день.

Основная реформа его царствования - осво­бождение крестьян - в корне изменила порядок, существовавший до этого и повлекла за собой все остальные реформы. Крестьянская реформа, несмотря на все ее несовершенства, была колоссальным шагом вперед.

Отмена крепостного права создала условия для утверждения в России капитализма. Эти условия заключались в личном освобождении свыше 20 млн. помещичьих крестьян, частично лишенных средств производства. Именно личное освобождение крестьян явилось одним из решающих условий, которое обеспечило победу новой, капиталистической системы хозяйства. Перевод крестьян на выкуп означал фактически ликвидацию крепостнических отношений. Несмотря на сохранение феодально-крепостнических пережитков в виде различных форм отработок, капиталистические производственные отношения постепенно, хотя и медленно, занимают господствующее положение. Однако реформа сохраняла большое количество феодально-крепостнических пережитков, что и характеризовало ее грабительский характер.

Наделы, полученные помещичьими крестьянами в результате реформы, были в большинстве своем совершенно недостаточными, в условиях тогдашней существующей системы землепользования и существовавшей культуры земледелия.

В итоге можно сказать, что все-таки реформа пошла на пользу государству. Пусть она была несвоевременной по отношению к крестьянам, но она прервала многолетнюю зависимость крепостных крестьян от помещиков. Русский народ наконец-то понял, какое место он должен занимать в судьбе своей страны.
Часть II

1.  Сущность аграрной реформы П.А. Столыпина

П.А.Столыпин, и его оппоненты подчеркивали главные задачи реформы - создать богатое крестьянство, проникнутое идеей собственности и потому не нуждающееся в революции, выступающее как опора правительству.  Здесь четко проступают политические соображения аг­рарной реформы: без кре­стьянства никакая революция в России была невоз­можна.  5 декабря 1908 года в речи о "земельном законопроекте и землеустрой­стве крестьян" Столыпин ут­верждал, что "настолько нужен для переустрой­ства нашего царства, переуст­ройства его на крепких монархических устоях, крепкий личный собственник, настолько он является преградой для развития революционного движения.  Из трудов последнего съезда социалистов- революционеров, проходившего в Лон­доне в сентябре настоящего года... вот то, что он постановил: «правительство, подавив попытку открытого восстания и за­хвата земель в деревне, поставило себе целью распылить крестьянство уси­ленным насаждением личной частной собственности или хуторским хозяйст­вом. Всякий успех правительства в этом направлении наносит серьезный ущерб делу революции».

Кроме политических устремлений, в закон 9 ноября правительство зало­жило и экономический смысл. Столыпин утверждал в речи перед Госу­дарствен­ным Советом 15 марта 1910, что "...именно этим законом заложен фундамент, основание нового социально- экономического крестьянского строя". Экономи­ческие аспекты реформ основывались на том, что без нормального аграрного фундамента, без про­цветающего сельского хозяйства, без выплескивания из села на рынок труда миллионов бывших крестьян, дешевой рабочей силы, про­мышленность России будет обречена на чахлую жизнь при постоянной "под­кормке" в виде казенных заказов.

Действительно, согласно концепции Столыпина, модернизация страны тре­бовала нескольких условий: первое - сделать крестьян полновластными собст­венниками, чтобы "крепкие и сильные", освободившись от опеки об­щины, могли обойти "убогих и пьяных". И второе - добиться усиленного роста про­мышленности, подкрепленного развитием внутреннего рынка.

Аграрная реформа включала в себя ряд взаимосвязанных проблем, и все их решения пронизывала  красная нить - упор не на общину, а на едино­личного собственника. Несомненно, это был полный разрыв с идеологией ре­формы 1861 года, когда упор был сделан именно на крестьянскую общину как на главную опору, базу самодержавия и, соответственно, государственности в целом.

Разрушению крестьянской общины способствовал не только указ от 9 но­ября 1906 года, но и другие законы 1909- 1911 гг., предусматривающие рос­пуск общины и возможность его проведения решением простого большинства, а не 2/3, как это было раньше. После принятия указа 9 ноября Государствен­ной Ду­мой он поступил на обсуждение Государственного совета и также был принят, после чего стал именоваться законом 14 июня 1910 года. По своему экономиче­скому содержанию это были, безусловно, либеральные буржуазные законы, способствующие раз­витию  капитализма в деревне и, следовательно, прогрес­сивные.

2. Содержание аграрной реформы

Основная сущность аграрной реформы Столыпина достаточно хорошо из­вестна. Он полагал, что только соз­дание мелкой личной собственности, предоставление крестьянам реально­го права выхода из общины и разрешение вопросов «улучшенного земле­пользования» изменят лицо российской деревни, а стало быть и всей стра­ны.

 Согласно 1 статьи закона 14 июня 1910 года "каждый домохозяин, вла­деющий надельной землею на общинном праве, может во всякое время требо­вать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли". Более того, закон разрешил ему оставить за со­бой излишки, если он за них заплатит общине по более низкой выкупной цене 1861 г. По тре­бованию выделившихся община была обязана выделить им вза­мен черезполо­сых земель - отдельный компактный участок- отруб. Дополне­нием к закону 14 июня 1910 года был принятый обеими палатами 29 мая 1911 года закон о земле­устройстве. В соответствии с ним для проведения землеуст­ройства не требова­лось предварительного укрепления земли за дворохозяе­вами. Селения, где были проведены землеустроительные работы, автоматиче­ски объявлялись перешед­шими к наследственно- подворному владению. Зем­леустроительные комиссии были наделены широкими полномочиями, которые они пускали в ход, чтобы насадить как можно больше хуторов и отрубов.

Реформа Столыпина была нацелена на разрушение культивировавшей­ся столетиями крестьянской общины, бывшей серьезной преградой на пути развития производительных сил в сельском хозяйстве, и создание класса крестьян-собственников, заинтересованных в увеличении сельскохозяйст­венного производства.

Важным инструментом разрушения общины и насаждения мелкой част­ной собственности был кредитный банк. Посредством него государство помогало многим крестьянским семьям в приобретении земель. Банк продавал в кредит земли, скупленные ранее у помещиков, или принадлежащие государ­ству. При этом кредит для единоличного хозяйства был вдвое ниже, чем по кредитам об­щине. Между 1905 и 1914 гг. в руки крестьян перешли таким пу­тем 9,5 млн. га земли. Необходимо, однако заметить, что условия продаж были довольно жест­кими- за просрочку платежей земля у покупщика отбиралась и возвращалась в банковский фонд для новой продажи.

Составной частью реформы стало также переселение крестьян в Сибирь, где им предоставлялись надельные земли по 15 дес. на мужскую душу. Крестьянам были переданы для освоения огромные массивы земель в прииртышских и Барабинской степях, на Алтае (последние принадлежали ранее императору), в других местах вплоть до Тихого океана. Кроме земли правительство предоставляло переселенцам льготный проезд и провоз скота и машин по Транссибирской железнодорожной магистрали, выда­вало ссуды и безвозмездные кредиты на обзаведение, на строительство мельниц и церквей в новых поселениях. Оно организовывало агрономиче­скую и ветеринарную службу, строило колодцы и склады для орудий тру­да.

В конце августа начале сентября 1910 года П. Столыпин и главноуправ­ляющий землеустройством и земледелием А. Кривошеин совершили поездку по Сибири. По окончанию делегации был составлен отчет, с учетом  которого Сто­лыпин и Кривошеин выдвинули комплексную программу приватизации сибир­ской земли. В короткий срок был разработан пакет законопроектов и постановле­ний, направленных на введение частной собственности на землю в Сибири. Уже в ноябре 1910 года Главное управление землеустройства и земле­делия направило в Государственную думу главнейший из тех документов- "По­ложе­ние о поземельном устройстве крестьян и инородцев на казенных землях си­бирских губерний и областей".

Проведение законопроекта в жизнь встретилось с немалыми трудно­стями: во- первых землеустроительные работы в Сибири не завершились(из- за не­хватки государственных землемеров), а во- вторых не хватало средств.

Вышеуказанный проект о землеустройстве оказался сибирским де­пу­татам не по душе: они мотивировали это тем, что "сибирские старожилы, живя своей жизнью, никакого землеустройства не простят". Обсуждение зако­нопро­екта затянулось безрезультатно вплоть до прекращения деятельности IV Госу­дарственной думы. Однако, еще в 1908 г. правительство приступило к размежеванию наделов крестьянских общин в Сибири.

В Европейской России попытки выделиться на хутора и отруба обычно вы­зывали сопротивление середняцкой части деревни(многие крестьяне психоло­ги­чески не могли освободится от общинного уклада жизни). В Сибири же об­щина была заметно слабей, и крестьяне охотно шли на отделение. Именно от­носи­тельная незрелость сибирской общины во многом делала коренного дере­вен­ского мужика, не говоря уже о переселенцах, надежным сторонником сто­лы­пинских преобразований.           

В задачу пересе­лен­ческого управления, как это уже было сказано, входило разрешение насущного вопроса перенаселенности центральных губерний России.  Основ­ными рай­онами переселения были Сибирь, Средняя Азия, Дальний Восток и Северный Кавказ.

3.  Причины неудачи  аграрной реформы

Ряд внешних обстоятельств (смерть Столыпина, начало войны) пре­рвали столыпинскую реформу.

Всего 8 лет проводилась аграрная реформа, а с началом войны она была ос­ложнена - и, как оказалось, навсегда. Столыпин просил для пол­ного рефор­миро­вания 20 лет покоя, но эти 8 лет были далеко не спокой­ными. Однако не крат­ность периода и не смерть автора реформы, были причиной кра­ха всего предприятия. Реформа не достигла ни политических, ни экономических целей, которые пе­ред ней ста­вились. У крестьян не было достаточно материальных средств для того чтобы поднять свое хозяйство, чтобы купить новую технику, которая по­зволила бы повысить производительность, но столыпинский аграрный курс провалился и политически. Дело в том, что крестьяне не смогли забыть о по­мещичьей земле, даже "кулаки", грабя общинную землю, держали в уме и по­мещичью. Ко всему прочему, социальная напряженность в деревне не спала, а усилилась до предела. Опасность состояла в том, что брожение ушло в глубь и был неизбежен новый взрыв. Введение частной подворной собственности на землю вместо общинной удалось ввес­ти только у четверти общинников. Не удалось и территориально оторвать от "мира" зажиточных хозяев, т.к. на ху­торских и отрубных участках по­селялись менее половины кулаков. Переселе­ние на окраины так же не уда­лось организовать в таких размерах, которые смогли бы существенно пов­лиять на ликвидацию земельной тесноты в центре. Все это предвещало крах реформы еще до начала войны.

Причин краха реформ было несколько: противодействие крестьянс­тва, не­достаток выделяемых средств на землеустройство и переселение, плохая ор­га­низация землеустроительных работ, подъем рабочего движения в 1910-1914 гг. Столыпинская аграрная реформа проводилась  в условиях сохранения по­ме­щичьего землевладения. Но главной причиной было сопротивление кресть­ян­ства проведению новой аграрной политики.

4. Вывод

Реформа с самого начала была ослаблена тем, что ее вело не первое лицо пирамиды власти.   Но эта реформа еще более ослабла, поскольку у нее не было и достаточной поддержки в обществе. Столыпин во многом переоце­нил ак­тивность той части крестьян, которая хотела разбогатеть. Богатые кре­стьяне еще не стали в селе самостоятельной силой. Соответственно, они не смогли стать опо­рой столыпинской реформы. В перспективе, конечно, слой самостоятельных кре­стьян-фермеров стал бы мощным фактором политической жизни России. Но это в перспективе. А в начале все зависит от активности ее инициаторов. Однако дли­тельным начатое сверху быть не может- успех ре­форм зависит от быстрого фор­мирования их социальной базы. Столыпин так и не сумел найти способ, который позволил бы силам бюрократии в ходе аграр­ной реформы опереться на актив­ность крестьянства. Оно, к сожалению, оста­валось лишь материалом, который реформировали. Лишенная социальной опоры, столыпинская реформа оставалась комплексом административных мер. А в политической жизни страны по-преж­нему действовали силы, выступав­шие против реформы - и справа, и слева. В этой социальной и политической изоляции состоит, кстати, главное отличие реформы 1906 г. от реформы 1861 г.

Конечно же, Столыпин был выдающимся деятелем и политиком, но при существовании такой системы, которая была в России, все его проекты "раска­лы­вались" о непонимание или о нежелание понять всю важность его начина­ний. Надо сказать, что без тех человеческих качеств, таких как: смелость, це­леустрем­ленность, напористость, политическое чутье, хитрость - Столыпину вряд ли уда­лось сделать хоть какой  вклад в развитие страны.

Путь Столыпина, путь реформ, путь предотвращения октября 17 года был отвергнут. И теми, кто революции не хотел. И теми, кто к ней стремился.

Столыпин понимал и верил в свои реформы. Он был их идеологом. Это – это его сильная сторона.

Заключение

Реформа 1861 г. по своему характеру была крепостнической, а по содержанию - буржуазной. Она знаменовала конец феодальной эпохи и переход России к капитализму.

После падения крепостного права Россия вступила в капиталистический период своего развития. Реформа не могла решить всех противоречий, но все же дала толчок развитию хозяйства страны.

На самом деле все конкретные решения реформы 1861 года отвечали в первую очередь интересам сохранения царя и его бюрократии. И Столыпин тоже думал о сохранении бюрократии, в широком смысле слова - о сохранении российского государства. В 1861 году с этой целью отвергли и помещичий вариант реформы (освободить крестьян без земли) и крестьянский вариант (освободить, отдав крестьянам всю землю). Выбрали общинный вариант освобождения. Именно он позволил сохранить государственную машину России и Российскую империю.

Можно сказать, что страна в период столыпинских реформ переживала не конституционный кризис, а революционный. Стояние на месте или полреформы не могли решить ситуацию, а только наоборот расширяли плацдарм для борьбы за кардинальные преобразования. Только уничтожение царского режима и помещичьего землевладения могли изменить ход событий, меры, которые предпринял Столыпин в ходе своих реформ были половинчатыми. Главный же крах реформ Столыпина состоит в том, что он хотел осуществить реорганизацию вне демократическим путем.

Конечно же, Столыпин был выдающимся деятелем и политиком, но при существовании такой системы, которая была в России, все его проекты "раскалывались" о непонимание или о нежелание понять всю важность его начинаний.

Список использованной литературы
1.    Аврех А.Я. П.А.Столыпин и судьбы реформ в России. - М.: Политиздат,  1991.
2.    Белковец Л.П. История государства и права России. Курс лекций. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2000.
3. М. Бок. П. А. Столыпин., М.: Современник, 1992.
4. Исаев В.И. История государства и права России. – М : Юрист, 1998.
5. В. Пантелеев. Сибирская одиссея Столыпина., Былое, N 9- 10, 1996.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 19.52K
Скачано: 304
Скачать бесплатно
07.10.11 в 12:33 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе