Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »
Тема: Политическая власть: структура и ресурсы политической власти
Раздел: Бесплатные рефераты по политологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 39.50K | Скачано: 423 | Добавлен 06.11.13 в 15:50 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы
Вуз: Финансовый университет
Год и город: Брянск 2013
Содержание
1.Введение 3
2. Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки 4
3. Структура и ресурсы политической власти. Принцип разделения властей. Понятие «легитимность власти» 8
4. Используя классификацию типов легитимного политического господства М. Вебера, охарактеризуйте последовательно основные периоды российской политической истории 15
5. Заключение 17
6. Список литературы 18
Введение
Власть можно понять как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права и насилия. Концепция власти в политической наукезанимает центральное место. Любая власть - это право и возможность повелевать, распоряжаться, управлять. Концентрированное выражение власти - это отношение господства и подчинения, любых форм взаимодействия субъектов властный отношений.
Власть представляет организационную деятельность людей, которая направлена на согласование противоречивых индивидуальных или групповых интересов и воли посредством их подчинения формируемой единой общественной или групповой воле.
Без власти в том или ином ее проявлении – вождя племени над соплеменниками, пророка над последователями его учения, лидеров общественных организаций над членами их структуры, государства и государственных органов над гражданами – ни одна из общностей не могла бы существовать.
Термин «власть» многозначен. Так, он может обозначать индивида, облеченного властью, или – орган власти, или же – право и возможность распоряжаться, путем навязывания воли ограничивать свободу либо силу, обеспечивающую подчинение деятельности подвластных лиц.
Этимология понятия «власть» многообразна и многофункциональна. Например,греческом языке для обозначения власти употребляется слово «архэ» (arche), которое два значения: суверенитет и начало.
1. Политическая власть, её сущность и отличительные признаки.
Власть – форма социальных отношений, которая характеризует способность влиять на характер, направление деятельности и поведение людей, социальных групп или классов посредством идеологических, экономических и организационно-правовых механизмов, а также с помощью, традиции, авторитета, насилия.
В.И. Даль в «Толковом словаре» так объяснял власть: «Власть – право, сила воли над чем-то, свобода действий и распоряжений; начальствование; управление. Властвовать- управлять властно, господствовать, повелевать, распоряжаться»
Если на каждом историческом этапе власть как реальное явление обогащается новым содержанием, и это, приводит к изменению объема данного понятия, то представляется вполне естественным наличие множества определений власти в различных социально-философских, социологических и политологических теориях.
Так, Вебер рассматривает власть как «возможность для человека или для нескольких человек реализовать их собственную волю, даже, несмотря на сопротивление других, участвующих в действии».
Т. Парсонс понимал власть как системно-функциональное взаимодействие, особого рода связь, обеспечивающую способность одних субъектов реализовать функцию управления в отношениях с другими.
Время от времени власть рассматривают как созидательное начало, основанное на знании, непрерывное совершенствование которого влияет на своевременное изменение существующего порядка и понимание целесообразности. «Общественная власть, - отмечал английский политолог Б. Барнс, - это ничто иное как один из аспектов или один из характеристик социального знания.
Любое конкретное распределение знания наделяет индивидов, что обладают данным знанием и имеют возможность контролирующих его, способностью к действию; эта способность и есть общественная власть, которую они конституируют благодаря обладанию знанием».
В различных областях человеческой жизни складывается и существует власть, она проявляется в различных формах. Власть классифицируют по источникам подчинения или отношения социального объекта к субъекту (сила, побуждение, принуждение, манипуляция, убеждение, авторитет, сотрудничество).
В зависимости от источников (ресурсов ее достижения и убеждения) многие авторы выделяют такие виды власти, как принуждающая, вознаграждающая, нормативная, экспертная, референтная, информационная и др.
По характеру применения власть бывает демократическая, авторитарная, тоталитарная, деспотическая, бюрократическая и др.
По объекту власти можно выделить такие ее разновидности, как личная, партийная, общественная и др. Власть может быть индивидуальной и коллективной, явной (эксплицитной) и неявной (имплицитной). По своему объему она делится на семейную, национальную, международную.
По сфере проявления власть делится на политическую и неполитическую (морального авторитета, экономического или информационного господства, физического насилия).
Основные разновидности власти: политическая, экономическая, военная, духовная, семейная. Политическая власть занимает особое место в иерархии.
Она характеризуется возможностью субъекта проводить свою волю, выражая ее в политике. Понятие «политическая власть» шире понятия «государственная власть» Политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но также в рамках партий, профсоюзов, этнонациональных отношениях, международных общественных организаций.
Со времен Аристотеля считается, что политическое несет в себе государство, и в силу этого власть, вне всякого сомнения, есть, прежде всего, политическое образование как таковое. Однако политическое может быть и вне государства, а власть может быть и неполитической (например, финансовой, экономической и.т.д.).
Современные концепции власти классифицируют по ряду оснований. Концептуальные подходы к интерпретации политической власти можно разделить на два основных класса.
Потенциально - волевые концепции исходят из определения власти как способности или возможности навязывания воли каким-либо политическим субъектом. В них власть рассматривается как некий потенциал политического субъекта, что обладает особыми качествами и ее носителями. В силовых теориях на первое место власть выдвигается как средство реализации воли.
В политической теории разработаны системная и структурно-функциональная концепции власти, связанные, с работами Т. Парсона, Д. Истона и др. По их мнению, власть, прежде всего, представляет собой особенное интегративное свойство социальной системы, имеющее целью поддержание ее целостности,а также обеспечивающее функциональную взаимосвязь подсистем общества на основе консенсуса граждан и легитимизации лидерства, координацию общих коллективных целей с интересами отдельных элементов.
В реляционных теориях власти особое внимание уделяется анализу «социальных отношений» субъектов политики. Поведенческий подход сводит все многообразие властного общения к отношениям между поведениями политических авторов и соответствующим их взаимосвязям. Бихевиористы Г. Лассуэл и А. Каплан определяли власть в качестве отношения двух факторов следующим образом: «А имеет власть над Вв отношении ценностей к, если А участвует в принятии решений, влияющих на политику В, связанную ценностями К». Таким образом, власть становится отношением такого поведения и таких влияний, при котором одна сторона навязывает свое решение другой.
К этим концепциям близки интеракционистские теории, заключающиеся в том, что властное отношение выполняет роль особого способа обмена ресурсами между людьми (П. Блау) или асимметричного взаимодействия со сменой ролей факторов при разделении зон влияния (Д. Ронг), а также основного «координатора» в совокупной системе общественных отношений, предаставляющего посредством регулирования постоянно возникающих конфликтов по поводу распределения и перераспределения, идеологических, материальных и других ресурсов определенное социальное равновесие и некий политический консенсус (Р. Дарендорф, Л. Козер).
Можно так же выделить коммуникативные (Ю. Хабермас) и постструктуралистские (М. Фуко, П. Бурдье) модели власти, что рассматривают ее как многократно опосредованный и иерархизированный механизм общения между людьми, существующем в социальном поле и пространстве коммуникаций. Хабермас полагает, что власть является своеобразным макромеханизмомопосредования возникающих противоречий между публичной и частной сферами жизни, который наряду с деньгами обеспечивает воспроизводство естественных каналов коммуникаций между политическими субъектами. Именно благодаря коммуникационным потокам и реализуются соответствующие властные функции в обществе.
Политическая власть – это та верховно - регулирующая власть, которая определяет правила и привносит образцы и состояние функционирования всех других властей, определяет или фиксирует их устремления и деятельность.
Отличием гос. власти является то, что она
а) публична (выступает от всего общества)
б) суверенна (внутренний суверенитет – верховенство по отношению к другим структурам внутри страны; внешний суверенитет – независимость от других стран и структур в вопросах внешней политики)
в)ограниченность территории.
2. Структура и ресурсы политической власти.
Принцип разделения властей. Понятие «легитимность власти».
В политологии отмечают смысловую связь категории «власть» со словами владеть, владычествовать, быть владыкой. Существует два варианта понимания власти:марксистскоеи веберовское. Макс Вебер считал, что власть это возможность и способность индивида или социальной общности осуществлять свою волю в конкретной системе социальных отношений, несмотря на сопротивление, независимо от того, откуда такая способность исходит.
Власть – это один из важнейших видов социального взаимодействия, отношение между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого. В результате этого властвующий субъект реализует свою волю и интересы.
К источникам власти относятся социальные факторы, которые обеспечивают реализацию господствующей воли. Такими факторами являются, сила, закон, авторитет, богатство, тайна,престиж, харизма. Главную роль среди этих факторов играют сила и авторитет, без них осуществление воли и интересов властвующего социального субъектаневозможно.
Субъекты политики подразделяют на первичные – индивид, класс нация, большие и малые социальные группы; вторичные – общественно-политические организации и движения, партии, политические элиты.
Объектами власти являются личности и социальные группы, на которые распространяется власть, заставляющая их предпринимать те или иные действия.
Существуют несколько теорий о природе власти:
Власть состоит из следующих компонентов:
Принцип разделения властей.
Разделение власти - это основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти. Разделение власти возникает между субъектом и объектом, между которыми формируются отношения командования и исполнения, господства и подчинения. Первое разделение власти распространило политическую и религиозную (духовную, жреческую) власти, власть государства и церкви. Множество столетий продолжалось соперничество этих двух властных структур. В светском государстве рано началось разделение профессиональных функций власти. Церковь потеряло свое могущество в политической системе. В советское время происходило разделение власти между центральным и местным управлением (самоуправлением), формировалась власть разных уровней с разными функциями.
Разделение власти на государственном уровне шло неравномерно, сопровождаясь острыми конфликтами и даже войнами между королевской властью и парламентами. Теория разделения властей и теория о соотношении властей в государстве, впервые была выдвинута английским философом Д. Локком, затем развита Ш.Монтескье (французский писатель правовед и философ), в последующее время разрабатывалась многими юристами, политологами,философами. В соответствии с современным уровнем этой теории для правильного функционирования государства в нем должны существовать друг от друга независимые власти: законодательная (парламент), исполнительная (правительство) и судебная (Конституционный суд, Высший арбитражный суд и т.д.)
Эта теория является обоснованием политико-правового принципа разделения властей. По принципу разделения властей построены конституции многих государств, в том числе Российской Федерации.
Принцип разделения властей предполагает относительную независимость каждой из трех ветвей власти, разграничение их компетенции, наличиесистемы сдержек и противовесов,позволяющей каждой из ветвей власти контролировать другие. Реализация этого принципа позволяет:
Согласно статье 10 Конституции РФ: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».Законодательная власть в РФ представлена Федеральным собранием. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации (по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти).Состав Государственной Думы состоит из 450 депутатов.
Исполнительная власть представлена Президентом РФ и Правительством РФ.
Правительство РФ включает в себя:
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Такое разделение призвано предотвратить монополизацию публично-властных полномочий и тем самым резко уменьшить вероятность злоупотреблений ею со стороны аппарата государственной власти.
Реализация принципа разделения властей –одно из наиболее важных условий предотвращения узурпации власти и культа личной власти. Разделение властей предполагает разграничение их функций, компетенции, создание системы противовесов. Но это не означает разобщенности в деятельности органов власти. Эффективная реализация принципа разделения властейспособствуетгармонии в сочетаниипротиворечивых сторон жизни общества.
Порядок формирования, отношения, компетенция и функции трех ветвей власти в демократической стране определяет Конституция. Однако практическая реализация принципа разделения властей, разграничения их компетенции в разных странах имеют свои особенности. Опыт всех демократических стран показывает, что данный принцип предполагает при целостности государственной власти необходимость разделения трех ветвей и четкого разграничения их компетенции и функций.
Понятие «легитимность власти»
Легитимность является одним из основных специфических свойств политической власти. Она представляет собой форму поддержки, оправдания правомерности применения власти и осуществления (конкретной формы) правления государства в целом или его отдельными структурами и институтами.
Политическая власть не всегда основывается на праве и законах, однако всегда пользуется той или иной поддержкой части населения, легитимность, которая характеризует опору и поддержку власти реальными субъектами политики, отличается от легальности, свидетельствующей о юридическом, законодательно обоснованном типе правления, то есть, о признании его правомочности всем населением в целом.
В политических системах власть может делиться налегальную и нелегальную, как, например, при правлении метрополий в колониальных государствах, в других – легитимной, но нелегальной, как, скажем, после совершения революционного переворота, поддержанного большинством населения, в третьих – и легальной, и легитимной, как, к примеру, после победы определенных сил на выборах.
История знает множество примеров: свержение монархий в ходе буржуазных революций, революции в России в 1917 г., провозглашение Наполеона императором. Идеальной легитимности уровнем 100% поддержки населения не бывает.
В любом обществе есть люди, которые нарушают законы или относятся к власти апатично. В демократическом обществеприсутствует оппозиция официальной власти. Любая власть должна подтверждать свой авторитет, доказывать населению, наибольшую степень соответствия его интересам. Легитимность имеет отношение как к политическому режиму, так и к конкретным персональным субъектам власти. Это создает еще одну линию возможного противоречия в рамках легитимности. При легитимном политическом режиме политические лидеры (президенты, монархи) могут утратить поддержку народа. В условиях демократии это противоречие разрешается посредством выборов.
Существует множество типов легитимности. В политической науке наиболее популярна классификация, представленная М.Вебером, который с точки зрения мотивации подчинения выделял следующие её типы:
- Традиционная легитимность, она формируется на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе (группе) статус обычая, традиции, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам. Эта разновидность легитимности в основном встречается при наследственном типе правления, в частности, в монархических государствах. Длительная привычка к оправданию той или иной формы правления создает эффект её справедливости и законности, что способствует приданию власти высокой стабильности и устойчивости;
- Рациональная (демократическая) легитимность, создается в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. Рациональная легитимность создается благодаря пониманию человеком наличия сторонних интересов, что предполагает необходимость выработки правил общего поведения, следование которым и создает возможность для реализации его собственных целей. Рациональный тип легитимности имеет нормативную основу, характерную для организации власти в сложно организованных обществах. Люди в данном типе легитимности подчиняются не столько олицетворяющим власть личностям, сколько правилам, законам, процедурам, а, следовательно, и сформированным на их основе политическим структурам и институтам. Однако содержание правил и институтов может динамично меняться в зависимости от изменения взаимных интересов и условий жизни;
- харизматическая легитимность, складывающаяся в результате веры людей в признаваемые ими выдающимися качества политического лидера. Этот образ непогрешимого, наделенного исключительными качествами человека (харизма) переносится общественным мнением на всю систему власти. Безоговорочно веря всем действиям и замыслам лидера, люди некритически воспринимают стиль и методы его правления. Эмоциональный восторг населения, формирующий этот высший авторитет, чаще всего возникает в период революционных перемен, при разрушении привычных для человека социальных порядков и идеалов и люди не могут опереться ни на бывшие нормы и ценности, ни на только еще формирующиеся правила политической игры. Поэтому харизма лидера воплощает веру и надежду людей на лучшее будущее в смутное время. Но такая безоговорочная поддержка властителя населением нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности. Она наиболее ярко проявляется в период революций.
3. Используя классификацию типов легитимного политического господства М. Вебера, охарактеризуйте последовательно основные периоды российской политической истории.
Государственная власть сыграла в российской истории двойственную роль.
С одной стороны, гос. властьсделала из России в великую державу, при этом периодическииспользуя антигуманные средства управления, часто от имени народа уничтожая тысячи и даже миллионы людей.С другой стороны, сама государственная власть в России становилась непосредственной причиной кризиса и даже развала государства. За четыреста лет наша цивилизация пережила три национально-государственные катастрофы:
Российская власть всегда ассоциировалась с определенным носителем – царем, генсеком,императором, президентом. В царское время власть можно отнести к типу традиционного господства. По происхождению она была наследственно-избирательной. Характерной особенностью, стало формирование «вотчинного государства». Московские князья, русские цари, а советские вожди, которые обладали огромной властью, были убеждены, что вся страна является их собственностью, вследствие того, что она создавалась, строилась и перестраивалась по их приказам. Представление о том, что все живущие в России являются государевыми слугами, которые находятся в прямой зависимости от царя и не имеют возможности претендовать на собственность или какие-либо неотъемлемые личные права, сложилось исторически, что.
В эпоху Петра I, России складывается особый тип государства, его символом стало «отеческое», бюрократическое попечительство «вождя-государя» и государственной власти о благе народа. Его можно отнести к харизматическому типу, не смотря на то, что уровень легитимности власти Петра трудно оценить, потому что методы правления вызывали большое сопротивление «объектов» власти. К этому же типу можно отнести и времена Российской истории, царствование Александра II, переменой государственного стоя начала 20 века и личностями В.И. Ленина, И.В. Сталина, этапы государственности при М.С. Горбачёве, Б.Н. Ельцине, В.В. Путине. Но нельзя утверждать, что конец 20 и начало 21 века в истории России относится к чистому типу харизматической легитимности.
Российская федерация – правовое государство, являющиеся (по Веберу) рационально-легальным типом, но уровень отношения народа к представителям власти харизматичен.Примером персональной легитимности служит отношение к В.В. Путину в начале его президентской деятельности (как принципиально отличающегося, от всех представителей правящей элиты России). Психологической особенностью личностной легитимности в ряде государств, среди которых и Российская Федерация, может быть проецирование на такого политика положительных аспектов деятельности власти, а отрицательных — на его окружение: «царь хороший — бояре плохие». Это отношение русских людей к власти прослеживается на протяжении практически всей истории России. Русский человек и в демократическом государстве «желает жить с царём в голове».
Заключение
Власть является специальный социальный институт, он упорядочивает как социальные отношения, так и поведение индивида. Политическая власть воздействует на поведение масс, организаций, групп с помощью средств, которые есть во власти государства. В отличие от семейной и нравственной власти власть политическая носит общественно-опосредованный характер. Политическая власть распределяется на всё общество с помощью функционирования институтов (президент, правительство, суд, парламент). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, политическая власть базируется на достижение целей больших масс людей, регулирует отношения между группами.
Понятие «политическая власть» связано с понятием «легитимность». Легитимная власть – это такая власть, которой доверяют, которую признают правомерной граждане данного государства, или их большинство. Макс Вебер предложил выделять три вида легитимности власти: традиционный, харизматический,рациональный. Эти типы легитимности, носят идеальный характер, потому что являются в известной мере абстракциями, не существующими в политической действительности в «чистом виде». В конкретных политических системах данные три типа переплетаются при доминировании одного из них, что и позволяет характеризовать легитимность или как традиционную, или как харизматическую, или как рациональную. Иными словами, эта классификация служит инструментом анализа легитимности власти в каждой конкретной политической системе.
Политическая власть, охватывая все сферы жизни и моделируя человеческие отношения, предает им статус политических, является источником и основой политики.
Литература
1. Ирхин Ю.В. Политология: учебник / Ю.В. Ирхин. – М.: Издательство «Экзамен», 2006, - 686, [2] с. (Серия « Учебник для вузов»)
2. Соловьё А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов/А.И. Соловьёв. – М.: Аспект Пресс,2003. – 559 с.
3. Де Жувенель Б. Власть: естественная история ее возрастания. – М.: ИРИСЭН: Мысль, 2011.
4. Политология. Лексикон. – М.: РОССПЭН, 2007.
5. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М.:Аспект Пресс, 2010.
6. Теория политики / под ред. Б.А. Исаева. – СПб.: Питер, 2007.
7. ХейвудЭ. Политология. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2005.
8. Исаев Б.А., Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007. – Лекции 2, 3. – URL: http://nicbar.narod.ru/Spetskurs.htm.
9. Конфисахор А.Г.На чем держится власть. – URL: http://www.politnauka.org/library/teoria/konfisahor.php.
10. Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ. – М.: РОССПЭН, 2001. – URL: http://grachev62.narod.ru/led/content.htm.
11. Халипов В.Ф. Кратология как система наук о власти. – М.:Республика, 1999. – URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Halip/index.php.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.