Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Идеология, ее сущность и роль в обществе

Идеология, ее сущность и роль в обществе [12.11.09]

Тема: Идеология, ее сущность и роль в обществе

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 17.38K | Скачано: 238 | Добавлен 12.11.09 в 10:42 | Рейтинг: +5 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Ковров 2007


Содержание
Введение 3
1. Идеология, ее сущность и роль в обществе 4
2. Идеология консерватизма 6
3. Идеология либерализма 8
4. Идеология радикализма 11
Заключение 12
Библиография 13
Список основных понятий по теме 14

Введение

Темой моей  работы является «Идеология, ее сущность и роль в обществе. Идеология консерватизма, либерализма и радикализма».

Когда мы имеем дело с обществоведческой стороной философии, то уже здесь неизбежно касаемся вопроса о ее ненаучном характере — ее связи с идеологией. Все общественные науки идеологичны, хотя и в разной степени, философия не исключение. И абсолютизация такого аспекта философии, попытки свести к нему другие стороны философии выдает желание тех, кто это делает, подменить философию идеологией.

Слово «идеология» ввел в оборот французский экономист, философ, политический деятель Дестют де Траси, один из соз­дателей и руководителей влиятельной организации, называв­шейся Институт.

Термин «идеология» часто встречается в повседневной речи, в самых разнообразных текстах. Говорят, пишут о политической, экономической, религиозной идеологии; об идеологии тех или иных реформ; об идеологии партий, движений, организаций; даже об идеологии развития конкретных секторов и отраслей хозяйства, видов бизнеса. По мнению одних, любая идеология мешает видеть вещи такими, каковы они есть на самом деле, поэтому от нее следует уходить, избавляться. По мнению дру­гих, идеология неотделима от человека, она всегда присутствует в его мышлении, действиях, независимо от того, сознает он это или нет. Имеются некоторые общие формулировки ее основных черт, признаков, которые позволяют выделить идео­логию и как самостоятельное явление духовной жизни людей, общества, и как предмет исследования.

1. Идеология, ее сущность и роль в обществе

Идеология определяется как отражение общественного бытия сквозь призму социально-групповых или классовых интересов. Назначение идео­логии, как отмечается в литературе — в выработке систем ценностей,

в обосновании того, что должно быть и чего не должно быть в социальном мире. Иногда расширяют определение, включая в объект идеологии не только социальную реальность, но и природу. В таком случае идеология понимается как отражение бытия, преломленное через социально-групповые интересы. «Преломление» же, и в этом специфика идеологии, не столько отражает, сколько искажает.

Идеология всегда выражает интересы части общества, ее главный принцип — не принцип объективности, как в естественных науках, а принцип партийности. В содержание идеологии входит система политических идей и программа практиче­ских действий.

Только что приведенное, первое определение понятия «идеоло­гия» требует, своего дополнения вторым, что, разумеется, не при­уменьшает значимости первого как базисного. Представление о мире в целом служит эффективным средством соединения парциальных политических- интересов с «всеобщими» «родовыми» интересами человечества. Заинтересованность одной социальной группы в общей картине мира перекрещивается в раде моментов с подобной же заинтересованностью других сдоев общества. Этого совпадения ока­зывается достаточно, чтобы часть выдать за целое, иллюзию—за реальность. Материальные и информационные условия жизни лю­дей, в особенности идеологическая пропаганда делают весьма веро­ятным усвоение индивидами взгляда на мир и социальную реальность, свойственного той или иной идеологии. Как отмечают исследователи идеологии, сама идеология есть тип познания, харак­теризующийся разрушением «всеобщего» в ситуациях, когда оно не является такйвым, а именно, в обществе, расколотом на противопо­ложные классы и социальные группы.[1, C.55]

Идеология, в отличие от науки, «заземлена» не столько на объекте познания, сколько на интересах «субъекта», взятого на социально-груп­повом его уровне. Если ценность научного знания тем больше, чем полнее и глубже субъект познает объективные предметы, то ценность идеологии тем выше, чем полнее и глубже выражает она интересы отдельных социальных групп.

Партийность, о чем только что говорилось, —это определенность социальной позиции субъекта. Из этого следует, между прочим, что партийность отнюдь не есть формальное членство в той или иной партии.

Философия как обществоведческое знание  как система идей о мире (в целом) вовлечена в классовом обществе в идеологический диалог и в политические столкновения.

Воздействие идеологии на философию имеет одним из следствий усиление конфронтации между отдельными философскими направле­ниями. В «Истории мысли» Л. Е. Оболенского отмечается: «эта борьба компрометировала философию, давая возможность думать, что там, где нет единства, где вечные — разделение и вражда, там не может быть силы, не может быть истины» (СПб., 1904, С. 29);

Поскольку философия оказывается связанной с идеологией, постольку в ее содержании имеется идеологическая сторона, а философию можно считать относящейся (в данном аспекте).к идеологии. [1,C. 56-57]

Относясь к числу наук философия в то же время принадлежит к числу видов идеологии. Она находится в точке пересечения «вертикального» и «горизонтального» срезов духовной жизни общества. Специфика философии - не только в ее предметном своеобразии, но и в том, что она идеологична Специфика её духовных феноменов—в способах отражения действительности субъектом, в том, что она является видом научного знания.    

Итак, философия есть одновременно и идеология, и наука.

2. Идеология консерватизма

  Сторонники консервативной идеологии, родо­начальником которой принято считать анг­лийского государственного деятеля XVIII в. Э. Бёрка, исходят из того, что общественная жизнь покоится на сложившихся традициях. Поэтому они выступают за бережное отношение к существующим учреждениям, институтам, поддерживают толь­ко такие изменения, которые проводятся постепенно, с огляд­кой на прошлое. Осуществлять назревшие перемены должны люди, которые понимают ценность исторически сложившихся общественных устоев, обладают необходимым государствен­ным опытом.

Отсюда скептическое отношение консерваторов к любому общественному, политическому знанию, претендующему на новацию, к ученым и теоретикам, настаивающим на существо­вании универсально истинных абстракций, принципов, теорий. Ведь то, что разумно, что хорошо, что приемлемо, уже вопло­щено в традициях, в существующих законах, экономических, социальных, политических институтах и структурах.

Еще одна черта консерватизма — отрицание существования универсальной природы человека. По мнению его представите­лей, потребности, желания, интересы людей определяются ме­стом, временем, обстоятельствами их жизни. Следовательно, люди не могут сформироваться самостоятельно. Этот процесс происходит под воздействием социальной практики, общест­венных и политических институтов. [2, C.812]

Консерваторы понимают, что равенство всех людей в своих правах и свободах не подкреплено равенством их способностей, здоровья, возможностей. Поэтому демократию, претендующую на реализацию равенства во всех сферах, они не считают абсо­лютным благом. Справедливость, по их мнению, не есть нечто большее, чем беспристрастное и точное применение законов.

Наконец, следует отметить такую черту консерватизма, как национализм. Консерваторов, в том числе современных, миро­вые процессы, включая глобализацию, интересуют лишь в той мере, в какой они влияют на положение дел в родной стране. Они против вмешательства в дела других государств, за исклю-

Таковы некоторые реалии современного мира, требующие идеологического осмысления. Сегодня трудно с уверенностью сказать, когда появится и появится ли вообще планетарная, об­щечеловеческая по своей сути идеология, стоящая над частны­ми интересами социальных групп, народов, государств. Даже марксизм, который дальше других идеологий продвинулся в своей универсальности, «общечеловечности», не был свободен от классовой и интеллектуальной ограниченности, заданной историческим временем, в котором человек живет и творит.[2, C.812-813]

Тем не менее, перечисленные выше проблемы таковы, что, если адекватный ответ на них не будет найден, мир зайдет в ту­пик. Скорее всего, потребуется пересмотр многих устоявшихся представлений, ценностей, принципов, на протяжении столе­тий регулировавших экономическое, социальное, политическое поведение людей, народов, государств. Главное, чтобы при этом не были потеряны, девальвированы те действительно выстрадан­ные человечеством ценности и принципы, которые составляют сердцевину гуманизма. Ибо только ориентация на гуманизм, гу­манистическую этику обеспечит как выживание человечества, так и его подъем на качественно новый уровень экономическо­го, социального, духовного развития.

3. Идеология либерализма

Либерализм является, по-видимому, исторически первым течением духовной жизни, более или ме­нее четко оформленным идейно и осознавшим себя в качестве самостоятельной идеологии. Его основателями принято счи­тать Дж. Локка, А. Смита, Ш. Монтескье. В ряду крупнейших представителей либерализма — один из «отцов» Конституции США Т. Джефферсон, английский философ и экономист Дж. С. Милль, американский философ Дж. Дьюи, австрийский экономист XX в. Ф. Хайек. В России XIX в. видным предста­вителем либерализма был философ и правовед Б. Н. Чичерин.

Стержень, ядро идеологии либерализма — понятие индиви­дуальной свободы человека. Это главный критерий, используе­мый либералами для оценки любого общественного строя, лю­бых экономических, социальных, политических, культурных институтов. Индивидуальная свобода должна быть надежно за­щищена как от посягательств со стороны других людей, так и от вмешательства государства, правительства. Как полагал Дж. С. Милль, индивидам не надо ставить никаких преград в развитии их «многообразного разнообразия». Для этого, по мнению либералов, деятельность власти должна базироваться на строго определенных законах, признающих ценность свободы личности. Власть должна также уважать частную собственность и право людей свободно заключать договоры друг с другом.

Важный принцип либерализма, прямо вытекающий из прин­ципа свободы индивида, — человек самостоятельно осуществ­ляет выбор своего жизненного пути, а потому несет ответствен­ность за этот выбор. Иными словами, он должен полагаться прежде всего на самого себя. Либералы убеждены, что люди, ко­торые боятся выбора, избегают его, обречены на серую, скуч­ную, убогую жизнь.[2, C. 810-811]

При всей внешней привлекательности данного положения оно плохо согласуется с тем фактом, что подобный выбор ни когда не является полностью свободным. Он всегда осуществ­ляется конкретным человеком в конкретной ситуации, многие элементы которой, с одной стороны, не зависят от индивида, а с другой — влияют на его выбор, даже предопределяют его. В ряду таких факторов — место и историческое время рожде­ния человека, социальный статус семьи, в которой он родился, ее достаток, способности, здоровье, которыми наделила приро­да человека при его рождении, и т. д.

Мало кто не хотел бы прожить яркую, достойную, счастли­вую жизнь, добиться высоких целей. Однако это удается не­многим. Большинство людей остаются несамостоятельными в том смысле, что их жизнь складывается не в соответствии с их собственными замыслами, а в зависимости от многих обстоя­тельств. В числе таких обстоятельств как не поддающиеся ни­какому индивидуальному, личностному контролю случайности, так и непреложные исторические реальности. Названные фак­торы не в состоянии устранить никакое общественно-полити­ческое устройство, даже самого либерального толка.

Это обстоятельство признают и сами либералы. Так, Б. Н. Чичерин отмечал, что свобода устанавливает лишь фор­мальное, а не материальное равенство. По его мнению, матери­альное равенство вообще неприемлемо как принцип, так как оно противоречит природе человека. Действительно безуслов­ным он считал принцип экономической свободы. Хотя его осу­ществление ведет на практике к неравенству, но именно нера­венство являет собой движущую силу поступательного развития общества.[2, C. 813]

Другое ключевое положение либерализма — это концепция так называемого минимального государства. Ее суть в том, что экономика должна быть свободна от вмешательства государст­ва. Его регулирующее воздействие следует свести к необходи­мому минимуму, не мешающему свободной рыночной конку­ренции. Образным выражением этой позиции стала метафора государства — «ночного сторожа» при экономике. Минималь­ным должно быть влияние государства и в социальной сфере. Патерналистское государство для либералов неприемлемо.

Неясной, противоречивой является либеральная идеология в вопросе о демократии. Если демократия — это порядок, основанный на воле большинства, то она ведет к ущемлению, огра­ничению свободы индивида, интересов меньшинства. Словом, к тому, что либералы называют тиранией большинства. Поэто­му демократия не является для либералов высшей ценностью. Она приемлема лишь в той мере, в какой не посягает на основ­ные свободы индивида, содержит в себе механизмы, четко ус­танавливающие пределы власти большинства.[2, C. 814]

Практическое применение принципов либерализма в эконо­мической и социальной политике ряда государств имело для него далеко идущие последствия. С одной стороны, либералы были вынуждены на практике отойти от некоторых своих ба­зисных принципов.

Реакцией на усиливающуюся в мире критику либерализма стало возникновение такой его современной формы, как либертинизм. Сторонники классического либера­лизма считали допустимым государственное вмешательство в определенных пределах. Либертинисты считают власть абсо­лютным злом, сближаясь в этом с анархистами.

      В целом современные либералы, в том числе российские, сознают необходимость корректировки, ревизии своей идеоло­гии, приведения ее в соответствие с современными экономиче­скими, социальными, политическими реальностями.

4. Идеология радикализма

Радикализм развивается под флагом «освободительного движения» и проходит через три основных этапа: дворянский, народнический и марксистский.

Дворянский этап. Дворянские революционеры еще не имеют единой политической программы: одни из них выступают за конституционное ограничение монархии и федерализм, другие - за установление республиканской системы и унитаризм.

Идеологией народничества становится социализм, который они связывают с крестьянской поземельной общиной. Народники искренне верят в стихийный революционаризм «угнетенных масс» и спешат воспользоваться «благоприятной» ситуацией. Трагедии и неудачи приводят к разложению народничества: одни отходят от борьбы и примиряются с монархией, другие начинают пристально всматриваться в потенциальные возможности зарождающегося русского пролетариата. Так возникает марксизм - партийно-организационное движение, свершившее «октябрьский переворот» 1917 г. и создавшее советскую политическую систему.[3, C. 187]

        На каждом этапе развития  радикализма выделяются ключевые, знаковые фигуры, выражающие сущность тех или иных идеологических тенденций. Среди декабристов это прежде всего Н.М.Муравьев и П.И.Пестель, среди народников - А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, М.А.Бакунин, П.Н.Ткачев, среди марксистов - Г.В.Плеханов, В.И.Ленин. При всем различии конкретных программ и целей, они едины в своем неприятии самодержавия и стремлении к революционному преобразованию российской действительности.

Заключение

Безусловно, идеологии возникают не из чисто умозритель­ных соображений, никак не связанных с действительным ми­ром, с жизнью людей. Они опираются на данные гуманитарных и общественных наук, на философию, на реальные факты, яв­ления, события, на знание об общественных и природных зако­номерностях. Без этого идеологии не имели бы никакого прак­тического значения, они бы лишь дезориентировали людей, подталкивали их к действиям непродуктивным, бесполезным с точки зрения достижения их целей, реализации их интересов. Тем не менее сами идеологии как целостные системы воззре­ний, идей не являются научными теориями, концепциями в том смысле, что они не претендуют на отражение действитель­ности такой, какая она есть, вне сознания и независимо от соз­нания субъекта.

Подводя итоги, можно сказать, что идеология описывает и объясняет действительность субъективно, так как смотрят на нее глазами определенных социальных общностей (слоя, этноса, класса, наро­да), через их интересы и потребности.

Библиография

  1. Философия: Учебник.-3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.—608 с.
  2. Философия:   Учебник для  вузов  /  Под  общ.   ред. Ф56  В. В. Миронова. - М: Норма, 2005. - 928 с.
  3. Философия:   Учебник для  вузов  /  Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова – М.: Юнити, 2001.- 584с.

Список основных понятий по теме

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+5
Размер: 17.38K
Скачано: 238
Скачать бесплатно
12.11.09 в 10:42 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе