Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »

Психология общения: понятие, виды и функция общения

Психология общения: понятие, виды и функция общения [05.04.11]

Тема: Психология общения: понятие, виды и функция общения

Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению

Тип: Контрольная работа | Размер: 14.30K | Скачано: 244 | Добавлен 05.04.11 в 19:30 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Барнаул 2010


Содержание

Введение 3

1 Понятие, виды и функции общения 4

2 Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия 6

3 Социально-психологические понятия и их определения 9

Заключение 10

Список используемых источников 11

 

Введение

Невозможно себе представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми. Потребность в общении относится к числу основных потребностей человека. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психического и социально-психологического анализа оно стало только в XX в.

Общение – сложный многогранный процесс включающий:

- формирование определенных образцов и моделей поведения;

- взаимодействие людей;

- взаимное влияние людей друг на друга;

- обмен информацией;

- формирование отношений между людьми;

- взаимное переживание и понимание людьми друг друга;

- формирование образа внутреннего «Я» человека. [4, c. 124]

Выступая мощным потребителем энергии человека, общение вместе с тем является бесценным биостимулятором его жизнедеятельности и духовных устремлений.

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он и другим человеко-партнером по общению также воспринимается как личность.

 

1 Понятие, виды и функции общения

Общение – необходимое условие нормального развития человека как члена общества и как личности, условие его духовного и физического здоровья.

В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:

1 «Контакт масок» - формальное общение, при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника. Этот процесс общения получил свое название потому, что в процессе общения используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия, участливости и т.д., то есть набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть отношение к собеседнику. В некоторых ситуациях контакт масок необходим для того, чтобы не вступать в личный контакт.

2 Формально-ролевое общение, в котором регламентированы и содержание, и средства общения социальными ролями партнеров по общению: врач и пациент, милиционер и нарушитель правил дорожного движения, контролер и пассажиры автобуса и т.д.

3 Светское общение, определяемое формальной вежливостью. Его особенность состоит в том, что люди фактически не общаются, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Их точки зрения на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Светское общение носит ритуализированный характер.

4 Манипулятивное общение, направленное на получение односторонней выгоды от собеседования с использованием манипулятивной техники воздействия на партнера по общению (лесть, обман, демонстрация силы, демонстрация слабости, демонстрация доброты, «пускание пыли в глаза», запугивание и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.

5 Духовное межличностное общение между людьми, при котором раскрываются глубинные структуры личности. Духовное общение характеризуется взаимопониманием между людьми, а в его основе лежит доверие к личности собеседника.

6 Деловое общение, направленное на согласование и объединение усилий людей с целью налаживания отношений и достижения общего результата. [4, c. 123]

Под функциями общения понимают те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Функции общения многообразны и существуют различные основания для их классификации.

Одно из общепринятых оснований классификации – выделение в общих трех взаимосвязанных сторон или характеристик:

1 Перцептивной – процесса восприятия и понимания людьми друг друга в процессе общения;

2 Информационной – процесса обмена информацией;

3 Интерактивной – процесса взаимодействия людей в общении. [1, c. 81]

В ряде психологических исследований выделяются следующие функции общения: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная.

Информационно-коммуникативная функция охватывает такие процессы как передача-прием информации. В реальных процессах общения между людьми информация не только передается-принимается, но и формируется.

Регуляционно-коммуникативная функция общения отражает феномены, относящиеся к регуляции поведения участников общения. При этом происходит взаимная “подстройка” действий и коррекция поведения.

Аффективно-коммуникативная функция отражает эмоциональную сферу взаимодействия, т. е. имеется в виду, что общение детерминирует эмоциональные состояния человека. [3, c. 109]

 

2 Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия

Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии.

Под восприятием в психологии понимается целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

В качестве субъекта и объекта восприятия могут выступать не только отдельные личности, но и целые группы людей.

Сложность процесса восприятия заключается в том, что способность человека к обработке информации не беспредельна. Кроме недостатка информации процесс восприятия искажают ошибочные заключения. Когда информации мало, человек строит свои выводы о собеседнике на основе того немногого, что успел узнать, а когда его представление сформировано, он пренебрегает полученными позже дополнительными сведениями. [5, c. 118]

Важность этих верных или ложных заключений о партнерах по общению в том, что они ложатся в основу будущих взаимоотношений и могут накладывать отпечаток на взаимодействие людей.

Сложность оценки людей и формирование адекватного образа заключается в сознательном искажении сведений и контроля за информацией о себе, которую человек позволяет получить окружающим.

Большое значение для взаимного понимания имеет «открытость», т.е. умение быть честным и естественным в отношении с другими. Открытость как психологический феномен непосредственным образом зависит от степени осознания своего внутреннего «Я» и восприятия себя на личностном уровне.

Неадекватное представление о себе создает многие психологические барьеры общения, ведет к игнорированию информации, чужого мнения, что в конечном итоге может привести к конфликтному поведению.

На восприятие деловыми партнерами друг друга большего влияния оказывают накопленные ими предшествующий познавательный опыт. Перцептивная фаза делового общения является процессом социального восприятия и познания партнерами друг друга. К созданию перцептивных барьеров в общении можно отнести такие свойства коммуникации как неумение слушать, надменность и высокомерие, нетерпеливость и нервозность, вспыльчивость, лицемерие, чрезмерная самоуверенность, навязчивость и т.д. [2, c. 176]

В перцептивной фазе делового общения каждый из деловых партнеров пытается «приоткрыть» психологическое пространство друг друга, выявить одни особенности и тем самым сконструировать целостный образ партнера. Однако это сопровождается возникновением перцептивных барьеров, которые мешают прочтению образа партнера. Можно выделить несколько таких перцептивных барьеров: превосходства, привлекательности, ореола, стереотипизации.

Барьер превосходства возникает при неравенстве социальных позиций деловых партнеров - их социального статуса и социальной роли. Восприятие деловыми партнерами друг друга связано при этом с недооценкой или переоценкой личностных качеств друг друга. Например, открытая демонстрация одним из деловых партнеров своего особого статуса или независимой позиции.

Барьер привлекательности формируется на основе эстетических представлений деловых партнеров о соответствии личности избранному каждым из них образцу красоты и привлекательности. При этом критериями оценки привлекательности могут служить как внешний вид делового партнера (черты лица, мимика, осанка, соразмерность роста и веса, эстетика одежды), так и манеры общения, поведения, обусловленные деловой культурой. Барьер привлекательности проявляется в приписывании позитивных или негативных психологических качеств деловому партнеру.

Барьер ореола возникает на основе галоэффекта - переноса общего оценочного впечатления о деловом партнере на восприятие всех его психологических качеств и поступков. При этом роль ореола может выполнять какое-либо одно суждение о партнере, которое вызывает определенное к нему отношение и мешает адекватно воспринимать другие, реально существующие его черты. По существу происходит экстраполяция одного качества на все другие характеристики делового партнера, вызывая «окрашивание» одним качеством всех остальных.

Барьер стереотипизации возникает на основе наложения формирующихся у деловых партнеров определенных стереотипов на реально существующие образы друг друга. Если стереотип не соответствует реально существующему образу воспринимаемого делового партнера или он фиксирует лишь вторичные, несущественные признаки, то это несоответствия ведет к формированию максимально упрощенного и схематизированного представления о деловом партнере. [1, c. 205]

 

3 Социально-психологические понятия и их определения

Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения:

а) стереотип;

б) предубеждение;

1) односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов;

2) личная антипатия или активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать в дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участвовать.

а) стереотип – 1) односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов.

б) предубеждение – 2) личная антипатия или активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать в дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участвовать.

 

Заключение

Восприятие – процесс активный. Направляясь первоначально только внешними воздействиями, деятельность человека постепенно начинает регулироваться образами. Восприятие развивается в оптимальных условиях: когда взаимодействие со средой качественно разнообразно и количественно достаточно, тогда организуются полноценные способы анализа объекта и синтезируются системы признаков для построения адекватных образов внешней среды. Недостаточность в раздражителях не позволяет восприятию выполнять свои функции и обеспечивать правильную и надежную ориентировку во внешней среде.

Образ индивидуален, он принадлежит внутреннему миру данного человека, поскольку избирательность восприятия, при формировании конкретного образа, направляется его личными интересами, потребностями, мотивами и установками, это и определяет уникальность и эмоциональную окраску образа. Формирующиеся в процессе восприятия образы обладают качествами, которые позволяют регулировать целесообразное поведение.

Важно то, что мы можем полагаться на сформированные у нас навыки и способы восприятия исключительно в рамках тех условий, в которых они вырабатывались, то есть допустимо рассчитывать на адекватность, точность и надежность нашего восприятия, только находясь в привычной среде обитания. За ее пределами будут возникать закономерные ошибки восприятия и даже иллюзии, и неадекватность будет сохраняться до тех пор, пока восприятие не подстроится к новым условиям с помощью обратной связи.

 

Список используемой литературы

1 Зарецкая Е.Н. Деловое общение. Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

2 Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии / Методологические проблемы социальной психики. М., 1976. С.130.

3 Парыгин  Б.Д. Основы социально-психологической теории. – М.: Наука, 1987. – с. 178.

4. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 415 с.

5. Титова Л.Г. Деловое общение: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 14.30K
Скачано: 244
Скачать бесплатно
05.04.11 в 19:30 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе