Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по Бюджетной системе РФ »

Межбюджетные отношения и их развитие в РФ

Межбюджетные отношения и их развитие в РФ [17.03.14]

Тема: Межбюджетные отношения и их развитие в РФ

Раздел: Бесплатные рефераты по Бюджетной системе РФ

Тип: Контрольная работа | Размер: 133.92K | Скачано: 379 | Добавлен 17.03.14 в 20:50 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


Содержание

Межбюджетные отношения и их развитие в РФ 3

Практическое задание. Составление проекта бюджета района 11

Пояснительная записка 37

Список литературы 41

 

Межбюджетные отношения и их развитие в РФ.

В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ, межбюджетные отношения – это взаимоотношения между публично – правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса [1,ст.6].

Известно, что для успешного функционирования всей финансовой системы страны необходимо эффективное регулирование межбюджетных отношений. Залогом поддержания устойчивого экономического развития является построение прозрачных и долговременных отношений между бюджетами различных уровней.  В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ, структура бюджетной системы нашего государства состоит из трех уровней:

- 1 уровень составляют  Федеральный Бюджет и государственные внебюджетные фонды РФ. Они предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

- 2 уровень составляют бюджеты субъектов федерации и государственные территориальные внебюджетные фонды. Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Данный  бюджет часто также называют региональным. Он предназначен для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

- 3 уровень представляют  местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, бюджеты городских и сельских поселений. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.  Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Субъектами межбюджетных правоотношений являются органы государственной власти как на федеральном, так и на уровне субъектов и местного саморегулирования, а объектом - регулирование бюджетных отношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Под регулированием бюджетных отношений подразумевается упорядочение и контроль в процессе функционирования бюджетов, а также описание основных направлений развития.  Необходимость в таком регулировании обусловлена федеративным устройством России. Межбюджетные отношения обеспечивают перераспределение финансовых ресурсов и оказывают непосредственное воздействие на социально-экономическое развитие регионов. В первую очередь, необходимость в регулировании межбюджетных отношений возникает тогда, когда у органов власти нижестоящего территориального уровня при формировании бюджетов по объективным причинам не хватает средств от доходных источников, закрепленных на постоянной основе полностью или частично, для обеспечения минимально необходимых расходов в соответствии с возложенными на них функциями и полномочиями.

Межбюджетные отношения строятся на следующих принципах:

В соответствии со ст. 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации оказание финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации может предоставляться в следующих  формах:

Рассмотрим более подробно каждый из видов оказания финансовой помощи из федерального бюджета.

1. Дотации – межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и условий их использования. Дотации образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации распределяются в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством в соответствии с требованиями Бюджетного  Кодекса. Общий объем дотаций определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов. Для определения уровня бюджетной обеспеченности используют  соотношение между расчетными налоговыми доходами на одного жителя и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов РФ с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных условий, влияющих на уровень жизни.

2. Субсидия – это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов. Распределение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации устанавливается федеральными законами о федеральном бюджете и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Совокупность субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд софинансирования расходов. В составе федерального бюджета предусматриваются субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации ими их отдельных расходных обязательств. Цели и условия предоставления и расходования субсидий, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления  межбюджетных субсидий и их распределения устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет. Выделение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными законодательством, не допускается. Исключением является субсидии за счет средств резервных фондов Президента и Правительства Российской Федерации.

3. Субвенции – межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации. Совокупность субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций.

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного Кодекса, федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Проект распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации вносится в Государственную Думу в проекте федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Распределение субвенций происходит по единой для соответствующего вида субвенций методике пропорционально численности населения или отдельных групп населения.

Кроме того, субъекты Российской Федерации вправе предоставлять субвенции бюджетам муниципальных районов для предоставления их бюджетам поселений, входящих в их состав.

4. Иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Межбюджетные трансферты – средства, предоставляемые одним бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Они предоставляются в случаях и порядке, предусмотренном федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Межбюджетные трансферты являются одним из наиболее эффективных инструментов фискальной политики. Можно выделить три основные задачи данного инструмента:

Формы, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам разных уровней устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Кроме перечисленных видов межбюджетных трансфертов, еще одной формой межбюджетных трансфертов Бюджетный кодекс РФ называет "иные безвозмездные и безвозвратные перечисления" [1,ст.129]. К ним относится любая финансовая помощь из федерального бюджета, однако определение финансовой помощи и ее форм в действующем Бюджетном кодексе отсутствует. Это, безусловно, является недоработкой законодателя.

Тем не менее, хотелось бы отметить такой вид финансовой помощи как бюджетный кредит, который предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах. Данный вид помощи из федерального бюджета встречается крайне редко.

Таким образом, общей чертой для дотаций, субвенций и субсидий является их безвозмездный и безвозвратный характер. Отличительной особенностью субвенций и субсидий от дотаций является их целевой характер. А субвенции и субсидии разграничиваются по объемам финансирования: за счет субвенции полностью финансируются те или иные целевые расходы, а субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов.

В стране с федеративным устройством, с множеством регионов и областей наиболее актуальным является вопрос о взаимоотношениях между бюджетами разных уровней и их совершенствованием. Важнейшие шаги в направлении совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации уже были сделаны в законодательной сфере. В 2001 году правительством утверждена концепция реформы межбюджетных отношений — «Программа развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года». Согласно концепции, муниципалитеты должны стать более самостоятельными: получить ограниченную самостоятельность в налоговой политике, в управлении расходами своих бюджетов, реализовывать закрепленные за ними расходные полномочия за счет собственных доходов. В 2006 году принята Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в РФ.

Основные проблемы, существующие в межбюджетных отношениях на сегодняшний день связаны, прежде всего, с:

- отсутствием реальных стимулов и заинтересованности территориальных образований в повышении сбора налоговых платежей, поступающих в территориальный бюджет;

- резкой дифференциацией регионов по уровням бюджетной обеспеченности;

- нецелевым и неэффективным расходованием средств бюджетов при получении трансфертов, дотаций и субсидий из федерального бюджета;

- несоответствием законодательной базы ряда субъектов РФ нормам российского законодательства;

Таким образом, система межбюджетных трансфертов должна быть ориентирована на необходимость обеспечения гарантированных Конституцией Российской Федерации равных условий получения гражданами Российской Федерации социальной и медицинской помощи, образования, качественного предоставления государственных и муниципальных услуг. С этой целью в 2012 году будет продолжена поддержка реализации субъектами Российской Федерации региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов. Преобразования на региональном уровне способствует повышению финансовой устойчивости субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований, а также повышению эффективности бюджетных расходов.

Также одним из приоритетов бюджетной политики является необходимость внедрения передовых технологий в практику управления бюджетным процессом, обеспечивающих эффективное и качественное предоставление бюджетных услуг.

В основу бюджетной политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года,  а также основные положения Бюджетного послания Президента "О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах". Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в 2012 - 2014 годах будет сосредоточена на решении следующих задач:

- корректировка механизмов оказания финансовой помощи субъектам РФ в целях повышения ее эффективности;

- создание стимулов по наращиванию доходной базы региональных и местных бюджетов;

- совершенствование системы разграничения расходных обязательств между уровнями бюджетной системы.[ ст.7]

Общий объем межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации представлен в таблице 1.

Таблица 1.

Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации (млрд.руб.).

Наименование

2011 год

2012 год

2013 год (проект)

2014 год (проект)

Межбюджетные трансферты

1 343,3

1 134,9

1 016,5

964,7

В том числе:

 

 

 

 

Дотации

542,5

493,3

471,1

461,8

Субсидии

471,7

377,7

271,8

227,1

Субвенции

281,1

229,5

237,5

242,3

Иные межбюджетные трансферты

48,1

34,4

36,1

33,4

Как видно из таблицы количество межбюджетных трансфертов в 2012-2014 годах снижается, но не значительно. Наибольший удельный вес составляют дотации 40,4%, что свидетельствует о повышении самостоятельности и независимости субъектов Российской Федерации.

Таким образом, эффективная система межбюджетных отношений должна обеспечивать для региональных и местных властей стимулы повышать качество предоставляемых населению бюджетных услуг, ответственно управлять общественными финансами с учетом нужд и запросов местного населения, поддерживать экономическое развитие при оптимальном использовании налогового и ресурсного потенциала территорий. Процесс преобразования системы межбюджетных отношений – сложный и  длительный. На сегодняшний день, начало реформирования  уже положено. От успешного развития межбюджетных отношений зависит не только уровень благосостояния населения, но эффективное функционирование всей национальной экономики.   

 

Практическое задание. Вариант 3 Смотрите в файле!

 

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ(действующая редакция от 01.10.2013)
  2. Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» 15.08.1996 №115-ФЗ (с изменениями по состоянию на 03.02.2005).
  3. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 28.06.2012 "О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах"
  4. "Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов" (утв. Минфином РФ)
  5. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/под ред. Г.Б.Поляка – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 703 с.
  6. 6. Финансы: Учебник/ Под ред. Г.Б. Поляка – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007с.
  7. Правовая база: Консультант-Плюс www.consultant.ru
  8. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации http://www.minfin.ru
  9. Законодательная база РФ http://zakonbase.ru
  10. Официальный сайт Президента Российской Федерации www.kremlin.ru

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 133.92K
Скачано: 379
Скачать бесплатно
17.03.14 в 20:50 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе