Тема: Социализация как фактор развития личности: понятие и сущность
Раздел: Бесплатные рефераты по социологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 19.20K | Скачано: 300 | Добавлен 13.04.12 в 16:28 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Содержание
Введение 3
1. Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности 4
2. Стадии, способы и средства социализации личности 7
3. Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию
ребенка. Объясните почему? Можно ли удлинить или сократить процесс
социализации? Почему? 9
Заключение 11
Список литературы 12
Введение.Социология – это наука об обществе. Предметом изучения социологии может быть как общество в целом, так и различные социальные группы, и отдельные личности, их потребности, интересы, ценностные ориентации. Поскольку именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека.
Социологию интересует в первую очередь типическое в личности, объясняемое как следствие взаимовлияния общества и человека. Задача данной работы – раскрытие одной из основополагающих проблем социологии личности, изучение процесса социализации. Будет рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с тем, как и благодаря чему человек становится деятельным общественным субъектом.
Социализация личности протекает не за какой-то определенный промежуток времени, у нее нет точки отсчета или окончания. Это сложный динамичный процесс, который длится на протяжении всей жизни. Мы изучим стадии, способы и средства социализации личности.
Важную роль в жизни каждого человека играют воспитание и образование, но социализация не сводится только к этим двум понятиям. Мы постараемся увидеть значимость и глубину того влияния, которое оказывает на личность окружающая общественная среда.
В конце работы будет раскрыта специфика и проблемы социализации в современном российском обществе.
1. Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личностиОснователем социологии как самостоятельной и целостной науки об обществе стал французский ученый и философ Огюст Конт. Он выступал против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов. Ученый поставил и решал проблему функционирования и развития общества как целостного социального организма. Согласно его взглядам, общество определяет развитие и деятельность всех составляющих его субъектов, будь то сословие, класс, или отдельная личность. По его мнению, человек, как и любая социальная группа, социальные организации и институты, материальная и духовная культура – как и все, что есть в обществе, является продуктом его развития и имеет социальную природу.
Для того чтобы разобрать сущность процесса социализации, необходимо различать понятия индивида, индивидуальности и личности.
Человек является биосоциальным существом, жизнь и деятельность которого обусловлена единством и взаимодействием биологического и социального факторов.
Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида. Индивид выражает общие свойства человека, как организма.
Индивидуальность выражает специфику отдельного человека, его темперамента, характера, способностей. Причем специфика эта может носить как наследственный, так и случайный характер.
Личность – понятие, выработанное для отображения социальной природы человека. Личностью не рождаются, а становятся. Детей нельзя назвать личностью, поскольку ответственность за их поступки вменяется их родителям. Личность обладает способностью к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов.
Поскольку социологию человек интересует, прежде всего, не как продукт природы, а как продукт общества, то для нее важнейшее значение имеет категория «личность».
Личность – социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что мы называем личностью.
Социализация – это усвоение индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Другими словами, впитывание того, что предлагает ему окружающая его социальная среда.
Процесс социализации личности начинается в раннем детстве. Во время общения ребенка со взрослыми он усваивает то, что не передается людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими общечеловеческой культуры. Существуют достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что если дети развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки.
Человек получил воспитание, образование, приобрел профессию. Но на этом процесс социализации не заканчивается. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди продолжают развивать в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества предыдущими поколениями. Если взять, к примеру, период истории рабовладельческого строя, основные цели человека тогда сводились к созданию семьи и работе на своего господина. Сейчас мы живем в свободном гражданском обществе. В наши задачи теперь уже входит участие в политической жизни своей страны. Мы получили возможность в той или иной мере сами создавать то общество, в котором живем.
В настоящее время существует два основных подхода в определении сущности социализации:
1) понимание однонаправленного влияния социализации, когда активной стороной является общество, а сам человек – пассивный объект его разнообразных воздействий;
2) одновременное взаимодействие, в котором активную роль принимает не только общество, но и сам человек активен и избирателен.
Со вторым подходом сейчас согласно подавляющее большинство социологов. Не только общество формирует человека, но и человек – общество.
В зависимости от того, какое влияние оказывает на человека окружающая его социальная среда (совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования) зависит его реальное социальное поведение.
Социальное поведение можно оценивать количественно (по уровню социальной активности людей) и качественно (по характеру и направленности этой активности, которая может быть созидательной и разрушительной, сознательной и стихийной). И то и другое зависит, во-первых, от социальной структуры общества, во-вторых, от его нормативной культуры и ценностных ориентаций, включая нормативный канон человека, представления о том каким он должен или не должен быть, в-третьих, от установок, стиля мышления и самосознания отдельных индивидов.
2. Стадии, способы и средства социализации личностиВажным элементом структуры социологического знания являются научные представления и выводы социологов о деятельности существующих в обществе социальных институтов, таких, как государство, право, церковь, наука, культура, институты брака, семьи и т. д.
Раскрыть сущность и роль социальных институтов в процессе социализации личности, я бы хотела на примере теории социального реализма французского социолога Эмиля Дюркгейма. Социолог энергично выступил против индивидуалистических и психологических подходов в объяснении явлений общественной жизни, согласно которым основную роль в поведении людей играют внутренние, осознанные и неосознанные, психические факторы, т.е. влечения, желания, стремления и интересы людей. В своей теории социального реализма он исходил из того, что природу социальных явлений следует объяснять социальными факторами, что исходным моментом анализа поведения людей, их разнообразной деятельности является общество как система взаимодействий индивидов, социальных групп и соответствующих социальных институтов.
Э. Дюркгейм был сторонником разработки научного метода в социологии, заключающегося, по его словам, рационалистическом, т.е. строго логическом, объяснении явлений общественной жизни. Социология, пишет он, есть наука о социальных фактах, под которыми он понимал, прежде всего, политические, правовые, моральные, религиозные и другие идеи, нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей. По отношению к отдельным людям социальные нормы, ценности и другие проявления общественного сознания существуют объективно. Каждый человек застает их уже сложившимися, и он должен усвоить их и реализовать на практике. Тем самым Э. Дюркгейм исходил из понимания человека как социального существа, развитие и деятельность которого проходят под определяющим воздействием на него социальных норм и предписаний.
У социальных фактов общая духовная природа и сущность. Все они – появления группового или массового сознания. Их воздействие на людей, в конечном счете, организовано сознательно и осуществляется через социальные институты, в том числе правовые, религиозные и т.д.
Социальный институт – это специфическое образование, выпол-няющее общественно значимые функции и обеспечивающее достижение определенных целей, относительную устойчивость социальных связей и отношений в рамках социальной организации общества.
Процесс социализации принято подразделять на два вида: первичную социализацию, охватывающую период детства и вторичную социализацию, занимающую более длительный промежуток времени, включающую в себя зрелый и преклонный возраст. Агенты и институты социализации также делятся на первичные и вторичные.
Агенты первичной социализации – ближайшее окружение человека: родители, братья, сестры, дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, лидеры молодежных группировок и т.д. Первичная среда – не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т. е. стоящая на первом месте по степени значимости.
Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, и т. д.
Первичная социализация – сфера межличностных отношений, вторичная – сфера социальных отношений.
Каждый агент первичной социализации выполняет множество функций. Например, отец – воспитатель, учитель, друг. Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну-две функции. Школа дает знания, предприятие – средства существования, церковь – духовное общение и т. п.
3. Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Объясните почему? Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему? Каждое общество заинтересовано в определенном наилучшим образом соответствующем ему типе личности и потому предъявляет свои требования к формированию социального характера. Это находит свое воплощение в системе образования и воспитания, в средствах массовой информации и т.д. Социальный тип личности – это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них – на его реальное поведение.
Понятие «социализация» шире традиционных понятий «образование» и «воспитание». Образование предполагает передачу определенной суммы знаний. Воспитание понимается как система целенаправленных, сознательно спланированных действий, цель которых – формирование у ребенка определенных личностных качеств и навыков поведения.
Социализация включает и образование, и воспитание, и сверх того всю совокупность стихийных, никем не запланированных воздействий, оказывающих влияние на становление личности, на процесс естественного вхождения индивидов в социальные группы. При этом социализация рассматривается как процесс, который продолжается в течение всей жизни человека.
На вопрос: «Можно ли удлинить или сократить процесс социализации?» – я отвечу, да можно удлинить. Поскольку социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность, то стоит искусственно лишить ребенка социальной среды, как тут же начнется процесс «торможения» в формировании его личности. Сократить же социализацию нельзя, так как она продолжается всю жизнь.
Социологи также утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей: социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует ценностные ориентации.
Поговорим об особенностях социализации применительно к нашей стране. В современном российском обществе характерна следующая специфика – ценностная и практическая переориентация. В области экономики это касается перехода от планового хозяйства с единой государственной формой собственности к рыночным отношениям, в области политики – от авторитаризма к демократии, в духовной области – от приоритета классовых ценностей к ценностям общечеловеческим. Период, в котором мы сейчас находимся, принято называть переходным. Это состояние социальной системы, которое отличается нестабильностью, кризисными явлениями, слабой управляемостью, снижением эффективности социального регулирования.
Постоянное нарушение баланса создает у человека ощущение, что его социальная защищенность уменьшается, появляется чувство собственного бессилия и беспомощности. Это еще раз на примере, к сожалению, в данном случае отрицательном, доказывает непосредственное влияние на личность окружающей общественной среды.
ЗаключениеДанная работа была посвящена теме социализации личности. Мы разобрали, что социализация – сложный, многосторонний процесс общественного формирования и развития личности, происходящий под воздействием социальной среды и целенаправленной воспитательной деятельности общества.
Были рассмотрены понятия: индивид, индивидуальность, личность. Социализации личности – превращение индивида с его природными задатками и потенциальными возможностями социального развития в полноправного члена общества. Мы изучили этот процесс в динамике, разобрали его стадии, способы и средства социализации. В работе также показана роль социальных институтов в становлении личности.
Мы определили взаимообусловленность и многогранное взаимо-влияние общества и человека. Не только социальная среда формирует личность, но и сам человек создает и изменяет общество, в котором он живет, и в котором потом предстоит жить его поколениям.
Социализация много шире понятий «обучение» и «воспитание», разобрав их отличия, мы ответили на поставленные вопросы.
В работе также были обозначены проблемные моменты в социализации современного российского общества.
Список литературы1. Волков Ю.Г. Социология: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2010
2. Соколов С.В. Социология: Учебное пособие.- М.: Форум, 2008
3. Социология: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003
4. Спасибенко С.Г. Социология человека: Учебное пособие.- М.: Экслибрис-Пресс, 2007
5. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности: Учебное пособие.- М.: Омега-Л, 2007.
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Бесплатная оценка
+2
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Добавить работу
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавление отзыва к работе
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.
Похожие работы