Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Социология как наука: объект и предмет социологии

Социология как наука: объект и предмет социологии [26.10.11]

Тема: Социология как наука: объект и предмет социологии

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 253.75K | Скачано: 328 | Добавлен 26.10.11 в 08:49 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Уфа 2010


Оглавление
Введение 3
Глава I. Социология как наука, её объект, предмет. Структура социологического знания 4
1.1. Социология как наука 4
1.2. Объект и предмет социологии 9
1.3. Структура социологического знания 10
Глава II. Система категорий, законы и основные функции социологии 14
2.1. Законы социологии 14
2.2. Функции социологии 16
Глава III. Соотношение понятий и определений 17
Заключение 18
Список использованной литературы 19
 
Введение
Обычно слово "социология" ассоциируется с проведением опросов, изучением общественного мнения. Этому убеждению во многом способствуют телевизионные передачи, статьи в газетах, в которых приводятся результаты опросов и сведения о процентах высказавших свое мнение относительно того или иного события, признания или непризнания политического деятеля или об удовлетворенности либо неудовлетворенности условиями существования. При сведении социологии к проведению опросов сознательно упрощается ее глубокое содержание и не оставляется ей права быть наукой. Судить о социологии только как об опросах общественного мнения - значит уподобляться тем, кто сводит всю радиоэлектронику к работе осциллографа. Конечно, вопросы - важный инструмент исследования в социологии, однако основной задачей ученых-социологов следует считать анализ и осмысление проблем, связанных с функционированием и развитием как общества в целом, так и отдельных социальных групп и институтов [3, с.4].
 Поэтому, важно раскрыть, почему и когда возникла такая наука, как социология, для чего она необходима и в чём проявляется её специфика, то есть важно определить социология как научное изучение социального взаимодействия и организации.
 
Глава I.
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА, ЕЁ ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.
1.1. Социология как наука
С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы, но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей (почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку, что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом, почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем?).
Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует, так и истоки социологии можно найти в рассуждениях ученых и мудрецов. Примером таких рассуждений служат книги философов даосской школы Мо-цзы, в которых делались попытки определить пути наилучшего правления, воспитания молодежи, а также условия для деятельности с наибольшей пользой и т.д. Индийские тексты "Махабхараты" определяют порядок общественной жизни, необходимый для достижения могущества правителей и счастья для всех живущих людей [3, с.6].
Однако, наряду с другими науками, понимание необходимости изучения социальных общностей людей и процессов их развития и функционирования появилось сравнительно недавно. Человечество пришло к укрощению и использованию силы пара, открытию электричества, осуществило фундаментальные открытия буквально во всех областях естественных наук, в то время как в изучении человека и его места в обществе, человеческих взаимоотношений наблюдалось бездействие и весьма значительное отставание.
 Впервые слово "социология", обозначающее область научного знания, было введено в научный оборот французским мыслителем Огюстом Контом в его работе "Курс позитивной философии" (1842). О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага. Этот организм, по его мнению, действовал в соответствии с жестокими законами, подобно закону всемирного тяготения в физике. В связи с этим всю социологию О. Конт разделял на социальную статику и социальную динамику и допускал применение законов механики к изучению общества и его основных элементов [1, с.20].
  Историческая и научная роль Огюста Конта состоит, прежде всего, в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамках отдельной науки, которую назвал социологией. К сожалению, проведение им полной аналогии социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии и медицине, ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни.
 Классический период развития социологии. Настоящее развитие и признание социология получила  когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции. Честь фактического "открытия" социологии принадлежит трем выдающимся мыслителям, жившим и творившим в период с середины XIX и до начала XX в. Это немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер, а также француз Эмиль Дюркгейм [3, с.10].
Творчество Карла Маркса. Значительный вклад в развитие социологии внес Карл Маркс (1818-1883). Одной из основных его заслуг по праву считается научный анализ современного ему капиталистического общества. В качестве инструмента такого анализа Маркс использовал классовую структуру общества: все индивиды принадлежат к определенным социальным классам, разделение на которые происходит по признаку владения средствами производства и размера вознаграждения, получаемого с этого владения. Разделение на классы основано на неравенстве. Качественные изменения крупных составляющих общественной структуры происходят в результате смены общественно-экономических формаций.
Таким образом, К. Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса.
Социология Макса Вебера. Одним из центральных пунктов теории Макса Вебера явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе - социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. При этом общество, согласно учению Вебера, представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых, действуя, стремится к достижению своих собственных целей. Действия отдельных индивидов кооперируются, на основе этой кооперации образуются ассоциации (группы или общества). Таким образом, осмысленное поведение, в результате которого достигаются индивидуальные цели, приводит к тому, что человек действует как социальное существо, в ассоциациях с другими, достигая таким путем значительного прогресса во взаимодействии с окружающей средой.
Весьма важным аспектом творчества Вебера можно считать отношения власти. Так как организованное поведение индивидов, создание и функционирование институтов невозможно без эффективного социального контроля и управления, необходимым условием для осуществления подобных действий являются отношения власти, пронизывающие все социальные структуры.
Идеи Эмиля Дюркгейма. Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основатель французской социологической школы. В отличие от М. Вебера Э. Дюркгейм считал, что общество - это бытие, существование и закономерности которого не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он называл "коллективным сознанием". Каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого. Однако функционирование отдельных частей социального целого может быть нарушено, и тогда эти части явятся искаженной, плохо функционирующей формой социальной организации. Введенный им в научный обиход термин "аномия" служит объяснению причин отклоняющегося поведения, дефектов социальных норм, позволяет подробно классифицировать типы такого поведения [1, с.22].
     Можно привести ещё некоторые наиболее авторитетные суждения [6, с.67-69]:
“...Можно назвать институтом все верования, все поведения, установленные группой. Социологию тогда можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании” (Э. Дюркгейм).
    Социология, “будучи в самом широком смысле слова обширною наукой об обществе... может быть определена как наука социальных элементов и первых принципов” (Ф.Г. Гиддингс).
     Предмет социологии “заключает в себе множество движений... отношение индивидуума к обществу, причины и формы образования групп, противоположности классов и переходы от одного к другому, развитие отношений между господствующими и подчиненными и бесконечное число других вопросов” (Г. Зиммель).
    “Социология есть наука, исследующая формы правления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями” (П.Л. Лавров).
    “Сама социология справедливо и очень точно определяется как наука о культуре, или, вернее, о факторах культуры в широком смысле слова” (Е.В. Де-Роберти).
    “Социология должна быть учением об обществе, подобно тому как существует общее учение о жизни” (Н.И. Кареев).
     Социология – “наука о порядке и прогрессе человеческих обществ” (М.М. Ковалевский).
“Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия,– с другой” (П.А. Сорокин).
     “Социология,– пишет В.А. Ядов,– это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта – общностей; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения” [2, с.18].
     Согласно Н. Смелзеру, “социология, попросту говоря, это один из способов изучения людей... Если кратко, социологию можно определить как научное изучение общества и социальных отношений”. Э. Гидденс понимает социологию как “науку о социальной жизни человека, групп и обществ”.
 Подводя итог, можно сказать, что название науки "социология" (буквально - наука об обществе), столь удачно примененное Огюстом Контом, впоследствии было насыщено научным, теоретическим содержанием благодаря трудам К. Маркса, М. Вебера и Э. Дюркгейма. Именно в результате их усилий социология превратилась в науку, имеющую свой предмет, свою теорию и возможности для эмпирических подтверждений различных аспектов этой теории.
 
    1.2. Объект и предмет социологии
  Объектом исследования для любой науки является реальность, существующая независимо от нашего знания о ней. Предмет исследования, напротив, существует только в голове исследователя, то есть полностью зависит от самого знания и является его частью.
   Для социологии объектом является общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними.  
 Каждый индивид в обществе занимает строго определенную позицию или имеет определенный социальный статус (статус директора, рабочего, президента, спортсмена и др.). В соответствии с этим каждый индивид состоит в социальных отношениях с другими индивидами.  Люди со сходными социальными статусами образуют социальные общности (категории, группы, слои и т.д.), в которых существуют наиболее прочные и устойчивые связи. Позиции людей в социальном пространстве различаются в зависимости от обладания такими ресурсами, как власть, материальные средства, престиж, объем знаний и др. Поэтому говорить о социальной структуре - значит говорить о социальных различиях и неравенстве между людьми.
 Следующим моментом, играющим важную роль в определении предмета социологии, является то обстоятельство, что при изучении социальных структур нужно помнить, что их составляют люди, активно действующие индивиды, способные в результате совместных действий изменять положение отдельных частей структуры относительно друг друга, уровень ограничений поведения и степень свободы каждой части, а также характер взаимоотношений отдельных структурных элементов.
Итак, выделив предмет социологии, мы можем заключить, что социология - это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в этих структурах [3, с.16].
 В понятие социальной структуры входит не только взаимное расположение индивидов и групп в обществе, но и их взаимосвязи, т.е. взаимные контакты, действия и взаимодействия, осуществляемые как на основе межличностного общения, так и с помощью средств массовой информации.
 Под условиями существования социальных структур понимаются прежде всего физическая окружающая среда, культура, включающая в себя нормы, ценности и средства их передачи (например, язык). Если говорить о социальных процессах, то они представляют собой динамику развития общества и охватывают все стороны деятельности людей в обществе, обеспечивая его функционирование и развитие.
     Определение предмета социологии как науки графически представлены на рис. 1.1 [2, с.19].
 
    1.3. Структура социологического знания
 Как и многие другие науки, социология развивалась в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном. Первое направление включает в себя проблемы социально-философского осмысления наиболее общих вопросов развития и функционирования общества и места в нем человеческой личности. Концепции, выдвигаемые социологией на фундаментальном уровне, отличаются тем, что, не выделяются для изучения такие конкретные социальные единицы, как социальная группа или социальный процесс. Такой уровень социологического знания принято называть общесоциологическим, а теории, возникающие на этом уровне, - общесоциологическими [3, с.27].
 Вместе с тем, очевидно, что социология как наука должна основываться на точных, конкретных данных об отдельных социальных фактах. Эти данные собираются исследователями с помощью набора методов эмпирических исследований (опросов, наблюдений, изучения документов, экспериментов). Общесоциологические теории и эмпирические исследования должны быть неразрывно связаны между собой, так как теоретизирование, не подкрепленное знанием конкретных фактов социальной действительности, становится бессодержательным. В то же время эмпирические исследования, не связанные общетеоретическими выводами, не могут объяснить природу большинства социальных явлений.
В результате сформировался еще один уровень социологического знания - теория среднего уровня. Этот научный термин был введен в практическую деятельность исследователей американским социологом Робертом Мертоном. Как видно из рис. 2, теории среднего уровня занимают некоторое промежуточное положение между фундаментальными теориями и эмпирическим обобщением первичной социологической информации [3, с.29].
 Как видно из рис. 2, все теории среднего уровня можно условно подразделить на три группы: теории социальных институтов (изучающие сложные социальные зависимости и отношения), теории социальных общностей (рассматривающие структурные единицы общества - от малой группы до социального класса) и теории специализированных социальных процессов (изучающие социальные изменения и процессы).
    Социологи исследуют общество на двух уровнях: макро- и микроуровне. Микросоциология изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. Главный предмет их исследований – поведение индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми, которое оказывает влияние на стабильность общества или происходящие в нем перемены. Макросоциологи изучают взаимосвязи между различными частями общества и динамику их изменений.
     Разногласия между сторонниками макро- и микросоциологии связаны, во-первых, с пониманием предмета исследования и уровня обобщения, во-вторых, с характером использованных понятий и принципов формирования социологического знания (рис. 1.3).
     Мы рассмотрели такие виды классификации социологии  как макро- и микросоциология, фундаментальная и прикладная социология. Основной исходной характеристикой социологии можно считать ее разделение на теоретическую и эмпирическую социологии.
1. Базовый – первый – уровень социологического знания образует теория и методология, которые сосредотачивают свое внимание на уточнении и определении объекта и предмета социологической науки, ее понятий, закономерностей развития, ее функций и места среди других наук. Этот структурный уровень социологического знания называется теоретической социологией.
2.    Эмпирическая социология, которую представляют специальные социологические теории, соединяющие теоретико-методологическое знание с эмпирическими данными, полученными в ходе конкретных социологических исследований.
 
Глава II.
СИСТЕМА КАТЕГОРИЙ, ЗАКОНЫ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ.
   Социология относительно молодая наука. Система законов и категорий социологии еще только активно формируется. Для любой науки это основной вопрос ее утверждения, статуса, так как именно в категориях (понятиях) концентрируется, накапливается выработанное знание.
     Непосредственный объект социологии социальное в процессе его развития, преобразования, использования, управления на разных уровнях общественной системы. Поэтому для социологии самой первой предельно широкой категорией является понятие "социальное".
    К числу важных понятий, категорий социологии относятся такие, как социальные отношения, социальные институты, социальные группы, социальные процессы, социальная структура.
   В социологии много категорий, которые отражают качественное состояние социальных процессов. Например, коллективность и коллективизм, псевдоколлективизм и даже общинность, соборность, социальная однородность и социальные различия, социальные интересы, социальная защищенность.
 
    2.1. Законы социологии
 Трудно представить себе человека, полностью свободного в своих действиях, в формировании личностных целей и выборе поведения. Живя в обществе, каждый его член подвергается воздействию со стороны не только окружающих его отдельных личностей, ассоциаций, групп, но и результатов их прошлой деятельности: системы ценностей, норм, правил, правовых законов.
 В результате, действия людей, объединенных в социальные группы, и деятельность социальных институтов становятся однонаправленными, и поведение людей, контролируемое влиянием группы и институтов, - менее разнообразным, более стандартизированным. Таким образом, деятельность и поведение людей в обществе подвержены действию объективных, т.е. не зависящих от сознания людей, социальных законов.
 Г.В. Осипов определяет социальный закон как "относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими и профессиональными группами, а также между обществом и социальной организацией, обществом и трудовым коллективом, обществом и семьей, обществом и личностью, городом и деревней, социальной организацией и личностью и т.д." [2, с. 191].
 С социальными законами люди сталкиваются постоянно и либо подчиняются их действию, либо стараются их избегать, приспосабливают свое поведение к социальным законам или протестуют против них. Но очевидно одно: люди всегда видят в социальных законах черты своей повседневной жизни, всегда сопоставляют их проявления с собственным опытом.
 Социальные законы не создаются сознательно членами общества или группами. Люди поступают в соответствии с социальными законами неосознанно и обучаются такому "узаконенному" поведению в процессе общения с другими людьми и социальными институтами, исходя при этом из своих потребностей.
 Социальные законы имеют большое значение в исследовании общественных явлений, в управлении социальными процессами. Именно наличие и действие социальных законов дают возможность применения научного подхода в социологии. Непредсказуемость, беспорядочность и хаотичность поведения людей в обществе не могут быть исследованы с помощью научных методов, и напротив, предсказуемость, повторяемость, заданность многих сторон человеческого поведения позволяют ученым, занимающимся исследованием человеческого общества, открывать социальные законы, определять условия их действия и предвидеть поведение людей в социальных группах и обществе.
 
    2.2. Функции социологии
      Функция - следствие социального события для социальной системы, где событие является необходимым для содействия работе и поддержания этой системы. Если социологию рассматривать как событие, то ее функция - это польза, которую социология приносит обществу [1, с.16].
    Эмпирическая функция - сбор и обработка конкретной фактической информации (первичных данных). Например, опрос общественного мнения.
  Теоретическая функция проявляет себя тогда, когда социологи анализируют, логически обобщают и систематизируют полученные эмпирические данные и делают научные выводы. В результате социология обогащается новыми понятиями, терминами и определениями, создаются те или иные теории. В итоге общество глубже познает закономерности и перспективы своего развития.
    Прогностическая функция - на основании фактического материала и его теоретического осмысления ученые разрабатывают научно обоснованные предположения о развитии тех или иных социальных процессов в будущем. Например, прогноз поведения избирателей на предстоящих выборах.
    Прикладная функция - использование первичных данных, теоретических разработок, социологических прогнозов для решения практических задач. Так, работы социологов могут помочь в выработке конкретных рекомендаций по предотвращению и решению конфликтов, совершенствованию управления фирмой, предприятием и т. д.
 
Глава III.
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ.
Соотношение понятий и определений
В левой колонке таблицы даются понятия, в правой определения в произвольном порядке. Необходимо дать правильное определение понятиям.

Понятия

Определения

Фундаментальная социология

Направлена на накопление, анализ и обработку фактических данных в той или иной области
социальной жизни.

Отраслевая социология

Ставит своей целью приращение научного знания путём построения теорий, раскрывающих
универсальные закономерности и основополагающие принципы исследуемой области
знания

Эмпирическая социология

Формирует научные основы анализа отдельных сфер общественной жизни и самостоятельных социальных
институтов, разрабатывая систему понятий, принципов и законов их
функционирования и развития.
Фундаментальная социология - ставит своей целью приращение научного знания путём построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и основополагающие принципы исследуемой области знания[1, с.14].
Отраслевая социология - формирует научные основы анализа отдельных сфер общественной жизни и самостоятельных социальных институтов, разрабатывая систему понятий, принципов и законов их функционирования и развития.
Эмпирическая социология - направлена на накопление, анализ и обработку фактических данных в той или иной области социальной жизни.
 
Заключение
Современная социология во все большей мере склоняется к трактовке самой себя как социологии жизни, так как она оперирует показателями отношений и взаимодействий людей к реальным проблемам, ситуациям, ко всему тому, что происходит в обществе, в котором они работают и живут.
Результатом взаимодействия людей в обществе является переплетение смыслов, ожиданий, деяний, и все это составляет предмет изучения социологии. Следовательно, мы можем определить социологию как научное изучение социального взаимодействия и организации.
Подводя итог, можно сказать, что название науки "социология" (буквально - наука об обществе), столь удачно примененное Огюстом Контом, впоследствии было насыщено научным, теоретическим содержанием благодаря трудам К. Маркса, М. Вебера и Э. Дюркгейма. Именно в результате их усилий социология превратилась в науку, имеющую свой предмет, свою теорию и возможности для эмпирических подтверждений различных аспектов этой теории.
 
Список использованной литературы
1.    Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. – М., Центр, 1999. - 160с..
2.    Волков Ю.Г. Социология: Учебник.- 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003. - 512с.
3.    Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. –М., 2007. - 256с.
4.    Кравченко А.И., Анурин  В.Ф. Социология: Учебник для вузов. – СПб, 2003.
5.    Лавриненко В.Н. Социология: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 407с.
6.    Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 1999.
7.    http://ru.wikipedia.org — Википедия. Свободная энциклопедия.
 
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 253.75K
Скачано: 328
Скачать бесплатно
26.10.11 в 08:49 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе