Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по мировой экономике »
Тема: Мировой рынок труда и его особенности
Раздел: Бесплатные рефераты по мировой экономике
Тип: Контрольная работа | Размер: 42.22K | Скачано: 291 | Добавлен 20.03.14 в 18:21 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Содержание
1. Мировой рынок труда и его особенности 3
2. Россия в системе международной трудовой миграции 8
Заключение 14
Контрольные тестовые задания 15
Задача 17
Список литературы 18
Приложения 19
1. Мировой рынок труда и его особенности
Мировой рынок труда — область экономических отношений на международной арене. Она определяется регулярными, устойчивыми операциями купли-продажи рабочей силы, обеспечивает перемещение трудовых ресурсов, реализуется в форме международной трудовой миграции.
Факторы международной трудовой миграции:
1) неэкономические (определяются политическими, национальными, религиозными, семейными, расовыми и другими причинами);
2)экономические (разница в уровне экономического развития государств).
Мировой рынок рабочей силы начал формироваться в середине XIX в., трудовые ресурсы эмигрировали из менее развитых регионов Европы и Азии. Процесс формирования рынка динамично развивался и постоянно увеличивался в масштабе. К середине 1950-х гг. в мире насчитывалось более 35 млн. мигрирующих трудящихся.
Международная трудовая миграция - процесс, связанный с пересечением государственной границы с целью максимально выгодной продажи своей рабочей силы на определенный срок (от 1 дня до нескольких лет). При этом главная цель мигранта – как можно дороже продать свою рабочую силу, стоимость которой отражается в заработной плате в стране назначения – существенно более высокой, чем в стране выезда.
Существует определенная выгода от миграции трудовых ресурсов в различные регионы, однако есть негативные стороны явления, носящие социально-экономический характер: «утечка умов», появление дискриминации по отношению к иностранцам, недовольство коренных жителей.
Организации, регулирующие международные отношения на рынке рабочей силы:
1)Международная организация труда (МОТ);
2) Международная организация по миграции (MOM).
Мировой рынок труда формируется экспортом и импортом рабочей силы. При этом все большее число государств привлекает иностранную рабочую силу или направляет трудовых мигрантов за рубеж. Размеры международной миграции неуклонно растут. Новым явлением стало постепенное стирание граней между странами, принимающими и поставляющими рабочую силу. В современных условиях все большее число стран вовлекаются в процесс одновременной эмиграции и иммиграции населения. В международной миграции населения в последнее время произошли качественные изменения, обусловленные НТР, их суть состоит в значительном увеличении среди мигрантов доли лиц с высоким уровнем образования и профессиональной квалификации. Это обусловлено, с одной стороны, огромной разницей в оплате труда специалистов в развитых и отсталых странах, а с другой – стремлением развитых стран привлечь в свою экономику работников дефицитных специальностей, сэкономив при этом на их подготовке.
Число государств, привлеченных в миграционные процессы, увеличилось. Так, к последней трети XX в. к традиционным центрам притяжения мигрантов – США, Канаде и Австралии – добавились новые развитые и формирующиеся рынки рабочей силы. Это страны Западной Европы, нефтедобывающие страны Ближнего Востока, Аргентина и Венесуэла в Латинской Америке, наиболее богатые Африканские государства – Кот-д’Ивуар, Гана и ЮАР, а также Россия, которая стала одним из главным мировых центров притяжения населения.
Процесс увеличения числа стран, привлекающих мигрантов, обуславливает необходимость использования опыта регулирования международной миграции государствами «переселенческого капитализма»– традиционных регионов мирового хозяйства, ввозящих рабочую силу из развивающихся стран. При рассмотрении международной миграции населения, как объекта регулирования, следует учитывать, что существуют две основные формы миграции: организованная (инициируемая и регулируемая государством) и неорганизованная (самостоятельная, подверженная саморегулированию). Саморегулирование происходит при помощи рыночных механизмов, где в процессе взаимодействия спроса, предложения и влияния внешней среды (особенностей деятельности в данной стране) участники в результате определенного поведения (стратегии) получают обусловленные этим поведением результаты (последствия) их функционирования и взаимодействия. Вторым компонентом саморегулирования выступают институты рынка рабочей силы: союзы предпринимателей-работодателей и профсоюзы рабочих.
Миграционная политика практически всех стран мира влияет на перемещение населения из одной страны в другую. Государство, регулируя миграционные процессы, оказывает существенное влияние на функционирование рынков, результаты деятельности их участников, а, вводя регламентирующие нормативно-правовые акты, использует разнообразные инструменты, методы и приемы воздействия на рынки рабочей силы в соответствии с выдвинутыми целями государственной политики.
Неорганизованная миграция, хоть и не обходится без участия государственных институтов, все же обладает большей степенью свободы для граждан. По данным Организации Объединенных Наций в 2004 г. во всем мире насчитывалось примерно 20-30 миллионов нелегальных мигрантов, что составляет около 10-15 % всех мигрантов в мире.
Международный опыт в области борьбы с нелегальной миграцией свидетельствует о том, что в условиях современного демократического общества, основанного на либеральной традиции, не найдено эффективного механизма ликвидации нелегальной миграции, что усиливает негативные явления, которые неизбежно сопровождают нелегальную миграцию: нарушение гражданских прав мигрантов, отсутствие социальной защиты, разрастание криминального сектора, возникновение конфликтов на этнической почве.
Современный мировой рынок труда имеет ряд отличительных особенностей:
1. Рост масштабов международной трудовой миграции. На начало XXI в. в мире насчитывалось, по разным оценкам, от 80 до 130 млн. человек мигрантов.
2. Разнонаправленность потоков трудовой миграции. Это миграция из развивающихся стран в развитые; перекрестная миграция в рамках развитых стран; трудовая миграция между развивающимися странами; миграция высококвалифицированных специалистов из развитых стран в развивающиеся страны, и наоборот. Международная миграция высококвалифицированных специалистов получила название «утечки умов». Формы «утечки умов» могут быть различными: выезд в страну занятости на постоянное место жительство, выезд за рубеж на контрактной основе.
3. Изменение структуры трудовой миграции. В частности, увеличивается доля молодежи, женщин и детей в миграционном процессе. Например, доля молодежи в общем числе мигрантов достигает 50% в Бельгии и Нидерландах. Изменяется этническая структура миграции. Это связано с тем, что возрастает доля цветных иммигрантов из Азии, Африки, Латинской Америки. На территории принимающей страны они образуют большие общины, где живут в соответствии со своими обычаями, традициями, культурой. Нередко между коренными жителями и иммигрантами возникают конфликты на этнической и религиозной почве.
4. Увеличение продолжительности пребывания мигрантов в стране занятости. Так, в Западной Европе средняя продолжительность пребывания иммигрантов превышает 10 лет. В Германии 1/4 иммигрантов проживает больше 20 лет.
5. Формирование «черного» рынка труда. «Черный» рынок труда образует нелегальная рабочая сила. Это труд более дешевый, чем легальный, поэтому он используется с целью увеличения прибылей. По оценкам международной организации труда, в странах Евросоюза незаконно проживают и работают около 6-7 млн. иностранцев, в то время как 18 млн. европейцев - безработные.
6. Расширение масштабов участия России в международной трудовой миграции. Но в основном не российские работники едут работать за рубеж, а Россия принимает у себя иностранных работников.Основные причины привлечения иностранных работников на российские предприятия — это нехватка рабочих отдельных профессий и специальностей, непривлекательность рабочих мест для населения, нехватка трудовых ресурсов. Иностранные рабочие чаще всего используются на предприятиях добывающей промышленности, в строительстве и в сельском хозяйстве.
2. Россия в системе международной трудовой миграции
В конце XX — начале XXI вв. Российская Федерация становится активным участником процессов международной трудовой миграции. Международная трудовая миграция, представляет собой перемещение трудоспособного населения через государственные границы в поисках работы.
Если в первые годы существования России в качестве независимого государства миграционные потоки, чаще всего, были связаны с распадом СССР и «падением железного занавеса», то современные тенденции вызваны усилением влияния глобализации и внутренними проблемами российского рынка труда, обусловленными, в первую очередь, динамикой численности трудовых ресурсов.
Российская экономика не выживет без привлечения труда мигрантов. Сегодня абсолютное большинство экспертов-экономистов убеждены, что запланированный на ближайшую перспективу экономический рост, даже при реальном повышении производительности труда, невозможен без масштабного пополнения трудовых ресурсов за счет миграции.
Во многих регионах страны локальные рынки труда уже сейчас испытывают не только относительный, но и абсолютный дефицит рабочей силы. К 2015 году трудовые ресурсы страны сократятся на 8 миллионов человек, а к 2025-му - на 18-19 миллионов. Т.к. максимальное сокращение численности населения трудоспособного возраста произойдет в 2009-2017 годах, когда среднегодовая убыль населения этой возрастной группы будет превышать 1 млн. человек.
Миграция более эластична, то есть более гибко реагирует на внешние факторы, и поэтому способна дать быстрый и масштабный ответ на вызовы ближайшего десятилетия.
См. Численность иностранных граждан, осуществлявших трудовую деятельность в России (Приложение А)
Более 80% легальных иностранных работников занято в пяти основных
видах экономической деятельности: строительстве, оптовой и розничной торговле (включая ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий), сельском хозяйстве, обрабатывающих производствах, добыче полезных ископаемых, транспорте и связи.
Реальная структура занятости мигрантов может отличаться от официальных данных из-за неравномерного распространения неформальной и теневой занятости по секторам экономики.
См. Численность иностранных граждан, осуществлявших миграцию по видам экономической деятельности (Приложение Б)
Большой разрыв в уровне заработной платы между Россией и ее южными соседями в сочетании с возможностью легко обходить трудовое законодательство и наличием безвизового режима пересечения российских границ жителями стран СНГ (за исключением Грузии и Туркменистана) обусловливают большие потоки нелегальных мигрантов. Оценить их величину можно с помощью косвенных оценок численности находящихся в стране документированных и недокументированных мигрантов и ряда допущений.
Процессы эмиграции
Вхождение России как равноправного партнера в мировое экономическое сообщество неизбежно связано, помимо других факторов, с таким многогранным процессом, как международная миграция рабочей силы.
Россия с запозданием включилась в международные процессы миграции населения. Импортируя рабочую силу, Россия лишь в начале 90-х гг. осознала возможности экспорта своей рабочей силы.
С принятием Закона "О занятости населения в Российской Федерации" (1991 г) всем гражданам России предоставлено право выезжать за рубеж на работу. Осуществить это право человек может либо в соответствии с межправительственными соглашениями, используя специальные агентства, либо сам, найдя себе работу за границей.
Экономическая миграция из России определяется следующими факторами.
Во-первых, более высоким уровнем жизни в зарубежных развитых странах и выгодными условиями труда, предлагаемыми там.
Во-вторых, численность выезжающих будет ограничена емкостью рынков труда принимающих стран и в целом сравнительно низким уровнем квалификации рабочей силы в Российской Федерации, непризнанием за рубежом российских дипломов о высшем образовании, языковым барьером.
Поэтому выезжать будет высококвалифицированная и наиболее мобильная часть населения.
К числу положительных факторов экспорта рабочей силы относят следующие:
снижение давления на внутренний рынок труда;
минимизация существующих в его структуре дисбалансов;
уменьшение безработицы;
финансовые поступления от мигрантов;
повышение профессионального и культурного уровня работников-мигрантов.
Для упорядочения российской трудовой миграции, осуществления социальной защиты наших сограждан Правительство РФ предприняло ряд шагов.
Так, заключены межправительственные и межведомственные соглашения с Германией, Польшей, Швейцарией, Финляндией, Словакией, Китаем и многостороннее соглашение государств - участников СНГ.
Практически все соглашения с государствами Западной и Восточной Европы содержат квоты, в соответствии с которыми ежегодно в этих странах могут работать не более 4 тыс. россиян.
Выход России на международный рынок труда осложняется рядом факторов, и прежде всего неблагоприятной конъюнктурой этого рынка в последние годы (высокой конкуренцией со стороны стран - экспортеров рабочей силы).
Кроме того, помимо политики квотирования западные страны в отношении иностранной рабочей силы готовят и другие барьеры. Так, по прогнозам германского Федерального института занятости, в связи с созданием единого внутреннего рынка ЕС страны этого блока будут неохотно привлекать работников из-за рубежа. Вероятно, 40% всех новых рабочих мест будет создано в Великобритании и Германии, из них около 25% - в промышленности, 50% - в оптовой и розничной торговле, транспорте, строительстве.
По мнению большинства европейских экспертов, эти страны при отсутствии роста населения скорее предпочтут внедрять новые трудосберегающие технологии и активнее использовать труд женщин.
Для планомерного и эффективного освоения международного рынка рабочей силы нужна единая государственная концепция экспорта рабочей силы.
По расчетам экономистов, для охвата 10% основных мировых рынков рабочей силы России потребуется около 10 лет. В перспективе Россия могла бы держать за рубежом 1- 1,5 млн. человек, получая ежегодно 10-20 млрд. долл.
Однако, процесс миграции из России развивается в большей степени стихийно, в меньшей - организованно, и, естественно, каждая из этих форм трудовой миграции предопределяет неравные стартовые возможности для их участников, а значит, и разные социальные и социально-психологические последствия.
И тем не менее, в настоящее время трудовая миграция из России принимает все более широкие масштабы. Так, по оценкам западных специалистов, в ближайшие годы от 2 до 5 млн. российских граждан захотят выехать на работу за рубеж.
Рабочие и специалисты из России работают сегодня во Франции, Германии, Австрии, Дании, Канаде, некоторых странах Латинской Америки. В перспективе Латинская Америка (прежде всего Аргентина, Уругвай, Чили) обещает стать важным центром восточноевропейской эмиграции, в том числе - из России.
Процесс международной миграции рабочей силы и населения регулируется национальным законодательством различных стран и международными правовыми актами.
См. Численность Российских граждан, выехавших на работу за границей, по странам (Приложение В)
Ежегодно из России на заработки выезжают не менее 4 тысяч человек. Из них примерно 95% устраиваются на работах физического труда (в строительстве, сельском хозяйстве, обслуживании). Умственным трудом занимается меньшинство выехавших: не более 5%.
Девушкам, уехавшим на заработки из России, чаще всего удается устроиться на швейных фабриках, в гостиницах, кондитерских. Многие работают нянями, сиделками, домработницами, официантками, прачками, посудомойщицами. Девушки выезжают на уборку клубники, на работы в парковых аттракционах. Некоторым удается устроиться гувернантками. Основными принимающими странами для русских девушек являются Италия и Израиль. Для русских парней «выездные» страны — Великобритания, Ирландия, Швеция, Германия, Португалия, Израиль, Чехия, Польша, Испания, США. Большинство устраивается строительными рабочими, а также механиками, электриками, поварами и официантами. В последние годы возникла мода на восточноевропейских парней-нянь. Обычно их приглашают в семьи, где дети воспитываются без отцов. Часть иммигрантов, не имеющих подходящей квалификации, попадает в разряд чернорабочих с незавидным положением.
Однако и квалифицированный рабочий из России оказывается ущемленным. Например, шведскому строительному рабочему работодатель платит в 10 раз больше, чем русскому. Шансы получить высокооплачиваемую работу имеют главным образом те, которые являются ИТ-специалистами (от английского «IТ-specialist» — профессионал в области компьютерных технологий и программирования). Спрос на представителей этой профессии растет огромными темпами. В компьютерных отраслях западноевропейских стран значительная часть занятых — иммигранты.
См. Численность Российских граждан, выехавших на работу за границей, по профессиям и должностям (Приложение Г)
Поскольку Россия, участвуя в международной миграции, является
одновременно принимающей и направляющей стороной, то национальная миграционная политика ориентируется на реализацию многообразных целей и строится с учетом реалий глобального мира, дополняясь национальным регулированием. Являясь частью социально-экономической политики, она выполняет структурирующую роль, т.е. увязывает проект социально- экономического развития с проектом (прогнозом) количества, качества и размещения населения.
Заключение
Современная мировая миграция рабочей силы представляет собой многогранное явление, влияющее на все стороны развития общества, будь то экономика или политика, демографические процессы или национальные отношения, идеология или религия. Международная миграция населения с развитием капиталистической системы хозяйствования приобрела новые черты. Возникла необходимость в огромных перемещениях людей, лишенных средств производства. Современный мировой миграционный процесс по своему содержанию и массовости существенно отличается от аналогичных процессов не только прошлого века, но и первой половины прошлого столетия.
Национальные рынки труда все больше утрачивают свою замкнутость и обособленность. Между ними возникают транснациональные потоки и перемещения рабочей силы, которые приобретают постоянный и систематический характер.
Таким образом, задачи, стоящие перед мировым сообществом в области регулирования мирового рынка рабочей силы сложны и необъятны. Ключом к решению этих задач является углубление возможностей международного сотрудничества и совместных действий.
Анализ современных миграционных процессов выявил, Россия активно вовлечена в миграционные процессы. В настоящее время в РФ наблюдается ярко выраженная потребность в трудовых ресурсах, которая компенсируется притоком малоквалифицированной рабочей силы из стран ближнего зарубежья. Эмиграционный поток значительно меньше, но из России стремятся эмигрировать наиболее образованные и обеспеченные группы населения, которые недовольны социально-экономической ситуацией в стране.
Контрольные тестовые задания
1. Показатели, используемые для оценки размеров международной трудовой миграции:
а) масштабы выбытий эмигрантов;
б) количество денежных переводов работников-мигрантов в страну, из которой они выбыли;
в) масштабы прибытий иммигрантов;
г) объем вывоза имущества эмигрантов из страны выбытия;
д) сальдо миграции.
Ответ: а, в, д.
Для оценки масштабов трудовой миграции используются следующие показатели: Масштабы выбытий – число эмигрантов, выбывших из страны за рубеж за определенный период с целью устройства на работу. Масштабы прибытий – число иммигрантов, прибывших за определенный период в страну в поисках работы. Сальдо миграции или чистая миграция – разница между числом прибытий и числом выбытий в стране за определенный период. Сальдо может быть либо положительным, либо отрицательным.
2. Государства воздействуют на процессы миграции с целью нейтрализовать отрицательные эффекты, регулируя следующие показатели:
а) количество иммигрантов;
б) национальная принадлежность;
в) профессиональная структура;
г) половозрастная структура;
д) продолжительность пребывания в стране;
е) семейное положение;
ж) финансовое обеспечение;
з) знание иностранных языков.
Ответ: а, в, г, д.
Цель межгосударственного регулирования трудовой миграции населения — достижение желательного для принимающей страны масштаба иммиграции и отбор нужных работников из общего потока потенциальных мигрантов. Регулирование трудовой миграции осуществляется посредством двусторонних и многосторонних межправительственных соглашений. Эти соглашения определяют численность мигрантов, в ряде случаев их возраст, пол, профессию, состояние здоровья и др.
Задача
Допустим, что цена потребительской корзины в стране А составляет 5000 франков. Аналогичный показатель в стране В равен 100 долл.
1. Определите соотношение курсов валют этих стран.
2. Что произойдет с обменным курсом доллара, если в стране А в 2 раза возрастут товарные цены, а в экономике страны В положение останется прежним?
3. Какая теория объясняет такое колебание курсов валют?
Решение:
1. Соотношение курсов валют:
5000 F / 100$ = 50 F/$ - 50 франков за доллар или
100$ / 5000 F = 0,02 $/F - 0,02 доллара за франк.
2. При росте цен в стране А стоимость потребительской корзины станет равна 10000 франков. Найдем новое соотношение курсов валют:
10000 F / 100$ = 100 F/$ - 100 франков за доллар или
100$ / 10000 F =0,01 $/F - 0,01 доллар за франк.
3. Теория паритета покупательной способности была сформулированная Густавом Касселем. Согласно этой теории на одну и ту же сумму денег, пересчитанную по текущему курсу в национальные валюты, в разных странах мира можно приобрести одно и то же количество товаров и услуг при отсутствии транспортных издержек и ограничений по перевозке.
Однако в действительности рыночный курс валют не совпадает с ППС ни в краткосрочном, ни в долгосрочном периодах, поскольку не учитывает движение капиталов между странами, транспортные издержки и ряд других факторов.
Список литературы
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.