Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »

Политическое сознание: элементы, функции и особенности

Политическое сознание: элементы, функции и особенности [18.05.13]

Тема: Политическое сознание: элементы, функции и особенности

Раздел: Бесплатные рефераты по политологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 22.72K | Скачано: 435 | Добавлен 18.05.13 в 14:36 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Москва 2013


Содержание

Введение 3

1 Понятие «политического сознания», его структурные компоненты 4

2 Политическая идеология и психология. Их основные элементы, функции и особенности формирования 11

3 В Конституции РФ записано, что создание государственной идеологии запрещается. Объясните смысл такого запрета 17

Заключение 18

Литература 19

 

 Введение

Политическое  сознание - одна из центральных категорий  политологии, характеризующая субъективную сторону политической жизни. По своему содержанию политическое сознание – это сложное образование, в обобщенной форме отражающее степень представлений граждан о политике и рационального отношения к ней. Политическое сознание включает в себя теории, идеи, чувства, представления, ценности, ожидания, настроения и так далее, складывающиеся у различных социальных групп и индивидов на основе их включения в систему политических отношений и участия в процессах осуществления политической власти.

Таким образом, данная работа посвящена  проблеме политического сознания и его структуры. Ее актуальность связана с тем, что от распространенных в обществе политических представлений субъектов политических отношений и от сложившегося менталитета людей самым непосредственным образом зависит содержание и характер политического процесса, поведение политических лидеров, деятельность политических институтов и организаций.

Цель данной работы: рассмотреть понятие и сущность политического сознания, а также его структуру и функции.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

1.  Рассмотреть понятие и сущность феномена политического сознания.

2.  Изучить понятие политической идеологии и психологии.

3. Рассмотреть сравнительную характеристику между политическим сознанием и политической теорией, политической идеологии и политической психологии.

 

Понятие «политического сознания», его структурные элементы

В политической сфере характер функционирования институтов власти, формы поведения разнообразных субъектов и все иные проявления активности человека непосредственно зависят и формируются на основе его идей, воззрений, чувств и иных духовных явлений. Наиболее общей категорией, отражающей всю совокупность чувственных и теоретических, ценностных и нормативных, рациональных и подсознательных представлений человека, которые опосредуют его отношения с политическими структурами, является «политическое сознание». То есть, политическое сознание отражает все те идеалы, нормы и иные воззрения человека, на которые он ориентируется и которые использует для адаптации к механизмам власти и выполнения в политике присущих ему функций.

Политическое сознание определяется как совокупность ментальных явлений, в которых выражается восприятие политики индивидуальным субъектом политического процесса. Следует отметить, что политическое сознание, наряду с ценностями, установками и т.п., включает в себя психологический механизм их выработки, поиска собственной позиции.

Политическое сознание тесно связано с политическим поведением, является его подготовительным этапом, наполняет политическое поведение смыслом, а также делает возможным политическое взаимодействие между субъектами политического процесса. Можно охарактеризовать политическое сознание как «внутреннее» политическое поведение, влияющее на «внешнее» поведение человека, то есть на его активность и деятельность.

Политическое сознание как неинституциональный элемент политики выполняет три важнейших функции:

-когнитивную (т.е. функцию отражения потребности общества в постоянном обновлении знаний для выполнения и модификации функций политических субъектов);

-коммуникативную (т.е. функцию обеспечения осознанного взаимодействия субъектов между собой и с институтами власти);

-идейную (т.е. функцию осознания заинтересованности субъектов в обретении и популяризации собственного видения политического мира).

Политическое сознание, будучи вплетено в различные виды деятельности, внутренне структурируется, разделяясь на различные элементы и образования. В настоящее время вся совокупность духовных образований, обслуживающих политическую деятельность, в основном исследуется в рамках трех основополагающих структур:

гносеологической (когнитивной), раскрывающей различия между элементами политического сознания с точки зрения достоверности отражения ими реальной действительности. Иными словами, гносеологическая структура сознания предполагает, что все воззрения субъектов рассматриваются как знания, с той или иной степенью полноты отражающие различные стороны мира политики. В данном аспекте рассматриваются: вопросы соотношения политической истины и лжи, заблуждения политического интеллекта и силы его проникновения в тайны политического мира, соотношения мифологического, утопического и научного типов отражения и т.д.;

аксиологической, отражающей духовные явления политической сферы с точки зрения их приемлемости или неприемлемости для познающего субъекта. Иначе говоря, в данной структуре политические представления интерпретируются как разнообразные суждения и оценки, которые воплощают те или иные ценностные приоритеты познающего политику субъекта. Поэтому одни и те же институты, нормы, процессы и другие явления одним субъектом (например, представителем демократического мировоззрения) могут оцениваться положительно, а другим (исповедующим иные идеалы и принципы) отрицательно. Совокупность же различающихся оценок и будет заполнять весь объем политического сознания;

социологической (функциональной), характеризующей все элементы политического сознания с точки зрения занимаемого ими места, а также роли, которую они играют в процессе реализации духовных явлений на практике. С одной стороны, в рамках данной структуры описываются разные формы индивидуального, группового или массового сознания, а с другой — компоненты процесса перемещения  мышления человека в сферу практики, а именно: идеалы, принципы, нормы, установки, мотивы и т.д. В качестве наиболее обобщенных элементов политического сознания в данном смысле рассматриваются политическая идеология и политическая психология, каждая из которых играет в политической жизни важную, чрезвычайно сложную специфическую роль.

Одним из важных компонентов политического сознания являются политические ценности. По сравнению с другими компонентами, в частности с политическими установками, ценности, как правило, рассматриваются как более фундаментальные ментальные образования, как абстрактные идеалы не связанные с конкретным объектом или ситуацией, как своего рода представления человека об идеальных моделях поведения и идеальных конечных целях. Таким образом, ценности — это оценка идеального объекта в терминах «хорошо», «плохо», представление о том, что желательно и необходимо.

Ценности — характеристика индивидуального сознания, имеющая ярко выраженную социальную природу. Другими словами, можно сказать, что политические ценности — это усвоенные, приспособленные индивидом (под влиянием личного интереса, ситуации и т.д.) социально-групповые представления. Эти представления усваиваются личностью в процессе социализации и формируют конкретные политические установки.

Политическая теория (философия политики, социология политики, политология и пр.) - это воспроизведение существенных и закономерных сторон политической жизни общества в форме абстрактно-логических понятий, гипотез, концепций. Задача теории - выработка систематизированного знания о политике, позволяющая объяснять ее возникновение и последующее развитие.

Обыденное политическое сознание - это стихийно формирующиеся представления социальных групп о политике, деятельности ее институтов и их представителей. Как правило, эти представления, опирающиеся на житейский опыт и здравый смысл, отличаются поверхностью, стереотипностью, наличием множества иллюзий и противоречий, склонностью к персонификации политических проблем. Такая характеристика обыденного политического сознания не означает какой-либо его ущербности или неполноценности. У него просто иной, чем у теории горизонт и иные возможности.

Различие политической идеологии и психологии идет по тому же основанию - глубине и адекватности воспроизведения политической реальности. Однако идеология не тождественна теории, а политическая психология выходит за рамки обыденного сознания.

Под идеологией обычно понимают систему теоретических взглядов, идей, выражающих интересы и цели определенных социальных групп и направленных на сохранение или изменение существующих общественных отношений. Политическая идеология представляет собой теоретическое осмысление политической реальности с точки зрения интересов и целей какой-либо социальной группы (класса, нации и пр.).

Объемы понятий "политическая идеология" и "политическая теория" частично перекрывают друг друга, поскольку идеология анализирует политическую реальность средствами теории - это систематизированное, логически последовательное, претендующее на объективность знание, вырабатываемое профессионалами сферы духовного производства. Однако идеология не укладывается целиком в рамки теории, потому что представляет знание не только о "сущем" (о том, что есть), но и о "должном" (о том, что должно быть) в обществе, что лишает ее твердой теоретической почвы.

Другим уровнем политического сознания, парным идеологическому, является политическая психология - совокупность политических чувств, мнений, настроений, возникающих у различных социальных групп на основе общности политических потребностей и интересов. Будучи несистематизированным и стихийно формирующимся духовным образованием, политическая психология представляет собой своеобразный аналог обыденного сознания. Но полного совпадения между ними нет, так как понятие "политическая психология" включает в себя наряду с рациональными также и иррациональные (неосознаваемые), не контролируемые сознанием элементы - мотивы, предпочтения, установки и т.д.

Таково в целом соотношение основных уровней политического сознания, различаемых по степени проникновения в сущность политической реальности и, как следствие, - по способу формирования, социальным функциям и пр. При таком структурном расчленении политическое сознание анализируется главным образом с точки зрения содержания заключенного в нем знания, т.е. определенного объема информации о мире политики. Но для объяснения многих политических процессов и явлений важны не только наличие у человека знания о политике, но и сам способ существования этого знания, его встроенность в механизмы политического поведения человека. По этому основанию в политическом сознании можно выделить такие элементы, как: политические убеждения, установки, ценностные ориентации, настроения, ожидания, стереотипы, предрассудки и т.д. Эти структурные элементы политического сознания характеризуют по большей части его эмоционально-волевую строну и потому рассматриваются внутри политической психологии.

Обращение к мифам в политике в те или иные периоды исторического развития характерно для всех государств. Оно связано с особыми социально-политическими и экономическими условиями, которые не позволяют решать сложные проблемы за счет реально существующих средств и вынуждают политиков с помощью мифов воздействовать на массовое сознание людей и тем самым отвлекать их хотя бы на время от назревших и трудно разрешимых противоречий.

Попытка в теории представить мифы как нечто архаичное, утерявшее свое значение в современных условиях, на практике себя не оправдала. Реальная действительность доказывает, что одни мифы исчезают, другие появляются.

Замена одних мифов другими — явление закономерное для периодов революций и реформаций. Оно объясняется тем, что политические цели меняются коренным образом и требуют обеспечения веры в ту или иную идею, а также поддержки соответствующих политических акций со стороны народа.

Чем дальше общество продвигается в своем развитии, тем изощреннее и привлекательнее становятся мифы, тем сложнее они поддаются распознаванию. Мифы все больше приобретают актуальность и конкретную направленность, отвечающие потребностям времени. Мифы о «мудрой политике правительства», «о возможных переменах к лучшему» и т. п. используются как сильный аргумент легитимации власти.

Интерес к мифам со стороны исследователей проявляется давно. Изучением этой проблемы занимались Э. Кассирер, 3. Фрейд, А. Розенберг, Ж. Сорель, П. Сорокин, А. Камю и др. Однако предметом их изучения были мифы, относящиеся к сфере культуры. Разумеется, многие их рассуждения вполне применимы и к политическим мифам, так как и те и другие имеют общую природу и аналогичные свойства: некритическое, эмоционально окрашенное восприятие мира, соединение реальности и вымысла, принятие мифа на веру без предварительной проверки и анализа его содержания.

Однако политические мифы — это совершенно иное явление и их нельзя рассматривать как неотъемлемую часть человеческой природы, изгнание которых из жизни людей обеднило бы их существование.

С одной стороны, они обладают особой устойчивостью, в основе которой находятся: взаимообусловленность мифа и массового сознания: миф творится и поддерживается массовым сознанием, массовое сознание опирается на миф; живучесть элементов изначального сознания, которое оказывает значительное влияние на характер восприятия мифа и поведение (несмотря на интеллектуальную и культурную эволюцию); заинтересованность людей в политике и неспособность к обнаружению ее мифологического характера; осознание возможности находить смысл собственной жизни с помощью мифа. При стабильности политических систем существуют устойчивые (главные) мифы, предписывающие людям определенную систему ценностей и способы поведения (например, в США такими мифами является миф об американской демократии и свободном предпринимательстве).

С другой стороны, политические мифы весьма динамичны. Они могут исчезать и воспроизводиться вновь в зависимости от соответствующих потребностей.

Что же вызывает к жизни политические мифы в наше время?

Во-первых, необходимой предпосылкой продуцирования и репродуцирования мифов является наличие коллективного массового сознания, именно через него усваиваются коллективные желания, которые становятся фундаментом для создания политического мифа.

Во-вторых, для появления мифов необходимо соответствующее психологическое состояние общества, наличие напряженной ситуации, когда можно легко поверить в гонимых врагов и катастрофу и когда в это хочется верить.

Не случайно большинство исследователей пришло к выводу, что существует определенная закономерность — политические мифы утверждаются наиболее легко в странах, где существуют кризисные ситуации.

 

Политическая идеология и психология. Их основные элементы, функции и особенности формирования

Согласно качественно отличных сфер сознания - психологической и идеологической - в политическом сознании различаются два структурных элемента: политическая психология и политическая идеология.

Политическая психология - это совокупность чувств, настроений, эмоций, воли, мыслей, особых черт характера индивидов и социальных общностей, выражающие их отношение к политическим институтам, осуществления власти.

Содержание политической психологии индивидов и социальных общностей оказывается в их политическом поведении.
Политическая психология имеет определенную структуру. Она содержит политические потребности, интересы, чувства , настроения, традиции и т.д. Политические потребности является базовым элементом политической психологии. Это те потребности, удовлетворение которых связано с осуществлением власти. Они могут лишь тем или иным образом касаться власти, а могут проявляться непосредственно в стремлении к ее завоевание и осуществление. Политические интересы - это осознанные политические нужды. Они являются реальными причинами действий участников политического процесса. В зависимости от различий в политических интересах одни и те же явления политической жизни могут по-разному восприниматься его участниками, что формирует соответствующие политические чувства, настроения, эмоции и т.д., следовательно, и соответствующее политическое поведение. Политические настроения является состоянием чувств относительно политических явлений и процессов. Настроения содержат как эмоциональные, так и рациональные элементы и оказывают значительное влияние на политическое поведение людей. Они наиболее динамично и чутко отражают влияние экономических и социальных факторов на политику.
В отличие от настроений политические традиции является наиболее устойчивой составляющей политической культуры. Это устоявшиеся нормы политического поведения, политические ценности, идеи, обычаи и т.п., которые передаются от поколения к поколению. В традициях концентрируются те элементы политического опыта, которые объективно отвечают интересам и целям общества, признаются ним и закрепляются как нормативные установки. Меняются они или постепенно (в процессе длительного общественного развития), или быстро (в периоды коренных общественных преобразований, когда на смену устоявшимся приходят другие идеи и ценности).
Второй из основных структурных элементов политической сознания - политическая идеология. Для определения места идеологии в политической культуре, ее роли в политической жизни общества выясним, что такое идеология вообще. Идеология, отмечается в «Философской энциклопедии», - это «совокупность идей и взглядов, которые отражают в теоретической более или менее систематизированной форме отношение людей к окружающей действительности и друг к другу и служат закреплению или изменению, развитию общественных отношений. Основой идеологического отражения действительности есть определенные общественные интересы. В классовом обществе идеология всегда имеет классовый характер, отражая положение данного класса в обществе, отношения между классами, классовые интересы. Идеология выступает в формах политических, правовых, религиозных, этических, эстетических и философских взглядов».

Сущностными чертами политической идеологии является систематизированный теоретический характер и целостное отражение интересов общественных классов. Субъектами основных политических идеологий современности - либерализма, консерватизма и социал-демократии и коммунизма является именно общественные классы.
Различия в интересах общественных классов порождают различия в их идеологии. А поскольку в обществе всегда есть классы с разными интересами, то демократическое государство, то есть такое государство, которое стоит над классовыми интересами, стремится выражать интересы всего народа, а не в первую очередь определенного общественного класса, не может становиться на позиции той или иной идеологии. Так называемая государственная идеология всегда является выражением интересов только определенного общественного класса.
В политической культуре политическая психология и идеология находятся в единстве и взаимодействии. Особенностью этого взаимодействия является то, что обе они выражают интересы одних и тех же социальных общностей, но с разной степенью глубины и обобщения. Если политическая психология отражает политическое бытие непосредственно, то политическая идеология - опосредованно, через политическую психологию и систему социально-экономических отношений. Политическая идеология опирается на политическую психологию, иначе она превратилась бы в оторванную от жизни систему идей.

Роль идеологий в жизни общества обусловлена функциями, которые они выполняют. Среди них можно выделить следующие:

1) Ориентационную - включая основополагающие представления об обществе, социальном прогрессе, личности, власти, она задает систему смыслов и ориентаций человеческой деятельности.

2) Мобилизационную - предлагая идеалы более совершенного общества, политические идеологии выступают в качестве непосредственных мотивов политической деятельности и мобилизуют общество, социальные группы на их реализацию.

3) Интегративную - наделяя смыслом политическое действие в пределах предлагаемой фундаментальной картины мира, политические идеологии предают ему значимость, превосходящую по своим масштабам индивидуальный или групповой интерес.

4) Амортизационную - будучи способ интерпретации политической действительности, политические идеологии служат ослаблению социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества и реальными возможностями их удовлетворения.

5) Функцию выражение и защиты интересов определенной социальной группы - политические идеологии возникают на базе интересов какой - либо социальной группы и призваны противопоставить их интересам этих групп.

Эти функции политические идеологии выполняют благодаря двум свойствам, отличающим их от других форм политического сознания (например, политической психологии): претензии на высокую значимость и нормативность.

Современная политическая карта мира отличается конкретными формами организации социальной жизни, политического правления, способов преобразования общества. Совокупность политико - социальных представлений о принципах и механизмах организации и функционирования общества, преобладающих в конкретную историческую эпоху, составляет содержание социально-политической парадигмы. Парадигма - это базовый принцип любой политической идеологии.

Политические идеологии различаются по двум основаниям:

1) по социально - политической парадигме, то есть по предлагаемой модели желаемого общества

2) по отношению к прогрессу и технологии его осуществления

Первое основание разделяет политические идеологии на правые, центристские и левые, то второе противопоставляет радикалов консерваторам.

Правые идеологии связывают идею прогресса с обществом, основанным на идеалах свободной конкуренции, рынка, частной собственности и предпринимательства.

Левый идеологический спектр представляют идеологи, которые видят смысл социального прогресса в постепенном преобразовании общества с целью достижения равенства и социальной справедливости, создания условий для всестороннего развития личности.

Центристы - силы с умеренными политическими ориентациями, предпочитающие путь постепенных реформ.

Коммунисты отдают предпочтение радикальным способам преобразования общества, предполагают достижения равенства и справедливости в условиях плановой экономики. Политический идеал коммунизма - общественное самоуправление.

Социалисты и социал-демократы негативно относятся к идее использования революционных средств социальных изменений и предпочитают реформы. Равенство и справедливость они трактуют не как равенство результатов, а как равенство «стартов», то есть создание равных социальных возможностей для всех людей.

Либерализм. Исходным тезисом либеральной идеологии является положение о неотчуждаемости естественных прав и свобод личности. Условия самореализации индивида - наличие зрелого гражданского общества, правовое равенство граждан, политический плюрализм, правовое государство.

Консерватизм. Базовые ценности консерватизма - порядок, стабильность и традиционализм. Эти ценности проистекают из парадигмы, согласно которой общество и государство являются результатом естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как в либерализме. Политическими идеалами консерватизма является сильное государство, четкая политическая стратификация, согласно которой власть принадлежит элите. Однако стоит отметить, что классический консерватизм смог трансформироваться в такие уникальные формы неоконсерватизма, как рейганизм (США) и тэтчеризм (Англия). Произошла заметная эволюция консерватизма в сторону признания приоритета прав и свобод отдельной личности, существенного ограничения экономических и социальных функций государства.

Фашизм. Идеология фашизма опирается на идею расового превосходства, национальной идентичности, пытаясь сплотить население вокруг цели национального возрождения.

Объясните смысл запрета на создание государственной идеологии, записанного в Конституции РФ

Действующая Конституция РФ закрепляет принцип идеологического многообразия как одну из основ конституционного строя страны. Этот принцип прежде всего исключает возможность существования в России государственной или обязательной идеологии. «Никакая идеология, - предусмотрено в Конституции, - не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Тем самым в Российской Федерации должно быть обеспечено идеологическое многообразие, признанное государством.

Установление в Конституции принципа идеологического многообразия является одним из важнейших демократических завоеваний народов России. Многообразие в сфере идеологии позволяет каждому человеку, группам людей, их объединениям свободно развивать свои научные теории и воззрения, распространять и защищать их с помощью всех допускаемых Конституцией средств, активно способствовать их осуществлению путем разработки программных документов, законопроектов и т.д.

Отсутствие государственной или обязательной идеологии не означает, что органы государственной власти действует не зависимо от каких-либо идеологических взглядов и находятся вне идеологической борьбы в обществе. Наоборот, именно возможность с помощью государственного аппарата проводить идеологические воззрения в жизнь обуславливает активную борьбу социальных групп населения и политических партий за выдвижение своих сторонников в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления, прежде всего путем активного участия в избирательных кампаниях.

 

Заключение

Таким образом, духовная составляющая политической жизни общества – политическое сознание, предстает сложной многоуровневой конструкцией, основной вес которой приходится на политическую идеологию и психологию. Степень их развитости, а так же характер взаимодействия между ними оказывают существенное влияние на формы политического поведения граждан, так и на режимы функционирования политических институтов. Единство всех этих компонентов позволяет говорить об определенном типе политической культуры общества.

 

Список литературы
1. Политология: Учебник для вузов / Лавриненко В.Н., Гречин А.С., В.Ю. Дорошенко и др.; По ред. Лавриненко В.Н.– М.: ЮНИТИ, 2001. – 367 с. 
2. В.В. Ильин Политология: Учебник для вузов. – 3-е изд. - М.: книжный дом «Университет», 2000. – 544 с. 
3. Ирхин Н.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В Политология: Учебник. – М.: Юристъ, 2000. – 511 с. 
4. Козырев Г.И. Политология: Учебное пособие. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2009. – 368 с. 
5. Кравченко А.И. Политология: Учебник. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005. – 448 с. 
6. Панарин А.С. Политология: Учебник. – 2-е изд., переаб. и доп. - М.: Дело, 2002. – 424 с. 
7. Шестопал Е.Б. Политическая психология. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007. – 355 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+2
Размер: 22.72K
Скачано: 435
Скачать бесплатно
18.05.13 в 14:36 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе