Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »

Проблемы межличностного общения в трудах отечественных учёных

Проблемы межличностного общения в трудах отечественных учёных [11.09.11]

Тема: Проблемы межличностного общения в трудах отечественных учёных

Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению

Тип: Контрольная работа | Размер: 15.62K | Скачано: 338 | Добавлен 11.09.11 в 20:44 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Тула 2010


Содержание

1. Введение 3 стр.

2. Охарактеризуйте вклад отечественных ученых в исследования психологии межличностного общения 4 стр.

3. Назовите основные положения «коллективной рефлексологии» В.М.Бехтерева 9 стр.

4. Какое из предложенных научных положений отражает позицию отечественной психологи 11 стр.

5. Заключение 12 стр.

6. Список используемой литературы 13 стр.

 

Введение

Проблемы межличностного общения ни когда не смогут потерять своей актуальности, потому что люди в обществе постоянно взаимодействуют друг с другом и как следствие общаются.

 - Заметное влияние на становление и развитие общественной мысли в России оказала социология народничества. Виднейшими ее представителями были П. Лавров (1823-1900) и Н. Михайловский (1842-1904). Они придерживались так называемого субъективного метода в социологии, который получил всестороннюю разработку в их многочисленных трудах. Труды этих и других ученых продолжают традиции развития общей и социальной психологии в России с ориентацией на исследование фундаментальных теоретических и методологических проблем.

- Бехтерев исследовал большой ряд психиатрических, неврологических, физиологических, морфологических и психологических проблем. В своём подходе он всегда ориентировался на комплексное изучение проблем мозга и человека. Многократно критиковал психоанализ (учения Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера и др.). Но вместе с тем способствовал проведению теоретических, экспериментальных и психотерапевтических работ по психоанализу, которые осуществлялись в возглавляемом им Институте по изучению мозга и психической деятельности.

 

1.Охарактеризуйте вклад отечественных ученых в исследования психологии межличностного общения.

Заметное влияние на становление и развитие общественной мысли в России оказала социология народничества. Виднейшими ее представителями были П. Лавров (1823-1900) и Н. Михайловский (1842-1904).

Им принадлежит разработка идеи о свободном выборе «идеала», которая философски обосновывала возможность изменить общественное развитие в избранном передовой интеллигенцией направлении. Наиболее полное выражение эта идея получила в так называемом субъективном методе социологии, который в качестве высшего мерила общественного прогресса и исходным пунктом исторического исследования полагал отдельную личность («Что такое прогресс?», «Аналогический метод в общественной науке», «Теория Дарвина и общественная наука», «Что такое счастье?», «Борьба за индивидуальность»).

Михайловский Н.К. разрабатывал теорию «героев и толпы», объяснявшей механизм коллективного действия склонностью человека к подражанию («Герои и толпа», «Научные письма (к вопросу о героях и толпе)», «Патологическая магия», «Ещё о толпе»). В 1880-е критиковал теорию «малых дел» и толстовство. В начале 1890-х выступал против русских марксистов, обвиняя их в защите капитализма и отказе от наследства шестидесятников и семидесятников. Он решает проблемы, относящиеся к психологии масс, в том числе взаимодействия «героев и толпы», личности и общества. На первом плане у него личность, обладающая своей особой индивидуальностью и неповторимостью. Критически мыслящие личности с их более или менее яркими индивидуальностями – главные действующие лица в обществе – определяют развитие его культуры и переход к высшим формам общественного устройства.[1,45-50] Исходя из своих мировоззренческих установок, Михайловский анализирует вопрос о взаимодействии «героев и толпы». Этот вопрос он решает больше в социально-психологическом плане. Героем он называет человека, увлекающего своим примером массу на хорошее или дурное дело. Толпа же – это масса людей, способная увлекаться примером – благородным, низким или безразличным. Стихийность и даже абсурдность массового сознания, сознания «толпы», ориентированной на некоторые образцы эталонного, «героического» поведения и слепо поклоняющейся своим «героям», несут в себе, считал Михайловский, серьезную социальную угрозу личностному началу в истории. Герой шаблонизирует поведение толпы. Толпа характеризуется особым коллективно-психологическим состоянием сознание и подсознания. Масса представляет собой монотонную, однообразную субстанцию, которая стремится к подражанию яркой индивидуальности героя. Подражание масс своему герою - явление, по Михайловскому, почти гипнотическое. Теряется независимость в восприятии происходящих событий и в собственных суждениях, растет внушаемость. Толпа легко подчиняется своим вождям, слепо верит им, теряет способность критически относиться к их словам и делам. Представляется, что высказанные сто лет назад эти суждения Михайловского не потеряли своей актуальности и в настоящее время.[2,78]

Важные проблемы социальной психологии, в том числе психологии межличностного общения, рассматриваются в трудах Е.В.Де-Роберти и Н.И.Кареева. Они обосновали положение о том, что главную роль в поведении и деятельности людей играет их индивидуальная и коллективная психика. [4,190]

В своей «Психологической социологии» Де-Роберти указывает на обусловленность социального поведения людей такими психическими факторами, как их желания, эмоции, страсти, характер, образ мыслей, воля и т.п. Он делает вывод, что «все общественные явления в известной мере совпадают с явлениями собственно психическими» и что психическая деятельность людей определяет их социальную деятельность. Отсюда главное в науке об обществе заключается «в познании законов психического взаимодействия». Он пояснял, что психическая деятельность людей развивается под влиянием биологических факторов и их социальной деятельности. Однако ведущим звеном в данном взаимодействии он называл именно психическую деятельность людей. Говоря о психическом взаимодействии людей, ученый указывал на значение как индивидуальной, так и коллективной психики. Последняя предстает как совокупность коллективных восприятии, чувств, настроений, образа мыслей тех или иных социальных групп, определенных масс людей и национальных общностей. Де-Роберти считал, что коллективная психика, проявляясь в поведении людей, тем самым воплощается в их морали, определяет нравственные нормы и принципы человеческой жизнедеятельности.

Он считал, что проявляющиеся в психическом взаимодействии людей их индивидуальная и коллективная психика воплощается в нормах их социального поведения, в создаваемых ими предметах духовной и материальной культуры, в системе экономических, политических и других институтов функционирования общества. Он глубоко проанализировал также влияние индивидуальной и коллективной психики людей на их межличностное общение.

В работе «Основные направления психологии социологии и ее современное состояние» Н.И. Кареев указал на две основные стороны психологии. Во-первых, социология выступает как система взглядов «на то, что нужно прежде всего видеть в обществе и как понимать его природу». Во-вторых, она решает вопрос о том, какие методы могут быть применены к изучению общественных явлений.

Особую роль в психических взаимодействиях людей играет опять-таки их индивидуальная и коллективная психика. В этом оба мыслителя – Н.И. Кареев и Е.В. Де-Роберти – придерживались единого мнения.[3,90-101]

Труды этих и других ученых продолжают традиции развития общей и социальной психологии в России с ориентацией на исследование фундаментальных теоретических и методологических проблем. Их решение позволяет развивать прикладные психологические дисциплины, одной из которых является психология и этика делового общения. Ее развитие предполагает внимательное изучение и учет достижений отечественной и зарубежной психологической мысли, в первую очередь касающихся психологии личности и межличностного общения, поэтому рассмотренные проблемы должны быть актуальны и в современности.

 

2. Назовите основные положения «коллективной рефлексологии» В.М.Бехтерева.

Коллективная рефлексология - исследовательская программа,  развитая в 1920-е гг. В. М. Бехтеревым. Основана на идее закрепления условных рефлексов и физиологическом редукционизме.  Социологические воззрения Бехтерева не получили признания в советском марксизме. 

Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927), российский невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы. Фундаментальные труды по анатомии, физиологии и патологии нервной системы. Исследования лечебного применения гипноза, в т. ч. при алкоголизме. Труды по половому воспитанию, поведению ребенка раннего возраста, социальной психологии. Исследовал личность на основе комплексного изучения мозга физиологическими, анатомическими и психологическими методами. Основатель рефлексологии. Организатор и руководитель Психоневрологического института (1908г.; ныне им. Бехтерева) и Института по изучению мозга и психической деятельности (1918).[3,50-55]

В фундаментальном труде «Коллективная рефлексология» он представил весьма подробную картину влияние социальной психики на поведение людей и отношения между ними. Этой проблеме была также посвящена его более ранняя работа «Роль внушения в общественной жизни».

В «Коллективной рефлексологии «он также дал анализ многих законов деятельности людей. Рассматривая коллектив как «собрание отдельных, связанных между собою теми или иными интересами личностей», он приходит к выводу о том, что коллектив, представляющий собой нечто целое, выступает «в виде одной коллективной или собирательной личности». Поэтому «законы проявления деятельности коллектива суть те же, что и законы проявления отдельной личности».

 

3.  Какое из предложенных научных положений отражает позицию отечественной психологии:

 а) общение есть психосоциальное отношение между людьми, при котором происходит непрерывный  «обмен реакциями» и «каждый из его участников воспринимает другого в качестве субъекта, способного изменить свое поведение в зависимости от внутренних психологических установок»;

б)  общение, а также все общественные явления и процессы  есть  только взаимодействие между стимулами (соответственно комплексами стимулов), воздействующими на человеческий организм, и реакциями этого организма.  

Ответом «а», т.к. потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (т.е. эмоциональ­но-оценочного) характера. Общение — необходимое условие нормального развития человека как члена общества и как личности, условие его духовного и физического здоровья. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе соци­ального бытия людей, прямым объектом психологического и соци­ально-психологического анализа оно стало только в XX в. Многие проблемы психологии общения и межличностных отношений невозможно научно решить без глубокого понимания образов, возникающих в процессе восприятия людьми друг друга; их мыслительных действий, в процессе которых происходит превращение внешних действий во внутренние мотивации, выражающееся в побуждениях людей, придающих их действиям «направленность, избирательность и системность общения как психосоциального отношения между людьми», при котором происходит непрерывный «обмен реакциями» и «каждый из его участников воспринимает другого в качестве субъекта, способного изменить свое поведение в зависимости от внутренних психологических установок».

 

Заключение

Духовная жизнь России не исчерпыва­лась революционно-радикальными идеями, согласно которым капитализм — это строй, обреченный на неминуемую и скорую гибель. В общественной мысли России было сильно и умерен­ное реформистское крыло, признававшее жизнеспособность рыночных отношений, возможность их совершенствования, ре­формирования, в том числе с помощью психологических и нравственных средств.

К сожалению, конкретно-исторические условия в России в XX в. сложились так, что претворить в жизнь идеи развития идейно-нравственного потенциала рыночной экономики так на практике и не удалось.

В данной контрольной работе были проанализированы основные положения теорий «героев и толпы» Н.К. Михайловского и «солидарных действий» П.Л. Лаврова, а так же других отечественных ученых. Так же были рассмотрены

 

Список используемой литературы

  1. Психология. Учебник для экономических вузов (Под общ. ред. В. Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2000.
  2. Психология и этика делового общения: Учебник для ву-П86 зов/Под ред.проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.
  3. Бехтерев В.М. Объективное изучение личности. Избранные труды по психологии личности (в двух томах). - СПб.: Изд-во «Алетейя», 1999.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 15.62K
Скачано: 338
Скачать бесплатно
11.09.11 в 20:44 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе