Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »

Структура политического сознания: основные элементы, функции

Структура политического сознания: основные элементы, функции [17.09.12]

Тема: Структура политического сознания: основные элементы, функции

Раздел: Бесплатные рефераты по политологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 27.33K | Скачано: 264 | Добавлен 17.09.12 в 14:34 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Челябинск 2009


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Понятие «политическое сознание», его структурные компоненты 4

2. Политическая идеология и психология. Их основные элементы, функции и особенности формирования 12

2.1. Политическая психология 12

2.2. Идеология 14

3. Объясните смысл запрета на создание государственной идеологии, записанного в Конституции РФ 17

Заключение 19

Список литературы 20

 

ВВЕДЕНИЕ

Политическое сознание - одна из центральных категорий политологии, характеризующая субъективную сторону политической жизни. По своему содержанию политическое сознание – это сложное образование, в обобщенной форме отражающее степень представлений граждан о политике и рационального к ней отношения. Поэтому от распространенных в обществе политических представлений субъектов политических отношений сложившегося менталитета людей самым непосредственным образом зависит содержание и характер политического процесса, поведение политических лидеров, деятельность политических институтов и организаций.

Целью данной работы является рассмотрение политологической категории “политическое сознание”. Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:

Политическое сознание является естественным компонентом духовной жизни индивида и общества, важнейшей составной частью политических отношений. В своем диалектическом развитии оно проявляет свою многомерность, многоаспектность, выражающихся в многообразии процессов и форм отражения политической действительности. Будучи относительно целостным образованием, политическое сознание имеет сложную структуру. Рассмотрим, в чем состоит суть политического сознания, его содержание и процесс формирования.

 

1. Понятие «политическое сознание», его структурные компоненты

Политическое сознание как сфера общественного сознания является отражением тех отношений, которые складываются внутри общества между различными социальными группами по поводу завоевания, удержания и использования власти, то есть - политических отношений. Политическое сознание - это результат одновременно и отражения субъектами тех или иных явлений, и выражения их отношения к отражаемым политическим событиям. Что же в нем отражается и оценивается? Прежде всего, отношение к власти, способам, формам ее организации и реализации, к политическим силам различной направленности и методам их деятельности. Следует отметить, то обстоятельство, что политическая деятельность является именно той основой, на которой формируется политическое сознание. Оно предстает, прежде всего, как осознанное, осмысленное через призму социально-политических потребностей политическое знание, которое являет собой его рациональную составляющую. Однако содержание политического сознания не ограничивается лишь знанием как рациональным моментом, а включает в себя продукты чувственного отражения и оценки. Политическое сознание является продуктом рационального, эмоционального и волевого освоения людьми содержания и особенностей политических отношений.

Политическое сознание можно определить как комплекс идей, теоретических концепций, взглядов, представлений, мнений, оценочных суждений, эмоциональных состояний субъектов политических отношений.

Политическое сознание является естественным субъективным компонентом политической деятельности, политического поведения.

Политизация общественного и индивидуального сознания, его выделение в относительно самостоятельную сферу происходит там и тогда, где и когда возникают социальные неравенства, формируются институты социального управления и публичной власти.

При этом следует заметить, что генезис политического сознания предопределяется не только общественными отношениями, становлением органов власти и управления, но и развитием таких форм общественного сознания как наука, мораль, религия, правосознание.

Субъективные образы, с помощью которых социальная группа, личность или общество в целом, отражают политическую действительность, образуют структуру политического сознания. Познание объективной реальности субъектом возможно с помощью интеллекта, чувств, воображения, фантазии. Следовательно, структура политического сознания в целом определяется с помощью трех составляющих: рациональной, чувственной и иррациональной. К чувственным относятся образы, восприятия, оценки, настроения, желания и т.п. К рациональным относятся обобщенные идеи, концепции, представления, нормы, мнения и т.д. К иррациональным составляющим относятся немотивированные сознанием субъективные образования, а также утопии, фантастические образы. Рациональные, чувственные и иррациональные представления взаимосвязаны между собой. Рациональный образ политической действительности не может возникнуть вне чувственного восприятия, которое стимулирует мыслительные процессы. Иррациональные представления, например, политические мифы, также связаны с чувственными и рациональными компонентами.

Рассматривая структуру политического сознания, следует отметить, что в зависимости от специфики процессов и форм политического отражения в нем выделяются различные сферы, уровни, формы, виды и т.д. Так, его сферами являются политическая наука (теории, концепции), политическая идеология (идеалы, программы, лозунги), политическая психология (политические стремления, чувства).

Политическая идеология представляет собой систематизированную совокупность идейных воззрений и положений, выражающих и защищающих политические интересы и потребности той или иной социальной общности или группы и требующих подчинения индивидуальных взглядов и помыслов провозглашенным идейно-политическим доктринам и установкам.

В политической идеологии можно выделить два уровня функционирования: теоретико-концептуальный, на котором формулируются основные положения, раскрывающие интересы и идеалы класса, и программно-политический, где политические принципы и идеалы переводятся или воплощаются в соответствующие программы, манифесты, лозунги. По уровню отражения политической реальности политическое сознание может быть теоретическим и обыденным. По своей направленности оно бывает демократическим, авторитарным, традиционным, современным, верноподданническим, лояльным, бунтарским и иным. Его основными видами являются массовое и специализированное политическое сознание. По субъектам можно выделить социально-групповое, национально-этническое, религиозно-конфессиональное, корпоративное, индивидуальное и другие виды сознания. Многообразие видов политического сознания увеличивается при рассмотрении его по отношению к конкретным объектам и субъектам политических процессов: к глобальным проблемам (войне, миру).

Весьма актуально рассмотрение структуры политического сознания по критерию властного потенциала его носителей в диапазоне субъект (властвующий) - объект (подвластный).

Структура политического сознания может рассматриваться и по другим критериям. Например, за основу могут быть взяты “матричные” показатели, те, что построены на одновременном учете различных признаков содержания. С этой точки зрения структура включала следующие его типы: либеральный, либерально-технократический, традиционалистский, либерально-реформистский,  радикально-либеральный, радикально-этатистский, правопозитивистский, неоконсервативный, радикально-демократический, радикально-бунтарский, радикально-романтический, радикально-социалистический.

Политическое сознание классифицируется и по качественно-содержательным параметрам. У различных его носителей оно может быть более или менее развитым, доминировать в структуре общественного и индивидуального сознания или быть второстепенным фактором жизнебытия.

Интенсивная политизация общественного сознания связана с периодами кризисно-революционных ситуаций, со сменой политических режимов, персональных носителей власти, реконструкцией политических систем, концептуальных основ политического поведения.

Политизация общественного сознания, как правило, начинается с низших и верхних слоев социальной структуры. В меньшей степени политизации подвержены средние слои общества.

Относительность самостоятельности политического сознания по отношению к сознанию вообще и его конкретным не политизированным проявлениям (наука, мораль, религия) обусловлены тем, что создание как способ постижения реального бытия едино в своих сущностных характеристиках, законах проявления и функционирования. У сознания во всех его формах и проявлениях единое основание - социально-природное бытие людей, их интеллект, воля, чувства.

Относительно самостоятельный характер политического сознания, в отличие, к примеру, от морали или экономического сознания, проявляется в специфике политического пространства, политических отношений, политической культуры, традиций и норм политического поведения, в специфике политических технологий и методов политической деятельности, в специфике концептуально-категориального аппарата выработанного политической философией, политологией, социологией политики и другими науками, изучающими политические реалии и политическое сознание.

Для понимания сущности политических отношений, политических процессов и возможных перспектив их развития важен более подробный анализ массового, социально-группового и индивидуального политического сознания. Массовое политическое сознание представляет собой совокупность наиболее типичных, общепризнанных политических идей, взглядов, установок по поводу политической власти и социального управления. Оно возникает и развивается в процессе политизации общественной жизни, унификации ее норм и принципов на основе исторического, личного опыта, традиций культуры, морали, религиозных воззрений. Массовое политическое сознание различается по степени своей однородности. Наиболее однородно оно в обществах со стабильными политическими системами, развитой общегражданской идеологией и культурой.

На принципах цивилизованного плюрализма формируется и развивается массовое политическое сознание в странах с демократическими моделями организации политической жизни, где сложились правовые государства и гражданские общества.

На иных, нередко революционно-анархических принципах, формируется массовое политическое сознание в обществах с крайне полярной социально-классовой структурой, с авторитарными способами осуществления публичной власти и управления. Массовое политическое сознание данного типа чрезвычайно подвержено идеологическому, пропагандистскому воздействию, остро и эмоционально реагирует на те или иные социально-политические процессы текущей действительности.

Что касается социально-группового политического сознания, то оно возникает и развивается в процессе взаимодействия различных социальных групп по поводу удовлетворения ими своих политических интересов.

Групповое политическое сознание не может быть до конца однородным, как не может быть однородным социально-политический статус входящих в него субъектов. Поэтому внутри любой социальной группы могут быть несовпадающие политические позиции. Кроме того, политическое сознание группы включает универсальные политические ценности общества, являющиеся той основой, на базе которой возникает единство и стабильность общественного порядка.

Политические концепции, идеи, взгляды, оценки весьма широко представлены в сознании современного человека.

В процессе политической социализации личность усваивает основополагающие черты массового и группового политического сознания. Реализуя свои интересы, она объективно солидаризуется в своих действиях с позициями той социальной группы, которые ей близки. Хотя групповое политическое сознание складывается из индивидуальных политических сознаний, это вовсе не означает их тождества. Личное политическое сознание характеризуется не только высоким уровнем социализации, но и своей уникальностью, достаточно разнообразными свойствами. Социальный опыт каждой личности неповторим, и поэтому в процессе жизнедеятельности политическое сознание претерпевает изменения, в результате которых формируются реакционные, консервативные или революционные политические позиции.

Политическое сознание личности, социальной группы, общества выполняет познавательную, ценностно-ориентирующую, идеологическую и прогностическую функции.

В становлении и развертывании политического сознания субъектов можно выделить ряд этапов:

1. Включенность субъектов сознания в систему политических отношений. Политизация личности, социальной группы, общества.
2. Зарождение политических ориентаций.
3. Накопление политических знаний.
4. Политическое самоопределение.
5. Осознанные политические действия.

К числу основных свойств политического сознания можно отнести: исторический, социальный характер, плюралистичность, диалектичность, многокомпонентность, многоуровневость.

Политическое сознание является предметом исследования философии, политологии, специальных разделов социологии. В целостном виде политическое сознание изучается политической психологией.

Субъективная сторона политической жизни находит свое отражение в политическом сознании. Роль политического сознания жизнедеятельности общества трудно переоценить. Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие общественно-политических процессов. Оно способно оказывать значительное воздействие на политическую жизнь, на динамику политической культуры общества. Кроме того, от уровня политического сознания во многом зависит политическое поведение, характер политической деятельности, как отдельных людей, так и их общественно-политических объединений.

Политическое сознание - это осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, группами, общностями и др.).

В современной научной литературе политическое сознание от­носится к числу наиболее общих понятий, характеризующих субъ­ективную сторону политики. Оно представляет собой совокупность рациональных, ценностных, нормативных, с одной стороны, и под­сознательных, иррациональных, аффективных элементов, - с дру­гой. На их основе формируются политические ориентации и поведение, отношение индивидов и групп к государственным институтам и власти т.д.

Исходным (базовым) пластом политического сознания являются психолого-политические состояния человека, формирующие пред­посылки для его ориентации в мире политики, т.е. в окружающем его политическом пространстве, в котором он может играть актив­ную или пассивную роль в зависимости от темперамента, воспита­ния и образования, убеждений.

Отсюда следует, что социально-политическое пространство, т.е. совокупность институтов гражданского и политического сообщества, а также сложившихся политических традиций, идеологий, многоуровневых структур знания, функционирующих в единстве с исторически обусловленной социально-психологической средой, играет по отношению к политическому сознанию роль детерминирующего фактора, обусловливающего стремление индивида адап­тироваться к тем или иным групповым политическим интересам, составить конкретное представление о государстве, власти, опреде­лить свое отношение к ним.

В зависимости от степени детерминации, характера взаимодей­ствия индивидов в социально-политическом пространстве посте­пенно возникают и начинают активно влиять на общественную жизнь такие функции политического сознания, как когнитивная (потребность в познании человеком различных сторон мира политики); идеологическая (необходимость в сплочении политически партий, наций и государств, в сохранении завоеванных властны) позиций); коммуникативная (обеспечение взаимодействия субъектов политики с институтами власти); прогностическая (способ­ность индивидов и групп к формулированию целей, перспективной оценке направлений развития политических процессов); воспитательная (возможность влиять на политическое поведение в соответствии с определенными целями, идеалами).

 

2. Политическая идеология и психология. Их основные элементы, функции и особенности формирования

2.1. Политическая  психология

Политическая психология - научная дисциплина, возникшая на стыке науки о политике, с одной стороны, и психологии (в основном социальной психологии) – с другой. Политическая психология сложилась и развивается, прежде всего, в западных странах.  Формально время ее конституирования датируется 1698 г., когда в рамках американской Ассоциации политических наук было создано отделение политической психологии и одновременно в  Йельском университете США введена специальная программа углубленной подготовки политологов в области психологических знаний. Реально же политическая психология  как относительно самостоятельное направление исследований сложилось гораздо раньше: уже в начале 20-го века в рамках исследования политики и политических процессов значительное место занимали психологические, по своей сути, подходы. Они были связаны с анализом политического поведения.

Предметом политической политологии, по мнению западных авторов, являются психологические компоненты поведения человека, изучение которых позволяет применить  психологические знания к объяснению политики. Однако история данного направления показала, что попытки объяснения политики через психологические особенности политического человека – обобщенно-собирательный тип, прежде всего усредненного представления электората – недостаточны. Со временем  в предмет политической психологии были включены также психологические компоненты политического поведения социальных, а также этнических групп.

В целом современная западная политическая психология представляет собой разрозненный конгломерат теоретических представлений  и разнообразных прикладных исследований, носящих, однако, спорадических характер. Подчеркивая необходимость построения достаточно общей теории, в которой объектом исследования  был бы политический процесс в целом, представители политической психологии отмечают, что пока что максимум, на который они претендуют, - это создание карт, на которые наносятся уже известные материки и самое существенное в знаниях, относящихся к данной области. В отечественном обществознании  близкий по содержанию круг проблем ставится и изучается в рамках психологии политики.   

 

2.2. Идеология

Идеология – система взглядов и идей, в которых выражается отношение к той или иной действительности, взгляды, интересы, цели, намерения, умонастроения людей, классов, партий, субъектов политики и власти тех или иных эпох, поколений, общественных движений, искусства, литературы и т.д., вплоть до мировоззрения, умонастроений и жизненных позиций носителей той или иной идеологии. Термин “идеология” ввел французский ученый и философ А.Л.К. Лестют де Граси (“Элементы идеологии”, 1801-1815 гг.), стремившийся найти в мировосприятии  и явлениях сознания основы этики, морали, политики – их логическое и психологическое обоснование. Устойчивые, вневременные, универсальные формы идеологии, ее свойство выражать  реальные или иллюзорные, кажущиеся либо придуманные ситуации  и интересы и других, неидеологических сферах жизни общества – в политике, экономике, культуре и пр. стали основой развития самой идеологии и ее отношений с неидеологическими системами и прежде всего – политикой.

Идеологические течения, борьба между ними – древнейшее явление, как и борьба политических группировок, партий, взглядов и т.п. Новым явление стало постепенное формирование, начиная с 18-го века, дошедших в основном до нас крупных политико-идеологических течений, неоднократно оформлявшихся в политические партии и учения, активно противостоящие друг другу.

Идеология может быть институционально оформлена в соответствующих политических (и неполитических) группировках, союзах, партиях, движениях.

Отношения политики и идеологии определяются рядом специфических особенностей той или другой, которые их сближают. Обе они представляют собой явления сознания, питающиеся одной и той же по типу подосновой материальной, экономической жизни общества, а также ее культурными и духовными основаниями и непосредственно включены в исторический и общественный процессы. Идеология универсальна, как политика, т.е. способна охватывать самые различные области мысли, деятельности, поведения и определять их направление, цели и средства. Идеология ближайшим образом связана с процессом сопоставления идеалов и конкретных задач, целей и возможностей, который занимает в политике центральное место. Именно идеология указывает политике систему идеалов и ценностей, к которой та должна стремиться (процесс идеализации, т.е. выбора целей, ориентация этого выбора). Поэтому и возникают консервативная либо либеральная, прогрессивная либо реакционная политика.

Политика и идеология – наиболее экспансивные, навязчивые  системы общественного сознания и организации, они не только способны проникать в другие сферы  его жизни, но и сочетаться друг с другом. При этом всякий дефицит  политики, любая ее слабость, политический вакуум, недостаток политических идей и решений немедленно и неизбежно  замещается идеологией. Она способна и вытеснять политику и подчинять ее себе, особенно, когда идеологизация и гиперидегизация политики стимулируются какими-либо внешними событиями  (угрозой извне)  или внутренними обстоятельствами – экономическими (спад в экономике, трудовые конфликты), в социальной сфере и т.д.

Политика и идеология в равной мере активны и связаны с борьбой и многообразием мнений, взглядов, решений, программ и т.д. Они неизбежно поляризуются на различные направления с положительными и отрицательными оценками по принципу антиномии: “да - нет”. Поэтому они делятся на правые и левые, реакционные и т.д.  И политика, и идеология способны в то же время на компромиссы, взаимоприемлемые решения.

По всем этим причинам естественным отношением политики и идеологии является  их непосредственное объединение в политико-идеологический комплекс. Если нравственность (мораль), культура, научные знания, религия, несмотря на все их влияние на политику мало или редко могут определять политику, и мера этого влияния весьма условна, то и идеология слита с политикой непосредственно. Политика идеологична по самой своей сути как стремление управлять, контролировать во имя определенной идеи, замысла, тех или иных интересов и целей.

Тем не менее, существуют, по общему правилу, допустимые пределы взаимного проникновения идеологии в политику, за которыми гиперидеологизация разрушает политику, делает ее нефункциональной, неспособной определять и решать общественно важные задачи, порождает  тоталитарные и тиранические режимы, репрессии, кризисы, войны. Тогда  и возникает проблема политических, а не идеологических решений. Избыток идеологии порождает потребность деидеологизации политики, освобождения ее от идеологических  приоритетов. Требование деидеологизации может распространяться на исполнительскую деятельность в политике, который не должны решать идеологические пристрастия. Характерным современным явлением стало обновление традиционных идеологий, появление их неоклассических форм: неомарксизма, неолиберализма, неоконсерватизма.  Они сохраняют основные установки прежних течений.

 

3. Объясните смысл запрета на создание государственной идеологии, записанного в Конституции РФ

Всякому обществу и государственности для дальнейшего развития нужна адекватная жизни идеология — общедоступное для понимания выражение смысла жизни индивидов и общества в целом, выстраданное на основе исторического опыта.

Без адекватной жизни позитивной идеологии, которую так или иначе несёт государственность, опираясь на политически активную часть общества, общественное развитие невозможно, что и показали прошедшие 20 лет.

Хотя прошло 20 лет, но, как можно судить по многочисленным публикациям в СМИ на тему «жажды идеологии», политическая и околополитическая “элита” «Россионии», как и 20 лет тому назад, по-прежнему не знает, откуда и как возникают идеологии и для чего они необходимы и государственности, и обществу в целом.

Это, в частности, видно и из приводимого «Архилохом» заверения Б. В. Грызлова о верности Конституции, включая и её 13-ю статью. Понятно, что если общественное развитие невозможно без выражающей смысл этого развития идеологии, то следует признать публично, что 13-ю статью в её нынешнем виде для Конституции РФ написали и подсунули тогдашней власти заведомые враги народов России, а принята Конституция в её нынешнем виде с этим и прочим содержащимся в ней вздором на референдуме в 1993 г. потому, что: подавляющее большинство населения не понимало и не понимает, что порождают в жизни те или иные юридические формулировки и практика их применения в жизни, а какая ни на есть Конституция государству всё же необходима, и всякое законодательство, включая и Конституцию, следует совершенствовать соответственно потребностям общества.

Ни одна идеология в интеллектуально здравом обществе не может быть возведена в ранг догмы, в отношении которой налагаются юридические или традиционные негласные запреты на сомнение в ней, на её критику, на полное её отрицание.

Положение о том, что ни одна идеология не может быть возведена в ранг догмы, тем более догмы, охраняемой юридически, в чём-то похоже на ныне действующую 13-ю статью Конституции РФ, но оно из другой концепции организации самоуправления общества, поскольку подразумевает: не уход от вопроса об истинности либо ложности каждой из идеологий  в целом или в тех или иных аспектах, который по умолчанию подаётся как общественно не значимый фактор, а обязанность государства иметь определённо однозначно понимаемую рабочую идеологию, лежащую в основе его внутренней, внешней и глобальной политики, адекватность которой жизни проверяется в политической практике и упреждающе поддерживается политически дееспособной частью общества; политически дееспособная часть общества, в свою очередь, должна устойчиво воспроизводиться в преемственности поколений на основе позитивной идеологии развития и в идеале в исторической перспективе должна расшириться до границ всего общества.

Теперь очевидно, ни один судебный орган не может дать компетентную юридическую оценку государственно-правовой стороне феномена оказавшего тотальное влияние на все стороны жизни страны в течение десятилетий, осудить немыслимо тяжкие последствия абсолютного беззакония и произвола. Необходимость предотвратить повторение трагического опыта КПСС была обличена в конституционный запрет государственной и обязательной идеологии, в запрещении создания и деятельности таких общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственной изменение основ конституционного строя, нарушение целостности федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, национальной и религиозной розни.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Политическое сознание является отражением производственно-экономических и иных общественных отношений индивидов, социальных групп, классов, наций, общества в их совокупном отношении к государственной власти. По своему содержанию оно охватывает все представления людей, опосредующие их объективные связи как с институтами власти, так и между собой по поводу участия в управлении делами государства и общества.

Социальными носителями политического сознания являются индивиды, социальные группы, классы, нации, общество в целом. Соответственно различают политическое сознание индивида, социальной группы, класса, нации, общества.

Политическое сознание отдельного индивида, социальной группы и общества не тождественны друг другу. Каждая социальная группа, как и каждое общество, будучи самостоятельными субъектами политики, вырабатывают свои собственные политические представления.

Совокупность политических идей, носителями которых выступают социальные группы и общество в целом, является основой формирования индивидуального политического сознания.

В свою очередь личностные особенности политических взглядов и убеждений благодаря творческой активности их носителей могут приобретать характер групповой или общественной ценности.

Политическое сознание представляет собой систему и обладает многоуровневой структурой. Уровень политического сознания представляет собой определенную ступень, достигнутую социальным субъектом в познании процессов и явлений, имеющих место в сфере политических отношений. Ученые в структуре политического сознания выделяют обыденный, эмпирический и теоретический уровни.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1980.
  2. Бурдье П. Социальная политика. Пер. с фран. - М., 1993.
  3. Тавадов Г.Т. Политология: Учебное пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
  4. Общественное сознание и его формы. / Предисл. и общ. ред. В.И.Толстых. - М., 1986.
  5. Основы политологии: Курс лекций: Учебное пособие для вузов / Н. Сазонов, Б. Решетняк, А. Авксентьев и др.; Под ред. Н. Сазонова. – Харьков: Основа, 1993.
  6. Политология: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко.  - М.: ЮНИТИ, 1999.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 27.33K
Скачано: 264
Скачать бесплатно
17.09.12 в 14:34 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе