Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »

Конфликты в деловом общении

Конфликты в деловом общении  [16.04.10]

Тема: Конфликты в деловом общении

Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению

Тип: Контрольная работа | Размер: 25.51K | Скачано: 283 | Добавлен 16.04.10 в 11:06 | Рейтинг: +7 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Тула 2010


Оглавление:

Введение 3

I. Виды и структура конфликтов:

1. Определение конфликта 4

2. Классификация конфликтов 6

3. Структура конфликтов 10

II. Стадии протекания конфликта 13

III. Тест 16

Заключение 19

Список используемой литературы 20

 

Введение

Проблема конфликта охватывает широкий круг вопросов, среди которых определение понятия конфликт, его природы как общественного явления, причин возникновения, возможностей разрешения конфликта, а также типология, классификация конфликтов, выявление их роли в общественной жизни и т.д.

Не существует человеческой общности, в которой отсутствовали бы противоречия и столкновения между ее членами. К вражде и столкновениям человек склонен не меньше, чем к сотрудничеству. Конфликтами пронизана вся жизнь общества, и мы можем наблюдать их повсеместно – от элементарной драки или семейной ссоры до войн между государствами.

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно оказывался в состоянии конфликта. Причины возникновения конфликтов могут быть самыми разнообразными. Особую значимость они приобретают в условиях трудовых отношений, ибо здесь конфликты, если они окажутся неуправляемыми, способны не только дезорганизовать производство, но и привести к большим социальным потрясениям. Поэтому знание природы конфликтов, их типологии, способов разрешения представляется весьма важным.

В этой работе рассмотрены такие вопросы как: понятие конфликта; типология конфликта и его структура, а также общие стадии протекания конфликта, включающие формирование противоречивых интересов, переход потенциального конфликта в реальный, конфликтные действия, снятие или разрешение конфликта, пост конфликтную ситуацию; также рассмотрены общие деструктивные и конструктивные функции конфликта.

Целью работы является:

  1. изучение видов и структуры конфликта;
  2. исследование стадий протекания конфликта;
  3. решение теста.

 

I. Виды и структура конфликтов

Определение конфликта

Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми.

Древние философы считали, что сам по себе конфликт не плох и не хорош, он существует повсюду, независимо от мнений людей о нём. О противоречиях в природе, обществе, мышлении, о борьбе между людьми, классами, государствами учёные размышляли особенно много в Новое время, когда социальные конфликты стали особенно остро.  Как заметил американский психолог Б. Вуп, «жизнь – процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может решить участвовать в выработке решений или оставить это другим».

В обыденной речи слово «конфликт» используется применительно к широкому кругу явлений – от вооруженных столкновений и противостояний различных социальных групп до служебных или супружеских разногласий.

Так что же такое конфликт?

Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus – столкновение и практически в неизменном виде входит в другие языки (conflict – англ., konflikt – нем., conflit – франц.). Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия.

Сегодня в конфликтологической литературе существуют различные определения конфликта. На Западе широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Козером: Под конфликтом понимается борьба за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника.

Это определение раскрывает конфликт в большей степени с социологической точки зрения, ибо его сущностью, по мнению автора, выступает столкновение ценностей и интересов различных социальных групп.

Д. Майерс: Конфликт – воспринимаемая несовместимость действий или целей. Во многих конфликтах есть лишь небольшое ядро подлинно несовместимых целей. Главная проблема – искаженное восприятие чужих мотивов и целей.

Д.М. Рамедник: Конфликт – это результат взаимодействия двух и более субъектов, имеющих взаимоисключающие цели и реализующих их один в ущерб другому. Конфликтам свойственна противоположность психологических установок и поведения, доходящая до психологической несовместимости, то есть неспособности партнеров продолжать совместную деятельность.

Несмотря на все достоинства в данных определениях социальных конфликтов, на мой взгляд, имеется один недостаток. Они не включают в своё понятие внутриличностный конфликт, речь идет лишь о сторонах конфликта. Но существует и противоборство внутри индивида, между элементами его внутренней личности.

Один из известных отечественных исследователей конфликта Б.И. Хасан, предлагает следующее понимание конфликта: Конфликт – это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие существовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимозаменяют друг друга. При этом важно учитывать, что действие можно рассматривать и во внешнем, и во внутреннем плане. Вместе с тем любой конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, т.е. воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Можно считать достаточно очевидным, что для своего разрешения противоречие  непременно должно воплотиться в действиях в их столкновении.

В этом определении в качестве составляющих конфликта можно выделить такие его компоненты, как наличие противоречия и столкновение, при этом сам конфликт рассматривается, прежде всего, как характеристика взаимодействия.

Можно привести и другие определения конфликта, но важнее сформулировать его общее понятие, которое объединит названные признаки конфликта в одно целое.

Конфликт – это качество взаимодействия между людьми или элементами внутренней структуры личности, выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей.

В данном определении отражены необходимые свойства всякого конфликта. Основой всех конфликтов являются противоречия, возникающие между людьми или внутри самой личности. Именно противоречия и вызывают противоборство между сторонами конфликта.

 

2. Классификация конфликтов

ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ

В очерченные рамки понятия конфликта входит достаточно широкий круг явлений, требующих систематизации. Наиболее распространенная классификация конфликтов – это различение видов конфликта с точки зрения сторон конфликтной ситуации, которыми могут быть отдельные люди или личностные образования, либо группы людей. Существуют два вида конфликтов – внутриличностный и межличностный (но многие авторы выделяют большее количество видов конфликтов). Необходимо отметить, что конфликт у человека может быть, если не с самим собой, то с окружающими его людьми.

Внутриличностный конфликт – это состояние структуры личности, когда в ней одновременно существуют противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценностные ориентации и цели, с которыми она в данный момент не в состоянии справиться.

Подобно тому, как существует классификация конфликтов, имеется и выделение различных видов внутриличностных конфликтов. Более полная классификация внутриличностных конфликтов была предложена в работе А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова, которые выделяют следующие виды конфликта внутреннего мира личности:

Мотивационный конфликт. Это конфликты между бессознательными стремлениями, между стремлениями к обладанию и безопасности, между двумя положительными тенденциями.

Нравственный конфликт. Его часто называют моральным или нормативным конфликтом. Это конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личностными привязанностями.

Конфликт нереализованного желания, или комплекса неполноценности. Это конфликт между желаниями личности и  действительностью, которая блокирует их удовлетворение. Он может возникнуть в результате физической невозможностью человека осуществить стремление «быть таким, как они».

Ролевой конфликт. Выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей, а также с различным пониманием требований, предъявляемых самой личностью к выполнению одной роли.

Адаптационный конфликт. Это конфликт между требованиями, которые предъявляет к личности действительность, и возможностями самого человека (профессиональными, физическими, психическими).

Конфликт неадекватной самооценки. Возникает из-за расхождения между претензиями личности и оценкой своих возможностей, в результате возникает повышенная тревожность, эмоциональная напряженность и срывы.

Невротический конфликт. Это результат сохраняющегося в течение длительного времени обычного внутриличностного конфликта, характеризуется высшим напряжением и противоборством внутренних сил и мотивов личности.

Внутренние конфликты возникают у каждого человека, и часто становятся причиной внутренних дисгармоний, приводят к таким последствиям, как депрессия, усталость, угнетенность, отчужденность и (в крайней степени) агрессия.

Межличностный конфликт – это открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации. Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. Это один из самых распространенных типов конфликтов.

В зависимости от степени напряженности отношений между сторонами конфликта выделяют дифференцирующую и интегрирующую части конфликта.

В межличностном конфликте субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно лицом к лицу, каждая сторона стремится отстоять свою точку зрения, доказать другой её неправоту, прибегает к взаимным обвинениям.  Противоречия, возникшие из-за несовпадения во взглядах, оценках людей по самым различным явлениям, ведут к ситуации спора. Если он представляет угрозу одной из сторон, то возникает конфликтная ситуация, которая характеризуется наличием у участников противоположных целей и стремлений по овладении одним объектом.

Большое значение в ходе конфликта имеет национальная, культурная принадлежность индивида: это определяет реакции человека на какое-либо действие, и они подчас противоположны для людей разных этнических групп. На количество и остроту межличностных конфликтов влияет социальная среда, в которой проживает индивид: неблагоприятные факторы, отсутствие возможности к самореализации, экстремальные ситуации провоцируют возрастание конфликтных ситуаций.

Всякий межличностный конфликт имеет свое разрешение. Формы разрешения зависят от стиля поведения субъекта в процессе развития конфликта. Эту часть конфликта называют эмоциональной стороной и считают ее наиболее важной.

Конфликт между личностью и группой возникает, когда член группы отступает от сложившихся в группе норм поведения и труда, либо между группой и руководителем. Сложная система отношений в организации таит в себе возможность возникновения самых различных конфликтных ситуаций.

В организациях различают внутренние конфликты и конфликты с внешней средой. Внутренние конфликты возникают в рамках организации и разрешаются через существующие нормативы, соглашения и нормы, т.е. через установленные правила, принятые на определенном уровне и между сторонами. Конфликты с внешней средой – это конфликты в большинстве своем руководителей и владельцев предприятий с конкурентами, клиентами, поставщиками, с собственным профсоюзом.

Подобно другим типам конфликтов, конфликт между личностью и группой может быть как конструктивным, так и деструктивным. В первом случае разрешение конфликта способствует укреплению связи между личностью и группой, формированию личностной и групповой интеграции. Во втором случае происходит дезидентификация личности и дезинтеграция группы.

Межгрупповым принято называть взаимодействие как между собственно группами людей, так и между отдельными представителями групп. Однако, чаще всего, когда речь идет о межгрупповых конфликтах, имеется в виду именно конфликты между группами людей. Конфликты наступают в тех случаях, когда интересы сильных групп противоположны, в основе лежат столкновение противоположных мотивов.

Существует три главных типа конфликтов между группами в трех основных сферах человеческой деятельности:

  1. социально-экономические (деление ресурсов);
  2. политико-правовые (деление власти и влияния);
  3. духовно-идеологические (навязывание своих ценностей).

Эти три интереса и составляют объект межгрупповых конфликтов. Субъект конфликтных отношений – это кто конфликтует: классы, сословия, нации, профессиональные группы, отраслевые, территориальные, элитные, поколения и т.п.

С точки зрения последствий для дальнейшего существования группы основная положительная функция конфликта состоит в том, что он содействует появлению и укреплению группового самосознания и более четко определяет границы между группой и социальным окружением.

Таковы основные типы конфликтов, выделенных на основе их субъектов. При этом следует отметить, что все названные типы конфликтов находятся между собой во взаимодействии и влияют друг на друга. Однако, приведенная классификация конфликтов не полная, она может быть расширена выделением других видов конфликтов:

1) по сферам жизнедеятельности людей:

2) по характеру объектов:

3) по направленности воздействия и распределения полномочий:

Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными). Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными (деструктивными).

Но ни одна классификация конфликтов не может считаться законченной и поэтому считается относительной и условной. Главная цель классификации – помочь объяснить конфликт и найти адекватные способы его разрешения.

 

3. Структура конфликтов

Несмотря на то, что конфликт – это всегда процесс, он имеет определенные элементы, образующие его внутреннюю структуру как целостного явления.

1. Стороны конфликта. Основной элемент социального конфликта – его участники, в конечном счете, ими всегда выступают индивиды со своими интересами, целями и ценностями. Современная конфликтология подразделяет всех участников конфликта на основных (прямых) и неосновных (косвенных). Основные участники конфликта – это всегда прямые, непосредственные стороны, участвующие в противоборстве, они всегда главные действующие лица. К неосновным участникам конфликта относятся все остальные участники конфликта, им принадлежит второстепенная роль в возникновении и развитии конфликта (третья сторона).

Важную роль в возникновении и развитии конфликта имеют такие участники:

2. Предмет и объект конфликта. Предмет конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт, объективно существующая или воспринимаемая в качестве таковой проблема. Объект конфликта – конкретная причина, видимая движущая сила конфликта, материальная (ресурс), духовная (идея, норма) или социальная (власть) ценность, к обладанию которой стремятся оба оппонента. Он может быть реальным или ложным, потенциальным или актуальным, ложным или иллюзорным.

3. Окружающая среда. Объективный элемент конфликта, включающий совокупность объективных физических и социальных условий конфликта. Среда конфликта оказывает большое влияние на причины его возникновения и динамику. С точки зрения уровней социальной системы различают микро- и макросреду. Микросреда – это совокупность условий взаимодействия людей, непосредственно влияющих на межличностный и межгрупповой конфликты (масштаб – малая социальная группа). Макросреда – это условия, которые влияют на развитие конфликтов между большими социальными группами и государствами.

В природе можно выделить три вида среды конфликта:

4. Субъективное восприятие или образ конфликта. Характер конфликта зависит не только от объективных условий протекания конфликта, создающих чувство дискомфорта, ущемления потребностей у участников конфликта, но и от субъективного восприятия ими ситуации. Этот образ или восприятие может и не соответствовать истинному положению дел, действительной ситуации. Образы, восприятия людей могут быть трех видов:

Именно эти образы, а не сама объективная реальность являются непосредственной психологической основой поведения участников конфликта.

5. Действия участников конфликта. Структурным компонентом конфликта, без которого он не мог бы существовать, являются действия его участников. В совокупности они образуют то, что называется конфликтным взаимодействием, в котором участники преследуют цели, связанные с предметом конфликтной ситуации, воздействием друг на друга. Конфликтное взаимодействие и является основным содержанием процесса конфликта.

 

II. Стадии протекания конфликта

 

Любой конфликт представляет собой целостную динамическую систему, но каждый конфликт характеризуется общими элементами, составляющими внутреннюю структуру конфликта.

Выделим общие стадии протекания конфликта:

  1. потенциальное формирование противоречивых интересов, ценностей, норм (предконфликтное состояние);
  2. переход потенциального конфликта к реальной или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;
  3. конфликтное действие:

а) инцидент (начало конфликта);

б) эскалация (развитие конфликта);

в) завершение конфликта (снятие или разрешение конфликта);

  1. послеконфликтная ситуация.

Предконфликтная ситуация заключается в возможности возникновения конфликта, который не возникает на пустом месте, а постепенно назревает по мере накопления факторов и процессов, провоцирующих возникновение конфликта, т.е. концентрация противоречий. Поэтому довольно часто этот период называют латентным. В предконфликтный период стороны конфликта еще не осознают последствий накопившихся противоречий. В данном этапе ситуация может быть разрешена и мирным путем, если противоречия будут сняты.

Важным моментом предконфликтной ситуации является осознание причин потенциального конфликта, при этом само осознание причин конфликта может быть адекватным и неадекватным. При неадекватном осознании причин конфликт не может быть устранен окончательно, т.к. истинные причины не устраняются, а со временем приобретают еще большую остроту. Неадекватное осознание противоречий может иметь два вида последствий:

- оно может сдерживать и затягивать возникновение конфликтного действия;

- может спровоцировать возникновение явного конфликта, когда опасность противоречий на стадии предконфликтной ситуации преувеличивается.

На стадии   конфликтной ситуации ни одна из сторон не идет на уступки. Здесь характерной чертой выступает установка на противоборство, на реализацию собственных интересов любыми целями и путями. Смена стадии осознавания участниками своих интересов в открытое противоборство происходит как следствие инцидента. Это случайность, провоцирующая открытое противоборство сторон. Инцидент конфликта необходимо отличать от повода – это событие, которое служит толчком к началу конфликтных ситуаций. Повод – это еще не конфликт; инцидент – это начало конфликта.

Несмотря на уже начавшийся инцидент конфликта, есть возможность компромиссного решения. Если же этого не происходит, то начинается эскалация (нарастание) конфликта. Это период обострения всех противоречий между его сторонами и использование всех возможностей для  победы в противоборстве, мирные инициативы разрешения конфликта становятся невозможными.

Характерные признаки эскалации конфликта – это создание образа врага, демонстрация силы и угроза ее применения, применение насилия, склонность конфликта к расширению и углублению. Создание образа врага (истинного или придуманного) происходит на ранней стадии возникновения конфликта с целью обработки общественного мнения, показания и объяснения, кто «плохой», а кто «хороший». Демонстрация силы и угроза ее применения – элемент, при котором одна из сторон или обе стороны конфликта в целях устрашения противника постоянно пытаются показать, что мощь и ресурсы одной стороны превосходят другую сторону. При этом каждый надеется, что его позиция приведет к капитуляции противника. Применение насилия – одна из существенных характеристик этапа эскалации конфликта, выступает наиболее жестоким способом подчинения одних другим. Тенденция к расширению и углублению конфликта – еще один этап эскалации конфликта, которые не существует в постоянных рамках и в одном состоянии, а «расползается» в новые сферы, территории, социальные уровни и страны.

Завершение конфликта – это последний этап конфликтного действия, который означает любое его окончание и может выражаться в коренном пересмотре ценностей субъектами противоборства, появлению реальных условий его прекращения. По своему характеру завершение конфликта может быть:

1) с точки зрения реализации целей противоборства:

2) с точки зрения формы разрешения конфликта:

3) с точки зрения функций конфликта:

4) с точки зрения эффективности и полноты разрешения:

Следует отметить, что понятия «разрешение конфликта» и «завершение конфликта» не тождественны. Разрешение конфликта есть частный случай завершения конфликта, и выражается в позитивном, конструктивном решении проблемы основными участниками конфликта. Но, помимо этого, формами завершения конфликтного действия могут быть:

- затухание (угасание) конфликта;

- устранение конфликта;

- перерастание конфликта в другой конфликт.

Последней стадией протекания конфликта является послеконфликтная ситуация, когда ликвидируются основные виды напряженности, отношения между сторонами окончательно нормализуются и начинают преобладать сотрудничество и доверие. Однако случается, что окончание конфликтной ситуации может дать толчок другим, производным конфликтам, причем в других сферах жизнедеятельности людей.

Послеконфликтная ситуация знаменует новую объективную реальность: новую расстановку сил, новые отношения субъектов конфликта друг к другу и окружающей социальной среде, новое видение существующих проблем и оценку своих сил и возможностей.

 

3. Тест.

Соотнесите типы конфликтов и их причины:

а) внутриличностного конфликта;

б) межличностного конфликта;

в) межгруппового конфликта;

г) организационного.

1) отличие в культуре, социально-психологическом типе личности;

2) конкуренция за получение группой ограниченных ресурсов;

3) фрустрация (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) — негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей. Это состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается;

4) конфликт между формальной и неформальной группой.

Причины любых организационных конфликтов, как правило, вызываются тремя факторами:

Вследствие разнообразия конфликтов причины их возникновения также разнообразны. Основными являются следующие:

  1. Распределение ресурсов. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство может решить, как распределить материалы, людей, финансы, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Не имеет значения, чего конкретно касается это решение - люди всегда хотят получать больше, а не меньше.
  2. Организационные изменения. Члены группы смотрят по-разному на необходимость изменения в организации. В результате появляются противоречия в отношениях личности и группы, группы и организации, которые могут стать источником конфликтов.
  3. Личностные расхождения. Индивидуальные различия людей лежат в основе поведения человека в организации. Личностные расхождения могут стать причиной конфликта.
  4. Различия в представлениях и ценностях. Представление о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того, чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для группы или личных потребностей.
  5. Угроза статусу. Социальный статус личности в группе имеет для людей огромное значение, и всякая угроза ему вызывает у человека стремление к сохранению своего лица. Конфликт возникает между тем, на чье достоинство покушаются, и тем, кто покушается.
  6. Недостаток доверия. Отношения в группе строятся также и на доверии друг к другу. Доверие помогает людям строить свои отношения, полагаясь на мнение и поступки других членов группы. Когда такое доверие пропадает, возникает возможность конфликта.
  7. Неудовлетворительные коммуникации. Плохая передача информации может быть как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других. Распространённые проблемы передачи информации, вызывающие конфликт - неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе.

Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными, для них характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов, разрешение которых выводит организацию и личность на новый, более высокий и эффективный уровень развития, появляются условия для сотрудничества, взаимопонимания.

Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют деструктивными. Они приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что резко снижает эффективность работы группы или организации. Так что нужно раз и навсегда уничтожить все условия для возникновения конфликтов, а научиться правильно ими управлять. Для этого надо уметь анализировать конфликты, понимать их причины и возможные последствия.

Ответ: Проанализировав причины возникновения конфликтов, на тест можно ответить следующим образом:

а – 3; б – 1; в – 2; г – 4.

личностно-функциональные (неполное соответствие работника занимаемой должности по моральным, профессиональным и др. речивость

 

Заключение

Конфликт – это распространенная черта социальных систем, он неизбежен и неотвратим, а потому должен рассматриваться как естественная часть человеческой жизни. Он должен быть принят как одна из форм взаимодействия между людьми, хотя это и не лучшая форма человеческого общения. Конфликт не всегда и не обязательно приводит к разрушениям, он плохо поддается коррекции, когда приобрел разрушительную силу. Напротив, это один из главных процессов, служащих сохранению целого (сплочению семейных отношений в большой степени способствует решение конфликтных ситуаций). Современное понимание конфликта предполагает, что конфликт – это не обязательно плохо. Если мы перестанем воспринимать его как угрозу, а начнем относиться как к сигналу, говорящему о том, что надо что-то изменить, мы займем более конструктивную позицию.

 

Литература

  1. Психология и этика делового общения: Учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008, с.180-194.
  2. : Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (060000) и гуманитарно-социальным специальностям (020000) / [В.П. Ратников и др.]; под ред. проф. В.П. Ратникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008, с.296-298
  3. Управленческая психология: Учебник / Рамедник Д.М. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006, с.73
  4. Деловая психология: Учебник для студентов вузов / Морозов А.В. – издание 3-е дополненное и переработанное. – М.: Академический Проспект, 2005, с.215
  5. психология: Учебник / Морозов А.В. – 3-е изд. – М.: Академический Проспект, 2006, с.127-131
  6. Психология конфликта / Гришина Н.В. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008, с.256-258
  7. Социальная психология. Интенсивный курс / Дэвид Майерс. – 4-е международное издание. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007, с.457. 

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+7
Размер: 25.51K
Скачано: 283
Скачать бесплатно
16.04.10 в 11:06 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе