Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической географии »
Тема: География железнодорожного транспорта
Раздел: Бесплатные рефераты по экономической географии
Тип: Контрольная работа | Размер: 45.93K | Скачано: 314 | Добавлен 04.11.13 в 21:14 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
ВВЕДЕНИЕ
Транспортный комплекс представляет собой особую сферу материального производства и выступает как самостоятельная отрасль народного хозяйства страны. Транспорт призван удовлетворять потребности хозяйственного комплекса и населения в перевозках. Транспорт связывает в единое целое различные отрасли хозяйства и различные районы страны.
Его роль возрастает в странах с большой протяженностью территории, таких как Российская Федерация. К тому же в нашей стране неравномерно распределены природные богатства и существует различие в специализации районов и уровне их экономического развития. Обеспечивая экономические связи, транспорт способствует успешному функционированию других отраслей хозяйственного комплекса страны.
Транспорт не создает новую продукцию, а лишь перемещает уже созданную другими отраслями хозяйства (т.е. оказывает услугу), увеличивая тем самым ее стоимость на величину транспортных расходов.
Транспортный комплекс России представлен всеми видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, трубопроводным, морским, внутренним водным и воздушным.
Каждый вид транспорта выполняет определенные функции в рамках транспортной системы страны, исходя из технико-экономических, географических, исторических особенностей развития провозной способности грузов и пассажиров.
В данной контрольной работе рассмотрим роль, значение и особенности железнодорожного транспорта в экономике России.
Среди всех видов транспорта, входящих в состав транспортного комплекса России, железнодорожный транспорт занимает особое место. Его можно назвать системообразующим видом транспортного комплекса и всей экономики.
Появление железных дорог открыло принципиально новые возможности в освоении территорий, использовании природных и других видов ресурсов, обмене деятельностью в масштабах страны, общении населения, формировании единого рыночного пространства, включения России в систему мирохозяйственных связей с некоторыми странами, укреплении обороноспособности.
Рациональное территориальное разделение труда, углубление специализации предприятий и районов, усиление экономических связей между ними невозможны без развитой транспортной сети, а комплексное развитие районов – без внутрирайонной транспортной системы. Следовательно, транспорт выступает как одна из важных основ территориального разделения труда, территориальной структуры хозяйственного комплекса страны и ее экономических районов, а также размещения производства и освоения новых территорий и природных богатств.
Транспортный комплекс России представлен всеми видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, трубопроводным, морским, внутренним водным и воздушным. Каждый вид транспорта выполняет определенные функции в рамках транспортной системы страны, исходя из технико-экономических, географических, исторических особенностей развития провозной способности грузов и пассажиров. Железнодорожный транспорт эффективен для перевозки массовых грузов на средние и дальние расстояния, а пассажиров – на линиях пригородного сообщения и на средние расстояния. Морской транспорт осуществляет преимущественно экспортно-импортные перевозки, а также внутренние перевозки в северных и восточных прибрежных районах страны, где другие виды транспорта малоэффективны из-за удаленности и сложных природно-климатических географических условий. Трубопроводный транспорт используется для транспортировки нефти и нефтепродуктов, природного газа, продуктов органического синтеза на дальние и средние расстояния.[3]
Железнодорожный транспорт играет важную роль в функционировании и развитии товарного рынка страны, в удовлетворении потребности населения в передвижении. Он является основным звеном транспортной системы России и большинства стран СНГ. Особая роль железных дорог Российской Федерации определяется большими расстояниями перевозок, отсутствием внутренних водных путей в главных сообщениях Восток – Запад, прекращением навигации на реках в зимний период, удаленностью размещения основных промышленных и аграрных центров от морских путей. В связи с этим железнодорожный транспорт занимает второе место по грузоперевозкам (после трубопроводного транспорта) и первое место по перевозке пассажиров.
Объем коммерческих перевозок транспортного комплекса вырастет в 2012 году на 24,4% до 3838,9 млн.тонн, коммерческий грузооборот - на 3,9% до 2,481 млрд. тонно/км, пассажиропоток - на 5,5% до 528,3 млрд. пассажиро/км. Об этом сообщается в прогнозе социально-экономического развития России на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов, опубликованном сегодня Минэкономразвития РФ.
Рост объема коммерческих перевозок железнодорожным транспортом в 2012 году оказался на уровне 2,4% относительно 2011 года, грузооборота - на 4,2%, эти показатели составили 1281 млн. тонн и 2218,2 млрд. тонно/км соответственно. Пассажирооборот железнодорожного транспорта, увеличился на 2,1% относительно показателя 2011 года, в первую очередь за счет пригородного сообщения[6].
ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) - национальная вертикально интегрированная железнодорожная компания, монополист на рынке грузовых и пассажирских перевозок в РФ. Входит в тройку крупнейших транспортных компаний мира. Управляет сетью железных дорог России протяженностью 85,2 тыс. км, то есть 99% всех магистралей страны. Доля РЖД в грузообороте транспортной системы России составляет около 42%, в пассажирообороте - около 33%. В 2011г. грузоперевозки РЖД увеличились на 3,6% по сравнению с 2010г. и составили 1,395 млрд. т. Перевозки пассажиров за прошлый год выросли на 4,8% в сравнении с предыдущим годом - до 992,4 млн. пассажиров. В I квартале 2012г. рост данных показателей к аналогичному периоду прошлого года составил 4% по перевозке грузов на сети РЖД (306,5 млн. т) и 9% - по перевозкам пассажиров (223,1 млн. человек).[7]
Пассажирооборот воздушного транспорта за 2012 год прогнозируется на уровне 192,6 млрд. пасс/км, что превысит уровень 2011 года на 15,5%.
В 2012 году также продолжится увеличение объема перевозок грузов автомобильным транспортом, который достигнет уровня в 1698,7 млн. тонн рост на 3% к показателю 2011 года, коммерческий грузооборот составит 119,9 млрд. тонно/км рост на 2,1%.
Пассажирооборот автомобильного/автобусного транспорта по итогам 2012 года ожидается на уровне 134,7 млрд. пассажиро/км снижение на 1,6%. Пассажирооборот городского электрического транспорта ожидается на уровне 57,5 млрд. пассажиро/км рост на 2% к уровню 2011 года.
Объем перевозок морским транспортом, с учетом прогнозируемого снижения тоннажа морского флота, уменьшится в 2012 году на 4,4% против и составит 32,4 млн. тонн, при этом грузооборот на морском транспорте снизится на 10,9% и составит 68,9 млрд. тонно/км.
Перевозки грузов внутренним водным транспортом ожидаются в 2012 году в объеме 120,4 млн. тонн снижение на 5,9% к уровню 2011 года, грузооборот составит 6 млрд. тонно/км снижение на 2%. Пассажирооборот предприятий речного транспорта по итогам 2012 года ожидается на уровне 0,69 млн. пассажиро/км.
В январе-сентябре 2012г. грузооборот транспорта, по предварительным данным, составил 3712,6 млрд. тонно-километров, в том числе железнодорожного - 1658,1 млрд., автомобильного - 175,1 млрд., морского - 48,0 млрд., внутреннего водного - 50,4 млрд., воздушного - 3,7 млрд., трубопроводного - 1777,3 млрд. тонно-километров.[7]
Таблица 1 - Грузооборот транспорта
|
Сентябрь 2012г., млрд.т-км
|
В % к
|
Январь- сентябрь 2012г. в % к январю-сентябрю 2011г. |
Справочно
|
|||
сентябрю 2011г.
|
августу 2012г. |
сентябрь 2011г. в % к |
январь-сентябрь 2011г. в % к январю- сентябрю 2010г. |
||||
сентябрю 2010г.
|
августу 2011г.
|
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Грузооборот транспорта |
409,1 |
104,2 |
100,0 |
102,0
|
100,8 |
98,7 |
103,8
|
в том числе: железнодорожного(1) |
181,5
|
106,8 |
96,8 |
105,4 |
100,3 |
95,4 |
105,5
|
автомобильного |
20,8 |
101,7 |
97,2 |
109,2 |
113,0 |
103,6 |
111,4 |
морского |
5,0 |
76,8 |
90,4 |
82,4 |
75,6 |
99,5 |
76,5 |
внутреннего водного |
9,4 |
98,4 |
85,7 |
102,1 |
113,0 |
97,9 |
110,3
|
воздушного (транспортная авиация)(2) |
0,4 |
97,6 |
100,1 |
102,6 |
104,1 |
104,3 |
104,9
|
трубопроводного |
192,0
|
103,4 |
104,7 |
99,0 |
100,6 |
101,4 |
102,8
|
1) По данным ОАО "РЖД"
2) По данным Росавиации
Анализируя данные таблицы 1 можно сделать вывод, что за годы экономических реформ грузооборот железнодорожного транспорта России увеличился на 6,8 %, в основном за счет снижения грузооборота морского и воздушного транспорта. Вместе с тем полностью реализовать свое преимущественное положение железной дороге не удается из-за слабого взаимодействия с другими видами транспорта. Например, недостаточна взаимная информация о подходе вагонов, судов, автомобилей. Крайне усложнены таможенные и пограничные операции, иногда контейнер вынужден простаивать в порту до десяти суток в ожидании оформления документации.
Основной сферой применения железнодорожного транспорта являются массовые перевозки грузов и пассажиров в межрайонном, междугородном и пригородном сообщениях, при этом преобладают грузовые перевозки, которые дают свыше 80% дохода. В перевозках пассажиров по железным дорогам преобладают перевозки в пригородном и местном сообщениях (около 90% общего количества пассажиров). Дальние пассажирские перевозки составляют свыше 40% пассажирооборота.
Таблица 2 - Пассажирооборот транспорта общего пользования
|
Сентябрь 2012г., млрд. пасс.-км |
В % к |
Январь- сентябрь 2012г. в % к январю- сентябрю 2011г |
Справочно |
|||
сентябрю 2011г. |
августу 2012г.
|
сентябрь 2011г. в % к |
январь- сентябрь 2011г. в % к январю- сентябрю 2010г. |
||||
сентябрю 2010г. |
августу 2011г |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Пассажирооборот транспорта обще го пользования |
43,4 |
103,9
|
81,5 |
106,6 |
105,6 |
83,2 |
104,0
|
в том числе: железнодорожного(1) |
13,0 |
102,2
|
69,1 |
103,8 |
101,2 |
69,7 |
100,3
|
автомобильного (автобусы) |
10,8 |
93,4 |
92,0 |
97,4 |
97,0 |
97,0 |
97,7
|
воздушного (транспортная авиация)(2) |
19,3 |
111,9 |
85,8 |
116,4 |
116,6 |
87,4 |
113,6
|
(1) По данным ОАО "РЖД"
(2) По данным Росавиации
Из данных таблицы 2 мы видим, что железнодорожный транспорт на протяжении всего периода уступает воздушному в пассажирообороте страны.
Хозяйственный профиль района, его специализация очень сильно влияют на начертание и структуру транспортной сети, ее размеры и техническое оснащение, объем и структуру перевозочной работы. Влияние экономико-географических условий оказывается для транспорта решающим.
В Северном районе железные дороги составляют основу транспортной сети, они обеспечивают как регулярную внутреннюю связь, так и связь с другими районами страны. В вывозе преобладают лесные грузы, направляемые на юг и запад европейской территории, апатиты, продукция черной и цветной металлургии; во ввозе – уголь и нефтепродукты. Наиболее крупные грузопотоки связаны с лесопромышленным освоением района. Уголь идет на Череповецкий металлургический комбинат, в Санкт-Петербург, Архангельск и другие промышленные центры.
Транспортная сеть Северо-Западного района имеет ярко выраженную радиальную структуру: почти все основные железные и автомобильные дороги расходятся лучами из центра – Санкт-Петербурга. Отсюда веером расходятся несколько магистральных направлений: Санкт-Петербург – Москва, Санкт-Петербург – Новгород, Санкт-Петербург – Псков, Санкт-Петербург – Таллинн, Санкт-Петербург – Выборг.
По объему перевозок грузов Центральный район является одним из крупнейших в стране. Это объясняется огромным масштабом потребления в районе завозимого сырья, топлива, строительных материалов и разработкой местных сырьевых ресурсов высокой грузоемкости. Для нужд электроэнергетики, промышленности, строительства поступают из других районов уголь, нефть и природный газ, металл, лес и т.д. Велика также транзитная роль района. Центральный район обслуживается сложной и разветвленной транспортной системой, представленной всеми видами транспорта. Ядром этой системы является Московский транспортный узел. В узле 11 радиально расходящихся электрифицированных железных дорог, которым принадлежит ведущее место. Ведущее место среди железных дорог Центра занимает Московская железная дорога, на долю которой приходится больше половины общей протяженности сети центра. Дорога обслуживает большие транзитные потоки грузов. В северные районы направляются транзитом хлебные грузы и уголь, в южные – машины и лес. Московская дорога занимает первое место среди железных дорог страны по объему выполняемых пассажирских перевозок. Высокий удельный вес городского населения, наличие многочисленных поселков-спутников, большое количество дачных участков вызывают массовые пассажиропотоки на пригородных направлениях.
Основную часть территории Волго-Вятского района, а также часть Центрального, Уральского и Поволжского экономических районов обслуживает Горьковская железная дорога. Она вытянута в основном с запада на восток и состоит из двух широтных магистралей: северной и южной. Эти линии связывают Центр с Уралом, электрифицированы, двухпутные. По ним выполняется основной объем транспортной работы дороги. Горьковская дорога обеспечивает транзитные потоки между восточными и западными районами страны, в составе которых преобладают топливно-сырьевые грузы, лес, металл, хлеб, машины, стройматериалы. Основными грузами вывоза являются лесные, нефтепродукты, машины, цемент, нерудные стройматериалы, бумага. Грузами ввоза на дорогу является каменный уголь, нефтепродукты, черные металлы, стройматериалы.
В транспортной системе Центрально-Черноземного района Юго-Восточная железная дорога занимает ведущее положение. Дорога обслуживает Тамбовскую, Липецкую, Воронежскую, Белгородскую области. Географическое положение Юго-Восточной дороги в общей транспортной системе европейской части страны как кратчайшего пути из Севера и Центра на Юг обусловило преимущественно транзитный характер работы дороги. Основные транзитные грузы – уголь, руда, лес, металлы.
Несмотря на высокую роль трубопроводного и речного транспорта в Поволжье основную работу по транспортному обслуживанию региона выполняют железные дороги. На их долю приходится больше половины грузооборота района. Поволжский район обслуживают главным образом Куйбышевская, Приволжская железные дороги и частично Горьковская и Северокавказская дороги. Ввоз грузов осуществляется в основном с востока, а вывоз – в западном направлении. В структуре вывоза первое место занимают нефтегрузы, лесные грузы, химическая продукция, стройматериалы, машины, соль. Во ввозе преобладают уголь, металл, лес. Электрифицированные железнодорожные линии узла используются для пассажирских перевозок. В отправлении грузов преобладают нефтегрузы, цемент, шифер, зерно, а также прибывающие по Волге уголь, лес, серный колчедан, металл.
Экономический район тяготения Северо-Кавказской железной дороги полностью совпадает с Северо-Кавказским районом. По характеру работы дорога – вывозящая при значительных размерах местного сообщения и транзита. Основными грузами вывоза являются нефть, уголь, минеральные строительные материалы. Во ввозе преобладают лес, черные металлы, нефтепродукты. Основной магистралью Северо-Кавказской железной дороги является электрифицированная линия Ростов-на-Дону – Минеральные Воды – Гудермес – Махачкала, пересекающая район с северо-запада на юго-восток.
Железнодорожная сеть Урала включает Южно-Уральскую и частично Куйбышевскую и Горьковскую дороги. Крупнейшими отправителями металлических изделий являются Челябинск, Магнитогорск, Орск, Оренбург, Курган. Большие объемы отправления минерально-строительных грузов имеют Челябинский узел, станции Магнитогорск, Новотроицк. Основными центрами прибытия угля и кокса служат центры черной и цветной металлургии и электроэнергетики: Магнитогорск, Челябинск, Южноуральск, Орск. В металлургические центры прибывают крупные партии руды. Из других грузов во ввозе превалируют строительные материалы и зерно. Большой удельный вес в работе дороги имеют транзитные перевозки каменного угля из Кузбасса на запад и леса из Восточной Сибири, идущего в европейскую часть страны.
В вывозе Западно-Сибирской дороги преобладают зерновые и нефтяные грузы. Последние отправляются с одного из крупнейших в стране Омского нефтеперерабатывающего завода и со станций, где железная дорога взаимодействует с нефтепроводами. Наиболее крупными транспортными узлами Западно-Сибирской железной дороги являются Новосибирск, Омск, Барнаул. Более 90% объема погрузки на дороге приходится на уголь, руду, черные металлы, стройматериалы. Во ввозе основное место занимают руды, лес, нефть. В восточную часть района завозятся энергетические угли из Канско-Ачинского бассейна. Во внутрирайонных перевозках преобладают уголь, руда, минеральные строительные материалы, лес.
Красноярская железная дорога расположена на юго-западе Восточно-Сибирского экономического района, почти целиком в пределах Красноярского края, являющегося одной из наиболее важных частей Восточной Сибири. Главной линией Красноярской дороги является участок Транссибирской магистрали Богомол – Красноярск – Тайшет, электрифицированный на всей протяженности. К Транссибирской магистрали примыкает электрифицированная Южно-Сибирская Магистраль. Во ввозе главное место принадлежит нефтепродуктам, черным металлам и стройматериалам. В вывозе – уголь, лес, стройматериалы, руды черных и цветных металлов. Среди вывозимых по дороге грузов преобладают лес, уголь, железная руда и зерно. Ввозятся главным образом нефтяные продукты, черные металлы, минеральные строительные материалы. Забайкальская железная дорога расположена на юго-востоке Восточно-Сибирского и юго-западе Дальневосточного района и обслуживает Читинскую и Амурскую области. В вывозе преобладают уголь, концентраты цветных металлов, ввозятся каменный уголь, нефтепродукты.
Дальневосточная железная дорога граничит на западе с Забайкальской дорогой, на севере с Байкало-Амурской, а на юге – с железнодорожной сетью Китая. Эта магистраль связывает Дальний Восток с другими районами страны. В ее полосе сосредоточена основная часть населения, промышленности и сельского хозяйства Дальнего Востока. Во ввозе дороги значительный удельный вес составляют нефть, нефтепродукты, уголь, соль и т.д. В вывозе большое место занимают рыба, рыбные консервы, крабы.
Происходящий в последние годы спад объемов промышленного и сельскохозяйственного производства привел к снижению объемов перевозок и ухудшению экономического положения железнодорожного транспорта, что не позволяет в должной мере поддерживать материально-техническую базу железных дорог, что в ряде случаев также приводит к снижению объемов перевозок.[4]
Сегодня экономика России подошла к новому этапу преобразований, который определяет новые условия функционирования. Прежде всего – оптимизация промышленного производства. Это меняет динамику падения на динамику роста объема перевозок, что значительно повышает требования к надежности и устойчивости робот всего железнодорожного транспорта. Необходимо продолжить активную работу по привлечению всех источников доходов в железнодорожном транспорте, используя все возможности формирующейся системы фирменного транспортного обслуживания.
Приток инвестиций в железнодорожный транспорт необходим для решения важнейших задач, среди которых необходимо особо выделить:
- замещение выбывающих и изношенных основных производственных фондов;
- улучшение качества транспортного обслуживания, расширение сервисных услуг;
- повышение уровня безопасности функционирования железнодорожного транспорта;
- увеличение эффективности работы транспорта за счет внедрения ресурсосберегающих технологий и совершенствования эксплуатационной работы сети, железных дорог;
- повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта на международном и внутреннем рынке транспортных услуг;
- развитие телекоммуникаций, информатизации и связи для создания единого информационного пространства.
До последнего времени основным источником инвестиций в отрасль оставались собственные средства предприятий федерального железнодорожного транспорта.
Серьезным направлением повысить деятельность является обновление подвижного состава. В отрасли высока доля изношенного подвижного состава. Выработали ресурсы пассажирские электровозы, некоторые серии магистральных тепловозов дизель - поездов, грузовых электровозов постоянного тока. Оздоровление пассажирского вагонного парка планируется проводить за счет увеличения объема капитально – восстановительного ремонта и разработки вагонов повышенной комфортабельности, а так же организации их серийного производства.
На современном этапе следует оптимизировать структуру управления. Здесь реального эффекта можно добиться только за счет изменения функции управления во всех звеньях на основе возможностей информатики.
На долю возросших требований по охране окружающей среды на железнодорожном транспорте сложилась напряженная экологическая обстановка. Основными направлениями природоохранных работ в отрасли являются:
- сокращение сброса загрязненных сточных вод действующими предприятиями железнодорожного транспорта в поверхности сточных вод;
- строительство общеузловых и локальных очистных сооружений;
- нормирование расхода воды на технические нужды предприятий.
Заключение
В современном обществе очень немногие потребности человека могут быть удовлетворены без помощи железнодорожного транспорта, который используется либо для перевозки грузов к местам их использования, либо людей к местам потребления товаров и услуг.
Железнодорожный транспорт является частью экономической деятельности, которая связана с увеличением степени удовлетворения потребностей людей при помощи изменения географического положения товаров и людей.
В новых условиях, когда необходимо добиться материальной сбалансированности экономики, ритмичности работы всего народного хозяйства, роль транспортного звена, взаимосвязанного со всеми материальными отраслями и непроизводственной сферой приобретает особую значимость. Общество предъявляет к транспорту конкретные и весьма ответственные требования: полное, своевременное и высококачественное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. Очень важно максимально использовать резервы и возможности всех видов транспорта, рационально перераспределять между ними перевозки. Железнодорожный же транспорт в роли особой отрасли материального производства сделали возможным высокий уровень развития специализации производства в наиболее благоприятных для этого географических областях стран и мира в целом.
Список использованных источников
1. Российский статистический ежегодник. 2007/Статистический сборник/Росстат России – М., 2007.
2. Орлов А., Орлов В. Железнодорожный транспорт необходимость опережающего развития. // Экономист. – 2006. -№5.
3. Экономика промышленного железнодорожного транспорта. /Под редакцией В.А. Дмитриева – Москва: «Транспорт», 1989.
4. Экономическая география: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (080100) под ред. Т.Г. Морозовой – 3-е издание – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007.
5. Экономическая и социальная география России. / Под ред. Хрущева В.П. М., 1997.
6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gks.ru
7. «Бизнес-ТАСС» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.biztass.ru
8. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gks.ru http://www.rbc.ru
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.