Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Социология как наука: законы и основные функции

Социология как наука: законы и основные функции [16.03.11]

Тема: Социология как наука: законы и основные функции

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 17.89K | Скачано: 225 | Добавлен 16.03.11 в 10:04 | Рейтинг: -1 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ


Содержание.
Введение 1
Вопрос 1 2
Социология как наука, ее объект, предмет. Структура социологического знания.
Вопрос 2 7
Система категорий, законы и основные функции социологии.
Вопрос 3 11
В левой колонке таблицы даются понятия, в правой их определения в произвольном порядке. Необходимо дать правильное определение понятий.
Заключение 12
Список используемой литературы 13
 
Введение.
     Россия вошла в XXI век, век активных интеграционных процессов, технологического и социального прогресса, новых взаимодействий. Новому гражданскому обществу и правовому государству нужна качественно новая личность, гармонично вписанная в новые социальные отношения, занимающая активную гражданскую позицию, личность нравственная и всесторонне развитая. Эта потребность обусловлена новыми социальными, политическими, экономическими, культурными, религиозными и другими отношениями, характерными для современного этапа развития общества.
Для достижения этого результата необходима выработка правильных действий, принятие верных решений, осуществление необходимых взаимодействий. А это возможно лишь при условии понимания и адекватной оценки окружающей социальной и природной действительности, точного позиционирования в профессиональной сфере и сфере личностного общения. В этом нам помогает социология как наука об обществе, помогает научно осмыслить сложные явления и процессы современной жизни. Рассмотрим ее основные положения.
 
Вопрос 1. Социология как наука, ее объект, предмет. Структура социологического знания.
Социология есть наука об обществе. Этот ее основной смысл выражает термин «социология», образованный от латинского слова societas (общество) и греческого logos (учение). Этот термин ввел в науку французский ученый и философ Нового времени Огюст Конт в XIX веке, которого нередко называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе. Также значительный вклад в становление и развитие социологии как науки об обществе внесли такие ученые как К.Маркс, Г.Зиммель, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, М.Вебер.
К предпосылкам развития социологии можно отнести тот факт, что к середине XIX в. потребности социального развития и эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений. В ответ на потребности формирования гражданского общества возникает социология. Следует отметить две «великие революции» ХVIII-ХIХ столетий в Европе — промышленную революцию и Великую Французскую революцию 1789-1794 гг., которые выступили своего рода катализаторами появления новой науки. Эти две революции стали сутью и истоками происшедших экономических и политических преобразований всей эпохи. Благодаря им привычные на протяжении предшествующих тысячелетий формы социальной организации во многом прекратили свое существование. Эти революции положили начало эпохи утверждения капитализма в Западной Европе. Шел процесс становления общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность гражданина, вместо привычного нормативного порядка феодально-абсолютистского устройства общества с его жесточайшей регламентацией жизни людей. Существенное увеличение возможностей выбора пробуждали  интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью эффективного использования приобретенных прав и свобод.
Социология, как и любая другая наука, имеет свой объект и предмет исследования. Объектом социологического знания является общество. Но не просто общество, а та сфера социальной действительности, на которую направлен  процесс познания: социальные институты, социальные общности,  слои и группы, социальные процессы, социальные отношения и т. п.  Объект социального исследования содержит социальное противоречие, проблему, которая подлежит научному анализу. Объектом  могут стать любые стороны социальной реальности, но лишь после  того, как они включены в  процесс социологического познания,  осмыслены и выделены. Однако, социальный объект обладает множеством качественных и количественных характеристик и может  изучаться различными общественными науками. Социальные общности изучаются философией, политэкономией, психологией, политологией, историей. Социолог же выделяет в социальном объекте те  свойства и отношения, которые необходимы для познания явлений  общественной жизни, исследования становления, функционирования  и развития социальных систем. В этом отношении все социологи солидарны.
Что же касается предмета социологии  - то здесь мнения ученых расходятся. О.Конт считает, что социология – это позитивная наука об обществе, способствующая рациональной организации общественной жизни. Другой основоположник социологии – австрийский ученый М.Вебер писал, что предмет социологии  - социальные действия, которые она должна понимать и объяснять. До настоящего времени ведутся дискуссии учеными, представителями разных школ и направлений о предмете социологии.
 Социология изучает специфические социальные законы и закономерности зарождения, формирования, становления и развития социальных систем, механизмов действия этих законов и закономерностей, форм их проявления в жизнедеятельности людей. Предметом социологии является социальное - как специфический аспект всех сфер жизнедеятельности общества. В широком смысле «социальное» - все, что можно отнести к человеческому обществу, в узком - особая сфера общественных отношений, которая характерна для различных групп людей, как носителей разных видов деятельности.     
Также социология изучает различные социальные системы и структуры взаимодействия, взаимоотношения, взаимообусловленности, которые возникают в этих системах. Социология раскрывает роль отдельных личностей
в обществе и в отдельных социальных системах, анализирует процессы функционирования различных структур и систем, определяет роль сознания и
сознательной деятельности личности.
    Конкретизация предмета социологии поставила вопрос о соотношении социологии с другими общественными науками. В период, когда социология находилась в поисках своего предмета, обнаружились ее тесные контакты с антропологией, биологией, психологией, экономикой, историей, этнографией, географией, правовыми науками, которые остаются традиционными и получают новые импульсы с развитием указанных дисциплин. Устойчивые функциональные связи, носящие нередко методологический характер, установились между социологией и статистикой, прикладной математикой, логикой, лингвистикой. Наконец, нарастание практических приложений социологии актуализирует ее взаимосвязь с этикой, эстетикой, медициной, педагогикой, другими отраслями науки, имеющими развитую нормативную основу. Междисциплинарные взаимодействия приводят к выдвижению программ новых пограничных наук: экономической социологии, социальной экологии и др. В связи с включением социологии в общий контекст междисциплинарных связей растет ее методологическая роль. Обогащается методическая оснащенность, возникает возможность комплексного подхода к изучению социальных проблем.
Структура любой науки всегда обусловлена теми  задачами, которые  она ставит и теми  функциями, которые она  выполняет в обществе. Социология  не исключение. Ее структура  обусловлена тем, что социология решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального  развития, разработкой социологических концепций, методологии и  методов социологического исследования, анализа.
Общество представляет собой сложную систему, включающую в себя системы более низкого порядка, которые сами могут иметь сложную структуру. Общество в целом и его подсистемы изучают с использованием различных методов, способов и приёмов. Сложная многоуровневая структура общества обуславливает и сложную структуру социологического знания, которая в известной мере повторяет структуру общества. Структурные единицы социологического знания выделяют по разным основаниям.
Все социологическое знание можно распределить по трем основным уровням:
     1. общесоциологические теории;
     2. специальные или частичные социологические теории;
     3. конкретные социологические исследования.
Первый уровень социологического знания связан с изучением наиболее общих закономерностей развития общества. Очевидно, что этот уровень знаний в наибольшей степени сопряжен с социальной философией. Он носит название общесоциологического уровня или уровня фундаментальных знаний. Например, это совокупность научных знаний об обществе в целом, о человеческой личности, о социальных процессах. Основным признаком такого рода знания является отсутствие разделения на различные области деятельности индивидов, а также отсутствие прямого использования эмпирических данных для формирования научных выводов, такие данные подлежат анализу и обобщению.
Второй уровень социологического знания носит название теорий среднего уровня. На этой базе исследуются относительно самостоятельные социальные общности (социально - структурные, этнические, территориальные и др.), социальные процессы (труд, досуг, образование, воспитание, социальные перемещения и др.). При этом анализируются не только проявления наиболее общих закономерностей в этих частных социальных подсистемах, но и выделяются свои, присущие именно этим подсистемам закономерности. Социологическая информация, которая «снимается» на этом уровне, используется для ориентации социального управления в различных сферах общественной жизни и деятельности людей. Специальные социологические теории, кроме того, уточняют положения общесоциологической теории применительно к отдельным видам социального взаимодействия.
Третий уровень социологического знания включает в себя научные сведения о социальной реальности, полученные в результате первичного обобщения эмпирической информации. К третьему уровню относятся все основные методы социологических исследований, например, такие, как опросы, формализованные наблюдения, изучение документов или социальные эксперименты. На третьем уровне не создается самостоятельных социологических теорий, однако он дает эмпирическую основу для двух предыдущих уровней. Социолог ставит перед собой задачу соотнесения всех трех уровней для получения наиболее объективной научной картины социальной реальности.
Также внутри социологии можно выделить макро- и микроуровни социологического знания. Макросоциология изучает крупные социальные структуры, протяженные, длительные общественные процессы. Оперирует такими понятиями, как культура, социологическая система, общество. И здесь соприкасается с демографией, экономикой, политологией. Тем самым она направлена на постижение законов и закономерностей общественной жизни человека в целом, в совокупности его основных подсистем. Следовательно, макро социология исходит из того, что, только анализируя общество как целостность, можно понять личность человека.
На долю микросоциологии приходится исследование социальных процессов, явлений и тенденций, протекающих в относительно небольших социальных системах, таких как семья, коллектив, малая социальная группа. На микроуровне изучают межличностный уровень общения людей, их поведение, взаимодействия. Тем самым она направлена на постижение законов и закономерностей общественной жизни человека в целом, в совокупности его основных подсистем. Следовательно, макро социология исходит из того, что, только анализируя общество как целостность, можно понять личность человека.
 
Вопрос 2. Система категорий, законы и основные функции социологии.
Как и любая другая наука, социология имеет свой категориальный аппарат. Категориальный или понятийный аппарат – это один из главнейших вопросов для всякой науки. Категории, понятия каждой науки отражают, прежде всего, качество объективной реальности, которая является предметом данной науки. Так как предметом социологии являются социальные явления, то они всегда имеют социальные качества, а следовательно и категории социологии направлены прежде всего на характеристику этих качеств.
Социальные характеристики всегда динамичны и предстают самыми различными оттенками «целого», т. е. самого социального явления в целом. Это единство и многообразие, постоянство и подвижность любого социального явления в его конкретном состоянии отражается в соответствующих категориях, понятиях и законах социологии.
Особенностью категориального аппарата социологии является его универсальность. Это обуславливается тем, что многие понятия современной социологии пришли в науку из смежных наук и дисциплин. Среди наиболее употребляемых категорий социологии можно выделить общество, стратификацию, мобильность, человека, общность, социальное и др.
Особенность  социологии как науки состоит в том, что социальные  связи  и отношения  изучаются на уровне социальных  законов и  закономерностей.     Социальный закон – это выражение существенной, всеобщей и необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего связей социальной деятельности людей или их собственных социальных действий. Существуют общие и специфические законы в социологии. Общие законы социологии – предмет изучения философии. Специфические законы социологии изучаются именно социологией и составляющие ее методологическую основу. Помимо данной классификации, существуют и другие типы законов, различающиеся по следующим основаниям:
1) законы, характерные для социальной системы в любой период ее существования (закон стоимости и товарно-денежных отношений);
2) законы, характерные только для одной или нескольких социальных систем, отличающихся специфическими свойствами (закон перехода от одного типа общества к другому).
По способу проявления:
1) динамические – определяют динамику (направление, формы, факторы) социальных изменений, фиксируют четкую последовательность социальных явлений в процессе изменения;
2) статистические – отражают общие тенденции социальных явлений независимо от происходящих изменений, характеризуют социальные явления в целом, а не конкретные их проявления;
3) причинные – фиксируют существующие причинно-следственные связи между различными социальными явлениями;
4) функциональные – закрепляют строго повторяющиеся и эмпирически наблюдаемые связи между социальными явлениями.
Предвидение  еще  не означает пророчества. Если наблюдаем  нечто, что проявляется как историческая тенденция или направление, то не  может знать  проявится ли оно завтра, в будущем.  Безусловно, в обществе  существуют наиболее сильные детерминанты, определяющие  жизнь общества: власть, идеология, экономика. Но  ни одна из них  не может быть названа ведущей  или  решающей  тенденцией развития. Лишь  во  взаимодействии они  формируют  тенденцию эволюции  человечества. Объективность социального закона  в том, что новые поколения застают готовые отношения связи, тенденции, сложившиеся без их участия. Объективность социального закона — это ряд совокупных действий миллионов людей.    
В социологии выделяют  пять категорий социальных законов:
— законы, констатирующие сосуществование социальных явлений. Согласно таким законам, если есть явление А, то должно быть и явление Б. Так, индустриализация и урбанизация общества определяют  сокращение занятых  в сельском хозяйстве населения.
— законы, устанавливающие тенденции развития. Они обусловливают  изменение структуры  социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому. Изменение характера производительных  сил требует  изменения отношений  производства.    
— законы, устанавливающие связь между социальными явлениями. Законы функциональные. Они выражают связь между основными элементами  социального объекта, что определяет характер его функционирования.
— законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями. Важнейшим и необходимым условием социальной интеграции выступает рациональное сочетание общественных и личных интересов.    
— законы, утверждающие возможность или вероятность связи между  социальными явлениями. Уровень бракоразводов в различных странах повышается и колеблется вместе с экономическими циклами.
Основное содержание социологи, ее теоретическое и практическое значение выражается в выполняемых ею функциях. Рассмотрим основные из них:
1.    Познавательная функция заключается в использовании социальных явлений с целью получить адекватные научные представления об их сущности и содержании, связи с другими явлениями, характере и закономерностях развития. На основе анализа социальных процессов выбираются научные прогнозы, рассматривается их дальнейшее развитие в сфере материальной, политической или духовной жизни общества. Первостепенное значение социология придает изучению общественных отношений, складывающихся между различными субъектами, анализу объективных и субъективных сторон их деятельности, а также анализу функционирования социальных институтов.  
2.    Практическая функция социологии состоит в том, чтобы на основе эмпирического и теоретического анализа социальных явлений и процессов разработать практические рекомендации. Эти рекомендации направлены на улучшение механизма социального управления, повышение его эффективности на всех уровнях – от управления коллективом до управления делами общества.
3.    Идеологическая функция - одна из важнейших функций, поскольку социология в той или иной форме выражает интересы определенных социальных групп, классов, политических партий и движений. Формируемые социологом выводы и обобщения, касающиеся тех или иных сторон общественной жизни, затрагивают не только интересы той социальной группы, к которой он принадлежит, но и интересы других социальных групп, в том числе классов. Тем самым данные выводы и обобщения приобретают идеологическое содержание, некий идеологический оттенок.
4.    Прогностическая функция социологии - это выдача социальных прогнозов. Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного или  долгосрочного  прогноза  изучаемого  объекта.    
5.    Описательная функция социологии - это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т. п. В них имеются попытки воссоздать  идеальную картину социального объекта, его действие, взаимосвязи.
6.    Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что объективно, участвует в социально-политической жизни общества и  своими исследованиями содействует прогрессу общества. Данная  функция выражается в использовании действительно корректных  выверенных количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека.
 
Вопрос 3. В левой колонке таблицы даются понятия, в правой их определения в произвольном порядке. Необходимо дать правильное определение понятий.

Понятия

Определения

Фундаментальная социология

Направлена на накопление, анализ и обработку физических данных в той или иной области социальной жизни

Отраслевая социология

Ставит своей целью приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих уникальные
закономерности и основополагающие принципы исследуемой области знания

Эмпирическая социология

Формирует научные основы анализа отдельных сфер общественной жизни и самостоятельных социальных институтов,
разрабатывая систему понятий, принципов и законов их функционирования и
развития
Ответ: Фундаментальная социология - ставит своей целью приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих уникальные закономерности и основополагающие принципы исследуемой области знания.
Отраслевая социология - формирует научные основы анализа отдельных сфер общественной жизни и самостоятельных социальных институтов, разрабатывая систему понятий, принципов и законов их функционирования и развития. Эмпирическая социология - направлена на накопление, анализ и обработку физических данных в той или иной области социальной жизни.
 
Заключение.
Целью изучения дисциплины «Социология» является – приобщение студента к мировому историческому опыту социологической мысли, формирование у студентов целостного представления об обществе как системе в единстве всех составляющих его элементов и характеристик, общественных процессах и явлениях, взаимодействиях и взаимосвязях. Приобретение навыков самостоятельного аналитического мышления в сфере гуманитарного знания, овладение принципами рационального подхода к процессам и тенденциям изменяющегося российского общества.
В своей контрольной работе я даю краткую характеристику предмета социологии как самостоятельной науки об обществе, раскрываю особенности социологического знания, его уровни и функции, ее место в системе общественных наук.  
 
Список используемой литературы.
1.    Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология в 3-х томах, т.1 Методология и история. – 2-е изд., М.,  - 2000
2.    Радугин А.А., Радугин Г.А. Социология. Курс лекций. – 3-е изд., М.: Библиолника, 2006. – 489 с.  
3.    Социология: Учебник для вузов/В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд.., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – 407 с.
4.     Самыгин С.И. Социология: 100 экзаменационных ответов, 7-е изд., перераб. и доп. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2005. – 82 с.         
 
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

-1
Размер: 17.89K
Скачано: 225
Скачать бесплатно
16.03.11 в 10:04 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе