Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по Бюджетной системе РФ »

Составление проекта федерального бюджета в РФ

Составление проекта федерального бюджета в РФ [12.03.14]

Тема: Составление проекта федерального бюджета в РФ

Раздел: Бесплатные рефераты по Бюджетной системе РФ

Тип: Контрольная работа | Размер: 195.83K | Скачано: 355 | Добавлен 12.03.14 в 17:54 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы


Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Экономическое содержание и значение бюджетного процесса 4

2. Составление проекта бюджета РФ 7

3. Перспективы развития бюджетного процесса в Российской Федерации 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 17

1.    На основе представленных исходных данных рассчитать показатели проекта бюджета района и составить проект бюджета по форме № 1–Б.

2.    Подготовить пояснительную записку к составленному проекту бюджета района, в которой проанализировать структуру и динамику доходов и расходов бюджета и оценить финансовое состояние муниципального образования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57

 

Введение

Бюджет – важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Поэтому разработке его показателей уделяется особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов.

Актуальность темы контрольной работы в том, что бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что вся Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимается бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально – экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. Разработка бюджета государства осуществляется на основе прогноза социально – экономического развития Российской Федерации на конкретный год.

Целью написания контрольной работы является: раскрытие теоретических положений по составлению проекта федерального бюджета РФ.

Задачами контрольной работы являются:

В практической части данной контрольной работы будут произведены расчеты по составлению проекта бюджета района с краткими пояснениями и выводами.

 

Экономическое содержание и значение бюджетного процесса

Бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Бюджетный процесс – главная форма бюджетного планирования, которое в свою очередь является важнейшей составной частью финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Основы бюджетного процесса определила Конституция РФ, уточнил и развил данные нормы Бюджетный кодекс РФ. Порядок бюджетного процесса, определяемый Бюджетным кодексом РФ, является единым для всех уровней бюджетной системы. Однако субъекты Федерации и органы местного самоуправления конкретизируют порядок бюджетного процесса на своей территории. Деятельность государства от начала составления государственного бюджета до утверждения отчета о его исполнении длится около трех с половиной лет, и этот срок называется бюджетным циклом.

Весь бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процесса:

Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и этот порядок изменению не подлежит. Сам бюджет действует в течение одного года — с 1 января по 31 декабря. Финансовый (бюджетный) год на территории Российской Федерации длится 12 месяцев.

Каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, так как ежегодно изменяется объем национального дохода государства, по–разному распределяются государственные финансовые ресурсы. Это определяется общей политикой государства и финансово–кредитной политикой в частности. Несмотря на ежегодные изменения приоритетов и регулярные изменения бюджетной классификации порядок бюджетного процесса остается неизменным. Такой подход характерен для всех демократических стран с рыночной экономикой. Бюджетный процесс является чрезвычайно важным и сложным действием, определяющим порядок деятельности большей части государственных и муниципальных органов власти разного уровня на длительный период времени. При этом бюджетный процесс построен таким образом, что на каждой его стадии решается только строго ограниченный круг вопросов, решение которых на других стадиях не допускается. Подобный подход позволяет жестко разграничить права и обязанности различных органов государственной власти и управления на каждой стадии бюджетного процесса и значительно облегчает проведение финансового контроля в ходе бюджетного процесса.

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят: финансовые органы, органы денежно–кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля.

Каждый орган имеет собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий. Структура федеральных финансовых органов определяется указом Президента РФ. Субъекты РФ и муниципальные образования в целях осуществления собственной бюджетной политики создают финансовые органы и органы финансового контроля в соответствии с законодательством. Осуществление отдельных бюджетных полномочий может быть возложено на иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством РФ.

Рис.1. Участники бюджетного процесса
Рис.1. Участники бюджетного процесса

 

Составление проекта бюджета РФ

Составление проектов бюджетов – исключительная прерогатива Правительства РФ, высших исполнительных органов власти субъектов РФ и местных администраций муниципальных образований.

Проект федерального бюджета разрабатывается Министерством финансов РФ по поручению Правительства РФ и утверждается сроком на три года – очередной финансовый год и плановый период.

Составление проекта федерального бюджета основывается на:

  • бюджетном послании Президента РФ;
  • прогнозе социально – экономического развития РФ на очередной год;
  • отчете об исполнении федерального бюджета в отчетном году;
  • основных показателях ожидаемого исполнения бюджета в текущем году;
  • докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования;
  • проектах федеральных законов о внесении изменений в законодательство РФ о налогах и сборах;
  • реестре расходных обязательств РФ и изменений, которые планируется в него внести в связи с проектами нормативных правовых актов, определяющих расходные обязательства РФ.

Министерство финансов Российской Федерации составляет:

  • проект Федерального закона «О федеральном бюджете»;
  • прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации;
  • основные направления бюджетной и налоговой политики;
  • расчеты по статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации, по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и профициту (дефициту) федерального бюджета;
  • основные принципы взаимоотношений федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • перечень международных договоров РФ, вступивших в силу для РФ государственных внешних заимствований РФ;
  • проект программы предоставления РФ иностранным государствам государственных кредитов;
  • проект структуры государственного внешнего долга РФ (по видам задолженности и по государствам);
  • проект структуры государственного внутреннего долга РФ;
  • проект программы внутренних заимствований;
  • оценку ожидаемых потерь федерального бюджета в связи с предоставленными налоговыми льготами;
  • перечень законодательных актов (а также их отдельных статей, пунктов, подпунктов и абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается в связи с тем, что в проекте федерального бюджета не предусматриваются средства на их реализацию.

Правительство РФ приступает к составлению проекта федерального бюджета обычно за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Данный проект разрабатывается в три этапа. Разработка проекта федерального бюджета связана с бюджетным планированием. В Бюджетном кодексе РФ основные процедуры бюджетного процесса определяются как бюджетные чтения. Основные контуры этого процесса схематично представлены на (Рисунке 2).

Рис.2. Разработка проекта закона о федеральном бюджете

Рис.2. Разработка проекта закона о федеральном бюджете

Этапы составления проекта федерального бюджета РФ:

  • Первый этап – разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ прогноза развития экономики России на очередной финансовый год и плановый период, в котором должны содержаться макроэкономические показатели состояния экономики. На основании выбранного прогноза Министерство финансов РФ разрабатывает основные характеристики показателей федерального бюджета.

Правительство РФ принимает основные характеристики федерального бюджета и распределения расходов на очередной финансовый год и плановый период, а Министерство финансов РФ направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения ассигнований по конкретным получателям и уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений РФ и субъектов РФ на очередной финансовый год и плановый период.

  • Второй этап – распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с бюджетной классификацией по получателям бюджетных средств, а также разработка федеральными органами исполнительной власти предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере, об отмене нормативных правовых актов, исполнение которых не обеспечено реальными источниками финансирования в очередном финансовом году. Одновременно формируется перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из средств федерального бюджета.
  • На третьем этапе – Министерство финансов РФ на основе представленных субъектами бюджетного планирования расчетов, документов и материалов формирует проект федерального бюджета и прилагаемые к нему материалы и после рассмотрения Бюджетной комиссией до 12 августа вносит их в Правительство РФ. Правительство РФ не позднее 20 августа одобряет проект федерального бюджета для внесения в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.

Госдума рассматривает проект федерального бюджета в трех чтениях:

1 чтение осуществляется в течение 30 дней со дня внесения его в Госдуму. В этот период принимается и одобряется (или не одобряется) концепция  проекта закона о бюджете. Концепция бюджета – принципиальная модель проекта бюджета на очередной год как отражение основных приоритетов бюджетной политики государства. Неприемлемость концепции бюджета может быть основанием отклонения проекта бюджета и возвращения его в Правительство РФ на доработку. Возможна постановка вопроса о недоверии к Правительству РФ.

Комитетам дается 15 дней на рассмотрение бюджета. На основании заключения комитетов Госдумы комитет по бюджету готовит свое заключение, а также проект постановления Госдумы о принятии или отклонении в первом чтении проекта ФЗ «О федеральном бюджете»  на очередной финансовый год и представляет их на рассмотрение Госдумы.

В случае принятия Госдумой законопроекта «О федеральном бюджете», утверждаются основные характеристики федерального бюджета.

В случае отклонения законопроекта в первом чтении Госдума может предпринять одно из следующих действий:

  • передать данный законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета, состоящую из представителей Госдумы, представителей Совета Федерации и представителей Правительства РФ;
  • вернуть на доработку;
  • поставить вопрос о доверии Правительства РФ.

Во 2 чтении Госдума рассматривает законопроект «О федеральном бюджете» в течение 35 дней со дня его принятия в первом чтении.

Предметом рассмотрения является: перечень главных администрированных доходов федерального бюджета; перечень главных администрированных источников финансирования дефицита бюджета; бюджетные ассигнования на финансирование расходов федерального бюджета; распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов; программа внешних и внутренних заимствований; программа государственных гарантий.

В 3 чтении Госдума рассматривает проект бюджета в течение 15 дней со дня принятия законопроектов во 2 чтении. Рассматривается и утверждается ведомственная структура расходов бюджета – с соответствующими поправками.

По результатам рассмотрения Государственной Думой проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Министерство финансов РФ до 1 декабря вносит в Правительство РФ предложения по внесению изменений в перспективный финансовый план, а Министерство экономического развития РФ составляет до 5 декабря уточненный сводный финансовый баланс РФ.

Принятый Госдумой ФЗ «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год в течение 5 дней со дня принятия передается в Совет Федерации, которым в течение 14 дней должен быть одобрен, после чего  в течение 5 дней передается Президенту РФ для подписания и обнародования.

 

Перспективы развития бюджетного процесса в Российской Федерации

Ключевая проблема межбюджетных отношений – незавершенность децентрализации бюджетной системы. Расходы субнациональных бюджетов перегружены обязательствами, установленными федеральным законодательством («федеральные мандаты»), основная часть их доходов формируется за счет отчислений от федеральных налогов и финансовой помощи (в том числе – неформализованной), имеет место резкая несбалансированность расходных обязательств и возможностей их финансирования. Официальная система межбюджетных отношений остается чрезмерно централизованной, заведомая невыполнимость (нерациональность) ее требований позволяет субнациональным властям переложить основную политическую и финансовую ответственность на федеральный центр. Для решения этой проблемы необходимо существенно расширить налогово-бюджетные полномочия региональных и местных властей и повысить ответственность за их использование при одновременном поддержании конкурентной среды, жестких бюджетных ограничений и увеличении доли федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета.

Существует также проблема нецелевого использования бюджетных средств. Опыт развитых стран подсказывает, что надо сделать прозрачным, подконтрольным общественности весь процесс составления плана расходования бюджетных средств и само расходование. Иными словами, бюджет Федерации, республики, края, области или района должен быть более подробным и выполняться согласно по каждому направлению бюджетных средств, вплоть до небольших сумм, чтобы все видели, на что власти собираются потратить и как в действительности тратят деньги налогоплательщиков. Для этого бюджет должен быть детализированным, открытым и понятным. Есть надежда, что контроль за движением средств федерального бюджета и их использованием действительно усилится с полным переходом России на казначейскую систему исполнения бюджета.

До сих пор остаётся нерешенной проблема чрезмерной бюджетной и налоговой нагрузки на экономику. По мнению экспертов, условием экономического роста является предел этой нагрузки в 25% ВВП. По официальным данным, она находится на уровне 33% ВВП и выше. Характерный признак чрезмерной нагрузки – значительная доля теневой экономики. Нужно освободить экономику из под государственной опеки, с одновременным подкреплением рыночного механизма сильной государственной властью. Однако она должна не командовать бизнесом, а освободить рынок от монополизма, ведомственного произвола, региональной замкнутости, коррупции, которые препятствуют рыночным отношениям.

Ещё одна немаловажная проблема – низкая эффективность расходования бюджетных средств. Для её решения необходимо пересмотреть структуру бюджетных расходов, сокращая ненужные расходы, повышать долю капитальных вложений в бюджетных расходах, улучшать сферу образования и здравоохранения, выплачивать достойную заработную плату работникам социальной сферы, создать механизм, связывающий доступ граждан к общественным благам с уплатой налогов. Открытые конкурсы по закупкам товаров и предоставлению услуг для бюджетных организаций оздоровят экономику, сократят число злоупотреблений.

 

Заключение

На основе выше изложенного можно сделать следующие выводы.

Составление проекта бюджета является прерогативой Прави­тельства Российской Федерации, исполнительных органов вла­сти субъектов Российской Федерации и муниципальных образо­ваний. По их поручению проект бюджета разрабатывается Ми­нистерством финансов РФ и территориальными финансовыми органами.

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями входят:

  • финансовые органы, определяемые указом Президента страны;
  • органы денежно – кредитного регулирования, то есть Банк России;
  • органы государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся:
  • счетная палата Российской Федерации;
  • контрольные и финансовые органы исполнительной власти;
  • контрольные органы законодательных органов субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления.

Министерство финансов Российской Федерации обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет проекты федерального бюджета и представляет его в Правительство Российской Федерации, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов; осуществляет методическое руководство в области составления проекта федерального бюджета и исполнения федерального бюджета; получает отчет об исполнении федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации, а также отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации; осуществляет предварительный и текущий контроль за бюджетами; составляет, представляет отчет об исполнении федерального бюджета в Правительство Российской Федерации; и ряд других полномочий.

Этапы составления бюджета РФ:

Первый этап формирования федерального бюджета – разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством Российской Федерации плана – прогноза функционирования экономики Российской Федерации на очередной финансовый год, содержащего основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики. 

Второй этап формирования федерального бюджета – распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов Российской Федерации и по получателям бюджетных средств, а также разработка указанными органами предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере, об отмене нормативных правовых актов, исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченное реальными источниками финансирования в очередном финансовом году, о приостановлении действия указанных нормативных правовых актов или об их поэтапном введении. 

На третьем этапе – Министерство финансов РФ на основе представленных субъектами бюджетного планирования расчетов, документов и материалов формирует проект федерального бюджета и прилагаемые к нему материалы и после рассмотрения Бюджетной комиссией вносит их в Правительство РФ. Правительство РФ одобряет проект федерального бюджета для внесения в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.

Таким образом, цель контрольной работы по раскрытию теоретических положений по составлению проекта федерального бюджета РФ достигнута и задачи решены.

 

Список использованной литературы

  • Нормативные документы:
  1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145–ФЗ (ред. от 20.08.2010).
  2. Постановление Правительства РФ от 30.03.2002 № 186 (ред. от 18.07.2010) «О разработке прогноза социально – экономического развития Российской Федерации на 2010 год и проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год», параметров прогноза социально – экономического развития Российской Федерации до 2011 года и перспективного финансового плана до 2011 года».
  • Книги (учебники, учебные пособия, словари, справочники и др.):
  1. Грачева Е.Ю. Финансовое право: Схемы и комментарии: Учебное пособие. –3–е изд., испр. и доп. – М.: Юриспруденция, 2009.
  2. Лупей Н.А. Финансы: Учебное пособие. – М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2012. – 400 с.
  3. Поляк Г.В. Бюджетная система России: Учебник для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2011. – 703 с.
  4. Селезнев А.З. Бюджетная система РФ: Учебное пособие. – М.: Магистр: ИНФРА–М, 2011. – 448 с.
  5. Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, Закон и право, 2009.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 195.83K
Скачано: 355
Скачать бесплатно
12.03.14 в 17:54 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе