Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по мировой экономике »
Тема: Международная миграция капитала
Раздел: Бесплатные рефераты по мировой экономике
Тип: Контрольная работа | Размер: 26.46K | Скачано: 272 | Добавлен 06.02.10 в 18:03 | Рейтинг: +4 | Еще Контрольные работы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
1. Причины и основные черты усиления мобильности капитала 3
2. Государственное и международное регулирование движения капитала 9
Тесты 14
Заключение 15
Список использованной литературы 16
ВВЕДЕНИЕ
Международная миграция капитала началась значительно позже таких форм международных экономических отношений, как международная торговля и международная трудовая миграция. В настоящее время миграция капитала переживает период бурного роста, приобретает все более глобальные черты.
Международная миграция капитала представляет собой процесс встречного движения капиталов между странами мирового хозяйства независимо от уровня их социально-экономического развития, приносящий дополнительные доходы собственникам капитала и определенным образом влияющие на экономику стран – участников процесса.
Благотворное влияние иностранного капитала на хозяйство страны будет положительно сказываться во всех случаях независимо от того, в какой форме он вторгается в национальную экономику: в форме частных прямых инвестиций и кредитов, в виде государственных инвестиций и кредитов или в какой-либо иной форме. В каждом случае имеются аргументы, оправдывающие и рекомендующие иностранный капитал в качестве наиболее эффективного средства для достижения национального процветания.
Прямые частные капиталовложения в промышленность, капиталовложения в транспорт, связь, коммунальное хозяйство рассматриваются сегодня как один из сильнейших стимулов, поощряющих национальную деятельность.
Вопросы, касающиеся тенденций и особенностей современного состояния международного движения капитала, представляются чрезвычайно важными для изучения. Особенно, если принять во внимание, что процессы миграции капитала приобретают все более глобальный, всеобъемлющий характер.
1. Причины и основные черты усиления мобильности капитала
Международная миграция капитала как явление начало активно развиваться в период становления мирового хозяйства. Дополняя и опосредуя международную миграцию товаров, она постепенно становилась неотъемлемой, определяющей, отличительной чертой современной мировой экономики и международных экономических отношений. Согласно оценкам экспертов, среднегодовые темпы прироста, в частности прямых инвестиций, составили в 1990-е гг. почти 34%, что в 5 раз 1 превышало темпы расширения мировой торговли в целом.
На современном этапе международное движение капитала служит определяющим элементом в функционировании мировой экономики, развитии прочих форм международных хозяйственных связей.
«Международное движение капитала (миграция капитала) представляет собой процесс, в ходе которого происходит изъятие части капитала из национального оборота одной страны и помещение его в различных формах (товарной, денежной) в производственный процесс и обращение другой, принимающей страны. Международное движение капитала означает миграцию капиталов между странами, которая приносит доход их собственникам».
Среди причин миграции капитала выделяется его относительная избыточность в собственной стране, стране-доноре, и недостаточное количество капитала в стране-импортере. Это позволяет размещать капитал за границей в поисках сравнительно большей прибыльности и получать при этом доход как в форме дивиденда, так и процента.
Причинными усиления мобильности капитала в настоящее время являются:
Другими словами, произошла перестройка в мировом хозяйстве, транснациональные корпорации начали вывозить за рубеж не капитал в прежних формах, а производство, причем во главу угла ставится не только возможность получения прибыли, но и длительный (постоянный) характер такого получения (до тех пор, пока существует само производство).
ТНК (транснациональные компании) и аналогичные им хозяйственные образования составляют наиболее мощный сектор мировой экономики. Данные вышедшего в октябре 2002 г. очередного доклада ЮНКТАД «World Investment Report» говорят о дальнейшем увеличении масштабов деятельности ТНК. Число ТНК увеличилось до 65 тыс., а число их зарубежных филиалов составило 850 тыс.
По данным того же источника, сумма глобальных продаж, осуществленных филиалами ТНК в 2001 г., превысила 18,5 трлн долл. — вдвое больше общей суммы мирового экспорта в 2001 г. (в то время как экспорт, ими (филиалами) осуществленный, составил 2,6 трлн долл.), суммарные активы зарубежных филиалов достигли почти 25 млрд долл., число занятых на предприятиях ТНК составило порядка 54 млн человек (для сравнения: в 1990 г. — около 24 млн человек).
Таким образом, значительное увеличение миграции капитала в форме инвестиций объясняется причинами разного рода: от структурных изменений самого мирового хозяйства (когда ТНК начали вывозить за рубеж не капитал в прежних формах, а производство, причем приоритет отдается не только возможности получения прибыли, но и длительному (постоянному) характеру такого получения (до тех пор, пока существует само производство) до воздействия государственного регулирования национальной экономики на разных уровнях.
Процесс усиления миграции капитала имеет свои особенности.
Во-первых, характерной чертой современной международной миграции капитала является многообразие ее форм и видов (государственные и частые капиталовложения, ссуды, гранты, кредиты, депозиты, ссудные и коммерческие, инвестиции прямые и портфельные и т.д.). «Кроме того, существуют и активно практикуются различные неакционерные формы, такие как субконтракты, управленческие соглашения, франчайзинг, лицензионные сделки, раздел продукции и др. Нельзя не признать, что процесс расширения трактовок, относящихся к пониманию форм и методов прямого зарубежного инвестирования, породил ряд проблем, носящих поистине глобальный характер и требующих для их разрешения новых, нестандартных подходов и решений».
Во-вторых, понятие «прямые иностранные инвестиции» значительно расширилось: а) расширяется роль признаков о праве на управление; право на владение перестает быть единственным и тем более решающим признаком; б) по мере развития и совершенствования структуры международных рыночных отношений складываются различные формы операций, которые приводят к долгосрочным отношениям и оформлению постоянного интереса предприятия-резидента одной страны к предприятию в другой стране, а также к контролю первого над вторым; слово «контроль» заменяется более гибким признаком — «существенная степень влияния на управление». Такое расширение трактовки впервые введено при оценке международных инвестиционных потоков в 1999 г. и фактически означает принятие тех стандартов в определении прямых иностранных инвестиций, за которые выступают промышленно развитые страны, прежде всего США, соответствует тем нормам отношений, которые определяют интересы главных инвесторов.
В-третьих, современную роль и положение прямых иностранных инвестиций закрепляют соответствующие международные соглашения. Речь идет, прежде всего, о двусторонних инвестиционных соглашениях (сокращенно BIT), более широких международных и региональных соглашениях, а также о соглашениях об избежании двойного налогообложения (сокращенно DDT).
Отмеченные моменты существенно влияют на положение отдельных стран в мировой экономике, на их место в процессе перераспределения рынков и сфер экономического влияния.
В-четвертых, на современном этапе примерно 9/10 всех ПИИ в мире контролируются международными корпорациями. Поэтому вполне можно считать, что ТНК сегодня образуют наиболее динамичный сектор мирового хозяйства. Данные о зарубежном инвестировании показывают стремительное увеличение его ежегодных объемов.
Как было отмечено, «наибольшее распространение среди форм международной миграции капитала в настоящее время получают инвестиции (капитальные вложения) — совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство основных фондов всех отраслей народного хозяйства».
На современном этапе практически все страны являются как экспортерами, так и импортерами прямых инвестиций. Тем не менее, распределение инвестиций (их географическая структура) выглядит ныне неравномерным. Так, являясь одним из крупнейших доноров, Япония занимает скромную позицию в качестве реципиента подобных капиталовложений: ПИИ, допущенные японским правительством и бизнесом в эту страну, составляют всего лишь 17 831 млн долл. (см. табл. 1 и 2).
В настоящее время есть основания говорить о трехполюсной глобальной структуре ПИИ: США, ЕС, Япония. Так, на «триаду» приходится приблизительно 4/5 общего объема вывоза и ввоза инвестиций, что существенно больше их доли в мировой торговле. США стали самым крупным участником движения капитала; возрос уровень интеграции в ЕС на основе перекрестных прямых инвестиций, а весь регион стал выступать в качестве крупнейшего экспортера капитала.
Таблица 1
Крупнейшие страны — вкладчики капитала за рубежом (млрд долл.)
Страны-доноры |
2000г. |
2005г. |
Страны- доноры |
2000г. |
2005г. |
Великобритания |
119,018 |
199,289 |
Бельгия |
28,845 |
24,928 |
США |
146,052 |
150,901 |
Япония |
24,152 |
22,743 |
Франция |
45,471 |
107,952 |
Швеция |
24,365 |
19,549 |
Германия |
91,159 |
50,596 |
Швейцария |
16,633 |
17,916 |
Нидерланды |
51,373 |
45,858 |
Канада |
31,286 |
17,816 |
Испания |
19,042 |
35,414 |
|
|
|
Таблица 2
Динамика притока иностранных инвестиций (млрд долл.)
Страны-реципиенты |
2000г. |
2003г. |
Страны-реципиенты |
2000г. |
2003 г. |
США |
186,31 |
275,53 |
Аргентина |
6,526 |
23,153 |
Великобритания |
63,649 |
82,182 |
Бельгия |
22,691 |
15,862 |
Швеция |
19,560 |
59,968 |
Япония |
3,192 |
12,741 |
Китай |
43,751 |
40,400 |
Мексика |
10,238 |
11,231 |
Франция |
29,495 |
39,101 |
Республика Корея |
5,215 |
10,34(1 |
Нидерланды |
41,682 |
33,785 |
Испания |
11,863 |
9,355 |
Бразилия |
28,480 |
31,397 |
Россия |
2,761 |
2,861 |
Германия |
21,163 |
26,822 |
Индия |
2,635 |
2,168 |
Канада |
21,705 |
25,061 |
|
|
|
Внутри самой «триады» идет интенсивное взаимное переплетение капитала, взаимная торговля растет быстрее, чем мировая торговля в целом. В лице «триады» формируется новый, еще более высокий этаж со своим МРТ и своими механизмами регулирования на национальном, региональном и надрегиональном уровнях, определяющими нынешние мирохозяйственные стандарты.
Страны «большой семерки» представляют собой своеобразный штаб высшего рыночного этажа. Интеграция на нем осуществляется не на основе межгосударственного соглашения, а с помощью таких норм и «правил игры», которые реально обеспечивают высокий динамизм хозяйственного развития.
Остальные группы стран, отдельные группировки осуществляют своего рода «настройку» на эти мирохозяйственные стандарты, которая позволяет не терять связи с лидерами.
2. Государственное и международное регулирование движения капитала
Основные положение, касающиеся международного движения капитала, закрепляют соответствующие международные соглашения. Речь идет, прежде всего, о двусторонних инвестиционных соглашениях (сокращенно BIT), более широких международных и региональных соглашениях, а также о соглашениях об избежание двойного налогообложения (сокращенно DDT).
В таких документах конкретизируются трактовки и согласуются меры национальной политики по отдельным ключевым вопросам инвестиционной политики, в том числе:
• определение понятий «капиталовложения» («все виды активов» — «all kind of asset», за что выступают, в частности, менее развитые страны, а также те государства, в которых традиционно именно банки, а не фондовые биржи, являются важнейшим источником получения финансовых ресурсов, или «все виды инвестиций» — «all kind of investment», к чему тяготеют более развитые страны, к примеру — США, для которых приоритетное значение имеют фондовые биржи), а также «инвестор» (к примеру, считать ли таковым также резидента, вложения которого необязательно связаны с пересечением национальных границ, или не считать; за первое выступают промышленно развитые страны, за второе — развивающиеся);
• характер появления в национальной экономике («право входа» — «the right of entry», или «право допуска» — «the right of admission»; за первое преимущественно выступают промышленно развитые страны, за второе — развивающиеся).
В русле таких международных соглашений ведется работа в ОЭСР и ВТО.
Мировое сообщество движется в сторону создания многостороннего механизма, определяющего «правила игры» в отношении международного движения капитала (и в первую очередь, в отношении прямых инвестиций).
В этой связи наблюдается ряд обстоятельств:
Регулирование иностранных инвестиций в России на современном этапе осуществляется международными и российскими законодательными и нормативно-правовыми актами.
«Учитывая перспективы вступления России в ВТО, необходимо приводить законодательную, нормативно-правовую базу по вопросам привлечения и использования иностранных инвестиций в соответствие с принятым в рамках ВТО Соглашением ТРИМС. Следует учитывать, что сфера охвата данного Соглашения распространяется согласно на «инвестиционные меры, связанные только с торговлей товарами».
Защита инвестора и его инвестиций, исходя из положений Соглашения ТРИМС, реализуется таким образом, что страны - члены ВТО обязуются не применять к предприятиям с иностранными инвестициями инвестиционные меры, которые не соответствовали бы положениям статей ГАТТ-94 в отношении предоставления национального режима или запрета на применение количественных ограничений.
В Приложении к Соглашению ТРИМС имеется перечень (однако не исчерпывающий) связанных с торговлей инвестиционных мер, которые рассматриваются как несовместимые с указанными выше нормами ГАТТ-94. Поскольку это «не исчерпывающий перечень», то в дальнейшем возможно расширение мер, требующих запрета в странах, где действуют предприятия с иностранными инвестициями.
Россия уже учитывает требования Соглашения ТРИМС в некоторых двусторонних соглашениях. Так, например, к концу 2000 г. в двусторонних соглашениях о поощрении и взаимной защите капиталовложений России с США, Кувейтом и Японией РФ взяла на себя обязательства не применять положения, противоречащие Соглашению ТРИМС, или аналогичные им нормы.
Важными шагами в улучшении условий деятельности иностранных инвесторов в России явилось принятие Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.95 № 220-ФЗ, Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.99 № 160-ФЗ и в 1997 — 2000 гг., Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 07.08.04 № 115-ФЗ.
В целом же в 2001 г. действовавшее российское законодательство охватывало все основные сферы, связанные с привлечением и использованием иностранных инвестиций.
«Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.99 № 160-ФЗ определяет: основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ. Одно из главных положений данного Федерального закона — обеспечение стабильных условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение правового режима иностранных инвестиций в России в соответствии с нормами международного права и международной практикой инвестиционного сотрудничества».
Помимо этого в Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» содержатся статьи, которые специально посвящены льготам, предоставляемым иностранному инвестору и предприятиям с его участием. В частности, инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями, которые участвуют в реализации приоритетных инвестиционных проектов, предоставляются таможенные льготы. Помимо льгот они могут давать инвесторам определенные гарантии, осуществлять их финансирование и оказывать другие виды поддержки за счет средств местных бюджетов и внебюджетных средств.
Значительную роль в привлечении и использовании иностранных инвестиций в России играет также Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции», который определяет правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления отечественных и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ.
Результатом проведения государственной политики в области иностранных инвестиций, согласно рейтингу А. Т. Kearney, сложилась ситуация, в которой «Россия по уровню привлекательности для иностранных инвесторов переместилась с одиннадцатого на шестое место среди прочих стран мира, что обуславливается в основном повышением оценки перспектив прямых инвестиций в добывающий сектор» (см. рис.1).
Рис. 1 Приток прямых инвестиций в России (млн долл.)
В сфере государственной политики в области международного капитала, Российская Федерация придерживается следующих приоритетов: интеграция в мировую финансовую систему; усилия по признанию РФ страной с рыночной экономикой; вступление в международные организации (в частности, во Всемирную торговую организацию); укрепление позиций РФ в Международном валютном фонде и Мировом банке реконструкции и развития.
Тесты
1. Приток иностранных инвестиций в страну обеспечивается созданием следующих условий для их реализации (выберите верные ответы):
а) необходимо предоставить дополнительные льготы и привилегии;
б) необходимо защитить их от «некоммерческих» (политических) рисков;
в) достаточно предоставить иностранному инвестору стандартный, минимальный набор международных правил инвестирования;
г) для иностранного инвестора вполне достаточен национальный режим инвестирования.
2. Предоставление иностранному инвестору национального режима принимающей страны означает (укажите верные ответы):
а) предоставление дополнительных льгот и привилегий;
б) недискриминация иностранных инвесторов по сравнению с местными;
в) иностранные инвестиции органически входят в экономическую и правовую систему принимающего государства;
г) предоставление дополнительных гарантий.
3. Вопросами международного регулирования финансовых потоков занимаются следующие организации (отметьте верные отпеты):
а) МВФ;
б) МОТ;
в) НАФТА;
г) ЕС;
д) Всемирный банк.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, международная миграция капитала представляет собой процесс встречного движения капиталов между странами мирового хозяйства независимо от уровня их социально-экономического развития, приносящий дополнительные доходы собственникам капитала и определенным образом влияющие на экономику стран – участников процесса.
В настоящее время миграция капитала переживает период бурного роста, приобретает все более глобальные черты. Рост темпов миграции капитала обусловлен целым рядом причин: использование иностранных капиталовложений позволяет оживить экономику; получить доступ к передовым технологиям и методам управления; противодействовать увеличению внешнего долга государства, предоставляя средства для его погашения; стимулировать развитие собственных производительных сил общества; способствовать эффективному производству и подъему экономики, ее интеграции в мировую экономическую систему вследствие производственной и научно-технической кооперации.
На международном уровне все большее значение приобретают соглашения, которые способствуют формированию инвестиционного пространства с общими для большинства стран унифицированными нормами. К числу таких международных документов, подписанных Россией, относятся: соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, Договор к Энергетической хартии (ДЭХ), конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров и учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.
Регулирование иностранных капиталовложений в России на современном этапе осуществляется международными и российскими законодательными и нормативно-правовыми актами.
Список использованной литературы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.