Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по государственному и муниципальному управлению »

Межбюджетные отношения

Межбюджетные отношения [17.10.14]

Тема: Межбюджетные отношения

Раздел: Бесплатные рефераты по государственному и муниципальному управлению

Тип: Контрольная работа | Размер: 20.13K | Скачано: 265 | Добавлен 17.10.14 в 23:24 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы


Оглавление

Введение.    3

I. Общие понятия и сущность межбюджетных отношений.    4

1.1. Понятие и сущность межбюджетных отношений.    4

1.2. Проблемы межбюджетных отношений.    7

II. Межбюджетные трансферты.    8

2.1. Дотации.    8

2.2. Субсидии.    11

2.3. Субвенции.    13

III. Бюджетные кредиты.    16

Заключение.    18

Список используемой литературы.    19

 

Введение.

Взаимосвязь федерального бюджета и бюджетов РФ заключается в межбюджетных отношениях

Межбюджетные отношения - это денежные отношения между органами власти, в основном, разных уровней по поводу разграничения на постоянной (долговременной без указания срока) основе видов расходов и доходов, поступающих в бюджетную систему страны, и распределения (перераспределения) средств между бюджетами разных уровней в порядке бюджетного регулирования.

Целью межбюджетный отношений является создание равных финансовых возможностей органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Отношения федерального бюджета и бюджетов РФ имеют ряд проблем, заключающихся в экономических, социальных, демографических, климатических, географических положений субъектов, находящихся на территории РФ.  Некоторые перечисленные проблемы решаются с помощью межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов и иных платежей, выделяемых из федерального бюджета.

В данной контрольной работе будут подробно рассмотрены основные понятия, характеризующие взаимосвязь федерального бюджета и бюджетов РФ, имеющиеся проблемы в отношениях между данными бюджетами и способы решения этих проблем.

 

I. Общие понятия и сущность межбюджетных отношений.

1.1. Понятие и сущность межбюджетных отношений.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет необходим любому государству для  удовлетворения его потребностей в денежном фонде, служащим для выполнения экономических, политических и социальных функций.

В финансовой системе РФ выделяют: федеральный, региональные и местные бюджеты.

Федеральный бюджет – это центральное стратегическое звено бюджетной системы РФ. Ему присущи 2 основные функции:

  1. распределительная – перераспределение национального дохода и ВВП между сферами общественного производства, социальными слоями общества и отдельными территориями.
  2. контрольная – заключается в постоянном финансовом контроле за формированием, использованием и распределением бюджетных средств.

Бюджеты субъектов РФ имеют самостоятельность. Они имеют свои доходы (налоговые и не налоговые) и определенные расходы. Из бюджетов субъектов Федерации финансируются учреждения здравоохранения и образования, подчиняющиеся непосредственно исполнительной власти субъектов Федерации. К ним, в частности, относятся так называемые областные (краевые) больницы и клиники, ПТУ, музыкальные школы и училища.

Межбюджетные отношения - это денежные отношения между органами власти, в основном, разных уровней по поводу разграничения на постоянной (долговременной без указания срока) основе видов расходов и доходов, поступающих в бюджетную систему страны, и распределения (перераспределения) средств между бюджетами разных уровней в порядке бюджетного регулирования.

Целью межбюджетный отношений является создание равных финансовых возможностей органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Каждая страна по-своему решает задачу выбора модели межбюджетных отношений. Эффективность модели межбюджетных отношений, действующей в любом государстве, зависит от оптимального сочетания различных методов и форм бюджетного регулирования.

Межбюджетные отношения играют огромную роль в Российской Федерации, так как имеются различия в климатических, демографических и экономических условиях на территории РФ.

В РФ применяется вертикальное бюджетное выравнивание, которое устраняет несоответствия между расходными функциями бюджетов всех уровней и их доходными возможностями, то есть достигается сбалансированность всех звеньев бюджетной системы по вертикали. Распределению доходных источников должно предшествовать четкое разграничение расходных полномочий между органами власти.

Межбюджетные отношения возникают по поводу:

  1. разграничения расходных обязательств. Федеральный бюджет берет на себя расходы, имеющие общефедеральное значение, такие как оборона и безопасность, космические исследования, развитие науки, выделение средств субъектам и т.д. Бюджеты субъектов РФ берут на себя не значительные расходы, например, финансирование социально-культурных потребностей.
  2. разграничение доходов между уровнями бюджетной системы. Федеральный бюджет имеет более значительные доходы по сравнению с бюджетами субъектов РФ. Субъекты РФв основном зависят от 2-х налогов: налога на прибыль в размере 18 % и части НДФЛ. Остальные налоги (Налог на имущество юридических лиц, налог на игорный бизнес и транспортный налог) дают не значительные поступления. Таким образом, субъекты РФ очень чувствительны к экономической ситуации и нуждаются в дополнительных средствах, выделяемых из Федерального бюджета.

Межбюджетные отношения проявляются в виде межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитах и т.д.

Межбюджетные трансферты – средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы. Они предоставляются в форме: дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах.

В настоящее время в связи с нехваткой финансовых ресурсов финансирование социальной сферы осуществляется по остаточному принципу. Это значит, что учреждения социальной сферы не получают весь необходимый для их функционирования объем средств.

 

1.2. Проблемы межбюджетных отношений.

Проблемы межбюджетных отношений в основном возникают из-за существенных различий в экономических, социальных, демографических, климатических, географических положений субъектов, находящихся на территории РФ.

Федеральный бюджет имеет более значительные доходы по сравнению с бюджетами субъектов РФ. Бюджеты субъектов получают не значительные доходы, которых не хватает на финансирование учреждений здравоохранения и образования (на финансирование областных (краевых) больниц и клиник, ПТУ, музыкальных школ и училищ).

Из-за вышеперечисленных проблем возникает существенная необходимость  в межбюджетных трансфертах

В составе России существуют территории, которые полностью зависят от одного или двух предприятий, находящихся на их территории. В связи с этим для них необходимо сохранение этих предприятий и в случаях экономического кризиса они получают льготы по уплате налогов и финансовую поддержку из федерального бюджета. Таким субъектам так же выдают бюджетные кредиты или государственные гарантии. Государственные гарантии заключаются в том, что в случае не возврата заемщиком кредита, его будет возвращать государство из федерального бюджета.

В целом можно сказать, что бюджетная система РФ не устойчива и требует значительных изменений.

 

II. Межбюджетные трансферты.

2.1. Дотации.

Дотации – межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и условий их использования.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

Дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации распределяются между субъектами РФ в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством РФ в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.

Общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Минимальный уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации с учетом дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации предоставляются субъектам Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Использование при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации показателей фактических доходов и расходов за отчетный период и (или) показателей прогнозируемых доходов и расходов консолидированных бюджетов отдельных субъектов Российской Федерации не допускается.

Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта Российской Федерации исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема государственных и муниципальных услуг в расчете на одного жителя.

В составе дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации могут быть выделены дотации, отражающие отдельные факторы и условия, учитываемые при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Объем указанных дотаций не может превышать 10 процентов объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Особенности расчета указанных дотаций определяются методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, подлежащих утверждению на очередной финансовый год и плановый период, не может быть менее общего объема указанных дотаций, утвержденных на текущий финансовый год.

Для распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации между субъектами Российской Федерации составляется проект, который вносится в Государственную Думу в составе проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и утверждается при рассмотрении проекта указанного федерального закона во втором чтении.

Допускается утверждение на плановый период нераспределенного между субъектами Российской Федерации объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в размере не более 15 процентов общего объема указанных дотаций, утвержденного на первый год планового периода, и не более 20 процентов общего объема указанных дотаций, утвержденного на второй год планового периода.

Министерство финансов Российской Федерации до 1 августа текущего финансового года направляет в исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации исходные данные для проведения расчетов распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и до 20 августа текущего финансового года проводит сверку указанных исходных данных с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Внесение изменений в исходные данные для проведения расчетов распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период после 20 августа текущего финансового года не допускается.

При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период без внесения соответствующих изменений и дополнений в методику распределения указанных дотаций не допускается.

 

2.2. Субсидии.

Субсидии – межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ, в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Совокупность субсидий предоставляемых субъектам РФ из федерального бюджета образуют Федеральный фонд софинансирования расходов.

Цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.

Выделение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (за исключением субсидий за счет средств резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации) на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, не допускается.

Распределение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации устанавливается федеральными законами о федеральном бюджете и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

При этом допускается утверждение не распределенного между субъектами Российской Федерации объема субсидий в размере не более 5 процентов общего объема соответствующей субсидии, утвержденного на первый год планового периода, и не более 10 процентов общего объема указанной субсидии, утвержденного на второй год планового периода

 

2.3. Субвенции.

Субвенции – межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при выполнении полномочий, переданных для осуществления органам государственной власти  субъектов РФ  в установленном порядке.

Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Совокупность субвенций предоставляемых бюджетам субъектов РФ  из федерального бюджета образуют Федеральный фонд компенсаций.

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Проект распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета между субъектами Российской Федерации вносится в Государственную Думу в проекте федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и утверждается при рассмотрении проекта указанного федерального закона во втором чтении.

При этом допускается утверждение не распределенной между субъектами Российской Федерации субвенции в объеме, не превышающем 5 процентов общего объема соответствующей субвенции, которая может быть распределена между субъектами Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на те же цели в процессе исполнения федерального бюджета без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств муниципальных образований, расходуются в порядке, установленном федеральными законами, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации вправе предоставлять субвенции бюджетам муниципальных районов для предоставления их бюджетам поселений, входящих в их состав.

Использование при распределении субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета показателей, характеризующих собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), не допускается.

Методики (проекты методик) распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета представляются Правительством Российской Федерации в составе документов и материалов, вносимых в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Главные распорядители средств федерального бюджета до 1 августа текущего финансового года направляют высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации методики (проекты методик) распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также исходные данные для проведения расчетов распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и до 20 августа текущего финансового года проводят сверку указанных исходных данных с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета порядке.

Внесение изменений в исходные данные для проведения расчетов распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период после 20 августа текущего финансового года не допускается.

Внесение изменений во внесенный Правительством Российской Федерации проект распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период без внесения соответствующих изменений и дополнений в методики (проекты методик) распределения указанных субвенций и (или) изменения общего объема субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета и их распределение по видам субвенций не допускаются.

 

III. Бюджетные кредиты.

Бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до трех лет, за исключением бюджетных кредитов, выдаваемых за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), и случаев реструктуризации обязательств (задолженности), в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Основания, условия предоставления, использования и возврата указанных бюджетных кредитов устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Бюджетные кредиты к трансфертам не относятся, но в межбюджетных отношениях их роль достаточно существенна. Кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ предоставляются при условии отсутствия просроченной задолженности соответствующих органов государственной власти субъектов РФ перед федеральным бюджетом. Наличие непогашенной задолженности регионов перед федеральным бюджетом является существенным фактором, ограничивающим расширение масштабов бюджетного кредитования.

Использование бюджетных кредитов, полученных бюджетами субъектов РФ из федерального бюджета, для предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам не допускается.

Основания, порядок предоставления, использования и возврата указанных бюджетных кредитов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Предоставление бюджетам субъектов РФ бюджетных кредитов из федерального бюджета осуществляется по процентной ставке, устанавливаемой федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В случае, если предоставленные бюджетные кредиты не погашены в установленный срок, остаток непогашенных кредитов, включая проценты, штрафы и пени, погашается за счет дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, а также за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (за исключением местных налогов), подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ.

 

Заключение.

Отношения федерального бюджета и бюджетов РФ - это денежные отношения между органами власти по поводу разграничения на постоянной (долговременной без указания срока) основе видов расходов и доходов, поступающих в бюджетную систему страны, и распределения (перераспределения) средств между бюджетами в порядке бюджетного регулирования.

Целью взаимосвязи федерального бюджета и бюджетов РФ заключается в создании равных финансовых возможностей органов государственной и региональной власти.

В РФ применяется вертикальное бюджетное выравнивание, которое устраняет несоответствия между расходными функциями бюджетов всех уровней и их доходными возможностями, то есть достигается сбалансированность всех звеньев бюджетной системы по вертикали. Распределению доходных источников должно предшествовать четкое разграничение расходных полномочий между органами власти.

Проблемы межбюджетных отношений в основном возникают из-за существенных различий в экономических, социальных, демографических, климатических, географических положений субъектов, находящихся на территории РФ.

Некоторые перечисленные проблемы решаются с помощью межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов и иных платежей, выделяемых из федерального бюджета. Однако финансовая система РФ остается неустойчивой.

 

Список используемой литературы.

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Бюджетный кодекс РФ.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации
  4. Финансы: Учебник / Под ред. проф. А. М. Ковалевой. -6-е изд., перераб. и доп. —М.: ИздательствоЮрайт, 2013г. – 443 с.
  5. Финансы: Учебник / С.В. Барулин. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС. 2013 г. - 640 с.
  6. Финансы: Учебник / А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина, Ф59 M.JI. Седова и др.; под ред. А. Г. Грязновой, Е. В.Маркиной. -2-е изд., перераб. и доп. —М.: Финансы и статистика, 2012. —496 с.
  7. Финансы: Учебник / Под ред. д.э.н., проф. А.П. Балакиной и д.э.н., проф. И.И. Бабленковой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012г. – 384 с. 

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 20.13K
Скачано: 265
Скачать бесплатно
17.10.14 в 23:24 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе