Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по мировой экономике »

Международная миграция капитала

Международная миграция капитала [06.02.10]

Тема: Международная миграция капитала

Раздел: Бесплатные рефераты по мировой экономике

Тип: Контрольная работа | Размер: 26.46K | Скачано: 229 | Добавлен 06.02.10 в 18:03 | Рейтинг: +4 | Еще Контрольные работы


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2

1. Причины и основные черты усиления мобильности капитала 3

2. Государственное и международное регулирование движения капитала 9

Тесты 14

Заключение 15

Список использованной литературы 16

 

ВВЕДЕНИЕ

Международная миграция капитала началась значительно позже таких форм международных экономических отношений, как международная торговля и международная трудовая миграция. В настоящее  время миграция капитала переживает период бурного роста, приобретает все более глобальные черты.

Международная миграция капитала представляет собой процесс  встречного движения капиталов между странами мирового хозяйства независимо от уровня их социально-экономического развития, приносящий  дополнительные доходы  собственникам капитала и определенным образом влияющие на экономику стран – участников процесса.

Благотворное влияние иност­ранного капитала на хозяйство страны будет по­ложительно сказываться во всех случаях независимо от того, в какой форме он вторгается в национальную эконо­мику: в форме частных прямых инвестиций и кредитов, в виде государственных инвестиций и кредитов или в ка­кой-либо иной форме. В каждом случае имеются аргу­менты, оправдывающие и рекомендующие иностранный капитал в качестве наиболее эффективного средства для достижения национального процветания.

Прямые частные капиталовложения в промышленность, капиталовложения в транспорт, связь, коммунальное хозяйство рассматриваются сегодня как один из сильнейших стимулов, поощряющих на­циональную деятельность.

Вопросы, касающиеся тенденций и особенностей современного состояния международного движения капитала, представляются чрезвычайно важными для изучения. Особенно, если принять во внимание, что процессы миграции капитала приобретают все более глобальный, всеобъемлющий  характер.

 

1. Причины и основные черты усиления мобильности капитала

Международная миграция капитала как явление начало активно развиваться в период становления мирового хозяйства. Дополняя и опосредуя международную миграцию товаров, она постепенно становилась неотъемлемой, определяющей, отли­чительной чертой современной мировой экономики и международных экономических отношений. Со­гласно оценкам экспертов, среднегодовые темпы прироста, в частности прямых инвестиций, составили в 1990-е гг. почти 34%, что в 5 раз 1 превышало темпы расширения мировой торговли в целом.

На современном этапе международное движение капитала служит определяющим элементом в функционировании миро­вой экономики, развитии прочих форм международных хозяй­ственных связей.

«Международное движение капитала (миграция капитала) пред­ставляет собой процесс, в ходе которого происходит изъятие части капитала из национального оборота одной страны и поме­щение его в различных формах (товарной, денежной) в произ­водственный процесс и обращение другой, принимающей стра­ны. Международное движение капитала означает миграцию капиталов между странами, которая приносит доход их соб­ственникам».

Среди причин миграции капитала выделяется его относительная избыточность в собственной стране, стране-доноре, и недостаточное количество капитала в стране-импортере. Это позволяет размещать капитал за границей в поисках сравнительно большей прибыльности и получать при этом доход как в форме дивиденда, так и процента.

Причинными  усиления мобильности капитала в настоящее время являются:

  1. усиление международной экономической и политической интеграции в целом;
  2. включение интересов отдельных стран, (как импортирующих, так и экспортирующих капитал) в межгосударственные отношения;
  3. возможность обеспечения для страны – экспортеракапитала стабильного и широкого рынка, трамплина для выхода на рынки третьих стран;
  4. образование международными корпорациями своего «внутреннего рынка», те или иные секторы которого расположены в разных странах, в результате чего процесс интернационализации производства и капитала дополняется интернационализацией;
  5. появление своего рода заявки на то, чтобы такие интересы отдельной части бизнеса получили признание в качестве концентрированного выражения интересов общечеловеческого значения; поэтому вопрос о роли миграции капитала в форме прямых инвестиций представляется «двухэтажной» конструкцией, в котором первый этаж -носит по преимуществу экономический характер, а второй – политический. Страны-инвесторыполучают возможность определенным образом влиять на политическое и общественное сознание стран-импортеров капитала.

Другими словами, произошла перестройка в мировом хозяйстве,  транснациональные корпорации начали вывозить за рубеж не капитал в прежних формах, а производство, причем во главу угла ставится не только возможность получения прибыли, но и длительный (посто­янный) характер такого получения (до тех пор, пока существует само производство).

ТНК (транснациональные компании) и аналогичные им хозяйственные образования составляют наиболее мощный сектор мировой экономики. Данные вышедшего в октябре 2002 г. очередного доклада ЮНКТАД «World Investment Report» говорят о дальнейшем увеличении масштабов деятельности ТНК. Число ТНК увеличилось до 65 тыс., а число их зарубежных филиалов составило 850 тыс.

По данным того же источника, сумма глобальных продаж, осуществленных филиалами ТНК в 2001 г., превысила 18,5 трлн долл. — вдвое больше общей суммы мирового экспорта в 2001 г. (в то время как экспорт, ими (филиалами) осу­ществленный, составил 2,6 трлн долл.), суммарные активы зарубеж­ных филиалов достигли почти 25 млрд долл., число занятых на пред­приятиях ТНК составило порядка 54 млн человек (для сравнения: в 1990 г. — около 24 млн человек).

Таким образом, значительное  увеличение миграции капитала в форме инвестиций объясняется причинами разного рода: от структурных измене­ний самого мирового хозяйства (когда ТНК начали вывозить за рубеж не капитал в прежних формах, а производство, причем приоритет отдается не только возможности получения прибыли, но и длительному (постоянному) характеру такого получения (до тех пор, пока существует само производство) до воздействия государственного регулирования национальной экономики на разных уровнях.

Процесс усиления миграции капитала имеет свои особенности.

Во-первых, характерной чертой современной международной миграции капитала является многообразие ее форм и видов (государственные и частые капиталовложения, ссуды, гранты, кредиты, депозиты, ссудные и коммерческие, инвестиции прямые и портфельные и т.д.). «Кроме того, существуют и активно практикуются различ­ные неакционерные формы, такие как субконтракты, управленческие соглашения, франчайзинг, лицензионные сделки, раздел продукции и др. Нельзя не признать, что процесс расширения трактовок, относящихся к пониманию форм и ме­тодов прямого зарубежного инвестирования, породил ряд про­блем, носящих поистине глобальный характер и требующих для их разрешения новых, нестандартных подходов и решений».

Во-вторых, понятие «прямые иностранные инвестиции» значительно рас­ширилось: а) расширяется роль признаков о праве на управление; право на владение перестает быть единственным и тем более решаю­щим признаком; б) по мере развития и совершенствования структуры международных рыночных отношений складываются различные формы операций, которые приводят к долгосрочным отношениям и оформлению постоянного интереса предприятия-резидента одной страны к предприятию в другой стране, а также к контролю первого над вторым; слово «контроль» заменяется более гибким признаком — «существенная степень влияния на управление». Такое расширение трактовки впервые введено при оценке международных инвестици­онных потоков в 1999 г. и фактически означает принятие тех стан­дартов в определении прямых иностранных инвестиций, за которые выступают промышленно развитые страны, прежде всего США, со­ответствует тем нормам отношений, которые определяют интересы главных инвесторов.

В-третьих, современную роль и положение прямых иностранных инвестиций  закрепляют соответствующие международные соглашения. Речь  идет, прежде всего, о двусторонних инвестиционных соглаше­ниях (сокращенно BIT), более широких международных и регио­нальных соглашениях, а также о соглашениях об избежании двой­ного налогообложения (сокращенно DDT).

Отмеченные моменты существенно влияют на положение отдельных стран в мировой экономике, на их место в процессе перераспределения рынков и сфер экономического влияния.

В-четвертых, на современном этапе примерно 9/10 всех ПИИ в мире контролируются международными корпорациями. Поэтому впол­не можно считать, что ТНК сегодня образуют наиболее динамич­ный сектор мирового хозяйства. Данные о зарубежном инвес­тировании показывают стремительное увеличение его ежегод­ных объемов.

Как было отмечено, «наибольшее распространение среди форм международной миграции капитала в настоящее время получают инвестиции (капитальные вложения) — совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, на­правленных на расширенное воспроизводство основных фон­дов всех отраслей народного хозяйства».

На современном этапе практически все страны являются как экспортерами, так и импортерами прямых инвестиций. Тем не менее, распределение инвестиций (их географическая струк­тура) выглядит ныне неравномерным. Так, являясь одним из круп­нейших доноров, Япония занимает скромную позицию в каче­стве реципиента подобных капиталовложений: ПИИ, допущен­ные японским правительством и бизнесом в эту страну, состав­ляют всего лишь 17 831 млн долл. (см. табл. 1 и 2).

В настоящее время есть основания говорить о трехполюсной  глобальной структуре ПИИ: США, ЕС, Япония. Так, на «триаду» приходится приблизительно 4/5 общего объема вывоза и ввоза инвестиций, что существенно больше их доли в мировой торговле. США стали самым крупным участни­ком движения капитала; возрос уровень интеграции в ЕС на основе перекрестных прямых инвестиций, а весь регион стал выступать в качестве крупнейшего экспортера капитала.

Таблица 1

Крупнейшие страны — вкладчики капитала за рубежом (млрд долл.)

Страны-доноры

2000г.

2005г.

Страны- доноры

2000г.

2005г.

Великобритания

119,018

199,289

Бельгия

28,845

24,928

США

146,052

150,901

Япония

24,152

22,743

Франция

45,471

107,952

Швеция

24,365

19,549

Германия

91,159

50,596

Швейцария

16,633

17,916

Нидерланды

51,373

45,858

Канада

31,286

17,816

Испания

19,042

35,414

 

 

 

Таблица 2

Динамика притока иностранных инвестиций (млрд долл.)

Страны-реципиенты

2000г.

2003г.

Страны-реципиенты

2000г.

2003 г.

США

186,31

275,53

Аргентина

6,526

23,153

Великобритания

63,649

82,182

Бельгия

22,691

15,862

Швеция

19,560

59,968

Япония

3,192

12,741

Китай

43,751

40,400

Мексика

10,238

11,231

Франция

29,495

39,101

Республика Корея

5,215

10,34(1

Нидерланды

41,682

33,785

Испания

11,863

9,355

Бразилия

28,480

31,397

Россия

2,761

2,861

Германия

21,163

26,822

Индия

2,635

2,168

Канада

21,705

25,061

 

 

 

Внутри самой «триады» идет интенсивное взаимное переплетение капитала, взаимная торговля растет быстрее, чем мировая торговля в целом. В лице «триады» формируется но­вый, еще более высокий этаж со своим МРТ и своими механиз­мами регулирования на национальном, региональном и надрегиональном уровнях, определяющими нынешние мирохозяй­ственные стандарты.

Страны «большой семерки» представляют собой своеобраз­ный штаб высшего рыночного этажа. Интеграция на нем осуще­ствляется не на основе межгосударственного соглашения, а с помощью таких норм и «правил игры», которые реально обес­печивают высокий динамизм хозяйственного развития.

Остальные группы стран, отдельные группировки осуще­ствляют своего рода «настройку» на эти мирохозяйственные стандарты, которая позволяет не терять связи с лидерами.

 

2. Государственное и международное регулирование движения капитала

Основные положение, касающиеся международного движения капитала, закрепляют соответствующие международные соглашения. Речь  идет, прежде всего, о двусторонних инвестиционных соглаше­ниях (сокращенно BIT), более широких международных и регио­нальных соглашениях, а также о соглашениях об избежание двой­ного налогообложения (сокращенно DDT).

В таких документах конкретизируются трактовки и согласуются меры национальной политики по отдельным ключевым вопросам инвестиционной по­литики, в том числе:

•    определение понятий «капиталовложения» («все виды акти­вов» — «all kind of asset», за что выступают, в частности, менее разви­тые страны, а также те государства, в которых традиционно именно банки, а не фондовые биржи, являются важнейшим источником по­лучения финансовых ресурсов, или «все виды инвестиций» — «all kind of investment», к чему тяготеют более развитые страны, к приме­ру — США, для которых приоритетное значение имеют фондовые биржи), а также «инвестор» (к примеру, считать ли таковым также резидента, вложения которого необязательно связаны с пересечением национальных границ, или не считать; за первое выступают про­мышленно развитые страны, за второе — развивающиеся);

•    характер появления в национальной экономике («право вхо­да» — «the right of entry», или «право допуска» — «the right of admission»; за первое преимущественно выступают промышленно развитые страны, за второе — развивающиеся).

В русле таких международных соглашений ведется работа в ОЭСР и ВТО.

Мировое сообщество движется в сторону создания многостороннего механизма, определяющего «правила игры» в отношении международного движения капитала (и в первую очередь, в отношении прямых инвестиций).

В этой связи наблюдается ряд обстоятельств:

  1. наблюдается рост изменений в законодательстве, ведущих к либерализации инвестиционного режима (в 2000-2005 гг отмечено более 200 изменений в 71 стране, причем в 194 случаях инвестиционный режим облегчен, и лишь в 14 стал менее благоприятным);
  2. резко возросло число двусторонних соглашений (на начало 2002 г. гарантийных соглашений заключено 2099, по исключению двойного налогообложения – 2185);
  3. повысилась роль региональных соглашений, предусматривающих конкретные вопросы (в том числе режим, гарантии, урегулирование инвестиционных споров, борьба с незаконными платежами и другими формами коррупции, предотвращение ограничительной деловойпрактики, установление порядка раскрытия информации, определился единый многосторонний подход, особенно в отношении услуг, прав интеллектуальной собственности, страхований, легирования споров, проблем занятости и трудовых отношений. В этой связи можно ответить ГАТС, ТРИПС, ТРИМС, ВТО, которые осуществляют меры многостороннего воздействия в данной сфере информации, контроль в отношении использования фирмами трансфертных цен, обеспечение защиты окружающей среды, решение коренных социальных проблем, в частности – проблемы занятости и т.д.).

Регулирование иностранных инвестиций в России на современном этапе осуществляется международными и российскими законодательными и нормативно-правовыми актами.

 «Учитывая перспективы вступления России в ВТО, необходимо приводить законодательную, нормативно-правовую базу по вопросам привлечения и использования иностранных инвестиций в соответствие с принятым в рамках ВТО Соглашением ТРИМС. Следует учитывать, что сфера охвата данного Соглашения распространяется согласно на «инвестиционные меры, связанные только с торговлей товарами».

Защита инвестора и его инвестиций, исходя из положений Соглашения ТРИМС, реализуется таким образом, что страны - члены ВТО обязуются не применять к предприятиям с иностранными инвестициями инвестиционные меры, которые не соответствовали бы положениям статей ГАТТ-94 в отношении предоставления национального режима или запрета на применение количественных ограничений.

В Приложении к Соглашению ТРИМС имеется перечень (однако не исчерпывающий) связанных с торговлей инвестиционных мер, которые рассматриваются как несовместимые с указанными выше нормами ГАТТ-94. Поскольку это «не исчерпывающий перечень», то в дальнейшем возможно расширение мер, требующих запрета в странах, где действуют предприятия с иностранными инвестициями.

Россия уже учитывает требования Соглашения ТРИМС в некоторых двусторонних соглашениях. Так, например, к концу 2000 г. в двусторонних соглашениях о поощрении и взаимной защите капиталовложений России с США, Кувейтом и Японией РФ взяла на себя обязательства не применять положения, противоречащие Соглашению ТРИМС, или аналогичные им нормы.

Важными шагами в улучшении условий деятельности иностранных инвесторов в России явилось принятие Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.95 № 220-ФЗ, Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.99 № 160-ФЗ и в 1997 — 2000 гг., Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 07.08.04 № 115-ФЗ.

В целом же в 2001 г. действовавшее российское законодательство охватывало все основные сферы, связанные с привлечением и использованием иностранных инвестиций.

«Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.99 № 160-ФЗ определяет: основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ. Одно из главных положений данного Федерального закона — обеспечение стабильных условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение правового режима иностранных инвестиций в России в соответствии с нормами международного права и международной практикой инвестиционного сотрудничества».

Помимо этого в Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» содержатся статьи, которые специально посвящены льготам, предоставляемым иностранному инвестору и предприятиям с его участием. В частности, инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями, которые участвуют в реализации приоритетных инвестиционных проектов, предоставляются таможенные льготы. Помимо льгот они могут давать инвесторам определенные гарантии, осуществлять их финансирование и оказывать другие виды поддержки за счет средств местных бюджетов и внебюджетных средств.

Значительную роль в привлечении и использовании иностранных инвестиций в России играет также Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции», который определяет правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления отечественных и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ.

Результатом проведения государственной политики в области иностранных инвестиций, согласно  рейтингу А. Т. Kearney, сложилась ситуация, в которой «Россия по уровню привлекательности  для иностранных  инвесторов переместилась с одиннадцатого на шестое место среди прочих стран мира, что обуславливается в основном повышением оценки перспектив прямых инвестиций в добывающий сектор» (см. рис.1).

Рис. 1 Приток прямых инвестиций в России (млн долл.)

В сфере государственной политики в области международного капитала, Российская Федерация придерживается следующих приоритетов: интеграция в мировую финансовую систему; усилия по признанию РФ страной с рыночной экономикой; вступление в международные организации (в частности, во Всемирную торговую организацию); укрепление позиций РФ в Международном валютном фонде и Мировом банке реконструкции и развития.

 

Тесты

1. Приток иностранных инвестиций в страну обеспечивает­ся созданием следующих условий для их реализации (выберите верные ответы):

а) необходимо предоставить дополнительные льготы и при­вилегии;

б)  необходимо защитить их от «некоммерческих» (полити­ческих) рисков;

в) достаточно предоставить иностранному инвестору стан­дартный, минимальный набор международных правил инвестиро­вания;  

г) для иностранного инвестора вполне достаточен нацио­нальный режим инвестирования.

 

2.  Предоставление иностранному инвестору национального ре­жима принимающей страны означает (укажите верные отве­ты):

а) предоставление дополнительных льгот и привилегий;

б) недискриминация иностранных инвесторов по сравне­нию с местными;

в) иностранные инвестиции органически входят в экономи­ческую и правовую систему принимающего государства;

г) предоставление дополнительных гарантий.

 

3. Вопросами международного регулирования финансовых по­токов занимаются следующие организации (отметьте верные отпеты):

а)  МВФ;

б)  МОТ;

в) НАФТА;

г) ЕС;

д) Всемирный банк.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, международная миграция капитала представляет собой процесс  встречного движения капиталов между странами мирового хозяйства независимо от уровня их социально-экономического развития, приносящий  дополнительные доходы  собственникам капитала и определенным образом влияющие на экономику стран – участников процесса.

В настоящее  время миграция капитала переживает период бурного роста, приобретает все более глобальные черты. Рост темпов миграции капитала обусловлен целым рядом причин: использование иностранных  капиталовложений позво­ляет оживить экономику; получить доступ к передовым технологиям и мето­дам управления; противодействовать увеличению внешнего долга го­сударства, предоставляя средства для его погаше­ния; стимулировать развитие собственных производитель­ных сил общества; способствовать эффективному производству и подъе­му экономики, ее интеграции в мировую экономи­ческую систему вследствие производственной и науч­но-технической кооперации.

На международном уровне все большее значение приобретают соглашения, которые способствуют формированию инвестиционного пространства с общими для большинства стран унифицированными нормами. К числу таких международных документов, подписанных Россией, относятся: соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, Договор к Энергетической хартии (ДЭХ), конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров и учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.

Регулирование иностранных капиталовложений в России на современном этапе осуществляется международными и российскими законодательными и нормативно-правовыми актами.

 

Список использованной литературы:

  1. Бабаева Е. С. Инвестиционная деятельность: Учебник для вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2006. – 302 с.
  2. Бочаров В.В. Инвестиции. – СПб.: Питер, 2007. – 176 с.: ил. – (Серия «Завтра экзамен»).
  3. Бюллетень иностранной коммер­ческой информации. - 2000. № 131, 132; UNCTAD. World Inwestmcnl Report. 2000. N.Y.: UN, 2005.
  4. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник / Под ред. Б. М. Смитиенко. 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Академия, 2004. – 382 с.
  5. Данилов Ю.Российский инвестиционный рынок: проблемы и решения // Экономист. -2005. - № 5.- С. 22-28.
  6. Гладков И. С. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.Дашков и К, 2004. – 359 с.
  7. Инвестиции: Учебное пособие для вузов / Под ред. Игошина Н. В. – М.: Аспект-Пресс, 2004. – 274 с.
  8. Симионов Ю. Ф. Мировая экономика и международные экономические отноешния. – Ростов-на-Дону: Феникс, 504 с. – (Высшее образование). 412 с.
  9. World Investment Report, UN. — NY and Geneva, 2002.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+4
Размер: 26.46K
Скачано: 229
Скачать бесплатно
06.02.10 в 18:03 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе