Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Социология как наука: система категорий, законы

Социология как наука: система категорий, законы [15.01.09]

Тема: Социология как наука: система категорий, законы

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 20.46K | Скачано: 290 | Добавлен 15.01.09 в 20:18 | Рейтинг: +12 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Челябинск 2008


Содержание
Введение
1. Социология как наука, ее объект, предмет. Структура социологического знания 2
2. Система категорий, законы и основные функции социологии 10
3. Практическое задание 13
Тесты 14
Список литературы 16
 
Введение
Термин социология – производное от двух слов: лат. Societas – общество и греч. Iogos – слово, понятие, учение, т. е. cоциология –  это наука об обществе.
Широкое распространение в нашей отечественной литературе имеет следующее определение социологии. Социология – это наука обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через её составные элементы: личности, социальные общности, институты.
Как любая наука, социология проходит процесс институционализации, т.е. выделяются признаки, согласно которым образуется структура социологии.
В данной контрольной работе мы более подробно рассмотрим понятие социологии, ее объект, предмет и функции данной науки.
 
1. Социология как наука, ее объект, предмет. Структура социологического знания.
Социология – отрасль науки о человеческом поведении, ставящая целью раскрытие причинно-следственных связей, возникающих между индивидами и группами в процессе социальных отношений. Она изучает традиции, структуры и институты, влияние групп и организаций на поведение и характер людей. Социология исследует базисные характеристики человеческого общества в локальном и мировом масштабе, занимается изучением социального взаимодействия и группового поведения с помощью исследований, основанных на точном и специализированном сборе и анализе фактов.
Ткань общественных отношений настолько сложна, что практически невозможно в одном определении выразить столь широкомасштабный предмет социологии. Поэтому приведем некоторые суждения:
«...Можно назвать институтом все верования, все поведения, установленные группой. Социологию тогда можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании»
«Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, – с другой»
Огюст Конт (1798-1857) считается основателем социологии, он ввел в научный оборот сам термин «социология». В своем главном произведении «Курс позитивной философии» (1842) он устанавливает единый закон движения истории и человеческого познания, переформулировав предложенные уже Джамбаттиста Вико три стадии истории человечества в стадии познания, которые последовательно должен пройти человеческий дух: теологическая, или фиктивная; метафизическая, или абстрактная; научная, или позитивная.
На первой, теологической стадии человеческий ум объясняет мир и совершающиеся вокруг него процессы прямым и постоянным действием сверхъестественных сил. На второй стадии, метафизической, антропоморфные божества заменяются отвлеченными силами, различного рода абстракциями, воплощенными в разных сущностях мира. Что касается третьей стадии, позитивной, то Конт характеризует ее так: «Человеческий ум, признав невозможность достигнуть абсолютных знаний, отказывается от решения вопроса о происхождении и назначении Вселенной, равно как от познания внутренних причин явлений», чтобы заниматься лишь «открытием путем соединения рассуждений и наблюдений действительных законов этих явлений, то есть неизменных отношений последовательности и сходства между ними».
Социология как позитивная наука в будущем должна обеспечить познание, которое облегчит политические действия, способствующие развитию государства в направлении «позитивного состояния».
Наука:    Метод:
Абстрактные (математика)    Логика
Конкретные (геометрия, механика)    Наблюдение
Астрономия    Наблюдение
Физика    Наблюдение + эксперимент
Химия    Наблюдение + эксперимент + классификация
Биология    Наблюдение + эксперимент + классификация + сравнение
Социология    Наблюдение + эксперимент + классификация + сравнение + исторический метод
Табл. 1: Система наук и их методов по Конту
Социология как наука о человеческом обществе является самой молодой отдельной наукой в составленной Контом энциклопедии наук. С ее помощью можно не только объяснять закономерности общественного устройства и развития, но и поставить политику на научную основу для содействия прогрессу человека и общества.
Вместе с тем социология является самым сложным ответвлением в иерархии позитивных наук и потому должна опираться на все позитивные науки. Математика представляется Конту главной основополагающей наукой. Наукой, получившей самое раннее развитие, следует считать астрономию, за ней следует физика, затем химия и биология. Чтобы заниматься социологией, нужно усвоить все эти науки (за исключением психологии, которую Конт отвергает).
Огюст Конт по праву может считаться основателем социологии, и не только потому, что он первым начал заниматься обществом и социальными процессами (социологические идеи имеют Давнюю историю), но и потому, что своим проектом систематизации наук и включением в них социологии он заложил основы для придания ей академического статуса как отдельной науки.
Эмиль Дюркгейм (1858-1917), французский социолог, считал, что предмет социологии – социальные факты, составляющие систему социальной действительности. Социальные факты «составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются»
Социальные факты обладают реальностью и являются частью нашего объективного окружения. Как таковые, социальные факты выполняют роль сдерживающего фактора в поведении людей. Примерами могут служить социальные нормы, прописные истины общественной морали, образчики семейной жизни, религиозные ритуалы и обряды.
Макс Вебер (1864-1920) – социолог конца XIX – начала XX в., оказавший большое влияние на развитие социологии. Социология, по Веберу, так же как и психология, изучает поведение индивида или группы индивидов. Но она в отличие от психологии интересуется человеческим поведением в том случае и постольку, если личность вкладывает в свои действия определенный смысл. Следовательно, ключевым аспектом социологии является, согласно Веберу, изучение намерений, ценностей, убеждений и мнений, лежащих в основании человеческого поведения. Он предложил концепцию понимания как метода, предваряющего и делающего единственно возможным социологическое объяснение. С помощью этого метода социологи мысленно стараются стать на место других людей и идентифицировать их мысли и чувства.
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) – один из виднейших представителей социологов-классиков, оказавший большое влияние на развитие всей социологии XX в. Основой социологического анализа Сорокин считал социальное поведение, социальное взаимодействие. Взаимодействие индивидов он определяет в качестве родовой модели и социальной группы, и общества в целом. Социальные группы делятся им на организованные и неорганизованные, причем особое внимание уделяется анализу иерархической структуры организованной социальной группы. Внутри групп существуют страты (слои), выделяемые по экономическому, политическому и профессиональному признакам. Сорокин утверждал, что общество без расслоения и неравенства – миф. Меняться могут формы и пропорции расслоения, но суть его постоянна. Стратификация существует и в недемократическом обществе, и в обществе «процветающей демократии».
В своих поздних работах («Социальная философия в век кризиса», «Альтруистическая любовь», «Власть и нравственность» и др.) Сорокин проповедует идеи альтруистической любви, нравственного возрождения, этической ответственности и солидарности, культурных ценностей, т.е. те идеи, которые определяли этико-нравственную направленность русской социологической мысли в целом.  
Объектом социологической науки выступает социальная реальность.
Внимание социолога может быть направлено на любое явление общественной жизни. Это может быть:
•    Общество в целом с присущими ему многообразными социальными связями и отношениями между людьми, материальной и духовной культурой;
•    Одна из сфер общественной жизни – экономическая, социальная, политическая, духовная;
•    Большие и малые социальные группы и национальные общности людей, в том числе классы, нации, народности, профессиональные и демографические группы, включая различные группы молодежи, женщин, представителей старшего поколения, производственные и иные коллективы, политические партии, профсоюзы, творческие организации.
Предметом внимания социологии могут быть:
•    Отдельные личности, их потребности, интересы, ценностные ориентации;
•    Семьи;
•    Малые группы, в том числе группы по интересам, соседей, друзей.
Структура социологии обусловлена, во-первых, тем, что социология решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой социологических концепций, методологии и методов. Теории и концепции, разработанные в сфере формирования знаний о социальной действительности, и образуют теоретическую, фундаментальную социологию. Во-вторых, социология изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы. Следовательно, теоретическая и прикладная социология различаются не по объекту и методу исследования, а по той цели, которую они ставят, решают ли научные или практические проблемы.
Социология подразделяется на макро и микросоциологию.
Макросоциология изучает социальные структуры, общности, большие социальные группы, слои, системы и процессы в  них происходящие. Социальная  общность, выступающая  объектом макросоциологического анализа,— это цивилизация  и наиболее крупные ее  образования.
Макросоциология основное внимание уделяет моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. В ней оперируют понятиями: общество, культура, социальный  институт, социальная система и структура, глобальные социальные процессы и пр.
Микросоциология изучает повсеместное поведение людей в их межличностном взаимодействии.
Микросоциология уделяет большое внимание анализу количественной стороны психологических отношений людей, которые определяются социометристами в терминах безразличия, симпатии (притяжения) и антипатии (отталкивания).
Структура социологического знания – определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе. Это единство теории и практики. Теоретические исследования объясняют социальную реальность на уровне общих и специфических тенденций ее функционирования и развития. Ориентирует на выявление механизмов действий законов, форм их проявления.
Эмпирические социологические исследования связаны с конкретной развернутой информацией относительно тех или иных явлений и процессов, опираются в отличие от теоретических исследований, проводимых с помощью общенаучных методов, на статистический анализ, методы конкретных социологических исследований (опросы, социологические наблюдения, изучение бюджета времени и т.п.). Между теоретическим и эмпирическим знанием нет абсолютной грани.
Теоретические знания — знания универсальные, эмпирические фактофиксирующие. Теоретические знания опираются на эмпирическое, не существенное преобладание эмпирических компонентов исследования над теоретическими компонентами не есть показатель высокого уровня развития науки. Законом развития науки всегда остается преобладание знания теоретического над знанием эмпирическим. Теоретические знания определяют в конечном итоге, прогресс любой науки, а, следовательно, и социологии.
Эмпирические исследования подразделяются на фундаментальные и прикладные.
Фундаментальные социологические исследования ставят цели развития и совершенствования научных представлений об изучаемом предмете.
Прикладные исследования посвящаются разрешению какой-либо конкретной социологической проблемы.
На основе теоретического и эмпирического изучения различных социальных систем социология может давать ценные практические рекомендации и обоснованные прогнозы. Теоретическая и прикладная социология, базируясь на конкретных социологических исследованиях, не противостоят одна другой, а составляют единство, взаимное обогащение.
В структуре социологического знания можно выделить отдельные уровни исходя из масштабов, отражаемых в социологических взглядах и теориях общественных явлений. Речь идет о следующих уровнях социологического знания:
•    Общесоциологические теории – касаются глубинных, сущностных моментов развития того или иного общества и в целом исторического процесса. На данном уровне делаются научные обобщения и выводы о наиболее глубоких причинах возникновения и функционирования тех или иных социальных явлений, о движущих силах развития общества. Формируются теории общественной, прежде всего производственной, деятельности людей, выявляется роль труда в развитии общества, что было показано Гегелем, Марксом и другими мыслителями.
•    Специальные, или частные социологические теории – касаются отдельных сфер общественной жизни, социальных групп и институтов. Познавательный ракурс этих теорий намного уже, чем общесоциологических, и ограничен, как правило, теми или иными подсистемами общества. В качестве таковых могут выступать, например, экономическая и социальная сферы жизни общества.
•    Конкретные социологические исследования – проводятся в виде анкетирования, устных опросов, наблюдений. Исследования могут проводиться в рамках социологии, экономических, правовых и других наук с целью получения объективных данных о различных сторонах социальной действительности, а также с целью изучения общественного мнения, т.е. получения сведений об отношении населения к тем или иным событиям общественной жизни, их мнении относительно каких-то социальных проблем, способов их решения.
 
2. Система категорий, законы и основные функции социологии
Особенность социологии как науки состоит в том, что социальные связи и отношения изучаются на уровне социальных законов и закономерностей.
Социальные законы — более или менее полное отражение явлений, присущих окружающему миру. Социальный закон — это выражение существенной, общей и необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего, связей социальной деятельности людей или их собственных социальных действий. Социальные законы складываются в различных сферах деятельности человека и, прежде всего, в сфере материальной деятельности и осуществляется через посредство деятельности людей. Существуют общие и специфические законы в социологии. Общие законы социологии — предмет изучения философии. Специфические законы социологии изучаются именно социологией и составляющие ее методологическую основу.
В социологии выделяют пять категорий социальных законов:
•    Законы, констатирующие сосуществование социальных явлений. Согласно таким законам, если есть явление А, то должно быть и явление Б. Так, индустриализация и урбанизация общества определяют сокращение занятых в сельском хозяйстве населения.
•    Законы, устанавливающие тенденции развития. Они обусловливают изменение структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому. Изменение характера производительных сил требует изменения отношений производства.
•    Законы, устанавливающие связь между социальными явлениями. Законы функциональные. Они выражают связь между основными элементами социального объекта, что определяет характер его функционирования.
•    Законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями. Важнейшим и необходимым условием социальной интеграции выступает рациональное сочетание общественных и личных интересов.
•    Законы, утверждающие возможность или вероятность связи между социальными явлениями. Уровень бракоразводов в различных странах повышается и колеблется вместе с экономическими циклами.
Можно выделить следующие основные функции социологии:
•    Познавательная  - заключается в исследовании социальных явлений с целью получить адекватные научные представления о их сущности и содержании, связи с другими явлениями, характере и закономерностях развития. Познавательная функция социологии заключается также в том, чтобы на основе анализа социальных процессов выработать научные прогнозы их дальнейшего развития в сфере материальной, политической или духовной жизни общества. Такие прогнозы могут иметь долговременный или текущий характер: на уровне общесоциологических теорий речь может идти о глубоком предвидении тенденций развития общества в ближайшем и отдаленном будущем, в рамках специальных социологических теорий могут быть выработаны полезные прогнозы.
•    Практическая – состоит в том, чтобы на основе эмпирического и теоретического анализа социальных явлений и процессов разработать практические рекомендации, например, по усилению стимулирования и повышению эффективности деятельности людей в сфере материального производства, совершенствованию экономических и политических отношений и деятельности соответствующих социальных институтов.
•    Идеологическая – социология в той или иной форме выражает интересы определенных социальных групп, классов, политических партий и движений. Этого невозможно избежать, даже если поставить цель полностью избавиться от идеологического подхода в конкретных социологических исследованиях и в формулировании положений специальных социологических и общесоциологических теорий. Формулируемые социологом выводы и обобщения, касающиеся тех или иных сторон общественной жизни, затрагивают не только интересы той социальной группы, к которой он принадлежит, но и интересы других социальных групп, в том числе классов. Тем самым данные выводы и обобщения приобретают идеологическое содержание, некий идеологический оттенок.
 
3. Практическое задание
 В левой колонке таблицы даются понятия, в правой их определения в произвольном порядке. Необходимо дать правильное определение понятиям.

Понятия

Определения

Фундаментальная социология

Направлена на накопление, анализ и обработку фактических данных в той или иной области социальной жизни

Отраслевая социология

Ставит своей целью приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные
закономерности и основополагающие принципы исследуемой области знания

Эмпирическая социология

Формирует научные основы анализа отдельных сфер общественной жизни и самостоятельных социальных
институтов, разрабатывая систему понятий, принципов и законов их
функционирования и развития
Фундаментальная социология – направлена на накопление, анализ и обработку фактических данных в той или иной области социальной жизни;
Отраслевая социология – формирует научные основы анализа отдельных сфер общественной жизни и самостоятельных социальных институтов, разрабатывая систему понятий, принципов и законов их функционирования и развития;
Эмпирическая социология – ставит своей целью приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и основополагающие принципы исследуемой области знания.
 
Тесты
1. Социология – это:
   А) наука о живой природе – об огромном многообразии населяющих Землю живых существ;
   Б) наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, общественных группах;
   В) форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека.
2. Кто считается основателем социологии:
   А) Эмиль Дюркгейм
   Б) Макс Вебер
   В) Огюст Конт
3. Назовите методы социологии по Конту:
   А) Наблюдение + эксперимент + классификация
   Б) Наблюдение + эксперимент + классификация + сравнение + исторический метод
   В) Наблюдение + эксперимент + классификация + сравнение
4. Установите соответствие:

1) Огюст Конт

А) социология, так же как и психология, изучает поведение индивида или группы индивидов

2) Эмиль Дюркгейм

Б) заложил основы социологии для придания ей академического статуса как отдельной науки

3) Макс Вебер

В) считал, что предмет социологии – социальные факты, составляющие систему социальной действительности
5. Объектами социологии являются:
   А) общество в целом, одна из сфер общественной жизни, большие и малые социальные группы;
   Б) семья, мировоззрение человека, малые группы;
   В) большие и малые социальные группы, общество в целом, система идей и взглядов на мир и на место в нем человека.
6. Предметом социологии является:
   А) семьи, малые группы, общество;
   Б) отдельные личности, их потребности, интересы, семьи, малые группы;
   В) отдельные личности, сферы общественной жизни, этическое отношение человека к миру.
7. Укажите основные функции социологии:
   А) познавательная, практическая, идеологическая;
   Б) познавательная, контрольная, идеологическая;
   В) познавательная, практическая, учетная.
8. Укажите три основных уровня социологического знания:
   А) общесоциологические теории, специальные социологические теории, органические теории;
   Б) общесоциологические теории, идеологические теории, конкретные социологические исследования.
   В) общесоциологические теории, специальные социологические теории, конкретные социологические исследования.
9. Что П. Сорокин считал основой социологического анализа:
   А) социальное поведение, социальное взаимодействие;
   Б) социальные факты;
   В) поведение индивида или группы индивидов.
10. Что изучает макросоциология:
   А) повсеместное поведение людей в их межличностном взаимодействии;
   Б) социальные структуры, общности, большие социальные группы, слои, системы и процессы в  них происходящие;
   В) моменты развития того или иного общества и в целом исторический процесс.
 
Список литературы
1.    Социология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанов, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 349 с.
2.    Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995. С. 20
3.    Сорокин П.А. Система социологии. М., 1993. Т. 1. С. 57
4.    Дюркгейм. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М. 1990. С. 413
5.    Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология в вопросах и ответах. М., 1999. С. 16-28.
6.    Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.: ил
7.    Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. – 244 с.
 
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+12
Размер: 20.46K
Скачано: 290
Скачать бесплатно
15.01.09 в 20:18 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе