Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Проблема свободы и ответственности личности

Проблема свободы и ответственности личности [07.11.10]

Тема: Проблема свободы и ответственности личности

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 18.06K | Скачано: 322 | Добавлен 07.11.10 в 19:56 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Москва 2010


Содержание
1. Введение 3
2. «Человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». «Биологическое» и «социальное» в человеке 4
3. Структура и закономерности формирования личности 8
4. Смысл понятий «свобода» и «ответственность» личности 10
5. Заключение 12
6. Список использованной литературы 13

Введение

Актуальность темы «Проблема свободы и ответственности личности»

 обусловлена тем, что право на свободу означает, что каждый должен иметь возможность по своему усмотрению и по своей воле совершать любые действия и вести себя в рамках закона и ненарушения прав и свобод других людей. Еще во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. отмечалось, что свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Право на личную неприкосновенность означает, что никто не вправе произвольно силой или угрозой ее применения принуждать кого-либо к тем или иным действиям, подвергать личность аресту или обыску, наносить вред ее здоровью и т.д.

Научное знание безразлично к смыслам, целям, ценностям и интересам человека. Напротив, философское знание - это и есть знание о месте и роли человека в мире. Такое знание глубоко личностно, императивно (то есть обязывает к определенному образу жизни и действия). Философская истина объективна, но переживается она каждым по-своему, в соответствии с личным жизненным и моральным опытом.

Свобода - одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящие из возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.

«Человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». «Биологическое» и «социальное» в человеке

В философии, социологии, психологии и других науках об обще­стве сложились четыре концепции соотношения социального и био­логического в человеке (обществе):

  1. человек — прежде всего биологическое существо, подчиненное законам природы;
  2. человек — чисто социальное существо;
  3. человек имеет двойственную социально-биологическую приро­ду, является биосоциальным существом;
  4. человек имеет целостную социальную природу, которая в сня­том, подчиненном виде заключает в себе закономерности физиче­ской, химической и биологической форм материи.

Подробнее об этих концепциях:

1.       Понимание человека как биологического, природного существа преобладало в философии французских материалистов XVIII в. и Л. Фейербаха. Оно противостояло идеалистической концепции Геге­ля: с его точки зрения, человек — прежде всего духовное, мыслящее существо, а общество — это закономерный этап развития абсолют­ной идеи. В XIX в. биологическое понимание человеческой сущности использовали социальные дарвинисты, которые пытались объяснить развитие цивилизации открытыми Ч. Дарвином законами естествен­ного отбора и борьбы за существование. Однако после создания материалистической концепции общества этот подход оказался явно устаревшим: труд, сознание, смена фаз развития общества никак не подпадали под действие законов биологии, и данный подход утратил поддержку большинства ученых. В сфере сервиса, пожалуй, особенно ясно видно, что человек имеет не только биологические потребно­сти, а те биологические потребности, которые у него действительно есть (в еде, одежде, жилище и т. п.), всегда выражаются и удовлетво­ряются в особых, социально обусловленных формах.

2.       Определение человека как чисто социального существа нико­гда не пользовалось широкой поддержкой ученых. Оно может быть результатом сильной вульгаризации концепции марксизма, в которой впервые было введено понятие социальной формы материи и со­циальной природы человека. «Чисто социальную» концепцию вы­сказывают отдельные специалисты, не учитывающие биологическо­го аспекта природы человека и общества.

3. Представление о человеке как биосоциальном, или социально-биологическом существе широко распространено в российской нау­ке. Иногда к биологическому и социальному добавляют еще третье, психическое начало, т. е. человек понимается как единство биологи­ческого, психического и социального. «Человек, — пишет автор од­ного из лучших учебников философии, — представляет собой це­лостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух — природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного». Совершенно ясно, что на человека и общество влияют и биологиче­ские, и социальные законы. (Что касается психического компонента, то его выделение в качестве третьей детерминанты человека выгля­дит как странное нарушение законов логики: психика, сознание яв­ляются социальными явлениями, следовательно, социальная состав­ляющая человека и так уже включает в себя психические процессы). При решении социально-экономических проблем, при формирова­нии и удовлетворении потребностей неизбежно приходится учиты­вать и социальные факторы, И чисто биологические закономерности человеческого организма. Так, при оказании туристических или экс­курсионных услуг клиенты не должны испытывать физические нагруз­ки, слишком тяжелые для организма. Человеку необходимы также питание, сон и отдых. При оказании информационных, консультатив­ных и образовательных услуг необходим учет биологических меха­низмов работы органов чувств и памяти: человек не может, например, воспринимать и анализировать слишком большие потоки информа­ции, ее нужно подавать в удобной для усвоения форме (устной, письменной или экранной). По-разному происходит восприятие ин­формации у детей и у взрослых. В общем, биологический компонент человеческих потребностей недооценивать нельзя (тем более что мно­гие из этих потребностей — насущные), поведение человека опреде­ляется не только чисто социальными факторами.

Однако социально-биологическая концепция природы человека все же не объясняет, каким образом взаимодействуют в индивиде и в обществе социальные и биологические законы. Если следовать логике простого перечисления — в обществе есть и биологическое, и со­циальное — то правильнее было бы вообще считать человека каким-то «физио-химио-биосоциальным» существом. В самом деле, наш организм подчиняется не только социальным и биологическим зако­нам, но и законам физики и химии.

4. Соотношение социального и биологического в человеке и об­ществе наиболее полно и точно описывает концепция целостной (интегральной) социальной природы человека. Человек рассмат­ривается как социальное существо, в котором, как в микрокосме, со­храняются свойства и закономерности биологической формы мате­рии. На этой концепции необходимо остановиться подробнее.

Закономерности соотношения биологического и социального в человеке:

во-первых, социальное возникает из биологического и является новым качественным уровнем развития материи. Этот уровень имеет свои собственные законы, не сводимые к законам биоло­гии, химии и физики. Так, законы экономики, закономерности смены общественно-экономических формаций абсолютно невоз­можно объяснить, «вывести» из законов биологической формы материи. Новое, чисто социальное качество человека выражено прежде всего в труде, сознании и во всей сложной системе обще­ственных явлений, возникающей в результате исторической эволю­ции труда и сознания. Ускоренное развитие сервисного сектора экономики в последние десятилетия также вызвано социальными процессами формирования постиндустриального общества, а не какими-либо изменениями в биологической основе цивилизации или человеческого организм;

во-вторых, с появлением социальных качеств человек не пере­стал, конечно, быть живым существом. Биологические особенно­сти человека устанавливают некоторые рамки и пределы, ограни­чивающие возможности развертывания социальных процессов. Физическая организация человека такова, что он не может, на­пример, долго обходиться без пищи, самостоятельно передвигаться со скоростью автомобиля или копать землю с производительно­стью экскаватора. Ограниченность биологических возможностей прямо влияет на производительность труда, способность усваи­вать информацию, на скорость осуществления любого вида деятельности. Таким образом, биологическая основа человеческого организма не определяет содержания высших по отношению к ней социальных процессов, но задает некоторые границы и пределы, за которые социальные процессы выйти не могут. Эта закономер­ность прямо влияет на развитие потребностей. Общество стре­мится удовлетворять только те из них, которые не противоречат биологическим возможностям организма. Потребности, разруша­ющие биологическую основу общества, обычно признаются нера­зумными и на них накладываются общественные (социаль­ные по своему происхождению) запреты. Так, во всех странах с настороженностью (или отрицательно) относятся к ус­лугам, связанным с применением наркотиков и сильнодейству­ющих ядовитых веществ, с искусственным оплодотворением или прерыванием беременности, с клонированием стволовых клеток, изменением генетического аппарата человека, изменением пола. Важнейшее требование к товару или услуге — их максимально возможная безопасность для здоровья и жизни человека;

в-третьих, социальная деятельность человека оказывает обратное направляющее воздействие на биологическую основу его орга­низма, изменяя и перестраивая ее (в тех пределах, которые допус­кают законы биологии). Так, переход к прямохождению, измене­ние скелета, мускулатуры и особенно развитие руки происходили у первобытных людей под воздействием социальной трудовой деятельности. Социальные катаклизмы — голод, войны, экономические кризисы и т. п. — приводят к изменению продолжительности жизни и ухудшению здоровья людей. Успешное экономиче­ское развитие государств, наоборот, создает лучшие возможности для удовлетворения биологических потребностей человека в пи­ще, жилье, для роста численности населения, улучшения состоя­ния здоровья и других положительных биологических изменений в обществе.

Структура и закономерности формирования личности

Личность — это активно осваивающий и целенаправ­ленно преобразующий природу, общество и самого себя человек, обладающий уникальным динамичным соотно­шением пространственно-временных ориентации, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельно­сти, которая обеспечивает свободу самоопределения в по­ступках и меру ответственности за их последствия перед природой.

Проблема свободы не возникала в средние века. Во времена просвещения возникло понятие свободы как политико-правовой автономии. Ф. Аквинский: Свобода – отсутствие препятствий к действиям, так как они не содержатся в природе и внутри субъекта. Бердяев: Свобода есть свобода духа. Она есть внутренняя динамика духа, иррациональная тайна бытия. Личность характеризует его социально значимые черты, определяет включённость человека в социальные отношения. Социализация – вхождение человека в общество. Человек становится человеком только в обществе. Личностью не рождаются, ей становятся (с момента взятия на себя ответственности). Факторы, влияющие на становление: генетическая наследственность, физическое окружение, культура, индивидуальный и групповой опыт. Личность как подлинность означает, что человек знает, что будет верен своим нормам. Человек приобретает свой новый смысл лишь в духовности. Нужно стремиться к человеческой подлинности – полному духовному обогащению.

Человек живет в трех сферах мира: приро­да, общество, культура -  выделяют 3 типа субъектов:

1)  природный субъект — это человек как биологичес­кое существо, который гибко приспосабливается к гибко изменяющимся условиям природной среды;

2)  социальный субъект — человек как носитель при­своенных социальных норм, правил, принятых в данном обществе;

3)  субъект культуры — субъект самостоятельного и ответственного решения жизненных проблем на ос­нове общечеловеческих нравственных и культурных принципов.

Однако нельзя рассматривать личность как слепок той культуры и того общества, к которому принадлежит че­ловек. Происходит «наложение» социальных факторов (принадлежность к социальному классу, к определенной социальной группе), с одной стороны, и индивидуально-психологических и биологических особенностей челове­ка—с другой. Асмолов отмечает, что в личности можно выделить две субстанции: социально-типическую субстан­цию и индивидуально-уникальную субстанцию (где уни­кальность достигается за счет собственной активности, своих мыслей, поступков, личной ответственности).

Социальная среда — это все то, что окружает челове­ка в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от типа об­щественно-экономических формаций, от классовой и на­циональной принадлежности, от внутриклассовых разли­чий определенных слоев, от бытовых и профессиональ­ных отличий («городская среда», «деревенская среда», «производственная среда», «артистическая среда» и т. п.).

Итак, общественно-экономическая формация в ее исторической, демографической, географической и наци­ональной конкретности формирует данную социальную среду, порождающую тот или иной образ жизни и вслед за этим образ мышления и поведения. Следовательно, общественно-экономическая формация -> социальная сре­да -> образ жизни -> личность — таков принципиальный путь формирования личности.

Смысл понятий «свобода» и «ответственность» личности

Свобода личности, или свобода выбора, воли, опреде­ляется возможностью человека осуществлять выбор того или иного варианта поведения, порой вопреки социальным обстоятельствам или собственным влечениям. «Человек — это единственное существо, которое может в любой мо­мент сказать "нет" своим витальным биологическим вле­чениям» (М. Шелер). «Человек не свободен от социальных влияний, но от него зависит, сдастся ли он или сможет противодействовать социальным обстоятельствам. В этом плане свобода — это когда человек сам должен решать, выбрать ли ему добро, уступить ли ему злу» (Ф.М. Досто­евский). «Свобода личности может перейти в произвол, если она не переживается с точки зрения ответственнос­ти» (В. Франкл).

Социально-психологические явления возникают при взаимодействии социальной среды, личности и группы.

В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы личности становится все глобальнее. Она решается на уровне международных организаций в виде законодательных актов о правах и свободах личности, которые в настоящее время становятся в основу любой политики и тщательно охраняются.
Не все проблемы свободы личности решены в России и во всем мире, так как это одна из самых тяжелых задач. Личности в обществе на данный момент исчисляются миллиардами и каждую минуту на земле сталкиваются их интересы, права и свободы. Неразделимы и такие понятия как свобода и ответственность, так как свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом.

Ответственность - это категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, человечеству в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного начала в социальную жизнь, приобщение народных масс к самостоятельному управлению обществом и историческому созиданию резко увеличивает меру личной свободы и одновременно социальной и моральной ответственности каждого.

Правовое государство гарантирует личности его права и свободы и их правовую защиту - важнейший принцип. Следующий принцип - подчинение только закону и деятельность на основании закона, принятого обществом в условиях полной демократии.

Правовое государство является своего рода сочетанием свободы и ответственности, когда человек полностью свободен в моральном и правовом смысле с одной стороны, а за совершение преступления наступает ответственность - с другой стороны.

В правовом государстве закрепление интересов личности стоит на первом месте, нет неравноправия наций, мужчина и женщина находятся на одной линии, создаются все условия для абсолютного равенства всех членов общества перед законом независимо от происхождения, положения в обществе.

Но «Ответственность» не может быть ни виной, ни наказанием, и тем более не является ни уголовной, ни административной. Как честность и честь, доброта, отзывчивость не могут быть уголовной. Иначе получается, что на ответственного человека нельзя положиться. Нонсенс. У юристов Ответственность = это наказание и вина. Они пишут: «за такое-то преступление предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы сроком на пять лет!». А надо написать: «за такое-то преступление предусмотрено уголовное наказание в виде лишения свободы сроком на пять лет!».

Заключение

Необходимо отметить, что различие между свободами человека и гражданина состоит прежде всего в том, что любой гражданин — это человек, но не каждый человек — гражданин. Эти понятия отличаются по своему объему. Со свободами человека связаны такие слова, как "любой", "каждый человек", "никто", "все лица", а со свободами гражданина — "гражданин", "граждане данного государства", "правовой статус человека". Свобода гражданина существуют "здесь" и "сейчас", т.е. на определенном этапе исторического развития данной страны. В каждом государстве Конституция провозглашает и наделяет своих верноподданных определенными правами, свободами и обязанностями. Между государствами могут быть существенные отличия, особенно между демократическими и тоталитарными политическими системами. Свобода же человека носят всеобщий и универсальный характер, они присущи любому человеческому существу, кем бы он ни был, где бы ни находился. Свобода человека — это неотъемлемое, естественное свойство личности. Они составляют духовно-нравственную основу прав гражданина. В рамках определенного государства и правовой системы свобода гражданина выступают как субъективные юридические права. Они представляют собой вид и меру возможного поведения, предоставленную законом гражданину страны в целях удовлетворения его интересов. Различия между свободами человека и гражданина выражаются и в том, что основная роль прав человека — обеспечение большей свободы и формирование самобытной личности. Главное же значение прав гражданина состоит в унификации, гарантировании правового равенства различных по своим индивидуальным особенностям людей.
Признание различий между свободами человека и гражданина имеет важное значение. Их смешение, как показывает исторический опыт, чревато серьезными социально-политическими потрясениями для общества. Это ярко проявилось во время Великой французской революции, Октябрьской революции в России и в последующий период, а также в условиях многочисленных современных этнических и религиозных конфликтов и т.д.

Список использованной литературы

  1. Барулин В.С. «Социальная философия» Ч. 1 и П. М., 2002.
  2. Беляев Н.А., Керимов Д.А., Личность и законность, кн. «Человек и общество», вып.1 - изд-во ЛГУ - 1966 - 138 с.
  3. Волков Б.С. «Проблема воли и уголовная ответственность» - Казань: изд-во Казан. ун-та  - 1965 - 156 с.
  4. Вернадский В. И. Живое общество и биосфера. М. : Наука, 1994г.
  5. Масионис Дж. Социология. СПб.: Питер, 2004.
  6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник, - 2-е изд. – М.: Гардарики, 2005.
  7. Сущенко С.А. Социальная психология- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. - 345 с.
  8. Энциклопедический юридический словарь, 3-е изд. М., 2000.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1
Размер: 18.06K
Скачано: 322
Скачать бесплатно
07.11.10 в 19:56 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе