Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по социологии »

Социализация как фактор развития личности: институты социализации

Социализация как фактор развития личности: институты социализации [28.02.09]

Тема: Социализация как фактор развития личности: институты социализации

Раздел: Бесплатные рефераты по социологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 27.87K | Скачано: 290 | Добавлен 28.02.09 в 14:06 | Рейтинг: +4 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Москва 2008


План:
1. Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности 3
1.1. Личность и процесс ее формирования 3
1.2. Процесс социализации личности 7
2. Стадии, способы и средства социализации личности 11
2.1. Стадии процесса социализации 11
2.2. Институты социализации 13
2.3. Средства социализации 16
3. Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию
ребенка. Объясните почему? Можно ли удлинить или сократить процесс
социализации? Почему? 19
Литература 21
 
1.Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности.
1.1. Личность и процесс ее формирования.
Латинское слово persona, сегодня обозначающее личность, в
Древней Греции и Риме обозначало маску актера, на которой крупными мазками — так чтобы видно было с последних рядов огромного амфитеатра, — было изображено лицо злодея, шутника, или защитник угнетенных и т.д. Стало быть, социальная роль и есть маска, в которую облачается человек, попадая на люди. Правда, она может срастись с ним: роль станет неотделимой частью собственного «Я». А что такое «Я» и что такое личность?
Личностные черты индивида долгое время приписывались наследственности. Считалось, что семья, предки и гены определяют, будет ли человек гениальной личностью, заносчивым хвастуном, закоренелым преступником или благородным рыцарем. В первой половине XX века накопилось такое  
количество новых фактов, которое вынудило пересмотреть первоначальные взгляды на сущность человека. Оказалось: врожденная
гениальность автоматически не гарантирует того, что из человека
получится великая личность.
Широко известны факты раннего проявления способностей —музыкальных, живописных, математических, поэтических. Моцарт поразил знатоков своими музыкальными талантами, когда ему исполнилось 3 года. В 8 лет он создал свои первые симфонии. Н. Римский-Корсаков обратил на себя внимание богатой музыкальной памятью в 2 года. С. Прокофьев уже в 8 лет выступал в качестве композитора.
Одаренные дети встречались раньше и встречаются теперь практически во всех странах, хотя далеко не всегда их вовремя распознают и развивают. Редкие люди достигают уровня, называемого гениальностью. Умственная одаренность — биологически прирожденное качество. Оно может развиться, а может угаснуть. Чтобы талант стал гением, необходимы сила воли, трудолюбие и мотивация к достижению. Но эти качества развиты, а точнее сказать привиты, воспитаны, у людей не в одинаковой мере. Большую роль играют семейное воспитание, школьное образование и усилия со стороны общества, иначе говоря, социальная среда.
А бывает и так, что ребенок, в котором не распознали одаренность, вопреки этому позднее становится гением и дарит человечеству великие открытия. Так, Энштейна и Менделеева школьные учителя считали бездарными. Талант П. Гогена проявился только в 38 лет, а С.Т. Аксакова — в 50. Благодаря неимоверному трудолюбию они достигли творческих вершин и на этом пути они сформировались как личности.
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что талант и
гениальность — биологически врожденные умственные способности. Великим же человек становится благодаря своему трудолюбию, профессионализму и выдающемуся вкладу в развитие человеческой культуры. Гениальным человека делает природа, а великим —общество.                                                                                                 Личность — результат социального становления индивида путем  преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. Многие из тех, кого в детстве считали вундеркиндами, став взрослыми, так и не оправдали надежд. Они остались творчески одаренными индивидами, но не личностями. Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку и притом,  начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного». Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка. Личностью не родятся, личностью становятся. Личность — относительно поздний продукт социального развития.
Различие индивидуальности и личности сказывается даже в повседневном языке. Мы склонны соединять слово «индивидуальность» с такими эпитетами, как «яркая», «оригинальная», «творческая». О личности же нам хочется сказать «сильная», «независимая», «энергичная». В индивидуальности мы ценим ее самобытность, в личности — скорее самостоятельность. Ученые пришли к выводу о том, что нельзя ставить знак равенства между понятиями «личность» и «человек», «личность» и «индивид».                                                                                                        Равнодушные отношения в семье, отсутствие теплоты и доверительности между родителями и детьми, бесконечные запреты,
наказания, чрезмерная строгость подавляют свободу ребенка. Он
вырастает черствым и агрессивным. Любой ребенок тянется к теплу и ласке, и когда он их не получает, то у него формируется комплекс неполноценности. Вытесненные желания загоняются глубоко внутрь, и позже проявляются в извращенной форме — как чрезмерная жестокость или полное равнодушие к другим людям. Внутренний мир такого человека как бы раздвоен: показная послушность, доходящая до чинопочитания и раболепия перед начальством, сочетается с затаенной агрессивностью, жаждой бунта и мести; перед более сильными он унижается, а более слабых норовит унизить сам. Подавление своих чувств так же опасно, как полное освобождение стихии бессознательных инстинктов — разнузданность, невоспитанность, несдержанность.  Однако стать личностью можно только в том случае, если мы развили в себе нравственное сознание. Альтруизм и бескорыстная любовь к ближним, противоположные эгоизму и своекорыстию, составляют фундамент человеческой личности, формирование которого начинается в обществе и семье.
Любая личность выступает как достаточно сложная и открытая система ее динамически проявляющихся социальных свойств - производственно-экономических, политических, семейно-бытовых, нравственных, эстетических, религиозных и других. Открытый характер системы личностных свойств проявляется прежде всего во взаимодействии самих личностей, выступают ли они сами по себе или в составе определенных социальных групп, в конечном счете – во взаимодействии личностей со всей внешней средой их социальной жизнедеятельности, в обмене информацией, знаниями, опытом, деятельностью с другими субъектами.
Социальные связи и отношения, в которые вступает личность, это не просто внешние условия ее жизнедеятельности, а ее неотъемлемые атрибуты. Она выступает как носитель этих связей и отношений и потому она личность. Распад этих ее связей и отношений означает распад самой личности, ее социальную деградацию.
Взаимоотношения личности с обществом - это основа всех сторон ее жизнедеятельности. В обществе человек рождается, растет, развивается, действует, становится той или иной личностью. Какой именно личностью он станет - это опять-таки во многом зависит от условий его жизни в данном обществе, а также от активности самого человека, направленной прежде всего на развитие и реализацию его социально значимых способностей. Основополагающая жизненная проблема личности - адаптироваться в социальных условиях своего существования, утвердиться в них через соответствующие формы социальной деятельности и таким образом удовлетворять свои потребности и реализовать свои интересы.
Основной способ самореализации личности в обществе – это труд, другие проявления ее социальной активности. Никакая личность развиваться и творить вне общества не может,  ее самореализация напрямую зависит от социальных условий ее жизни, определяется ее социальным положением, экономическими и другими возможностями.
Отсюда следует вывод: чтобы сформировать из представителей данного общества (детей, молодежи, взрослых) полезные для него личности, необходимо сформировать соответствующие общественные отношения - экономические, политические, правовые, нравственные, эстетические и другие, на основе которых при соответствующей системе воспитания и образования можно взрастить такие личности. Указанные общественные отношения не только являются социальной почвой деятельности личности и определяют содержание ее социальной активности, но и определяющим образом влияют на развитие ее духовного мира. Это значит, что формирование личностей надо начинать с совершенствования общества, то есть всей системы присущих ему общественных отношений.
 
1.2. Процесс социализации личности.
   Основной путь формирования личности человека заключается в том, что на разных ступенях своего развития он усваивает развернутый перед ним мир человеческой культуры, воплощенный в предметах производственной, и иной деятельности людей, в разнообразных формах их социального общения. Это и называется социализацией личности, то есть ее развитием в процессе усвоения ею накопленного человечеством социального опыта, воплощенного в различных проявлениях культуры, и цивилизации.
   В итоге, у личности развиваются соответствующие способности, позволяющие ей не только приспосабливаться к условиям внешней среды ее жизни и деятельности, но и активно утверждать себя в этой среде, проявлять творчество и изменять условия своей жизни в собственных интересах. Все это становится возможным лишь при постоянном умножении той или иной личностью своих знаний и всестороннем развитии своих способностей, навыков и умений к различным видам деятельности. Решающую роль в этом играет полученное хорошее образование в средней школе и вузе и последующая профессиональная и иная деятельность.
Подготовка к самостоятельной жизни в наше время стала не только более продолжительным, чем в традиционном обществе, но и дорогостоящим мероприятием. Дать полноценное образование всем желающим, т.е. представителям всех социальных слоев, общество смогло только в XX веке. Десятки тысяч лет оно накапливало для этого материальные ресурсы. Всеобщее среднее образование — серьезное достижение нашего времени. Если учитывать все расходы, то государство в развитых странах тратит на образование до 1/3 национального дохода. Раньше ничего подобного не было. В традиционном обществе обучение происходило стихийно (старшие передавали знания младшим в семье), только единицы имели возможность посещать специальные учреждения — школы, лицеи, гимназии, университеты.
Иногда полагают, что значение социализации именно этим и ограничивается: обучение детей, подготовка к взрослой жизни, усвоение элементарных правил общественной жизни. На самом деле таково узкое значение термина. Социологи пользуются более широкой трактовкой. Социализация — начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм.
Почему социологи не удовлетворились суженным пониманием социализации? Дело в том, что школьное, университетское, производственное или какое-либо иное обучение — это всего лишь техническое мероприятие, организованное для приобретения знаний. Молодой человек слушает лекции, читает книги, выполняет  домашние и семинарские задания, проходит период практики и сдает экзамен. В завершение он получает сертификат, удостоверяющий его квалификацию в определенной области знаний. Такого рода обучение может продолжаться 5 лет, а может — всего 2 месяца. Однако обучение предмету и обучение жизни — вещи совершенно разные. Никакой учитель и никакая школа не могут раз и навсегда научить человека быть хорошей женой или домохозяйкой, семьянином, деловым партнером, писателем, настоящим профессионалом любого дела. Каждому приходится обучаться всю свою жизнь, совершая ошибки и исправляя их, но проделывая все это не в лабораторных, а в реальных условиях.
Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом деловой игры, хотя усовершенствовать себя таким образом можно. Вождь или король воспитывает себе преемника многие годы, его воспитывают окружение, практика принятия управленческих решений, которую приходится осваивать, реально став королем или вождем.
Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями — правами, обязанностями, отношениями — она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации более применим термин «освоение», а не «обучение». Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей.
Поскольку на протяжении своей жизни человеку приходится осваивать не одну, а множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, постольку процесс социализации продолжается всю его жизнь. До глубокой старости он меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Она как бы рассказывает на индивидуальном уровне то, что происходило с
обществом на коллективном уровне. Ведь человек, взрослея, в «свернутом виде» проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тысяч лет своей культурной эволюции и какие прошел человеческий род за 2 миллиона лет своей биологической эволюции. Ни один биологический вид не научился «свертывать» этапы своего развития. Благодаря социализации слабому человеческому детенышу не надо проходить бесконечно долгий путь развития.
Социализация — это процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулированию. К 14 годам из талантливого ребенка можно сделать вундеркинда, знающего в совершенстве тот или иной предмет. Примеров ускоренного обучения множество, но не существует примеров ускоренной социализации. Разумеется, возможно раннее взросление, особенно если жизнь была трудной: в детстве человек лишился родителей, рано пошел трудиться, познал все невзгоды судьбы. Тем не менее это еще не социализация. Можно сократить отдельные ее этапы, ускорить их прохождение, но удлинить или сократить процесс социализации в целом нельзя.
Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закалывается фундамент социализации и в то же время это самый незащищенный ее этап. Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, хотя многие взрослые иногда сознательно ищут уединения и самоизоляции на некоторое время, в течение которого они предаются углубленным размышлениям и созерцанию.
Даже в тех случаях, когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на длительный срок, они способны не погибнуть духовно и социально. А бывает, преодолевая трудности, они даже развивают свою личность, познают в себе новые грани. Разве не так было с Робинзоном Крузо?
Выводы: начальная, или ранняя (дети), и продолженная, или поздняя (взрослые), социализация — качественно разные этапы одного и того же процесса. Первый этап — самый важный и самый трудный, поэтому дети, изолированные от себе подобных, погибают, а взрослые нет. Возможны ускоренные обучение и взросление, но невозможна ускоренная социализация. Это кумулятивный процесс, в ходе которого накапливаются социальные навыки.
 
2. Стадии, способы и средства социализации личности.
2.1. Стадии процесса социализации.
Вопрос о стадиях процесса социализации имеет свою историю в системе психологического знания (Кон, 1979). Поскольку наиболее подробно вопросы социализации рассматривались в системе фрейдизма, традиция в определении стадий социализации складывалась именно в этой схеме. Как известно, с точки зрения психоанализа, особое значение для развития личности имеет период раннего детства. Это привело и к достаточно жесткому установлению стадий социализации: в системе психоанализа социализация рассматривается как процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства. Другие, не ориентированные на фрейдизм, школы социальной психологии делают сегодня особый акцент на изучении социализации именно в период юности. Таким образом, "распространение" социализации на периоды детства, отрочества и юности можно считать общепринятым. Так, в отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую (Андреенкова, 1970; Гилинский, 1971).
 Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода: а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства; б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. Относительно периода обучения в вузе или техникуме существуют различные точки зрения. Если в качестве критерия для выделения стадий принято отношение к трудовой деятельности, то вуз, техникум и прочие формы образования не могут быть отнесены к следующей стадии. С другой стороны, специфика обучения в учебных заведениях подобного рода довольно значительна по сравнению со средней школой. Так или иначе, но в литературе вопрос получает двоякое освещение, хотя при любом решении сама проблема является весьма важной как в теоретическом, так и в практическом плане: студенчество – одна из важных социальных групп общества, и проблемы социализации этой группы крайне актуальны.
Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы "зрелого" возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений – это весь период трудовой деятельности человека. Акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии. Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности. Конечно, юность – важнейшая пора в становлении личности, но труд в зрелом возрасте не может быть сброшен со счетов при выявлении факторов этого процесса.
Послетрудовая стадия социализации представляет собой еще более сложный вопрос. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжительности жизни – с одной стороны, определенная социальная политика государств – с другой (имеется в виду система пенсионного обеспечения) приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место. Прежде всего увеличивается его удельный вес. В значительной степени сохраняется трудовой потенциал тех лиц, которые составляют такую социальную группу, как пенсионеры.
В социальной психологии эта проблема присутствует как проблема послетрудовой стадии социализации. Основные позиции в дискуссии полярно противоположны: одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются. Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. В пользу этой позиции говорят уже достаточно многочисленные экспериментальные исследования сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста, в частности пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Ставится вопрос лишь об изменении типа активности личности в этот период.
Выделение стадий социализации с точки зрения отношения к трудовой деятельности имеет большое значение. Для становления личности небезразлично, через какие социальные группы она входит в социальную среду, как с точки зрения содержания их деятельности, так и с точки зрения уровня их развития.
 
2.2. Институты социализации.
С точки зрения общества социализация предстает как совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности. Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации происходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и есть. Помощники — это люди и учреждения. Их называют агентами социализации.
Агенты социализации — конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Поскольку социализация подразделяется на два вида — первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации делятся на первичных и вторичных.
Агенты первичной социализации — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.
Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда — это среда не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т.е. стоящая на первом месте по степени значимости.
Агенты вторичной социализации — представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д. Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние на человека. Когда о семье говорят обобщенно, то ее называют институтом социализации, но первичным (как и школу). А когда подразумевают конкретно членов семьи и родственников, тогда употребляют понятие «агенты».
Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй.
Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрослевший, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т.д. Именно в сознательном возрасте человек ощущает их влияние особенно сильно.
Первичная социализация — сфера межличностных отношений, вторичная сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации. Например, учитель, если между ним и учеником доверительные отношения, окажется среди агентов первичной социализации. Но если учитель всего лишь выполняет свою формальную роль, то он агент вторичной социализации. Каждый агент первичной социализации выполняет множество функций (отец — опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), а вторичной — одну-две функции.    
Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Напротив, ровесники равны ему. Они прощают ему многое
из того, что не прощают родители: ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и социальных норм, бесцеремонность и т.д. В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направлениях и первые сводят на нет усилия вторых.
Каждая социальная группа людей в процессе социализации (как и каждый вид животных в процессе обучения) может дать индивиду только то, чему они обучены или социализированы сами. Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как быть взрослым, а у ровесников — как быть ребенком: уметь драться, хитрить, как относиться к противоположному полу, дружить и быть справедливым. Поэтому родители часто смотрят на ровесников как на своих
конкурентов в борьбе за влияние на ребенка. Родители вряд ли научат тому, как быть лидером или добиться господства над другими.
Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специализированы. Например, взаимозаменяемы функции родителей и ровесников. Вторые часто заменяют первых, выполняя их функции социализации, и наоборот. Взаимозаменяемы также функции родителей и родственников, вторые могут заменить первых. Но того же самого нельзя сказать об агентах вторичной социализации, поскольку они узко специализированы. Так, судья не может заменить бригадира или учителя. Агенты первичной социализации, напротив, универсальны. В отличие от родителей, закладывающих базисные ценности и долговременные цели, ровесники больше влияют на сиюминутное поведение, внешность, выбор сексуального партнера и мест досуга.
Начальная социализация — в основном область приписываемых статусов, продолженная сфера достигаемых статусов.
Выводы: агенты социализации делятся на первичных и вторичных (в этом случае их еще называют институтами). Первые оказывают наибольшую помощь на начальном этапе (первая половина жизни), а вторые — на продолженном (вторая половина жизни). Начальная социализация — область первичных (межличностных) отношений и приписываемых статусов. Продолженная социализация — область вторичных (формальных) отношений и достигаемых статусов.
 
2.3. Средства социализации.
Одним из направлений эволюции общества стало развитие средств социализации. У истоков становления вида Homo sapiens таковыми были разум, речь и труд. Параллельно изготовлению орудий труда появились моральные нормы. Первыми формами социальных объединений были стадо, род и племя — объединения на основе кровнородственных связей. Люди жили родовыми группами, а продолжение рода осуществлялось дуально-родовой организацией. Первобытное искусство и магические действа дополняли формы социализации на стадии охотничье-собирательного хозяйства возможностью опосредованной передачи и обмена чувств. После неолитической революции переход к оседлой жизни сопровождался появлением поселений — деревень, облегчивших коммуникацию. Искусство развивалось в направлении создания крупных мифологических систем, объединявших население.
Следующая стадия социализации — создание ранних цивилизаций. Присущие цивилизации города обеспечили обмен информацией между большими массами людей, а создание письменности облегчило хранение и передачу информации, которая до этого была устной. Город (процесс урбанизации), письменность, мифология — три мощных рычага социализации, обеспечивших объединение племен в крупные социальные образования Новая отрасль духовной культуры — философия — создала универсальный язык понятий, пригодный для общения между  всеми людьми. Этому же способствовало создание мировых религий, которые, в дополнение к объединению человечества на  рациональном уровне, объединили людей на чувственном уровне,  на основе веры.
Важный этап в развитии средств социализации — появление печатного слова, книгопечатание, давшее возможность каждому легко приобщаться к информации, идущей из прошлого. Становление науки в Новое время создало второй универсальный зык после философии и дало знание, общее для всех людей.  В XIX в. в дополнение к мировым религиям людей объединили мировые идеологии. В первой половине XX в. появились радио, телевидение, обеспечившие возможность передавать по всей планете сначала звук, а потом изображение. Во второй половине ХХ в. к средствам передачи информации прибавились спутниковая связь и Интернет, ставший возможным на основе распространения персональных компьютеров. Создалось всемирное информационное поле как прообраз предсказанной П. Тейяр де Шарденом и В.И. Вернадским ноосферы.
Растет численность населения планеты. Все большую часть их составляют жители мегаполисов. С повышением общей плотности населения растет динамическая плотность, причем также по экспоненте (табл. 5)
Таблица 5
Развитие средств социализации
 
3. Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Объясните почему? Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему?
Многие полагают, что значение социализации именно в этом и заключается: обучение детей, их воспитание и  подготовка к взрослой жизни. На самом деле это лишь часть всего процесса социализации. Социализация  начинается  в младенчестве и заканчивается  в глубокой старости. Это процесс, в котором человек принимает и осваивает различные социальные роли,  взаимодействует с другими индивидами и является незаменимой частью социального общества.
Воспитывая ребенка,  родители стремятся привить ему свои культурные нормы, правила поведения, сделать его социальной личностью, но только истинной личностью его сделает совокупность всех средств процесса социализации: и воспитание родителей, и окружение сверстников, и первые самостоятельные решения и ошибки и т.п.
Исходя из понятия социализация, человеку на протяжении  своей жизни  приходится осваивать не одну, а множество социальных ролей, поэтому и процесс социализации  продолжается всю его жизнь. В течение всей жизни меняются его взгляды на жизнь, мировоззрение,  привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.
Социализация — это процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулированию. К 14 годам из талантливого ребенка можно сделать вундеркинда, знающего в совершенстве тот или иной предмет. Примеров ускоренного обучения множество, но не существует примеров ускоренной социализации. Разумеется, возможно раннее  взросление, особенно если жизнь была трудной: в детстве человек лишился родителей. Тем не менее, это еще не социализация. Можно сократить отдельные ее этапы, ускорить их прохождение, но удлинить или сократить процесс социализации в целом нельзя.
Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. В детстве закалывается фундамент социализации и в то же время это самый незащищенный ее этап. Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают.
Даже в тех случаях, когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на длительный срок, они способны не погибнуть духовно и социально. А бывает, преодолевая трудности, они даже развивают свою личность, познают в себе новые грани.
 
Литература.
1.    Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
2.    Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н.., М., Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998
3.    Борисова Л.Г., Солодова Г.С. Социология личности. Новосибирск, 1997
4.    Андреева Г.М. Социальная Психология. М.: Аспект Пресс, 2002
5.    Кравченко А.И А.И. Социология: Учеб. для вузов. М.: Логос; Екатеринбург: Деловая кн., 2000.
 
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+4
Размер: 27.87K
Скачано: 290
Скачать бесплатно
28.02.09 в 14:06 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе