Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »
Тема: Идеология
Раздел: Бесплатные рефераты по политологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 19.42K | Скачано: 243 | Добавлен 27.09.09 в 14:34 | Рейтинг: +7 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
СОДЕРЖАНИЕ:
1 Противостояние принципов либеральной и консервативной идеологий : история и современность. 2
2 Социалистическая идеология и её разновидности. 11
3 Для каждой из трех основных идеологий современности (либерализма, консерватизма, социализма) выберите приоритетные ценности 14
4 Список используемой литературы 17
Противостояние принципов либеральной и консервативной идеологий : история и современность.
В политической жизни любого общества важную роль играет политическая идеология, которая выражает национальные, классовые, партийные, религиозные интересы, направляет политические взгляды, дает соответствующие ориентиры политического поведения различным субъектам политических отношений.
Термин «идеология» впервые ввел в научный оборот в начале XIX в. французский философ и экономист Антуан Дестюг де Траси, который использовал этот термин для обозначения учения об идеях. По его мнению, назначение идеологии заключалось в том, чтобы выражать в обобщенной форме идейные основы общественного устройства, давать оценку социальным процессам, определять текущие и перспективные цели государственной политики. Это означает, что идеология служит духовным основанием политики.
Каждое общество состоит из большого числа социальных и политических групп с различными интересами, и для их выражения и распространения необходимы различные системы взглядов и теорий, отражающие их (этих групп) интересы. Такие системы взглядов и теорий получили название политических идеологий.
Политическая идеология – это систематизированная совокупность идейных воззрений, выражающих и защищающих интересы той или иной общественной группы в её притязаниях на власть и предусматривающая ту или иную стратегию политических действий. С помощью идеологии различные политические силы обосновывают свои цели и находят средства для их реализации. На основе идеологии разрабатываются политические концепции, доктрины и программы. Идеология выступает мотивационной основой коллективных политических действий и поведения.
Мировая политическая мысль выработала множество различных идеологических систем. Одни идеологические системы направлены на стабилизацию политического порядка, его сохранение и укрепление, а другие выражают стремление к переменам в политической жизни, к смене властных элит, политической модернизации. Каждая из них отражает интересы соответствующих социальных и политических сил, отличается своими ценностными идеалами, степенью распространенности и популярности. К числу основных идеологических систем относятся либерализм, консерватизм, социал-демократия и др.
Либерализм сформировался как самостоятельное идеологическое течение на базе западноевропейской политической философии XVII – XVIII вв. (эпоха буржуазных революций XVII – XVIII вв., становление буржуазно-рыночных отношений и борьба с остатками феодализма). Именно тогда была оформлена и получила дальнейшее развитие идеология классического либерализма. Её основы были заложены Адамом Смитом (1723-1790) и Джоном Локком, идеологом Славной революции 1688 г., провозгласившим «жизнь, свободу и собственность» в качестве естественных прав человека и существенно повлиявшим на Американскую революцию 1776 г. Центральное в классическом либерализме – идеал индивидуализма, руководствующегося принципами laisser-faire, и представление об ограниченном государстве как о «ночном стороже», занятом преимущественно вопросами внешней безопасности и почти не вмешивающемся ни в экономические, ни в социально-политические дела. В этом смысле классический либерализм и становление капитализма неразрывны. Со времени своего возникновения и до наших дней либерализм остается наиболее распространенной идейно-политической доктриной.
Термин «либерализм» происходит от латинского liberalis – свободный. Это идейно-политическое течение представляет собой систему взглядов на окружающий мир, принципов и установок, лежащих в основе социально-экономической и политической деятельности правительств, программ политических партий и движений, придерживающихся идеала индивидуальной свободы в качестве универсальной цели.
Источником либеральной идеологии послужила потребность в создании такого общественного и государственного устройства, которое противостояло бы абсолютной монархии. Либерализм, возникнув как идеология третьего сословия, многими своими принципами выразил его (этого сословия) общечеловеческие потребности и обусловил создание концепции либеральной демократии.
Фундаментальной основой либеральной идеологии выступает идея индивидуальной свободы как главного условия реализации человеком своих неотъемлемых жизненных прав. По мнению либералов, человек рождается свободным, он представляет собой автономную самоуправляющуюся личность, которая сама знает, что для нее хорошо и что плохо, и поэтому способна самостоятельно устанавливать нормы своей нравственности и поведения. Естественным и единственным ограничением свободы человека может быть только свобода другого человека.
Классическая либеральная идеология основывается на следующих постулатах:
Идеология либерализма постоянно развивается и в наше время приобрела такую форму, как неолиберализм. В противоположность классическому либерализму эта модификация либерализма допускает и даже предполагает постоянное вмешательство государства в экономические процессы, а также выступает за государственное регулирование социальной жизни общества, отношений между различными социальными общностями людей и политическими группировками для сохранения и упрочения социально-политической стабильности. Посредством социальных программ, пособий и других мер по социальному обеспечению неолибералы пытаются сгладить имущественное неравенство.
Либертаризм – экономоцентрическое направление в современном консерватизме (некоторые относят его к неолиберализму или «либерализму экономических консерваторов»), основанное на идее максимизации индивидуальной свободы, прежде всего свободы личного выбора как главного жизненного принципа. Достижение данной цели предполагает, согласно идеологам либертаризма (Ф. Хайек, Л. фон Мизес, М. Фридман, Р. Нозик), сокращение масштабов государственного вмешательства в социально-экономическую сферу (требования уменьшения размеров госаппарата и налогов, устранение практики перераспределения доходов и т.п.) и почти полный отказ государства от участия в проблемах, связанных с социальной справедливостью и равенством (они рассматриваются только с позиции свободной рыночной конкуренции как единственного условия реализации способностей и свобод индивида). Либертаризм в американском варианте предусматривает также отказ от большей части ограничений в плане абортов, наркотиков, огнестрельного оружия и дорожных скоростных режимов. Все эти положения входят в программу Либертаристской партии в США (основана в 1971), добившейся некоторых успехов в 1970 – 1980-х гг. Либертаристский подход был популярен в анархистских движениях. Отдельных принципов либертаризма придерживались такие известные руководители государств, как Р. Рейган (США) и М. Тэтчер (Великобритания).
Современные либералы изменили свой взгляд на идеологию и ее роль в обществе. Если в прошлом они отвергали всякую идеологию, проповедуя только утилитаризм, то сегодня они признают за идеологией важную роль в общественном развитии, призывают к свободной конкуренции между различными идеологическими системами. Значительная роль в современных либеральных убеждениях отводится проблеме справедливости. Неолибералы отдают предпочтение политической справедливости, равенству всех перед законом и отвергают идею социального равенства. По их утверждению, современное государство должно гарантировать равные права граждан в политической жизни и равные возможности в социально-экономической сфере. Это и есть высшая справедливость. Социальное же равенство они считают утопией, противоречащей самой природе человека.
В целом современный либерализм выступает выразителем интересов среднего класса. Как идеология, он, подобно классическому либерализму, выступает за динамичное, ориентированное на социальный прогресс общество, где личный фактор, личные заслуги и результаты находились бы на первом плане. Эта идеология требует от личности максимальной реализации своих способностей, желания брать на себя ответственность за собственную судьбу, не рассчитывая на благотворительность и гарантии государства.
Консерватизм. Это идейно-политическое течение сложилось в конце XVIII в. как противоположность радикальным требованиям либерализма по переустройству общества. Консерватизм выдвинул в качестве основных требований сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм жизни, в первую очередь ее правовых и нравственных устоев, лежащих в основе семьи, религии, собственности. Название консерватизм происходит от латинского слова conservare,что означает «охранять», «сохранять».
Консервативная идеология характеризуется ориентацией на защиту традиционных устоев общественной жизни, незыблемых ценностей, отрицанием революционных изменений и недоверием к народным движениям. Ее история насчитывает более 200 лет, поскольку эта идеология сформировалась как реакция на события Великой французской революции, как антиреволюционная идеология, отстаивающая идею незыблемости порядков, установленных божественным разумом. Создателями идеологии консерватизма принято считать английского мыслителя Эдмунда Берка (1729 - 1797) и французских общественных деятелей Жозефа де Местра (1753-1821) и Луи де Бональда (1754-1840).
Оптимистическому взгляду либералов на природу человека, разум и воля которого в состоянии преобразовать общество на началах свободы, консерваторы противопоставили идею об изначальном несовершенстве человеческой природы, в силу чего прекрасные проекты радикального переустройства общества обречены на неудачу, поскольку нарушают веками установленный порядок. Подлинной природе человека, считали консерваторы, чуждо понятие «свобода». Применительно к человеку имеет смысл только какая-либо конкретно-историческая форма свободы, добытая предками, проверенная традициями и принимаемая как историческое наследие.
Важнейшим принципом консервативной идеологии является нравственный абсолютизм, признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей. Эти идеалы и ценности совершенно не зависят от воли человека, поскольку формируются всеми общественными и государственными институтами, чтобы обуздать его (человека) греховную природу.
Другой важнейший принцип консерватизма – традиционализм, который предполагает сохранение прошлого как основы единства поколений. Традиционные начала – вот, по мнению теоретиков консерватизма, фундамент любого здорового общества. Общественная жизнь и реформы должны опираться на созданные прежними поколениями духовные традиции и ценности. Каждый политический деятель, принимающий решения, должен чувствовать ответственность не только перед своими современниками, но и перед предками, и потомками. Именно в традициях аккумулируется мудрость, унаследованная от предков, отражается коллективный разум, в том числе и политический.
Традиционализм консервативной идеологии напрямую связан с политическим реализмом. Политическая практика, как считают консерваторы, не должна опираться на абстрактные теоретические схемы. Реформы, которые проводятся в обществе, должны быть ориентированы на реальных людей, чьи образ жизни и устоявшиеся привычки нельзя изменить внезапно и избежать при этом негативных последствий.
Один из важнейших принципов консерватизма – отрицательное отношение к идее равенства людей. Консерватизм не приемлет социального равенства исходя из естественной иерархии и элитарного характера управления. Никакое общество немыслимо без иерархии и, следовательно, неравенства. Именно в этом основа порядка, соответствующего природе человека. Консерваторы также выступают сторонниками элитарной демократии, когда демократический механизм дает возможность формировать профессиональную политическую элиту и приводит к власти достойных. Достойное – достойным – таков принцип консерваторов применительно к социальному статусу личности.
Выступая за сохранение существующих общественных порядков и форм государственной власти, консерватизм принимает различные формы в каждой конкретной стране, так как общественные системы, социально-политические институты и духовные ценности в разных странах имеют свои особенности и черты. Отсюда консерваторам нередко приходится защищать совершенно различные общественные порядки, порой даже противоположные политические системы, приспосабливаясь к конкретным условиям той или иной страны и ее историческому времени.
Во второй половине XX в. социально-политические и экономические изменения в мире заставили приверженцев классического консерватизма пересмотреть некоторые положения своей идеологии. Так возникла неоконсервативное течение, выразителями которого стали президент США Р. Рейган, премьер-министр Англии М. Тэтчер, канцлер ФРГ Г. Коль.
В 70 – 80-е гг. XX в. во взглядах сторонников консерватизма произошли существенные социально-философские изменения, выразившиеся в новых политических установках и действиях. Главное заключалось в признании необходимости перемен в общественной жизни западных стран. В результате нововведений консервативных сторонников общественных перемен неоконсерватизм превратился в динамичную, гибкую, откликающуюся на проблемы современной жизни идейно-политическую концепцию. Его теоретики и практики выступают не столько за сохранение старого, сколько за создание новых порядков и институтов, способствующих общественному прогрессу. Назовем отличительные признаки неоконсерватизма.
Во-первых, утверждение приоритета принципа свободы над принципом равенства. Равенство может существовать только в форме равенство возможностей, но не как равенство условий и результатов. Социальная иерархия реализуется прежде всего через общественную иерархию, которая возникает естественным путем.
Во-вторых, ограниченное вмешательство государства в рыночную экономику. Государство обязано содействовать частной инициативе, а не душить ее. Это содействие возможно с помощью предоставления налоговых льгот, стимулирование частных инвестиций и предложений на рынке.
В-третьих, развитие и укрепление принципа личной инициативы и личной ответственности в экономической жизнедеятельности общества. Каждая личность или группа людей должна сама решать свои социально-экономические проблемы, а государству следует решать только те вопросы, которые никто другой не способен решить. Государство должно лишь создавать условия, позволяющие гражданам делать сбережения, приобретать собственность, обретать финансовую самостоятельность и независимость от государственного «социального попечительства».
В-четвертых, полный отказ от уравнительного распределения и сокращение государственных социальных программ. Предоставлять социальные блага бесплатно следует только тем, кто в них нуждается и сам не в состоянии себя обеспечить. Все остальные граждане должны платить за все услуги, в которых они имеют потребность и которыми они пользуются, и получать их в том виде и такого качества, которого они желают, на сколько позволяет их материальный достаток.
В-пятых, приверженность демократическому политическому устройству общества. Но демократия должна быть вертикальной, элитарной. Политическая деятельность – это не привилегия и не монополия одной социальной группы, а профессия, доступная каждому гражданину, но лишь при наличии у него соответствующих способностей, призвания и специального образования. В политической жизни страны могут принимать участие все граждане, но политиками должны быть только профессионалы, чтобы избавить политические решения от дилетантизма.
Таким образом, неоконсерватизм успешно приспособил традиционные ценности консервативного толка к современным условиям общественного развития. Однако при этом он сумел связать свои основные установки с такими традиционными ценностями, как религия, семья, закон и порядок, децентрализация и самоуправление, этнокультурное многообразие. Благодаря этому неоконсерваторы добились большого экономического роста, высокой стабильности общества, морального обновления общественных ценностей.
Социалистическая идеология и её разновидности.
Социал-демократия. Социал-демократическая идеология зародилась во второй половине XIX в. и развивалась параллельно с марксизмом, поскольку имеет с ним одни и те же исторические корни и теоретические источники возникновения. Первоначально между марксизмом и социал-демократизмом было много общего. Но с конца XIX в. у социал-демократов и марксистов наметились существенные противоречия, которые в итоге привели к их полному расхождению во взглядах на решение важных социально-политических проблем. В частности, в противовес марксистскому убеждению в необходимости разрушения буржуазной государственной машины как аппарата эксплуатации рабочих социал-демократическое движение предложило постепенное реформирование этой машины и всего общества.
По мнению социал-демократов, основу общественного устройства должно составлять следование принципам свободы, справедливости и солидарности во всех сферах жизни. Свобода в понимании социал-демократов означает право на самостоятельное развитие личности, ровно как и на самовыражение коллектива. Люди сами должны определять свои судьбы в политике, экономике, социальной и духовной сферах. Свобода также означает социальную безопасность человека, свободу от нищеты, нужды, эксплуатации. Под справедливостью понимается предоставление каждому гражданину равных прав и шансов с тем, чтобы он мог занять достойное положение в обществе. А солидарность обязывает каждого человека использовать свою свободу при соблюдении ответственности перед той или иной общностью в качестве ее члена.
Идеология социал-демократии подразумевает также установление таких социальных гарантий, как право на труд, достойную заработную плату, право на отдых и т.д. Причем малоимущим социальные право предоставляются за счет налогов, собираемых государством с граждан. В этих целях образуются социальные фонды, разрабатываются национальные программы социальной защиты наименее обеспеченных слоев населения. В таком перераспределении национального дохода социал-демократы видят социальную справедливость. Гарантии социального равенства и справедливости выступает солидарность всех трудящихся, т.е. объединение их в национальном и международном масштабе для защиты своих прав.
Составной частью идеологии социал-демократизма является идея политической демократии, т.е. многопартийность свобода деятельности для оппозиции, возможность пребывания у власти нескольких партий, их сменяемость в управлении государством в результате выборов, строгое соблюдение правовой законности, принципы разделения властей, демократический контроль над государственным аппаратом, независимость судов и судей, свобода печати и т.д. Определенное место в идеологии социал-демократии отводится государству, которое должно быть демократическим по содержанию, правовым по форме и социальным по направлению. В задачу государства должны входить борьба с безработицей, обеспечение права граждан на труд, на образование, отдых, лечение, жилище, социальное обеспечение, забота о престарелых.
В достижении своей главной цели – построения общества демократического социализма – социал-демократы не признают насильственных и революционных методов. Они считают, что демократический социализм может быть построен путем постепенной эволюции общества с помощью реформ, классового сотрудничества при поддержке и в рамках демократического, социального и правового государства.
С самого своего возникновения социал-демократическое движение не было единым. Довольно скоро оно приобрело региональный и национальный форум. Поэтому сформировались французская, испанская, шведская, немецкая модели общественного устройства, которые придерживаются основных ценностей демократического социализма. В настоящее время в мире действует более 80 социал-демократических партий, а около 70 из них объединены в Социалистический интернационал. Во многих странах социал-демократические партии являются правящими или участвуют в коалиционных правительствах, представлены в парламентах.
Эти партии, руководствуясь доктриной демократического социализма, добиваются не малых успехов в общественной жизни. Они смогли утвердить в обществе такие ценности, как правовое равенство граждан, социальные гарантии, социальное партнерство, государственное регулирование и планирование экономики. Социал-демократы также смогли обеспечить высокий жизненный уровень граждан, сократить различия в доходах между более и менее состоятельными слоями общества.
Для каждой из трех основных идеологий современности (либерализма, консерватизма, социализма) выберите приоритетные ценности из следующих пар противоположностей:
А) свобода – равенство;
Б) порядок – законность;
В) права человека – справедливость;
Г) социальное равенство – равенство перед законом;
Д) рыночная конкуренция – государственное регулирование;
Е) индивидуализм – коллективизм.
Либерализм – А);Б); Д);Е)
Либерализм - это метаидеология, которая (наряду с социализмом и консерватизмом) закладывает фундаментальные принципы и направления идейно-политического содержания общественного развития: свободу и веру в возможность рационального постижения и переустройства мира. В качестве метаидеологии либерализм в большей мере, чем другие, оказался способен к серьезной эволюции, в разное время сочетая в себе малосовместимые идеи, концепции и доктрины (например, о государственном регулировании экономики), но при этом сохраняя ряд главных для него положений, среди которых выделяется признание возможностей: индивидуальной свободы, если не в экономике, то во всех других сферах общественной жизни; критического отношения каждого индивида к общественному строю; уважения со стороны государства и его равного отношения к любому индивиду. Среди идеологических ценностей классического либерализма выделяются уже упоминавшийся индивидуализм как основополагающий моральный, политический и экономический принцип; идеал свободы, противостоящий феодальным ограничениям, но введенный в рамки закона (конституционализм, разделение властей, принцип сдержек и противовесов).
Либеральная идеология проникнута прогрессистским духом и сугубо рационалистична, т.е. исходит из веры в прогресс и способности человеческого разума. Наряду с идеалом свободы ей в какой-то мере присущ и идеал равенства – ведь все люди равным образом рождены свободными. Данное сочетание идеалов образует линию внутреннего напряжения, которое лишь отчасти снимается идеалом меритократии (лат. meritus – достойный; буквально: власть самых одаренных, т.е. тех, кто заслужил ее своими достижениями и добился некоторых привилегий). Это противоречие постепенно становится все более значимым для внутренней эволюции идеологии классического либерализма. Надо также упомянуть типично либеральную идею о необходимости добровольного согласия подчиненных для власти над ними (англ. consent of the governed) и принципы терпимости и плюрализма. Абсолютная ценность человеческой личности и естественное (природное) равенство всех людей. Причем под равенством понимается не искусственное выравнивание, а гарантированные законом гражданские свободы и возможности для жизнедеятельности. Взаимоотношения личности и государства, а также отношения между гражданами регулируются законом, а не самовластной волей другого человека.
Консерватизм – Б);В);Е)
Консерватизм – идеологическая приверженность к традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике – направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия радикальных реформ и экстремизма. В ходе истории консерватизм приобретал различные формы, но в целом для него характерны приверженность к существующим и устоявшимся социальным системам и нормам, неприятие революций и радикальных реформ, отстаивание эволюционного, самобытного развития общества и государства. В условиях социальных перемен консерватизм проявляется в осторожном отношении к слому старых порядков. Лозунг консерватизма – «Традиционное единство». Консерватизм в ответе на вопрос «кто виноват в плохой жизни каждого конкретного человека – государство или сам человек?» Дает однозначный ответ «сам человек». Поэтому в частности в современной политике консерваторы, в отличие от либералов, стараются меньше тратить средства на социальные программы.
Социализм – А);Г);Е)
Социализм – экономическая система, которая характеризуется тем, что процесс производства и распределения доходов находится под контролем общества.
Основные черты, которыми определяется социализм у различных мыслителей:
В качестве путей достижения справедливости разными мыслителями предлагалось, например:
Идеология демократического социализма содержит, ряд ориентиров, среди которых наиболее существенны следующие: парламентская демократия; принцип демократизации общества в целом; плюрализм как принцип (в т.ч. в социалистической теории); человек – высшая ценность (антропологический подход); политика реформ, учитывающая основные идеалы – свободу, солидарность, равенство, справедливость, гарантии прав человека; демократизация экономики ради устранения структурной нестабильности, дисфункциональности, негуманности капитализма и олигархии не революционными мерами, а путем постепенных изменений в соответствии с принципом смешанной экономики; демократизация системы образования.
Список используемой литературы:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.