Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »

Вклад отечественных ученых в исследования психологии межличного общения

Вклад отечественных ученых в исследования психологии межличного общения [11.10.12]

Тема: Вклад отечественных ученых в исследования психологии межличного общения

Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению

Тип: Реферат | Размер: 17.78K | Скачано: 356 | Добавлен 11.10.12 в 18:19 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты


СОДЕРЖАНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ 3

2. ВКЛАД ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ В ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ МЕЖЛИЧНОГО ОБЩЕНИЯ 4

3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ «КОЛЛЕКТИВНОЙ РЕФЛЕКСОЛОГИИ» В.М. БЕХТЕРЕВА 8

4. ТЕСТ 11

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13

 

ВВЕДЕНИЕ

Деловое общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию поставленной цели.

Общение – определяется в психологии как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией познавательного, эмоционально – оценочного или другого характера.

Актуальность темы «Проблемы межличностного общения в трудах отечественных ученых» заключается в том, что проблемы, касающиеся межличностного общения и взаимопонимания, уже несколько веков не только не теряют своей актуальности, но становятся все более важными для многих социально-гуманитарных наук. Анализируя межличностное общение можно объяснить многие социальные проблемы развития общества, семьи и отдельной личности.

Исходя из актуальности темы, в контрольной работе в качестве основной цели было определено - изучение межличностного общения в трудах отечественных ученых.

Для достижения выше указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть вклад отечественных ученых в исследования психологии межличностного общения;

- изучить основные положения «коллективной рефлексологии» В.М. Бехтерева.                 

Предметом исследования является определение места  общения  в структуре  межличностного  взаимопонимания  и  взаимодействия  людей.   Объектом – проблемы межличностного общения.                                                                                                                                                                                                                   

                                                                                                               

ВКЛАД ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ В ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ МЕЖЛИЧНОГО ОБЩЕНИЯ

Межличностное общение —  это  процесс  взаимодействия  по крайней мере двух лиц, направленный на  взаимное  познание,  установление  и развитие  взаимоотношений  и  предполагающий  взаимовлияние  на   состояния, взгляды, поведение и  регуляцию  совместной  деятельности  участников  этого процесса.

Проблемы психологии межличностного общения разносторонне и глубоко решаются в трудах многих российских ученых. Они теоретически осмыслены в работах П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского, обосновавших значение так называемого субъективного метода в социологии. Проблема мотивов поведения и общения людей, их побуждений и идеалов заняла здесь главное место. Психологическим проблемам общения людей посвящены труды таких ярких представителей психологического направления в русской социологии, как Е.В. Де-Роберти и Н.И. Кареев. Фундаментальная разработка многих проблем психологии личности и межличностного общения содержится в трудах выдающегося российского психолога В.М. Бехтерева.

Петр Лавров (1823— 1900) и Николай Михайловский (1842—1904) рассматривали все общественные явления как результат сознательной деятельности людей. Поэтому главную роль социологии как на­уки об обществе они видели в анализе мотивов деятельности людей и их нравственных идеалов, другими словами, — в изучении психологической и нравственной сторон их деятельности [3, c 46].

Особое внимание уделяли они анализу «солидарных» действий людей, направляемых их общими интересами. По словам П. Лаврова, важно понять и обобщить факты солидарности между людь­ми и тем самым открыть законы их солидарных действий, формы проявления их солидарности, а также условия ее упрочения или ослабления при разном уровне социально-нравственного развития людей и форм их общежития. Под солидарностью понимается «со­знание того, что личный интерес совпадает с интересом обществен­ным» и «что личное достоинство поддерживается лишь путем под­держки достоинства всех солидарных с нами людей». Солидар­ность — это «общность привычек, интересов, аффектов или убежде­ний». Все это определяет сходство поведения и деятельности людей.

Анализ внутренних мотивов деятельности личности, ее целей, идеалов и воли, выражает основное содержание субъективного ме­тода в социологии, разработку которого продолжил Н. Михай­ловский. По характеристике          Н.Бердяева, Н.Михайловский — «самый талантливый сторонник субъективного метода» и «самый главный его творец». Он развил идею о существовании «правды – истины» и «правды – справедливости». Первая — это «объективная правда», фиксирующая объективный ход событий общественной жизни. Вторая — «правда субъективная», выражающая внутрен­ний мир людей, творящих эти события. С позиций такой двуеди­ной правды он рассматривает все явления общественной жизни [3, с 48].

Представляет интерес решение Н. Михайловским проблем, относящихся к психологии масс, в том числе взаимодействия «ге­роев и толпы», личности и общества. На первом плане у него лич­ность, обладающая своей особой индивидуальностью и неповто­римостью. Критически мыслящие личности с их более или менее яркими индивидуальностями — главные действующие лица в об­ществе — определяют развитие его культуры и переход к высшим формам общественного устройства. Вопрос о героях и толпе Ми­хайловский решает больше в социально – психологическом плане. Героем он называет человека, увлекающего своим примером мас­су на хорошее или дурное дело. Толпа же — это масса людей, способная увлекаться примером — благородным, низким или без­различным. В целом же характеристики толпы Михайловским со­впадают с характеристиками Лебона [3, c 49].

Важные проблемы социальной психологии, в том числе психологии межличностного общения, рассматриваются в трудах Е.В. Де-Роберти и Н.И. Кареева. Они обосновывали положение о том, что главную роль в поведении и деятельности людей играет их индивидуальная и коллективная психика.

В своей «Психологической социологии» Евгений Де-Роберти (1843—1915) указывает на обусловленность социального поведе­ния людей такими психическими факторами, как их желания эмоции, страсти, характер, образ мыслей, воля и т.п. Он делает вывод, что «все общественные явления в известной мере совпада­ют с явлениями собственно психическими» и что психическая де­ятельность людей определяет их социальную деятельность. Отсю­да главное в науке об обществе заключается «в познании законов психического взаимодействия».

Е.В. Де-Роберти считал, что проявляющиеся в психическом взаимодействии людей их индивидуальная и коллективная психи­ка воплощаются в нормах их социального поведения, в создавае­мых ими предметах духовной и материальной культуры, в систе­ме экономических, политических и других институтов функцио­нирования общества. Он глубоко проанализировал также влия­ние индивидуальной и коллективной психики людей на их меж­личностное общение.

На психологическую основу деятельности людей указывал и Николай Кареев (1850—1931). Он обращал внимание на три основ­ные стороны духовного бытия человека — его ум, чувства и волю. Отмечал, что в поведении и деятельности людей, а значит, во всей их общественной жизни, специфическую роль играет интеллекту­альная, эмоциональная и волевая стороны их духовного мира и было бы неверно делать ставку на одну из них, как это делают рационалисты, эмпирики и волюнтаристы [1, c 180].

Исходя из того, что общественное поведение человека опреде­ляется его «психической природой», Н.И. Кареев делает вывод, что психологического объяснения требуют полезные и вредные поступки, а также «справедливые и несправедливые обществен­ные явления». Он обращает внимание на роль индивидуальной и коллективной психики людей в функционировании различных проявлений общественного сознания.

Коллективная психология должна показать, что и народный дух, и всякая культурная среда, и какое бы то ни было групповое и классо­вое самосознание суть не что иное, как результат психического вза­имодействия между отдельными индивидуумами. Данное взаимодействие, по Карееву, лежит в основе всех «прак­тических отношений» людей, в том числе их межличностных от­ношений [2, c 215].

Основные положения социально-психологических исследований отечественных ученых не потеряли своей актуальности в настоящее время. Многие психологи и ученые занимаются исследованием и изучением проблем межличностного общения между людьми. Ведь потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека.   

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ «КОЛЛЕКТИВНОЙ РЕФЛЕКСОЛОГИИ» В.М. БЕХТЕРЕВА

Большой вклад в развитие рефлексология психологии личности  и межличностных отноше­ний внес Владимир Бехте­рев (1857—1927), который исследовал раз­личные проявления индивидуальной и кол­лективной психики людей, широко опира­ясь на данные физиологии.

Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте. Межличностные отношения — это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. В отличие от деловых отношений межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными.

 В фундаментальном труде «Коллективная рефлексология» В.М. Бехтерев представил весьма подробную картину влияние социальной психики на поведение людей и отношения между ними. Этой проблеме была также посвящена его более ранняя работа «Роль внушения в общественной    жизни» [5, c 168].

Признавая взаимосвязь поведения человека с поведением других людей, Бехтерев поставил вопрос об объективном изучении этой взаимосвязи. Таким  образом, он явился одним из основателей нового направления психологического исследования – социальной (или  общественной)  психологии, рассматриваемой им как отрасль рефлексологии человека в соответствии с теми же принципами, которые были выдвинуты и разработаны применительно к исследованию проблем объективной психологии  и  рефлексологии  индивида. Отсюда  название  нового  направления – коллективная  рефлексология. Бехтерев считал, что ее предметом является поведение коллективов, личности в коллективе, условия возникновения социальных объединений, особенности их деятельности, взаимоотношения их членов. Такое понимание представлялось преодолением субъективистской социальной психологии, поскольку все проблемы коллективов толковались как соотношение внешних влияний с двигательными и мимико-соматическими реакциями их членов. Социально-психологический подход должен был быть обеспечен соединением принципов рефлексологии (механизмы объединения людей в коллективы) и социологии (особенности коллективов и их отношения с                 обществом) [5, c 170].

Предмет коллективной рефлексологии определяется так: «...изучение возникновения, развития и деятельности собраний и сборищ, проявляющих свою соборную соотносительную деятельность как целое, благодаря взаимному общению друг с другом входящих в них индивидов».

Помимо методологических проблем коллективной рефлексо­логии, содержания этой науки, ее предмета и метода В.М. Бехте­рев исследует широкий круг ее специальных проблем, в том чис­ле: коллектив как собирательная личность; коллективное объеди­нение; взаимовнушение, взаимоподражание и взаимоиндукция как объединяющие факторы; язык как объединяющий фактор; разви­тие коллективных движений по типу сочетательных рефлексов; коллективные наследственно-органические рефлексы; коллектив­ное настроение и коллективные мимико-соматические рефлексы; коллективное сосредоточение и коллективное наблюдение; кол­лективное творчество; согласованные коллективные действия. Бехтерев исходил из положения о «безусловной закономерности сложных человеческих действий» [4, с 90].

В «Коллективной рефлексологии» он также дал анализ многих законов деятельности людей. Рассматривая коллектив как «собра­ние отдельных, связанных между собою теми или иными интере­сами личностей», он приходит к выводу о том, что коллектив, представляющий собой нечто целое, выступает «в виде одной кол­лективной или собирательной личности». Поэтому «законы про­явления деятельности коллектива суть те же, что и законы прояв­ления деятельности отдельной личности».

Коллективные рефлексы проявляются, по Бехтереву, в кол­лективных наблюдениях, коллективных инстинктах, коллектив­ных эмоциях, коллективном сосредоточении и т.д. Раскрываются процессы взаимовнушения и взаимоподражания в коллективе, в общении людей друг с другом. При этом указывается на их взаимоиндукцию, происходящую «путем непосредственной передачи возбуждения центров одного индивида соответствующим центрам другого индивида». Речь идет об образовании своего рода энерге­тического психологического поля, в котором люди воспринимают друг друга и соответственно реагируют на те или иные явления.

Эти и другие положения учения В. М. Бехтерева помогают глуб­же осмыслить содержание психологической стороны деятельнос­ти и общения людей [4, c 95].

 

ТЕСТ

Укажите и обоснуйте свой выбор, какое из предложенных научных положений отражает позицию отечественной психологии:

а) общение есть психосоциальное отношение между людьми, при котором происходит непрерывный «обмен реакциями» и «каждый из его участников воспринимает другого в качестве субъекта, способного изменить свое поведение в зависимости от внутренних психологических установок».

б) общение, а также все общественные явления и процессы есть только взаимодействие между стимулами (соответственно комплексами стимулов), воздействующими на человеческий организм, и реакциями этого организма.

Ответ: а. Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.  Психологи считают, что потребность в общении  относится к основным потребностям человека. В отечественной психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией. Так же общение  необходимо для нормального развития человека как члена общества и как личности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важным элементом человеческого сожительства и взаимоотношений являются психологические контакты и общение. Потребность в контакте с подобными себе существует и в животном мире. Благодаря общению индивидуальность познает мир, собственную духовность, поддерживает психологическую соединение с другими людьми.

Проблемы психологии межличностного общения разносторонне и глубоко решаются в трудах многих российских ученых.
Петр Лавров и Николай Михайловский рассматривали все общественные явления как результат сознательной деятельности людей. Особое внимание они уделяли анализу «солидарных действий» людей, направляемых их общими интересами.

По словам П. Лаврова, важно понять и обобщить факты солидарности между людьми и тем самым открыть законы их солидарных действий, формы проявления их солидарности, а также условия ее упрочения или ослабления при разном уровне социально-нравственного развития людей и форм их общежития.

Н.Михайловский решает проблемы, относящиеся к психологии масс, в том числе взаимодействия «героев и толпы», личности и общества. На первом плане у него личность, обладающая своей особой индивидуальностью и неповторимостью.

Важные проблемы социальной психологии, в том числе психологии межличностного общения, рассматриваются в трудах Е.В.Де-Роберти и Н.И.Кареева. Они обосновали положение о том, что главную роль в поведении и деятельности людей играет их индивидуальная и коллективная психика.

В заключении можно сказать, что в данной контрольной работе поставленные цели и задачи были реализованы.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Деловое общение: учебное пособие / Кузнецов И.Н. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 528с.
  2. Деловое общение: учебник для вузов / Сидоров П.И., Путин М.Е., Коноплева И.А., 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2010. – 384с.
  3. Психология и этика делового общения: учебник для вузов / Под ред. проф. Лавриненко В.Н. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 415с.
  4. Психология делового общения: учебное пособие / Чеховских М.И. – 3-е изд., – М.: ИНФРА – М, 2011. – 253с.
  5. Психология делового общения: учебник / Бороздина Г.В. – 2-е изд., – М.: ИНФРА – М, 2007. – 295с. 

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 17.78K
Скачано: 356
Скачать бесплатно
11.10.12 в 18:19 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе