Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (1 курс) »
Тема: Несовершенная конкуренция: олигополия
Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (1 курс)
Тип: Контрольная работа | Размер: 42.13K | Скачано: 288 | Добавлен 17.11.10 в 13:09 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Волгоград 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Понятие «Олигополия» 4
2. Ценообразование в условиях олигополии 7
3. Тест 9
Заключение 10
Список литературы 11
Введение
Термин «олигополия» существует в экономической теории для описания рынка, на котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную часть рынка. На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм и вступление на этот рынок новых фирм сталкивается с наличием существенных препятствий. Производимая продукция может быть однородна и дифференцирована. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента и т. п.; дифференциация – на рынках потребительских товаров.
Разработка новых перспективных стратегий ценообразования становится в наше время все более актуальной. Мощный наплыв новых фирм и как следствие этого усиление конкуренции заставляет существующие фирмы серьезно задуматься над тем, как бы не потерять часть своей рыночной доли и не снизить свои прибыли. Принимая во внимание тот факт, что российский рынок являет собой яркий пример олигополии, исследование методов, моделей и стратегий рыночного ценообразования становится на сегодняшний день довольно актуальной проблемой, решение которой не терпит отлагательства.
Олигополией называют тип рынка, где несколько крупных фирм контролируют основную его часть.
Товары, выпускаемые олигополией, могут быть как однородными ( сталь, алюминий, цемент), так и дифференцированны (автомобили, сигареты, холодильники и т. д.)
Слово "олигополия" введено английским гуманистом и государственным деятелем Томасом Мором (1478-1535) в ставшем всемирно известном романе "Утопия" (1516).
Олигополистические рынки обладают следующими признаками:
Для олигополии характерны большие входные барьеры вступления новых фирм на рынок. Ограничения связаны с эффектом масштаба (выше говорилось о том, что существуют отрасли, где экономия от масштаба существует даже при очень крупных размерах предприятия, например в автомобильной или сталелитейной промышленности).
Важной особенностью рыночного поведения олигополий является взаимозависимость решений фирм по объему производства и ценам. Ни одно подобное решение не может быть принято без учета ответных действий конкурентов. Таким образом, действия фирм-конкурентов становится для олигополии дополнительным условием при определении оптимальных объема производства и цен.
Только фирмы, обладающие большими долями в общем объеме продаж, могут влиять на цену товара. Меру преобладания на рынке одной или нескольких больших фирм определяют коэффициент концентрации (процентное отношение продаж четырех крупнейших фирм к общему отраслевому объему выпуска продукции) и индекс Херфиндаля, который рассчитывается суммированием результатов, полученных посредством возведения в квадрат процентных долей рынка фирм, реализующих продукцию на данном рынке:
H = S12 + S22 + S32 + .. + SN2
где S1 - доля рынка у фирмы, обеспечивающей наибольший объем поставок; S2 - доля рынка следующего по величине поставщика и т. д.
При олигополии, как и при чистой монополии, возможна нечестная конкуренция, когда фирмы, входящие в олигополию, препятствуют вхождению на рынок конкурентов нерыночными методами (например, силового давления).
Поведение фирм на олигополистических рынках уподобляется поведению армий на войне. Фирмы - соперники, а трофеем выступает прибыль. Их оружием является контроль над ценами, реклама и объем выпуска.
Существуют теории ценообразования в олигополии. Основателем одной из теорий считается французский экономист О. Курно. Рассматривается взаимодействие олигополистов, в частности дуополия. Дуополия – это отрасль, состоящая всего из двух фирм, которые производят однородный товар и одновременно принимают производственные решения на основании что цена и объём выпуска у фирмы-конкурента будет постоянным. Также каждый из двух конкурентов имеет в виду, что соперник тоже принимает производственное решение и конечная цена зависит от общего объёма выпуска. При этом считалось, что объём продаваемых товаров у конкурентов остаётся неизменным. Курно сделал два вывода:
1. Для любой отрасли существует определённое и стабильное равновесие между объёмом продаж и ценой товара.
2. Цена равновесия зависит от числа продавцов.
При единственном продавце возникает монопольная цена. Но если количество продавцов увеличивается, то цена равновесия падает, пока она не приблизится к предельным издержкам. Таким образом, модель Курно показывает, что конкурентное равновесие достигается тем больше, чем больше возрастает число продавцов. Значительный шаг вперёд в теории олигополистического ценообразования сделала модель «изгибающейся кривой спроса», которая была основана Р. Л. Холлом, К. И. Хитчем, П. М. Суизи. Она объяснила, почему олигополистические фирмы отказываются от частного понижения цен.
На рисунке 2 показано, что каждой фирме в условиях олигополистической структуре рынка кривая спроса DD1 по отношению к точке Е установившейся равновесной отраслевой ценой Р и равновесного количества Q представляется в сторону повышения цены эластичной (пологой) – отрезок ED, а в сторону понижения цены – неэластичной (крутой) – отрезок ED1. Таким образом, в точке Е кривая спроса фирмы-олигополиста имеет изгиб. Фирмы не реагируют на повышение цен и снижают цены вслед за снижением цен оной из них.
При высокой рыночной концентрации ценовые решения продавцов взаимозависимы. Отсюда вывод, что прибыли будут выше, если проводится политика согласования цен, чем когда каждая фирма преследует свои интересы.
Фирмы стремятся к созданию системы связей, которая позволит скоординировать поведение в общих интересах. Одной из таких форм является лидерство в ценах, в которой изменения в справочных ценах объявляются определённой фирмой, признанной лидером перед остальными фирмами которые следуют за ней в ценовой политике.
Тесты
а) продажа по разным ценам одной и той же продукции различным покупателям;
б) различия в оплате труда по национальности и полу;
в) эксплуатация трудящихся путем установления высоких цен на потребительские товары;
г) повышение цены на товар более высокого качества;
д) все предыдущие ответы неверны.
Ценовая дискриминация — установление разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с различными издержками.
а) барьеры входа новых фирм на рынок трудно преодолимы;
б) действует очень большое количество продавцов и покупателей товара;
в) эластичность спроса на продукцию фирмы выше, чем в условиях чистой монополии;
г) фирмы обладают значительной монопольной властью.
Ответ: г) фирмы обладают значительной монопольной властью
а) производства одежды и обуви;
б) производства сельскохозяйственной продукции;
в) автомобилестроения;
г) бытовых услуг населению.
Ответ: в) автомобилестроения
Заключение
Многие западные экономисты утверждают, что олигополистическая структура наилучшим образом приспособлена для проведения длительных, дорогостоящих, фундаментальных исследований и разработок и внедрения полученных результатов в производство. Утверждается, что, поскольку участники олигополии постоянно сталкиваются с ярко выраженной конкуренцией со стороны своих основных соперников, у них, в отличие от монополиста, имеются явные основания активно использовать технический прогресс для улучшения собственного положения на рынке.
К тому же участники олигополии обладают значительным объемом прибыли, которая является результатом существования барьеров для вхождения в отрасль и их способности избегать ценовой конкуренции.
Подобные утверждения подкреплены многочисленными эмпирическими данными. Лидирующие американские, японские, европейские фирмы, оперирующие в высококонцентрированных отраслях экономики, являются лидерами технического прогресса. Среди них такие, как “Кодак”, “Ай Би Эм”, “Дюпон”, “Ксерокс”, “Сони” и другие.
Список литературы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.