Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »

Политическая власть: ресурсы политической власти

Политическая власть: ресурсы политической власти [26.09.10]

Тема: Политическая власть: ресурсы политической власти

Раздел: Бесплатные рефераты по политологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 19.79K | Скачано: 337 | Добавлен 26.09.10 в 15:05 | Рейтинг: +3 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ


План 3

Введение 4

Глава 1: Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки 5

Глава 2: Структура и ресурсы политической власти. Принцип разделения властей. Понятие «легитимность власти» 7

Глава 3: Используя классификацию типов легитимного политического господства М.Вебера, охарактеризуйте последовательно основные периоды российской политической истории 9

Заключение 11

Список используемой литературы 12

Приложение 1 13

 

План

  1. Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки.
  2. Структура и ресурсы политической власти. Принцип разделения властей. Понятие «легитимность власти».
  3. Используя классификацию типов легитимного политического господства М.Вебера, охарактеризуйте последовательно основные периоды российской политической истории.

Методические рекомендации

Раскрывая первый вопрос темы, дайте определение понятию «власть» Покажите, что политическая власть – всего лишь один из многих видов власти в обществе. Перечислите отличительные признаки именно политической власти, дайте им краткие характеристики. Выделите основные источники политической власти. Назовите известные вам теоретические концепции политической власти. Сформулируйте определение понятия «политическая власть».

Изложение второго вопроса темы начните с описания структурных элементов власти (субъект, объект, ресурсы, источники). Затем укажите основные виды ресурсов власти. Опишите «вертикальную» конфигурацию политической власти (ее деление на федеральную, региональную, местную). Покажите смысл принципа разделения властей. (Не забудьте также продемонстрировать, как этот принцип работает в условиях современной России.) Далее изложите основные идеи теории легитимного политического господства М.Вебера. Дайте характеристики основным типам легитимного господства. Сравните содержание понятий «легитимность» и «легальность». Назовите признаки кризиса легитимности власти. Оцените уровень легитимности политической власти современной России.

 

Введение

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение власти, понятие, ее сущность и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Власть является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населения.

Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через отношения власти выражается объективная потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность.

Таким образом, властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации.

 

Глава 1: Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки

Феномену власти уделяли пристальное внимание все выдающиеся представители политической науки. Уже античные мыслители Платон, Аристотель и другие пытались проникнуть в сущность, социальную природу политической власти. В средние века и новое время к проблемам политической власти большой интерес проявляли Макиавелли, Гоббс, Локк, Кант и многие другие философы и теоретики политики.

Новую главу в социологическом анализе власти открыл Вебер. Он понимал под властью любую возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю, даже вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем такая возможность основана. Такое понимание власти носит универсальный характер.

Большая заслуга в дальнейшем развитии теории власти принадлежит структурному функционализму. Один из крупнейших его представителей Парсонс утверждал, что власть занимает в анализе политических систем место, во многих отношениях сходное с тем, которое занимают деньги в экономических системах, т.е. подчеркивал ее ключевое значение.

Сторонники функционального подхода определяли власть как способность или потенциальную возможность людей принимать решение, оказывающее влияние на действие других людей. власть выполняет функции контроля и руководства, немыслима без организационной и институциональной основы. главное внимание уделяется формам осуществления власти, а вопрос о ее источниках зачастую отодвигается на задний план.

Марксистские же взгляды отличаются тем, что они концентрируют внимание на классовом характере политической власти, видят источник власти в экономическом господстве определенных классов.

В самом широком смысле власть – способность и возможность осуществлять совою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия.

Наиболее важным видом власти является политическая. Политическая власть – реальная способность данного класса, группы индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, элит, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств.

Понятие «политическая власть» шире понятия «государственная». Политическая власть реализуется не только органами государства, но и через деятельность партий, общественных организаций различного типа. Однако центральным институтом политической власти является государство. Государственная власть – своеобразное ядро политической власти. Она опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население той или иной страны Государство располагает монопольным правом разрабатывать законы и другие распоряжения, обязательные для всех граждан. Государственная власть означает определенную организацию и деятельность в осуществлении целей и задач этой организации.

Таким образом, политическая власть – сложное общественное явление, которое находится в системе многочисленных связей с другими явлениями политической сферы и всеми остальными областями жизни общества. Она направлена на регулирование общественных отношений. Является инструментом, основным средством управления всеми сферами общественной жизни. Главными критериями эффективности политической власти следует считать социально-политическую стабильность общества, полноправное функционирование и успешное развитие всех сфер общественной жизни, экономический, социальный и духовный прогресс.

 

Глава 2: Структура и ресурсы политической власти. Принцип разделения властей. Понятие «легитимность власти»

Отношения власти предполагают наличие субъекта и объекта (или второго пассивного субъекта), отношений господства и подчинения, побуждения к действию и его совершения по желанию первого субъекта. Власть возникает в отношениях между людьми, группами людей, обществом и его частями, т.е. субъектами, наделенными сознанием, волей, способностью действовать. Возникает немало ситуаций, когда объект и субъект власти совмещаются в одной личности, в одном коллективе. Это имеет особое политическое значение для формирования самоуправляющихся процессов в обществе. Первичными субъектами являются индивиды, вторичными — политические организации, субъектами более высокого уровня — политические элиты и лидеры.

В политологии используется понятие» источник власти» - совокупность социальных факторов, создающих преобладающую, доминирующую, господствующую волю. Источник политической власти – ведущая в данном обществе социальная сила, экономически господствующий или ведущий класс. В демократических системах в качестве главного источника власти выступает народ.

Важнейшей чертой демократической власти является разделение властей. Теория разделения властей впервые выдвинута Локком, затем развита Монтескье. В соответствии с современным уровнем этой теории для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимо друг от друга власти законодательная (парламент), исполнительная (правительство) и судебная Принцип разделения властей закреплен конституционно. Данная теория является обоснованием политико-правового принципа разделения властей. По этому принципу построены конституции многих государств, в т.ч. РФ.

В правовом государстве объективно невозможно поддержание и углубление подлинного демократизма всей политической жизни и неукоснительное обеспечение прав человека при осуществлении власти из единого цента, без четкой реализации принципа разделения властей.  Существенное значение для стабильности демократии и реализации всего комплекса прав человека имеет разделение властей не только по горизонтали на одном и том же уровне на законодательную, исполнительную и судебную, но и по вертикали – на общественную (центральную) и местную, между которыми может быть промежуточный уровень – региональный.

Длительное функционирование демократических общество в странах, руководствующихся конституциями, построенными по принципу разделения властей, убеждает в необходимости четкого определения функций, компетенции и ответственности каждого государственного органа. Именно это условие является решающим для фактического действия взаимного контроля, системы сдержек и противовесов для достижения единства действий через поддержание динамичного равновесия в процессе преодоления противоречий. Организация государственной власти в РФ отражена в Приложении 1.

Понятие «власть» почти всегда ассоциируется с понятием «легитимность» - согласный с законами. Легитимация в политике – ее признание, объяснение, оправдание.

Легитимацию не следует путать с легальностью, т.е. с законностью. Легитимация не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Она предполагает доверие к власти.

Уяснению сущности легитимности во многом способствует ее типологизация. Современная традиция типологизации идет от Вебера. Он считал целесообразным различать три типа легитимности: традиционный(вера в незыблемость норм, обычаев, управляющих жизнью общества с древних времен), харизматический (вера в исключительные личностные черты лидера) и рациональный (рациональный принцип).

Легитимность политической власти – емкое понятие. Она основана не только на праве, законе, но и на вере, морали, убежденности, традиции.

 

Глава 3: Используя классификацию типов легитимного политического господства М.Вебера, охарактеризуйте последовательно основные периоды российской политической истории

Государственная власть в России играла в ее истории не только выдающуюся, но и парадоксальную роль – двойственность власти. С одной стороны, власть выступала в качестве необходимого нормативно-регулятивного механизма управления обществом и, в конечном счете, превратила Россию в великую державу. С другой, — она перманентно прибегала к антигуманным средствам управления, приводившим к таким эксцессам в обществе, в ходе которых зачастую от имени народа уничтожались многие тысячи и даже миллионы людей.

Другой парадокс состоял в том, что в России сама государственная власть, охваченная «демоном державности», становилась непосредственной причиной кризиса государственности и даже развала государства. За четыре столетия российская цивилизация пережила три национально-государственные катастрофы: в ходе первой «смуты» 1603—1613 гг. прекратили существование и династия Рюриковичей, и российская государственность; вторая «смута» 1917—1921 гг. покончила с монархическим государством и династией Романовых; результатом третьей «смуты» 1990-х гг. стал крах идео-партократической государственности и развал СССР.

Суть российской автократии, охваченной «демоном державности», проявлялась в первую очередь в личности монархов и вождей. Московские князья, русские цари, а затем советские вожди, обладавшие огромной властью и престижем, были убеждены в том, что вся страна является их «собственностью», ибо создавалась она, строилась и перестраивалась по их повелению. Так, в царское время власть по происхождению была наследственно-избирательной, её можно отнести к типу традиционного господства.

Начиная с преобразований Петра I, в России складывается особый тип «всепоглощающего государства», символом которого стало «отеческое», попечительство «вождя-государя» и государственной власти о «благе народа». Это время можно отнести к харизматическому типу, хотя уровень легитимности его власти трудно оценить, т.к. методы правления вызывали большое сопротивление «объектов» власти.

К этому же типу можно отнести и времена российской истории, связанные с царствованием Александра II, переменой государственного стоя начала XX века и личностями В.И. Ленина, И.В. Сталина, а так же этапы государственности при М.С. Горбачёве, Б.Н. Ельцине, В.В. Путине. Хотя, конечно же, нельзя утверждать, что конец XX и начало XXI века в России относится к чистому типу харизматического господства. Любой власти, особенно если она социально неэффективна и к тому же репрессивна, важно заручиться «одобрением» со стороны народа на осуществление конкретной внутренней и внешней политики. Легче всего добиться согласия народа с властью тогда, когда люди ощущают угрозу обществу со стороны «внутренних» или «внешних» сил.

Российская федерация – правовое государство, которое является рационально-легальным типом, но уровень отношения народа к представителям власти харизматичен. Психологической особенностью личностной легитимности может стать проецирование на такого политика положительных аспектов деятельности власти, а отрицательных — на его окружение. Это отношение русских людей к власти прослеживается на протяжении практически всей российской истории.

Таким образом, легитимность государственной власти в России обусловливалась символическим капиталом власти, формирующим национально-государственную идею. Консолидируя на этой основе общество, государственная власть тем самым на время обеспечивала себе легитимность, вплоть до солидарности значительной его части с российским государством.

 

Заключение

Власть - специальный социальный институт, который упорядочивает социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть - определяет воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. В отличие от нравственной и семейной власти политическая власть носит не личностно-непосредственный, а общественно-опосредованный характер. Политическая власть проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия.

Воля к власти у одних дополняется потребностью других присоединиться к властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей.

Изучение политики уже само по себе представляет собой политический акт, и человек, занимающийся им, должен способствовать исправлению всех форм несправедливости. Политология должна в одинаковой степени охватывать как существующий аполитический порядок, где доминируют постоянные, неизменные величины, так и политический процесс, где доминируют переменные величины. Политический порядок включает структурные и системные элементы. Здесь важно исследовать проблемы политического господства и правления, господства и сотрудничества, формирования власти и политического неравенства; механизмы правления в рамках различных государств.

 

Список используемой литературы

  1. Авдийский В.И. «Феномен власти: истоки ее силы и слабости» – М.: Экономика и жизнь 2002;
  2. Буренко В.И. «Социальное регулирование политической власти: история идей и современные подходы» – М.: Нац. ин-т бизнеса 2001;
  3. Волков Ю.Г., Лубский А.В., Макаренко В.П., Харитонов Е.М. «Легитимность политической власти: Методологические проблемы и российские реалии» М.: 2006;
  4. Ефимов В.И. «Власть в России»: М.: 1996;
  5. Зотова З.М. «Власть и общество: проблемы взаимодействия» – М.: ИКФ «Омега-Л» 2001;
  6. Б.А.Исаев «Теория политики» – СПб.: Питер 2007;
  7. Ледяев В.Г. «Власть: концептуальный анализ» – М.: РОССПЭН 2001;
  8. «Политология: Лексикон» – М.: РОССПЭН 2007;
  9. Пугачев В.П., Соловьев А.И. «Введение в политологию» – М.: Аспект Пресс 2003;
  10. Халипов В.Ф. «Кратология как система наук о власти» – М.: Республика, 1999;
  11. Халипов В.Ф. «Власть: Кратологический словарь» – М.: Республика 1997;
  12. Хейвуд Э. «Политология» – М.: ЮНИТИ-ДАНА 2005;
  13. Методические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Политология» разработал В.В. Юдин. – М.: ВЗФЭИ 2007.

 

Приложение 1

Организация государственной власти в Российской Федерации

ветви власти

законодательная

исполнительная

судебная

уровни власти

федеральный

Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума)

Президент РФ

Правительство РФ

верховный суд

региональный

законодательные органы власти субъекта РФ

губернаторы Правительства субъектов РФ

 

 

муниципальный

представительные органы муниципальных образований

глава муниципальных образований

 

 

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+3
Размер: 19.79K
Скачано: 337
Скачать бесплатно
26.09.10 в 15:05 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе