Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической географии »

География железнодорожного транспорта России

География железнодорожного транспорта России [02.11.10]

Тема: География железнодорожного транспорта России

Раздел: Бесплатные рефераты по экономической географии

Тип: Контрольная работа | Размер: 96.01K | Скачано: 305 | Добавлен 02.11.10 в 22:16 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: 2009


Оглавление
I. Введение стр.3
II. Транспортный комплекс России стр.3
III. Железнодорожный транспорт стр.7
1. Значение и его роль в экономике страны стр.7
2. Размещение железнодорожных путей стр.12
3. Развитие Северной Железной дороги стр.13
4. Состояние железнодорожного транспорта на 2007 год и планы на ближайшую перспективу стр.15
5. Перспективы развития железнодорожного транспорта стр.20
IV. Заключение стр.23
V. Литература стр.24

 

Введение.

Тема «Транспорт» является одной из важнейших тем в условиях становления в России рыночной экономики. Актуальность ее заключается в том, что транспорт является связующим звеном между предприятием производителем и потребителем. Кроме того, транспорт усиливает внешнеэкономические связи между государствами, способствует международному разделению труда. Сам процесс производства заканчивается именно в тот момент, когда товар доставлен потребителю. Транспортный фактор является одним из важнейших факторов при размещении производства и играет большую роль в освоении территорий.

 

Транспортный комплекс России.

Масштабы транспортного комплекса России характеризуют такие данные:
- транспортный комплекс объединяет около 3,5 млн работающих или 6,7% экономически активного населения;

 - стоимость основных средств комплекса составляет 28,8% стоимости фондов страны;

- удельный вес транспорта в валовом внутреннем продукте Российской Федерации составляет 6,7%.

Транспорт образно называют кровеносной системой экономики, основными задачами которого являются:

  1. обеспечение устойчивых связей между отдельными отраслями и районами страны;
  2. своевременное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках;
  3. повышение экономической эффективности.

Транспортный комплекс России представлен всеми видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, морским, внутренним водным, воздушным и трубопроводным. Каждый вид транспорта выполняет определенные функции в рамках транспортной системы страны, исходя из технико-экономических, географических, исторических особенностей развития провозной системы грузов и пассажиров.

Железнодорожный транспорт эффективен для перевозки массовых грузов на средние и дальние расстояния, а пассажиров на линиях пригородного сообщения и на средние расстояния.

Автомобильный транспорт используется и имеет наибольшую эффективность при внутригородских, пригородных и внутрирайонных перевозках, а также при транспортировке скоропортящихся и ценных малотоннажных грузов на средние и дальние расстояния.

Морской транспорт осуществляет преимущественно экспортно-импортные перевозки, а также внутренние перевозки в северных и восточных прибрежных районах страны, где другие виды транспорта малоэффективны из-за удаленности территорий и сложных природно-климатических условий.

Трубопроводный транспорт используется для транспортировки нефти и нефтепродуктов, природного газа, продуктов органического синтеза на дальние и средние расстояния.

Вместе все виды транспорта образуют транспортный комплекс страны.

 

Основные показатели деятельности транспортного комплекса.

ПРОТЯЖЕННОСТЬ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
(на конец года; тыс. километров)

 

1992

1995

2000

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Жeлезнодорожные пути общего пользования1)

88

87

86

86

85

85

85

85

85

Автомобильные дороги - всего

902

940

900

898

897

871

859

933

...

        в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

общего пользования 2)

466

539

584

593

599

601

581

701

746

необщего пользования

436

401

315

305

299

271

278

232

...

Из общей протяженности автомобильных дорог - дороги с твердым покрытием - всего

698

750

754

756

745

738

725

755

...

        в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

общего пользования 2)

419

484

532

541

544

546

531

597

623

          в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   федерального значения

40

44

46

47

46

47

47

47

49

      из них магистральные

...

...

29

29

29

29

30

29

30

   регионального или
   межмуниципального значения3)

379

440

486

495

498

499

484

465

517

   местного значения

...

...

...

...

...

...

...

85

106

необщего пользования

279

266

221

215

200

191

195

158

...

Трамвайные пути1)

3,1

3,0

3,0

2,9

2,9

2,8

2,8

2,8

2,7

Троллейбусные линии1)

4,6

4,6

4,8

4,8

4,8

4,8

4,9

4,9

4,9

Пути метрополитенов1), км

367

389

405

412

420

423

436

439

442

Магистральные трубопроводы - всего

205

210

213

216

219

221

223

224

226

        в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   газопроводы

140

148

152

153

156

158

160

162

163

   нефтепроводы

50

47

46

48

47

48

48

47

47

   нефтепродуктопроводы

15

15

15

15

15

16

16

16

16

Внутренние водные судоходные пути

98

84

85

102

102

102

102

102

102

   в том числе с гарантированными
   габаритами

56

34

42

45

46

46

33

33

44

Транспортный комплекс России включает 154 тыс. км магистральных железных дорожных путей, 748 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, 75 тыс. км внутренних водных судоходных путей, 62 тыс. км магистральных трубопроводов.

Грузооборот транспорта.

 

Февраль
2009г., млрд.т-км

В % к

Январь-
февраль
2009г.
в % к
январю-февралю 2008г.

Справочно

февралю
2008г.

январю
2009г.

февраль 2008г. в % к

январь-
февраль
2008г.
в % к
январю-февралю 2007г.

февралю
2007г.

январю
2008г.

Грузооборот транспорта

327,6

80,9

93,9

81,8

107,2

95,9

105,3

в том числе:
железнодорожного

128,8

72,4

100,9

71,3

114,0

97,7

110,1

автомобильного

12,7

80,7

106,3

82,7

102,1

112,1

103,6

морского

5,6

96,0

77,1

113,8

143,5

106,7

141,3

внутреннего водного

0,4

79,0

100,9

86,3

30,1

121,5

27,2

воздушного (транспортная авиация)

0,2

57,7

82,3

66,9

137,9

109,9

139,9

трубопроводного

179,9

87,9

89,3

89,8

102,0

93,0

101,5

ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ПО ВИДАМ ТРАНСПОРТА
(млн. тонн)

 

1992

1995

2000

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Транспорт - всего

15737

8814

7907

8488

8668

8978

9167

9300

9447

      в том числе по видам:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

железнодорожный

1640

1028

1047

1084

1161

1221

1273

1312

1344

автомобильный

12750

6786

5878

6348

6368

6568

6685

6753

6861

трубопроводный

947

783

829

899

976

1024

1048

1070

1062

морской

91

71

35

37

36

29

26

25

27

внутренний водный

308

145

117

119

126

135

134

139

152

воздушный

1,4

0,6

0,8

0,9

0,8

0,9

0,8

0,9

1,0

ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ ПО ВИДАМ ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ (млн. человек)

 

1992

1995

2000

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Транспорт - всего

47885

44943

44745

42350

39699

38493

29390

26015

23074

   в том числе по видам:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

железнодорожный

2372

1833

1419

1271

1304

1335

1339

1347

1278

автобусный1)

24874

22817

22892

21646

20512

20392

15636

13914

12559

таксомоторный

266

66

16

12

10

10

6

7

8

трамвайный

8071

7540

7421

6982

6321

5804

4123

3267

2660

троллейбусный

8619

8475

8759

8181

7291

6680

4653

3775

2972

метрополитены

3567

4150

4186

4200

4205

4211

3574

3644

3528

морской1)

9

3

1,1

0,7

1,2

1,1

1,3

1,4

1,4

внутренний водный1)

44

27

28

29

24

25

21

20

21

воздушный

63

32

23

28

31

35

37

40

47

Более подробно рассмотрим железнодорожный транспорт.

 

Железнодорожный транспорт.

Значение и его роль в экономике страны.

Железные дороги являются важнейшей составной частью транспортно-дорожного комплекса страны. Их протяженность равна 7 процентов всех железных дорог мира, но они обеспечивают 35 процентов мирового грузооборота и 15 процентов пассажирооборота, произведенного железнодорожниками в мире. Уровень интенсивности перевозок грузов по железным дорогам России в 4 раза выше, чем в США, в 10 раз, чем ФРГ и во Франции
Железнодорожный транспорт России является одной из ведущих составных частей транспортной инфраструктуры национальной экономики, имеющей определяющее значение для обеспечения хозяйственных связей и платежеспособного спроса граждан на перевозки. Российские железные дороги обеспечивают 39% грузооборота и 41% пассажирооборота.

Несмотря на падение объема перевозок и конкуренцию на транспортном рынке, железнодорожному транспорту удалось сохранить свой приоритет в сфере грузовых перевозок. Доля отправления грузов возросла с 38,4% в 1995 г. до 66,2% в 2005 (без учета трубопроводного транспорта). Начиная с 1997 г. железные дороги по объему грузовых перевозок обогнали лидировавший ранее автомобильный транспорт. По грузообороту железные дороги, традиционно занимают первое место, повысив свою долю с 74,3% в 1995 г. до 92,1% в 2005 г. (без учета трубопроводного транспорта).

Железнодорожный транспорт является наиболее часто используемым, так как имеет множество преимуществ. Он относительно свободно размещается по всей территории страны, отличается надежностью, не зависит от природно-климатических условий, обеспечивает большие перевозки грузов и пассажиров при относительно низких показателях себестоимости. Сеть железных дорог обеспечивает основные грузопотоки не только между экономическими районами России, но и между Россией и странами ближнего зарубежья.

Происходящий в последние годы спад объемов промышленного и сельскохозяйственного производства привел к снижению объемов перевозок и значительному ухудшению экономического положения железнодорожного транспорта. Ухудшение экономического и финансового положения отрасли не позволяет в должной мере поддерживать материально-техническую базу железных дорог, что в ряде случаев также приводит к снижению объемов перевозок. При оценке перспектив развития транспорта России необходимо учитывать ситуацию после разделения бывшего Советского Союза на ряд Суверенных государств. Стали самостоятельными страны западные республики с большой густотой сети дорог и высокой плотностью населения. Это привело к тому, что в среднем по России обеспеченность территории железными дорогами снизилась на 35%. Сравнительно густая сеть железных дорог в ее центральной части. Остальная территория страны имеет неразвитую сеть железных дорог. Особенно низка она в районах Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока. В течение многих десятилетий этот район обслуживала только Транссибирская магистраль. Сейчас к нему добавилась Байкало-Амурская магистраль. Ограниченность насыщения территории железнодорожными трассами привело к крупным экономическим потерям для России в целом. Резко возросли затраты, связанные с перевозками по железным дорогам необходимых грузов, стали более дорогими. Велики потери, вызванные не сохранностью сельскохозяйственной
продукции. При отсутствии железных дорог с огромными трудностями осваиваются новые районы, в том числе и месторождения нефти в Тюменской области. При этом приходится преодолевать дополнительные трудности с перегрузочными операциями, так как при малой густоте железных дорог невозможно подвести подъездные пути к большинству крупных предприятий.

К недостаткам железнодорожного транспорта следует отнести
значительную потребность в капиталовложениях и трудовых ресурсах. Кроме того, железнодорожный транспорт является крупным потребителем металла (на 1 км магистральной линии требуется 130-200 т металла не считая подвижного состава).

Структура перевозимых грузов характеризуется следующими данными:

По отправлению доминирует четыре вида грузов, которые в общей сложности составляют 70% от всех перевозимых грузов, а именно: каменный уголь, минеральные строительные материалы, нефть и нефтепродукты, руда. Несмотря на некоторые колебания, структура грузовых перевозок сохранила свою устойчивость начиная с 1995 г.

Конъюнктуру перевозок грузов в районе определяют природные и экономические факторы. В районе тяготения Московской дороги расположены Подмосковный бассейн по добыче бурого угля и торфяные разработки. В Курской области размещены сырьевые месторождения железной руды. В Московской, Смоленской, Тульской, Калужской областях добываются камни строительные, известняковая мука для удобрений и цемента. Кроме того, в карьерах рек здесь добываются строительные материалы, такие как песок, щебень и др. В пределах Московской дороги расположен крупный топливно-энергетический комплекс, включая Московский и Рязанский НПЗ, Подмосковный угольный бассейн, а также 16 станций Мосэнерго, Тулаэнерго, две Орелэнерго, три станции Смоленскэнерго и тд.

В Москве, Московской и Тульской областях сосредоточены крупные предприятия машино- и станкостроения, металлообработки, предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции и производству товаров народного потребления. Крупные предприятия машиностроения расположены в Калужской области. В брянской области находится крупное предприятие по производству цемента. Крупные погрузочные ресурсы расположены в Тульском, Новомосковском, Воскресенском, Вяземском, Калужском и Брянском узлах. Все эти различные предприятия нужно связать транспортными путями, что и делает в данном случае Московская железная дорога.

Железнодорожный транспорт имеет существенное значение в пассажирских перевозках. Несмотря на развитие автомобильных и воздушных пассажирских перевозок, направление и мощность пассажирских потоков в значительной мере определяется конфигурацией и пропускной способностью железнодорожных дорог.

На железнодорожном транспорте 9 из 10 пассажиров перевозятся в пригородном сообщении, в пассажирообороте же ведущую роль играют дальние перевозки (более 2/3 из всего пассажирооборота). Распределение пригородных перевозок зависит главным образом от их скопления в крупнейших городах и городских агломерациях.

Дальние пассажирские перевозки распределяются по железным дорогам неравномерно. Преимущественное положение занимают два направления: меридиальное от Москвы по Курскому направлению и восточное, широтное от Москвы через Поволжье на Урал и Сибирь.

О повышении роли железнодорожного транспорта в экономике России говорит в последнее время и Президент РФ: "Не будем забывать, что одной из базисных отраслей российской экономики, безусловно, является железнодорожный транспорт. Эффективность работы этой отрасли влияет на темпы роста практически во всех отраслях российской экономики. Система железных дорог обеспечивает единство нашей территории и, конечно, интенсивность хозяйственных связей в стране, является одним из факторов, определяющих объемы и направления нашей внешней торговли, уже не говорю о том, что более 80 % грузооборота (без учета трубопроводного транспорта) приходится именно на железные дороги. Подчеркну также важную социальную роль российских железных дорог - одних из самых протяженных в мире. От качества железнодорожного сообщения зависит и плотность расселения граждан по территории Российской Федерации, зависит также и мобильность трудовых ресурсов. Железные дороги берут на себя более 40 % всех пассажирских перевозок"

 

Размещение железнодорожных путей.

Железнодорожный транспорт размещен неравномерно. Густой и разветвленной сетью железных дорог обладает европейская часть России. Это связано не только с огромными территориями страны, но и с большой территориальной дифференциацией в ее заселенности, уровне и типе хозяйствования. Конфигурация сети радиально-кольцевая с центром в городе Москве. Плотность железных дорог России достаточно низкая 5 км на 1000 км2 , поэтому довольно высока их грузонапряженность.

Первые железные дороги были построены в России в середине 19 века. В 1837 году, через 12 лет после начала движения на первой в мире железной дороге общего пользования Стоктон – Дарлингтон в Англии, была открыта «экспериментальная» железнодорожная ветка Петербург – Царское село,  а в 1851 году – первая крупная железнодорожная магистраль Москва – Санкт-Петербург. Уже к концу 19 века железнодорожный транспорт России превысил по грузообороту традиционные для России гужевой и речной, а к 1913 году превысил этот показатель в сравнении с речным в 6 раз.

Основной каркас железнодорожной сети был сформирован во 2-ой половине 19 – начале 20 века. Железные строились в первую очередь для обеспечения транспортно-экономических связей центра с основными сырьевыми и продовольственными базами страны, а также с морскими портами, что и определило их радиальную конфигурацию.

К северу от Москвы такими магистралями являются: Москва - Вологда – Архангельск; Москва – С. Петербург – Мурманск; Москва – Архангельск с ответвлением от Коноша до Воркуты – Лабытнанги, а также Коноша – Котнос – Воркута.

 На юг от Москвы важнейшими железнодорожными магистралями являются:
Москва – Воронеж – Ростов-на- Дону – Армавир.

 К востоку от Москвы пролегают магистрали: Москва – Ярославль – Киров – Пермь – Екатеринбург; Москва – Самара – Уфа – Челябинск; Москва – Саратов – Соль - Илецк.

 В пределах Западной Сибири и части Восточной Сибири преобладают магистрали широтного направления: Челябинск – Курган – Омск – Новосибирск – Красноярск – Иркутск – Чита – Хабаровск – Владивосток.
Из Самары – Кинель – Оренбург – ветка проходит в независимые
государства Казахстан, Узбекистан, Кыргистан, Таджикистан, Туркменистан. На юге магистраль проходит через Армавир – Туапсе и далее в Закавказские независимые государства.

 

Развитие Северной железной дороги

Северная железная дорога в настоящее время по праву получила название «гигантской стройплощадки». На протяжении 2002—2007 годов в развитие инфраструктуры Северной магистрали вкладывались колоссальные средства. Это позволило СЖД закрепить за собой статус одной из самых мощных на всей сети железных дорог России.

Важнейшим объектом инвестирования на дороге является строительство вторых путей с электрификацией на участке Буй—Вологда, включающее строительство дополнительных 3-го и 4-го путей перегона Паприха—Лоста и 4-го пути перегона Лоста—Вологда-1. Это позволило в значительной мере увеличить пропускную способность сетевого направления Свеча—Буй—Вологда—Череповец—Санкт-Петербург.
В марте 2005 года был введен в эксплуатацию пункт технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ) на станции Обозерская (Архангельское отделение). Новый ПТОЛ оборудован на самом современном техническом уровне, начиная от систем вентиляции, освещения, водоснабжения и заканчивая санитарно-бытовыми условиями для рабочих. Согласно проектной мощности, в сутки ПТОЛ может обслуживать 20 электровозов. Иными словами, за год через его цеха пройдет более 7 тысяч локомотивов. ПТОЛ будет обслуживать не только Архангельское отделение СЖД, но и в целом Северную и Октябрьскую дороги, что ставит этот объект в разряд стратегически важных.

Отсчитывает первые годы работы другой стратегически важный объект — Северный обход Даниловского железнодорожного узла, позволивший пропускать в обход до 15 пар поездов в сутки. Как следствие, участковая скорость за 2005 год на Вологодском отделении, несмотря на рост грузооборота на 7%, выросла на 1,6 км/ч (по ср. с 2004 г.).
В июле 2005 года на станции Данилов Ярославского отделения СЖД был введен в эксплуатацию новый, не имеющий аналогов на сети дорог, вагономоечный комплекс стоимостью 360 млн рублей. Суточная программа комплекса — 200 вагонов, на обмывку вагона уходит всего 6 минут. Весь процесс мойки автоматизирован. Этот объект стал еще одним достижением СЖД с точки зрения экологической чистоты производства.
В течение 2007 года на дороге реализованы такие инвестиционные проекты, как удлинение путей на станциях Череповец, Кошта, Вологда, Нея, Савватия и др. Велись работы по восстановлению разъездов Илес и Лиственничный.
На СЖД поступают новые машины — на северных полигонах уже работают современные тепловозы. Много средств вкладывается в реконструкцию верхнего строения пути. В результате реализации инвестпроектов повышается уровень безопасности движения, повышаются скорости.
Сегодня наблюдается рост экономики, строятся предприятия, увеличивается производство продукции — а значит, увеличивается объем перевозимых грузов. Северная магистраль стремится не только успевать за этим ростом, но и опережать его, чтобы возрастающие объемы грузов подходили к уже готовым пропускным мощностям дороги, к реконструированной и модернизированной инфраструктуре.

 Объем инвестиций в развитие СЖД постоянно увеличивается. В 2006, 2005 годах инвестиции находились на уровне 3 миллиардов рублей, в 2007 году дорога получила 10 миллиардов рублей, а в 2008 на магистраль поступит уже более 15 миллиардов рублей.  В дальнейшем рост объемов инвестиций в основном сохранится. На 2009 год запланировано порядка 19 миллиардов инвестиций, в 2010 — примерно столько же.

 

Состояние железнодорожного транспорта на 2007 год и планы на ближайшую перспективу.

В докладе Министра транспорта Российской Федерации И.Е. Левитина на расширенном заседании коллегии Министерства транспорта Российской Федерации 24 марта 2008 года "Об основных итогах социально-экономического развития транспортного комплекса, геодезии и картографии в 2007году,задачах на 2008 год и среднесрочную перспективу до 2010 года" в основном дана оценка результатов выполнения мероприятий реформирования железнодорожного транспорта и поставлены задачи по реформированию до 2010 года. В докладе, в частности, говорится о том, что в 2007 году решен ряд задач, имеющих важнейшее значение для дальнейшего хода реформ на железнодорожном транспорте. Разработана Целевая модель рынка железнодорожных транспортных услуг. Подготовлен проект Стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года. Этот стратегический документ должен стать инструментом реализации политики пространственного развития России, освоения ресурсной базы регионов и выравнивания уровня жизни населения ( см. ниже).

Финансирование мероприятий по развитию инфраструктуры железнодорожного транспорта осуществляется в основном за счет внебюджетных источников.

В 2007году на железнодорожном транспорте введено150 километров вторых путей, сданы в постоянную эксплуатацию после реконструкции 8 мостов. На железные дороги с учетом лизинга поставлено более 60тыс. грузовых вагонов, из них почти 70% — частными операторскими компаниями.

В соответствии с Инвестиционной программой ОАО "РЖД" объем инвестиций в 2008—2010 годах составит около 430 млрд. рублей. На приобретение и модернизацию подвижного состава в 2008 году было направлено почти 100 млрд. рублей.

Целью государственной поддержки в сфере инфраструктуры железнодорожного транспорта является стимулирование привлечения частных инвестиций в отрасль, развитие инфраструктуры в районах Сибири и Дальнего Востока. Основная доля бюджетных средств будет использована на строительство железнодорожной линии Беркакит—Томмот—Якутск.

Министерство продолжает осуществление мероприятий по реализации третьего этапа структурной реформы на железнодорожном транспорте. Перечень этих мероприятий утвержден Правительством Российской Федерации. Внимание в первую очередь будет уделено реформе пассажирского комплекса. Должны быть определены способы и сроки создания федеральной пассажирской компании. Продолжится работа по формированию конкурентной среды в сфере грузовых перевозок. Необходимо создание правовых условий по доступу всех заинтересованных пользователей к услугам инфраструктуры железнодорожного транспорта. В 2007 году Минтрансом России был издан пакет нормативных правовых актов, которые создали правовую основу для осуществления перевозок с использованием собственных поездных формирований, состоящих из вагонов и локомотивов, не принадлежащих перевозчику, допуска подвижного состава, не принадлежащего перевозчику, на инфраструктуру. Использование для перевозок приватного парка не только вагонов, но и локомотивов определено Целевой моделью рынка в качестве одного из приоритетных направлений развития железнодорожного транспорта на третьем этапе реформы.

В 2008—2010 годах на основе изданных нормативных правовых актов будут отработаны практические механизмы взаимодействия владельцев собственных поездных формирований с перевозчиками и иными участниками рынка.

 

Производственно-экономические показатели железнодорожного транспорта на 2007 год.

В 2007 году грузооборот на железнодорожном транспорте увеличился на

7 % и составил 2090,3 млрд. тонно-километров. Доля железнодорожного

транспорта в коммерческом грузообороте, выполненном всеми видами

транспорта (за исключением трубопроводного), возросла до 89,9 %.

Объем перевозок грузов в 2007 году вырос по сравнению с показателями

2006 года на 2,6 % и составил 1344,2 млн. тонн.

Динамично развиваются международные перевозки: их объем в 2007 году

составил 514млн.тонн(+7,4%посравнениюс2006годом). Грузооборот в международном сообщении увеличился на 9,1 % и составил 1 020 млрд. тоннокилометров.

Увеличились объемы перевозок экспортных грузов — на 5,5 % (до390млн.

тонн), импортных грузов — на9,9%(до 98млн. тонн), транзитных грузов— на

30,2 % (до 27 млн. тонн).

Доля международных перевозок в структуре перевозок грузов железнодорожным транспортом увеличилась до 34,5%. В структуре международных перевозок грузов в разрезе видов сообщений динамика изменилась следующим образом: доля экспортных перевозок увеличилась на 1,2 процентных пункта по отношению к 2006 году и составила 75,7 %, доля транзитных перевозок увеличилась на 0,9 процентных пункта и составила 5,2%.

Выросла средняя дальность перевозок грузов на 2,7% (+36,3 км) по сравнению с 2006 годом. Средняя скорость доставки грузов увеличена на 3,2%. Увеличена надежность доставки по маршрутным отправкам в среднем на 1,3%. Тарифы на грузовые внутригосударственные перевозки и экспортно-импортные перевозки с участием российских портов были проиндексированы в среднем на 10,9%. Рост тарифов не превысил уровня инфляции. В рамках среднего уровня индексации фактически была проведена следующая дифференцированная индексация тарифов на перевозки грузов в собственных полувагонах:

на перевозки грузов 11го тарифного класса — 3,7%;

на перевозки грузов 22го тарифного класса — на 6,4%;

на перевозки грузов 33го тарифного класса — на 8,4%.

Изменение уровней тарифов на перевозки экспортно-импортных грузов

через сухопутные погран переходы и транзитные перевозки в 2007 году не

производилось. Тарифы на перевозки в указанных видах сообщения сохранены на прежнем уровне. Следует отметить, что прирост тарифов на железнодорожном транспорте ниже уровня инфляции, ниже индекса цен на промышленную продукцию и тарифа на электроэнергию.

Пассажирооборот на железнодорожном транспорте общего пользования

в 2007 году составил 174,7 млрд. пассажирокилометров, при этом пассажирооборот при перевозках в поездах дальнего следования увеличился по сравнению с 2006 годом на 2,9% и составил 128,6 млрд. пассажирокилометров.

Отправлено свыше 1,28 миллиарда пассажиров, что составляет 95,1 %  по

сравнению с 2006 годом. По итогам 2007 года в дальнем следовании отправлено 136,6миллионапассажиров, что выше уровня 2006года на 0,7миллиона человек (0,5%). В международном сообщении перевезено более 25 миллионов пассажиров. Всего в 2007 году отправлено в пригородном пассажирском сообщении 1145,3 миллиона пассажиров, что ниже уровня прошлого года на 10,9 миллиона человек (5,4%).

В 2007 году увеличился парк железнодорожного подвижного состава на

3,9% (до 955 тыс. единиц подвижного состава).

В 2007году состоялся эксплуатационный пробег магистрального грузового тепловоза "Витязь", разработанного ОАО "РЖД" и ЗАО "Трансмашхолдинг". Началось производство новых электропоездов Siemens (Германия) и

Alstom (Франция), предназначенных для высокоскоростного движения на

участках Москва — Санкт-Петербург, Санкт-Петербург — Хельсинки.

 

Перспективы развития железнодорожного транспорта.

Вопреки распространенному мнению о том, что в России сейчас никто не видит никаких перспектив, тем не менее, у ОАО «РЖД» есть перспективное видение развития железнодорожного транспорта. Компания подготовила проект документа: «Основные направления стратегии развития железнодорожного транспорта России на период до 2030 года», в котором изложены основные моменты будущего роста и развития российских железных дорог.

В прошлом году Владимир Путин подписал распоряжение, которым утвердил Стратегию развития железнодорожного транспорта в России до 2030 года. Целью "Стратегии" является формирование условий для транспортного обеспечения социально-экономического роста в России, возрастания мобильности населения и оптимизации товародвижения, укрепления экономического суверенитета, национальной безопасности и обороноспособности страны, снижения совокупных транспортных издержек, повышения конкурентоспособности национальной экономики обеспечение лидерских позиций России в мире. В 2030 году предполагается ввести более 20 тыс.км новых железнодорожных линий и электрифицировать около 7,5 тыс.км. путей.

Реализация "Стратегии" позволит организовать транспортное обеспечение 18 перспективных месторождений полезных ископаемых и промышленных зон.
Протяженность линий, обеспечивающих движение пассажирских поездов со скоростью до 350 км/ч, к 2030 г. составит 1528 км.
К 2030 году будет обновлен подвижной состав. Планируется закупить более 23 тыс. единиц локомотивов, более 900 тыс. единиц грузовых вагонов, и около 29,5 тыс. единиц пассажирских вагонов.

 Железнодорожным транспортом общего пользования будут обслуживаться 83 из 86 субъектов Российской Федерации. Плотность железнодорожной сети к 2030 году будет увеличена на 23,8% при полной ликвидации ограничений пропускной и провозной способности.

 Объем инвестиций в развитие железнодорожного транспорта РФ до 2030 года составит более 13 трлн. рублей (в ценах 2007 года). Для реализации "Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года" планируется активно использовать механизм государственно-частного партнерства, отмечается в сообщении пресс-службы ОАО "РЖД".
Согласно "Стратегии", инвестиции планируется распределить следующим образом: 40% - строительство новых железнодорожных линий, 31% - развитие существующих объектов инфраструктуры и 29% - обновление подвижного состава.

Таким образом, подчеркивается в сообщении, в результате реализации "Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года" будут созданы условия для обеспечения динамичного развития страны: увеличению ВВП в 4,5 раза, промышленного производства в 3,3 раза, оптимизации структуры экономики и освоения новых промышленных районов.
Стратегическое развитие железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года включает два этапа.

Первый этап - этап модернизации железнодорожного транспорта (2008 – 2015 годы), в течение которого будут обеспечены необходимые пропускные способности на основных направлениях перевозок, коренная модернизация существующих объектов инфраструктуры, обеспечение перевозок подвижным составом с исключением парков с истекшими сроками службы, будут разработаны новые технические требования к технике и технологии, начаты проектно-изыскательские работы и строительство новых железнодорожных линий. В этот период планируется построить свыше 6,4 тысяч километров новых линий, в том числе линии для высокоскоростного пассажирского движения.

Второй этап - этап динамичного расширения сети железных дорог (2016 - 2030 годы). На данном этапе предусматривается расширение железнодорожной сети и создание инфраструктурных условий для развития новых «точек» экономического роста в стране, выход на мировой уровень технологического и технического развития железнодорожного транспорта и повышение глобальной конкурентоспособности российского железнодорожного транспорта. В это время должны быть построены важнейшие стратегические, социально значимые и грузообразующие линии общей протяженностью более 15 800 км.
Целевым вариантом реализации Стратегии железнодорожного транспорта является вариант, ориентированный на достижение инновационного сценария развития Российской Федерации. Он характеризуется концентрацией усилий на прорывных научно-технологических направлениях, которые позволят резко расширить применение отечественных разработок и улучшить позиции России на мировом рынке высокотехнологичной продукции и услуг. Особенностью инновационного сценария развития является изменение структуры ВВП в сторону производства высокотехнологической продукции.

 

Заключение.
Железные дороги в настоящее время – основное звено в транспортной системе народного хозяйства. Их удельный вес в общих грузовых перевозках постоянно увеличиваются. По сравнению с другими отраслями народного хозяйства железнодорожный транспорт имеет существенные особенности. Его эффективность обусловлена общей технологией. Это позволяет координировать усилия множества участников перевозочного процесса, руководить эксплуатационной деятельностью на все железнодорожной сети. Сегодня железные дороги – один из самых надежных и доступных видов
транспорта. Надежная работа отрасли – необходимое условие сохранения единого экономического пространства и целостности государства, расширения международных экономических связей.

 

Литература.

  1. Орлов А., Орлов В.Железнодорожный транспорт: необходимость опережающего развития // Экономист.- 2006- №5
  2. Экономическая география России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (080100)/Под ред. Т.Г. Морозовой – 3-е изд.- М.: Юнити –Дана,2007
  3. Интернет, сайт статистики www. gks.ru
  4. www. mosgortrans.net
  5. Экономическая безопасность железнодорожного транспорта / Р.А. Кожевников, З.П. Межох, Н.П. Терешина и др.; Под ред. Р.А. Кожевникова, З.П. Межох. М.: Маршрут, 2005.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+2
Размер: 96.01K
Скачано: 305
Скачать бесплатно
02.11.10 в 22:16 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе