Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической географии »

Экономическое районирование России

Экономическое районирование России [20.05.11]

Тема: Экономическое районирование России

Раздел: Бесплатные рефераты по экономической географии

Тип: Контрольная работа | Размер: 24.57K | Скачано: 266 | Добавлен 20.05.11 в 13:42 | Рейтинг: +3 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Орел 2008


Оглавление

Введение 3

1. История развития административно-территориального и экономического районирования 3

2. Современный этап районирования России 5

3. Перспективы межрегиональных интеграционных структур 8

4. Оценка возможных вариантов регионального развития (на примере Рязанской области) 11

Заключение 14

 

Введение

Россия, как крупнейшее федеративное государство мира, имеет самые разнообразные природно-климатические условия, а её административно-территориальное деление основано на создании органов местного самоуправления в каждой из административно-территориальных единиц (область, район, город, посёлок и т.д.) обладающих определенным набором полномочий, но в тоже время входящие в более крупные образования подчиненные федеральной власти. Кроме того, существуют экологическое, историческое, национальное, политическое районирование территории, которые накладывают свой отпечаток на административно-территориальное устройство страны.

Важная роль в территориальном устройстве России отводится экономическому районированию. Разница между экономическими районами обусловлена как различиями в природно-ресурсном потенциале, климате, почвах, так и специализацией промышленности и сельского хозяйства, основанной на территориальном разделении труда.

 

1. История развития административно-территориального и экономического районирования.

Началом системного государственного административно-территориального деления России принято считать  реформы Петра I, при котором в 1708г. страна была разделена на восемь крупных губерний, губернии же были разделены на уезды. Петровские губернии просуществовали почти семьдесят лет, до 1775г. Их число за это время выросло до двадцати. В 1775г. по указу Екатерины II была проведена новая административная реформа. Произошло разукрупнение губерний, их стало 40, а затем 68. Каждая губерния должна была насчитывать не менее 300-400 тыс. человек, причем количество мужчин призывного возраста от 20 до 30 тыс. человек.

Формирование послереволюционного административно – территориального деления нашей страны началось одновременно с образованием Союза ССР. В первые годы Советской власти происходила ломка старых административных единиц – губерний, уездов и волостей. Были введены новые административные единицы – края, области и районы. Были ликвидированы многие несоответствия административно – территориального деления царской России экономическому значению регионов.

В настоящее время на месте бывшего Советского Союза по инициативе России, Украины, Беларуси было создано Содружество независимых государств (СНГ), целью которого является создание единого экономического пространства и установление взаимовыгодных связей, а также совместное управление стратегической обороной, установление контактов по действию на их территориях единой транспортной системы, системы связи, единого энергоснабжения.

Экономическое районирование тоже имеет свою историю. Первые попытки экономического районирования давали начальную ориентировку в хозяйственных различиях отдельных частей страны. Так как хозяйственная жизнь России в дореволюционные годы определялась главным образом сельским хозяйством, в основу районирования были положены климатические и другие зональные природные условия. Эти первые опыты экономического районирования были по преимуществу районированием природно-хозяйственным или сельскохозяйственным.

В период развития капитализма в России, с усилением территориального разделения труда и хозяйственных связей встали новые задачи перед сельским хозяйством и промышленностью России. Это потребовало углубления работ на базе данных статистики населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта. В конце XIX и начале XX в. появляется целый ряд работ по экономическому районированию России.

Однако все опыты дореволюционного районирования не имели достаточного практического значения, они носили, главным образом, познавательный характер. Вместе с тем работы таких дореволюционных ученых, таких как Челинцева А.Н., Скворцова А.И., Семенова-Тян-Шанского П. П. были использованы при разработке госплановской сетки районов.

Важнейшим условием экономического районирования в послереволюционный период явилось соответствие его административно - территориальному устройству.

В 1920г. был разработан план электрификации страны ГОЭЛРО. В 1921г. подготовил проект районирования Госплан. Согласно этому проекту, территория СССР была разделена на 21 экономический район. В нем уже  отражалось сочетание отраслевого и территориального разрезов плана.

В 1938-1940 гг. Госпланом СССР была разработана новая сетка экономических районов. По этой сетке территория СССР делилась на 13 крупных экономических районов. В соответствии с ней составлялись и утверждались государственные планы народного хозяйства в четвертой, пятой и шестой пятилетках. Планы составлялись по отраслям, экономическим районам и союзным республикам.

В 1963г. Госплан СССР предложил разделить территорию СССР на 18 крупных экономических районов с учетом их природных и экономических особенностей.

В 1982г. Северо-Западный район был разделен на два района: Северо-Западный и Северный. Таким образом, последняя сетка районов СССР включала 19 крупных экономических районов, из них 11 – на территории России.

 

2. Современный этап районирования России

В настоящее время в связи с изменившимися условиями на­зрела необходимость пересмотра научной концепции и существу­ющей системы экономического районирования. Перед федеральной властью стал выбор между сменой существующей сетки экономических районов или развитию межрегиональных интеграционных структур, дающих возможность вне территориального взаимодействия экономических структур в разрезе отраслей, конкретных задач, реализации концепций развития и др.

В 2000 году указом Президента РФ Россия была поделена 7 федеральных округов, в каждом из которых, назначался полномочный представитель. Целью данного шага было укрепление вертикали государственной вла­сти и позволило создать действенную систему управления терри­ториальным развитием. Набор функциональных возможностей полномочного представителя, в конечном итоге, сводится к регулированию взаимодействия субъектов РФ и центральной власти, устранению противоречий в политическом, экономическом, социальном, культурном и др. аспектах в деятельности субъектов в отношении федеральной власти, а также к обеспечению развитию и укреплению межрегиональных связей.

В настоящее время можно выделить 11 экономических районов:

  1. Центральный;
  2. Центрально-Черноземный;
  3. Северный;
  4. Северо-Западный;
  5. Северо-Кавказский;
  6. Волго-Вятский;
  7. Поволжский;
  8. Уральский;
  9. Западно-Сибирский;
  10. Восточно-Сибирский;
  11. Дальневосточный.

Научное обоснование экономического районирования требует углубленного исследования многообразия факторов, в том числе учета сложившегося в стране размещения производительных сил. Современный период отличается появлением новых объектив­ных районообразующих факторов и коренным изменением пре­жних факторов.

В условиях становления и развития рыночных отношений при­обретает новые черты такой важный районообразующий фак­тор, как территориальная комплексность хозяйства регионов. Важ­ными показателями районной комплексности становятся соответствие хозяйства района его природным и экономическим ус­ловиям, рациональное сочетание отраслей на базе ведущих спе­циализирующих производств и их территориальной концентра­ции, относительное сходство отраслевой структуры входящих в район территорий. Рыночные факторы, обеспечивающие взаимодействие спроса и предложения на макро- и микроуровне, различны. Од­нако главные факторы в условиях рыночных отношений — это условия функционирования региональных рынков, свобода товаро­производителей, ограничение монополий, равные условия для пред­приятий всех форм собственности.

Важнейшим требованием комплексного развития хозяйства стало усиление охраны природы и улучшение использования при­родных ресурсов. Исключительное значение для экономического районирования приобретает учет социальных факторов — терри­ториальных особенностей воспроизводства трудовых ресурсов, возможностей повышения жизненного уровня населения.

Научно обоснованное экономическое районирование необхо­димо для осуществления территориального управления, повышения его совершенствования при учете исключительного разнообразия и богатства природно-ресурсного потенциала во всех регионах Рос­сии.

В современном понимании экономический район - часть территории стра­ны, отличающаяся некоторым единством природных условий, демографиче­ских характеристик населения, специализации и комплексности хозяйства и социальной сферы, имеющая свое специфическое место в экономике страны, и ограниченная административными границами входящих в ее состав субъектов Федерации.

Образование экономических районов является объективным процессом, выраженным в развитии территориального разделе­ния труда.

Основные принципы районирования:

1. Экономический принцип, рассматривающий район как специ­ализированную часть единого народно-хозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслужива­ющих производств. Согласно этому принципу специализацию рай­она должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и её доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими. Экономи­ческая эффективность специализации района должна оцениваться с точки зрения как установления наиболее целесообразного тер­риториального разделения труда в масштабе всей страны, так и наиболее производительного использования имеющихся ресур­сов района.

  1. Национальный принцип, учитывающий национальный со­став населения района, его исторически сложившиеся особенно­сти труда и быта.
  2. Административный принцип, определяющий единство эко­номического районирования и административно-территориального устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепле­ния их роли в территориальном разделении труда России.

Эти принципы являются основополагающими для современ­ной теории и практики экономического районирования России. В современных условиях выделение федеральных округов дикту­ется необходимостью укрепления вертикали власти. Контуры гра­ниц экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших вспомогатель­ных производств, связанных с отраслями рыночной специализа­ции технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т.е. ко­операцией производств.

Однако экономическое районирование не застывший процесс, оно может изменяться, совершенствоваться в процессе экономи­ческого развития страны в зависимости от многих факторов.

Современное экономическое районирование России включает три основных звена: высшее звено — федеральные округа; среднее звено — края, области, республики; низшее звено — административно-хозяйственные районы, город­ские и сельские районы.

1. Высшее звено районирования: используется центральными рес­публиканскими органами власти для общегосударственного уп­равления экономикой в территориальном разрезе. Располагая зна­чительной территорией, большой численностью населения, раз­нообразным природно-ресурсным потенциалом, федеральные ок­руга имеют четко выраженную специализацию (до 5—7 отраслей), широкий производственный профиль, сложный хозяйственный комплекс.

2. Среднее звено районирования: используется для руководства отраслями хозяйства и социальной сферой в пределах области, края, республики.

3. Низшее звено районирования: представляет собой первичные звенья экономического районирования. На их ос­нове образуются начальные специализированные территориаль­ные производственные комплексы.

Экономические районы могут объединяться в макрорегионы, или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего раз­вития. Территория Российской Федерации разделена на две эконо­мические зоны — Западную (Европейская часть России) и Вос­точную (Урал, Сибирь и Дальний Восток).

Главная цель региональной политики в социальной сфере — обеспечение достойного жизненного уровня в каждом регионе. Региональная политика направлена на ослабление внутреннего социального напряжения, сохранение целостности и единства страны. Главная цель региональной политики в экономической сфере — это рациональное использование природно-экономических возможностей регионов, преимуществ территориального разделения труда и экономических связей регионов, укрепление вертикали власти.

Большая часть задач региональной политики России будет перемещаться на уро­вень регионов. Создается социально-экономический механизм, со­четающий государственное регулирование с региональным само­управлением.

Важнейшими задачами в проведении экономических реформ России являются достижение и укрепление межнационального согласия, доверия и партнерства народов, устранение причин про­тиворечий и этнических конфликтов, соблюдение приоритета и равенства условий для представителей различных национально­стей, ликвидация межэтнических диспропорций, выравнивание уровней развития.

 

3. Перспективы межрегиональных интеграционных структур

Углубление процессов интеграции, развитие межрегиональных экономиче­ских связей требуют создания таких государственных и общественных струк­тур управления этими процессами, которые носят четко выраженный межре­гиональный характер. Следует учитывать не только огромные размеры терри­тории РФ и низкую плотность населения, но и специфические условия совре­менного этапа развития страны: незавершенность реформирования экономики и ее институциональных структур, региональные диспропорции в социально-экономическом развитии.

В стране в настоящее время сложилась многозвенная система межрегио­нальных государственных и общественных органов, координирующих взаимо­действие регионов и интеграцию и включающих в себя структуры различных уровней - от федерального до муниципального (ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ, парламентские ассоциации, муниципальные союзы, союзы региональных торгово-промышленных палат, советы губернато­ров, объединенные органы администраций субъектов РФ и др.).

На начальных этапах развития рыночных отношений инициатива образования общественных структур, как правило, шла снизу, когда федеральные власти не реагировали вовремя на изменившиеся условия хозяйствования и экономического развития. Однако на современном этапе ситуация изменилась. Поэтому, исходя из факта очевидного повышения роли государственных органов управления и общественных организаций в развитии межрегионального эко­номического сотрудничества, определим основные направления совершенство­вания состава и структуры межрегиональных объединений.

Основная проблема межрегиональных связей заключается в разрыве между уровнями интеграции. На одном из них немногочисленные круп­нейшие мегаобразования - федеральные округа и ассоциации экономического взаимодействия, на другом - субъекты России. Однако, исследуя мировой опыт, можно утверждать, что ситуация затруднения эффективного взаимодействия административно-территориальных образований в федеративном государстве является достаточно распространенной проблемой. Одним из путей преодоления наметившегося разрыва в численности и уровнях интеграционных структур как раз и является выделение экономических районов, которые складывались с учетом образовавшихся территориально-производственных комплексов не строго лежащих в пределах существующего административного деления. Ещё в 80-е годы 20 века единый воспроизводственный процесс, осуществлявшийся в экономи­ческом пространстве России, представлял собой целостную систему взаимодействующих воспроизводственных процессов, протекавших в регионах, а в условиях перехода к конкурентной экономике объективные факторы размещения и развития производительных сил, производственных связей уве­личивают свою роль.

Здесь необходимо отметить, что немаловажную роль в формировании устойчивой системы районирования играет наличие в крупных экономических районах территории-лидера. Такие региональные лидеры имеются в каждом из 11 крупных экономических рай­онов.

Экономическая сетка РФ, включающая 11 районов, может быть использо­вана для обоснования целесообразности создания новых общественных струк­тур межрегиональной интеграции субъектов, менее крупных по своим масштабам, чем существующие ассоциации экономического взаимодей­ствия. Например, в пределах Сибирского федерального округа могут быть соз­даны четыре межрегиональные ассоциации: Север Западной Сибири, Юг За­падной Сибири, Ангаро-Енисейская, Забайкальская. Создание ассоциаций Се­вер Западной Сибири в составе Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов обусловлено единством народнохозяй­ственного комплекса по добыче нефти и газа. Ассоциация - Юг Западной Си­бири, куда могли бы войти шесть субъектов Федерации, базируется на угледо­бывающей отрасли Кемеровского угольного бассейна, имеющей общероссий­ское значение, нефтеперерабатывающем комплексе Омской области, развитом машиностроении Новосибирской области, научных центрах Новосибирска и Томска. Ангаро-Енисейская ассоциация объединит мощные центры развития горной и цветной металлургии Красноярского края и Иркутской области. При­оритетами в деятельности Забайкальской ассоциации наряду с решением соци­ально-экономических задач может быть природоохранная деятельность.

Наряду с дроблением общественных интеграционных структур актуально объединение усилий предприятий различных отраслей, научно-исследовательских коллективов, региональных органов власти, союзов предпринимателей, что способно придать дополнительный импульс развитию це­лых экономических районов, территориально-производственных комплексов. По ряду исследований, территориально-отраслевые корпорации развития целесообразно создавать в первую очередь в таких проблемных регионах России, как Северный Кавказ, Дальний Восток и Черноземье. Формируя мощный экономический потенциал, в котором объединены бюджетные и частные средства.

Так же необходимо использовать в масштабах страны частный опыт взаимодействия отдельных административных структур для решения общих проблем (например, по вопросам защиты окружаю­щей среды, развития транспортной системы, создания схемы устойчивого энер­гообеспечения соседних регионов).

И, наконец, учитывая тенденцию к укрупнению регионов, при определении перспективности и экономической эффек­тивности объединения тех или иных субъектов Федерации, целесообразно иметь в виду следующие основополагающие условия: сложив­шиеся устойчивые экономические связи между субъектами; наличие экономического лидера в составе объединяющихся регионов, способного «вытянуть» отсталые регионы и придать ускорение развитию укрупненного субъекта; участие в совместных перспективных проектах и целевых программах, направленных на решение крупных социально-экономических задач развития объединенной тер­ритории; опыт совместного мирного проживания различных народов и этниче­ских групп на территории объединяющихся субъектов Федерации, исключаю­щего возникновение межнациональных конфликтов.

 

4. Оценка возможных вариантов регионального развития (на примере Рязанской области).

Экономика страны складывается из региональных комплексов, но главные ресурсы, как природные, так и человеческие, расположены на периферии и, к сожалению, должным образом не используются. Существует понятие так называемых бимодальных систем, где основные доходы в бюджет государства дают поступления от высокотехнологичных промышлен­ных предприятий, а сельскохозяйственное производство дотируется из госу­дарственной казны.

Особенности региональных экономик России рассмотрим на примере Ря­занской области как наиболее типичного провинциального региона «среднего достатка».

Промышленный комплекс Рязанской области является одной из основных составляющих экономического потенциала региона, на долю которого прихо­дится более трети валового регионального продукта. Удельный вес агропро­мышленного комплекса в нем в 2008 г. составляет около 20%. По итогам работы в 2007 г. доля экономической деятельности промышленности в общем обороте организаций Рязанской области составила около 48%. В промышлен­ном производстве области трудится более 99 тыс. человек (26% численности занятых). В 2007 г. основной объем, около 80% произведенной и отгруженной продукции, обеспечили предприятия обрабатывающих производств.

Положительным моментом в динамике изменения структуры промышлен­ности Рязанской области является увеличение удельного веса видов экономи­ческой деятельности с высокой долей валовой добавленной стоимости, в част­ности производства электро-, электронного и оптического оборудования, про­изводства машин и транспортных средств.

Региональная экономика имеет огромный потенциал и, главное, способна развиваться ускоренными темпами, для чего предусмотрены меры, направлен­ные на дальнейшее расширение и модернизацию производства, техническое перевооружение и выпуск инновационной, конкурентоспособной продукции.

Сельское хозяйство области специализировано на выпуске продукции жи­вотноводства, а также овощей и картофеля. Зерновое хозяйство ориентировано на обеспечение минимального уровня потребности местного животноводства в фуражном зерне. Из отраслей переработки наибольшие мощности имеет мясо­молочная (49% товарной продукции пищевой отрасли), чайная (7,6%), сахарная (5,8%).

Хозяйственный комплекс области, сложившийся под влиянием различных, иногда своеобразных исторических, географических и природных факторов, характеризуется также тем, что он является старопромышленным регионом, не имеющим на своей территории запасов минерального сырья, но занимающим стратегически важное положение в центральной зоне России.

Таким образом, для Рязанской области переход к бимодальной экономике назрел, однако имеется достаточно много сдерживающих моментов, основной из которых - отсутствие «источника энергии для изменений», в качестве кото­рого могли бы выступать необходимые средства и другие ресурсы. Поскольку область удачно расположена, например, по отношению к столице, она привле­кательна для инвестиций. Объем инвестиций в основной капитал в прошлом году превысил 31 млрд. руб. (108%). Вложения иностранного капитала в экономику области по итогам прошлого года составили 80 млн. долл., что в 8 раз больше, чем годом ранее.

Инвестиционные вложения в экономику Рязанской об­ласти растут, но этот рост за последние годы не носит «прорывного» характера, который мог бы существенно изменить сложившуюся ситуацию. Рязанская об­ласть по-прежнему остается депрессивным регионом с уровнем бедности почти в 20%. Кроме того, инвестиции требуют отдачи, т.е. на построенных производ­ствах кто-то должен работать. Однако резервов в этом смысле крайне мало, и сложившаяся демографическая ситуация не дает оснований к оптимистическим прогнозам. При этом экономически активно 42% населения области, 11% имеет высшее, 81% - среднее и среднее специальное образование. Таким образом, расширение и успешная реализация многочисленных инвестицион­ных проектов может оказаться под вопросом.

В области активно возводятся заводы строительной направленности, но данный сектор ориентирован на достаточно низкие отчисления в бюджет. Вместе с тем Рязань и область традиционно специализировались в таких производствах, как радиотехника и электроника, до сих пор сохраняя здесь сильные позиции и, вероятно, стоило сконцентрировать усилия на подоб­ной деятельности, дающей высокую норму прибыли, как и любые другие нау­коемкие производства.

Как показывает практика, в Рязани назревает и ещё одна проблема – острая нехватка кадров готов­ых к непрерывному самообразованию, имеющих навыки делового общения, способ­ность к работе с различными источниками информации, умение действовать в нестандартных ситуациях, способность к критическому мышлению, готовность к эффективному поведению в конкурентной среде. Президентская программа подготовки управленческих кадров для народно­го хозяйства в определенной мере восполняет этот недостаток. Однако не все получается с практической стороны, поскольку, например, на Государственном ря­занском приборном заводе такая заключительная часть обучения, которая должна придавать завершенность, значимость работе, как реализации проекта на практике, исчисляется в 12,5%, остальные проекты так и не начинали реализовываться.

При этом в Рязани и области достаточно велика безработица. Потребность в кадрах, заявленная организациями, увеличивается и составляет более 7500 вакансий по различным специальностям. По отношению к экономически ак­тивному населению уровень безработицы составил 1,2%. Реальная безработи­ца, по некоторым оценкам, около 8,6%.

Все это свидетельствует о необходимости пересмотра подхода к основам инвестиционной политики и стратегии развития Рязанской области. Многие инвестиционные проекты могут оказаться под угрозой, если не пересмотреть политику в области человеческих ресурсов. Пора перестать рассматривать этот ресурс как второстепенный и поставить во главу проводимых преобразований кадровый потенциал, который должен быть сформирован в соответствии с ре­альными потребностями региона в отраслях с высокой нормой рентабельности.                                                                                                                               

 

Заключение

В условиях становления и развития рыночных отношений фор­мируется новая региональная политика. Из-за огромных различий природно-географических, соци­ально-демографических, экономических и других условий опре­деляются подходы к особому развитию экономики каждого от­дельного региона России. При этом главными ориентирами являются: 1) учет специфики работы регионов в осуществлении обще­российской структурной, инвестиционной, финансовой, социаль­ной, внешнеэкономической политики; 2) перенос ряда направле­ний реформы в основном на региональный уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и использовании природных ресурсов; 3) активизация экономи­ческой деятельности на местах; 4) необходимость разработки спе­циальных программ проведения реформ в регионах с особо свое­образными условиями.

Стратегические задачи регионального развития сводятся к сле­дующим:

На современном завершающем этапе становления рыночной экономики в России чрезвычайно важно правильно управлять экономическими процессами на её территории. Наряду со сменой сетки районирования, которое неминуемо в той или иной степени необходимо сохранить тесную  взаимосвязь районов для выравнивания социально-экономической ситуации и сохранения целостности и суверенитета России.

 

Библиографический список:

  1. А. ГубинаДифференциация регионов как угроза их интеграции// Экономист. – 2007. - №7
  2. А. Масленников.Государственно-частное партнерство: региональный аспект// Экономист. – 2008. - № 9
  3. А. Холодков, Е. Карпова.Оценка возможных вариантов регионального развития// Экономист. – 2008. - № 9
  4. В. Ростанец, А. Топилин. Перспективы межрегиональных интеграционных структур// Экономист. – 2007. - № 6
  5. Экономическая география России: Учеб. пособие для вузов/ Под. ред. Т.Г. Морозовой. – 2- е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 471 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+3
Размер: 24.57K
Скачано: 266
Скачать бесплатно
20.05.11 в 13:42 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе