Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической географии »

Экономическое районирование России

Экономическое районирование России [12.01.11]

Тема: Экономическое районирование России

Раздел: Бесплатные рефераты по экономической географии

Тип: Контрольная работа | Размер: 23.60K | Скачано: 259 | Добавлен 12.01.11 в 10:25 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы


Содержание

Введение 3

1. Основы современного экономического районирования и формы территориальной организации хозяйства России 4

2. Территориальное деление Российской Федерации 5

3. Основные принципы и звенья экономического районирования 7

4. Комплексное развитие хозяйства на примере Приволжского федерального округа 10

5. Информация из статей о развитии регионов 17

Заключение 20

Список литературы 21

 

Введение

Россия, как крупнейшее федеративное государство мира, имеет самые разнообразные природно-климатические условия. Различные природные регионы страны, обладающие внутренним единством и своеобразными индивидуальными чертами природы, образуют различные системы физико-географических районов. Сами субъекты Федерации (регионы) делятся на административно-территориальные единицы: города, районы регионов и городов, поселки городского типа, сельские администрации и сельские поселения.

Кроме того, существуют экологическое, историческое, национальное или этническое, политическое (по степени влияний политических партий) деление или районирование территории, которые накладывают свой отпечаток на административно-территориальное устройство страны.

Важная роль в территориальном устройстве России отводится экономическому районированию. Разница между экономическими районами обусловлена как различиями в природно-ресурсном потенциале, климате, почвах, так и специализацией промышленности и сельского хозяйства, основанной на территориальном разделении труда.

Созданные Указом Президента РФ в 2000г. федеральные округа (всего их 7) фактически являются ведомственным районированием Администрации Президента. Однако как по своим размерам, так и по значению, федеральные округа могут рассматриваться на одном уровне с экономическими районами.

В данной работе будет рассмотрено  значение экономического районирования в развитии территориального разделения труда, развитие экономических районов России. Эта тема всегда была и будет актуальна, особенно. Ведь без изучения региональных особенностей нашей страны, невозможно решение сложных проблем и самих районов, и страны в целом.

 

  1. Основы современного экономического районирования и формы

территориальной организации хозяйства России

Экономическое районирование является основой территориального управления народным хозяйством России.

Система экономических районов – основа построения материальных и других балансов в территориальном разрезе при разработке целевых и региональных программ. Экономическое районирование служит предпосылкой совершенствования территориального развития экономики и имеет первостепенное значение и для организации регионального управления экономикой.

Особенно это важно в настоящее время, когда регионы России получили экономическую самостоятельность. Экономическое районирование, неразрывно связанное со специализацией районов на определенных видах производства, является одним из факторов повышения производительности общественного труда, рационального и эффективного размещения производительных сил [5, c.246].

Современный экономический район – это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи. Экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями. Образование экономических районов является объективным процессом, выраженным развитием территориального разделения труда [5, c.247].

 

  1. Территориальное деление Российской Федерации

Многочисленность субъектов Российской Федерации, всегда порождала у исследователей желание сгруппировать статистические данные по более крупным единицам территориального деления страны. Вплоть до недавнего времени роль таких единиц играли 11 экономических районов и выделяемая отдельно Калининградская область. Традиция объединения экономической статистики по экономическим районам унаследована еще с социалистических времен, причем районы тогда рассматривались, как сложившиеся территориально-производственные комплексы с тесными связями входящих в них регионов.

Несоответствие экономического районирования реальности сегодняшнего времени отмечалось многими экспертами. На практике тенденция к пересмотру границ появилась при создании ассоциаций экономического взаимодействия. Именно для данных ассоциаций готовились программы социально-экономического развития.

Указом Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» были созданы новые единицы территориального деления страны - семь федеральных округов [5, c.250].

Состав федеральных округов Российской Федерации

Федеральные округа

Субъекты Федерации

Центральный

Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области; г.Москва

Северо-Западный

Республика Карелия, Республика Коми; Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области; Ненецкий автономный округ; г. Санкт-Петербург,

Южный

Республики Адыгея,  Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия - Алания, Чеченская; Краснодарский, Ставропольский края; Астраханская, Волгоградская, Ростовская области

Приволжский

Республики Башкортостан, Марий Эл, Мордовия,  Татарстан, Удмуртская, Чувашская; Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области; Коми-Пермяцкий автономный округ

Уральский

Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области; Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа

Сибирский

Республики Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия; Алтайский, Красноярский края; Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Читинская области; Агинский Бурятский, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-ордынский Бурятский, Эвенкийский автономные округа

Дальневосточный

Республика Саха (Якутия); Приморский, Хабаровский края, Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области; Корякский, Чукотский автономные округа; Еврейская автономная область

Одновременно, с созданием новых единиц территориального деления страны институт представителей Президента в регионах, был преобразован в институт полномочных представителей Президента в округах. Округа выполняют исключительную роль промежуточного звена между центральным и региональным уровнями федеральной исполнительной власти. Приоритетными направлениями деятельности Аппарата полномочного представителя Президента РФ в округе и Главного федерального инспектора в любой области по-прежнему остаются контроль за исполнением федеральных законов и программ [5, c.251].

 

  1. Основные принципы и звенья экономического районирования

Принципы:

Экономический принцип, рассматривающий район, как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу, специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими. Экономическая эффективность специализации района должна оцениваться как с точки зрения установления наиболее целесообразного территориального разделения труда в масштабе всей страны, так и с точки зрения наиболее производительного использования имеющихся ресурсов района.

Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта. Предусматривает полное соответствие интересов экономического районирования и национально-территориального деления страны [5, c.253].

Административный принцип, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.

Эти принципы являются основополагающими для современной теории и практики экономического районирования России. В современных условиях выделение крупных экономических районов диктуется развитием научно-технического прогресса. Контуры границ экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночной специализации технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т.е. кооперацией производств. К районообразующим факторам современных экономических районов можно отнести наличие крупных месторождений полезных ископаемых, высокую плотность населения и накопленный им трудовой опыт и т.д.

Экономическое районирование не застывший процесс, оно может изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития страны в зависимости от многих факторов.

Современное экономическое районирование России включает три основных звена (таксономические единицы): высшее звено – федеральные округа; среднее звено – края, области, республики; низшее звено – административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы. Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам территориального развития.

- Высшее звено районирования: используется центральными республиканскими органами власти для общегосударственного управления экономикой в территориальном разрезе. Федеральные округа – это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда.

 - Среднее звено районирования: используется для руководства отраслями хозяйства и социальной сферой в пределах области, края, республики [5, c.254].

- Низшее звено районирования: представляет собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные специализированные территориальные производственные комплексы. Низовые районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых программ развития районного хозяйства.

Главные принципы выделения экономических зон – уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования. Территория Российской Федерации разделена на две экономические зоны – Западную (европейская часть России) и Восточную (Урал, Сибирь и Дальний Восток).

Сегодня в условиях развития рынка можно выделить три типа регионов среднего звена России:

  1. Трудноизбыточные - республики Северного Кавказа, Ставропольский и Краснодарский края, ростовская область.
  2. Оборонно-промышленные – Санкт-Петербург, Москва, Нижегородская область, Урал, промышленные узлы юга Сибири.
  3. Многоотраслевые и депрессивные – регионы, расположенные в значительной части зоны Севера.

Для регионов первого типа рекомендуется всемерное поощрение мелкотоварного уклада как в городах, так и в селах. Для регионов второго типа предусматривается привлечение иностранного капитала, в регионах третьего типа – создание особо благоприятного режима для предпринимательской деятельности за счет частичного освобождения от налогов и других факторов [5 c.255].

 

4. Комплексное развитие хозяйства на примере Приволжского федерального округа

Территория — 1036 тыс. км2.  Численность населения согласно переписи на 1 января 2008 года составляет 30 млн. 241 тыс. 581 чел.

Федеральный центр —г.  Нижний Новгород.

Территориальный состав:  Республики Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская, Чувашская; Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области; Пермский край.

Федеральный округ в % от России:  территория — 6,1, население — 21,9, валовой региональный продукт — 20,2; продукция промышленности — 24,2; продукция сельского хозяйства — 24,2 [5, c.317]

Условия для развития хозяйства.

Благоприятным в экономико-географическом положении округа являются:

- его центральное расположение по отношению к размещению населения и экономическому потенциалу страны, он единственный не приграничный округ;

-  соседство с наиболее экономически развитым Центральным федеральным округом;

- соседство с европейским севером и Уральским ФО — крупными «ресурсными» регионами;

- удобное расположение на пересечении крупнейшей по грузообороту речной артерии страны Волги с широтными, наиболее грузонапряженными железнодорожными и трубопроводными магистралями России.

Серьезным недостатком является отсутствие выхода к морю.

Из полезных ископаемых выделяются крупнейшие в стране запасы калийных солей (Соликамск-Березняки), месторождения нефти и цветных металлов. В лесостепной полосе — крупные массивы с плодородными черноземными почвами, на севере — значительные запасы древесины [5, c.319].

Население. ПФО — хорошо освоенный и давно заселенный район. Средняя плотность населения —29 чел. на км2. Три четверти населения округа проживает в городских поселениях, высока степень концентрации горожан в крупных и крупнейших городах.

Здесь сосредоточены 5 из 13 отечественных городов-миллионеров: Нижний Новгород, Казань, Самара, Уфа, Пермь. Формируются две крупные городские агломерации с населением более 2 млн. человек каждая с центрами в Нижнем Новгороде и Самаре.

ПФО многонационален, помимо русских здесь велика доля представителей других этносов (татары, башкиры, удмурты, мордва, марийцы, чуваши) [5, c.321]

Отрасли рыночной специализации: машиностроение, топливная промышленность (нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая), электроэнергетика, химическая и нефтехимическая промышленность, металлургический комплекс.

Машиностроение и металлообрабатывающая промышленность — крупнейшая отрасль промышленной специализации ПФО. Это основной район транспортного машиностроения России. Наиболее развита авиакосмическая промышленность, а в ней производство ВПК. Головные предприятия этой отрасли размещены в Самаре, Казани, Нижнем Новгороде, Саратове, Уфе, Кумертау, Перми и Воткинске. А их многочисленные смежники рассредоточены по всей территории округа.

ПФО производит более 4/5 продукции автомобилестроения России. Крупнейшие заводы этой отрасли: ГАЗ (Нижний Новгород), ВАЗ (Тольятти), КАМАЗ (Набережные Челны), УАЗ (Ульяновск), производство легковых автомобилей «Москвич» (Ижевск), производство троллейбусов (Энгельс — Саратовская область), производство автобусов (Павлово — Нижегородская область).

Горно-шахтное машиностроение размещается преимущественно в Пермской области и в Башкортостане. Основные центры: Пермь, Александровск (Пермская область), Уфа и другие.

Нижний Новгород — старейший и крупнейший в России центр речного судостроения.

Специализирующее значение имеет и производство оборудования для нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей промышленности и химии органического синтеза. Размещение этих производств в значительной мере приближено к крупнейшим городам округа и областным центрам (Самара, Казань, Нижний Новгород, Уфа, Пермь, Саратов) [5, c.322].

Нефтедобывающая промышленность. Вплоть до конца 70-х гг. ПФО был основным нефтедобывающим районом России.

Сегодня в связи с крупномасштабным освоением нефтяных ресурсов Тюменской области он отошел по общим объемам нефтедобычи на второе место в стране. Добыча нефти главным образом осуществляется на территории республик Татарстан и Башкирии и в значительно меньшей степени в Куйбышевской, Оренбургской областях, Пермском крае.

Нефтеперерабатывающая промышленность ПФО и сегодня сохранила лидирующие позиции в стране. Здесь сосредоточено более 3/4 мощностей отечественной нефтепереработки. Крупнейшие НПЗ находятся на Волге и ее притоках: в Самаре, Новокуйбышевске, Перми, Уфе, Салавате, Саратове, Кстово (Нижегородская область). Дальнейший рост мощностей нефтеперабатывающих предприятий в бассейне Волги ограничивает неблагоприятная экологическая ситуация: уровень загрязнения Волги стоками промышленности, сельского хозяйства, городских поселений очень высок, а нефтеперерабатывающая промышленность - один из основных загрязнителей водного бассейна.

Электроэнергетика. В производстве электроэнергии лидируют тепловые электростанции, наиболее крупными из которых являются Заинская, Кармановская, Пермская ГРЭС. Вместе с тем велика роль и гидравлических электростанций. На Волге и ее притоках создан второй по мощности каскад ГЭС, основная часть которого расположена на территории Приволжского федерального округа. Атомная энергетика представлена Балаковской АЭС [5, c.325].

Химия и нефтехимия. ПФО — крупнейший в России регион концентрации предприятий химии органического синтеза (производство химических волокон, полимеров, синтетического каучука). Они работают на природном газе и продуктах нефтепереработки и обладают высокой водо- и энергоемкостью, что предопределило их размещение на Волге и ее притоках, часто в непосредственной близости от НПЗ.

Крупнейшие районы предприятий химии органического синтеза — Нижнекамский, Нижегородский, Самарский промышленные районы, а также города: Казань, Пермь, Саратов, Уфа, Салават, Стерлитамак и Ишимбай. В Соликамске и Березниках (Пермская область) добывается более 9/10 калийных солей России, здесь же производятся почти все калийные удобрения страны [5, c.326].

Металлургический комплекс. Цветная металлургия в основном расположена в Предуралье. Выделяются добыча, обогащение медных руд и выплавка черновой меди (Республика Башкирия и Оренбургская область), а также производства титана и магния (Соликамск и Березники в Пермском крае).

Дальнейшее наращивание мощности предприятий цветной металлургии весьма проблематично в связи с:

- напряженным топливно-энергетическим балансом округа;

- ограниченностью сырьевой базы медной промышленности;

- сложной экологической обстановкой в районах размещения предприятий цветной металлургии.

В черной металлургии преобладает предельная и малая металлургия. Одно из крупнейших предприятий предельной металлургии – АО «Самеко» в Самаре, а также заводы в Нижнем Новгороде, Выксе, Лысьве, Ижевске и т.д.

Отрасли, дополняющие территориальный комплекс: лесная промышленность, промышленность строительных материалов, легкая промышленность.

Отрасли лесного комплекса. Из всех отраслей лесного комплекса специализирующее значение имеет только целлюлозно-бумажная промышленность. В округе функционируют три крупнейших целлюлозно-бумажных комбината. Балахнинский (Нижегородский промышленный район), Пермский и Красновишерский (Пермский край). В сумме они производят около четверти отечественной бумаги и картона. Дальнейший рост производства продукции целлюлозно-бумажной промышленности в ПФО ограничен возможностями местной лесосырьевой базы и экологическим состоянием Волги и ее притоков [5, c.328].

Промышленность строительных материалов развита повсеместно. По производству цемента выделяются Вольск (Саратовская область), Жигулевск (Самарская область), Новоульяновск и Сенгилей (Ульяновская область). На Борском стекольном заводе производится стекло для автомобилей, оконное стекло.

Среди отраслей легкой промышленности округа особенно выделяются льняная (Нижний Новгород, Димитровград), шерстяная (Ульяновск и Пенза), кожевенная и кожевенно-обувная (Ульяновск, Богородск, Киров и др.), меховая и овчинно-шубная (Казань, Слободской и др.), ковровая (Димитровград). В Балашове производятся плащевые ткани, в Чебоксарах расположен крупный хлопчатобумажный комбинат. Во многих городах развита швейная и трикотажная промышленность [5, c.329].

Внутрирегионалъные различия. Характерная особенность территориальной организации населения и экономического потенциала округа — их ярко выраженное тяготение к Волге и наиболее крупным ее притокам. Крупные города и их агломерации приближены к местам пересечения этих рек грузо- и пассажиронапряженными широтными железнодорожными магистралями [5, c.344].

Определение отраслей специализации

Коэффициент душевого производства (К д.п.) исчисляется отношением удельного веса отрасли хозяйства округа в соответствующей структуре отрасли страны к удельному весу населения района в населении страны:.

 

где О р/с – доля отрасли региона во всей стране; Н р/с – доля населения региона в населении страны.

Все виды производства, имеющие коэффициент душевого производства больше 1, являются отраслями специализации экономики.

  1. Добыча нефти

Ор/с = 25,0 %

Н р/с = 30241581/141927000*100 %=21,31 %

Кд.п. = 20,3 %/21,31 % = 1,17

Вывод: Добыча нефти является отраслью специализации в Приволжском ФО.

  1. Переработка нефти

Ор/с = 42,0 %

Н р/с = 21,31 %

Кд.п. = 42,0 %/21,31 % = 1,97

Вывод: Переработка нефти является отраслью специализации в ПФО.

  1.  

Ор/с = 22,2 %

Н р/с = 21,31 %

Кд.п. = 22,2 %/21,31 % = 1,04

Вывод: Электроэнергетика является отраслью специализации в ПФО.

  1.  

Ор/с = 23,9 %

Н р/с = 21,31 %

Кд.п. = 23,9 %/21,31 % = 1,12

Вывод: Промышленность является отраслью специализации в ПФО.

 

5. Информация из статей о развитии регионов

Минрегион оценит каждый регион

Министерство регионального развития будет оценивать социально-экономическое положение субъектов Федерации и работу руководителей регионов по новой методике. В ее основу легли важнейшие показатели развития регионов, содержащиеся в Указе Президента России № 825 от 28 июня прошлого года. За последние два года, по словам министра регионального развития Дмитрия Козака, Правительство заслушало отчеты 22 губернаторов о социально-экономическом положении в их регионах. Анализ этих отчетов позволил сделать вывод, что методики, использованные для их подготовки, сегодня нуждаются в существенной корректировке.

«Нам необходимо иначе подойти к выбору субъектов, которые мы рассматриваем на заседаниях Правительства, — отмечает Д. Козак. — В первую очередь надо рассматривать проблемные регионы, где нуждаются в срочном федеральном вмешательстве».

Д. Козак считает необходимым дать оценку деятельности территориальных органов федеральной исполнительной власти, которые действуют в регионах. По его оценке, этих органов на местах больше, чем региональных и местных властей, вместе взятых. Поэтому каждому из них нужно дать оценку, для которой сегодня тоже подготовлена соответствующая методика. Необходимо понять: какой вклад федеральные органы исполнительной власти вносят в социально-экономическое развитие каждого региона.

Минрегион уже сделал предварительный отбор 12 наиболее проблемных регионов, руководители которых будут заслушаны на заседаниях Правительства. Глава министерства считает возможным в дальнейшем делать рейтинг социально-экономического развития регионов [2, c.13].

Регионы

Дмитрий Медведев, президент РФ:

— В регионах необходимо принять правила, чтобы инвестиционные программы принимались в максимально короткие сроки. Хотел бы, чтобы законодатели этим занялись и подтолкнули местную исполнительную власть, от которой многое зависит.

Что предстоит делать региональным властям? И как изменились предпочтения инвесторов за последние 2—3 года?

Регионам пора самим начать активно конкурировать за инвестиции, создавать благоприятные условия, уметь вести работу с иностранными компаниями, для которых крайне важны факторы соблюдения сроков согласований, строительства и т.д. Уже сегодня есть успешные примеры — Калужская и Ленинградская области. Им удалось разместить у себя сборочные производства ведущих мировых автопроизводителей. Все регионы, так или иначе, пытаются привлечь инвесторов. Необходимо отметить очевидное изменение менталитета руководства регионов, меняется их отношение к инвесторам. В условиях кризиса регионы вынуждены конкурировать между собой за инвесторов. Другое дело, что возможности у всех разные. Разные бюджеты, состояние инфраструктуры, природные, климатические условия. Тем не менее можно отметить безусловные успехи по привлечению инвестиций Республики Татарстан и Краснодарского края. Несмотря на кризис, инвестиционная активность в этих регионах достаточно высока. В Татарстане развернуто беспрецедентное по масштабам строительство нефтеперерабатывающего комплекса в городе Нижнекамске. Однако считаю, что скоро у нас могут появиться новые промышленные центры, новые лидеры. Грандиозные планы ставит перед собой руководство Республики Саха-Якутия. В республике реализовывается крупномасштабный проект, цель которого создание на основе принципов государственно-частного партнерства нового крупного промышленного района на базе объектов энергетической, транспортной инфраструктуры и кластера промышленных производств, связанных с глубокой переработкой полезных ископаемых. Очень активную политику по привлечению в регион инвесторов проводят Вологодская и Тамбовская области [4, c.21].

 

Заключение

В условиях становления и развития рыночных отношений формируется новая региональная политика. Следует отметить особую важность регионального аспекта экономических реформ, проводимых в стране.

Главная цель региональной политики в социальной сфере – обеспечение достойного уровня благосостояния в каждом регионе; в экономической сфере – это рациональное использование природно-экономический возможностей регионов, преимуществ территориального разделения труда и экономических связей регионов.

Районирование должно способствовать формированию не только эффективной экономики, территориально-производственных комплексов, но и новых рыночных структур (ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов) в определенных территориальных границах.

Необходимо не одностороннее экономическое, а комплексное социально-экономическое районирование, учитывающее исторические особенности заселения, географические особенности расселения и условия жизни людей, проблемы и географию городов (от крупнейших до маленьких) и сельских поселений, миграции населения.

Районирование должно быть эколого-экономическим, т.е. способствовать улучшению экологических условий, учитывать местные природные особенности, проблемы дефицита отдельных ресурсов. Районирование должно способствовать укреплению единства всех частей государственной территории России и обеспечивать управление ими, т.е. решать политические задачи. В то же время, территориальное управление, отсутствующее в экономических районах, присутствует в элементах административно – территориального деления (областях, краях), а также в республиках.

Современный этап организации территориального управления требует экономического районирования, учитывающего комплексный характер воздействия всех факторов.

 

Список литературы

1. В.В. куликов. О перспективах развития экономики федеральных округов // Регион: экономика и социология – 2003 - №4.

2. Минрегион оценит каждый регион. «Экономика и жизнь» №15 (9229), 18.04.2008.

3. П. Семенов. Актуальные проблемы регионального развития // Экономист – 2004 - №6.

4. Т. Конищева. Регионы. Российская газета №30, 12.02.2010

5. Экономическая география. Под ред. Т.Г. Морозовой – 2-ое издание, переработанное и дополненное. Москва – 2001.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+2
Размер: 23.60K
Скачано: 259
Скачать бесплатно
12.01.11 в 10:25 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе