Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Социология как наука ее объект, предмет

Социология как наука ее объект, предмет [16.09.13]

Тема: Социология как наука ее объект, предмет

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 23.08K | Скачано: 300 | Добавлен 16.09.13 в 08:25 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Уфа 2011


Содержание
Введение
Глава 1. Социология как наука, ее объект, предмет. Структура социологического знания
Глава 2. Система категорий, законы и основные функции социологии
Глава 3. Практическое задание
В левой колонке таблицы даются понятия, в правой их определения в произвольном порядке. Необходимо дать правильное определение понятиям.
Заключение
Список литературы

Введение
Немного найдется академических дисциплин, которые касались бы нас так же близко, как социология. Будучи наукой, изучающей социальные организации и взаимодействия, социология помогает понять происходящие вокруг нас события и те социальные силы, которые оказывают на нас воздействие, акцентирует внимание на тех аспектах нашего социального окружения, которые мы часто игнорируем, упускаем из виду или принимаем как должное. Социология вооружает нас особой формой осознавания действительности [3, с. 13].
Результатом взаимодействия людей в обществе является переплетение смыслов, ожиданий, деяний, и все это составляет предмет изучения социологии. Следовательно, мы можем определить социологию как научное изучение социального взаимодействия и организации.
Социология – отрасль науки о человеческом поведении, ставящая целью раскрытие причинно-следственных связей, возникающих между индивидами и группами в процессе социальных отношений. Она изучает традиции, структуры и институты, влияние групп и организаций на поведение и характер людей. Социология исследует базисные характеристики человеческого общества в локальном и мировом масштабе, занимается изучением социального взаимодействия и группового поведения с помощью исследований, основанных на точном и специализированном сборе и анализе фактов.
Социология с ее опорой на наблюдения и измерения позволяет использовать систематизированную информацию для решения сложных задач, связанных с социальной политикой и выбором, является действенным инструментом познания человеком своего положения в обществе, в семье, в других социальных группах.

Глава 1. Социология как наука, ее объект, предмет. Структура социологического знания
Социология (от лат. socius – общественный; др.-греч. λόγος – наука) – это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях [5].
Этот термин впервые был введен в науку французским ученым и философом Огюстом Контом в 1839 г., которого нередко называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе.
До этого различные учения о функционировании и развитии общества выступали как составные части общефилософских концепций мыслителей Востока и Запада. Своеобразные, порой весьма оригинальные, взгляды на развитие общества, проблемы политики, морали, науки, религии и искусства были высказаны в учениях древнеиндийских, древнекитайских и древнегреческих философов, европейских мыслителей Средних веков и Нового времени.
Выступая как часть тех или иных философских учений, социология не ограничивалась лишь проблемами общества как целого, движущих сил его развития и тому подобное. Она касалась всех сторон развития общества, в том числе проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного развития, которые впоследствии стали предметом изучения отдельных наук.
Однако с развитием общества, по мере накопления знаний об отдельных его сторонах социология постепенно теряла роль единой универсальной теории общества. От нее отпочковались политология, правоведение, политическая экономия, этика, эстетика и ряд других наук. И сама она стала развиваться как самостоятельная наука по отношению не только к выделившимся из нее отраслям знаний, но и к универсальным философским системам прошлого [1, с. 7].
Для того, чтобы понять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, необходимо вычленить собственную область социологического исследования, а также определить те методы, которыми социология оперирует. Для этого, прежде всего, следует провести строгое разграничение между объектом и предметом социологии.
Принято считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Что же такое социальное? Социальное, с точки зрения российского социолога Г.В. Осипова, – это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении к друг другу, к своему положению в обществе к явлениям и процессам общественной жизни [4, с. 330]. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуют тем самым тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.
Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, не может быть определен столь же однозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различное понимание предмета социологии. И это естественно, так как предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых.
О. Конт считал, что социология – это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. При этом социальное, по Дюркгейму, означает коллективное. Поэтому предметом социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях.
С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социология – это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. Социальное поведение, по Веберу, – это отношение человека, иначе говоря, внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него. Это отношение является поведением, когда субъект связывает его с определенным смыслом. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов.
В марксизме предметом социологического исследования является научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов – личностей, социальных общностей, социальных институтов. Широкое распространение в нашей отечественной литературе имеет следующее определение социологии. Социология – это наука об обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты [2, с. 10-12].
Структура социологического знания представляет собой взаимосвязь всех теоретических, а также так называемых прикладных положений социологии на том или ином этапе ее развития. Среди них имеются наиболее фундаментальные, составляющие главное содержание социологических концепций, школ и направлений. Основополагающую роль при этом играет тот круг общественных явлений, которые исследует социология, выявляя существующие между ними связи и отношения. Не менее важное значение имеет глубина их исследования, определяющая соответствующий уровень социологического знания в тот или иной исторический период [1, с. 14].
Структура социологического знания – не просто совокупность информации, представлений и научных понятий об общественных явлениях и процессах, а определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе [1, с. 15].
Социологические знания – это единство теории и практики. Теоретические исследования объясняют социальную реальность на уровне общих и специфических тенденций ее функционирования и развития. Ориентирует на выявление механизмов действий законов, форм их проявления. Эмпирические социологические исследования связаны с конкретной развернутой информацией относительно тех или иных явлений и процессов, опираются в отличие от теоретических исследований, проводимых с помощью общенаучных методов, на статистический анализ, методы конкретных социологических исследований (опросы, социологические наблюдения, изучение бюджета времени и тому подобное). Между теоретическим и эмпирическим знанием нет абсолютной грани.
На основе теоретического и эмпирического изучения различных социальных систем социология может давать ценные практические рекомендации и обоснованные прогнозы. Теоретическая и прикладная социология, базируясь на конкретных социологических исследованиях, не противостоят одна другой, а составляют единство, взаимное обогащение.
Помимо внешней институционализации, социология, как и всякая другая наука, должна пройти процесс внутренней институционализации. Внутренняя институционализация означает совершенствование организационной структуры науки, наличие устойчивого разделения труда внутри дисциплины, формирование правил и норм профессиональной этики, разработку эффективных исследовательских методов и приемов. Все это должно обеспечить действительный процесс производства и систематизации знаний в определенной области познания. Одно из важнейших мест в этом процессе принадлежит разделению труда, наличию в организационной структуре науки трех относительно независимых уровней:
1) уровень фундаментальных исследований, задача которых является  приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;
2) уровень прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую ценность проблем, на основе существующих фундаментальных знаний;
3) социальная инженерия – уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий.
Данная классификация позволяет вычленить в структуре социологии три уровня: общесоциологические теории, специальные, или частные, социологические теории, конкретные социологические исследования [2, с. 14].
Общесоциологические теории – касаются глубинных, сущностных моментов развития того или иного общества и в целом исторического процесса. На данном уровне делаются научные обобщения и выводы о наиболее глубоких причинах возникновения и функционирования тех или иных социальных явлений, о движущих силах развития общества. Формируются теории общественной, прежде всего, производственной, деятельности людей, выявляется роль труда в развитии общества, что было показано Г. Гегелем, К. Сен-Симоном, К. Марксом и другими мыслителями.
Специальные, или частные, социологические теории – касаются отдельных сфер общественной жизни, социальных групп и институтов. Познавательный ракурс данных теорий намного уже, чем общесоциологических, и ограничен, как правило, тем или иными подсистемами общества. В качестве таковых могут выступать, например, экономическая и социальная сферы жизни общества. Цели исследования заключаются в том, чтобы на основе использования статистических материалов, данных социологических исследований и другой информации получить исчерпывающие представления относительно указанных сфер общественной жизни или же их отдельных сторон, а также сделать научно обоснованные выводы об оптимальном решении имеющихся проблем, в том числе связанных с повышением эффективности управления социально-экономическими процессами.
Конкретные социологические исследования – проводятся в виде анкетирования, устных опросов, наблюдений. Исследования могут проводиться в рамках социологии, экономических, правовых и других наук с целью получения объективных данных о различных сторонах социальной действительности, а также с целью изучения общественного мнения, то есть получения сведений об отношении населения к тем или иным событиям общественной жизни, их мнении относительно каких-то социальных проблем, способов их решения [1, с. 18-23].
Наряду с этими тремя уровнями, социологи также выделяют внутри своей науки макро- и микросоциологию. Макросоциология исследует крупномасштабные социальные системы и исторически длинные процессы. Микросоциология изучает повсеместное поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. Эти уровни не могут рассматриваться как находящиеся на различных плоскостях и не соприкасающиеся друг с другом. Напротив, они тесно взаимосвязаны, так как непосредственное, повседневное поведение людей осуществляется в рамках определенных социальных систем, структур и институтов. В таблице 1 детально показано, каким образом различные уровни социологического анализа пересекаются в разных плоскостях человеческого взаимодействия. Например, группа – это люди, объединенные взаимными интересами или зависимые друг от друга и отличающиеся от других групп отношениями и целями. В этом смысле речь идет и о группе, и о системе. Например, два соседа, семья, нация. Государство – это также группа, рассматриваемая на социальном уровне. На уровне мировых систем (макроуровне) рассматривается отношение государства с другим государством.
Своеобразной формой пересечения всех этих уровней выступают такие структурные элементы социологии, как отраслевые социологии: социология труда, экономическая социология, социология организации, социология досуга, социология здравоохранения, социология города, социология деревни, социология образования, социология семьи и так далее. В данном случае речь идет о разделении труда в сфере социологии по характеру исследуемых объектов [2, с. 15].
Таблица 1. Уровни социологического анализа
Уровень    Элементы    Примеры
Межличностный    Типовое взаимодействие
(по правилам)
Ролевое поведение
Социальный статус
Межличностные связи    Игра в футбол
Тренер – игрок
Адвокат – собственник
Студенты института
Групповой    Первичная группа
Организация
Групповое отношение    Компания друзей
Больница
Труд – управление
Социетальный    Институт
Социальный порядок
Класс и слой
Город и общность    Религия
Монархия
Дворянство
Москва
Мировые системы    Международные отношения
Межнациональные организации
Глобальный институт
Мировая взаимозависимость    ООН
Гринпис
Ислам
Производство нефти

Глава 2. Система категорий, законы и основные функции социологии
Обратим внимание на то, что социология относительно молодая наука. Система законов и категорий  социологии еще только активно формируется. Для любой науки – это основной вопрос ее утверждения, статуса, так как именно в категориях (понятиях) концентрируется, накапливается выработанное знание [7].
Социология имеет свой категориальный аппарат. Категориальный или понятийный аппарат – это один из главнейших вопросов для всякой науки. Категории, понятия каждой науки отражают, прежде всего, качество объективной реальности, которая является предметом данной науки. Предметом социологии являются социальные явления. Так как социальные явления всегда имеют социальные качества, то и категории социологии направлены, прежде всего, на характеристику этих качеств.
Социальные характеристики всегда динамичны и предстают самыми различными оттенками «целого», то есть самого социального явления в целом. Это единство и многообразие, постоянство и подвижность любого социального явления в его конкретном состоянии отражается в соответствующих категориях, понятиях и законах социологии.
Особенностью категориального аппарата социологии является его универсальность. Это обуславливается тем, что многие понятия современной социологии пришли в науку из смежных наук и дисциплин [6].
Наиболее общей, широкой по содержанию категорией социологии является понятие «социальное», которое включает в себя такие тоже достаточно широкие понятия, как «социальная система», «социальная структура», «социальный институт», «социальная организация», «социальная группа», «социальное действие», «социальное поведение» и другие. Каждое из них, в свою очередь предполагает выделение целого ряда других очень важных, хотя и менее общих категорий. Так, категория «социальная группа» сопряжена с такими более частными понятиями, как «класс», «социальный слой», «народ», «нация», «семья» и другие, а категория «социальное действие» - с понятиями «социальный интерес», «социальная цель», «социальная норма», «социальная ценность» и так далее. К числу важнейших категорий социологии относятся и понятия «социальное равенство (неравенство)», «социальная несправедливость», «социальная свобода» и другие. Если категории социологии отражают те или иные существенные стороны, свойства объекта этой науки, то законы социологии выражают глубинные, сущностные, необходимые связи между ними.
Социальные законы – законы, по которым развивается человеческое общество, выступающие, в конечном счете, как законы деятельности и общественных отношений людей. Социальные или исторические законы складываются и существуют объективно, то есть независимо от сознания и воли людей. Их нельзя отменить, но их можно познать и действовать в соответствии с ними [1, с. 401].
Особенность  социологии как науки состоит в том, что социальные связи и отношения изучаются на уровне социальных законов и закономерностей. Социальный закон – это выражение существенной, всеобщей и необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего связей социальной деятельности людей или их собственных социальных действий. Существуют общие и специфические законы в социологии. Общие законы социологии – предмет изучения философии. Специфические законы социологии изучаются именно социологией и составляющие ее методологическую основу. Помимо данной классификации, существуют и другие типы законов, различающиеся по следующим основаниям:
По времени действия:
1) законы, характерные для социальной системы в любой период ее существования (закон стоимости и товарно-денежных отношений);
2) законы, характерные только для одной или нескольких социальных систем, отличающихся специфическими свойствами (закон перехода от одного типа общества к другому).
По способу проявления:
1) динамические – определяют динамику (направление, формы, факторы) социальных изменений, фиксируют четкую последовательность социальных явлений в процессе изменения;
2) статистические – отражают общие тенденции социальных явлений независимо от происходящих изменений, характеризуют социальные явления в целом, а не конкретные их проявления;
3) причинные – фиксируют существующие причинно-следственные связи между различными социальными явлениями;
4) функциональные – закрепляют строго повторяющиеся и эмпирически наблюдаемые связи между социальными явлениями.
Однако, несмотря на достаточно обширный теоретический материал, вопрос о законах социологии стоит очень остро. Дело в том, что в ходе исторического развития многие исторические события выходили за рамки существующих законов. Поэтому можно утверждать, что законы на самом деле оказываются лишь описанием вероятных тенденций развития.
Это является важным аргументом противников возможности создания всеобщих универсальных социологических законов.
Поэтому сегодня принято говорить не о социологических законах, а о социологических закономерностях.
Эти закономерности основаны на существовании в обществе детерминант, определяющих жизнь общества: власть, идеология, экономика.
Типологию социальных закономерностей можно произвести по пяти категориям, которые отражают существующие между социальными явлениями формы связи:
1) закономерности, фиксирующие неизменяемые связи между социальными явлениями, их взаимную обусловленность. то есть если есть явление А, то обязательно должно быть и явление Б;
2) закономерности, закрепляющие тенденции развития социальных явлений, отражающие влияние изменения социальной действительности на внутреннюю структуру социального объекта;
3) закономерности, устанавливающие закономерности между элементами социального субъектами, обуславливающими его функционирование (функциональные закономерности), например, чем активнее студенты работают на занятиях, тем лучше они владеют учебным материалом;
4) закономерности, закрепляющие причинно-следственные связи между социальными явлениями (причинные закономерности), например, необходимым условием повышения рождаемости в стране является улучшение социально-бытовых условий для женщин;
5) закономерности, устанавливающие вероятность связей между социальными явлениями (вероятностные закономерности), например, рост экономической самостоятельности женщин повышает вероятность разводов.
При этом необходимо помнить, что социальные закономерности воплощаются в жизнь в конкретной форме – в деятельности людей. А каждый отдельный человек осуществляет свою деятельность в конкретных условиях общества, в условиях конкретной социально-политической или производственной деятельности, в системе которых он занимает определенное производственное и социальное положение.
Если мы наблюдаем за одним человеком – мы закон не увидим. Если мы наблюдаем множество, то с учетом отклонений у каждого индивида в том или другом направлении получаем результирующие, то есть закономерность.
Таким образом, можно утверждать, что объективность социальной закономерности – это ряд совокупных действий миллионов людей [6].
Основное содержание социологии, ее теоретическое и практическое значение выражается в выполняемых ею функциях.
Одной из важнейших функций социологии, как и всякой другой науки, является познавательная. Социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает, прежде всего, прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы социального развития общества. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания социальных процессов и обобщающих значительный фактический материал, так и непосредственно эмпирические исследования, поставляющие этой науке богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни.
Характерной чертой социологии является единство теории и практики. Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем. В этом плане на первое место выступает прикладная функция социологии, в рамках которой проявляется ряд других ее функций. Социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами. Без этой информации возрастает возможность появления социального напряжения, социальных кризисов и катаклизмов. В подавляющем большинстве стран органы исполнительной и представительной власти, политические партии и объединения широко используют возможности социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной жизни. В этом проявляется функция социального контроля.
Практическая направленность социологии выражается и в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. В этом проявляется прогностическая функция социологии. Особенно важно иметь такой прогноз в переходный период развития общества. В этом плане социология способна:
1) определить, каков диапазон возможностей, вероятностей, открывающихся перед участниками событий на данном историческом этапе;
2) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбранных решений;
3) рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты, а также долговременные последствия и так далее.
Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная от определенных процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончая социальным планированием жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов.
Социология, несмотря на личные установки ученых-социологов, выполняла и продолжает выполнять идеологическую функцию. Результаты исследований могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных социальных целей. Социологическое знание зачастую служит средством манипулирования поведением людей, формирования определенных стереотипов поведения, создания системы ценностных и социальных предпочтений и так далее. Но социология может служить и улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, что, в конце концов, способствует совершенствованию общественных отношений. В этом случае говорят о гуманистической функции социологии [2, с. 16-17].
Формулируемые социологом выводы и обобщения, касающиеся тех или иных сторон общественной жизни, затрагивают не только интересы той социальной группы, к которой он принадлежит, но и интересы других социальных групп, в том числе классов. Тем самым данные выводы и обобщения приобретают идеологическое содержание, некий идеологический оттенок.
Разумеется, неправильно, когда научный подход подменяется идеологическим, что нередко наблюдалось в недавнем прошлом советской социологии. Для ученого-социолога всегда важен объективный анализ общественных явлений. Однако его социальный статус есть момент самого этого анализа, что неизбежно отразится на его выводах и обобщениях относительно исследуемых явлений и процессов. В этом смысле социология всегда идеологически ориентирована. А чтобы не допускать идеологических перекосов, надо избегать чрезмерных идеологизации и политизации, как в ходе социологических исследований, так и при формулировании выводы и обобщений, в том числе теоретических. Полезно также соотносить их с общечеловеческими ценностями [1, с. 26].

Глава 3. Практическое задание
В левой колонке таблицы даются понятия, в правой их определения в произвольном порядке. Необходимо дать правильное определение понятиям.
Понятия    Определения
Фундаментальная социология    Направлена на накопление, анализ и обработку фактических данных в той или иной области социальной жизни.
Отраслевая социология    Ставит своей целью приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и основополагающие принципы исследуемой области знаний.
Эмпирическая социология    Формирует научные основы анализа отдельных сфер общественной жизни и самостоятельных социальных институтов, разрабатывая систему понятий, принципов и законов их функционирования и развития.
Ответ:
Фундаментальная социология – ставит своей целью приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и основополагающие принципы исследуемой области знаний.
Отраслевая социология – формирует научные основы анализа отдельных сфер общественной жизни и самостоятельных социальных институтов, разрабатывая систему понятий, принципов и законов их функционирования и развития.
Эмпирическая социология – направлена на накопление, анализ и обработку фактических данных в той или иной области социальной жизни.

Заключение
Социология тесно связана со многими другими гуманитарными науками. Общесоциологические теории, раскрывающие социальную структуру общества, закономерности его развития, взаимодействие объективных и субъективных факторов исторического процесса, играют немаловажную мировоззренческую и методологическую роль в объяснении проблем истории, политологии, правоведения, социальной психологии, этики и других наук. И в тоже время социология является самостоятельной наукой, имеющей свои особенности и систему знаний, систему категорий и законов.
Следовательно, современная социология – это самостоятельная наука об обществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах. Любое общественное явление предстает как элемент социальной системы, каковой выступает общество.  В рамках этой системы анализируются все социальные явления и процессы, взятые в их взаимодействии [1, с. 9].
Структура социологического знания представляет собой взаимосвязь всех теоретических, а также прикладных положений социологии на том или ином этапе ее развития.
Основные функции социологии определяют не только задачи, но и место социологии в системе общественных наук.
Социология позволяет не только описывать явления, процессы, но и объяснять их, давать модель явления и общества в целом. Социологический анализ процесса в динамике позволяет определить и прогнозировать тенденции изменений и формулировать перспективы относительно будущего.

Список литературы
1. Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 407 с.
2. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 1999. – 160 с.
3. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003. – 512 с.
4. Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г. В. Осипова. – М.: Издательство НОРМА, 2000. – 488 с.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 23.08K
Скачано: 300
Скачать бесплатно
16.09.13 в 08:25 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе