Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по Бюджетной системе РФ »

Межбюджетные отношения и их развитие в РФ

Межбюджетные отношения и их развитие в РФ [31.01.15]

Тема: Межбюджетные отношения и их развитие в РФ

Раздел: Бесплатные рефераты по Бюджетной системе РФ

Тип: Контрольная работа | Размер: 132.49K | Скачано: 230 | Добавлен 31.01.15 в 09:26 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Брянск 2014


СОДЕРЖАНИЕ

1.    МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ РАЗВИТИЕ В РФ.    3

1.1.    Понятие и сущность межбюджетных отношений. Основные принципы межбюджетных отношений.    3

1.2.    Формы организации межбюджетных отношений    8

2.    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ    15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ    47

 

1. МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ РАЗВИТИЕ В РФ.

1.1. Понятие и сущность межбюджетных отношений. Основные принципы межбюджетных отношений.

Все бюджеты, составляющие бюджетную систему страны, взаимосвязаны межбюджетными отношениями.

Межбюджетные отношения представляют собой совокупность отношений между федеральными органами РФ, органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного федерализма.

Бюджетный федерализм можно определить как способ построения бюджетных отношений между федеральной властью и властями национально-государственных и административно-территориальных подразделений по поводу оптимального, научно обоснованного формирования доходов бюджетов каждого уровня и финансирования расходов, осуществляемых из них.

В России пока не решен основополагающий вопрос бюджетного устройства: разграничение полномочий и ответственности за финансирование расходов с оценкой объективных потребностей каждого уровня бюджетной системы в финансовых ресурсах.

К основным принципам бюджетного федерализма относят:

  1. Единство общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на территории страны;
  2. Сочетание централизма и демократизма при разграничении бюджетно-налоговых полномочий, распределении расходов и доходов в процессе бюджетного регулирования;
  3. Высокую степень самостоятельности органов власти каждого уровня в организации бюджетного процесса;
  4. Участие субъектов федерации в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики государства, включая межбюджетные отношения.

Взаимосвязи звеньев бюджетной системы РФ реализуются через механизм межбюджетных отношений, в основу которых заложены принципы бюджетного федерализма.

Межбюджетные отношения в России основаны на следующих принципах:

  1. Распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
  2. Разграничения (закрепления) на постоянной основе доходов по уровням бюджетной системы РФ;
  3. Равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
  4. Выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;
  5. Равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации.

В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ, а из бюджетов субъектов РФ – в местные бюджеты.

Бюджетным кодексом РФ (ст. 48) установлено, что при распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета РФ.[1]

Доходы территориальных бюджетов состоят из: собственных и регулирующих.

Собственные доходы бюджетов представляют собой виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ (налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные перечисления).

Регулирующие доходы бюджетов – это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в %) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов (трансферты – это средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленным правительством методике и формуле).

Список доходов и расходов представлен в консолидированном бюджете РФ.

Таблица 1

Консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2013 году (млрд. рублей)

 

Консолидированный бюджет РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов

из него:

Федеральный бюджет

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

Доходы - всего

24 442,7

13 019,9

8 165,1

       из них:

 

 

 

налог на прибыль организации

2 071,9

352,2

1 719,7

налог на доходы физических лиц

2 499,1

 -

2 499,1

страховые взносы на обязательное социальное страхование

4 694,2

 -

 -

налог на добавленную стоимость:

 

 

 

     на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

1 868,5

1 868,2

0,3

     на товары, ввозимые на территорию РФ

1 670,9

1 670,8

0,1

акцизы по подакцизным товарам (продукции)

 

 

 

Продолжение табл. 1

     производимые на территории РФ

952,5

461

491,4

     ввозимые на территорию РФ

63,4

63,4

0

налоги на совокупный доход

292,8

 -

292,8

налоги на имущество

900,7

 -

900,7

налоги, сборы и регулярные платежи за использование природными ресурсами

2 598

2 554,8

43,2

доходы от внешнеэкономической деятельности

5 011

5 011

 -

доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

693

348

302,1

платежи при пользовании природными ресурсами

279,4

245,1

34,2

доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства

178,5

134,7

40,8

доходы от продажи материальных и нематериальных активов

244,7

106,3

138,4

безвозмездные поступления

113

51,1

1 576,6

Расходы - всего

25 290,9

13 342,9

8 806,6

      из них на:

 

 

 

общегосударственные вопросы

1 525,9

850,7

546

     обслуживание государственного и муниципального долга

440,7

360,3

91,2

национальную оборону

2 105,5

2 103,6

4,4

национальную безопасность и правоохранительную деятельность

2 159,3

2 061,6

106,6

национальную экономику

3 281,7

1 849,3

1 730,4

из нее на:

 

 

 

     топливно-энергетический комплекс

50,8

19,5

35,6

     сельское хозяйство и рыболовство

361,3

219,7

297,1

     транспорт

545,2

258,4

297,1

     дорожное хозяйство (дорожные фонды)

1 172,3

504,5

731,2

     связь и информатику

94,2

41,9

54,2

     прикладные научные исследования в области национальной экономики

266,3

265,3

0,9

     другие вопросы в области национальной экономики

591,8

399,4

216,3

 

Продолжение табл. 1

жилищно-коммунальные мероприятия

1 052,7

177,5

901,8

социально-культурные мероприятия

14 678

5 247,5

5 396,6

межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований

 -

668,1

4,9

Дефицит

848,2

323

641,5

В настоящее время можно выделить несколько проблем межбюджетных отношений в РФ:

- не в полной мере обоснованы и закреплены расходные полномочия для каждого уровня бюджетной системы;

- недостаточно внимания уделяется вопросу совершенствования форм финансовой помощи;

- отсутствует комплексный подход к выравниванию социально-экономического развития регионов;

- не сформирована нормативная база для обоснования потребностей в бюджетных расходах;

- широкое распространение практики принятия территориальных и местных бюджетов с дефицитом без определения источников их покрытия;

- низкая доля собственных доходов в бюджетах субъектов федерации.

 

1.2. Формы организации межбюджетных отношений

Основные подходы к формированию финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ и муниципальных образований были разработаны в соответствии с Посланием Президента РФ Федеральному Собранию РФ на 2006-2008, 2008-2010, 2009-2011, 2010-2012 годы.

Основу раздела «Межбюджетные трансферты», как и в предшествующие годы, составляют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Федеральный фонд софинансирования социальных расходов, Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов, Федеральный фонд регионального развития и Федеральный фонд компенсации.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются в форме:

- финансовой помощи бюджетам субъектов РФ, в том числе дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ;

- субвенции бюджетам субъектов РФ из Федерального фонда компенсации;

- финансовой помощи бюджетам отдельных муниципальных образований;

- бюджетных кредитов бюджетам субъектов РФ.

Дотации – это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенции – это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов. В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ в случае нецелевого использования субвенций и субсидий, и нарушения сроков их использования сумма их может быть востребована органами власти, выдавшими эти средства.

Субсидии – это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ предоставляются при условии отсутствия просроченной задолженности, соответствующих органов государственной власти субъектов РФ перед федеральным бюджетом.

Использование бюджетных кредитов, полученных бюджетами субъектов РФ из федерального бюджета, для предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам не допускается.

При несоблюдении органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, определенных бюджетным законодательством, Министерство финансов РФ вправе приостановить их предоставление.

В целях решения проблем в сфере межбюджетный отношений следует действовать по следующим направлениям:

  1. Инвентаризация, анализ финансового обеспечения и оптимизация публичных обстоятельств;
  2. Обеспечение режима экономного и рационального использования бюджетных средств, оптимизация расходов на содержание органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
  3. Обеспечение реструктуризации бюджетной сети при сохранении качества и объемов государственных и муниципальных услуг, разработка критериев качества предоставления услуг, методик расчета финансового обеспечения государственных и муниципальных зданий, переход от финансирования бюджетных учреждений к финансированию предоставления государственных и муниципальных услуг;
  4. При значительном снижении доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (более 30% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего финансового года), что требует предоставления финансовой помощи из вышестоящих бюджетов, необходимо усиление механизмов финансового администрирования, предусматривающих подписание соглашений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления об объеме и направлениях расходов бюджетов соответствующих публично – правовых образований, в которых произошло снижение доходов;
  5. Создание стимулов для повышения качества управления бюджетным процессом на региональном и местном уровнях, включая создание системы мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в субъектах РФ и муниципальных образованиях, разработка показателей оценки качества такого управления;
  6. Выделение субсидий субъектам РФ исключительно в случаях, когда они направлены на снижение значительных различий между субъектами РФ в обеспечении предоставления отдельных государственных (муниципальных) услуг, а также на повышение качества (объема) отдельных государственных (муниципальных) услуг в целом по РФ;
  7. Переход в ряде случаев от предоставления субсидий к конкурсной системе выделения грантов из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ на структурные преобразования;
  8. Активное расширение региональных и местных полномочий с учетом принципа закрепления за каждым уровнем власти тех из них, которые могут быть наиболее эффективно выполнены на данном уровне власти;
  9. Дальнейшее усиление стимулов для увеличения собственной доходной базы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, прежде всего за счет развития и поддержки малого исреднего предпринимательства.

В каком объеме, и по каким направлениям оказывается государственная поддержка Брянской области в 2014 году видно по таблице 2.

Таблица 2

Государственная поддержка Брянской области (дата актуализации объемов финансирования – 18.09.2014)

Направление государственной поддержки

Предусмотрено в текущем году, тыс. руб.

Всего

в т.ч. за счет средств

Федерального бюджета

Бюджета субъекта РФ

Возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии

Возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства

79 146

75 188

3 957

Возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области животноводства

20 748

19 710

1 037

Итого по направлению

99 893

94 899

4 995

Возмещение части процентной ставки по кредитам и займам

Возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства

670 180

629 180

41 000

Продолжение табл. 2

Возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки ее продукции, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства

2283454

2 238 454

45 000

Субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов мясного скотоводства

1475837

1 468 837

7 000

Возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства

66 429

61 429

5 000

Возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства

137 444

127 444

10 000

Возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования

17 479

15 479

2 000

Итого по направлению

4650823

4 540 823

110 000

Государственная поддержка отраслей животноводства

Развитие молочного животноводства

167 209

159 809

8 400

Поддержка племенного животноводства

50 017

47 516

2 501

Поддержка племенного крупного рогатого скота мясного направления

27 748

26 358

1 390

Возмещение части затрат по наращиванию поголовья северных оленей, маралов и мясных табунных лошадей

 -

 -

 -

Возмещение части затрат по наращиванию маточного поголовья овец и коз

 -

 -

 -

Итого по направлению

244 974

232 683

12 291

Государственная поддержка отраслей растениеводства

Возмещение части затрат на закладку и уход за виноградниками

 -

 -

 -

Возмещение части затрат на приобретение семян с учетом доставки в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местности

 -

 -

 -

Возмещение части затрат на приобретение элитных семян

9 982

9 482

500

Возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями

784

744

40

Возмещение части затрат на раскорчевку выбывших из эксплуатации старых садов и рекультивацию раскорчеванных площадей

2 110

2 004

106

Производство продукции растениеводства на низко продуктивной пашне в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

 -

 -

 -

Продолжение табл.2

Итого по направлению

12 876

12 230

646

Оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства

Оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства

237 421

183 764

53 657

Итого по направлению

237 421

183 764

53 657

Государственная поддержка малых форм хозяйствования

Субсидии на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения

788

488

300

Развитие семейных животноводческих ферм

39 473

24 473

15 000

Поддержка начинающих фермеров

52 173

40 173

12 000

Итого по направлению

92 434

65 134

27 300

Государственная поддержка экономически значимых региональных программ

Государственная поддержка экономически значимых региональных программ по развитию мясного скотоводства

1419665

1 019 615

400 050

Государственная поддержка экономически значимых региональных программ в области растениеводства

103 271

56 071

47 200

Государственная поддержка экономически значимых региональных программ в области животноводства

153 675

115 875

37 800

Итого по направлению

1676611

1 191 561

485 050

Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие

Субсидии производителям сельскохозяйственной техники

 -

 -

 -

Итого по направлению

 -

 -

 -

ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"

Субсидии на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов

110 969

59 923

51 046

Субсидии на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности

207 383

92 700

114 683

Субсидии на грантовую поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности

 -

 -

 -

Итого по направлению

318 352

152 623

165 729

ФЦП "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы"

Продолжение табл. 2

Субсидии на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих сельскохозяйственным товаропроизводителям

51 288

51 288

0

Субсидии на оформление в собственность бесхозяйных мелиоративных систем и гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных гражданским законодательством РФ

 -

 -

 -

Субсидии на агролесомелиоративные и фитомелиоративные мероприятия

 -

 -

 -

Субсидии на культуротехнические мероприятия

11 333

11 333

0

Итого по направлению

62 621

62 621

0

Всего

7396005

6 536 338

859 667

Данная таблица показывает, сколько денежных средств направлено на развитие промышленности из Федерального бюджета, а сколько их бюджета субъекта РФ.

 

1. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ СМОТРИТЕ В ФАЙЛЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации
  2. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29.06.2010 «О бюджетной политике в 2011-2013 годах».
  3. Бюджетная система России: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007.
  4. Колесов А.С. Межбюджетные отношения: сущность и пути совершенствования // Финансы, 2002, №2.
  5. Концепция и методика формирования межбюджетных отношений Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на 2006 год и на среднесрочную перспективу. Письмо Министерство финансов РФ №06-06-01 от 20.06.2005 г.
  6. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации http://www.minfin.ru
  7. Сайт Федеральной службы государственной статистики по Брянской областиhttp://bryansk.gks.ru
  8. Финансы: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 132.49K
Скачано: 230
Скачать бесплатно
31.01.15 в 09:26 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе