Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (1 курс) »

Причины существования несовершенной конкуренции и общие черты ее рыночных структур

Причины существования несовершенной конкуренции и общие черты ее рыночных структур [27.08.12]

Тема: Причины существования несовершенной конкуренции и общие черты ее рыночных структур

Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (1 курс)

Тип: Контрольная работа | Размер: 19.46K | Скачано: 235 | Добавлен 27.08.12 в 22:56 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


План работы

Стр.

Контрольный теоретический вопрос ........................................................

1

Контрольные тестовые задания .................................................................

7

Задача ...........................................................................................................

8

Список литературы .....................................................................................

9

 

Контрольный теоретический вопрос

1. Причины существования несовершенной конкуренции и общие черты ее рыночных структур. Виды несовершенной конкуренции и их признаки.

Несовершенная конкуренция - конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.

В современной экономике совершенно конкурентные рынки встречаются редко - это скорее идеал, к которому можно стремиться, чем реальная действительность. На самом деле, многие рынки в современной экономике находятся во власти нескольких крупных фирм, иногда всего двух.

Если фирма способна существенно влиять на рыночную цену своего выпуска, такая фирма классифицируется как «субъект несовершенной конкуренции».

В отрасли преобладает несовершенная конкуренция, если отдельные производители обладают возможностью контроля над ценой своего выпуска. Несовершенная конкуренция существует в виде чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии.

Монополия.

Сам термин «монополия» происходит от греческого «monos polein» - «единственный продавец». Монополия представляет собой рыночную структуру, в которой одна фирма является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей.  Рынок, где доминируют монополия, находится в резком контрасте со свободным рынком, на котором много соперничающих продавцов и покупателей предлагают для продажи стандартизированный товар. У покупателей, желающих приобрести товар монопольной фирмы, есть только один источник предложения, а у продукта монопольной фирмы нет близких заменителей. У чистой монополии нет продавцов – соперников, конкурирующих с ней на рынке, поэтому фирма-монополист имеет возможность очень сильно влиять на цену.

Доступ других фирм на монополизированный рынок затруднен или вовсе невозможен в силу существования барьеров, не позволяющих конкурентам войти в отрасль. Барьер для входа в отрасль – это ограничитель, предотвращающий появление дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Роль барьеров выполняют патенты или лицензия, большая сумма капитала, необходимая для открытия фирмы, исключительные права, полученные от правительства, и т.п.

Олигополия.

Олигополия – это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминируют несколько (примерно от трех до пяти) продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Господство относительно малого числа фирм на рынке – главный признак олигополии.

Основная причина существования олигополистической структуры – значительный эффект масштаба, т.е. эффективность требует, чтобы производственная мощность фирмы занимала большую долю совокупного рынка. Следовательно, доступ к такому производству затруднен, поскольку для организации крупного предприятия необходимы большие инвестиции. Это является основным барьером для вступления в олигополистическую отрасль. Другими барьерами могут быть, например, патент или лицензия на какую-либо технологию или владение территорией, на которой находится сырьевое месторождение.

Важнейшим признаком олигополии является взаимозависимость фирм-участников: действия одного немедленно отражаются на положении другого.

Монополистическая конкуренция

Последний вид несовершенной конкуренции, ситуация с большим числом продавцов, производящих дифференцированные продукты, называется монополистической конкуренцией. Для монополистической конкуренции как рыночной структуры характерно относительно большое число небольших производителей, которые предлагают похожую, но не идентичную продукцию. Дифференциация продукта может осуществляться в различных формах, к примеру, в зависимости от: качества продукта; территориального размещения фирмы – маленький магазин, расположенный вблизи от покупателей, может успешно конкурировать с крупным, но расположенным вдалеке от оживленного места; методом стимулирования сбыта – реклама путем использования имени кинозвезды, которая потребляет товар, или путем убеждения в исключительности потребительских свойств товара. Отсюда вытекает развитость неценовой конкуренции: экономическое соперничество в условиях монополистической конкуренции не сводится к одной лишь цене, но сосредоточивается на таких факторах, как качество продукта, реклама и т.д.

Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно –технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон особо подчёркивает это обстоятельство: « Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации и бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей».

Почему в одних отраслях наблюдается состояние, близкое к совершенной конкуренции, тогда как в других доминируют несколько крупных фирм? Большинство случаев несовершенной конкуренции можно объяснить двумя основными причинами. Во-первых, есть тенденция к уменьшению количества продавцов в тех отраслях, для которых характерны значительные экономии от масштаба и уменьшаются издержки. В этих условиях крупным фирмам производство обходится дешевле, и они могут продавать свои продукты по более низкой цене, чем мелкие, что приводит к "вытеснению" последних из отрасли.

Во-вторых, рынки имеют тенденцию к несовершенной конкуренции, когда существуют трудности для вступления новых конкурентов в отрасль. Так называемые "барьеры входа" могут возникать в результате государственного регулирования, ограничивающего количество фирм. В других случаях может быть просто слишком дорого для новых конкурентов "прорваться" в отрасль.

 

Контрольные тестовые задания

/отметьте правильный вариант (варианты) ответа следующим образом:          /

2. Термин «предельный» в микроэкономике означает:

а) небольшое изменение экономической величины;

б) несущественное изменение экономической величины;

в) пограничное изменение экономической величины;

г) дополнительное изменение экономической величины.

Обоснование ответа:

Сам термин «предельный» означает приращение или уменьшение экономической величины.

 

3. Коэффициент ценовой эластичности спроса равен 1/3. Это означает, что:

а) если цена товара вырастет на 1%, то величина спроса на него сократится на 1/3%;

б) если цена товара сократится на 1%, то величина спроса на него увеличится на 3%;

в) если цена товара повысится на 1%, то величина спроса на него повысится на 1/3%;

г) если цена товара снизится на 1%, то величина спроса на него уменьшится на 3%.

Обоснование ответа:

При эластичном спросе увеличение цены приводит к тому, что выручка сокращается.

 

Задача

4. Спрос на автомобили ВАЗ&2114 выражается функцией: Р = 5250 - 1,5Q, а предложение - функцией Р = 5050 + 2,5Q, где Р - цена автомобиля (евро), а Q - количество автомобилей (тыс. шт.).

1) Какой будет равновесная цена и сколько автомобилей будет

куплено по этой цене?

2) Сколько автомобилей будет продано по цене 5160 евро?

Решение:

  1. Q  - спрос

Р=5050+2,5Q –предложение

5250-1,5Q=5050+2,5Q

5250-5050=1.5Q+2,5Q

200=4Q

Qe=50

Qд=5250-1,5*50=5175(шт)

Qs=5050+2,5*50=5175(шт)

Ответ: Qe=50, Ре=5175

  1. +2,5Q                         5160=5250-1,5Q

5160-5050=2.5Q                         5160-5250=1.5Q

110=2.5Q                                    90=1.5Q

Q1=44 (шт)                                 Q2=60(шт)

Ответ: Q1=44,   Q2=60

 

Список литературы

1. Экономическая теория / Учебник для вузов А.Н.Романов, И.П.Николаева, В.В.Клочков и др.; под ред. И.П. Николаевой / Всерос. заоч. фин.-экон. ин-т. – М. Финстатинформ.  1997г. – 399с.

2.Основы микроэкономики / Учебное пособие, под ред. И.П. Николаевий – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2000г. – 224с.

3.Экономическая теория / Учебник для вузов, под ред. С.С.Носова – М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000г.

 

Характеристика каждой рыночной структуры.

Монополия.

1.Колличество продавцов: Один.

2.Тип продукции: Уникальный продукт.

3.Баръеры вхождения на рынок: Непреодолимые.

4.Доступ к экономической информации: Полный.

5.Степень влияния на цену: Устанавливает цену сам, является прайсмэкером.

6.Примеры: Газпром, Водоканал, Метрополитен.

 

Олигополия.

1.Колличество продавцов: Несколько (5-8 контролируют более 50% рынка)

2.Тип продукции: Однородная и дифференцированная.

3.Баръеры вхождения на рынок: Высокие (величина капитала).

4.Доступ к экономической информации: Ограниченный.

5.Степень влияния на цену: Наличие сговора (картельный договор) – действуют как монополия.

Отсутствие сговора. Взаимозависимость не многих участников приводит к тому, что изменение цены повлияет на снижение рыночного положения компании.

6.Примеры: Авторынок, операторы сотовой связи, нефтеперерабатывающие компании, химические, сигареты.

 

Монополистическая конкуренция.

1.Колличество продавцов: Большое количество.

2.Тип продукции: Разнородный или дифференцированный.

3.Баръеры вхождения на рынок: Непреодолимые (авторские права, лицензия).

4.Доступ к экономической информации: Полный.

5.Степень влияния на цену: Устанавливает цену сам, является прайсмэкером.

6.Примеры: Одежда, обувь, косметика, мебель, бытовая химия.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 19.46K
Скачано: 235
Скачать бесплатно
27.08.12 в 22:56 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе