Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по менеджменту »

Классификация общих (основных) функций менеджмента

Классификация общих (основных) функций менеджмента [17.11.10]

Тема: Классификация общих (основных) функций менеджмента

Раздел: Бесплатные рефераты по менеджменту

Тип: Контрольная работа | Размер: 25.84K | Скачано: 252 | Добавлен 17.11.10 в 15:40 | Рейтинг: +5 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Курск 2010


Вариант 1

Содержание

1. Классификация общих (основных) функций менеджмента, их взаимосвязь и динамизм 3

2. Риски в менеджменте, их сущность, причины возникновения и классификация. Методы управления рисками 8

Список литературы 16

 

1. Классификация общих (основных) функций менеджмента, их взаимосвязь и динамизм

Функции менеджментаэто конкретный вид управ­ленческой деятельности, который осуществляется спе­циальными приемами и способами, а также соответству­ющая организация работы и контроль деятельности.

Функции управления имеют специфический характер, осо­бое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как несвязанными между собой, так и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимопроникают друг в друга. Функции управления можно представить как виды управленческого труда, связанные с воздействием на уп­равляемый объект. Ведь управление - это искусство созда­вать вещи посредством людей. Принято считать, что в про­цессе управления выполняются следующие основные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.

Каждая из четырех функций менеджмента является для организации жизненно важной. Вместе с тем планирование как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается главнейшей из них, функции же организации, моти­вации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации.

Характеристика основных функций менеджмента:

1. Функция планирования. В процессе планирова­ния принимается решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей. Единого метода планирования, который бы соответствовал каждой ситуации, не существует. Тип планирования и акцент, который делает менеджер в процессе планирования, зависит от его положения в организационной иерархии фирмы, т.е. процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации. Так, стратегическое планирование (высший уровень) - это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на осно­вополагающие составляющие организации. На среднем уровне управления занимаются тактическим планированием, т.е. определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач.  Планирование осуществляется и на нижнем уровне органи­зации. Оно называется оперативным планированием.  Все три типа планирования составляют общую систему, которая называется генеральным, или общим планом, или бизнес-планом функционирования организации.

Эффективность пла­нирования как функции управления во многом зависит от того, какими принципами (руководящими правилами) руководствуются при составлении планов: полнота планирования; точность планирования; ясность планирования; непрерывность планирования; экономичность планирования.[2, С. 89]

2. Функция организации. Организация как функция управления обеспечивает упо­рядочение технической, экономической, социально-психологи­ческой и правовой сторон деятельности любой организации. Поскольку всю работу выполня­ют люди, функция управления как организация позволяет оп­ределить, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества заданий и какие для этого потребуются средства. Организация - это вторая функция управ­ления. Из всего множества значений термина «организация» в смысле управленческой функции чаще всего используются два:

  1. организация - это структура системы в виде взаимоот­
  2. организация - это процесс, посредством которого созда­ется и сохраняется структура организации. [6, С.47]

3.  Функция мотивации. Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации. Различные теории пси­хологического и организационно-эюномичесгого направления можно разделить на две группы:

  1. содержательные теории мотивации, основывающие­ся на идентификации внутренних побуждений личности (потреб­ностей), которые заставляют людей действовать так, а не ина­че (иерархия потреб­ностей, по Маслоу, двухфакторная теория Герцберга, теория потребностей Мак-Клелланда).

Иерархия потреб­ностей, по Маслоу. Маслоу из всего разнообразия потребно­стей выделяет пять: физиологические потребности; потребности в безопасности и уверенности в будущем; социальные потребности (принадлежность к коллективу, поддержка в коллективе и т.д.); потребности в уважении; потребности самовыражения. По теории Маслоу все потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры.

Двухфакторная теория Герцберга. Данная модель основа­на на потребностях, в которой автор выделил две категории факторов: 1. гигиены - политика фирмы, условия работы, заработок, межличностные отношения и степень непосредственного кон­троля за работой; 2. мотивации - успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, высокая степень ответственности и возможности творческого и делового роста.

Теория потребностей Мак-Клелланда. Данная теория основной упор делает на потребности высших уровней, соглас­но с чем выделяются три типа потребности: власть, успех и причастность. Потребность власти - желание воздействовать на дру­гих людей. Потребность успеха удовлетворяется не провозглаше­нием успеха конкретного человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного за­вершения. Потребность в причастности схожа с мотивацией по Маслоу, так как работники заинтересованы в компании знакомых, нала­живании дружеских отношений и т.п. [3, С.79]

  1. процессуальные теории мотивацииболее современные, базируются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом воспитания и познания (это теория ожидания, теория справедливости и модель мотивации Портера-Лоулера).

Теория ожиданий состоит в надежде че­ловека на то, что выбранный им тип поведения приведет к удов­летворению желаемого. Ожидание - оценка личностью веро­ятности определенного события. Теория ожидания подчеркивает важность трех взаимосвязей: затраты труда - результаты; результаты - вознаграждение; вознаграждение - валентность (удовлетворенность вознаграждением).

То, как люди распределяют и направляют свои усилия на достижение поставленных целей, дает ответ теория справед­ливости. Речь идет о том, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усили­ям, а затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то у человека возникает психологическое напряжение. Те же сотрудники, которые считают, что им переплачива­ют, будут стремиться поддерживать интенсивность труда на прежнем уровне либо увеличивать ее.

Л. Портер и Э. Лоулер разработали комплексную процес­суальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожидания и теории справедливости (модель Портера-Лоулера), т.е. в их модели фигурирует пять переменных: затра­ченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграж­дение, степень удовлетворения. Согласно модели Портера-Лоулера, достигнутые результа­ты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способно­стей и характерных особенностей, а также осознания им своей роли.

4. Функция контроля.  В самом общем виде контроль можно определить как процесс сопоставления фактически дос­тигнутых результатов с запланированными. Функцию контроля в классическом менеджменте следует понимать как вид управленческой деятельности, бла­годаря которой можно удерживать организацию на нужном (верном) пути, сравнивая показатели ее деятельности с уста­новленными стандартами (планами).[5, С.231]

Различают следующие виды контроля:

1. Предварительный контроль. Предварительным контроль называется потому, что он осуществляется до фактического начала работ. В процессе контроля возможно выявить и предвидеть отклонения от стандартов в различные моменты. Он имеет две разновидности: диагностический (включает такие категории, как измерители, эталоны, предупреждающие сигналы и т.п., указы­вающие на то, что в организации что-то не в порядке) и терапевтический (позволяет не только выявить отклонения от нормативов, но и принять исправительные меры).

2. Текущий контроль. Он осуществляется в ходе проведе­ния работ. Чаще всего его объектом являются сотрудники, а сам он - прерогатива их непосредственного начальника. Он позволяет исключить отклонения от намеченных планов и ин­струкций.

3. Заключительный контроль. Цель такого контроля - по­мочь предотвратить ошибки в будущем.

В процедуре контроля есть три четко различимых этапа.

1. Установление стандартов. Стандарты — это конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается измерению. На первом этапе необ­ходимо определить временные рамки и конкретный критерий, по которому оценивается работа. Это и есть результативность. Показатель результативности точно определяет то, что долж­но быть получено для достижения поставленных целей.

2. Сопоставление достигнутых результатов с ус­тановленными стандартами. На этом этапе менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям, а также насколько допустимы или относительно безопасны обнаруженные откло­нения от стандартов.

3.  Принятие необходимых корректирующих действий. [4, С.109]

 

2.    Риски в менеджменте, их сущность, причины возникновения и классификация. Методы управления рисками

Под  риском  понимается  возможная  опасность  потерь,  вытекающая   из специфики тех или иных явлений природы и  видов  деятельности  человеческого общества. Риск  –  историческая  и  экономическая  категория.  Как   историческая категория,  риск   представляет   собой   осознанную   человеком   возможную опасность. Она свидетельствует о том, что риск исторически  связан  со  всем ходом общественного развития. По мере развития цивилизации, появляются товарно-денежные отношения,  и риск становится экономической категорией. Как экономическая категория риск представляет  собой  событие,  которое может произойти или  не  произойти.  В  случае  совершения  такого  события, возможны три экономических результата: отрицательный, нулевой и положительный. Риском можно управлять и принимать меры к снижению степени риска.

Риск - это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи либо отклонения от цели. Риск всегда связан с выбором определенных альтернатив и расчетом вероятности их результата. [7, С.214]

Источником риска является неопределенность хозяйственной ситуации, возникающая из-за множества переменных факторов и случайностей, неполноты информации о хозяйственных процессах, а также особенностей личности предпринимателя. Иными словами, риск имеет объективное и субъективное происхождение.

Выделяют следующие функции риска:

  1. инновационное. Рисковое решение может вести к более эффективному производству; 2. регулирующая 3. защитная. Риск – Естественное состояние и требует от менеджера и предпринимателя воспитывать терпимость к неудачам; 4. аналитическая. Политика риска предполагает необходимость выбора, следовательно, изучение и прогнозирование ситуации, составление планов.

Риски можно разделить, в зависимости от возможного результата, на:

1. Чистые риски означают возможность получения убытка или нулевого результата. К ним относятся политические, транспортные, природные, экологические и часть коммерческих рисков (имущественные, производственные, торговые).

2. Спекулятивные риски выражаются в возможности получения как положительного, так и отрицательного результата.

В зависимости от основной причины возникновения риски делятся на природные, экологические, политические, транспортные и коммерческие:

  1. Природный риск – риск потерь в результате действий стихийных сил природы.
  2. Экологический риск – вероятность потерь или дополнительных расходов, связанных с загрязнением окружающей среды.
  3. Политический риск – риск имущественных (финансовых) потерь в связи с изменением политической системы, расстановки политических сил в обществе.
  4. Транспортный рискэто вероятность потерь, связанных с перевозками грузов различными видами транспорта.
  5. представляют собой вероятность потерь в результате предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. В соответствии с основными видами предпринимательской деятельности эта группа рисков делится на: а) производственный риск – вероятность убытков или дополнительных издержек, связанных со сбоями или остановкой производственных процессов, низким качеством сырья; б) торговый рискриск убытков или неполучения доходов из-за невыполнения одной из сторон своих обязательств по договору, например, в результате не поставки или несвоевременной поставки товара, задержки платежей; в) финансовые риски связаны с вероятностью потерь финансовых ресурсов. Они подразделяются на два вида: риски, связанные с покупательной способностью денег, и связанные с вложением капитала (инвестиционные риски).

К рискам, связанным с покупательной способностью денег, относятся:

Группа инвестиционных рисков весьма обширна и включает в себя:

Кроме рассмотренных рисков, можно рассмотреть риски с точки зрения источника воздействия: внешние исходят из окружения фирмы. На них влияют факторы прямого действия: законодательное регулирование. Налоговая система и т.д.; факторы косвенного действия: политическая и экономическая обстановка в стране, положение отрасли. Внутренние риски связаны с особенностями самой фирмы. Основным их видом считается кадровый. Возникающий вследствие практической невозможности предсказания поведения людей.

По степени опасности для организации риски выделяют допустимый (возможность несения текущих убытков), критический (угроза полной потери прибыли), катастрофический риск (банкротство). [8, C. 105]

Характерной причиной возникновения экономического риска является неопределенность. Риск как экономическая категория представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических результата: отрицательный (убыток, ущерб, проигрыш); нулевой; положительный (прибыль, выгода, выигрыш). Рискованная ситуация связана со статистическими процессами, и ей сопутствуют три сосуществующих условия: наличие неопределенности, необходимость выбора альтернативы и возможность при этом качественной и количественной оценки вероятности осуществления того или иного варианта

Рассмотрим методы управления рисками.

1. По направленности воздействия на параметры риска все методы риск-менеджмента можно отнести к одному из трех классов: воздействующим на вероятность появления риска, на размер риска, на предсказуемость риска и толерантность к нему.

К методам воздействия на предсказуемость риска относится метод наращивания информационного покрытия, где предсказуемость риска обеспечивается получением дополнительной информации об изучаемом объекте. Толерантность к уровню риска на предприятии складывается из набора субъективных и объективных факторов. К субъективным относятся те, что связаны с персонализацией принимаемого решения. Объективной причиной является характеристика предприятия, и, в частности, экономический потенциал объекта, в рамках которого планируется осуществить инновацию.

К методам, которые влияют на вероятность и размер риска, относятся методы защиты и активного воздействия на риск (защита объекта, устранение технических неполадок, обучение персонала).

2. По объекту воздействия на среду риска все методы риск-менеджмента подразделяются на методы, воздействующие на источник риска, объект риска, канал риска и эффект риска.

Область применения метода ограничена принципиальной возможностью либо невозможностью воздействия на объективные и субъективные причины, порождающие риск и помогающие ему сбыться.  Воздействие на объект риска предполагает придание ему рискоустойчивости, обеспечиваемой защитой, подготовкой к восприятию риска или приданию качеств, обеспечивающих изначальное отторжение риска. Воздействовать на канал передачи риска можно как устранением канала, так и его защитой. Воздействие на эффект риска в обеспечении эффективной реакции на сбывшуюся опасность.

3. С точки зрения воздействия на элемент все методы риск-менеджмента директивно воздействуют или непосредственно на проект, либо на предприятие, его реализующее, либо на сам риск.

4. В зависимости от степени адаптивности целесообразно выделять динамические и статические методы управления риском.

Динамические методы адаптивны и позволяют внутренне перестроить механизмы и параметры воздействия в зависимости от изменения характеристик профиля риска проекта. Статические методы базируются на первично оцененной информации.

5. По превентивности воздействия на риск все методы риск-менеджмента подразделяются на превентивные и репрессивные.

Превентивные методы пытаются создать условия, чтобы опасность не сбылась. Репрессивные же методы целят обеспечить своевременное и адекватное покрытие ущерба, принесенного свершившимся риском. В группе выделяются экспресс-методы, которые позволяют снизить ущерб до малого.

6. По воздействию на профиль риска проекта выделяют методы нейтрального и активного воздействия.

Нейтральные методы не воздействуют прямо на объективную совокупность рисков проекта. Они влияют лишь на его составляющую, важную с точки зрения конкретного экономического субъекта.  Активным, заинтересованным участником в таком переходе риска может являться генеральный подрядчик, которому вместе с функциями и обязанностями по управлению проектом передается и соответствующая группа рисков.

7. По масштабу воздействия методы риск-менеджмента можно подразделить на спектральные и точечные.

Точечные методы директивно воздействуют на избранный риск или объект. К спектральным относятся все методы, направленные на совокупность рисков.

8. С точки зрения жесткости требований, предъявляемых к объекту, на который направлено управляющее воздействие, можно выделить жесткие и лояльные методы.

9. С точки зрения направленности воздействия методы риск-менеджмента подразделяют на прямые и косвенные.

Применение прямых методов влияет только на конкретно выбранный объект, а косвенные методы влияют еще и на ряд сопутствующих рисков.

10. По этапам применения методы классифицируются в зависимости от того, когда возможно и целесообразно их применение.

11. По времени реализации эффекта от применения выделяют методы без задержки эффекта и с отсроченным эффектом.

Методами управления с задержкой являются все превентивные методы. Среди них есть варианты с относительной и абсолютной задержкой эффекта.

12. По времени действия эффекта от реализованного мероприятия все методы риск-менеджмента могут быть одномоментными и продолжительными.

13. По сущности достигаемого эффекта методы риск-менеджмента могут быть направлены либо на минимизацию риска, либо на оптимизацию.

14. С точки зрения возможности получения дополнительной прибыли есть методы прибыльно-нейтральные и прибыльно-содержащие.

Первые не предоставляют возможности получить дополнительной прибыли при любом исходе рискосодержащего события. Прибыльно-содержащие методы чаще используются в системе спекулятивных рисков.

15. По степени фокусирования риска выделяют методы, направленные на сегрегацию или комбинирование риска.

Одни из методов управления рисками приводят к сосредоточению их в рамках единого пространственно-временного континуума, другие способствуют рассредоточению в пространстве и времени.

16. По целевой направленности методы делят на обеспечивающие рискоустойчивость объекта или непосредственно направленные на снижение риска.

17. В зависимости от хода выполнения инновации методы управления рисками могут относиться либо непосредственно к риск-менеджменту, либо образовывать систему антикризисного управления.

18. По степени запланированности реализации различают методы планового воздействия и экстренного реагирования.

Методы риск-менеджмента, реализуемые в рамках целевой программы, относятся к методам планового воздействия. Необходимость в экстренном реагировании появляется при непредвиденных изменениях, которые на момент разработки плана процедур и мероприятий риск-менеджмента предсказать было либо невозможно, либо не получилось в силу объективных и субъективных причин.

19. С точки зрения обязательности применения того или иного метода управления риском можно выделить методы, обязательные к применению, условно-обязательные и необязательные.

20. В зависимости от того, обязывает ли выбранный метод находиться в договорных взаимоотношениях с каким-либо субъектами или нет, методы риск-менеджмента подразделяются на требующие и не требующие такой зависимости.

21. При классификации по степени покрытия последствий рискового события ситуации можно выделить два множества методов управления рисками: с частичным покрытием и с полным.

Первые обеспечивают частичное покрытие риска либо посредством заранее оговоренной (прямо или косвенно) суммы, доли участия предприятия или третьего лица в покрытии риска, когда сумма или сфера потенциального риска может оказаться больше объема средств, выделенных на управление данным риском. К методам с полным покрытием ущерба может быть отнесен метод передачи всего размера риска третьему лицу, участнику проекта, который по условиям передачи принимает весь риск и, соответственно, обязанности покрытия на себя.

22. По частоте применения методы управления рисками делят на систематические и точечные, или разовые.

Систематические методы требуют применения на протяжении всего времени реализации проекта. Разовые методы требуют такой же реализации и не зависят от времени жизни рисковой ситуации.

23. С точки зрения радикальности воздействия на риск все методы риск-менеджмента можно разделить на радикальные и нерадикальные. [1, c.84]

 

Список использованной литературы:

  1. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. М.:Финансы и статистика, 2003 -с.84
  2. Вачугов Д.Д., Березкина Т.Е. Основы менеджмента: Учеб. для ВУЗов. Под ред Д.Д. Вачугова. М.: Высшая школа, – 2001.с.89
  3. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для ВУЗов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004г. -79 с.
  4. Драчева Е.Л. Менеджмент: уч. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Е.Л. Драчева, Л.И. Юлинов. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007г. – 109 с.
  5. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебн. пособие / Н.И. Кабушкин. - 7-е изд., стереотип. – М.: Новое знание, 2004г. – 231с.
  6. Казначевская Г.Б. Менеджмент. Учебник / Г.Б. Казначевская. Изд-е 5-е, доп. и перер. – Ростов н/Д: Феникс, 2005г. -47 с.
  7. Менеджмент: учебное пособие, кол. Авторов; под ред. Н.П. Разу. М.: КНОРУС, 2008г. – 214 с.
  8. Основы менеджмента: Учебное пособие / Под ред. проф. И.Ю. Соядатовой, проф. М.А. Чернышева. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2007г.- 105 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+5
Размер: 25.84K
Скачано: 252
Скачать бесплатно
17.11.10 в 15:40 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе