Studrb.ru банк рефератов

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (1 курс) »

Контрольная работа: Понятие «олигополия». Варианты ценообразования в условиях олигополии

Понятие «олигополия». Варианты ценообразования в условиях олигополии [11.12.11]

Тема: Понятие «олигополия». Варианты ценообразования в условиях олигополии

Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (1 курс)

Тип: Контрольная работа | Размер: 21.66K | Скачано: 50 | Добавлен 11.12.11 в 15:07 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Москва 2011


Вариант 21

План работы

Стр.

Понятие «олигополия». Варианты ценообразования в условиях олигополии

 

 3

Контрольные тестовые задания

 8

Задача

10

Список литературы

11

 

Понятие «олигополия». Варианты ценообразования в условиях олигополии.

Олигополия – это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминируют очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно.

Олигополия – отрасль, в которой большая часть продаж осуществляется несколькими фирмами, каждая из которых оказывает влияние на рыночную цену своими собственными действиями. Рыночная модель олигополии охватывает большую область, распространяющуюся в диапазоне между чистой монополией - с одной стороны, и монополистической конкуренцией – с другой.  Количество продавцов варьируется от 2 до 24. Если два продавца, то это дуополия, или частный случай олигополии, это уже не монополия. Верхний предел условно ограничен 24 хозяйствующими субъектами, так как с числа 25 начинается отсчет структур монополистической конкуренции.

По количеству продавцов, на одном рынке олигополии разделяются на плотные (2-8 продавцов) и разряженные (более 8 продавцов). Это разделение позволяет судить о поведении предприятий в условиях плотной и разряженной олигополии. При плотной олигополии фирмы могут по договорённости согласовано вести себя на рынке. В случае разряженной олигополии это практически невозможно.

Олигополистические рынки обладают следующими признаками:

а) малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям;

б) дифференцированная или стандартизированная продукция;

в) наличие существенных препятствий входа на рынок, т. е. высокие барьеры входа на рынок;

г) Взаимосвязь олигополистических фирм, когда действие одной фирмы отражается на поведении других.

Уровень плотности олигополистической структуры рынка измеряется количеством предприятий в разных отраслях и их доли в совокупных продажах отрасли в рамках национальной экономики. Следуя этому, варьируя количеством предприятий можно определить степень концентрации производства, а также и предложения в исследуемой отрасли общественного производства. Но было бы неосмотрительно ориентироваться только на масштабы национальной экономики. Олигополистические структуры могут формироваться как на региональном, так и на местном уровне хозяйствования. На каком бы уровне не рассматривали олигополии нельзя забывать о межотраслевой конкуренции и импорте продукции, так как сила олигополии уменьшается при предложении продуктов предприятиями других отраслей, которые обладают приблизительно одинаковыми с продукцией олигополистов потребительскими свойствами. Ослаблению олигополии содействует и импорт аналогичных товаров или их заменителей. Оба этих фактора могут способствовать формированию более конкурентных структур по сравнению с чисто отраслевыми рыночными структурами.

В зависимости от выпускаемого продукта олигополии подразделяются на ординарные и дифференцированные. Ординарная олигополия означает выпуск стандартных продуктов (сталь, цементная и нефтяная промышленность). Дифференцированные олигополии формируются на основе выпуска продуктов многообразного ассортимента (автомобилестроение).

Существуют теории ценообразования в олигополии. Основателем одной из теорий считается французский экономист О. Курно. Рассматривается взаимодействие олигополистов, в частности дуополия. Дуополия – это отрасль, состоящая всего из двух фирм, которые производят однородный товар и одновременно принимают производственные решения на основании что цена и объём выпуска у фирмы-конкурента будет постоянным. Также каждый из двух конкурентов имеет в виду, что соперник тоже принимает производственное решение и конечная цена зависит от общего объёма выпуска. При этом считалось, что объём продаваемых товаров у конкурентов остаётся неизменным. Вообщем, главный вопрос, который одновременно стараются решить 2 фирмы: «Какой объём продукции произвести?»

Поведение фирм на олигополистических рынках уподобляется поведению армий на войне. Фирмы - соперники, а трофеем выступает прибыль. Их оружием является контроль над ценами, реклама и объем выпуска.

Ценовая война - это цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Она является одним из многих возможных последствий олигополистического соперничества.

Войны цен хороши для потребителей, но плохи для прибылей продавцов. Войны продолжаются до тех пор, пока цена не падает до уровня средних издержек. В равновесии оба продавца назначают одну и ту же цену Р = АС = МС. Общий рыночный выпуск такой же, какой имел бы место при совершенной конкуренции. Равновесие существует тогда, когда ни одна фирма больше не может извлекать выгоды от понижения цен, т. е. когда цена равна средним издержкам, а экономические прибыли равны нулю. Снижение цены ниже этого уровня приведет к убыткам. При этом каждая фирма исходит из того, что если другие фирмы не будут менять свою цену, то и у нее отсутствует побуждение повышать цену.

К огорчению покупателей, ценовые войны, как правило, непродолжительны. Олигополистические фирмы по истечении некоторого времени вступают между собой в сотрудничество, чтобы в перспективе избежать войн и, следовательно, нежелательных воздействий на прибыль.

В связи с тем, что во многих странах действует антимонопольное законодательство, открытое картелирование, базирующееся на письменных соглашениях, становится невозможным. В таких случаях соглашения заключаются неординарно и устно на конфиденциальных встречах. При этом используются изощренные формы камуфляжа согласованных  действий олигополистов. В результате у потребителей, наблюдателей и контролирующих органов создается иллюзия ценовой конкуренции между олигополистами.

Наиболее изощренной формой тайных сговоров являются так называемые джентльменские соглашения, которые заключаются в устной форме в непринужденной обстановке за рамками рабочего времени и которые весьма трудно выявляются с целью предъявления иска. Конечно, тайные соглашения о ценах требуют от их участников взаимного доверия и готовности пойти на компромиссы и уступки, чтобы добиться сбалансированности интересов участников. Расхождения в издержках, различия в целевых установках обуславливают далеко не одинаковое рыночное поведение олигополистов. В рамках тайных соглашений, которые фактически блокируют ценовую конкуренцию, могут развиваться неценовые формы конкуренции, сопровождаемые предоставлением скрытых скидок и дополнительных услуг, улучшением форм обслуживания клиентов, обеспечением наилучшим послесбытовым обслуживанием.

Картель представляет собой соглашение нескольких предприятий, устанавливающее для всех участников объем производства, цены на товар, условия найма рабочей силы, обмена патентами, разграничения рынков сбыта и долю каждого участника в общем, объеме производства и сбыта. Его целью является повышение цен (сверх конкурентного уровня), но не ограничение производственной и снабженческо-сбытовой деятельности участников.

Лидерство в ценах – это одна из форм рыночного поведения олигополистов, при которой все конкуренты на данном рынке следуют в фарватере ценовой политики ведущего или господствующего олигополиста. Речь идет о том, что наиболее крупная или наиболее эффективная в отрасли компания выбирает подходящие момент и место для изменения цены, тогда как все остальные олигополисты автоматически следуют этому изменению.

Когда мы говорим о лидерстве в ценах, то предполагаем, что никаких соглашений или договоренностей между предприятиями нет. И тем не менее согласование действий олигополистов, несмотря на закамуфлированный характер, в определенном смысле происходит открыто.

 

Контрольные тестовые задания.

/отметьте правильный вариант (варианты) ответа следующим образом:          /

1. Выявите соответствие между сдвигом кривой спроса или предложения и факторами, вызывающими сдвиги этих кривых.:

 

Кривой спроса

Кривой предложения

Цен товаров-заменителей

 

+

 

 

Технологии производства

 

 

 

+

Моды на товар

 

+

 

 

Доходов потребителей

 

+

 

 

 

Налога на прибыль

 

 

 

+

Цен на сырье

 

 

 

+

Обоснование ответа:

Для товаров-заменителей увеличение цены одного товара ведёт к росту спроса на другой товар, тем самым влияет на кривую спроса.

Технологии производства влияют на кривую предложения, так как более совершенные технологии, которые сокращают издержки производства, увеличивают предложения товара.

Вкусы и предпочтения потребителей, которые поддаются влиянию моды на товар, являются неценовым фактором по отношению к кривой спроса.

Изменение доходов потребителей ведёт к изменению кривой спроса.

Увеличение налога на прибыль увеличивает издержки производства, тем самым сдвигая кривую предложения. Сокращается предложение товара. Уменьшение налога на прибыль ведёт к росту предложения.

При изменении цен на сырьё, изменяются издержки производства и прибыль, тем самым сдвигается кривая предложения.

 

2. В условиях совершенной конкуренции отдельный продавец, изменяя объем производства и продаж товара:

а) не может изменить его рыночную цену;

б) может изменить его рыночную цену;

в) может заставить своих конкурентов изменить цену товара;

г) может изменить рыночную цену на часть товара, пользующуюся наибольшим спросом.

Обоснование ответа:

Совершенная конкуренция – это модель рынка, где действуют множество мелких фирм, которые не могут влиять на рыночные цены, могут лишь приспосабливаться к ним.

 

Задача.

Фирма планирует выпустить учебник по экономике. Средние издержки на производство книги составляют АС =  4 + 10000/Q. Где Q – количество выпущенных учебников. Планируемая цена книги = 6 долл.  Каким должен быть тираж учебника, соответствующий точке безубыточности (ни экономической прибыли, ни убытка)?

Решение:

Точка безубыточности – это ситуация, в которой цена совпадает со средними издержками равными предельным издержкам:

P = AC = MC,

6 = 4 + 10000/Q ;

6Q = 4Q + 10000 ;

6Q – 4Q = 10000 ;

2Q = 10000 ;

Q = 10000/2 ;

Q =  5000 .

Ответ: 5000 единиц должен быть тираж учебника, соответствующий точке безубыточности.

 

Список литературы

1.Микроэкономика. Теория и российская практика/Под ред. А.Г.Грязновой и А.Ю.Юданова. - М.: ИТД «Кио Рус», 2004.-544 с.

2.Экономика. Учебник/Под ред. А.С.Булатова. - М.: Издательство БЕК, 2002.-816 с.

3.Экономика. Учебник/Под ред. А.И.Архипова,2006.-792 с.

4.Экономическая теория. Учебник для вузов/Под ред. И.П.Николаевой. –М.: Финстатинформ, 1997.-399 с.

Сколько стоит заказать работу?

Бесплатная оценка

+1
Размер: 21.66K
Скачано: 50
Скачать бесплатно
11.12.11 в 15:07 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы