Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »

Политическая власть: структура политической власти

Политическая власть: структура политической власти [01.12.14]

Тема: Политическая власть: структура политической власти

Раздел: Бесплатные рефераты по политологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 20.83K | Скачано: 272 | Добавлен 01.12.14 в 14:31 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: не указан


Содержание

1.  Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки 3

2. Структура и ресурсы политической власти. Принцип разделения властей. Понятие «легитимность власти» 7

3. Используя классификацию типов легитимного политического господства М.Вебера, охарактеризуйте последовательно основные периоды российской политической истории 14

Список использованной литературы 16

 

1. Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки

Из множества определений власти наиболее часто употребляется осовремененное определение М. Вебера, согласно которому власть – это принуждение человека к действию либо бездействию помимо его воли.

В зависимости от признака классификации выделяют различные виды власти. Так, по субъекту власти разграничиваются классовая, групповая и личная власть. Каждый вид характеризуется средствами осуществления власти, определяющими способами воздействия на поведение людей – авторитетом, традициями либо насилием.

Корни власти могут быть как биологические, так и социальные. Первые изучаются социобиологией. В рамках биологической интерпрета­ции власти она рассматривается как механизм обуздания, свя­зывания человеческой агрессивности, укорененной в наиболее глубоких, фундаментальных инстинктах человека как биосоци­ального существа.

Социальными предпосылками власти можно считать индивидуальные и групповые, сословные и классовые различия, обусловленные разделением труда, размером собственности, распределением властных функций и т.д.

Весьма стройной и своеобразной является традиция (ее со­временные представители - структуралист М. Фуко) рассмотрения власти как порож­дения самой природы человеческой рациональности, заложен­ной в ней неискоренимой тенденцией к доминированию: подчинению, как окружающего мира, так и себе подобных.

Специфическим типом власти служит  власть политическая, т. е. такая, которая, во-первых, связана с использованием государствен­ного аппарата, для реализации целей властвующего, во-вторых, осуществляется в условиях разделения труда, при наличии высокого уровня социальной дифференциации членов общества; в-третьих, характеризуется наличием делегирования властных полномочий одних людей другим, реализуется специально уполномоченными на это людьми, входящими в государственный аппарат; в-четвертых, активно использует механизм организованного принуждения, опирается на систе­му разнообразных санкций, применяемых за нарушение уста­новленных ею норм - правил поведения [4, c.127].

Причем важнейшими для политической власти нормами слу­жат именно законы, правила поведения, устанавливаемые го­сударством и по сравнению с другими типами норм обладаю­щие следующими специфическими характеристиками:

- законы в той или иной форме налагают на человека и го­сударство взаимные обязательства, т.е. в той или иной степени ограничивают произвол как одного, так и другого;

- носят открытый, гласный характер, обращены к каждому члену общества;

- относительно стабильны, мало зависят от произвола и лич­ных особенностей носителя власти;

- характеризуются достаточно жесткой фиксацией прав и обязанностей их исполнителей, вносящей в их деятельность столь необходимые в управлении большими сообществами лю­дей качества четкости и определенности;

- за их соблюдением следит специальный аппарат людей, обладающих более высоким уровнем компетенции и образова­ния по сравнению с другими властными аппаратами (чтобы сле­дить за исполнением законов, необходимо их по крайней мере знать) [4, c.128-129].

Политическая власть вырастает из потребностей социального регулирования, служит одной из форм социального управле­ния; ее объективное назначение в механизме реализации соци­альных закономерностей заключается в обеспечении единства действия в обществе закономерностей двух типов: объективных долговременных связей и тенденций, обеспечивающих постоян­ство, стабильность, нормальное функционирование и взаимо­действие всех звеньев социальной системы, и их воспроизведе­ние; и таких же связей и тенденций, открывающих возмож­ность перехода социальной системы в новое состояние [3, c.125].

В определении источников власти называют силу, которая в сознании людей часто отождествляется с насилием. Источниками власти могут быть богат­ство, занимаемое положение и владение информаци­ей, а также знание, опыт, особые навыки, нередко и организация. Роль тех, кто организует и направляет усилия специалистов, профессионалов, экспертов, ценится очень высоко, ибо позволяет осуществлять власть. Организация выступает средой для станов­ления отношений, способствующих не только моби­лизации ресурсов людей, но и претворению в жизнь принимаемых решений. И должность, и опыт, и зна­ния имеют смысл и реализуются через организацию: то, что не под силу одному, достигается усилиями организации. [2, c.211].

Одна из наиболее современных типологий источ­ников власти, в которой используются смешанные критерии, представлена американским социологом О. Тоффлером. Он отметил значительные из­менения в системе ресурсов власти современного об­щества. По этой причине его концепция называется теорией «смещения власти». В истории человечества власть по О. Тоффлеру опиралась на три ресурса - силу, богатство и знания. Данные факторы взаимосвя­заны и направлены на поддержание власти и порядка на любом уровне социальной жизни: как на уровне повседневных взаимодействий человека, так и в отноше­ниях с государственной властью  [4, c.131].

В зависимости от того, какому ресурсу отдается предпочтение, могут устанавливаться различные типы властвования. Власть, основанная на силе, представля­ет собой тип властвования низкого качества. Власть среднего качества связана с богатством. Наконец, власть высшего качества основана на знаниях. Опре­деляющей тенденцией мирового развития является переход от типа властвования низшего качества к вла­сти высшего качества.

Итак, власть - это особая форма взаимодействия, которая исторически связана с административным управлени­ем древнегреческих городов-государств (полисов). Искусство управления гражданами - «политами», регулирование их поведений с помощью различных средств называлось «политика». Таким образом, исторически и логически между понятиями «власть» и «политика» возникла смысловая связь, отраженная в формуле «политическая власть» [2, c.212].

В современной политической науке существуют следующие концеп­ции политической власти:

а) системная концепция: политическая власть - это систематизирующее отношение, вокруг которого образуется политическая система общества; все ос­тальные элементы и отношения системы непосред­ственно или опосредованно связаны с ней;

б) бихевиористская концепция (от английского «behavior» - поведение), предполагающая психологическое, а в некотором роде и психоаналитическое (фрейдист­ское) толкование политической власти и государ­ства: политическая власть - это совокупность отношений, обусловленных различиями в психике людей, одни из которых настроены на господство, другие - на подчинение;

в) реляционистская концепция (от английского «relation» - от­ношение): политическая власть - это отношение между политическими агентами, в результате кото­рого один из них, влияя на другого определяющим образом, добивается от него соответствующего по­литического поведения.

г) коммуникационная концепция, в соответствии с которой политическая власть трактуется как сред­ство специфического социального общения (ком­муникации), которое позволяет регулировать груп­повые конфликты, артикулировать общие интересы и обеспечивать интеграцию общества;

д) институциональная концепция связывает полити­ческую власть с оформлением волеизъявления на­рода через институты выборов, референдумов, за­конов, систему органов власти, партий [2, c.212-214].

 

2. Структура и ресурсы политической власти. Принцип разделения властей. Понятие «легитимность власти»

Политическая жизнь общества – это, кроме прочего, деятельность определенных социальных групп и личностей по поводу власти. В зависимости от степени вовлеченности в эту деятельность выделяют  субъекты и объекты политической власти.

Субъекты политической власти воплощают в себя активное волетворящее начало, являются ее непосредственными носителями и  творцами. Это могут быть отдельный индивид, правящая олигархия, политическая партия, нация и т.д. Отличительные особенности субъекта политической власти – его стремление к власти как к средству достижения таких жизненных благ, как богатство, престиж, связи и т.д., а так же способность своевременно принимать правильные политические решения, чувство ответственности за последствия проводимой им политики и, самое главное, политическая мудрость [5, c.159].

Объектом политической власти являются те личности и социальные группы, на которые распространяется эта власть, заставляющая их предпринимать те или иные действия. При этом данные действия могут соответствовать или не соответствовать их подлинным интересам. Каждый человек или социальная группа могут выступать объектами политической деятельности, если она направляется не ими, и ее субъектами, если они сознательно реализуют в ней свои интересы, тем более, если они используют при этом свою политическую власть [5, c.160].

Содержание и механизмы власти определяются ее основаниями и ресурсами. Ресурсы власти - реаль­ные и потенциальные средства, используемые для легитимации и укрепления политической власти и ее оснований. Политика, как отмечал немецкий политолог К. Шмитт, отличается тем, что, как правило, использует ресурсы других сфер (экономические, ре­лигиозные, культурные, правовые, социально-демогра­фические и др.), политизируя их и вовлекая в сферу политических отношений [3, c.126].

В определении источников власти называют силу, которая в сознании людей часто отождествляется с насилием. Источниками власти могут быть богат­ство, занимаемое положение и владение информаци­ей, а также знание, опыт, особые навыки, нередко и организация. Роль тех, кто организует и направляет усилия специалистов, профессионалов, экспертов, ценится очень высоко, ибо позволяет осуществлять власть [4, c.130].

Все ресурсы различаются своей эффективностью, циклом действия. Ресурсы власти можно также разгра­ничить на:

а) организационные, направленные на создание оп­тимальных организационных структур управления, гарантирующих быстрое прохождение приказа до исполнителя и обеспечивающих надежный конт­роль;

б) поощрительные - материальные и социальные блага, с помощью которых власть «подкармлива­ет» определенные слои населения и политиков;

в) принудительные - комплекс мер административ­ного воздействия и угрозы санкций при невыпол­нении приказа;

г) нормативные - средства воздействия на ценностные ориентации людей с помощью морально-эти­ческих и правовых норм;

д) психологические - средства воздействия на созна­ние и подсознание людей, их душевное состояние, эмоциональную сферу (чувства) с помощью опре­деленных технологий [4, c.129].

Итак, политическая власть  - это реальная способность данного социального слоя, группы или элиты проводить свою волю путем распределения властных отношений и кодификации выгодных ему правовых норм. Она проявляется в форме социального господства, ведущей роли или руководства тех или иных социальных классов, а чаще всего  в сочетании вышеназванных форм. Политическая власть делится на федеральную, региональную, местную. Статья 5 Конституции Российской Федерации гласит, что РФ «состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации» [1].

Политическая власть по мере развития общества становится внутренне крайне сложным образованием. Процесс дифференциации власти нашел свое отраже­ние в теории разделения властей, возникшей в период кардинальных изменений в экономике западноевро­пейских стран и укрепления позиций буржуазии. По принципу разделения властей построены конституции многих государств, в том числе РФ. Статья 10 Конституции Российской Федерации гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Законодательная власть основывается на принципах Конституции и верховенства права, формируется путем свободных выборов, вносит поправки в Конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики го­сударства, утверждает государственный бюджет, прини­мает законы, контролирует их исполнение. Законы обяза­тельны для всех исполнительных органов власти и граж­дан. Верховенство законодательной власти ограничено принципами права, конституцией, правами человека. За­конодательные органы находятся под контролем избира­телей посредством системы народного представительства и свободных демократических выборов. Носителем зако­нодательной власти выступает парламент [8, c.219].

Исполнительно-распорядительная власть отлича­ется большим динамизмом, восприимчивостью к обще­ственной жизни. Функции исполнительной власти в России за последние годы существенно изменились.

Исполнительную власть осуществляет правитель­ство, которое решает множество вопросов, в том числе в сфере хозяйствования, планирования, культуры, образо­вания, финансирования, обеспечения повседневного быта и нужд населения и т. д. Особенность состоит в том, что исполнительная власть не только исполняет законы, но и сама издает нормативные акты     [8, c.220]

Слабости нынешней власти в России налицо: раздробленность, отсутствие опера­тивной связи, вирус некомпетентности, слабость обратной связи, нет фактического разделения вла­стей. Идет процесс выяснения отношений между ис­полнительной и законодательной властью, ослабла судебная власть.

В настоящее время в России законодательная власть представлена   двумя субъектами  - Президентом и Федеральным собранием, состоящим из Государственной Думы и Совета Федерации. Функции исполнительной власти выполняются Правительством, гарантом политической стабильности выступает Конституционный Суд.

Для современной России характерно противостояние двух тенденций. С одной стороны принятая на референдуме Конституция: принцип разделения властей в его современном западном варианте не соблюдается, так как в руках  у главы государства находится как законодательная, так и исполнительная  власть в лице Правительства; полномочия Думы в плане законотворчества ограничены президентским вето; власть Конституционного Суда незначительна. Мощный чиновничий аппарат постоянно реорганизуется и, следовательно, не работает как должно, а присматривается к новому начальству и ждет новых назначений [7, c.140].

Поняти­е «легитимность» (от латинского «legitimus» - законный). Речь идет об общественном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывают ей общество, на­род, а не о правовом, юридическом закреплении политичес­кой власти в соответствующих государственных документах.  Поэтому и цена такого формаль­ного признания власти не столь велика в сравнении с призна­нием политической власти народом, то есть легитимностью политической власти. Соответственно следует различать поня­тия «легитимность власти» (общественное признание ее закон­ности) и «легальность власти» (правовое, формальное ее зак­репление) [4, c.154-155].

В науку понятие «легитимность власти» впервые было введе­но немецким ученым Максом Вебером. Он же показал, что леги­тимация (обретение властью законности) не есть во всех случа­ях однотипный процесс, имеющий одни и те же корни, одно основание. Вебер выделил три основных источника (основания) законности, правомерности политической власти. Во-первых, власть может получать легитимность в соответствии с традици­ей. Например, при монархической форме правления по установившейся традиции власть переходит по наследству. Во-вторых, политическая власть обретает качества законности в связи с огромной популярностью и культом личности политического деятеля, возглавляющего государственную власть. Данный тип власти Вебер назвал харизматическим (от греческого «harisma» -  божественный дар). Этот тип легитимности политичес­кой власти основан на исключительных, уникальных свойствах, которые обнаруживает лидер, позволяющих ему выступать в ка­честве пророка и вождя. В-третьих, легитимность власти, имею­щая в своем основании рационально-правовую основу. Эта власть признается народом потому, что она опирается на рациональ­ные, признаваемые им законы         [4, c.156].

Традиционный и рационально-правовой типы легитимности власти более долговременны по сравнению с харизматическим. В первом случае один наследник сменяет другого, и, при прочих равных условиях, так может продолжаться многие десятилетия, а то и столетия.

Легитимность власти, основанная на рационально-правовом критерии, также (а возможно, в еще большей степени) дает основание для прогноза ее долговременности. Этому способствует то, что данная форма характерна для политической власти в государствах с современными демократическими политическими режимами, с высоким уровнем развития политической и эко­номической систем, отличающихся политической и эконо­мической стабильностью. В качестве примера можно сказать о президентской власти в США [2, c.263].

А вот харизматическая легитимность политической власти не дает оснований для прогноза ее длительного существования. Дело не только в том, что со смертью харизматического политиче­ского лидера все меняется. Есть и другие причины. Ее станов­ление связано, как правило, с периодами глубоких обществен­ных перемен - революций, войн, крупномасштабных соци­альных реформ, когда становится насущно важным ради дости­жения поставленных целей «поднять», мобилизовать, повести  за собой весь народ. Для этого нужно устранить устоявшиеся в обществе порядки, преодолеть общественную инерцию.

Легитимность политической власти является обстоятельством, которому придается большое значение. Практика показывает, что поддержка обществом власти, демонстрация доверия явля­ются важным фактором ее эффективности. И наоборот, слабое убеждение граждан в законности политической власти состав­ляет одну из причин ее нестабильности. Поэтому любая поли­тическая власть всемерно стремится поддерживать и стимули­ровать доверие народа.

С другой стороны, следует отметить, что существует немало факторов, которые ослабляют легитимность политической вла­сти. Например, большой ущерб легитимности наносит ситуа­ция, при которой политическая власть бессильна оградить об­щество от преступности, коррупции и других антиобщественных явлений [2, c.265-266].

Нельзя не отметить, что изначальная легитимность полити­ческой власти (к какому бы из трех названных типов она не относилась), не есть гарантия того, что доверие народа никог­да не будет утрачено. История знает много примеров, когда политическая власть, оставаясь законной (легальной), пере­стает быть легитимной, то есть пользующейся доверием боль­шинства членов общества. Причин много. В их числе кризисное положение страны, которое политические лидеры не в состоя­нии изменить, невыполненные программы и обещания и мно­гое другое  [6, c.303-304].

Легитимность обладает свойством изменять свою интенсивность, т.е. характер и степень поддержки власти, поэтому можно говорить о кризисах легитимности. Под кризисами понимается такое падение реальной поддержки органов государственной власти или правящего режима в целом, которое влияет на качественное изменение их ролей и функций. В настоящее время можно выделить следующие признаки кризиса легитимности власти:

- невозможность органов власти осуществлять свои функции или присутствие в политическом пространстве нелегитимного насилия (Ф. Били);

- отсутствие военных конфликтов и гражданских войн (Д. Яворски);

- невозможность правительства адаптироваться к изменяющимся условиям (Э. Циммерман);

- разрушение конституционного порядка (С. Хантингтон);

- отсутствие серьезных структурных изменений или снижение эффективности выполнения правительством своих главных задач - составления бюджета и распределения политических функций среди элиты (Д. Сиринг) [6, c.306].

 

3. Используя классификацию типов легитимного политического господства М.Вебера, охарактеризуйте последовательно основные периоды российской политической истории

Государственная власть часто играла в истории России двойственную роль. С одной стороны, она превратила Россию в великую державу, при этом периодически прибегая к антигуманным средствам управления, зачастую от имени народа уничтожая многие ты­сячи и даже миллионы людей. С другой стороны, в России сама государствен­ная власть становилась непос­редственной причиной кризиса государственности и даже развала го­сударства. За четыре столетия российская цивилизация пережила три национально-государственные катастрофы: в ходе первой смуты 1605-1613 гг. прекратили существование и династия Рюриковичей, и российская государственность; вторая смута 1917-1921 гг. покон­чила с монархическим государством и династией Романовых; резуль­татом третьей смуты 1990-х гг. стал развал СССР.

Власть в России всегда была персонифицированной и ассоциировалась с определенным носителем – царем, императором, генсеком, президентом. Так, в царское время власть по происхождению была наследственно-избирательной, её можно отнести к типу традиционного господства. Характерной особенностью, сложившейся еще в эпоху Московского царства, стало формирование «вотчинного государства». Москов­ские князья, русские цари, а впоследствии советские вожди, обладавшие ог­ромной властью, были убеждены в том, что вся страна является их собственностью, так как создавалась, строилась и пере­страивалась по их повелению. Исторически сложилось представление о том, что все живущие в России являются государевыми слугами, находящимися в прямой зависимости от царя и не имеющими возможности пре­тендовать ни на собственность, ни на какие-либо неотъемлемые лич­ные права. [5, c.168]

Времена Петра I, когда в России складывается осо­бый тип государства, символом которого стало «отеческое», бюрократическое попечительство «вождя-государя» и го­сударственной власти о благе народа, общественной и личной пользе своих подданных, можно отнести к харизматическому типу, хотя уровень легитимности его власти трудно оценить, т.к. методы правления вызывали большое сопротивление «объектов» власти. К этому же типу можно отнести и времена Российской истории, связанные с царствованием Александра II, переменой государственного стоя начала 20 века и личностями В.И. Ленина, И.В. Сталина, а так же  этапы государственности при М.С. Горбачёве, Б.Н. Ельцине, В.В. Путине. Хотя, конечно же, нельзя утверждать, что конец 20 и начало 21 века в России относится к чистому типу харизматического господства. Российская федерация – правовое государство, которое по классификации М.Вебера является   рационально-легальным типом, но уровень отношения народа к представителям власти харизматичен. Примером персональной легитимности может слу­жить отношение к В.В. Путину в начале его президент­ской деятельности (как принципиально отличающего­ся, от всех представителей правящей элиты России). Психологической особенностью личностной легитимности в ряде государств, среди которых не является исключением и Российская Федерация, может стать проецирование на такого политика положитель­ных аспектов деятельности власти, а отрицательных - на его окружение: «царь хороший - бояре плохие». Это отношение русских людей к власти прослеживается на протяжении  практически всей Российской истории. Русский человек и в демократическом государстве «желает жить с царём в голове».

 

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 64 с.
  2. Власть: концептуальный анализ/ В.Г. Ледяев, - М.: РОССПЭН, 2001-459с.
  3. Политологи: учебник/А.Ю. Мельвиль [и др.] – М.: МГИМО (Университет) МИД России, ТК Велби, изд-во Проспект, 2007-618с.
  4. Политология: учебник, 2-ое изд. допол. и перераб./под ред. В.С. Комаровского – М.: изд. РАГС, 2006-600с.
  5. Политология: учебник для вузов/В.Н. Лавриненко, А.С. Гречин, В.Ю. Дорошенко и др./под.ред. профессора В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 2002-367 с.
  6. Политический порядок в меняющихся обществах/С. Хантингтон. – М.: Прогресс-Традиция, 2004-367с.
  7. Политических процесс: типология и режимы функционирования/М.В. Жеребкин. – М.: Человек. Карьера, 2009-564с.
  8. Теория политики/под. Ред. Б.А. Исаева. – СПБ.: Питер, 2007-689с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 20.83K
Скачано: 272
Скачать бесплатно
01.12.14 в 14:31 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе