Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической географии »
Тема: Транспортный комплекс РФ
Раздел: Бесплатные рефераты по экономической географии
Тип: Контрольная работа | Размер: 22.83K | Скачано: 329 | Добавлен 27.08.12 в 22:57 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Содержание.
Введение 3
Современное состояние, специфика и значение транспорта. Основные
виды транспорта в РФ 4
Железнодорожный транспорт 5
Морской транспорт 9
Речной транспорт 10
Автомобильный транспорт 11
Воздушный транспорт 12
Трубопроводный транспорт 13
Проблемы развития и размещения транспортного комплекса 14
Заключение 16
Список литературы 17
Введение.
Современный транспорт представляет собой единую (в социально-экономическом отношении) транспортную систему, включая мощную сеть железнодорожных, морских, речных, автомобильных, воздушных, трубопроводных городских и промышленных коммуникаций. Перемещая ежегодно миллиарды тонн сырья, топлива, материалов, продукции, а также многие миллиарды пассажиров с достаточно высоким уровнем комфорта и скорости, современный транспорт обеспечивает массовое индустриальное производство, глубокое разделение труда, внутреннюю и внешнюю торговлю, способствует развитию культуры и науки.
Но переживаемая страной экономическая и политическая нестабильность осложняет финансовое положение транспорта. Продолжается падение объема перевозок грузов и пассажиров, что связано с экономическим спадом в грузообразующих отраслях народного хозяйства и низкой платежеспособность населения.
В своей контрольной работе я рассмотрела основные проблемы транспортного комплекса на современном этапе развития экономики РФ, попыталась провести сравнительную характеристику основных видов транспорта, учитывая их преимущества и недостатки, а также отметила недостатки нынешней законодательной базы в сфере транспортных услуг.
Современное состояние, специфика и значение транспорта.
Основные виды транспорта в РФ.
Значение транспорта как важной составной части хозяйственного комплекса РФ определяется его ролью в территориальном разделении общественного труда: специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспорт является материальным носителем связей между районами, отраслями, предприятиями. Транспортный фактор оказывает влияние на развитие производства, без его учета нельзя достичь рационального развития производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках массы исходных материалов и готовой продукции, их транспортабельность. Обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д. В зависимости от влияния этих составляющих рассчитывается вариант размещения предприятий. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства как отдельных предприятий, так и районов и страны в целом. Важное значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства, а также важным преимуществом для развития производственных сил и дает интеграционный эффект.
Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукции, а только участвует в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и доставляя готовую продукцию потребителю. Транспортные же издержки включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как например, в лесной, нефтяной промышленности, где они могут достигать 50%. Транспортный фактор имеет особо важное значение в нашей стране с ее огромной территорией и неравномерным размещением ресурсов, населения и основных производственных фондов. Транспорт создает условия для формирования местного, регионального, общегосударственного рынка. В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью; а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, а следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составляющей рыночной инфраструктуры.
Основными видами транспорта являются железнодорожный, автомобильный, воздушный, трубопроводный, морской и речной. Взаимодействуя между собой, они образуют транспортную систему РФ.
Большая часть грузооборота приходится на трубопроводный транспорт, доля железнодорожного также велика. В пассажирообороте железнодорожный и автомобильный транспорт практически равнозначны. Важное место в грузообороте занимает также морской и автомобильный транспорт, а в пассажирообороте - воздушный. Такая структура грузо- и пассажирооборота связана с технико-экономическими особенностями каждого вида транспорта, обширной территорией, природно-климатическими условиями РФ. Немаловажное значение имеет и себестоимость перевозок различными видами транспорта.
Таблица 1.
Перевозки грузов по видам транспорта (миллионов тонн).
Транспорт |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
железнодорожный |
1273 |
1312 |
1345 |
1304 |
1109 |
автомобильный |
6685 |
6753 |
6861 |
6893 |
5240 |
трубопроводный |
1048 |
1070 |
1062 |
1067 |
985 |
морской |
26 |
25 |
28 |
35 |
37 |
речной |
134 |
139 |
153 |
151 |
97 |
воздушный |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
1,0 |
0,9 |
В перевозке грузов наиболее дешевыми являются трубопроводный, морской, железнодорожный и речной транспорт, а перевозке пассажиров – железнодорожный и автомобильный. Однако следует иметь в виду, что эффективность использования того или иного вида транспорта необходимо рассматривать в каждом конкретном случае с учетом многих факторов, таких. Как вид груза, его массовость, расстояние перевозки, сроки доставки, транспортабельность, технико-эксплуатационные условия необходимого участка пути и т.п.
Таблица 2.
Перевозки пассажиров по видам транспорта (миллионов человек)
Транспорт |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
железнодорожный |
1339 |
1339 |
1282 |
1296 |
1137 |
автомобильный |
24418 |
20963 |
18199 |
17389 |
15916 |
морской |
1,3 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,5 |
речной |
21 |
20 |
21 |
20 |
17 |
воздушный |
37 |
40 |
47 |
51 |
47 |
Уровень развития транспортной системы РФ имеет огромные различия по регионам. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности отличается в десять и более раз. Наиболее развитой транспортной системой выделяются Центральный, Северо-Западный 9кроме европейского Севера), Южный, Приволжский федеральный округ, наименее развитой – Дальневосточный и Сибирский. Отличаются районы и по структуре грузооборота. Там, где в межрайонном масштабе разрабатываются такие полезные ископаемые, кА железная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ, великая доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес речного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту. Так, например, в Западной Сибири 9сибирский федеральный округ) преобладает железнодорожный транспорт и высок удельный вес трубопроводного транспорта, в Центральном федеральном округе подавляющая часть перевозок осуществляется по железной дороге.
Мощности транспортных потоков также имеют существенные различия и зависят от размещения основных источников сырья, топлива, материалов и т.д. Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны:
1.Широтное магистральное сибирское направление «восток-запад» и обратно; оно включает железнодорожные, трубопроводные пути и водные с использованием рек Камы и Волги.
2.Меридинальное магистральное центрально-европейское направление «север-юг» с выходом в Украину, Молдавию, на Кавказ, образованное, в основном, железнодорожными путями.
3.Меридиональное волго-кавказское магистральное направление «север-юг» по реке Волга, железнодорожным и трубопроводным путям, связывающее Поволжье Кавказ с Центром, севером европейской части страны и с Уралом.
По этим главным магистральным направлениям идут основные грузопотоки страны, по этим направлениям особенно тесно взаимодействуют железнодорожный, речной и автомобильный виды транспорта. Магистральные авиатрассы также, в основном, совпадают с сухопутными.
Помимо основных магистральных направлений имеется густая транспортная сеть внутрирайонного и местного значения. Сочетаясь между собой, они образуют Единую транспортную систему РФ. По мете развития производительных сил страны в целом и отдельных ее районов транспортная система нуждается в постоянном совершенствовании как размещения, так и ее качественного уровня: обновления материально-технической базы, улучшения организационно-управленческой системы, использования новейших достижений научно-технического прогресса. Развитие транспортной системы РФ нацелено на более полное обеспечение потребностей хозяйства и населения страны транспортными услугами.
Железнодорожный транспорт.
Железнодорожный транспорт является основным транспортной системы РФ. Он занимает 2-е место в грузообороте всех видов транспорта (39%) и 1-е в пассажирообороте (44%). Мощное развитие этого вида транспорта обусловлено огромными размерами территории страны, особенностями размещения производительных сил России, интенсивным обменом продукцией и ресурсами всех ее регионов.
Железнодорожный транспорт имеет целый ряд достоинств, которые также определяют его преимущественное развитие в стране. Отрасль характеризуется относительно свободным размещением, надежностью, регулярностью, универсальностью вне зависимости от времени года, суток, условий погоды. Он дает возможность производить массовые перевозки грузов и пассажиров, что укрепляет его преимущества, повышая производительность труда, и значительно снижает себестоимость перевозок. Железнодорожный транспорт особенно эффективен в перевозках на дальние расстояния, а с учетом огромного пространства территории России он и в перспективе останется ведущим видом транспорта и в массовых грузовых перевозках на дальние расстояния, и в пассажирских перевозках на средние расстояния, и в пригородном сообщении.
Преобладающие грузы — каменный уголь (27%), строительные материалы (19 %), нефть (17 % ), руды (более 12 %), черные металлы (9 %), лес (5 %), химические и минеральные удобрения (4 %), цемент и хлебные грузы (по 2,5%). Они составляют 4/5 общего отправления грузов железнодорожным транспортом.
Основные потоки каменного угля формируются в крупных угольных регионах страны. Самую обширную зону сбыта имеет уголь Кузнецкого бассейна. Кузнецкий уголь поступает на Урал, в Западную Сибирь, Поволжье, Центр. Угли Печорского бассейна направляют в Череповец, Санкт-Петербург, Мурманск, Карелию. Небольшая часть их идет в Центральный и Волго-Вятский районы. Южный Урал и Поволжье обеспечиваются углем из Караганды и Экибастуза.
Главные потоки сырой нефти образуются в Западно-Сибирском, Волго-Уральском и Прикаспийском нефтедобывающих районах. Объемы и дальность перевозок нефти зависят от размещения нефтеперерабатывающих заводов. Из Западной Сибири сырую нефть транспортируют по железным дорогам, главным образом на Дальний Восток, Южный Урал, на экспорт в страны Центральной Азии. Из Волго-Уральского района нефть и нефтепродукты отправляют на запад, Северный Кавказ и к Новороссийску, откуда они направляются на экспорт.
Железные руды перевозятся главным образом внутри экономических районов, в пределах крупнейших металлургических баз - Урала, Кузбасса, Центрально-Черноземного и Северо-Западного районов. Межрайонные потоки железной руды направляются из Казахстана и месторождений КМА на Урал, из Восточной Сибири—в Кузбасс.
В России основные отправители черных металлов — Урал, Западная Сибирь, Центрально-Черноземный и Северный районы. Отсюда потоки металла идут во все остальные районы. Встречные направления, по которым поступают черные металлы, объясняются, с одной стороны, специализацией металлургии, с другой - большим разнообразием марок стали и сортамента проката.
Лесные грузы отправляют с крупных станций, они перевозятся почти по всем дорогам. Наиболее мощные потоки леса образуются на Сибирской магистрали, линиях Архангельск — Вологда - Москва, Пенза - Лиски и Екатеринбург — Орск - Канаш. Хлебные грузы формируются в лесостепной и степной зонах и идут в густонаселенные потребляющие районы.
Одна из острых проблем в отрасли – бартер. Железнодорожный транспорт более, чем кто-либо, получает вместо денег за услуги разнообразные товарные ценности. При этом не хватает средств на уплату налогов, на инвестирование производства, на расчеты с поставщиками и т.д.
Железнодорожный транспорт имеет сложную систему перекрестного финансирования пассажирских перевозок за счет грузовых (пассажирские перевозки убыточны), одних грузов за счет других. Это подрывает экономику отрасли.
Морской транспорт.
Морской транспорт играет важную роль во внешнеэкономических связях страны и служит одним из основных источников получения валютных средств.
В отличие от других видов транспорта морскими судами перевозят главным образом экспортно-импортные грузы (46 % экспортных и 70% импортных). Внешние перевозки грузов преобладают. Внутренние перевозки большого значения не имеют, за исключением побережья Тихого и Северного Ледовитого океанов. Во внутренних морских транспонировках преобладает малый каботаж, или плавание вдоль берегов в пределах одного или двух смежных морских бассейнов. Большой каботаж имеет меньшее значение. Морские границы Российской Федерации протянулись на 47тыс.км и более чем в 2 раза превышают по длине сухопутные.
На долю морского транспорта приходится около 12 % грузооборота. По многим технико-экономическим показателям морской транспорт превосходит другие: самая большая единичная грузоподъемность, практически неограниченная пропускная способность морских путей, сравнительно малые удельные капитальные вложения, небольшие затраты энергии на перевозку 1 т. груза. Однако его зависимость от физико-географических и навигационных условий, необходимость создания на морских побережьях сложного портового хозяйства ограничивают сферу его применения. В составе морского флота наряду с универсальными значительную долю составляют специализированные сухогрузные и лесовозы, рефрижераторные, железнодорожные паромы и др.
Велико значение морских паромных переправ, обслуживаемых железнодорожными паромами, в обеспечении взаимодействия различных видов транспорта. В суровых условиях плавания по морям Северного Ледовитого океана используются ледоколы. Российская Федерация обладает самым мощным в мире ледокольным флотом. Атомные ледоколы поддерживают круглогодичную навигацию в западном секторе Северного морского пути.
Специфика перевозок морским транспортом предопределила преобладание в составе грузов массовых и объемных, прежде всего нефтяных, руды, строительных материалов, леса, каменного угля, хлебных грузов.
Речной транспорт.
Речной транспорт имеет небольшой удельный вес в грузо- и пассажирообороте России. Это связано с тем, что основные потоки массовых грузов осуществляются в широтном направлении, а большинство судоходных рек имеет меридиональное направление. Также негативное влияние оказывает сезонный характер речных перевозок. Ледостав на Волге длится от 100 до 140 дней, на реках Сибири от 200 до 240 дней. Речной транспорт уступает другим видам и в скорости движения. Но он обладает и преимуществами: более низкой себестоимостью перевозок, требует меньше капитальных затрат на обустройство путей, чем в сухопутных видах транспорта.
Основные виды грузов речного транспорта – минеральные удобрения, стройматериалы, лес, а также нефть, нефтепродукты, уголь, зерно. Большая часть оборота речного транспорта приходится на Европейскую часть страны. Важнейшей транспортной речной магистралью здесь является Волга с своим притоком Камой. На севере Европейской части страны заметную роль играют Северная Двина, Онежское и Ладожское озера, реки Свирь и Нева. Важное значение для развития речного транспорта имело создание единой глубоководной системы и строительство Беломоро-Балтийского, Волго-Балтийского, Московско-Волжского и волго-Донского каналов. В связи с освоением природных ресурсов на востоке страны возрастает транспортное значение Оби, Иртыша, Енисея, Лены, Амура.
Основной проблемой развития и функционирования водного транспорта является отсутствие инвестиций, необходимых для строительства новых судов, погрузочно-разгрузочной техники, ремонта.
Автомобильный транспорт.
Автомобильный транспорт в основном используется для перевозки небольших потоков грузов на короткие расстояния. Это связано со сравнительно высокой себестоимостью данного вида транспорта и его малой грузоподъемностью. К достоинствам автотранспортного транспорта следует отнести высокую скорость и возможность доставки грузов от «двери до двери» без дополнительных затрат на перегрузку. Обеспеченность автодорогами с твердым покрытием служит важным показателем развития транспорта в стране. В России 40% сельских населенных пунктов не имеют связи с сетью путей сообщения общего пользования. Качество автодорожной сети невысокое: 11% автодорог грунтовые, 1/3 дорог с твердым покрытием – гравийные, щебеночные, шлаковые и булыжниковые, они не соответствуют техническим нормам. Такие дороги быстро изнашиваются и требуют ремонта.
Воздушный транспорт.
Воздушный транспорт занимает третье место по объему пассажирских перевозок. Он также используется в народном хозяйстве для перевозки срочных грузов, выполняет работы при строительстве трубопроводов, мостов, участвует в проведении работ для сельского хозяйства, геологоразведки, рыбного промысла. Уровень развития воздушного транспорта является показателем научно-технического потенциала страны.
Этот вид транспорта значительно меньше чем другие, применяют для перевозок грузов. Его доля в суммарном грузообороте менее 0,05 %. По стоимости транспортных грузов вряд ли есть им равные. Ведь самолетами перевозят, как правило наиболее дорогостоящие грузы: различную малогабаритную аппаратуру, компьютеры и телевизоры, драгоценности, меха и дорогую одежду, медикаменты и парфюмерию, высококачественные скоропортящиеся продукты (сливочное масло, шоколад, экзотические тропические фрукты), оружие, цветы и многое другое. Быстрейшая доставка подобных грузов резко ускоряет оборачиваемость значительных материальных ценностей, способствует торговых доходов.
Главные отличия авиации от других видов транспорта и преимущества ее перед ними заключаются в наивысшей путевой скорости перевозок и сравнительно меньшей зависимости от состояния и функционирования наземных технических средств (они сосредоточены в основном на аэродромах). Подобная независимость авиации делает её незаменимым средством сообщения в труднодоступных, малообжитых районах страны, особенно с суровым климатом, как, например, в северных районах Сибири, Дальнего Востока и Камчатки.
Нельзя не отметить и независимость авиации, особенно в межконтинентальных полетах, от климатических условий и сезонных изменений времен года. У воздушного транспорта нет ярковыраженной сезонности по временам года, как, например, у водного (речного).
Конечно, есть у воздушного транспорта и недостатки. Основные из них — сравнительно высокая стоимость перевозок, пока еще недостаточный уровень безопасности и значительная зависимость от состояния погоды, особенно в местах приземления самолетов.
В обширных районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока используются вертолеты для перевозки грузов и людей. Скорость полета вертолета до 350 км/час, грузоподъемность до 40 тонн. Он перевозит в таежные и горные районы тяжелую транспортную технику, крупногабаритные грузы. В ряде районов перевозка грузов воздушным транспортом обходится дешевле, чем другими видами транспорта.
Трубопроводный транспорт.
Трубопроводный транспорт — самый молодой вид транспорта. В России действуют нефтепроводы, газопроводы, продуктопроводы. Нефтепроводы появились в России в начале XX в. (Баку — Батуми), их дальнейшее строительство определялось освоением новых месторождений нефти вначале в Поволжье и на Урале, затем — в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке. Вдоль трасс нефтепроводов возведены и действуют нефтеперерабатывающие заводы. Первый магистральный газопровод Саратов — Москва протяженностью более 800 км построили в 1946 г.; затем масштабы строительства газопроводов стали быстро расти. Сейчас в России протяженность магистральных трубопроводов превышает 213 тыс. км. Этот вид транспорта имеет существенные достоинства: 1) низкую себестоимость доставки грузов (так, транспортировка нефти по трубопроводам обходится в 3 раза дешевле, чем по железной дороге, а сетевого газа на дальние расстояния — во много раз дешевле доставки сжиженного; 2) низкие затраты на строительство трубопроводов (более чем в два раза меньше, чем на постройку автомобильной или железной дороги с той же провозной способностью); 3) трубопроводы при должном отношении к их эксплуатации и своевременной модернизации, замене надежны в эксплуатации, не зависят от сезонных и климатических условий, функционируют круглый год; 4) допускает минимальные потери нефти (по сравнению с железнодорожным транспортом потери нефти сокращаются в 1,5 раза, а по сравнению с водным — в 2,5 раза); 5) высокая пропускная способность (зависит от диаметра труб и мощности компрессорных перекачивающих станций); 6) самая низкая себестоимость перевозок грузов. Недостатки трубопроводного транспорта незначительны, и главные из них — относительно невысокая скорость перемещения грузов и опасность аварий, грозящих экологической катастрофой.
По трубопроводам передаются 97% добываемой нефти, почти весь газ, многие продукты переработки нефти. Пневматический и гидравлический транспорт позволяют перемещать также грузы широкой номенклатуры. Действует, например, гидравлический трубопровод Белово — Новосибирск, транспортирующий уголь Кузбасса. В городах действуют пневматические системы сбора мусора в крупных жилых массивах (например, в Москве, в Чертаново).
Быстрое развитие трубопроводного транспорта в России началось с 1946 г., когда вступил в строй газопровод Саратов — Москва. Теперь по протяженности магистральных трубопроводов Россия занимает второе место после США. В России преобладают трубопроводы большого диаметра, проложенные на огромные расстояния. Строительство газопроводов в последние десятилетия велось особенно быстро. На конец 2009г. протяженность трубопровода страны составило: газопровод - 166 тысяч километров, нефтепровод - 49 тысяч километров, нефтепродуктопровод - 16 тысяч километров.
Талица 3.
Грузооборот магистрального трубопровода (миллионов тонно-километрах)
|
2005г. |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
Газ. |
1311 |
1345 |
1324 |
1351 |
1123 |
Нефть. |
1123 |
1119 |
1106 |
1077 |
1087 |
Нефтепродукт. |
33 |
35 |
35 |
36 |
36 |
Проблемы развития и размещения транспортного комплекса.
В условиях рыночных отношениях роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной стороны от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятий, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами что без транспорта невозможно, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.
В первую очередь требуют решения вопросы увеличения инвестиций в эту отрасль, налаживания работы поставщиков транспортного комплекса — транспортного машиностроения, электротехнической и электронной промышленности, приборостроения, стройиндустрии и др.
При разгосударствлении отдельных частей транспортного комплекса возникла главная проблема — проблема законодательного регулирования транспортировки грузов.
Многообразие форм собственности в условиях рыночных отношений привело к существенному изменению в смешанных и комбинированных перевозках. С одной стороны, различные транспортные организации (морские и речные судоходные компании, порты, автотранспортные акционерные общества и пр.) получили экономическую самостоятельность в осуществлении этих перевозок и активно в них участвуют, с другой — действия железнодорожного транспорта жестко регламентированы государством.
Новые формы владения транспортными средствами в условиях рынка вступили в противоречие с действовавшими в области смешанных и комбинированных перевозок законодательными актами, которые уже не могут регулировать взаимоотношения сторон различных форм собственности, поэтому для решения этой проблемы нужны определенные действия со стороны законодательных органов власти. Так же возникли некоторые проблемы при разработке нового механизма управления предприятиями транспортного комплекса. В рыночных отношениях он должен основываться на следующих положениях:
транспорт занимает центральное место в народном хозяйстве РФ, обеспечивая решения различным общегосударственным задачам экономического, социального и политического характера, включая экономическую безопасность и целостность государства, укрепляя его обороноспособность. В силу этого транспорт не может рассматриваться как чисто коммерческая структура и находится в поле действия одних лишь рыночных регуляторов;
переход на новую модель управления, какую бы организационно-экономическую форму она не получила, должна учитывать специфические особенности ЕТС. Речь идет о технологическом единстве и целостности сети;
реорганизация производственных и организационно-управленческих структур транспорта при переходе на новую модель управления ни в коей мере не должна приобретать разрушительного характера. Ее следует рассматривать как процесс естественного развития экономических реформ с учетом практического опыта и наработок последних лет;
новая модель управления не должна входить в противоречие с принципиальными положениями Гражданского кодекса РФ и другими законодательными актами.
Заключение.
Рыночные отношения, внедрившиеся в транспортную систему, заставляют изменить взгляды на цель, задачи, приоритеты и механизм управления путями сообщения России, то есть рассматривать транспортную систему с геополитических, научно-технических, организационно-управленческих и национальных позиций.
Должна быть разработана государственная программа возрождения транспортной системы и всей ее инфраструктуры: машиностроения, ремонтной базы, научно-исследовательских институтов, проектно-конструкторских бюро, высших и средних специальных учебных заведений, складских помещений и т.д., а развитие и совершенствование ЕТС РФ должно осуществляться на нормативно-правовой основе.
Список литературы.
1. Экономическая география России: учебник/ Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина
– М.: Инфра-М, 2005.
2. Экономическая география России: Учебное пособие/ Под ред. Т. Г. Морозовой –
М.: ЮНИТИ, 2001.
3. Россия в цифрах: статистический сборник. – М.: Госкомстат России, 2009.
4. Экономическая и социальная география мира: Учебник/ Н. В. Алисов, Б. С.
Хореев - М.: Гардарики, 2001.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.