Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »

Политическая власть: ее сущность и отличительные признаки

Политическая власть: ее сущность и отличительные признаки [30.11.09]

Тема: Политическая власть: ее сущность и отличительные признаки

Раздел: Бесплатные рефераты по политологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 35.28K | Скачано: 406 | Добавлен 30.11.09 в 23:28 | Рейтинг: +24 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Ярославль 2009


Содержание

Введение 3

1. Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки 4

1.1 Сущность политической власти, ее отличительные признаки 4

1.2 Источники и теоретические концепции политической власти 6

2. Структура и ресурсы политической власти. Принцип разделения властей. Понятие «легитимность власти» 9

2.1 Структура и ресурсы политической власти 9

2.2 Принцип разделения властей 12

2.3 Понятие «легитимность власти» 14

3. Характеристика периодов российской политической истории на основе типов лигитимного политического господства М. Вебера 18

Вывод 20

Список использованной литературы 22

 

Введение

Тема контрольной работы является актуальной и направлена на обоснование сущности  политической власти и властных отношений, элементов власти.

  Цель контрольной работы состоит в исследовании политической власти, как одной из многих видов власти в обществе.

В соответствие с поставленной целью в контрольной работе решаются следующие задачи:

Объектом исследования в контрольной работе являются отношения между государством и обществом по поводу распределения властных отношений и кодификации выгодных правовых норм.

Предметом исследования выступает сама власть, властные отношения,  а так же политическая жизнь общества, которые определяются, прежде всего, законом, общепринятыми моральными и правовыми нормами и характеризуются рядом признаков: легальностью использования власти, обязательностью решений, публичностью, многообразием ресурсов.

Работа обладает практической значимостью, так как направлена на обоснование сущности власти, а именно политической власти, смысла принципа разделения властей, проблемы соотношения властей в государстве на примере России,  отличительные признаки, источники, ресурсы, а так же социальные предпосылки политической  власти.

В качестве теоретической основы в контрольной работе используются положения различных школ финансовой науки, а так же труды отечественных и зарубежных авторов по рассматриваемой проблематике.

В качестве информационной базы использованы, учебники и учебные пособия.

 

1. Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки

1.1 Сущность политической власти, ее отличительные признаки

В истолковании власти и причин ее возникновения в обществе существует несколько традиций, сохра­няющихся в литературе с древних времен. Видимо, каждая из них фиксирует лишь один из многочисленных аспектов власти, которые в ее реальном генезисе взаимодействуют и взаимодо­полняют друг друга. Так, в рамках биологической интерпрета­ции власти она рассматривается как механизм обуздания, свя­зывания человеческой агрессивности, укорененной в наиболее глубоких, фундаментальных инстинктах человека как биосоци­ального существа. Для Ф. Ницше власть — это воля и способность к самоутверждению. Об инстинктивной, психической природе стремления к власти и повиновению гово­рят представители фрейдистской традиции и находят их источ­ники в структуре бессознательного, формирующейся под воз­действием социальных условий, связанных с ранним детством, сексуальным подавлением, образованием, культивирующим страх, услужливость и повиновение. С социальными фактора­ми, но иного, не культурного, а больше экономического ряда, связывает генезис власти марксистская традиция, видя его ос­новную причину в социально-экономическом неравенстве и рас­коле общества на враждебные классы. Генезис власти связывается со спецификой экономической организации обще­ства, в рамках которой «комбинированная деятельность, ус­ложнение процессов, зависящих друг от друга, становятся на место независимой деятельности отдельных лиц. [4 c.124-125]

Весьма стройной и своеобразной является традиция (ее со­временные представители — структуралист М. Фуко) рассмотрения власти как порож­дения самой природы человеческой рациональности, заложен­ной в ней неискоренимой тенденцией к доминированию: подчинению, как окружающего мира, так и себе подобных. [3 c.201]

Специфическим типом власти служит  власть политическая, т. е. такая, которая, во-первых, связана с использованием государствен­ного аппарата, для реализации целей властвующего, во-вторых, осуществляется в условиях разделения труда, при наличии высокого уровня социальной дифференциации членов общества; в-третьих, характеризуется наличием делегирования властных полномочий одних людей другим, реализуется специально уполномоченными на это людьми, входящими в государственный аппарат; в-четвертых, активно использует механизм организованного принуждения, опирается на систе­му разнообразных санкций, применяемых за нарушение уста­новленных ею норм — правил поведения. [5 c.127]

Причем важнейшими для политической власти нормами слу­жат именно законы, правила поведения, устанавливаемые го­сударством и по сравнению с другими типами норм обладаю­щие следующими специфическими характеристиками:

Политическая власть служит механизмом осуществления таких специальных функций, как:

Политическая власть вырастает из потребностей социального регулирования, служит одной из форм социального управле­ния; ее объективное назначение в механизме реализации соци­альных закономерностей заключается в обеспечении единства действия в обществе закономерностей двух типов: объективных долговременных связей и тенденций, обеспечивающих постоян­ство, стабильность, нормальное функционирование и взаимо­действие всех звеньев социальной системы, и их воспроизведе­ние; и таких же связей и тенденций, открывающих возмож­ность перехода социальной системы в новое состояние. [4 c.125]

В определении источников власти называют силу, которая в сознании людей часто отождествляется с насилием. Источниками власти могут быть богат­ство, занимаемое положение и владение информаци­ей, а также знание, опыт, особые навыки, нередко и организация. Роль тех, кто организует и направляет усилия специалистов, профессионалов, экспертов, ценится очень высоко, ибо позволяет осуществлять власть. Организация выступает средой для станов­ления отношений, способствующих не только моби­лизации ресурсов людей, но и претворению в жизнь принимаемых решений. И должность, и опыт, и зна­ния имеют смысл и реализуются через организацию: то, что не под силу одному, достигается усилиями организации. [2 c.211]

Одна из наиболее современных типологий источ­ников власти, в которой используются смешанные критерии, представлена американским социологом О. Тоффлером. Он отметил значительные из­менения в системе ресурсов власти современного об­щества. По этой причине его концепция называется теорией «смещения власти». В истории человечества власть по О. Тоффлеру опиралась на три ресурса — силу, богатство и знания. Данные факторы взаимосвя­заны и направлены на поддержание власти и порядка на любом уровне социальной жизни: как на уровне повседневных взаимодействий человека, так и в отноше­ниях с государственной властью. [5 c.131]

В зависимости от того, какому ресурсу отдается предпочтение, могут устанавливаться различные типы властвования. Власть, основанная на силе, представля­ет собой тип властвования низкого качества. Власть среднего качества связана с богатством. Наконец, власть высшего качества основана на знаниях. Опре­деляющей тенденцией мирового развития является переход от типа властвования низшего качества к вла­сти высшего качества.

Итак, власть — это особая форма взаимодействия, которая исторически связана с административным управлени­ем древнегреческих городов-государств (полисов). Искусство управления гражданами — «политами», регулирование их поведений с помощью различных средств называлось «политика». Таким образом, исторически и логически между понятиями «власть» и «политика» возникла смысловая связь, отраженная в формуле «политическая власть». [2 c.212]

В современной политической науке существуют следующие концеп­ции политической власти:

а)  системная концепция: политическая власть — это систематизирующее отношение, вокруг которого образуется политическая система общества; все ос­тальные элементы и отношения системы непосред­ственно или опосредованно связаны с ней;

б) бихевиористская концепция (от английского «behavior» — поведение), предполагающая психологическое, а в некотором роде и психоаналитическое (фрейдист­ское) толкование политической власти и государ­ства: политическая власть — это совокупность отношений, обусловленных различиями в психике людей, одни из которых настроены на господство, другие — на подчинение;

в)  реляционистская концепция (от английского «relation» — от­ношение): политическая власть — это отношение между политическими агентами, в результате кото­рого один из них, влияя на другого определяющим образом, добивается от него соответствующего по­литического поведения.

Г)  коммуникационная концепция, в соответствии с которой политическая власть трактуется как сред­ство специфического социального общения (ком­муникации), которое позволяет регулировать груп­повые конфликты, артикулировать общие интересы и обеспечивать интеграцию общества;

д) институциональная концепция связывает полити­ческую власть с оформлением волеизъявления на­рода через институты выборов, референдумов, за­конов, систему органов власти, партий. [2 c.212-214]

Концепции власти (рис. составлен автором)

Рис.1 Концепции власти (рис. составлен автором)

 

2. Структура и ресурсы политической власти. Принцип разделения властей. Понятие «легитимность власти».

2.1 Структура и ресурсы политической власти

Политическая жизнь общества – это, кроме прочего, деятельность определенных социальных групп и личностей по поводу власти. В зависимости от степени вовлеченности в эту деятельность выделяют  субъекты и объекты политической власти.

Субъекты политической власти воплощают в себя активное волетворящее начало, являются ее непосредственными носителями и  творцами. Это могут быть отдельный индивид, правящая олигархия, политическая партия, нация и т.д. Отличительные особенности субъекта политической власти – его стремление к власти как к средству достижения таких жизненных благ, как богатство, престиж, связи и т.д., а так же способность своевременно принимать правильные политические решения, чувство ответственности за последствия проводимой им политики и, самое главное, политическая мудрость.[6 c.159]

Объектом политической власти являются те личности и социальные группы, на которые распространяется эта власть, заставляющая их предпринимать те или иные действия. При этом данные действия могут соответствовать или не соответствовать их подлинным интересам. Каждый человек или социальная группа могут выступать объектами политической деятельности, если она направляется не ими, и ее субъектами, если они сознательно реализуют в ней свои интересы, тем более, если они используют при этом свою политическую власть. [6 c.160]

Содержание и механизмы власти определяются ее основаниями и ресурсами. Ресурсы власти — реаль­ные и потенциальные средства, используемые для легитимации и укрепления политической власти и ее оснований. Политика, как отмечал немецкий политолог К. Шмитт, отличается тем, что, как правило, использует ресурсы других сфер (экономические, ре­лигиозные, культурные, правовые, социально-демогра­фические и др.), политизируя их и вовлекая в сферу политических отношений. [4 c.126]

В определении источников власти называют силу, которая в сознании людей часто отождествляется с насилием. Источниками власти могут быть богат­ство, занимаемое положение и владение информаци­ей, а также знание, опыт, особые навыки, нередко и организация. Роль тех, кто организует и направляет усилия специалистов, профессионалов, экспертов, ценится очень высоко, ибо позволяет осуществлять власть. [5 c.130]

Все ресурсы различаются своей эффективностью, циклом действия. Ресурсы власти можно также разгра­ничить на:

а)  организационные, направленные на создание оп­тимальных организационных структур управления, гарантирующих быстрое прохождение приказа до исполнителя и обеспечивающих надежный конт­роль;

б)  поощрительные — материальные и социальные блага, с помощью которых власть «подкармлива­ет» определенные слои населения и политиков;

в)  принудительные — комплекс мер административ­ного воздействия и угрозы санкций при невыпол­нении приказа;

г)  нормативные — средства воздействия на ценностные ориентации людей с помощью морально-эти­ческих и правовых норм;

д)  психологические — средства воздействия на созна­ние и подсознание людей, их душевное состояние, эмоциональную сферу (чувства) с помощью опре­деленных технологий. [5 c.129]

Власть

Субъекты власти: государство и его институты,  политические элиты и лидеры, политические партии

Объекты власти: индивид, социальная группа, масса, класс, общество и т.д.

Источники власти: авторитет, сила, престиж, закон, богатство, знание, тайна, интерес, харизма и т.д.

Функции власти: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация и т.д.

Ресурсы власти: принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиция, страх, мифы и т.д. 

Структура власти (рис. составлен автором)

Рис. 2 Структура власти (рис. составлен автором)

Итак, политическая власть  - это реальная способность данного социального слоя, группы или элиты проводить свою волю путем распределения властных отношений и кодификации выгодных ему правовых норм. Она проявляется в форме социального господства, ведущей роли или руководства тех или иных социальных классов, а чаще всего  в сочетании вышеназванных форм. Политическая власть реализуется государственным аппаратом и его подразделениями. По степени институализации политическую власть можно обозначить как прави­тельственную, федеральную, городскую, сельскую, муниципальную. [1 c.158]

 

2.2 Принцип разделения властей.

Политическая власть по мере развития общества становится внутренне крайне сложным образованием. Процесс дифференциации власти нашел свое отраже­ние в теории разделения властей, возникшей в период кардинальных изменений в экономике западноевро­пейских стран и укрепления позиций буржуазии. Ее основной смысл заключается в необходимости раз­деления единой государственной власти на законо­дательную, исполнительную и судебную. [9 c. 217-218]

Проблема соотношения властей в государстве, созданном на основе общественного договора, впервые была поставлена Дж. Локком. Классическую же формулировку данная теория, как известно, получила в трудах Ш.Л. Монтескье. По его утверждению, чтобы предупредить злоупотребление властью, необходимо, чтобы одна власть сдерживала другую.

Реализация принципа разделения вла­стей позволяет гармонично соединять такие противо­речивые аспекты жизни общества, как власть и свобо­да, закон и право, государство, и общество, под углом зрения самоценности личности.

В рамках единой целостной государствен­ной власти необходимо разграничение властей, чтобы каждая из них эффективно осуществляла свои полно­мочия, и их единство, чтобы обеспечить интересы лич­ности, народа, а также социальный прогресс общества.[4 c.130-131]

Обобщение фактов, учет имеющегося опыта поз­воляет охарактеризовать общее назначение и место каждой ветви власти.

Законодательная власть основывается на принципах Конституции и верховенства права, формируется путем свободных выборов, вносит поправки в Конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики го­сударства, утверждает государственный бюджет, прини­мает законы, контролирует их исполнение. Законы обяза­тельны для всех исполнительных органов власти и граж­дан. Верховенство законодательной власти ограничено принципами права, конституцией, правами человека. За­конодательные органы находятся под контролем избира­телей посредством системы народного представительства и свободных демократических выборов. Носителем зако­нодательной власти выступает парламент. [9 c.219]

Исполнительно-распорядительная власть отлича­ется большим динамизмом, восприимчивостью к обще­ственной жизни. Функции исполнительной власти в России за последние годы существенно изменились.

Исполнительную власть осуществляет правитель­ство, которое решает множество вопросов, в том числе в сфере хозяйствования, планирования, культуры, образо­вания, финансирования, обеспечения повседневного быта и нужд населения и т. д. Особенность состоит в том, что исполнительная власть не только исполняет законы, но и сама издает нормативные акты. [9 c.220]

Слабости нынешней власти в России налицо: раздробленность, отсутствие опера­тивной связи, вирус некомпетентности, слабость обратной связи, нет фактического разделения вла­стей. Идет процесс выяснения отношений между ис­полнительной и законодательной властью, ослабла судебная власть. [9 c.271]

В настоящее время в России законодательная власть представлена   двумя субъектами  - Президентом и Федеральным собранием, состоящим из Государственной Думы и Совета Федерации. Функции исполнительной власти выполняются Правительством, гарантом политической стабильности выступает Конституционный Суд.

Для современной России характерно противостояние двух тенденций. С одной стороны принятая на референдуме Конституция: принцип разделения властей в его современном западном варианте не соблюдается, так как в руках  у главы государства находится как законодательная, так и исполнительная  власть в лице Правительства; полномочия Думы в плане законотворчества ограничены президентским вето; власть Конституционного Суда незначительна. Мощный чиновничий аппарат постоянно реорганизуется и, следовательно, не работает как должно, а присматривается к новому начальству и ждет новых назначений. [8 c.140]

С другой стороны, неуклонно набирают силу и требуют участия во власти финансовая олигархия, завладевшая средствами массовой информации и успешно оппонирующая президенту и его непосредственному окружению в попытках остаться у власти. Кто из вышеназванных сил победит покажет ближайшее будущее. [9 c.272]

 

2.3 Понятие «легитимность власти»

Итак, признание обществом законности, правомерности официальной власти — это фундаментальная ее характеристи­ка. В политологии данная характеристика обозначается поняти­ем «легитимность» (от латинского «legitimus» — законный). Речь идет об общественном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывают ей общество, на­род, а не о правовом, юридическом закреплении политичес­кой власти в соответствующих государственных документах.  Поэтому и цена такого формаль­ного признания власти не столь велика в сравнении с призна­нием политической власти народом, то есть легитимностью политической власти. Соответственно следует различать поня­тия «легитимность власти» (общественное признание ее закон­ности) и «легальность власти» (правовое, формальное ее зак­репление). [5 c.154-155]

В науку понятие «легитимность власти» впервые было введе­но немецким ученым Максом Вебером. Он же показал, что леги­тимация (обретение властью законности) не есть во всех случа­ях однотипный процесс, имеющий одни и те же корни, одно основание. Вебер выделил три основных источника (основания) законности, правомерности политической власти. Во-первых, власть может получать легитимность в соответствии с традици­ей. Например, при монархической форме правления по установившейся традиции власть переходит по наследству. Во-вторых, политическая власть обретает качества законности в связи с огромной популярностью и культом личности политического деятеля, возглавляющего государственную власть. Данный тип власти Вебер назвал харизматическим (от греческого «harisma» -  божественный дар). Этот тип легитимности политичес­кой власти основан на исключительных, уникальных свойствах, которые обнаруживает лидер, позволяющих ему выступать в ка­честве пророка и вождя. В-третьих, легитимность власти, имею­щая в своем основании рационально-правовую основу. Эта власть признается народом потому, что она опирается на рациональ­ные, признаваемые им законы. [5 c.156]

В частности, очевидно, что первые два из названных типов легитимности политической власти — традиционный и хариз­матический — характерны для государств со слабо развитой поли­тической системой. Они и в экономическом отношении, как правило, развиты слабо. Если в таких странах высокий эконо­мический уровень, то это не результат закономерных процес­сов, а следствие особых обстоятельств (например, богатство энергоресурсами в таких странах, как Арабские Эмираты, Ку­вейт и др.). По форме правления — это монархии либо полити­ческие режимы, возглавляемые харизматическими лидерами. Разумеется, в современном мире существуют государства, со­хранивших монархию (например, Великобритания), легитим­ность политической власти в которых никак нельзя отнести к двум названным. Эти государства, как правило, имеют парла­ментскую форму организации власти. В них реальным основани­ем власти является ее рационально-правовая основа. Для них, как и для всех демократических стран, характерен третий из названных типов легитимности политической власти. Как пра­вило, все государства, имеющие как основу (источник) власти третий тип легитимности, характеризуются высокоразвитой по­литической системой. [5 c.160]

Традиционный и рационально-правовой типы легитимности власти более долговременны по сравнению с харизматическим. В первом случае один наследник сменяет другого, и, при прочих равных условиях, так может продолжаться многие десятилетия, а то и столетия. [3 c.215]

Легитимность власти, основанная на рационально-правовом критерии, также (а возможно, в еще большей степени) дает основание для прогноза ее долговременности. Этому способствует то, что данная форма характерна для политической власти в государствах с современными демократическими политическими режимами, с высоким уровнем развития политической и эко­номической систем, отличающихся политической и эконо­мической стабильностью. В качестве примера можно сказать о президентской власти в США. [2 c.263]

А вот харизматическая легитимность политической власти не дает оснований для прогноза ее длительного существования. Дело не только в том, что со смертью харизматического политиче­ского лидера все меняется. Есть и другие причины. Ее станов­ление связано, как правило, с периодами глубоких обществен­ных перемен — революций, войн, крупномасштабных соци­альных реформ, когда становится насущно важным ради дости­жения поставленных целей «поднять», мобилизовать, повести  за собой весь народ. Для этого нужно устранить устоявшиеся в обществе порядки, преодолеть общественную инерцию.

Легитимность политической власти является обстоятельством, которому придается большое значение. Практика показывает, что поддержка обществом власти, демонстрация доверия явля­ются важным фактором ее эффективности. И наоборот, слабое убеждение граждан в законности политической власти состав­ляет одну из причин ее нестабильности. Поэтому любая поли­тическая власть всемерно стремится поддерживать и стимули­ровать доверие народа.

С другой стороны, следует отметить, что существует немало факторов, которые ослабляют легитимность политической вла­сти. Например, большой ущерб легитимности наносит ситуа­ция, при которой политическая власть бессильна оградить об­щество от преступности, коррупции и других антиобщественных явлений. [2 c.265-266]

Нельзя не отметить, что изначальная легитимность полити­ческой власти (к какому бы из трех названных типов она не относилась), не есть гарантия того, что доверие народа никог­да не будет утрачено. История знает много примеров, когда политическая власть, оставаясь законной (легальной), пере­стает быть легитимной, то есть пользующейся доверием боль­шинства членов общества. Причин много. В их числе кризисное положение страны, которое политические лидеры не в состоя­нии изменить, невыполненные программы и обещания и мно­гое другое. [7 c.303-304]

Легитимность обладает свойством изменять свою интенсивность, т.е. характер и степень поддержки власти, поэтому можно говорить о кризисах легитимности. Под кризисами понимается такое падение реальной поддержки органов государственной власти или правящего режима в целом, которое влияет на качественное изменение их ролей и функций. В настоящее время можно выделить следующие признаки кризиса легитимности власти:

- невозможность органов власти осуществлять свои функции или присутствие в политическом пространстве нелегитимного насилия (Ф. Били);отсутствие военных конфликтов и гражданских войн (Д. Яворски); невозможность правительства адаптироваться к изменяющимся условиям (Э. Циммерман); разрушение конституционного порядка (С. Хантингтон); отсутствие серьезных структурных изменений или снижение эффективности выполнения правительством своих главных задач — составления бюджета и распределения политических функций среди элиты (Д. Сиринг). [7 c.306]3.  Характеристика периодов российской политической истории  на основе типов лигитимного  политического господства М. Вебера

В 1917 году, воспользовавшись царившим в стране хаосом и умело, сыграв на низменных чувствах народных масс, путем военно­го переворота к власти пришли большевики во главе с Лениным. Этим было положено начало созданию невиданного государс­тва-монстра.

В тридцатые годы, когда страной правил Сталин, была произ­ведена коллективизация, приведшая к массовой гибели крестьян, как от голода, так и в результате повальных высылок.

После смерти Сталина в 1953 году к власти пришел Хрущев, который через три года на XX съезде заявил о культе личности Сталина и вреде, принесенном этим культом. Многие тысячи невин­но пострадавших были реабилитированы. Хрущев - единственный правитель СССР, покинувший пост жи­вым.

Вскоре новым генсеком стал Брежнев. Его правление ознаменовалось тотальной коррупцией, проникающей во все сферы общества: органы внутренних дел, прокуратура, партийное руководство, торговля и прочее. Характером Брежнев отличался мягким и добродушным, он не прибегал к репрессиям.

После смерти Брежнева в 76 лет (10 ноября 1982 года) начи­нается головокружительная "карусель": сначала генсеком стано­вится 74-летний (председатель КГБ с мая 1967г.) Андропов. 9 февраля  1984 года  Андропов умирает и генсеком становится 73-летний Черненко.  Он не оставил практически никакой памяти о себе и 12 марта 1985 года опять же скончался.

С этого момента начинается правление Горбачева. Ему всего 54 года, по сравнению с предыдущими генсеками он выглядит до­вольно молодо. Народ после прихода Горбачева к власти ожидает перемен...

 В 1991 году президентом становится Б.Н. Ельцин. Существуют несколько типов, моделей поведения "первого лица" государства. "Вождь" знает, как надо, и ведет народ к новым и новым свершениям. "Патрон" заботится о том, чтобы все члены большой семьи-государства были довольны, сыты и друг друга не обижали. "Арбитр" следит за соответствием всех проявлений жизни писаным и неписанным законам. Харизматический лидер так и должен был себя вести, именно этого и ждали его приверженцы.

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что,  обозначив  тоталитарные режимы СССР опирались на идеологическую и харизматическую легитимность. Здесь с помощью идеологических мифов и пропаганды были созданы культы вождей.

События в России с 1993 года   дают пример легитимации политической власти, точнее, пример рационально-легитимного господства: после октября 1993 г. создание новой системы власти сопровождалось принятием новой Конституции, проведением референдума, выборами в Федеральное собрание. С помощью этих средств но­вая власть осуществляла процесс своей легитимации, то есть обретения поддержки и доверия народа.

В легитимации политической власти большую роль играет личность государственного деятеля как гаранта легитимности. В Конституции Российской Федерации отмечается, что прези­дент Российской Федерации является ее гарантом.

 

Вывод

В настоящей работе сделана попытка ответить на такие вопросы как: что же такое "Политическая власть", какова ее сущность, структура, определить основные пути формирования и функционирования власти в современной России.

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики.  

Политическая жизнь общества – это, кроме прочего, деятельность определенных социальных групп и личностей по поводу власти. В зависимости от степени их вовлечения в эту деятельность выделяют субъекты и объекты политической власти.

Субъекты политической власти,  воплощают в себе активное волетворящее начало, являются ее непосредственными носителями и творцами. Это могут быть отдельный индивид, правящая олигархия, политическая партия, нация и т.д. Отличительные особенности субъекта политической власти – ее стремление к власти как к средству достижения таких жизненных благ, как богатство, престиж, связи, а так же способность своевременно принимать правильные политические решения, чувство ответственности за последствия проводимой им политики и, самое главное, политическая мудрость.

 Объектом политической власти являются те личности и социальные группы, на которые распространяется эта власть, заставляющая принимать их те или иные действия. При этом действия могут соответствовать или не соответствовать их подлинным интересам. Каждый человек или социальная группа могут выступать объектами политической деятельности, если они сознательно реализуют в ней свои интересы, тем более, если они используют при этом свою политическую власть.

Таким образом, определение понятия власти,  её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений. В условиях реформирования российского общества вопросы изучения природы политической власти, построения наиболее совершенной ее модели приобретают существенное практическое значение, которое трудно переоценить. Осуществление экономической, политической и правовой реформ  требует как от руководителей, так  от любого сознательного члена гражданского общества расширения знаний в области особенностей функционирования политической власти в целях более глубокого понимания процессов реформирования власти и прогнозирования возможных последствий принятия решений на любом уровне властных отношений в обществе.

 

Список использованной литературы

  1. Власть и общество: проблемы взаимодействия/З.М. Зотова, - М.: ИКФ «Омега-Л», 2001-623с.
  2. Власть: концептуальный анализ/ В.Г. Ледяев, - М.: РОССПЭН, 2001-459с.
  3. Основы политологии: Курс лекций/Д.П. Зеркин: Ростов н/Д «Феникс», 1997-544с.
  4. Политологи: учебник/А.Ю. Мельвиль [и др.] – М.: МГИМО (Университет) МИД России, ТК Велби, изд-во Проспект, 2007-618с.
  5. Политология: учебник, 2-ое изд. допол. и перераб./под ред. В.С. Комаровского – М.: изд. РАГС, 2006-600с.
  6. Политология: учебник для вузов/В.Н. Лавриненко, А.С. Гречин, В.Ю. Дорошенко и др./под.ред. профессора В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 2001-367 с.
  7. Политический порядок в меняющихся обществах/С. Хантингтон. – М.: Прогресс-Традиция, 2004-367с.
  8. Политических процесс: типология и режимы функционирования/М.В. Жеребкин. – М.: Человек. Карьера, 1999-564с.
  9. Теория политики/под. Ред. Б.А. Исаева. – СПБ.: Питер, 2007-689с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+24
Размер: 35.28K
Скачано: 406
Скачать бесплатно
30.11.09 в 23:28 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе