Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической географии »
Тема: Экономическое районирование России
Раздел: Бесплатные рефераты по экономической географии
Тип: Контрольная работа | Размер: 24.57K | Скачано: 266 | Добавлен 20.05.11 в 13:42 | Рейтинг: +3 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Орел 2008
Оглавление
Введение 3
1. История развития административно-территориального и экономического районирования 3
2. Современный этап районирования России 5
3. Перспективы межрегиональных интеграционных структур 8
4. Оценка возможных вариантов регионального развития (на примере Рязанской области) 11
Заключение 14
Введение
Россия, как крупнейшее федеративное государство мира, имеет самые разнообразные природно-климатические условия, а её административно-территориальное деление основано на создании органов местного самоуправления в каждой из административно-территориальных единиц (область, район, город, посёлок и т.д.) обладающих определенным набором полномочий, но в тоже время входящие в более крупные образования подчиненные федеральной власти. Кроме того, существуют экологическое, историческое, национальное, политическое районирование территории, которые накладывают свой отпечаток на административно-территориальное устройство страны.
Важная роль в территориальном устройстве России отводится экономическому районированию. Разница между экономическими районами обусловлена как различиями в природно-ресурсном потенциале, климате, почвах, так и специализацией промышленности и сельского хозяйства, основанной на территориальном разделении труда.
1. История развития административно-территориального и экономического районирования.
Началом системного государственного административно-территориального деления России принято считать реформы Петра I, при котором в 1708г. страна была разделена на восемь крупных губерний, губернии же были разделены на уезды. Петровские губернии просуществовали почти семьдесят лет, до 1775г. Их число за это время выросло до двадцати. В 1775г. по указу Екатерины II была проведена новая административная реформа. Произошло разукрупнение губерний, их стало 40, а затем 68. Каждая губерния должна была насчитывать не менее 300-400 тыс. человек, причем количество мужчин призывного возраста от 20 до 30 тыс. человек.
Формирование послереволюционного административно – территориального деления нашей страны началось одновременно с образованием Союза ССР. В первые годы Советской власти происходила ломка старых административных единиц – губерний, уездов и волостей. Были введены новые административные единицы – края, области и районы. Были ликвидированы многие несоответствия административно – территориального деления царской России экономическому значению регионов.
В настоящее время на месте бывшего Советского Союза по инициативе России, Украины, Беларуси было создано Содружество независимых государств (СНГ), целью которого является создание единого экономического пространства и установление взаимовыгодных связей, а также совместное управление стратегической обороной, установление контактов по действию на их территориях единой транспортной системы, системы связи, единого энергоснабжения.
Экономическое районирование тоже имеет свою историю. Первые попытки экономического районирования давали начальную ориентировку в хозяйственных различиях отдельных частей страны. Так как хозяйственная жизнь России в дореволюционные годы определялась главным образом сельским хозяйством, в основу районирования были положены климатические и другие зональные природные условия. Эти первые опыты экономического районирования были по преимуществу районированием природно-хозяйственным или сельскохозяйственным.
В период развития капитализма в России, с усилением территориального разделения труда и хозяйственных связей встали новые задачи перед сельским хозяйством и промышленностью России. Это потребовало углубления работ на базе данных статистики населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта. В конце XIX и начале XX в. появляется целый ряд работ по экономическому районированию России.
Однако все опыты дореволюционного районирования не имели достаточного практического значения, они носили, главным образом, познавательный характер. Вместе с тем работы таких дореволюционных ученых, таких как Челинцева А.Н., Скворцова А.И., Семенова-Тян-Шанского П. П. были использованы при разработке госплановской сетки районов.
Важнейшим условием экономического районирования в послереволюционный период явилось соответствие его административно - территориальному устройству.
В 1920г. был разработан план электрификации страны ГОЭЛРО. В 1921г. подготовил проект районирования Госплан. Согласно этому проекту, территория СССР была разделена на 21 экономический район. В нем уже отражалось сочетание отраслевого и территориального разрезов плана.
В 1938-1940 гг. Госпланом СССР была разработана новая сетка экономических районов. По этой сетке территория СССР делилась на 13 крупных экономических районов. В соответствии с ней составлялись и утверждались государственные планы народного хозяйства в четвертой, пятой и шестой пятилетках. Планы составлялись по отраслям, экономическим районам и союзным республикам.
В 1963г. Госплан СССР предложил разделить территорию СССР на 18 крупных экономических районов с учетом их природных и экономических особенностей.
В 1982г. Северо-Западный район был разделен на два района: Северо-Западный и Северный. Таким образом, последняя сетка районов СССР включала 19 крупных экономических районов, из них 11 – на территории России.
2. Современный этап районирования России
В настоящее время в связи с изменившимися условиями назрела необходимость пересмотра научной концепции и существующей системы экономического районирования. Перед федеральной властью стал выбор между сменой существующей сетки экономических районов или развитию межрегиональных интеграционных структур, дающих возможность вне территориального взаимодействия экономических структур в разрезе отраслей, конкретных задач, реализации концепций развития и др.
В 2000 году указом Президента РФ Россия была поделена 7 федеральных округов, в каждом из которых, назначался полномочный представитель. Целью данного шага было укрепление вертикали государственной власти и позволило создать действенную систему управления территориальным развитием. Набор функциональных возможностей полномочного представителя, в конечном итоге, сводится к регулированию взаимодействия субъектов РФ и центральной власти, устранению противоречий в политическом, экономическом, социальном, культурном и др. аспектах в деятельности субъектов в отношении федеральной власти, а также к обеспечению развитию и укреплению межрегиональных связей.
В настоящее время можно выделить 11 экономических районов:
Научное обоснование экономического районирования требует углубленного исследования многообразия факторов, в том числе учета сложившегося в стране размещения производительных сил. Современный период отличается появлением новых объективных районообразующих факторов и коренным изменением прежних факторов.
В условиях становления и развития рыночных отношений приобретает новые черты такой важный районообразующий фактор, как территориальная комплексность хозяйства регионов. Важными показателями районной комплексности становятся соответствие хозяйства района его природным и экономическим условиям, рациональное сочетание отраслей на базе ведущих специализирующих производств и их территориальной концентрации, относительное сходство отраслевой структуры входящих в район территорий. Рыночные факторы, обеспечивающие взаимодействие спроса и предложения на макро- и микроуровне, различны. Однако главные факторы в условиях рыночных отношений — это условия функционирования региональных рынков, свобода товаропроизводителей, ограничение монополий, равные условия для предприятий всех форм собственности.
Важнейшим требованием комплексного развития хозяйства стало усиление охраны природы и улучшение использования природных ресурсов. Исключительное значение для экономического районирования приобретает учет социальных факторов — территориальных особенностей воспроизводства трудовых ресурсов, возможностей повышения жизненного уровня населения.
Научно обоснованное экономическое районирование необходимо для осуществления территориального управления, повышения его совершенствования при учете исключительного разнообразия и богатства природно-ресурсного потенциала во всех регионах России.
В современном понимании экономический район - часть территории страны, отличающаяся некоторым единством природных условий, демографических характеристик населения, специализации и комплексности хозяйства и социальной сферы, имеющая свое специфическое место в экономике страны, и ограниченная административными границами входящих в ее состав субъектов Федерации.
Образование экономических районов является объективным процессом, выраженным в развитии территориального разделения труда.
Основные принципы районирования:
1. Экономический принцип, рассматривающий район как специализированную часть единого народно-хозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и её доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими. Экономическая эффективность специализации района должна оцениваться с точки зрения как установления наиболее целесообразного территориального разделения труда в масштабе всей страны, так и наиболее производительного использования имеющихся ресурсов района.
Эти принципы являются основополагающими для современной теории и практики экономического районирования России. В современных условиях выделение федеральных округов диктуется необходимостью укрепления вертикали власти. Контуры границ экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночной специализации технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т.е. кооперацией производств.
Однако экономическое районирование не застывший процесс, оно может изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития страны в зависимости от многих факторов.
Современное экономическое районирование России включает три основных звена: высшее звено — федеральные округа; среднее звено — края, области, республики; низшее звено — административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы.
1. Высшее звено районирования: используется центральными республиканскими органами власти для общегосударственного управления экономикой в территориальном разрезе. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, федеральные округа имеют четко выраженную специализацию (до 5—7 отраслей), широкий производственный профиль, сложный хозяйственный комплекс.
2. Среднее звено районирования: используется для руководства отраслями хозяйства и социальной сферой в пределах области, края, республики.
3. Низшее звено районирования: представляет собой первичные звенья экономического районирования. На их основе образуются начальные специализированные территориальные производственные комплексы.
Экономические районы могут объединяться в макрорегионы, или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития. Территория Российской Федерации разделена на две экономические зоны — Западную (Европейская часть России) и Восточную (Урал, Сибирь и Дальний Восток).
Главная цель региональной политики в социальной сфере — обеспечение достойного жизненного уровня в каждом регионе. Региональная политика направлена на ослабление внутреннего социального напряжения, сохранение целостности и единства страны. Главная цель региональной политики в экономической сфере — это рациональное использование природно-экономических возможностей регионов, преимуществ территориального разделения труда и экономических связей регионов, укрепление вертикали власти.
Большая часть задач региональной политики России будет перемещаться на уровень регионов. Создается социально-экономический механизм, сочетающий государственное регулирование с региональным самоуправлением.
Важнейшими задачами в проведении экономических реформ России являются достижение и укрепление межнационального согласия, доверия и партнерства народов, устранение причин противоречий и этнических конфликтов, соблюдение приоритета и равенства условий для представителей различных национальностей, ликвидация межэтнических диспропорций, выравнивание уровней развития.
3. Перспективы межрегиональных интеграционных структур
Углубление процессов интеграции, развитие межрегиональных экономических связей требуют создания таких государственных и общественных структур управления этими процессами, которые носят четко выраженный межрегиональный характер. Следует учитывать не только огромные размеры территории РФ и низкую плотность населения, но и специфические условия современного этапа развития страны: незавершенность реформирования экономики и ее институциональных структур, региональные диспропорции в социально-экономическом развитии.
В стране в настоящее время сложилась многозвенная система межрегиональных государственных и общественных органов, координирующих взаимодействие регионов и интеграцию и включающих в себя структуры различных уровней - от федерального до муниципального (ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ, парламентские ассоциации, муниципальные союзы, союзы региональных торгово-промышленных палат, советы губернаторов, объединенные органы администраций субъектов РФ и др.).
На начальных этапах развития рыночных отношений инициатива образования общественных структур, как правило, шла снизу, когда федеральные власти не реагировали вовремя на изменившиеся условия хозяйствования и экономического развития. Однако на современном этапе ситуация изменилась. Поэтому, исходя из факта очевидного повышения роли государственных органов управления и общественных организаций в развитии межрегионального экономического сотрудничества, определим основные направления совершенствования состава и структуры межрегиональных объединений.
Основная проблема межрегиональных связей заключается в разрыве между уровнями интеграции. На одном из них немногочисленные крупнейшие мегаобразования - федеральные округа и ассоциации экономического взаимодействия, на другом - субъекты России. Однако, исследуя мировой опыт, можно утверждать, что ситуация затруднения эффективного взаимодействия административно-территориальных образований в федеративном государстве является достаточно распространенной проблемой. Одним из путей преодоления наметившегося разрыва в численности и уровнях интеграционных структур как раз и является выделение экономических районов, которые складывались с учетом образовавшихся территориально-производственных комплексов не строго лежащих в пределах существующего административного деления. Ещё в 80-е годы 20 века единый воспроизводственный процесс, осуществлявшийся в экономическом пространстве России, представлял собой целостную систему взаимодействующих воспроизводственных процессов, протекавших в регионах, а в условиях перехода к конкурентной экономике объективные факторы размещения и развития производительных сил, производственных связей увеличивают свою роль.
Здесь необходимо отметить, что немаловажную роль в формировании устойчивой системы районирования играет наличие в крупных экономических районах территории-лидера. Такие региональные лидеры имеются в каждом из 11 крупных экономических районов.
Экономическая сетка РФ, включающая 11 районов, может быть использована для обоснования целесообразности создания новых общественных структур межрегиональной интеграции субъектов, менее крупных по своим масштабам, чем существующие ассоциации экономического взаимодействия. Например, в пределах Сибирского федерального округа могут быть созданы четыре межрегиональные ассоциации: Север Западной Сибири, Юг Западной Сибири, Ангаро-Енисейская, Забайкальская. Создание ассоциаций Север Западной Сибири в составе Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов обусловлено единством народнохозяйственного комплекса по добыче нефти и газа. Ассоциация - Юг Западной Сибири, куда могли бы войти шесть субъектов Федерации, базируется на угледобывающей отрасли Кемеровского угольного бассейна, имеющей общероссийское значение, нефтеперерабатывающем комплексе Омской области, развитом машиностроении Новосибирской области, научных центрах Новосибирска и Томска. Ангаро-Енисейская ассоциация объединит мощные центры развития горной и цветной металлургии Красноярского края и Иркутской области. Приоритетами в деятельности Забайкальской ассоциации наряду с решением социально-экономических задач может быть природоохранная деятельность.
Наряду с дроблением общественных интеграционных структур актуально объединение усилий предприятий различных отраслей, научно-исследовательских коллективов, региональных органов власти, союзов предпринимателей, что способно придать дополнительный импульс развитию целых экономических районов, территориально-производственных комплексов. По ряду исследований, территориально-отраслевые корпорации развития целесообразно создавать в первую очередь в таких проблемных регионах России, как Северный Кавказ, Дальний Восток и Черноземье. Формируя мощный экономический потенциал, в котором объединены бюджетные и частные средства.
Так же необходимо использовать в масштабах страны частный опыт взаимодействия отдельных административных структур для решения общих проблем (например, по вопросам защиты окружающей среды, развития транспортной системы, создания схемы устойчивого энергообеспечения соседних регионов).
И, наконец, учитывая тенденцию к укрупнению регионов, при определении перспективности и экономической эффективности объединения тех или иных субъектов Федерации, целесообразно иметь в виду следующие основополагающие условия: сложившиеся устойчивые экономические связи между субъектами; наличие экономического лидера в составе объединяющихся регионов, способного «вытянуть» отсталые регионы и придать ускорение развитию укрупненного субъекта; участие в совместных перспективных проектах и целевых программах, направленных на решение крупных социально-экономических задач развития объединенной территории; опыт совместного мирного проживания различных народов и этнических групп на территории объединяющихся субъектов Федерации, исключающего возникновение межнациональных конфликтов.
4. Оценка возможных вариантов регионального развития (на примере Рязанской области).
Экономика страны складывается из региональных комплексов, но главные ресурсы, как природные, так и человеческие, расположены на периферии и, к сожалению, должным образом не используются. Существует понятие так называемых бимодальных систем, где основные доходы в бюджет государства дают поступления от высокотехнологичных промышленных предприятий, а сельскохозяйственное производство дотируется из государственной казны.
Особенности региональных экономик России рассмотрим на примере Рязанской области как наиболее типичного провинциального региона «среднего достатка».
Промышленный комплекс Рязанской области является одной из основных составляющих экономического потенциала региона, на долю которого приходится более трети валового регионального продукта. Удельный вес агропромышленного комплекса в нем в 2008 г. составляет около 20%. По итогам работы в 2007 г. доля экономической деятельности промышленности в общем обороте организаций Рязанской области составила около 48%. В промышленном производстве области трудится более 99 тыс. человек (26% численности занятых). В 2007 г. основной объем, около 80% произведенной и отгруженной продукции, обеспечили предприятия обрабатывающих производств.
Положительным моментом в динамике изменения структуры промышленности Рязанской области является увеличение удельного веса видов экономической деятельности с высокой долей валовой добавленной стоимости, в частности производства электро-, электронного и оптического оборудования, производства машин и транспортных средств.
Региональная экономика имеет огромный потенциал и, главное, способна развиваться ускоренными темпами, для чего предусмотрены меры, направленные на дальнейшее расширение и модернизацию производства, техническое перевооружение и выпуск инновационной, конкурентоспособной продукции.
Сельское хозяйство области специализировано на выпуске продукции животноводства, а также овощей и картофеля. Зерновое хозяйство ориентировано на обеспечение минимального уровня потребности местного животноводства в фуражном зерне. Из отраслей переработки наибольшие мощности имеет мясомолочная (49% товарной продукции пищевой отрасли), чайная (7,6%), сахарная (5,8%).
Хозяйственный комплекс области, сложившийся под влиянием различных, иногда своеобразных исторических, географических и природных факторов, характеризуется также тем, что он является старопромышленным регионом, не имеющим на своей территории запасов минерального сырья, но занимающим стратегически важное положение в центральной зоне России.
Таким образом, для Рязанской области переход к бимодальной экономике назрел, однако имеется достаточно много сдерживающих моментов, основной из которых - отсутствие «источника энергии для изменений», в качестве которого могли бы выступать необходимые средства и другие ресурсы. Поскольку область удачно расположена, например, по отношению к столице, она привлекательна для инвестиций. Объем инвестиций в основной капитал в прошлом году превысил 31 млрд. руб. (108%). Вложения иностранного капитала в экономику области по итогам прошлого года составили 80 млн. долл., что в 8 раз больше, чем годом ранее.
Инвестиционные вложения в экономику Рязанской области растут, но этот рост за последние годы не носит «прорывного» характера, который мог бы существенно изменить сложившуюся ситуацию. Рязанская область по-прежнему остается депрессивным регионом с уровнем бедности почти в 20%. Кроме того, инвестиции требуют отдачи, т.е. на построенных производствах кто-то должен работать. Однако резервов в этом смысле крайне мало, и сложившаяся демографическая ситуация не дает оснований к оптимистическим прогнозам. При этом экономически активно 42% населения области, 11% имеет высшее, 81% - среднее и среднее специальное образование. Таким образом, расширение и успешная реализация многочисленных инвестиционных проектов может оказаться под вопросом.
В области активно возводятся заводы строительной направленности, но данный сектор ориентирован на достаточно низкие отчисления в бюджет. Вместе с тем Рязань и область традиционно специализировались в таких производствах, как радиотехника и электроника, до сих пор сохраняя здесь сильные позиции и, вероятно, стоило сконцентрировать усилия на подобной деятельности, дающей высокую норму прибыли, как и любые другие наукоемкие производства.
Как показывает практика, в Рязани назревает и ещё одна проблема – острая нехватка кадров готовых к непрерывному самообразованию, имеющих навыки делового общения, способность к работе с различными источниками информации, умение действовать в нестандартных ситуациях, способность к критическому мышлению, готовность к эффективному поведению в конкурентной среде. Президентская программа подготовки управленческих кадров для народного хозяйства в определенной мере восполняет этот недостаток. Однако не все получается с практической стороны, поскольку, например, на Государственном рязанском приборном заводе такая заключительная часть обучения, которая должна придавать завершенность, значимость работе, как реализации проекта на практике, исчисляется в 12,5%, остальные проекты так и не начинали реализовываться.
При этом в Рязани и области достаточно велика безработица. Потребность в кадрах, заявленная организациями, увеличивается и составляет более 7500 вакансий по различным специальностям. По отношению к экономически активному населению уровень безработицы составил 1,2%. Реальная безработица, по некоторым оценкам, около 8,6%.
Все это свидетельствует о необходимости пересмотра подхода к основам инвестиционной политики и стратегии развития Рязанской области. Многие инвестиционные проекты могут оказаться под угрозой, если не пересмотреть политику в области человеческих ресурсов. Пора перестать рассматривать этот ресурс как второстепенный и поставить во главу проводимых преобразований кадровый потенциал, который должен быть сформирован в соответствии с реальными потребностями региона в отраслях с высокой нормой рентабельности.
Заключение
В условиях становления и развития рыночных отношений формируется новая региональная политика. Из-за огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий определяются подходы к особому развитию экономики каждого отдельного региона России. При этом главными ориентирами являются: 1) учет специфики работы регионов в осуществлении общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политики; 2) перенос ряда направлений реформы в основном на региональный уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и использовании природных ресурсов; 3) активизация экономической деятельности на местах; 4) необходимость разработки специальных программ проведения реформ в регионах с особо своеобразными условиями.
Стратегические задачи регионального развития сводятся к следующим:
На современном завершающем этапе становления рыночной экономики в России чрезвычайно важно правильно управлять экономическими процессами на её территории. Наряду со сменой сетки районирования, которое неминуемо в той или иной степени необходимо сохранить тесную взаимосвязь районов для выравнивания социально-экономической ситуации и сохранения целостности и суверенитета России.
Библиографический список:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.