Тема: Социализация как фактор развития личности: социальная динамика
Раздел: Бесплатные рефераты по социологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 18.70K | Скачано: 286 | Добавлен 05.02.11 в 00:35 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Пенза 2009
Содержание
Введение 3
Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности 4
Стадии, способы и средства социализации личности 7
Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка.
Объясните почему? Можно ли удлинить или сократить процесс социализации?
Почему? 12
Заключение 14
Список используемой литературы 15
Введение Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе обязан понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Социология сразу пытается дать ответы на вопросы о социальном поведении личности, представить личность во всем многообразии социальных связей. В связи с этим в ходе изучения личности в контексте социальных связей необходимо дать ответы на вопросы о формировании личности в социальном окружении, месте, занимаемом личностью в социальном пространстве, включенности личности в социальные группы, восприятии личностью культурных норм, отклонениях от этих культурных норм.
Социологический подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности.
Человек – существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. В связи с этим происходит социализации. Результатом процесса социализации является формирование типа личности и социального характера.
Именно проблема социализации как фактора развития личности будет раскрыта в данной работе.
Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности.Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии и социологии. Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, т.к. в рамках микроуровня человеческого познания, человек является главным субъектом. Отсюда целый ряд понятий, используемых в социологии для анализа. Эти понятия человек, индивид, личность. Личность – активнодействующий субъект, чья индивидуальность соответствует общественным потребностям. Индивид - отдельный, обособленный представитель социальной группы. Понятие человек выражает единство биологического и социального, как бы подтверждая, что с одной стороны человек есть часть живой природы и некоторые природные моменты свойственны ему, как и другим представителям животного мира.
Чтобы стать личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются биологические, генетически заданные предпосылки и наличие социальной среды, с которой ребенок взаимодействует. Социальная среда - это люди, объединённые в различные группы, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях, в сложной и разнообразной системе общения. Социальная среда, окружающая личность, обладает активностью, воздействует на человека, оказывает давление, регулирует, подчиняет социальному контролю, увлекает, «заражает соответствующими «моделями» поведения, побуждает, а нередко и принуждает к определённой направленности социального поведения. Комплекс научных знаний, богатый жизненный опыт, мотивы своих поступков личность черпает из непосредственного источника, которым выступает социальная среда.
Человеческое существо становится человеком благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений. Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит. С первых же часов жизни человека начинается процесс его социализации, в основе которого лежат связи между индивидуумами и освоение социальных навыков. Отчасти этот процесс зависит от врожденных механизмов и созревания нервной системы, однако, прежде всего он определяется тем опытом, который человек получает на протяжении жизни.
Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т. е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.
Социальные связи и отношения, в которые вступает личность, это не просто внешние условия ее жизнедеятельности, а ее неотъемлемые атрибуты. Она выступает как носитель этих связей и отношений и потому она личность. Распад этих ее связей и отношений означает распад самой личности, ее социальную деградацию.
Взаимоотношения личности с обществом - это основа всех сторон ее жизнедеятельности. В обществе человек рождается, растет, развивается, действует, становится той или иной личностью. Какой именно личностью он станет, во многом зависит от условий его жизни в данном обществе, а также от активности самого человека, направленной, прежде всего, на развитие и реализацию его социально значимых способностей. Основополагающая жизненная проблема личности - адаптироваться в социальных условиях своего существования. Социальная адаптация (лат. adaptare - приспособлять) - процесс приспособления, освоения личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды. В современной социологии социальная адаптация в большинстве случаев понимается как такой социальный процесс, в котором и адаптант (личность, социальная группа), и социальная среда являются адаптивно-адаптирующими системами, то есть активно взаимодействуют, оказывают активное воздействие друг на друга. Также необходимым условием формирования личности является удовлетворение своих потребностей и реализация своих интересов. Основной способ самореализации личности в обществе – это труд, другие проявления ее социальной активности. Никакая личность развиваться и творить вне общества не может, ее самореализация напрямую зависит от социальных условий ее жизни, определяется ее социальным положением, экономическими и другими возможностями.
На формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе. Однако главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно, являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.
Человек личностью не рождается, он ею становится. Процесс становления и развития личности называется социализацией. Он начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости. В течение его люди усваивают культурные нормы и осваивают социальные роли, иначе говоря, приобретают свое социальное «Я». Социализация бывает первичной и вторичной.
Первичная социализация проходит у детей, подростков и заключается в формировании личных качеств и навыков поведения. В этот период формируется примерно 70% человеческой личности и происходит социальная идентификация, т.е. осознание своей принадлежности к определенной общности. Вторичная социализация происходит в зрелом возрасте и заключается в освоении и исполнении социальных ролей.
Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.
Понятия формирование, развитие, воспитание и социализация рассматриваются как синонимы, однако, между ними имеются и определенные различия. Понятие «формирование личности» подразумевает единство объективных и субъективных условий, определяющих процесс становления и развития человека. Понятие «развитие личности» характеризует последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности. Воспитание – это целенаправленное формирование у индивида определенных качеств, а социализация – усвоение социальных ролей того общества, в котором человек живет, будь оно тоталитарным, демократическим, единым, преступным, богатым и т. д. Социальное качество общества в данном случае не имеет значения. Понятие «социализация» объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Можно быть социализированным, но невоспитанным, и наоборот – воспитанным и совершенно не социализированным, т.е. не знающим жизни.
Стадии, способы и средства социализации личности.
Процесс социализации продолжается всю жизнь, т.к. жизнь постоянно изменяется. Данный процесс не поддается манипулированию, его нельзя ни ускорить, ни замедлить. Социализация проходит по определенным стадиям развития. Общепризнанными являются стадии детства, отрочества, юности, зрелости и старости. Так же выделяют дотрудовую, трудовую и послетрудовую стадии; стадию первичной социализации, стадию индивидуализации и стадию интеграции. Рассмотрим каждую стадию более подробно.
Стадия детства длится первые тринадцать лет жизни человека. Здесь основной формой деятельности, становится игра, причем, прежде всего ролевая. Ребенок учится, «примеривает» на себя различные социальные роли — мамы, папы, воспитательницы детского сада, продавца магазина и многие другие. Наряду с семьей возникает новый социальный институт социализации — дошкольное образовательное учреждение. В детстве примерно до 5 лет личность формируется на 70%. Стоит запоздать с социализацией, как начнутся необратимые процессы.
Юность начинается с 13 лет. В этот период происходят важные физиологические изменения и психические сдвиги — склонность к противоположному полу, усиление агрессивности, склонности к риску, стремление к независимости, самостоятельности. Если дети послушны, оценивают мир глазами родителей, учителей, то подростки стремятся к созданию собственной системы ценностей. В юности завершается создание социального "Я", формируется мировоззрение.
Признаками наступления зрелости служат экономическая, политическая и социальная самостоятельность человека. Очень важным показателем является вступление в брак, потому что впервые молодой человек из объекта социализации превращается в ее агента — сначала по отношению к супруге (супругу), затем — к ребенку.
Приспособление к старости не обязательно представляет собой процесс роста. Развитие личности может прекратиться или даже повернуться вспять из-за ослабления физических и психологических возможностей человека, что часто происходит в старости. С уходом на пенсию меняется статус — от работника и кормильца к потребителю. Годам к семидесяти человек, как правило, начинает социализацию к смерти — подготовку моральную и материальную - к окончанию жизни.
Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода: а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства; б) стадия обучения, включающая весь период юности. К этому этапу относится все время обучения в школе, относительно периода обучения в вузе или техникуме существуют различные точки зрения.
Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.
Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "мир и я" характеризуется как промежуточная социализация, т. к. все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.
Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, "вписаться" в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом.
С точки зрения общества социализация предстает как совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности.
Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоению социальных ролей (родители, сверстники, родственники, любимые учителя, личные тренеры, семейные врачи, лидеры молодежных группировок.). Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его(администрация школы, вуза, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники средств массовой информации (СМИ), лидеры партий и т. д.).
Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести вскармливание младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (от колыбельных сказок до скульптур); стиль и содержание общения, а так же методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях; последовательное приобщение человека к многочисленным типам и видам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, в спорте, а так же в семейной, профессиональной, общественной и религиозной сферах.
Каждое общество, каждая организация, каждая социальная группа (малая или большая) вырабатывает в своей истории набор позитивных и негативных, формальных и неформальных санкций – способов внушений и убеждений, предписаний и запретов, мер принуждения и давления, вплоть до применения физического насилия, способов выражения признания, отличия, наград. С помощью этих мер и способов поведение человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.
К механизмам социализации можно отнести следующие.
Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов.
Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями. В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социальноодобряемого поведения, а так же опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного и бесконфликтного выполнения социальных норм.
Надо иметь ввиду, что средства массовой коммуникации как социальный институт влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач.
Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль поведения и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.
Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. Значимыми для него могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что социализация представляет собой процесс развития личности длинною в жизнь, который осуществляется в процессе ее взаимодействия с многообразными факторами, механизмами и чем больше социальных факторов вовлечено в процесс социализации, тем насыщеннее и интенсивнее он протекает.
Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Объясните почему? Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему?Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Но не следует рассматривать процесс социализации только со стороны обучения и воспитания детей. Данные понятия входят в определение социализации, но на самом деле, это лишь часть всего процесса социализации личности. Если считать, что социализация сводится только к обучению и воспитанию ребенка, то можно сделать вывод, что данный процесс происходит лишь на первых стадиях развития человека – детства и юности. Но это не так. Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас. Человеческая сущность не высекается навечно из гранита, она не может в детстве окончательно сформироваться так, чтобы больше уже не меняться. Жизнь – это адаптация, процесс непрерывного обновления и изменения. Трехлетние дети социализированы в рамках детского садика, студенты – в рамках избранной ими профессии, новые работники – в рамках своего учреждения или предприятия, муж и жена – в рамках созданной ими молодой семьи.
Социализация — процесс, не поддающийся манипулированию, его нельзя ни ускорить, ни замедлить. Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность и происходит социальная идентификация, т.е. осознание своей принадлежности к определенной общности. Затем происходит процесс, когда человек осознает себя личностью, это происходит примерно в 19-23 г. Критерием разграничения этих периодов является самостоятельность личности, а это явление индивидуальное. В экстремальных условиях личностью становятся в более раннем возрасте, а в спокойных условиях – позже. В зрелом возрасте происходит освоение и исполнение социальных ролей. С выходом на пенсию активная социализация заканчивается, жизненный опыт устаревает и наступает стадия деградации личности. Но существуют люди пожилого возраста, которые с выходом на пенсию не в ступают в стадию деградации. Эти активные люди участвуют в жизни общества и обновляют свои знания и взгляды.
Из вышесказанного следует, что можно сократить отдельные этапы социализации, ускорить их прохождение, но удлинить или сократить весь процесс социализации в целом нельзя.
Заключение Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что личность – это результат социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. Врожденная гениальность автоматически не гарантирует того, что человек станет великой личностью. Решающую роль играет социальная среда, в которую попадает человек после рождения. Личность – это единство индивидуальных способностей и выполняемых социальных функций человека, особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям. Следовательно, между развитием личности и обществом существует прямая зависимость.
Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называется социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т.д.
Социальная среда оказывает сильнейшее влияние на человека и является как бы источником, питающим развитие личности, прививает ему общественные нормы, ценности, роли и т.д.
Социализация – это долгий и трудный процесс становления личности, постепенное усвоение индивидом требований общества: определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, необходимых для успешной жизнедеятельности человека в данном обществе.
Список используемой литературы1. Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
2. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по социологии. - Ростов-на-Дону.: МарТ, 2001.
3. Борисова Л.Г., Солодова Г.С. Социология личности, Новосибирск, 1997.
4. Бокачев И.А. Вестник СевКавГТУ Серия «Гуманитарные науки», №1 (11), 2004.
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Бесплатная оценка
+1
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Добавить работу
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавление отзыва к работе
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.
Похожие работы