Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Социализация как фактор развития личности: стадия и способы

Социализация как фактор развития личности: стадия и способы [20.01.13]

Тема: Социализация как фактор развития личности: стадия и способы

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 17.71K | Скачано: 302 | Добавлен 20.01.13 в 23:36 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Москва 2011


Содержание
1. Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности 3
2. Стадии, способы и средства социализации личности 8
3. Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Объясните почему? Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему? 11
Заключение 12
Литературные источники 14
 
1.Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности
Латинское слово persona, сегодня обозначающее личность, в
Древней Греции и Риме обозначало маску актера, на которой крупными мазками — так чтобы видно было с последних рядов огромного амфитеатра, — было изображено лицо злодея, шутника, или защитника угнетенных и т.д. Стало быть, социальная роль и есть маска, в которую облачается человек, попадая на люди. Правда, она может срастись с ним: роль станет неотделимой частью собственного «Я». А что такое «Я» и что такое личность?
Личностные черты индивида долгое время приписывались наследственности. Считалось, что семья, предки и гены определяют, будет ли человек гениальной личностью, заносчивым хвастуном, закоренелым преступником или благородным рыцарем. В первой половине XX века накопилось такое количество новых фактов, которое вынудило пересмотреть первоначальные взгляды на сущность человека. Оказалось: врожденная  гениальность автоматически не гарантирует того, что из человека получится великая личность.
Широко известны факты раннего проявления способностей —музыкальных, живописных, математических, поэтических. Моцарт поразил знатоков своими музыкальными талантами, когда ему исполнилось 3 года. В 8 лет он создал свои первые симфонии. Н. Римский-Корсаков обратил на себя внимание богатой музыкальной памятью в 2 года. С. Прокофьев уже в 8 лет выступал в качестве композитора.
Умственная одаренность — биологически прирожденное качество. Оно может развиться, а может угаснуть. Чтобы талант стал гением, необходимы сила воли, трудолюбие и мотивация к достижению. Но эти качества развиты, а точнее сказать привиты, воспитаны, у людей не в одинаковой мере. Большую роль играют семейное воспитание, школьное образование и усилия со стороны общества, иначе говоря, социальная среда.
Бывает и так, что ребенок, в котором не распознали одаренность, вопреки этому позднее становится гением и дарит человечеству великие открытия. Так, Энштейна и Менделеева школьные учителя считали бездарными. Талант П. Гогена проявился только в 38 лет, а С.Т. Аксакова — в 50. Благодаря неимоверному трудолюбию они достигли творческих вершин и на этом пути они сформировались как личности.
В литературе описано немало случаев, когда маленькие дети попадали в мир животных, лишались человеческого общения. Всем известен пример Маугли. Во всех подобных случаях закономерности развития человеческого индивида сохранялись
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что талант и
гениальность — биологически врожденные умственные способности. Великим же человек становится благодаря своему трудолюбию, профессионализму и выдающемуся вкладу в развитие человеческой культуры. Гениальным человека делает природа, а великим — общество.
Личность — результат социального становления индивида путем  преодоления трудностей и накопления жизненного опыта.
Процесс формирования личности имеет две стороны:
•    Внутренняя сторона подразумевает развитие в человеке психических свойств (направленность, темперамент, характер, способности) и психических процессов (ощущение, восприятие, представление, память, внимание, мышление, воображение, воля, эмоции и чувства), появление психических образований (знания, навыки и умения). Эта сторона процесса формирования личности является предметом изучения психологии.
•    Внешняя сторона процесса формирования личности является ответом на вопрос: «В какой мере на эти психические (и физиологические) процессы влияет общество, в котором живет человек?»
            Равнодушные отношения в семье, отсутствие теплоты и доверительности между родителями и детьми, бесконечные запреты, наказания, чрезмерная строгость подавляют свободу ребенка. Он вырастает черствым и агрессивным, у него формируется комплекс неполноценности. Вытесненные желания загоняются глубоко внутрь, и позже проявляются в извращенной форме — как чрезмерная жестокость или полное равнодушие к другим людям. Внутренний мир такого человека как бы раздвоен: показная послушность, доходящая до чинопочитания и раболепия перед начальством, сочетается с затаенной агрессивностью, жаждой бунта и мести; перед более сильными он унижается, а более слабых норовит унизить сам. Подавление своих чувств так же опасно, как полное освобождение стихии бессознательных инстинктов — разнузданность, невоспитанность, несдержанность.  Однако стать личностью можно только в том случае, если мы развили в себе нравственное сознание. Альтруизм и бескорыстная любовь к ближним, противоположные эгоизму и своекорыстию, составляют фундамент человеческой личности, формирование которого начинается в обществе и семье.
Человек всегда является одновременно и субъектом и объектом социальных связей. Заняв определенную ячейку в обществе (менеджер, рабочий, учащийся, учитель, врач и т.д.), человек выполняет не только предметную деятельность, но и целый комплекс ролей по отношению к другим людям и сталкивается со стороны других людей с социальными ожиданиями относительно способов своего поведения (нормами) и социальными критериями оценки социального поведения (ценностями), т.е. его поведение со стороны общества и окружающих людей нормативно регулируется, и в этом смысле человек является объектом социальных отношений. Усваивая во взаимодействии с окружающими людьми нормы и ценности, человек социализируется, постепенно трансформируется из объекта социального регулирования в субъект регуляции собственного социального поведения, из объекта социального поведения и отношений в их субъект. Закрепление индивидуальных норм и ценностей, формирование определенного отношения к окружающему миру означает, что у человека появляется своя, внутренняя мерка для оценки своего поведения и поведения других людей, что он в меньшей степени зависит от мнений и оценок окружающих, сам выбирает ценностное допустимые цели и соответствующие нормам способы поведения, т.е. становится социально зрелой, самостоятельной личностью.
   Основной путь формирования личности человека заключается в том, что на разных ступенях своего развития он усваивает развернутый перед ним мир человеческой культуры, воплощенный в предметах производственной, и иной деятельности людей, в разнообразных формах их социального общения. Это и называется социализацией личности, то есть ее развитием в процессе усвоения ею накопленного человечеством социального опыта, воплощенного в различных проявлениях культуры, и цивилизации.
   В итоге, у личности развиваются соответствующие способности, позволяющие ей не только приспосабливаться к условиям внешней среды ее жизни и деятельности, но и активно утверждать себя в этой среде, проявлять творчество и изменять условия своей жизни в собственных интересах. Решающую роль в этом играет полученное хорошее образование в средней школе и вузе и последующая профессиональная и иная деятельность.
Подготовка к самостоятельной жизни в наше время стала не только более продолжительным, чем в традиционном обществе, но и дорогостоящим мероприятием. Дать полноценное образование всем желающим, т.е. представителям всех социальных слоев, общество смогло только в XX веке.
Но значение социализации не ограничивается обучением детей, подготовкой к взрослой жизни, усвоением элементарных правил общественной жизни. Социализация — начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм.
Обучение предмету и обучение жизни — вещи совершенно разные. Никакой учитель и никакая школа не могут раз и навсегда научить человека быть хорошей женой или домохозяйкой, семьянином, деловым партнером, писателем, настоящим профессионалом любого дела. Каждому приходится обучаться всю свою жизнь, совершая ошибки и исправляя их, но проделывая все это не в лабораторных, а в реальных условиях.
До глубокой старости он меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Благодаря социализации слабому человеческому детенышу не надо проходить бесконечно долгий путь развития.
Социализация — это процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулированию. К 14 годам из талантливого ребенка можно сделать вундеркинда, знающего в совершенстве тот или иной предмет. Примеров ускоренного обучения множество, но не существует примеров ускоренной социализации. Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. Дети, изолированные от общества (например, дети Маугли), в социальном плане погибают, хотя многие взрослые иногда сознательно ищут уединения и самоизоляции на некоторое время, в течение которого они предаются углубленным размышлениям и созерцанию.
Отличия социализации от формирования заключаются в следующем:
•    социализация изменяет внешнее поведение, а формирование личности устанавливает базовые ценностные ориентации;
•    социализация дает возможность получить определенные навыки (общения, профессии), а формирование определяет мотивацию социального поведения;
•    формирование личности создает внутреннюю психологическую установку на определенный тип социальных действий; социализация, корректируя эти социальные действия, делает всю установку более гибкой.
 
2. Стадии, способы и средства социализации личности
Социализация включает в себя различные этапы, стадии. В современной социологии этот вопрос решается неоднозначно. Одни ученые выделяют три стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Другие подразделяют этот процесс на два этапа: «первичную социализацию» (от рождения до зрелой личности) и «вторичную социализацию», связанную с перестройкой личности в период ее социальной зрелости. Есть и другие точки зрения.
Ясно одно, что наиболее интенсивно социализация осуществляется на начальных этапах. Исключительно большое значение ранней социализации для всего процесса формирования личности отмечали 3. Фрейд. Ч. Кули, Дж. Мид, Ж. Пиаже и многие другие ученые. Именно на этом этапе дети получают первые элементарные знания, овладевают навыками мышления, познания, действия, общения, осваивают правила поведения, знакомятся с простейшими культурными ценностями и нормами и учатся следовать им.  Главными психологическими механизмами социализации на начальных стадиях являются имитация, т.е. копирование ребенком поведения родителей, других членов семьи, которые служат для нею образцами; отождествление, усвоение детьми жизненной позиции родителей, других взрослых; стыд и вина, являясь негативными механизмами, запрещают определенное поведение или подавляют его. Огромная роль в социализации ребенка принадлежит детским садам. С овладением речью и языком у ребенка начинается качественно новый этап социализации, который делает возможным его активное включение в окружающий мир, в мир социального взаимодействия. На раннем этапе социализации особенно велика роль родителей, семьи, оказывающих первичное, наиболее эмоциональное, непосредственное, сильное, продолжительное, непрерывное социальное воздействие на ребенка
По мере роста ребенка помимо семьи все возрастающий вклад в его формирование вносят дошкольные воспитательные учреждения, школа, различные детские коллективы, друзья. Именно здесь ребенок получает первые представления о гражданской жизни, учится соблюдению формальных требований дисциплины и порядка, учится взаимодействовать и общаться со своими сверстниками, со старшими по статусу - учителями.
Особенно важен и труден для социализации юношеский период (переходный), когда человеку приходится постоянно делать ответственный выбор (в самом широком смысле слова): профессии, партнера по браку, системы ценностей и т.д. Это период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений. В юношеском возрасте все большую роль в социализации играют вторичные социальные группы: различные организации и учреждения, вузы, средства массовой информации, которые
расширяют объем знаний о мире, обеспечивают высокопрофессиональную и широкую гуманитарную мировоззренческую подготовку юношей и девушек.
В период трудовой деятельности особую актуальность в деле социализации личности приобретает трудовой коллектив, который становится для многих вторым домом. На этапе зрелой личности социализация не завершается, а носит вторичный характер и часто называется ресоциализацией. Особенностями ресоциализации является то, что она опирается на накопленный жизненный опыт, профессиональные знания, сложившиеся мировоззренческие, нравственные основы и потому оказывает менее интенсивное и глубокое воздействие на личность. Ресоциализация происходит постоянно на протяжении всей жизни личности и представляет собой процесс усвоения взрослыми новых идей, ценностей, норм, идеалов, статусов. ролей, навыков. Особенно активно процесс ресоциализации проявляется в периоды кризисных для личности ситуаций (изменения социального статуса и роли личности, например, с выходом на пенсию; изменения профессии и другими).
На этапе старости интенсивность социализации еще больше уменьшается и принимает больше форму адаптации личности к новым условиям. К сожалению, проблемы социализации взрослой личности не получили в социологии такой глубинной разработки как проблемы детской социализации, хотя именно в этот период наиболее осознанно и остро встает проблема самоактуализации, самореализации личности, которая, не найдя своего выхода, может привести к трагическому исходу или, в лучшем случае, к «затуханию» личности.
Таким образом, в процессе социализации, заложенные в человеке психобиологические способности не просто реализуются, а транслируются в социально-значимые свойства человеческой личности посредством воспитания, образования, приобщения индивида к культуре и при самом активном его участии. Овладение человеком социальными ценностями и нормами, социальными отношениями и знаниями позволяет ему стать полноправным и активным членом общества.
 
3. Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Объясните почему? Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему?
Социализация  — процесс, в котором человек принимает и осваивает различные социальные роли. Социализация — это цель. Она состоит в том, чтобы получить индивида, во-первых, адаптивного к социуму, а во-вторых, адекватного ему. Все остальное — средства: обучение, воспитание, формирование, развитие и т.д.
Удлинить или сократить процесс социализации в целом нельзя. Разумеется, возможно раннее  взросление, особенно если жизнь была трудной: в детстве человек лишился родителей. Тем не менее, это еще не социализация. Человеку на протяжении  своей жизни  приходится осваивать не одну, а множество социальных ролей , поэтому и процесс социализации  продолжается всю его жизнь
 
Заключение
Социализация – это начинающийся в младенчестве и заканчивающейся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм.
Понятие «социализация» объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.
Социализация личности включает в себя: образование, воспитание, совокупность стихийных воздействий на становлении личности.
Социализация происходит в течение всей жизни человека. Выделяют: первичную социализацию (до совершеннолетия) — сфера межличностных отношений  и вторичную (в зрелом возрасте) — сфера социальных отношений. Процесс освоения новых социальных ролей называется ресоцианализацией.
Механизм действия социализации направлен на индивида с тем, чтобы подчинить себе, заставить вести себя так, как в этом заинтересовано общество.
Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта, закладывают базисные ценности и долговременные цели – родители, братья, сестры, бабушки, учителя, тренеры и др.
Институты социализации – это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его – государство, армия, суд, церковь, трудовой коллектив и др. – их заменить нельзя, поскольку они узко специализированы.
Основные средства социализации  – язык и речь, ценности и нормы поведения, навыки и умения, статусы и роли, поощрения и санкции.
Таким образом, в процессе социализации, заложенные в человеке психобиологические способности не просто реализуются, а транслируются в социально-значимые свойства человеческой личности посредством воспитания, образования, приобщения индивида к культуре и при самом активном его участии. Овладение человеком социальными ценностями и нормами, социальными отношениями и знаниями позволяет ему стать полноправным и активным членом общества.
Однако стать личностью можно только в том случае, если мы развили в себе нравственное сознание. Альтруизм и бескорыстная любовь к ближним, противоположные эгоизму и своекорыстию, составляют фундамент человеческой личности, формирование которого начинается в обществе и семье.
 
Литературные источники
Данная работа скачена с сайта http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 40314
1.    Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
2.    Андреева Г.М. Социальная Психология. М.: Аспект Пресс, 2002
3.    Борисова Л.Г., Солодова Г.С. Социология личности. Новосибирск, 1997
4.    Исаев Б.А.: Социология. Краткий курс.  Питер, 2008 г.
5.    Кравченко А.И Социология: Учеб. для вузов. М.: Логос; Екатеринбург: Деловая кн., 2000.
6.    Вестник СевКавГТУ, №1 (11), 2004, Социализация личности, ее социальный статус и социальная роль /Ю. Н., Ермилова Н. Ю., Клочко А. Ю.
7.    КОПР для студентов ВЗФЭИ 4 курса ФиК
 
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 17.71K
Скачано: 302
Скачать бесплатно
20.01.13 в 23:36 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе