Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »
Тема: Политическая психология: сущность, основные элементы
Раздел: Бесплатные рефераты по политологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 27.44K | Скачано: 387 | Добавлен 03.12.09 в 10:07 | Рейтинг: +7 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Москва 2009
1. Сущность, основные элементы и особенности формирования политической психологии 3
2. Иррациональный компонент политической психологии 9
3. Охарактеризуйте преобладающие черты политической психологии в современном российском обществе 13
4. Используемая литература 17
Политическая психология это исследование психологических конструктов, таких как личность, установки, убеждения, для объяснения политического поведения. Она предполагает, что политическое действие, как и другие формы поведения, продуцируется взаимодействием индивида со средой. Следовательно, политический анализ требует обращения к психологическим факторам: восприятиям, познавательным процессам, ожиданиям, мотивациям, - объясняющим реакцию индивида на стимулы со стороны среды.
Политическая психология - важная составная часть того раздела политологии, который занимается политическим поведением. Психологические понятия обыкновенно используются в исследованиях электорального поведения, политической социализации, политического лидерства, общественного мнения, политических установок, а также политического конфликта и сотрудничества. Политическая психология получила импульс от "бихевиоральной революции" 50 - 60-х годов в политологии и сама, в свою очередь, внесла в нее немаловажный вклад.
Ее главная задача состоит в анализе психологических механизмов политики и выработке практических рекомендаций по оптимальному осуществлению политической деятельности на всех уровнях.
Наиболее тесные связи прослеживаются между политической психологией и политологией, политической психологией и психологией. При этом ряд других дисциплин (социология, география, лингвистика, этнология и др.) с политической психологией тесно соприкасаются, в том числе в вопросах исследования политических аспектов их предметов.
Однако само по себе внешне наблюдаемое политическое участие еще не позволяет судить о степени собственной, внутренней активности граждан и их добровольности в этом участии. Реально понимать все это дает только знание внутренних психологических мотивов участия граждан в политике. Обычно выделяются следующие, самые распространенные, основные виды мотивов:
Помимо мотивации огромную роль в формировании политического мышления играют политические установки и стереотипы. Понятие "установка" относится к наиболее сложным и размытым в политической психологии. В общем виде, это предготовность субъекта реагировать тем или иным конкретным способом на то или иное политическое событие или явление. Установка - это внутреннее качество субъекта политики, базирующееся на его предшествующем опыте и политической культуре.
Понятие "стереотип" происходит отдух греческих слов: stereos (твердый) + typos (отпечаток). С политико-психологической точки зрения, стереотип это стандартизированный, схематизированный, упрощенный, обычно эмоционально окрашенный, образ какого-либо социально-политического объекта (явления, процесса), обладающий значительной устойчивостью, но фиксирующий в себе лишь некоторые, иногда несущественные его черты. Иногда определяется как неточное, иррациональное, чрезмерно общее представление. В широком смысле, это традиционный, привычный канон мысли, восприятия и поведения, шаблонная манера поведения, способ осуществления действий в определенной последовательности, единообразие, тождество, инерция мышления.
Исторически, базовое понимание стереотипа для политической психологии впервые было введено американским исследователем средств массовой информации У. Липпманом в 1922 г. для обозначения распространенных в общественном мнении предвзятых представлений о членах разнообразных национально-этнических, социально-политических и профессиональных групп. Стереотипизированные формы мнений и суждений по социально-политическим вопросам трактовались им как своего рода "выжимки" из господствующего свода общепринятых морально-нравственных правил доминирующей социальной философии и потока достаточно тенденциозной политической пропаганды и агитации.
Стереотипы имеют важное значение в процессе оценки человеком социально-политических явлений и процессов, но играют двойственную, как позитивную, так и негативную роль. С одной стороны, стереотипы "экономичны" для сознания и поведения, они содействуют известному "сокращению" процесса познания и понимания происходящего в мире и вокруг человека, а также принятию необходимых решений. Не способствуя точности и аналитичности познания, они ускоряют возможности поведенческой реакции на основе, прежде всего, эмоционального принятия или непринятия информации, ее "попадания" или "непопадания" в жестко определенные рамки стереотипа.
Роль и влияние политической психологии в политике проявляются прежде всего в осуществляемых ею функциях. Именно последние выражают ее способность влиять и видоизменять политические процессы, состояния субъектов, способы функционирования институтов власти.
Гносеологическая функция. Она связана с обеспечением мышления человека. В отличие от других форм политического сознания (например, науки или идеологии), которые также способствуют познанию политической реальности, политические чувства могут не только дополнить информацию, полученную человеком рационально-логическим путем, но и заменить ее при выборе им своей политической позиции. Особенно ярко такая роль политической психологии проявляется в условиях кризисов, когда создающийся в обществе духовный вакуум, утрата ведущих ценностей буквально заполняет чувственными оценками все индивидуальные позиции человека. Однако чувственные стереотипы могут оказывать и упорное сопротивление динамике человеческих воззрений, отвергая рациональные формы отражения действительности. В таком случае политические чувства способны провоцировать догматичность мышления, приверженность человека раз и навсегда усвоенным шаблонам и стандартам.
Функция адаптации предполагает обеспечение политической психологией приспособления человека к окружающей обстановке. Причем психология осуществляет эту цель как при его пассивном приспособлении к среде, так и при их активном взаимопреобразовании, когда активно видоизменяются свойства и человека, осваивающего, к примеру, новые политические роли, и самих внешних условий под ролевым воздействием.
Для того чтобы заставить человека адаптироваться к окружающей действительности, политическая психология должна подавить воздействие социальных и политических факторов (например, безработицы, активности оппозиции, бытовых неурядиц и проч.), которые вызывают негативные политические реакции человека. В связи с этим политическая психология должна действовать в двух направлениях:
Психология способна обеспечить три типа приспособления человека к среде:
Первый и третий типы адаптированности, означающие, по сути, сформировавшуюся привычку и стабильно прогнозируемое поведение человека, наиболее привлекательны для властей. Наиболее часто встречающаяся конформная адаптированность лишает человека каких-либо острых ответных реакций на политическую обстановку, отчасти ритуализируя его связи с государством, но во всяком случае придавая им искомую властями стабильность. Адаптированная таким образом личность часто не замечает промахи властей и нередко прощает ей даже преступления (особенно в тех случаях, когда они непосредственно не затрагивают ее интересов).
Особое место в политическом сознании занимает политическая идеология. Политическая идеология – систематизированная совокупность политических идеалов, оценок, ценностей, теорий, концепций, целей, которые служат обоснованию и оправданию политических действий по завоеванию и удержанию власти. Основным содержанием политической идеологии является политическая власть, её трактовка, отношение к различным политическим институтам, представления о наилучшем государственном устройстве, методах и средствах социальных преобразований. Политическая идеология формирует общественные идеалы и обосновывает их как значимые для всего общества. Содержанием политической идеологии является область ценностных суждений, имеющих силу веры. Цель идеологии – формирование сознания людей и формирования их поведения путём воздействия на сознание. Политическая идеология на практике реализуется в виде определённого содержания политических теорий, доктрин и политических программ.
Политическая психология — внутренне противоречивое явление. В отличие от идеологии, стремящейся подвести политические взгляды людей под некий общий знаменатель, политическая психология отражает политическую реальность во всем ее многообразии, допуская одновременное сосуществование самых разноречивых и даже противоположных эмоций.
Политическая психология включает в себя:
Таким образом, в политической психологии содержатся как осознанно-рациональные, так и бессознательно-иррациональные духовные элементы. Благодаря этому психология соединяет логику социального взаимодействия с логикой инстинктов, осмысленность и рефлекторность, характеризующую бессознательные формы мышления. Такой симбиоз показывает, что в политической жизни человек может ориентироваться и адаптироваться к действительности, используя не только приобретенные социально-психологические свойства, но и могучие иррациональные механизмы, первичные чувственные реакции (отличающиеся эмоциогенностью, алогизмом, слабой подверженностью контролю и рядом других черт).
Роль иррациональных механизмов тем больше, чем меньше человек понимает суть и причины политических событий. Более того, в определенных условиях физиологические чувства способны вообще вытеснить все другие формы оценки и регуляции поведения. Например, голод или страх могут стать такими психологическими доминантами, которые способны вызвать мятежи, бунты или революции. Но в ряде случаев социальные чувства способны преодолеть влияние иррациональных влечений. Так, актуализированная потребность в порядке, дисциплине, сплочении в жестко управляемую общность могут помочь преодолеть людям страх, неуверенность в себе, пессимизм.
Что касается иррациональности политической психологии, то на развитие последней значительное влияние оказала психоаналитическая теория З. Фрейда и, позднее, его учеников. Согласно психоаналитическому взгляду на поведение человека, большинство действий людей являются результатами борьбы бессознательных инстинктивных мотивов (Эрос и Танатос), а также конфликтов между человеческими Эго (Я), Супер-Эго (Сверх-Я) и Ид (Оно) — базовыми компонентами структуры личности человека. Фрейд рассматривал политическое поведение личности и группы с точки зрения психоанализа.
Он рассматривал феномен массы в социальной и, в частности, политической жизни как “состояние регресса к примитивной душевной деятельности”, когда в человеке внезапно просыпаются определенные психологические характеристики, свойственные когда-то древним людям первобытной орды. Человек в толпе оказывается как бы в состояниии гипноза, а именно в гипнозе из глубин его психики вылезает тот самый первобытный Ид (“Оно”), уже не сдерживаемый сознательным контролем Супер-Эго и не удерживаемый хрупким, балансирующим между ними Эго. В этих случаях и происходит исчезновение сознательной обособленной личности, развивается переориентация мыслей и чувств в чужое, но одинаковое с другими людьми направление, возникает преобладание аффективности и других проявлений бессознательной душевной сферы, что, в итоге, формирует сильнейшую склонность к немедленному выполнению внезапных намерений.
Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений. Власть в общем смысле есть способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия.
Следовательно, власть — это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжением другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы. Основными базами власти являются: принуждение, вознаграждение, опыт, эталон, традиции и лидерство.
Феномен лидерства занимает особое место в политической психологии в силу своей яркости и занимательности. Если для политической науки главной проблемой является власть, то для политической психологии — конкретное выражение этой власти в «человеческом факторе» политики. Политическое лидерство - это постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество или группу.
Этот феномен встречается на любом уровне социальной организации общества. Оно существует везде, где есть коллективная деятельность и организация.
Природа политического лидерства достаточно сложна и не поддается однозначной интерпретации, в связи с этим существует множество теорий политического лидерства, по-разному его трактующих:
На современном этапе российское общество столкнулось с радикальными изменениями во всех областях социального бытия, что не могло не отразиться на массовом политическом сознании. Институциональные основы идеологических ориентиров и мировоззренческих ценностей действовавших до переходных процессов 90-х годов либо трансформировались, либо исчезли.
От новой политической элиты ожидали поведения, соответствующего нормам демократии. Однако, не оправдав ожидания общества, она инициировала нелегитимный передел государственной собственности, который происходил вне правовых рамок. В результате в общественном сознании произошел перелом, в нем усилились негативные отношения к демократическому процессу и результатам реформ, следствием чего стало неуклонное падение доверия к существующей власти.
Особенным для России является завышенные ожидания по отношению к властным структурам, обусловленные во многом прошлым опытом, высокий уровень неудовлетворенности итогами социально-экономического развития, что оказывает отрицательное влияние не только на отношение к конкретным политическим силам, но и на восприятие демократических институтов и принципов.
На вопрос ВЦИОМа (в марте 2004 года) «Что, на ваш взгляд, нужно, чтобы в России утверждалась демократия и формировалось гражданское общество?» 44,2% респондентов выбрали ответ: «нужно, чтобы люди были избавлены от материальной нужды».
Без обеспеченного населения не может быть сильной власти – власти, которая пользуется легитимной поддержкой граждан и эффективно решает возникающие в обществе проблемы.
Табл.1.
Идейно-политические предпочтения российского населения (данные в %)
Кому Вы скорее симпатизируете? |
||
|
Февраль 2006 г. |
Март 2007 г. |
Сторонникам сильного и социально ориентированного государства |
26 |
26 |
Сторонникам сильного государства и рыночной экономики |
15 |
19 |
Коммунистам |
10 |
12 |
Другим "левым силам", в том числе социалистической и социал-демократической ориентации |
4 |
4 |
Русским националистам, выступающим против наплыва в Россию приезжих из южных и юго-восточных регионов |
4 |
4 |
Правозащитникам и демократам, выступающим против угрозы диктатуры и произвола со стороны государства |
5 |
4 |
Сторонникам возрождения страны на основе православия и дореволюционных традиций |
4 |
2 |
Сторонникам сокращения вмешательства государства в экономику и свободное развитие бизнеса |
3 |
1 |
Иное |
2 |
1 |
Не интересуюсь политикой |
20 |
19 |
Затрудняюсь ответить |
7 |
8 |
В то же время одна из серьезных проблем политического развития современного российского общества состоит в том, что политические партии, действующие в сегодняшней России, лишь в незначительной мере представляют существующую политическую дифференциацию, они плохо выражают интересы избирателей, слабо связаны с ними. Характер и влияние этих партий определяются не их политической ориентацией, программой, идеологией, а прежде всего близостью к власти. Так, по данным опроса, проведенного Фондом "Общественное мнение" в сентябре 2007 г. (т.е. в начале парламентской избирательной кампании), только около четверти (28%) опрошенных россиян являлись сторонниками каких-либо партий (16% были сторонниками "Единой России", 5% – КПРФ, 3% – ЛДПР, 2% – "Справедливой России", по 1% – "Яблока" и СПС), а почти две трети российских граждан (64%) не поддерживали никакие партии (остальные 8% опрошенных затруднились ответить). Ситуация не слишком изменилась и в конце избирательной кампании, после массированного воздействия политических партий и их лидеров на потенциальных избирателей. По данным аналогичного опроса, проведенного Фондом "Общественное мнение" в конце ноября 2007 г. (т.е. накануне выборов), сторонниками каких-либо партий являлись только около трети (34%) опрошенных россиян (23% – сторонниками "Единой России", 4% – КПРФ, 3% – ЛДПР, 2% – "Справедливой России", по 1% – Аграрной партии России и "Яблока", сторонниками остальных партий назвали себя менее 1% опрошенных), а более половины (59%) российских граждан не поддерживали никакие партии.
При этом многие россияне, не поддерживающие никакие политические партии, тем не менее, приходят на парламентские выборы и голосуют. Основным мотивом голосования на выборах в Государственную Думу служит не поддержка данной политической партии, ее программы или лидера, а поддержка высшего лица государства или, напротив, "протестное голосование" против политики, проводимой руководством страны. С этим же связан российский феномен "партии власти", опирающейся на авторитет президента или премьер-министра, но, по сути, не являющейся настоящей политической партией, призванной осуществлять взаимодействие между гражданским обществом и государством.
Общий вывод состоит в том, что большинство населения России в настоящее время не имеет четко выраженной политической самоидентификации, и это указывает на кризис политической идентичности в современном российском обществе. Подобная ситуация не означает стабильности политической системы, поскольку многие россияне не видят по-настоящему авторитетных политических партий, которые могли бы защищать их интересы, и при ухудшении социально-экономической ситуации в стране вряд ли будут поддерживать существующую политическую систему.
Активная созидательная личность является необходимым условием политического развития России, личность, для которой стремление к свободе, к самораскрепощению будет сопровождаться повышением эффективности и ответственности политической власти, что, в конечном счете, позволит создать государство, способное предоставить людям свободу для развития своих способностей и потенциальных возможностей.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.