Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »
Тема: Психология общения (Вариант №10)
Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению
Тип: Контрольная работа | Размер: 34.03K | Скачано: 301 | Добавлен 24.04.13 в 05:03 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие, виды и функции общения 4
2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия 9
3. Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения:
а) стереотип;
б) предубеждение;
1) односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов;
2) личная антипатия или активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать в дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участвовать 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17
ВВЕДЕНИЕ
Вне общения человеческое общество немыслимо. Общение — это не только способ объединения индивидов, но и способ их развития. Этим и определяется существование общения одновременно как реальности общественных и реальности межличностных отношений. [5, с.26]
Психология общения встречается в любой сфере деятельности, где работает больше двух людей.
В ходе общения его участники обмениваются - не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями.
В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует. Причем происходит это часто стихийно, в ходе накопления житейского опыта. В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно, например, для овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя), а иногда и просто для продуктивных и цивилизованных отношений между людьми. По этой причине в знании его закономерностей, накоплении навыков и умений их учета и использования необходимо постоянно совершенствоваться.
Целью данной работы является исследование психологии общения.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- раскрытие понятия, видов и функций общения;
- изучение роли восприятия в процессе общения, а также ошибок восприятия;
- рассмотрение и соотнесение таких понятий как стереотип и предубеждение.
1. Понятие, виды и функции общения
Потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Существует множество определений общения. Рассмотрим наиболее общее, в котором не указываются конкретные функции, но представлены отдельные существенные особенности общения. Общение — это взаимодействие на основе взаимного психического отражения. Определение указывает на существенную особенность общения: оно возможно только между высокоорганизованными организмами, которые обладают психическим отражением. [5, с.27]
Психология общения — раздел общей и социальной психологии, раскрывающий психологические механизмы общения людей, стимулы и мотивы общения, его способы и формы, складывающиеся стереотипы и «технологии» общения. В конечном счете, речь идет об оптимальных психологических принципах, способах и формах общения людей. [4, с. 406]
Общение носит многофункциональный характер, что отражается и в его многочисленных определениях, и в классификациях его функций.
В наиболее обобщенных классификациях выделяют три функции (стороны) общения:
- по Г.М. Андреевой: коммуникативная (проявляется во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, мнений, чувств); интерактивная (заключается в организации межличностного взаимодействия, т.е. когда участники общения обмениваются не только знаниями, идеями, но и действиями); перцептивная (проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга, с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений);
- по Б.Ф. Ломову: информационно-коммуникативная (процесс приема-передачи информации); регуляционно-коммуникативная (взаимная корректировка действий при осуществлении совместной деятельности); аффективно-коммуникативная — эмоции при общении, их протекание и изменение.
- А.А. Брудный выделяет уже четыре функции общения: инструментальную (обмен информацией в процессе управления и совместного труда); синдикативную (сплочение малых и больших групп); трансляционную (обучение, передача знаний, способов деятельности, оценочных критериев); самовыражения — поиск и достижение взаимного понимания.
- Л.А. Карпенко по критерию «цель общения» выделяет восемь функций общения: контактная (цель — установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности); информационная (цель — обмен сообщениями, т.е. прием-передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т.д.); побудительная (цель — стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий); координационная (цель — взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности); понимания (цель — не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и понимание партнерами друг друга (намерения, установки, переживания, состояния и т.д.); эмотивная (цель — возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, т.е. обмен эмоциями, а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний); установления отношений (цель — осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду); оказания влияния (цель — изменение состояния, поведения, личностносмысловых образований партнера по общению, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т.д.). [5, с.29]
Многообразие функций ведет к тому, что по своим видам общение чрезвычайно разнообразно. Следует отметить, что единого подхода по этому вопросу в психологической науке не достигнуто.
Классификация основных видов общения [1, с.19]
Основание разделения |
Виды общения |
Краткая характеристика |
1.Используемые знаковые системы |
Вербальное |
Устная или письменная речь |
Невербальное |
Визуальные, аудиальные, тактильные и ольфакторные бессловесные способы общения
|
|
2.Характер связи общающихся |
Непосредственное |
Контакт «с глазу на глаз», «лицом к лицу» |
Опосредованное |
Контакт при помощи письменных или технических (телефон, телеграф, телевидение и др.) средств, отдаляющих во времени или в пространстве получение обратной связи между участниками
|
|
3.Количество участвующих в общении |
Межперсональное |
Непосредственные контакты людей |
Массовое |
Множество контактов незнакомых людей, опосредованных различными средствами массовой информации
|
|
4.Значимость социальных ролей
|
Межличностное |
Стиль общения определяется уникальностью индивидуальных качеств личности, а социальные роли второстепенны
|
Ролевое |
Стиль общения диктуется исполняемой социальной ролью, а личностные качества вторичны
|
|
5. Отношение к другому человеку |
Монологическое |
Субъект-объектное, при котором субъект общения (лицо, обладающее активностью, осознанными целями и правом их реализации) связывает реализацию своих целей с партнером, рассматриваемым им как объект общения (лицом пассивным, имеющим цели менее важные, чем цели субъекта). Выделяют две разновидности монологического общения – императив и манипуляцию
|
Диалогическое |
Субъект-субъектное, при котором субъект общения связывает реализацию своих целей с равноправным участником взаимодействия (субъектом) и заключающееся во взаимосвязанном познании, самопознании и саморазвитии партнеров. В диалогическом общении необходимо не просто слушать, но и слышать, не просто смотреть, а видеть, не просто размышлять, а понимать . |
|
6.Направленность на задачу |
Деловое |
Общение направлено на дело, на результат |
Личностное |
Общение направлено на удовлетворение личностных потребностей |
Есть еще некоторые виды общения, которые можно выделить:
По содержанию оно может быть: материальное (обмен предметами и продуктами деятельности); когнитивное (обмен знаниями); кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями); мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями); деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).
По целям общение делится на: биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма); социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида). [7]
В 20 веке изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологии прежде всего. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия.
В реальном общении даны не только межличностные отношения людей, т.е. выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в ткань общения воплощаются и общественные, т.е. безличные по своей природе, отношения. Многообразные отношения человека не охватываются только межличностным контактом: положение человека за узкими рамками межличностных связей, в более широкой социальной системе, где его место определяется не ожиданиями взаимодействующих с ним индивидов, также требует определенного построения системы его связей, а этот процесс может быть реализован тоже только в общении. Вне общения просто немыслимо человеческое общество.
Деловое общение отличается от общения в широком смысле тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. Деловое общение — это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом.
Основную часть делового общения составляет общение служебное, которое определяет взаимодействие людей, осуществляемое в организациях и на предприятиях в рабочее время. Кроме служебного, в понятие «деловое общение» входит также взаимодействие людей во внерабочее время — на деловых приемах, выставках, семинарах и т. д.
Особенности делового общения заключаются в том, что:
- партнер всегда выступает как личность, значимая для субъекта;
- общающихся отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;
- основная задача делового общения — продуктивное сотрудничество.
Различают пять основных видов делового общения: познавательное, убеждающее, экспрессивное, суггестивное, ритуальное. Для каждого из них характерны свои цели и ожидаемый результат, условия организации, коммуникативные формы, средства и способы.
2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия
Процесс восприятия одним человеком другого является обязательной составной частью общения. Эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки, взаимопонимания партнеров.
Межличностное восприятие или социальная перцепция представляет собой сложный процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с личностными характеристиками и интерпретацию на этой основе поступков и поведения.
При восприятии людьми друг друга можно выделить несколько возможных ситуаций:
- "Я – ОН" - восприятие одним индивидом другого как отдельной личности;
- "Я – Они" - восприятие индивидом группы как единого целого;
- "Мы – Он" - восприятие одной группой другой группы;
- "Мы – Он" - восприятие группой индивида.
В целом в социальной перцепции присутствуют: эмоциональная оценка другого, попытка понять причины его поступков и прогноз поведения.
Выделяют четыре основные функции восприятия:
- познание себя;
- познание партнёра по общению;
- организация совместной деятельности на основе взаимопонимания;
- установление эмоциональных отношений.
При изучении процессов межличностного восприятия выделяют: психологические и социальные особенности субъекта и объекта восприятия; механизмы и эффекты межличностного отражения.
К наиболее существенным свойствам, на основе которых складывается впечатление о наблюдаемом человеке, можно отнести: выражение его лица, способы экспрессии, жесты, поза, походка, внешний облик (одежда, прическа), особенности голоса и речи.
К механизмам познания и понимания другого человека относятся:
- идентификация - способ познания другого, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на его место, то есть происходит уподобление себя другому;
- эмпатия – эмоциональное вчувствование или сопереживание другому;
- аттракция – особая форма познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. [2, с.93-96]
Таким образом, восприятие предстает не как пассивный процесс, при котором мы автоматически реагируем на полученные стимулы, но как процесс активный. Чувства, которые вызывают в нас люди или ситуации, лишь отчасти зависят от внешнего мира, но в значительной степени зависят от нас, воспринимающих этот мир.
Главным регулятором в построении общения является тот образ партнера, то представление о нем, которое имеется у каждого. Именно к этому образу и будут обращены коммуникативные послания. При его формировании большое значение имеет первое впечатление о человеке, которое нередко оказывается ошибочными. Это связано с тем, что особенностью процесса восприятия является наличие перцептивных барьеров, мешающих правильному восприятию. Эти барьеры вызывают искажение поступающей информации о собеседнике. Охарактеризуем следующие перцептивные барьеры (факторы и эффекты) делового общения:
1) «Эффект первичности и новизны» - подчеркивает важность определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.
Важной сферой исследования социальной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. На то, каким оно будет, влияют следующие факторы:
- фактор превосходства – «запускает» схему социального восприятия в ситуации неравенства партнеров (наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него параметру - уму, материальному положению и т.п.).
- фактор привлекательности – реализует схему, связанную с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне.
- фактор отношения к наблюдателю – ставит в зависимость восприятие партнера по общению от его отношения к наблюдателю: людей, которые к нам хорошо относятся или разделяют наши идеи, мы склонны оценивать позитивно).
2) «Эффект положительного или отрицательного ореола» — заключается в приписывании несуществующих черт человеку в зависимости от полученной информации
3) «Эффект стереотипизации» обусловлен наличием специфических образов, имеющихся в опыте человека, - стереотипов. Это чрезмерное обобщение какого-либо явления, переходящее в устойчивое убеждение и влияющее на отношения человека, суждения, способы поведения и т.д. Они играют как положительную, так и отрицательную роль, помогают принимать решения в типичной ситуации, сокращая время реагирования и ускоряя процесс познания. В то же время стереотипное поведение препятствует принятию новых решений. Умение преодолеть мешающие стереотипы является важным условием социальной адаптации. [2, с.69-72]
Рассмотри еще некоторые проявления неточности восприятия, называемые ошибками восприятия:
- «Эффект роли» — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.
- «Эффект присутствия» — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.
- «Эффект авансирования» — к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.
- «Эффект снисходительности» — руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).
- «Эффект гипервзыскательности» — руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).
- «Эффект физиогномической редукции» — вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.
- «Эффект красоты» — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.
- «Эффект ожидания» («эффект Пигмалиона») — ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.
- Феномен «внутригруппового фаворитизма» — «свои» кажутся лучше.
- Феномен «презумпция взаимности» (иллюзии взаимности) — человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».
- Феномен «предположения о сходстве» — человек считает, что «свои» относятся к остальным людям также, как он.
- «Эффект проекции» — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.
- Феномен «игнорирования информационной ценности неслучившегося» — информация о том, что могло бы произойти, но не произошло, игнорируется. [3, с. 236-239].
Безусловно, полностью избежать ошибок не может никто, но всем по силам разобраться в особенностях восприятия и научиться корректировать свои ошибки.
Процесс восприятия представляет собой не механическое воспроизведение образа человека, а систему с обратной связью. Представление о том, как воспринимают его другие люди, в определенной степени определяет поведение человека.
Условием формирования адекватного представления личности о себе служат восприятие и анализ своего поведения с точки зрения других людей путем получения и изучения информации обратной связи. Назовём это самовосприятием - процесс ориентировки человека в собственном внутреннем мире в результате самопознания и сравнения себя с другими людьми
Процесс получения обратной связи во взаимодействии, на основе которой формируется образ самого себя, можно продемонстрировать на модели, разработанной американскими психологами и получившей название окно Джохари:
Представленный квадрат обозначает информацию о свойствах личности. Вертикальная линия делит эту информацию на две части: ту, которую индивид знает о себе (левая часть), и ту, которую он о себе не знает (правая часть). Горизонтальная часть делит всю информацию на известную другим об этом человеке (верхняя часть) и на неизвестную (нижняя часть).
Открытая зона (I) представляет собой сведения об индивиде, известные и ему о самом себе, и окружающим, предполагает доверительные отношения индивида с партнерами по общению.
Слепая зона (II) содержит информацию об индивиде, которая есть у других людей, но не известна ему самому, т.е. это мнение окружающих о личности в процессе общения с ней.
Индивид, получая информацию обратной связи о себе, узнает, как его воспринимают окружающие. Если эта точка зрения совпадает с мнением индивида, то дальнейшее общение происходит нормально. Если же полученная информация хуже мнения индивида о себе, то срабатывают защитные механизмы и либо может возникнуть конфликт, либо могут прерваться деловые отношения индивида с теми, кто эту информацию передал. Если передаваемая информация намеренно завышена, то это воспринимается как лесть.
Вообще передача информации из слепой зоны (II) в открытую может использоваться как средство манипуляции сознанием других людей.
Скрытая зона (III) представляет собой информацию об индивиде, которая ему о себе известна, но скрыта от окружающих: дополнительные знания, умения, черты характера, манера поведения. По тем или иным причинам эти сведения либо скрываются от окружающих, либо не было случая их продемонстрировать.
Неизвестная зона (IV) включает сведения об индивиде, которые ни ему самому, ни окружающим неизвестны. Это данные о его личностных особенностях и возможностях. Они могут проявиться лишь в особых экстремальных ситуациях, но могут не проявиться и в течение всей жизни.
Размеры этого информационного пространства могут меняться в зависимости от того, в каком состоянии находится общение с данным человеком: в начале установления контактов или в состоянии установившихся отношений.
Углубление контактов, развитие деловых отношений ведет к увеличению открытых и уменьшению закрытых пространств. Когда человек ведет себя открыто, то другие люди могут узнать о нем больше, что увеличивает возможность взаимопонимания.
Сознательный контроль за информацией о себе и ее намеренное искажение затрудняют не только восприятие партнеров по общению, но и самосознание человека, его социальную идентификацию. Если человек закрывается от других, то он хуже начинает осознавать самого себя. [8]
3. Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения:
а) стереотип;
б) предубеждение;
1) односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов;
2) личная антипатия или активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать в дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участвовать.
Ответ:
а) – 1)
Примеры:
- «мужчины не плачут»;
- «жизнь в небольших городах безопасней, чем в мегаполисах»;
- «женщина должна быть домохозяйкой» и т.д.
б) – 2)
Примеры:
- все евреи жадные: они захватили все банки и природные ресурсы;
- понаехали эти наглые мигранты и отбирают у русских людей работу;
- мусульмане — террористы, они всегда распространяли свою веру огнем и мечом и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Роль общения в человеческой жизни огромна, так как общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.
Под восприятием в психологии общения подразумевается непросто формирование целостного образа на основе его внешнего вида и поведения, но и понимание партнера по общению.
Межличностное восприятие или социальная перцепция представляет собой сложный процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с личностными характеристиками и интерпретацию на этой основе его поступков и поведения.
В процессе восприятия возможны искажения воспринимаемого образа, обусловленные социально-психологическими эффектами межличностного восприятия. На формирование мнения о собеседнике оказывают роль следующие факторы: внешний вид, манера поведения, жестикуляция, речевые обороты, социальный статус, настроение и социальные стереотипы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий. СПб.: Издательский дом «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2003. – 288 с.
2. Ефимова Н.С. Социальная психология: учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 192с.: ил. – (Профессиональное образование)
3. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2005. — 584 с: ил. ISBN 5-8297-0018-2 (в пер.)
4. Лавриненко В. Н. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов П86 /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 4-е изд., перераб. И доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 415 с.
5. Психология делового общения : учеб. пособие / М.И. Чеховских. — 3е изд., стер. — Минск: Новое знание; М.: ИНФРА-М, 2011.— 253 с. — (Высшее образование).
6. Сидоров П. И., Путин М. Е., Коноплева И. А. Деловое общение: Учебник для вузов / Под ред. проф. П.И. Сидорова. – 2-е изд., перераб. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 384 с.: ил. — (Высшее образование). 7.http://fictionbook.ru/author/marina_yurevna_gorbunova/socialnaya_psihologiya/read_online.html?page=3 – (дата обращения: 08.01.2013)
8. http://bugabooks.com/book/215-psixologiya-i-yetika-delovogo-obshheniya/30-72-vospriyatie-i-ponimanie-v-processe-obshheniya.html - (дата обращения: 08.01.2013)
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.