Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической географии »
Тема: Экономическое районирование России
Раздел: Бесплатные рефераты по экономической географии
Тип: Контрольная работа | Размер: 33.71K | Скачано: 355 | Добавлен 27.05.14 в 20:10 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Значение экономического районирования в развитии территориального разделения труда и углублении специализации региона.
Экономическое районирование как метод управления региональным развитием 4
2. Основные этапы и виды экономического районирования России. Современное экономическое районирование. Сущность рыночной специализации и комплексного развития регионов 7
3. Пути совершенствования территориального разделения труда и экономического районирования 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
Внутреннее территориальное устройство страны играет важную роль в эффективной организации и управлении экономикой и социальным устройством населения. Одним из направлений территориального устройства страны является ее районирование.
Экономическое районирование делит страну на районы, отличающиеся друг от друга природными, экономическими, историческими особенностями развития и условиями жизни людей.
Научно обоснованное экономическое районирование, осуществляемое для нужд территориального управления с учетом огромного разнообразия условий и ресурсов всех регионов, оказывает существенное влияние на повышение эффективности развития и размещения производительных сил .
Все вышесказанное обуславливает актуальность темы данной контрольной работы.
Цель контрольной работы: исследовать значение экономического районирования и пути его совершенствования в России.
Задачи исследования:
-раскрыть понятие «экономическое районирование»;
-рассмотреть значение экономического районирования;
-проанализировать основные этапы и виды экономического районирования России;
-рассмотреть пути совершенствования территориального разделения труда и экономического районирования.
Объект исследования: экономическое районирование как метод управления региональным развитием.
Предмет исследования: анализ и пути совершенствования современного экономического районирования.
Научные методы исследования: анализ методической литературы.
Экономическое районирование - это процесс разделения страны на целостные территориальные части народного хозяйства, имеющие свою производственную специфику и прочные экономические связи. В основе экономического районирования лежит выделение экономических районов.
Концепция территориального экономического деления страны должна основываться на следующих базовых критериях:
· Экономический критерий - район как специализированная часть единого народно-хозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных отраслей. Специализацию района должны определять отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и на доставку ее потребителю по сравнению с другими районами будут наимень шими.
· Национальный фактор характеризует национальный состав населения.
· Исторический аспект указывает на особенности расселения и освоения края в рамках различных периодов.
· Административный критерий должен обеспечивать единство административно-территориального деления и экономического районирования.
Экономический район не является конституциально закрепленным территориальным образованием. Нет и органов управления экономическими районами. Тем не менее по районам группируется большой массив статистической информации, ведется экономическая, социальная, политическая, демографическая диагностика их развития.
Экономические районы являются объектами статистического наблюдения, экономического анализа и прогнозирования и частичного государственного регулирования в основном в форме координации.
Экономическое районирование является неотъемлемой составной частью региональной экономики, так как в результате его проведения выделяются объекты исследования региональной экономики. Процесс районообразования происходит под совокупным воздействием системы факторов производственного, ресурсного, социального и политического характера. Производственные отношения как районообразующий фактор проявляются прежде всего в том, что они оказывают определяющее воздействие на уровень,форму организации производительных сил района и на специализацию его хозяйства.
Территориальное разделение труда – один их важнейших элементов районообразования. Оно предполагает две стороны процесса: специализацию хозяйства и развитие экономических связей между специализирующимися территориями.
К числу районообразующих факторов относится и размещение трудовых ресурсов, так как оно наряду с природными условиями и природными ресурсами определяет направление хозяйственной специализации конкретной территории и уровень развития производительных сил.
На процесс районообразования влияют также национальный
фактор, социально-политические условия, характерные для конкретного этапа развития страны, транспортная освоенность территорий, геополитическое положение страны и ее отдельных частей.
Анализ районообразующих факторов на длительном временном
этапе развития общества показывает, что, во-первых, их значение изменяется в зависимости от той исторической эпохи, в которой они действуют; во-вторых, на формирование экономических районов существенное влияние оказывает овеществленный человеческий труд; в-третьих, при районообразовании приходится иметь дело с постоянно изменяющимся объектом – производительными силами. Следовательно, процесс районообразования динамичен по своей сути. [с.276,2]
Экономические районы образуются и развиваются на основе
общественного территориального разделения труда. В связи с отраслевым
разделением труда, расчленением производства на мелкие и более узкие отрасли, созданием специализированных производств оно ведет к расчленению хозяйственной территории на более дробные взаимосвязанные регионы, к формированию специализированных экономических районов. Общественное разделение труда способствует массовому и эффективному производству различных видов продукции и расширению рынка.
Экономическое районирование, как уже отмечалось, служит важным научным инструментом территориального управления. Наша страна располагает не только богатым научным наследием теории экономического районирования, но и обладает большим практическим опытом экономического районирования.
В нашей стране исследования по экономике отдельных регионов начали проводиться в начале XVIII в., когда Россия в ходе петровских реформ была впервые разделена на определенные административные единицы в виде губерний. В 1708 г. было учреждено 8 губерний. Деление было несовершенным, поэтому через три года оно было пересмотрено и вместо 8 учреждено 11 губерний. В 9 из них были выделены 42 провинции. К 1745 г. число губерний увеличилось до 16, а к 1785 г. количество их уже достигло 40.
I этап (1920–1923 гг.) – период, когда проблемы регионального развития были в центре внимания правительства. По плану ГОЭЛРО (по выражению В. И. Ленина – «второй программы партии») в 1920 г. было выделено 8 крупных районов как планомерно развивающихся частей народного хозяйства, т. е. по воспроизводственному признаку. В 1921 г. Госплан разработал проект разделения страны на 21 экономический район. В основу районирования был заложен принцип производственной специализации, а основные контуры границ районов определялись ареалами специализированных отраслей и важнейших вспомогательных производств. В этот период при районировании учитывались природные ресурсы; плотность населения; технико-экономические условия, включающие уровень развития производительных сил; формы организации производства; территориальное политико-административное устройство страны.
II этап (1933–1956 гг.) связан со свертыванием новой экономической политики (НЭП) в 1928 г. Хотя работы по теории и методологии регионального развития, начатые до этого, постепенно затухая, продолжались до конца первой пятилетки (1932 г.). Причины отхода от экономического районирования заключаются в том, что в 1930-е гг. была создана система административно-территориального устройства страны, соответствующая потребностям административно-нажимной системы управления, т. е. приспособленная к сталинской модели построения социализма. В эту модель «не вписывался» объективный процесс районообразия, поскольку он, будучи направленным на усиление относительной экономической обособленности районов и, как следствие – на повышение их самостоятельности, не соответствовал требованиям складывающейся административно-командной системы управления.
III этап (1957–1965 гг.) – семилетний период, когда была предпринята попытка реформы управления. В 1957 г. страна была разделена на экономические административные районы во главе с совнархозами. Предполагалось лишь обеспечить ослабление отраслевых ведомств за счет передачи некоторых управленческих функций на «места», т. е. в регионы. Вопрос решался просто: поскольку носителями основных недостатков административной системы были центральные органы, они и были механически устранены. Однако совнархозы не только не стали хозяевами территории, но и часто противостояли местным органам советской власти. Особенно сильным это противостояние было в межобластных совнархозах. Реформа оказалась неудачной. Она заменила центральные органы местными, но тоже административными. Поэтому в 1965 г. совнархозы были ликвидированы и восстановлены промышленные министерства. После ликвидации совнархозов официальное признание получило развитие территориально-производственное комплексообразование (ТПК).
IV этап (1965–1985 гг.). В этот период власти стремились обеспечить сочетание отраслевого и территориального развития. Понятие ТПК вошло в директивные документы (1971). Более того, ТПК получили признание как прогрессивная форма организации хозяйства. В плане одиннадцатой пятилетки (1971–1975) впервые были сформулированы задачи по двенадцати комплексам. При разработке плана двенадцатой пятилетки (1976–1980) были утверждены показатели по восьми формируемым комплексам. Именно тогда сочетание теорий территориально-производственного и социально-экономического комплексообразования обусловило активизацию по территориальной организации производства.
V этап (1986–1991 гг.) – этап «перестройки». Предполагались дальнейшее укрепление централизованного планирования и управления путем уточнения функций и прав центральных экономических органов, разгрузка их от текущих вопросов и концентрация внимания на стратегических народнохозяйственных проблемах (в том числе региональных). Предусматривался переходный период реализации программы перестройки системы управления экономикой, во время которого должны были согласованно функционировать элементы как сложившегося, так и нового хозяйственного механизма. [ 4 ]
Исторически в России сложились различные виды территориального деления (районирования). Административно-территориальное деление страны берет начало с учреждения Петром I в 1708 г. 8 губерний, численность которых ко времени Октябрьской революции приблизилась к 100, включая области и пользовавшиеся автономией Царство Польское, Великое княжество Финляндское, Бухарский эмират и Хивинское ханство. В дореволюционной России имелась также практика объединения нескольких губерний в крупные генерал-губернаторства, например, Туркестанское, Кавказское и др., что диктовалось необходимостью контроля за окраинными территориями империи, как правило, национальными. Низовыми по отношению к губерниям административными единицами были уезды, в свою очередь, делившиеся на волости.
После революции, с 1922 по 1991 г., Российская Федерация (РСФСР) в качестве крупнейшей республики СССР была поделена на автономные республики, края, области и автономные (национальные) округа в составе республик, краев и областей. Конфигурация и структура такого деления неоднократно менялись в зависимости от политических (реже — экономических) обстоятельств, например депортации отдельных народов в 1942—1944 гг., сопровождавшейся ликвидацией их национальных автономий, впоследствии, в 1956 г., восстановленных, за исключением Республики немцев Поволжья. В 1954 г. к Украине перешла Крымская обл.
Современная Россия имеет в своем составе 83 субъекта Федерации (регионов), включая 21 республику, 9 краев, 46 областей, 2 города — Москву и Санкт-Петербург, приравненных к субъектам Российской Федерации, а также одну автономную область и 4 автономных округа. На очевидную незавершенность процесса административного устройства России указывает наличие внутри некоторых краев и областей, равноправных с ними по Конституции автономных округов. Такая разбалансированность в рамках Федерации способствует местным сепаратистским настроениям, например, в Тюменской области со стороны входящих в неё Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов.
Микроуровень административного деления России — это выделение примерно 1900 низовых административных районов, около 1100 городов, включая 330 внутригородских районов и округов, а также почти 2 тыс. поселков городского типа и свыше 24 тыс. сельских администраций.
На макроуровне находятся укрупненные экономические регионы, например Европейский Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Юг России, а также макроэкономические зоны — Западная, куда входят европейская часть страны и Урал, и Восточная, включающая Сибирь и Дальний Восток. Выделение макрорегионов необходимо при проведении государством стратегической экономической политики, а также для экономических исследований (например, для анализа территориальных пропорций экономики страны).
Общее экономическое районирование в настоящее время основывается на выделении в России 11 крупных экономических районов, а также самостоятельной Калининградской обл.
Проблемное экономическое районирование связано с государственным регулированием проблемных регионов: с позиции экономики — отсталых, депрессивных, кризисных; с позиции особой дислокации — Крайнего Севера, приграничных; с позиции специфической ситуации (политической, экологической и др.) — зоны Чернобыля, Чеченской Республики, Южно-Курильских островов. Проблемные регионы — это также те, по которым приняты федеральные целевые программы, например план социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья или имеющая экологические приоритеты программа «Каспий» (в ее зону входят Астраханская обл. и Республики Дагестан и Калмыкия).
Особый тип проблемных экономических регионов — специальные или свободные экономические зоны, наиболее известными из которых являются особые экономические зоны (ОЭЗ), зоны свободного предпринимательства, оффшоры, технополисы, технопарки.
Отраслевое районирование в отличие от общеэкономического строится на принципах выделения на территории России районов с характерными ресурсными и хозяйственными особенностями для конкретной отрасли. В экономической практике наиболее известны: следующие виды отраслевого районирования: землеустроительное (выделение земель по их хозяйственному назначению — пашни, пастбища, городские территории и др.), промышленное, сельскохозяйственное (учитывающее плодородие для составления земельного кадастра, а также специализацию растениеводства и животноводства) водохозяйственное (выделение частей речных бассейнов, ориентированных на конкретных водопотребителей и водопользователей), лесное (выделение лесов по категориям) и рекреационное (выделение курортных и туристских зон) районирование.
^ Транснациональные экономические районы только зарождаются на территориях России, сопредельных с территориями других стран, обладающих сходными физико-географическими и хозяйственными условиями. Один из первых таких регионов создан для координации экономической деятельности на Европейском Севере (Россия, Финляндия и Норвегия) — Баренцрегион. Его реальная выгода заключается в совместном использовании ресурсов Баренцева моря и прилегающих к нему территорий, включая минерально-сырьевые и биологические. Важным направлением работы Координационного совета региона является решение экологических проблем, возникших из-за деятельности крупных предприятий цветной металлургии и военно-промышленного комплекса, а также радиоактивного загрязнения. [ 4 ]
Современный экономический район представляет собой целостную
территориальную часть народно-хозяйственного комплекса страны,
имеющую свою производственную специализацию, прочные внутренние
экономические связи. Экономический район неразрывно связан с
другими частями страны общественным территориальным разделением
труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями.
Образование экономических районов является объективным процессом, выраженным в развитии территориального разделения труда.
Основные принципы районирования сводятся к следующим трем
1. Экономический принцип, рассматривающий район как специализированную часть единого народно-хозяйственного комплекса
страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих
производств. Согласно этому принципу специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими.
2. Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта.
3. Административный принцип, определяющий единство экономического
районирования и территориального политико-административного
устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.
Эти принципы являются основополагающими для современной
теории и практики экономического районирования России. В современных
условиях выделение федеральных округов диктуется необходимостью
укрепления вертикали власти. Контуры границ экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночной специализации технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т.е. кооперацией производств.
К районообразующим факторам современных экономических
районов можно отнести наличие крупных месторождений полезных ископаемых, высокую плотность населения, накопленный ими трудовой опыт и т.д.
Современное экономическое районирование России включает
три основных звена (таксономические единицы): высшее звено —федеральные округа; среднее звено — края, области, республики; низшее звено — административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы.
1. Высшее звено районирования используется центральными республиканскими органами власти для общегосударственного управления
экономикой в территориальном разрезе.
2. Среднее звено районирования используется для руководства отраслями
хозяйства и социальной сферой в пределах области, края, республики.
3. Низшее звено районирования представляет собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные специализированные территориальные производственные комплексы.
Главные принципы выделения экономических зон — уровень
хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования.
Территория Российской Федерации разделена на две экономические
зоны — Западную (Европейская часть России) и Восточную (Урал, Сибирь и Дальний Восток).
Сегодня в условиях развития рынка можно выделить три типа
регионов среднего звена России:
1. Трудоизбыточные — республики Северного Кавказа, Ставропольский
и Краснодарский края, Ростовская область.
2. Оборонно-промышленные — Санкт-Петербург, Москва, Нижегородская
область, Урал, промышленные узлы юга Сибири.
3. Многоотраслевые и депрессивные — регионы, расположенные
в значительной части зоны Севера.
Для улучшения финансирования регионов создаются рыночные инфраструктуры — фонды жилья, пенсионные фонды, страховые фонды, биржи, ассоциации. Рекомендуется ориентировать ассоциации на координированное решение важнейших задач: реализацию программ развития макрорегионов, создание фондов, повышение эффективности территориального разделения труда, развитие производства с учетом внедрения новых технологий, расширение фермерских и подсобных хозяйств, разработку региональных программ
возрождения сел, развитие малых городов, охрану окружающей среды, развитие связей с другими регионами.
В условиях становления и развития рыночных отношений формируется
новая региональная политика. Из-за огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий определяются подходы к особому развитию экономики каждого отдельного региона России. Главными ориентирами при выработке подходов
будут: 1) учет специфики работы регионов в осуществлении общероссийской
структурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политики; 2) перенос ряда направлений реформы в основном на региональный уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и использовании природных ресурсов; 3) активизация экономической
деятельности на местах; 4) необходимость разработки специальных
программ проведения реформ в регионах с особо своеобразными условиями.
В экономических реформах большое внимание уделяется пространственной
интеграции экономики России. Для этого создается механизм вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов хозяйствования и органов управления, оказывается всемерное содействие развитию общероссийского территориального разделения труда и единого рыночного пространства, проводятся меры по
преодолению распада межрегиональных хозяйственных связей,экономического и политического сепаратизма.
Главная цель региональной политики в социальной сфере —обеспечение достойного жизненного уровня в каждом регионе.
Главная цель региональной политики в экономической сфере — это рациональное использование природно-экономических возможностей регионов, преимуществ территориального разделения труда и экономических связей регионов, укрепление вертикали власти.
Территориальное разделение труда сопровождается возникновением целостных, взаимосвязанных территориально-производственных общностей и имеет в своей основе ряд объективных закономерностей.
Объективные процессы концентрации и диверсификации производства проявляются, в частности, в том, что постоянно усиливается территориальная концентрация и комплексность производства в рамках территориальных ячеек
Экономические районы в процессе развития неуклонно видоизменяют свою отраслевую и территориальную структуру. С одной стороны, возрастают или сокращаются темпы роста производства отдельных видов продукции, с другой стороны, под влиянием роста производительных сил и совершенствования общественного разделения труда возникают новые отрасли. Наконец, под влиянием научно-технического прогресса в ряде случаев становится экономически целесообразной разработка природных богатств, которые раньше не использовались.
Отраслевая структура хозяйства экономического района отражает его участие в общероссийском территориальном разделении труда. Параллельно с этим под влиянием внутрирайонного разделения труда идут процесс специализации отдельных частей этого района и формирование в районе таксономических единиц низшего ранга. Под влиянием внутрирайонного разделения труда меняется территориальная структура районного хозяйственного комплекса.
Отрасли специализации, определяют место региона в территориальном разделении труда. Специализация регионального комплекса обусловлена, прежде всего, возможностями эффективно производить массовую продукцию, то есть такую продукцию, которая, будучи дешевой, имела бы значительную долю в общегосударственном балансе. Удешевление продукции происходит за счет использования благоприятных природных и экономических условий. Особо важную районообразующую роль выполняют главные (профилирующие) отрасли специализации, дающие наибольший экономический эффект.
Каждый регион имеет в рамках экономического пространства страны собственную специализацию, которая представляет собой концентрацию на его территории конкретных видов производств, удовлетворяющих своей продукцией не только собственные потребности, но также и потребности других регионов страны и даже в ряде случаев экспортирующих продукцию в другие страны.
При этом следует иметь в виду, что специализация региона не исчерпывает собой всех сторон участия региона в территориальном разделении труда. Специализация региона и межрайонные связи Ц это различные, хотя и взаимообусловленные стороны территориального разделения труда. Поэтому определять отрасли специализации можно на основе производственных показателей и показателей вывоза продукции из региона.
Основными среди этих показателей являются следующие.
Если расчетные показатели больше или равны единице, то такая отрасль является отраслью рыночной специализации региона.
Между отраслями специализации и отраслями инфраструктуры региона существует своеобразное "разделение труда". Отрасли специализации призваны обеспечить динамику и характер развития хозяйства региона, а отрасли инфраструктуры Ц его сбалансированность, сглаживание (производственных, трудовых, финансовых), возникающих при формировании и развитии профиля хозяйственного региона
В условиях становления и развития рыночных отношений формируется новая региональная политика. Следует отметить особую важность регионального аспекта экономических реформ, проводимых в стране.
Вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий экономики каждого отдельного региона России. При этом главными ориентирами будут:
Основой для осуществления регионального управления служат, с одной стороны, территориально-государственное устройство страны, с другой, - ее экономическое районирование.
Важнейшей задачей в сфере управления является обеспечение единства федерального и регионального управления. Значение региона как объекта управления существенно возрастает в условиях экономической самостоятельности регионов и перехода к рыночному хозяйству. Экономическое районирование необходимо для наибольшей эффективности использования потенциала района, благодаря проведению реформ, адаптированных к проблемам конкретного региона, а так же для укрепления вертикали власти, так как органы управления субъектов Федерации, так или иначе, подчинены Президенту РФ.
В современных условиях территориальным образованиям требуется высокая мобильность, способность быстро и эффективно реагировать на изменения, происходящие и на федеральном и на региональном уровнях. Учитывая особенности России в проведении экономических реформ, следует обеспечить государственное регулирование регионального развития. Федеральные и местные региональные программы должны быть направлены на решение региональных проблем, стабилизацию экономики регионов и укрепление финансового положения.
1. Мищенко В.В. ,«Экономика регионов»: учебное пособие-Издательство АГУ,2002 -160 с.
2. Экономическая география России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / под ред. Т. Г. Морозовой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 479 с
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.