Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »

Психология общения

Психология общения  [05.10.11]

Тема: Психология общения

Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению

Тип: Контрольная работа | Размер: 38.15K | Скачано: 295 | Добавлен 05.10.11 в 22:57 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: УФА 2011


Содержание

Введение 3

1. Понятие и виды функции общения 5

2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия 13

3. Задание 19

Заключение 21

Список литературы 23

Термины 24

Персоналии 28

 

Введение

Как только не именовали человека: и homo sapiens (человек разумный), и homo fuber (человек производящий), и homo habilis (человек умелый), и homo ludens (человек играющий). Думается, с не меньшим основанием его можно назвать homo communicans – человек общающийся.

Русский мыслитель Петр Чаадаев остроумно заметил: «Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли бы о своей природе». И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком в общении. [№ 5] 

В ходе общения его участники обмениваются - не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями

В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует. Причем происходит это часто стихийно, в ходе накопления житейского опыта. В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно, например, для овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя), а иногда и просто для продуктивных и цивилизованных отношений между людьми. По этой причине в знании его закономерностей, накоплении навыков и умений их учета и использования необходимо постоянно совершенствоваться.

Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в процессе общения формируются духовные потребности, морально – политические и эстетические чувства, складывается характер.

Основа психологии общения - это способность выделять моменты эффективного проведения переговоров, бесед и применять его на практике, быть психологически грамотным при беседе, формирование системы знаний об эффективном, партнёрском общении.

Проблема проведения беседы неоднозначна, поэтому в наше время изучение психологии общения весьма актуально. За последние годы психология общения стала предметом изучения многих наук. Ею занимаются и философы, и социологи, и экономисты, и юристы, и педагоги.

В повседневной жизни между людьми зарождаются различного рода отношения, такие как любовь, дружба, партнерские отношения, и в основе всех этих отношений лежит психология общения. Процесс психологии отношений необходим человеку для приобретения собственной индивидуальности, признания в обществе и подтверждения своей значимости. [№ 4].  

Актуальность выбранной темы заключается в том, что, не изучив психологии общения человек, не может стать успешным экономистом или бухгалтером. Об этом говорят такие успешные финансисты, как Акио Морита (руководитель электротехнической компании Sony) и Ли Якокка (руководитель автомобильной компании Cryisler).

Целью данной работы является изучение психологии общения. Задачи, которые предстоит решить в ходе ее выполнения:

  1. Изучение психологической и методической литературы по данному вопросу.
  2. Раскрытие понятия, видов и функций общения.
  3. Изучение роли восприятия в процессе общения.
  4. Раскрытие понятий стереотип и предубеждение.

 

1. Понятие и виды функции общения

Для того чтобы понять, что такое общение, прежде всего, следует узнать его определение. Б.Ф. Ломов считает, что общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффектно-оценочного (т.е. эмоционально-оценочного) характера. [№ 3]  Кроме того, есть определение, согласно которому общение — это сложный многоплановый процесс поддержания и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия. [№1] Из этого определения видно, что общение в одно и то же время выступает и как личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются установки личности и ее взгляды на социальные нормы, и как социальный процесс, через который общество влияет на нее.

В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:

  1. «Контакт масок» — формальное общение, при котором от­сутствует стремление понять и учесть особенности личности собе­седника. Этот процесс общения получил свое название потому, что в процессе общения используются привычные маски вежливо­сти, строгости, безразличия, участливости и т.д., то есть набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть отношение к собеседнику. В некоторых ситуациях контакт масок необходим для того, чтобы не вступать в личный контакт.
  2. Формально-ролевое общение, в котором регламентированы и содержание, и средства общения социальными ролями партнеров по общению: врач и пациент, милиционер и нарушитель правил дорожного движения, контролер и пассажиры автобуса и т.д.
  3. Светское общение, определяемое формальной вежливостью. Его особенность состоит в том, что люди фактически не общают­ся, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в по­добных случаях. Их точки зрения на тот или иной вопрос не име­ют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Светское общение носит ритуализированный характер.
  4. Манипулятивное общение, направленное на получение односторонней выгоды от собеседования с использованием манипулятивной техники воздействия на партнера по общению (лесть, об­ман, демонстрация силы, демонстрация слабости, демонстрация доброты, «пускание пыли в глаза», запугивание и т.п.) в зависимо­сти от особенностей личности собеседника.
  5. Духовное межличностное общение между людьми, при кото­ром раскрываются глубинные структуры личности. Духовное об­щение характеризуется взаимопониманием между людьми, а в его основе лежит доверие к личности собеседника.
  6. Деловое общение, направленное на согласование и объедине­ние усилий людей с целью налаживания отношений и достиже­ния общего результата.

Все многообразие видов общения можно разделить на две большие группы: формальное общение (ролевое) и неформальное общение (личностное). С этой точки зрения деловое общение можно назвать личностно-ролевым. Формальное (ролевое) общение, определяемое служебными и социальными статусами людей, и неформальное (личностное), определяемое их личностными статусами и личными целями, переплетаются и могут переходить одно в другое. [№ 1]

Общение может рассматриваться на трех уровнях анализа:

Первый уровень — макроуровень: общение индивида с другими людьми описывается как важнейшая сторона его образа жизни. На этом уровне процесс общения изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни с акцентом на анализ психического развития индивида.

Второй уровень — мезауровенъ (средний уровень): общение в этом случае интерпретируется как сменяющаяся совокупность целенаправленных, логически завершаемых контактов или ситуаций обмена информацией, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности, в конкретных временных отрезках своей жизни. Главный акцент в изучении общения па этом уровне делается на содержательных компонентах ситуаций общения - по поводу «чего» и «с какой целью». Вокруг этого стержня «темы», «предмета» общения раскрывается динамика общения, анализируются используемые средства (вербальные и невербальные) и фазы, или этапы общения, в ходе которых осуществляется обмен представлениями, идеями, переживаниями.

Третий уровень — микроуровень, в ходе которого осмысливаются элементарные единицы информации, например, «вопрос — ответ», «побуждение к действию — действие и т. п.

Общение выполняет определенные функции. Их достаточно много, по главных — шесть.

  1. Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.
  2. Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, индивид усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.
  3. Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.
  4. Функция объединения — разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.
  5. Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания, сохранения и развития достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.
  6. Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

Общение обычно проявляется в единстве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной и конативной.

Межличностная сторона общения отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: с другими людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью. Прежде всего, это семья и профессиональная группа, которые пользуются сложившимися культурно-историческими и профессиональными шаблонами поведения. Вместе с этими шаблонами поведения человек усваива­ет национально-этнические, социально-возрастные, эмоционально-эстетические и другие эталоны и стереотипы общения.

Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие другие, связанные с личностью партнера. Она охватывает не только познание другого человека, но и самопознание. В результате в процессе общения формируются образы-представления о себе и партнерах, которые регулируют сам этот процесс.

Коммуникативная-информационная сторона общения представляет собой обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т. п. Если все это рассматривать как информацию, то процесс коммуникации может быть попят как процесс обмена информацией. Но такой подход к человеческому общению очень упрощен. Это обусловлено тем, что в условиях подобного общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Эмотивная сторона общения связана с функционированием эмоций и чувств, настроений и состояний в личных контактах партнеров. Они проявляются в выразительных движениях субъектов общения, их действиях, поступках, поведении. Через них проступают взаимные отношения, которые становятся своеобразным социально-психологическим фоном взаимодействия, предопределяя больший или меньший успех совместной деятельности.

Конативная (поведенческая) сторона общения служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров. Она обеспечивает управляющее воздействие наличность во всех процессах жизнедеятельности, раскрывает стремление человека к тем или иным ценностям, выражает побудительные силы человека, регулирует взаимоотношения партнеров в совместной деятельности.

Здесь важен вопрос о средствах и механизмах воздействия участников общения друг на друга в его процессе. Главным средством общения является язык.

Язык – это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности.

Большое значение в процессе общения имеют знаки.

Знак – это любой материальный объект (предмет, явление, событие), который выступает в качестве указания и обозначения и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации. [№ 1]

Общение характеризуется также своими внешним проявлением и внутренним содержанием. Внешние проявления общения выражаются коммуникативной активностью его участников, интенсивностью их действий, инициативностью, мастерством, определенными реакциями на контакт и соответствующим поведением и т. д. Внутреннее содержание общения отражает субъективное восприятие взаимодействия его участниками, переживание ими своего отношения на реальный или ожидаемый контакт, определение мотивов и целей, с которыми люди вступают в общение, и т. п.

Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают вербальные средства общения (когда в качестве знаковых систем используются устная и письменная речь) и невербальные средства общения, когда применяются неречевые средства общения.

В вербальном общении обычны два варианта речи — устная и письменная.

В том случае, когда общение осуществляется с помощью неречевых средств, очень важное значение имеют жесты рук, особенности походки, голоса, а также выражение лица (мимика), глаз (микромимика), поза, движения всего тела в целом (пантомимика), дистанция и т. п. Причем выражение лица иногда лучше слов говорит об отношении к собеседнику. Всем известны гримасы лица, выражающие преданность, доброжелательность, лесть, презрение, страх, зависть и т. п.

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:

Невербальные средства, как правило, не могут самостоятельно передавать точно значения (за исключением некоторых жестов). Невербальные средства общения обычно оказываются так или иначе скоординированными между собой и словесными текстами.

Невербальные средства общения делятся на визуальные, акустические, тактильно-кинестезические и ольфакторные.

Визуальные средства общения — это:

Акустические (звуковые) средства общения — это:

Тактильно-кинестизические средства общения — это:

Ольфакторные средства общения — это;

На невербальные средства накладывает сильный отпечаток каждая конкретная культура, поэтому нет общих норм для всего человечества. Невербальный язык другой страны приходится учить так же, как и словесный.

Деловое общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели. [№ 3]

Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно – временная дистанция).

Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально-психологические механизмы.

В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить (по желанию участников) в любой момент.

Деловое общение реализуется в различных формах:

- деловая беседа;

- деловые переговоры;

- деловые совещания;

- публичные выступления.

Особенности делового общения:

 

2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия

Восприятием называется отражение в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на рецепторы в форме целостных образов.

В процессе общения приходится взаимодействовать с людь­ми, которых видишь впервые, и с достаточно хорошо знакомы­ми людьми. Психологические исследования показали, что в ос­нове восприятия незнакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения, лежат разные психо­логические механизмы. В первом случае восприятие осуществ­ляется на основе психологических механизмов межгруппового общения, во втором — механизмов межличностного общения. [№ 6]

К психологическим механизмам восприятия в межгрупповом общении относят процесс социальной стереотипизации, суть ко­торого заключается в том, что образ другого человека строится на базе тех или иных типовых схем. Под социальным стереоти­пом обычно понимается устойчивое представление о каких-либо явлениях или признаках, свойственных представителям той или иной социальной группы.

Очень важно для правильного понимания роли стереотипа в восприятии то обстоятельство, что любой социальный стереотип — это порождение и принадлежность группы людей, и отдельные люди пользуются им лишь в том случае, если они относят себя к этой группе.

Разные социальные группы, взаимодействуя между собой, вырабатывают определенные социальные стереотипы. Наиболее известны этнические или национальные стереотипы — пред­ставления о членах одних национальных групп с точки зрения других. Например, стереотипные представления о вежливости англичан, легкомысленности французов или о загадочности сла­вянской души. Формирование образа другого человека осущест­вляется тоже путем стереотипизации. Вопрос о том, насколько точным является первое впечатление, совсем не прост.

С одной стороны, почти каждый взрослый человек, имею­щий опыт общения, способен по внешности человека, его оде­жде, манере говорить и поведению достаточно точно определить многие его социально-психологические характеристики: психо­логические черты, возраст, социальный слой, примерную про­фессию. Но эта точность бывает только в нейтральных ситуаци­ях. В других же ситуациях почти всегда присутствует тот или иной процент ошибок. И чем менее нейтральны отношения, чем более люди заинтересованы друг в друге, тем больше веро­ятность ошибок.

Это объясняется тем, что перед человеком никогда не стоит задача просто «воспринять» другого. Образ партнера, который создается при знакомстве, — это регулятор доследующего пове­дения, он необходим для того, чтобы правильно и эффективно и данной ситуации построить общение. Наше общение строится существенно различным образом в зависимости от того, с кем общаемся. Для каждой категории партнеров есть как бы разные техники общения, выбор которых определяется характеристика­ми партнера. Поэтому наиболее важные в данной ситуации ха­рактеристики — это те, которые позволяют отнести партнера к какой-то группе. Именно эти характеристики и воспринимают­ся достаточно точно. А остальные черты и особенности просто достраиваются по определенным схемам, и именно здесь прояв­ляется вероятность ошибки. Эти ошибки восприятия обуслов­лены, в частности, действием некоторых факторов: превосходст­ва, привлекательности и отношения к нам. [№ 5]

Люди, вступающие в общение, не равны: они отличаются друг от друга по своему социаль­ному статусу, жизненному опыту, интеллек­туальному потенциалу и т.д. При неравенстве партнеров наибо­лее часто применяется схема восприятия, которая приводит к ошибкам неравенства. В психологии эти ошибки получили на­звание фактора превосходства.

Схема восприятия такова. При встрече с человеком, превос­ходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оце­ниваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, ко­торого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому-то одному пара­метру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для нас неравенстве. Для того чтобы подействовал фактор превосходст­ва, нам надо это превосходство сначала оценить. Как это сде­лать? По каким признакам мы можем судить о превосходстве человека, например, в социальном положении или в интеллек­туальном?

Для определения этого параметра в нашем распоряжении есть два основных источника информации: 1) одежда чело­века, его внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки отличия, очки, прическа, награды, драгоценности, а в определенных случаях даже такая «одежда», как машина, оформление кабинета и т.д.; 2) манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.).

Информация о превосходстве обычно, так или иначе «закладывается» в одежду и манеру поведения, в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к той или иной социальной группе или его ориентации на какую-то группу.

Эти элементы служат знаками групповой принадлежности и для самого носителя одежды и поведения, и для окружающих его людей. Понимание своего места в группе, в той или иной иерар­хии, а также положения других людей во многом определяют об­щение и взаимодействие. Поэтому выделение превосходства каки­ми-то внешними, видимыми средствами всегда существенно. [№ 7]

Действие фактора привлекательности при восприятии человека заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются дру­гими людьми. Ошибка здесь в том, что если человек нам нра­вится (внешне), то одновременно мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и т.д., т. е. опять-таки переоце­нивать многие его личностные характеристики.

Например, в эксперименте учителям были предложены для оценки «личные дела» учеников и ставилась задача определить уровень интеллекта, планы на будущее, отношения со сверстни­ками. Секрет эксперимента состоял в том, что для оценки дава­лось одно и то же дело, но с разными фотографиями — краси­вых и некрасивых детей. Красивые дети получили более высо­кую оценку своих возможностей.

Эти данные подтверждены и в эксперименте американского психолога А. Миллера, который, применив метод экспертных оценок, отобрал фотографии людей красивых, «обыкновенных» и некрасивых. Затем он показал эти фотографии испытуемым. В их оценке красивые превосходили некрасивых по всем параметрам.

Итак, чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем он, кажется лучше во всех других отношениях; если же он непривлекателен, то остальные его качества недооцениваются. Но всем известно, что в разное время разное считалось привле­кательным, что у разных народов свои каноны красоты.

Значит, привлекательность нельзя считать только индивиду­альным впечатлением, она скорее носит социальный характер. Поэтому знаки привлекательности надо искать, прежде всего, не в том или ином разрезе глаз или цвете волос, а в социальном значении того или иного признака человека. Ведь есть одобряемые и не одобряемые обществом или конкретной социальной группой типы внешности. И привлекательность — не что иное
как степень приближения к тому типу внешности, который
максимально одобряется той группой, к которой мы принадлежим. Знаком привлекательности являются усилия человека выглядеть социально-одобряемым. Механизм формирования восприятия по этой схеме тот же, что и при факторе превосходства, и, наконец, фактор отношения к нам. Он действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, которые к нам относятся плохо. Знаком отношения к нам, за­пускающим соответствующую схему восприятия, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами. Психологи, выявив мнения испытуемых по ряду вопросов, ознакомили их с мнениями по тем же вопросам, принадлежа­щим другим людям, и просили их оценить эти мнения. Оказа­лось, что чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека. Это правило имело обратную силу: чем выше оценивался некто, тем большего сход­ства его взглядов с собственными от него ожидали. Убежден­ность в этом предполагаемом «родстве душ» была настолько ве­лика, что разногласий с позицией привлекательного лица испы­туемые попросту не замечали. Важно, чтобы во всем было согласие, и тогда включается фактор отношения к нам. [№ 5]

Задачей первого впечатления является быстрая ориентировка в ситуации. Для людей как социальных существ главное — опре­деление вопроса о групповой принадлежности партнера. Поэтому можно сказать, что первое впечатление почти всегда правильно. Ошибкой же является то, что стереотипизация вызывает опреде­ленную оценку и не известных еще пока свойств и качеств, что может привести к неадекватному общению в дальнейшем. В по­стоянном общении результаты первого впечатления продолжают действовать. Однако постоянное и длительное общение не может удовлетворяться тем списком приписываемых партнеру черт и свойств, которые сформировались при первом впечатлении.

В постоянном общении становится важным более глубокое и объективное понимание партнера — его актуального эмоционального состояния, намерений, его отношения к нам. Здесь восприятие и понимание партнера происходят на другой основе. Психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностном общении являются идентификация, эмпатия и рефлексия.

1. Наиболее простой способ понимания другого человека обеспечивается идентификацией — уподоблением себя ему. При идентификации человек как бы ставит себя на место другого и оп­ределяет, как бы он действовал в подобных ситуациях - методика Д. Карнеги (1888-1955), изложенная им в книге « Как оказывать влияние на людей», основана на механизме идентификации.

2. Очень близка к идентификации эмпатия, т.е. понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько продумывается, сколько прочувствуется. Один из основоположников гуманистической психологии К. Роджерс опреде­лял эмпатическое понимание как «умение войти внутрь личного мира значений другого человека и увидеть, правильно ли мое понимание». Эмпатическое понимание возможно в отношении немногих, поскольку составляет тяжелую нагрузку для психики.

3. С точки зрения характеристики общей» как идентифи­кация, так и эмпатия требуют решения еще одного вопроса: как будет тот, другой, т. е. партнер по общению, принимать меня.

Процесс понимания друг друга опосредован процессом рефлексации. В социальной психологии под рефлексацией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнерами по общению. Это уже не просто знание другого, но знание того, как другой понимает меня, т.е. своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга.

 

3. Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения:

а) стереотип;

б) предубеждение;

1) односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов;

2) личная антипатия или активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать в дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участвовать.

Пояснение:

Стереотип - личная антипатия или активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать в дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участвовать.

Например: Социальные стереотипы:

Возрастные стереотипы:

Этнические стереотипы:

Предубеждение - односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов.

Например, многие люди боятся ужей, хотя те довольно безобидны. А как же, ведь это мерзкая, скользкая змея. А коалы? Все считают их милыми и добрыми зверушками, однако это абсолютно не значит, что они не могут откусить человеку палец. Лев – царь зверей. Однако в диких условиях основную опасность представляют именно львицы, являющиеся главными добытчиками пищи.

 

Заключение

Общение – это сложнейший, многоуровневый процесс установления и развития отношений между людьми, который представляет собой обмен информацией, восприятие и понимание человеком другого человека. И помогает в этом процессе человеку знания основ психологии.

Основа психологии общения - это способность выделять моменты эффективного проведения переговоров, бесед и применять его на практике, быть психологически грамотным при беседе, формирование системы знаний об эффективном, партнёрском общении.

Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии. Под восприятием в психологии общения подразумевается непросто формирование целостного образа на основе его внешнего вида и поведения, но и понимание партнера по общению.

В повседневной жизни между людьми зарождаются различного рода отношения, такие как любовь, дружба, партнерские отношения, и в основе всех этих отношений лежит психология общения. Процесс психологии отношений необходим человеку для приобретения собственной индивидуальности, признания в обществе и подтверждения своей значимости.

Потребность в общении относится к числу основных (базовых) потребностей человека, это необходимое условие нормального развития человека как личности, условие его духовного и физического здоровья. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в ХХ веке.

Человек устроен таким образом, что подавляющее число наших потребностей мы не можем удовлетворить  в одиночку. Мы нуждаемся друг в друге. То же самое можно сказать и о деловом общении. Главная цель общения – это установление контакта с другими людьми  для удовлетворения каких-либо потребностей и интересов в ходе совместной деятельности. В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного, т.е. эмоционально-оценочного, характера.

Итак, можно сделать вывод, что общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения.

 

Список литературы

  1. Психология общения / А.И. Волкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007
  2. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004
  3. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник – 2-е изд. – М.: ИНФРА – М, 2006
  4. Деловое общение (учебное пособие на электронном носителе). Рекомендовано Советом УМО по специальности – «Реклама» в качестве учебного пособия для вузов РФ, готовящих специалистов по рекламе. Пенза, 2003 г.
  5. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2006.
  6. Введение в психологию. Петровский А.В. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  7. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/Сост. Е.И.Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2005.
  8. Змановская Е. В., Руководство по управлению личным имиджем, СПб, "Речь", 2005 г.

 

ТЕРМИНЫ

Авторитет – это духовная власть над сознанием людей, которой обладают лица и организации в силу присущих или приписываемых им моральных достоинств.

Альтруизм – черта характера, побуждающая человека бескорыстного приходить на помощь другим людям.

Аутотренинг – комплекс специальных упражнений, основанных на самовнушении и используемых человеком для управления собственными психическим состоянием и поведением.

Барьер психологический – внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т.д.), мешающие человеку успешно выполнять некоторые действия. Часто возникает в деловых и личных взаимоотношениях людей и препятствует установлению открытых и доверительных отношений между ними.

Бессознательное – характеристика психологических свойств, процессов и состояния человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.

Бихевиоризм  (от англ. behaviour, поведение) -  направление в психологии, определившее облик американской психологии в XX столетии, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике.

Выразительные движения (экспрессия) – система данных от природы или выученных движений (жесты, мимика, пантомима), при помощи которых человек невербальным путем передает информацию о своих внутренних состояниях или внешнем мире другим людям.

Депрессия - состояние душевного расстройства, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности.

Деловая беседа – встреча, предполагающая обмен мнениями, информацией, предположениями. В отличии от переговоров беседа обычно не предполагает достижения договорённости.

Деловое общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели

Дистресс - отрицательное влияние стрессовой ситуации на деятельность человека, вплоть до ее разрушения.

Знак – это любой материальный объект (предмет, явление, событие), который выступает в качестве указания и обозначения и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.

Идентификация — отождествление. Установление сходства одного человека с другим, направленное на его вспоминание и собственное развитие идентифицируемого с ним лица.

Индивид — отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных и психологических.

Индивидуальность — своеобразное сочетание их индивидных (см. индивид) свойств человека, отличающее его от других людей.

Инсайт (озарение, догадка) — неожиданное для самого человека внезапное нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и настойчиво думал.

Инициатива — проявление человеком активности, не стимулированной извне и не определяемой независящими от него обстоятельствами.

Интроверсия — обращенность сознания человека к самому себе; поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг.

Интуиция — способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.

Конфликт внутриличностный — состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанной с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений и потребностей.

Конфликт межличностный — трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей и потребностей.

Критика (оценка, разбор) – один из способов выражения общественного мнения, помогающий преодолению противоречий и трудностей.

Лидер — член группы, чей авторитет, власть или полномочия безоговорочно признаются остальными членами этой группы, готовыми следовать за ним.

Мимика — совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (представляет, обдумывает, припоминает и т.п.).

Общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми, их равными партнёрами, приводящая к возникновению психического климата, проявляющегося в обмене информацией, взаимодействии, взаимопереживании и взаимопонимании.

Пантомимика — система выразительных движений, совершаемых при помощи тела.

Переговоры – встреча, цель которой, прежде всего в том, чтобы, обсудив партнёром проблему представляющую интерес, найти взаимовыгодное решение (достичь договорённости). Это решение оформляется в виде договора или соглашения, где предусмотрены взаимные обязательства сторон.

Поведение – совокупность поступков человека, имеющих значение, совершаемых им в относительно долгий u1087 период в постоянно изменяющихся условиях.

Роль — понятие, обозначающее поведение человека в определённой жизненной ситуации, которая соответствует занимаемому положению (например, роль руководителя, подчинённого и т.д.).

Самообладание — способность человека сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях.

Сотрудничество — стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми. Готовность поддержать и оказать им помощь.

Социально-психологический тренинг — теория и практика специального психотерапевтического воздействия на людей, рассчитанная на улучшение их общения и приспособление к условиям жизни.

Стресс — состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.

Темперамент — динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках.

Убежденность — уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами.

Ценностные ориентации — то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, позитивный жизненный смысл.

Эгоцентризм — сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на самом себе, сопровождающаяся игнорированием того, что происходит вокруг.

Экстраверсия — обращённость сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него.

Эмпатия – способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.

Язык – это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности.

 

ПЕРСОНАЛИИ

Известный русский философ конца XIX в. Владимир Соловьев (1853 – 1900) считал, что «несостоятельность ортодоксальной политической экономии … заключается в том, что она отделяет принципиально область хозяйственную от нравственной».

Экономист и философ Сергий Булгаков (1871 – 1944) писал: «Преследуя цель экономического оздоровления России, не следует забывать и о духовных предпосылках, именно о выработке соответствующей хозяйственной психологии».

Известный русский ученый Петр Струве (1870 – 1944) отмечал, что современная ему радикальная русская интеллигенция не понимала позитивного значения и смысла капитализма, видя в нем только «неравное распределение», «хищничество», «хапание». Она не видела в нем более производительной прогрессивной системы, его роли в процессе воспитания и самовоспитания людей.

Русский ученый, экономист П.Н.Савицкий (1895 – 1965) писал в своей статье «Хозяин и хозяйство»: «Нужно различать предпринимательство как  определенную эмпирическую хозяйственно – экономическую функцию и как особую духовно – экономическую сущность».

Видный русский философ Николай Бердяев (1874 – 1948) настойчиво повторял, что для подъема России нужно прежде всего «духовное перерождение народа, внутренний в нем переворот».

Известный современный философ Альбер Камю (1913 – 1960), даже в условиях самого тяжкого социального кризиса поступать нужно так, словно ты совершенно уверен, что справедливость, счастье и мир победят, даже если тебя одолевают на этот счет сомнения.

Один из крупнейших современных западных специалистов по проблемам хозяйственной этики Артур Рих, при решении экономических вопросов нельзя противопоставлять потребности экономики и человеческую справедливость.

Конфуций (551 – 479 до н.э.) обращал внимание на такие нравственные качества человека, делающие его приятным и полезным в общении, как чувство долга по отношению к другим людям. Уважение их, особенно старших по возрасту, выполнение установленных в обществе норм и правил поведения, что позволяет поддерживать порядок и гармонию в обществе.

Древнегреческий философ Сократ (469 – 339 до н.э.) обосновал учение о нормах морали и моральном сознании людей как главном факторе их общения между собой.

Платон (427 – 347 до н.э.) считал, что общение между людьми должно строиться на основе таких добродетелей, как справедливость, рассудительность, благочестие, соблюдение нравственных норм.

Аристотель (384 – 322 до н.э.) характеризовал человеческие способности как функции души, рассуждал о психологических чертах характера человека, его мыслительных ассоциациях, о целесообразном характере его поведения и деятельности.

Философ Нового времени голландец Бенедикт Спиноза (1632 – 1677) в своей «Этике» подчеркивает роль человеческой индивидуальности, характеризующей прежде всего внутренний мир человека, проявляющийся в тех или иных его психологических состояниях – аффектах.

Английский философ Томас Гоббс (1588 – 1679) и Джон Локк (1632 – 1704) пытались показать, что общественная мораль и мораль личности взаимосвязаны и определяются обстоятельствами жизни людей и их интересами.

Вольтер (1694 – 1778) указывал на обусловленность морали людей их жизненным опытом, что критерием нравственности поступков является их полезность для общества.

Жан Жак Руссо (1712 – 1778) весьма актуальны сегодня его высказывания о роли чувств и естественных инстинктов человека в его поведении.

Общий нравственный принцип человеческого общения содержится в категорическом императиве немецкого философа Иммануила Канта (1724 – 1804): "Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства".

Французский мыслитель Габриель Тард (1843 – 1904) называл социологию как науку о функционировании общества «простой социальной психологией».

Лестер Уорд (1841 – 1913) в своих трудах пытается раскрыть психологические причины деятельности и поведения людей. По его мнению, изначальной причиной деятельности любого субъекта выступают его желания.

Американский социолог Франклин Генри Гиддингс (1855 – 1931) обосновывает решающее значение психических факторов во взаимодействии людей и в развитии общества.

Итальянский мыслитель Вильфред Парето (1848 – 1923) социальные действия людей делил на логические и нелогические. Первые в той или иной степени осознаны и логически обоснованы людьми, вторые – неосознанные, инстинктивны, спонтанны.

Немецкие мыслители Хейман Штейнталь (1823 – 1899) и Мориц Лацарус (1824 – 1903) по – праву считаются основоположниками такого направления в социальной психологии как психология народов.

Итальянский юрист С.Сигеле (1868 – 1913) обратил внимание на необходимость разработки «коллективной психологии» как психологии различных масс людей.

Французский социолог Густав Лебон (1841 – 1931) он обстоятельно характеризует сознание «толпы», ее многочисленные психологические свойства.

Английский психолог Ульям Мак – Даугалл (1871 – 1938) он исходит из того, что «психология не должна сводиться к изучению сознательных процессов». Она должна быть «положительной наукой о человеческом духе во всех его формах и способах проявления».

Русские мыслители XIX – начала XX вв. Петр Лавров (1823 – 1900) и Николай Михайловский (1842 – 1904) главную роль социологии как науки об обществе они видели в анализе мотивов деятельности людей и их нравственных идеалов, другими словами, - в изучении психологической и нравственной сторон их деятельности.

Евгений Де – Роберти (1843 – 1915) он делает вывод, что «все общественные явления в известной мере совпадают с явлениями собственно психическими» и что психическая деятельность людей определяет их социальную деятельность.

Николай Кареев (1850 – 1931) он обращал внимание на три основные стороны духовного бытия человека – его ум, чувства и волю. Отмечал, что в поведении и деятельности людей, а значит, во всей их общественной жизни специфическую роль играет интеллектуальная, эмоциональная и волевая стороны их духовного мира и было бы неверно делать ставку на одну из них, как это наблюдается у рационалистов, эмпириков и волюнтаристов.

В своих трудах марксист Георгий Плеханов (1856 – 1918) указывал на материальные предпосылки формирования психического склада различных социальных групп, каковыми, по его мнению, являются прежде всего «структура общества» и социально – экономические отношения между людьми.

Большой вклад в развитие психологии личности и межличностных отношений внес Владимир Бехтерев (1857 – 1927), который исследовал различные проявления индивидуальной и коллективной психики людей, широко опираясь на данные физиологии.

Алексей Ухтомский (1875 – 1942), прежде всего его учение о доминанте, также базирующиеся на данных физиологии. «Доминанта» - есть очаг возбуждения, привлекающий к себе волны возбуждения из самых разных источников».

Научному осмыслению поведения людей и их межличностного общения способствует учение об установках грузинского психолога Дмитрия Узнадзе (1886/87 – 1950), исследования которого долгие годы осуществлялись в творческом сотрудничестве с российскими учеными в рамках советской психологической науки.

Многое для понимания психологи личности и межличностного общения дают труды Сергея Рубинштейна (1889 – 1960). Он глубоко проанализировал роль деятельности и общения людей в функционировании их психики.

Большая роль в исследовании этих проблем принадлежит Льву Выготскому (1896 – 1934), который разработал культурно – историческую теорию развития психики.

Джон Уотсон (1878 – 1958) в своей программной статье «Психология как ее видит бихевиорист» сформулировал основные принципы поведенческой психологии, которые затем получили подробное обоснование в его книге «Психология как наука о поведении».

Представители так называемого необихевиоризма Эдуард Чейс Томлен (1886 – 1959) и Кларк Леонард Халл (1884 – 1952) попытались с позиций методологии бихевиоризма объяснить психическую деятельность человека. Они выступили с концепцией «медиаторов» - внутренних процессов, совершающихся между стимулом и реакцией.

Одним из учеников Вертгеймера Куртом Левиным (1890 – 1947) была создана «теория поля», которая, по его мнению, должна объяснить соответствующие моменты в отношениях человека и среды, в которой осуществляется его жизнедеятельность, а также в отношениях людей друг к другу.

Э.Фромм (1900 – 1980), раскрывая влияние социокультурных факторов на жизнедеятельность людей, показал противоречивую роль в этом таких социальных явлений, как свобода, собственность, мораль, которая может быть гуманистической и авторитарной, и т.д.

Известные фрейдо – марксисты В.Райх (1897 – 1957) и Г.Маркузе (1898 – 1979) обращали внимание, в частности, на проявления мазохизма и садизма в отношениях между людьми: мазохизм проявляется «в доставляющем наслаждение подчинении разного рода авторитетами. А садизм – в стремлении превратить человека в «беспомощный объект собственной воли, стать его тираном, его богом, обращаться с ним так, как заблагорассудится».

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+2
Размер: 38.15K
Скачано: 295
Скачать бесплатно
05.10.11 в 22:57 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе