Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Социология как наука: структура социологического знания

Социология как наука: структура социологического знания [24.10.10]

Тема: Социология как наука: структура социологического знания

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 413.15K | Скачано: 247 | Добавлен 24.10.10 в 23:36 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Владимир 2009


Содержание
1. Социология как наука, ее объект, предмет. Структура социологического знания 3
2. Система категорий, законы и основные функции социологии 11
3. Практическое задание 15
Список используемой литературы 16
 
1. Социология как наука, ее объект, предмет. Структура социологического знания
На каждом этапе жизни общества выдвигаются новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям. Современное общество является целостным соединением различных механизмов управления, властных институт и структур, социальных сфер политики, экономики. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Такой наукой и есть социология – наука об обществе.
Социология (от лат.societas – общество и греч.logos – слово, понятие учение) – наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, а так же  различных социальных систем, общностей, групп, личностей и социальных отношений между ними. Социологию можно определить как научное изучение специфики общества и социальных отношений.
Социология, выступая как часть тех или иных философских учений, не ограничивалась лишь проблемами общества как целого, движущих сил его развития и т.п. Она касалась всех сторон развития общества, в том числе проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного развития, которые в последствии стали предметом изучения отдельных наук.
Впервые понятие «социология» было введено в научный оборот в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. По его мнению, социология должна была быть позитивной, должна опираться на опыт, наблюдение. Проект социологии у Конта подразумевал, что общество является особой сущностью, отличной от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам.
До этого же различные учения о функционировании и развитии общества выступали лишь только как составные части общефилософских концепций мыслителей Востока и Запада.
С развитием общества и по мере накопления знаний об отдельных его сторонах социология постепенно теряла роль единой универсальной теории общества. От нее отпочковались политология, правоведение, политическая экономия, этика, эстетика и ряд других наук. И сама она стала развиваться как самостоятельная наука по отношению не только к выделившимся из нее отраслям знаний, но и к универсальным философским системам прошлого.
Вниманию социологии все более подвергались фундаментальные основы развития общества как целостного социального организма, взаимодействие его объективных и субъективных сторон, диалектика материального и духовного в историческом процессе, факторы социального прогресса, проблемы гражданского общества, гуманизма и социальной справедливости. В результате появился ряд общесоциологических концепций, предлагающих то или иное решение указанных проблем. Среди них наибольшее признание получили социальные теории Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Огюста Конта, Герберта Спенсера, Карла Маркса, а в последствии Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера, Габриеля Тарда, Лестера Уорда и других социологов. Каждый из этих мыслителей внес существенный вклад в научное объяснение исторического процесса.
Э. Дюркгейм в своей работе «Метод социологии» писал, что социология представляет собой «особую и автономную науку», направленную на объективное изучение социальных фактов. Такого же мнения о характере и значении социологии как науки придерживаются многие ее видные современные представители, в том числе П. Лазарсфельд, Р. Мертон, Т. Парсон.
В последнем издании Вебстерского словаря социология определяется как «изучение истории развития, организации и проблем совместной жизни людей как представителей определенных социальных групп, общностей».
Социальная общность – это группа людей, которые объединены благодаря исторически сложившимся устойчивым связям. Выделяются общности разного типа и уровня: само общество как целостный социальный организм; социальные общности, основанные на социально-статусном различии их членов (классовые); общности, обусловленные общественным разделением труда (социально-профессиональные); возникающие на базе культурно-исторической самобытности (народы и нации); территориально-региональные и поселенческие; общности по родственным связям, сходству стадий жизненного цикла (семейные, половозрастные) и многочисленные общности, связанные единством целенаправленной деятельности (от организаций до малых социальных групп). При этом исследуется совокупность социальных общностей, их взаимодействие, организация, система социальных институтов социальных отношений.
Итак, современная социология – это самостоятельная наука об обществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах. Любое общественное явление предстает как элемент социальной системы, каковой выступает общество. В рамках этой системы анализируются все социальные явления и процессы, взятые в их взаимодействие.
Социология как наука может быть рассмотрена с позиции объекта социологии и предмета социологии. Объект любой науки есть то, на что направлен процесс исследования, а сфера предмета — те стороны, связи и отношения, составляющие объект изучения.
Объектом социологии является общество как целостная социальная реальность, а также социальные явления, социальные взаимодействия, социальные процессы, социальные отношения, социальные общности и социальные объекты.
Предметом социологии можно считать систему существенных свойств и законов, характеризующих бытие объекта социологии, т.е. способ существования и механизм проявления и функционирования социальных явлений, социальных процессов и отношений. Предметом социологии являются также личность как субъект и продукт общественных отношений, закономерности социальных действий и массового поведения людей. Необходимо указать на сложности в определении предмета социологии, что связано с тем, что предмет социологии изменялся с течением времени. Социологии важно представить общество как структуру, как целое, состоящее из определенным образом расположенных упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в строго указанных границах. Эти части могут включать в себя как простейшие элементы, каковыми являются отдельные личности, так и совокупности этих элементов, или социальные общности, объединенные по определенным признакам.
Дискуссионной является проблема социального в узком смысле слова: оно трактуется то как специфический вид общественных отношений, то как особый аспект всех иных отношений (социально-экономических, социально-политических, социально-психологических и т.д.). В последнее время формируется понимание социального как способа взаимосвязи между субъектами деятельности по поводу становления и изменения статусов этих субъектов в обществе как целостной системе, что отчасти снимает различие упомянутых подходов. По сути, речь идет о состоянии социальных отношений как главной характеристики общества, являющихся одновременно особым видом общественных отношений, сущностью их совокупности.
Конкретизация предмета социологии поставила вопрос о соотношении социологии с другими общественными науками. В период, когда социология находилась в поисках своего предмета, обнаружились ее тесные контакты с антропологией, биологией, психологией, экономикой, историей, этнографией, географией, правовыми науками, которые остаются традиционными и получают новые импульсы с развитием указанных дисциплин. Устойчивые функциональные связи, носящие нередко методологический характер, установились между социологией и статистикой, прикладной математикой, логикой, семиотикой, лингвистикой. Наконец, нарастание практических приложений социологии актуализирует ее взаимосвязь с этикой, эстетикой, медициной, педагогикой, теорией организации и управления, другими отраслями науки, имеющими развитую нормативную основу. Междисциплинарные взаимодействия приводят к выдвижению программ новых пограничных наук: экономической социологии, социальной экологии и др. В связи с включением социологии в общий контекст междисциплинарных связей растет ее методологическая роль. Обогащается методическая оснащенность, возникает возможность комплексного подхода к изучению социальных проблем.
Структура любой науки всегда обусловлена теми задачами, которые она ставит и теми функциями, которые она выполняет в обществе. Социология не исключение. Ее структура обусловлена, во-первых, тем, что социология решает научные проблемы, связанные с формированием знания  о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой социологических концепций, методологии и методов, приемов социологического исследования, анализа. Теории и концепции, разработанные в сфере формирования знаний о социальной действительности, и образуют теоретическую, фундаментальную социологию. Во-вторых, социология изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы. Следовательно, теоретическая и  прикладная социология различаются не по объекту и методу исследования, а по той цели, которую они ставят, решают ли научные или практические проблемы.
В зависимости от критерия положенного в основу классификации, выделяют три типа структур социологии:
I. Микро- и макро-социология.
Микро-социология исследует поведение, общение людей в повседневной жизни, их мотивы, поступки, нормы, правила, которые определяют стабильность или изменения в обществе (революционные или эволюционные).
Джордж Хоманс считал, что поведение людей строится на основе принципа поощрения и наказания.
Эрмин Гофман полагал, что люди ведут себя как актеры в театре, что они играют определенные роли, стараются произвести впечатление, всегда стараются показаться лучше, чем они есть на самом деле.
В отечественной социологии длительное время на микро уровне исходили из того, что все советские люди – коллективисты, интернационалисты, патриоты, для которых труд – это радость и основная жизненная потребность.
В 90е года, когда были зачеркнуты эти нравственные постулаты, в обществе воцарила нравственная неопределенность и значительная часть людей попала в другую крайность: махровый индивидуализм, национализм, космополитизм (космополитизм – когда человек ощущает себя гражданином мира, у него нет родины, он не патриот).
На макро-социологическом уровне основное внимание уделяется экономической и политической системам общественного устройства, религиям, партиям, классам, типам семьи.
Макро-социология изучает взаимосвязи различных типов общества, их взаимодействие. Макро-социологию чаще всего относят к фундаментальной науке. Среди современных социологов на макро-социологическом уровне преобладают в основном 2 подхода:
- функционализм Дюркгейма, Парсона
- теория конфликта Маркса, Дарендорфа и др.
Сторонники второго подхода не могут объяснить, почему общество сохраняется при такой дифференциации, а другие не могут понять, почему общество изменяется, прогрессирует.
II. Вторая структура социологии состоит из: общесоциологических теорий, теории среднего уровня и конкретных социологических исследований.
Общесоциологические теории исследования имеют общие закономерности социального развития.
Специальные социологические теории среднего уровня касаются одной отдельно взятой социальной общности социальной группы. Существуют социологические общества семьи, студенчества, города, досуга. Этот термин ввел американский социолог Роберт Мертон.
Теорию среднего уровня часто используют собственную систему понятий и определений, опираясь на общую социологическую теорию.
В современной науке идут активные процессы дифференциации социального знания. В последнее время выделяются все новые специальные социологические теории, в частности: социология гражданского общества, социология рынка и рыночных отношений, социология общественного мнения, социология международных отношений, эко-социология, этно-социология, социология истории.
III. Третья структура представляет собой деление социологической науки на теоретическую и эмпирическую.
Социологические знания — это единство теории и практики. Фундаментально-теоретическая наука изучает объект, предмет и методы науки социология, объясняет социальную реальность на уровне общих и специфических тенденций ее функционирования и развития, направлена на выявление механизмов действий законов, форм их проявления.
Прикладная эмпирическая социология связана с конкретной развернутой информацией относительно тех или иных явлений и процессов. Она изучает и предлагает способы воздействия на социальную реальность и социальные общности, занимается прогнозированием, формированием социальной политики, разработкой рекомендаций для практики социального управления. В отличие от теоретических исследований, проводимых с помощью общенаучных методов, практические опираются на статистический анализ, методы конкретных социологических исследований (опросы, социологические  наблюдения, изучение бюджета времени и т. п.).
Между теоретическим и эмпирическим знанием нет абсолютной грани. Теоретические знания являются универсальными и опираются на эмпирические исследования. Не существенное преобладание эмпирических компонентов исследования над теоретическими компонентами не есть показатель высокого уровня  развития науки. Законом развития науки всегда остается преобладание знания теоретического над знанием эмпирическим. Теоретические знания  определяют в конечном итоге, прогресс любой науки, а, следовательно, и социологии.
Эмпирические исследования подразделяются на фундаментальные и прикладные.
Фундаментальные социологические исследования ставят цели развития и совершенствования научных представлений об изучаемом предмете.
Прикладные исследования посвящаются разрешению какой-либо конкретной социологической проблемы.
На основе теоретического и эмпирического изучения различных социальных систем социология может давать ценные практические рекомендации и обоснованные прогнозы. Теоретическая и прикладная социология, базируясь на конкретных социологических исследованиях, не противостоят одна  другой, а составляют единство, взаимное обогащение.
 
2. Система категорий, законы и основные функции социологии
Особенность социологии как науки состоит в том, что социальные связи и отношения изучаются на уровне социальных законов и закономерностей. Социальные законы являются более или менее полным отражением явлений, присущих окружающему миру.
Социальный закон — это выражение существенных, устойчивых, всеобщих и необходимых связей социальных явлений и процессов, прежде всего, связей социальной деятельности людей или их собственных социальных действий. Они складываются в различных сферах деятельности человека и, прежде всего, в сфере материальной деятельности и осуществляется посредством деятельности людей.
Существуют общие и специфические законы в социологии. Общие законы социологии — предмет изучения философии. Специфические законы социологии изучаются именно социологией и составляющие ее методологическую основу. Но здесь надо заметить, что отношение социологов к социальным закономерностям и законам несколько изменилось. Если раньше исследователи считали, что социология — наука о законах развития и функционирования общества, а социальный закон — это независящая от субъекта повторяющаяся и типичная связь, характер которой определяет содержание и направление  социального развития на любом уровне социальной организации, формирования, то теперь социологи склонны полагать, что законов истории, законов природы не существует. То, что называлось ранее законами, в действительности лишь описание вероятных тенденций развития.
Объективность социального закона в том, что новые поколения застают готовые отношения связи, тенденции, сложившиеся без их участия. Объективность социального закона — это ряд совокупных действий миллионов людей. Однако, говоря, что законы общества проявляются через деятельность людей — ошибаются. Социальный закон реализуется и воплощается в жизнь не вообще, а в конкретной форме — в деятельности людей. А каждый отдельный человек осуществляет свою деятельность в конкретных условиях общества, в условиях конкретной социально-политической или производственной деятельности, в системе которых он занимает определенное производственное и социальное положение.
Социология имеет дело с социальными законами, которые действуют во всех сферах человеческой деятельности и различаются по форме своего влияния, распространения. Одни законы, например, охватывают только малую группу, а другие общество в целом.
Социальные законы характеризуются следующими основными признаками:
1. закон действует только при наличии определенных условий;
2. при этих условиях закон проявляется всегда без каких-либо исключений;
3. условия, при которых действует социальный закон реализуются не полностью, а частично и приблизительно.
Социальные законы можно разделить на 2 основные группы:
1. законы функционирования или организации;
2. законы развития.
Законы выражаются, как правило, в категориях. Так возникает язык науки. К самой первой предельно широкой категории относят понятие «социальное», т.е. общественное. К числу важных понятий также относят: социальные отношения, социальные институты, социальные группы, социальные процессы, социальная структура.
В социологии выделяют пять категорий социальных законов:
1) Законы, констатирующие сосуществование социальных явлений. Согласно таким законам, если есть явление А, то должно быть и явление Б. Так, индустриализация и урбанизация общества определяют сокращение занятых в сельском хозяйстве населения.
2) Законы, устанавливающие тенденции развития. Они обусловливают изменение  структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому. Изменение характера производительных сил требует изменения отношений производства.
3) Законы, устанавливающие связь между социальными явлениями. Законы функциональные. Они выражают связь между основными элементами социального объекта, что определяет характер его функционирования.
4) Законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями. Важнейшим и необходимым условием социальной интеграции выступает рациональное сочетание общественных и личных интересов.
5) Законы, утверждающие возможность или вероятность связи между социальными явлениями. Уровень бракоразводов в различных странах повышается и колеблется вместе с экономическими циклами.
Социология позволяет не только описывать явления, процессы, но и объяснять их, давать модель явления и общества в целом, определять и прогнозировать тенденции изменений и формировать перспективы относительно будущего.
Значение социологической науки определяется в первую очередь теми функциями, которые она выполняет в обществе. Выделяют шесть функций социологии:
1) Познавательная. Эта функция социологии заключается в исследовании социальных явлений с целью получить адекватные научные представления о их сущности и содержании, связи с другими явлениями, характере и закономерностях развития. Социология изучает и познает закономерности социального развития на различных уровнях общественной системы, разрабатывает теорию и методы социологических исследований.
2) Прогностическая. На основе знания, закономерностей общественного развития социология способна строить кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы в сфере демографии, урбанизации, уровня жизни, избирательных компаний и т.д. Такие прогнозы являются основой разработки рекомендаций для практики политического и социального управления.
3) Функция социального проектирования. В задачу социального проектирования входят разработка оптимальных моделей не только организации различных социальных общностей, но и управления для достижения поставленных целей.
4) Социально-технологическая. Типичным примером данной функции является создание служб социального развития на предприятиях, в крупных организациях, где работают социологи. Они выясняют причину текучести кадров, социально-психическую обстановку коллектива, осуществляют управление социальными конфликтами. Также функция проявляется и в социальном изобретательстве, например, студенческие стройотряды, молодежный жилищный кооператив, детский дом семейного типа.
5) Управленческая. В странах с развитым гражданским обществом на многих предприятиях действуют специальные службы человеческих отношений.
6) Идеологическая. Социология несет идеологическую нагрузку -  она объясняет состояние общества, общественных процессов, изучает общественное мнение, выражает интересы определенных социальных групп, классов, политических партий, движений, отражает их рейтинг и т.д. Этого невозможно избежать, даже если поставить цель полностью избавиться от идеологического подхода в конкретных социальных исследованиях. Ведь социолог занимает определенно социально-классовое положение и нередко входит  в ту или иную политическую партию. Он осмысливает исследуемые им социальные процессы, общественные отношения и деятельность различных субъектов с позиции определенного мировоззрения.
Итак, основные функции социологии определяют не только задачи, но и место социологии в системе общественных наук.
 
3. Практическое задание


ПОНЯТИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Фундаментальная социология

Ставит своей целью приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих
универсальные закономерности и основополагающие принципы исследуемой области
знания.

Отраслевая социология

Направлена на накопление, анализ и обработку фактических данных в той или иной области
социальной жизни.
 

Эмпирическая социология

Формирует научные основы анализа отдельных сфер общественной жизни и самостоятельных
социальных институтов, разрабатывая систему понятий, принципов и законов их
функционирования и развития.

  
Список используемой литературы
1. Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб и доп.. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 407 с.
2. Краткий словарь по социологии. М., 1989.
3. Сорокин П.А. Общедоступный учебник по социологии. М., 1993.
4. Осипов Г. В. Социология. М., 1990. Основы  социологии. Под общей редакцией А. Эфендиева. М., 1993.
4. Зборовский Г. Е.. Орлов Г. Г. Введение в социологию. Урал. ун-т,
1992.
 
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 413.15K
Скачано: 247
Скачать бесплатно
24.10.10 в 23:36 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе