Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »
Тема: Политические конфликты и способы их регулирования
Раздел: Бесплатные рефераты по политологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 61.97K | Скачано: 327 | Добавлен 12.05.11 в 10:38 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Содержание
Введение 2
1. Политические конфликты: сущность, структура и основные особенности 3
1.1 Политические конфликты: понятие, причины, функции, виды 3
1.2 Типы политических конфликтов 10
1.3. Пути и методы разрешения политических конфликтов 14
2. Политические конфликты интересов и ценностей в современной России 18
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Введение
Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Все это обуславливает пристальное внимание к исследованию конфликтов.
Определяемый в общей форме конфликт означает столкновение, борьбу двух или более сил, преследующих несовместимые интересы. Он является движущей силой политического процесса. Политика конфликтна по своей сути, природе, поскольку в одном из своих важнейших проявлений она выступает как деятельность по мирному и насильственному разрешению конфликтов с помощью государственной власти. Под конфликтом следует понимать особый вид взаимодействия людей, в котором каждая из взаимодействующих сторон стремится к обладанию одними и теми же ресурсами, ценностями, социальными позициями, и которая готова для этого использовать средства, выходящие за пределы институционального нормативного порядка. Иными словами, конфликт всегда выражается в конкретных действиях людей, ориентированных на то, чтобы добиться перераспределения статусных позиций, ресурсов, ценностей в свою пользу.
Проблема политического конфликта – наверное одна из самых актуальных проблем современного политического пространства. Сейчас также остро стоит вопрос о возможности управления политическими конфликтами в общем и о способах их регулирования в частности.
Основная цель контрольной работы – изучить политические конфликты и способы его регулирования. Цель работы раскрывается через ряд поставленных задач: охарактеризовать сущность и значение конфликтов в политике; выявить причины и стадии развития политических конфликтов; рассмотреть пути разрешения политических конфликтов; отразить некоторые средства урегулирования политических конфликтов в современной России.
При написании работы была использована монографическая, учебная и периодическая литература по теме.
1. Политические конфликты: сущность, структура и основные особенности
1.1 Политические конфликты: понятие, причины, функции, виды
Конфликт – объективно-субъективное явление, состояние, реальность, присущие общественным отношениям. Глубинная причина конфликтов в обществе – противостояние различных потребностей, интересов, ценностей конкретных субъектов политики, составляющих социальную структуру. В основе противоборства конфликтующих сторон – объективные противоречия (экономические, социальные, политические, этно-конфессиональные, идеологические, культурные и др.).
Наиболее острые конфликты происходят между индивидами и социальными группами в сфере политики. Политика, с одной стороны, деятельность по предупреждению и разрешению конфликтов. С другой стороны, политика – средство провоцирования конфликтов, поскольку она связана с борьбой за обладание властью.
Политический конфликт – острое столкновение противоположных сторон, обусловленное взаимопроявлением различных интересов, взглядов, целей в процессе приобретения, перераспределения и использования политической власти, овладения ведущими (ключевыми) позициями во властных структурах и институтах, завоевания права на влияние или доступ к принятию решений о распределении власти и собственности в обществе.
Субъектами политического конфликта могут быть государство, классы, социальные группы, политические партии, личности. Конфликты дисфункциональны, означают дисбаланс и сбой в функционировании системы и представляют угрозу для ее существования в данном качестве. Поэтому задача политики и управления состоит в предотвращении конфликтов или же в установлении гармонии, баланса интересов конфликтующих групп.
Конфликты присутствуют везде и во всем и служат источником обновления, развития. Причины общественных конфликтов коренятся в основанной на господстве и подчинении иерархической структуре общества, неравенстве социальных позиций людей в отношении к власти. Поэтому задача политики состоит не в недопущении конфликтов, а в контроле над процессом их возникновения и разрешения.
Конфликт является одной из наиболее распространенных форм политического взаимодействия, да и всех других взаимоотношений людей. Имея во многом общую природу, конфликты существуют на разных уровнях общественной жизни: в отношениях между отдельными людьми в первичных группах, например в семьях, внутри больших и малых организаций, между организациями, в том числе государствами, между межгосударственными объединениями и т.п.
Исходя из анализа конфликтологической литературы, можно выделить следующие признаки социальных конфликтов [3, с.27-28]:
1) наличие по меньшей мере двух сторон, имеющих контакт друг с другом;
2) взаимозависимость сторон, побуждающая их к участию в конфликтном взаимодействии;
3) несовместимость целей и ценностей конфликтующих сторон - обычно она основывается на двух видах дефицита - позиционном, когда два субъекта не могут занимать одну и ту же позицию и дефиците ресурсов, тех или иных благ, всеобщим эквивалентом которых обычно выступают деньги - это, например, невозможность с помощью государственного бюджета удовлетворить требования всех политических сил;
4) нулевая сумма конфликтного взаимодействия - в конфликте выигрыш одной стороны равнозначен проигрышу другой и каждый из участников стремится приобрести для себя что-то за счет оппонента;
5) направленные непосредственно друг против друга действия - этот признак отличает реальный конфликт как от не проявляющейся в поведении и действиях психологической оппозиции: неприязни, осознании несовместимости целей и ценностей и т.п., так и от конкуренции;
6) использование давления, силы – это придает конфликтам ярко выраженную негативную эмоциональную окрашенность, которая возрастает по мере нарастания давления и использования его более жестких форм.
В основе конфликта лежат противоречия: как объективные, существующие до их осознания людьми, так и субъективные, связанные либо с осознанием объективных противоречий, либо собственно с сознанием, психологией людей.
Учитывая отмеченные выше признаки конфликта, его можно определить как основанное на реальных или мнимых противоречиях взаимодействие преследующих несовместимые, взаимоисключающие цели сторон, действия которых непосредственно направлены друг против друга и исключают взаимную выгоду. Особенностью политического конфликта является опосредованностъ взаимодействия людей отношением к власти. Поэтому, движимые противоречивыми социальными интересами, политические конфликты всегда затрагивают вопросы приобретения, формирования, использования или удержания власти.
Согласно теории человеческих потребностей, конфликт - это следствие ущемления или неадекватного удовлетворения человеческих потребностей. Удовлетворять многообразные потребности людей не позволяет дефицит ресурсов, которые распределены в обществе неравномерно. Социальные конфликты возникают главным образом из-за нехватки ресурсов и движимы стремлением к их обладанию. Осознаваясь людьми и преломляясь через их психику они выступают в качестве субъективных причин конфликтов. Последние вызваны тремя факторами: 1) взаимозависимостью и несовместимостью целей сторон, 2) осознанием этого и 3) стремлением каждой из сторон реализовать свои цели за счет оппонента. Результатом действия всех вышеназванных факторов и является конфликт.
Политические конфликты являются показателем глубины и зрелости социальных конфликтов, поскольку они обычно касаются вопросов, неразрешимых без использования государственной власти и затрагивающих интересы крупных общественных групп, а также предполагают сознательные и организованные действия их участников. Острота конфликта непосредственно зависит от его внутренних параметров. К ним относятся: уровень противоборства, значимости объекта конфликта для его участников; степень применения насилия и других разрушительных средств борьбы; затраченные энергия и ресурсы сторон; эмоциональный накал.
В качестве основной, универсальной причины конфликта можно назвать несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения.
Причинами конфликтов также являются:
Политический конфликт, как и любой другой тип конфликтных взаимодействий, может выполнять как негативные, так и позитивные, созидательные функции.
К позитивным можно отнести:
К негативным функциям конфликта можно отнести следующие:
Политические конфликты выделяются среди других социальных конфликтов в обществе прежде всего объектом притязаний их участников. Таким объектом всегда являются отношения политической власти. Многообразие проявлений политических властных отношений предопределяет появление различных видов политических конфликтов.
Во-первых, конфликты могут возникать в связи с притязаниями разных сторон на одну и ту же статусную позицию в системе институализированных отношений власти. Как правило, речь идет о высших государственных должностях, так как именно они дают возможность резко увеличивать собственное влияние на общество.
Во-вторых, политические конфликты возникают там, где объектом притязаний является поле политического влияния в сложившейся системе институализированных политических отношений. Иными словами, речь идет о конфликте, возникающем в случае выдвижения одним из участников уже сложившейся системы властных отношений требований расширить его функции, полномочия, предоставить ему больше самостоятельности в решении определенных вопросов и т.п.
В-третьих, политический конфликт может также возникнуть по поводу притязаний той или иной группы на институализацию в системе политических отношений, на обретение статуса и собственного поля влияния, если в этом своем стремлении она наталкивается на противодействие официальных властей.
В-четвертых, к конфликту могут привести притязания населения или отдельных социальных групп к правительству или к парламенту с целью побудить их к исполнению своих функциональных обязанностей в том виде и том объеме, в каком они представляются необходимыми этим людям.
Объект притязаний конфликтующих сторон принято называть предметом конфликта. Исходя из вышеизложенного подхода, все политические конфликты можно разделить по своему предмету на четыре вида: общенациональные, где предметом конфликта становится верховная власть общества; локальные, где речь идет о перераспределении власти между ведомствами, между регионами и центром, между политическими организациями и т.д.; институциональные, предполагающие борьбу определенных групп за свое утверждение в системе политических институтов и организаций; функциональные, в ходе которых высказываются претензии на соблюдение правил нормативного политического порядка.
Важной особенностью политических конфликтов является их неизбежная идеологизация, т.е. стремление конфликтующих сторон облечь свои притязания в форму защиты социально-политических ценностей. Она обретает агрессивный характер, проявляющийся в стремлении участников нарастающего конфликта доказать, обосновать единственно правильный характер именно своей идеологической системы, внедрить эту систему ценностей в массовое сознание, убедить широкие слои, что справедливое общество — это только то общество, которое основано на декларируемых ценностях. Идеологизация политических конфликтов объясняется и тем, что перераспределение политической власти в обществе никогда не бывает добровольным делом, и поэтому желающим повысить свой политический статус, обрести новые возможности влияния на массы надо убедить окружающих в целесообразности, необходимости этого шага. Вот почему каждый участник конфликта стремится опереться на какую-либо уже существующую идеологическую концепцию, либо предложить новую.
Таким образом, политический конфликт всегда сопровождается конфликтом ценностей, даже если его участники используют ту или иную идеологическую концепцию лишь для камуфляжа своих истинных планов и намерений.
Следующей важной особенностью политических конфликтов является мобилизация их участниками значительных ресурсов: денежных средств, вооруженных сил, массовой поддержки и др. Огромное значение ресурсов в борьбе за перераспределение власти нередко приводит к тому, что политическим конфликтам предшествует борьба за ресурсы: за влияние на армию, за привлечение на свою сторону капитала, за симпатии и поддержку масс, за средства массовой информации.
С точки зрения динамики конфликта он обычно описывается по следующей схеме :
Первая стадия характеризуется накоплением противоречий, выяснением позиций сторон, зондированием потенциальных союзников, скрытым накоплением сил. На этой стадии - в случае выявления - наибольшая вероятность недопущения конфликта.
Вторая стадия является этапом дифференциации и постепенной поляризации сторон. Все более обостряются противоречия. Стороны перестают воспринимать аргументы друг друга. Идет активная эскалация силы, поиск и привлечение на свою сторону союзников, нейтрализация возможных союзников соперников.
Третья стадия - самый острый, самый драматичный этап - протекание конфликта. Это собственно этап политической "развязки". На этом этапе вероятно перерастание политического конфликта в военный.
Четвертая стадия - завершение конфликта.
Исследование политических конфликтов неизбежно приводит к выяснению функций конфликтов. Особенностью функций конфликтов является то, что проявляются они в последствиях, по завершению конфликта.
Суть демократии во всех ее видах – постоянный диалог народа с властью, а также между социальными групами и представляющими их политическими структурами с целью возрастающего взаимопонимания и постоянного учета результатов диалога при принятии решений. На практике же возможности различных социальных субъектов не равны в связи с существенными различиями в экономических, политических, информационных и иных ресурсах. В сфере политической жизни грубо норушаются основные демократические нормы и принципы.
Демократия как политическая система требует определеных социокультурных и психологических предпосылок и не может произвольно преноситься из одного общества в другое. Административное внедрение демоккратических прцедур может вступить в противоречие с национальной психологией и личностной культурой, что дает вместо диалога конфликт несовместимых монологов.
1.2. Пути и методы разрешения политических конфликтов
В национальных отношениях важно не допускать дело до конфликта или, если он начался, разрешать его мирным путем.
Умелое обращение с конфликтами — важнейшее условие минимизации их негативных последствий и достижения целей их участников. Обращение с конфликтами включает как деятельность по предотвращению конфликтов, так и, в случае если они возникли управление ими.
Управление конфликтом — это контроль над его процессами формами протекания с целью минимизации его издержек и максимизации позитивных результатов. Оно может осуществляться как участниками конфликта, так и внешними силами: миротворцами, разжигателями или арбитрами.
Управление конфликтом обычно направлено на его разрешение или урегулирование. Разрешение конфликта предполагает устранение источника конфликта, его урегулирование означает прекращение конфликтных действий и враждебности, понижение значимости источника конфликта» Обычно оно достигается с помощью переговоров, компромиссов и убеждения.
Регулирование предполагает направленные воздействия на предотвращение развития конфликтной ситуации или на минимизацию негативных последствий политического конфликта. В регулировании конфликта участвуют как сами конфликтующие стороны, стремящиеся найти выход из создавшейся ситуации, так и посредники, так называемая третья сторона, непосредственно не вовлеченная в конфликт. Принято выделять два основных вида регулирования конфликтов: а) предупреждение конфликта; б) собственно регулирование или управление конфликтом. Рассмотрим особенности каждого из этих видов.
Предупреждение конфликта предполагает принятие мер, исключающих появление конфликтных взаимодействий. Мы говорили выше, что основания для конфликтных взаимодействий возникают на этапе «блокада», когда обе стороны начинают упорствовать в своих притязаниях и отказываются идти на уступки. Поэтому данная форма регулирования конфликта применима только к этапам выдвижения притязаний и взаимодействия по поводу выяснения позиций друг друга. Смысл действий по предупреждению конфликта должен заключаться в том, чтобы направить развитие событий в русло конкурентного взаимодействия, удовлетворения или отказа от притязаний, частичного или полного.
Основными методами предотвращения и разрешения конфликтов являются:
Важным фактором, влияющим на способность конфликтующих сторон удержаться от применения силы во время перемирия, является их сплоченность и организованность. Этот же фактор может оказать значительное воздействие и на последующие шаги в деле урегулирования политического конфликта. В том случае, если хотя бы в одной из конфликтующих сторон наблюдается раскол, каждая группировка может руководствоваться своим пониманием ситуации, а, следовательно, в любой момент способна нарушить и установленное перемирие, и переговорный процесс. В случае затянувшегося конфликта стороны нередко вынуждены бывают прибегать к помощи посредника, третьей нейтральной стороны. В международных конфликтах практика обращения к посредникам распространена очень широко. В роли посредников могут выступать как отдельные государства, так и международные организации и даже частные лица. Во внутриполитических конфликтах привлечение посредников распространено меньше, что связано, прежде всего, с позицией центрального государственного руководства, стремящегося к полному контролю за политической ситуацией. Однако в случае затяжных региональных конфликтов обращение к посредникам становится неизбежным.
Достижение перемирия в вооруженном конфликте, обращение к посредникам являются не самоцелью, а предварительными условиями для налаживания переговорного процесса между конфликтующими сторонами. Таким образом, переговоры являются главным способом разрешения политического конфликта как на этапе его вызревания, так и в условиях откровенного противостояния сторон в мирной или насильственной форме. Только в ходе переговоров возможно достижение договоренности о правилах взаимодействия сторон, о нормах их взаимоотношений.
Итак, главным итогом регулирования конфликтов является совместная выработка норм и правил взаимодействия, которым почти всегда придается правовая форма. В итоге взаимодействие двух сторон переводится в русло конкурентных и кооперативных процессов, что не исключает проявления в их отношениях разногласий и противоречий, но характер их выражения, способ достижения целей обусловливаются уже нормативными рамками. Отношения между участниками конфликта институализируются на новом уровне, обретают упорядоченную и более предсказуемую форму.
1.3. Типы политических конфликтов
Конфликты могут проявляться в самых разнообразных формах. Это революции, военные действия, террористические акты, пропагандистские кампании, непосредственно направленные протий политических соперников, парламентские дискуссии, сопровождающиеся нападками сторон, политические забастовки, внутрипартийные конфликты и т.п.
С разнообразием форм проявления связана типология конфликтов. Она делит конфликты по различным основаниям: числу участников, степени остроты, широте конфликтного взаимодействия, скорости протекания, объектам, целям и т.д.
В зависимости от областей проявления конфликты делятся на внутренние и внешние. Внутренние конфликты характеризуют отношения внутри политического или социального объединения, внешние — между различными объединениями или людьми.
По масштабам, сферам проявления различают глобальные, охватывающие весь мир или большинство стран; региональные; международные; внутригосударственные. С точки зрения возможности примирения сторон выделяют конфликты антагонистические — разрешение конфликта невозможно без устранения одного из его участников, и неантагонистические, допускающие примирение сторон. В зависимости от количества и уровня участников конфликты делятся на [8, с.576]:
По ранговым различиям конфликты подразделяются на конфликты между равными по рангу участниками, например между двумя субъектами федерации или парламентариями; между нижестоящими и вышестоящими субъектами, например, конфликт между федеральными и местными властями.
В зависимости от количества причин выделяются однофакторные, и многофакторные конфликты, а также конфликты кумулятивные когда несколько причин накладываются друг на друга, что приводит к резкому усилению интенсивности конфликта.
С точки зрения нормативной регуляции конфликты делятся на институциализированные, осуществляющиеся в рамках закона и принятых процедур, и неинституциализировапные, протекающие вне установленных правил.
По сферам проявления различают канализируемые конфликты, предполагающие ограниченность сферы соперничества и активности участников, к эскалирующие конфликты; характеризующиеся, неограниченным и расширяющимся спектром конфликтного взаимодействия. Последняя разновидность конфликтов плохо поддается урегулированию и влечет за собой наиболее разрушительные последствия.
По временным параметрам конфликты делятся на единичные, периодические и частые, а также на скоротечные и длительные, затяжные. В зависимости от форм проявления различают открытые, с явно выраженными агрессивными действиями, и скрытые, характеризующиеся отсутствием такого рода действий и косвенным, закамуфлированным противоборством.
По качественным характеристикам противостояний они разделяются на «конфликты с нулевой суммой» и «конфликты с ненулевой суммой». Те конфликты, в которых позиции враждующих сторон абсолютно противоположны и несовместимы, вследствие чего победа одной из них оборачивается поражением другой, могут характеризоваться в качестве «конфликтов с нулевой суммой. Те же конфликты, в которых существует хотя бы один способ достижения взаимного согласия путем компромисса, характеризуются как конфликты «не с нулевой суммой».
По соотношению со структурой и организацией системы власти и ее реализации выделяются вертикальные и горизонтальные политические конфликты. К первому из этих классов относятся конфликты, возникающие между индивидами и группами, обладающими властью, политически господствующими, и индивидами и группами, лишенными доступа к власти, политически подчиненными первым, а также конфликты между центральными и местными властными структурами. К горизонтальным относятся конфликты, реализующие конкурентные взаимодействия между однопорядковыми субъектами и носителями властных полномочий: между законодательной и исполнительной структурами власти, между неправящими партиями и т. п.
По длительности (темпоральным характеристикам) политические конфликты подразделяются на кратковременные и долговременные. Примерами первых из них могут служить отставка правительства или отставка министра. Примером второго является длящийся несколько десятилетий, то обостряющийся, то затухающий военно-политический конфликт между Израилем и группой арабских стран.
По формам проявлений конфликтных политических противостояний они разделяются на а) политическое пикетирование правительственных зданий или посольств; б) политические митинги и манифестации; в) политические забастовки с требованиями отставки президента, правительства и т. п.; г) движение политического протеста; д) политическое неповиновение; е) политический путч; ж) политический переворот, завершившийся свержением существовавшей до этого власти; з) политическая революция – массовое политическое действие, приведшее к слому прежней государственной машины и коренной трансформации политической системы; и) политический шантаж, т. е. угроза разглашения компрометирующих сведений о политических деталях.
Существуют и другие классификации конфликтов. Учет специфики конфликта, а также его причин и возможных последствий — необходимый компонент культуры обращения с конфликтами, позволяющей использовать его с минимальными издержками для участвующих сторон. Поэтому важно знать его особенности, чтобы правильно ориентироваться в политической ситуации, как правило, весьма изменчивой, динамичной, и занимать продуманную политическую позицию.
2. Особенности, типология и основные средства урегулирования политических конфликтов в современной России
Многочисленные конфликты и конфликтные ситуации – реальность современного российского общества. Их истоки обусловлены не только становлением и развитием новых социально-зкономических и политических структур, но и недавним прошлым, когда в течение продолжительного времени господствующей в нашем обществе была идеологическая установка на «бесконфликтность», гармоническое единство составляющих его индивидов и социальных групп. Это, естественно, способствовало формированию отношения к конфликту как явлению, не присущему советскому обществу.
Главная причина политических конфликтов в современной России связана со стратегией и тактикой перераспределения государственной собственности и власти, что определяет их остроту и ведет к социально-экономической и политической нестабильности и напряженности во всех сферах общества. Социально-психологический фон, на котором возникают и протекают конфликты, характеризуют следующие факторы:
а) радикальные изменения в социальной структуре общества, проявляющиеся в стремительной дифференциации населения по уровню доходов и идеологической ориентации;
б) деформация – смена системы ценностей, распространение образцов западной культуры, индивидуализма, культа силы и т.п.;
в) расширение поля социально-этнической напряженности на базе конституционных, территориальных и межнациональных противоречий;
г) отсутствие опыта пребывания в конфликте, нетерпимость к инакомыслящим и инакодействующим, радикализм сознания;
д) массовые нарушения заложенных в Конституции прав и свобод, прежде всего социально-экономических и на получение правдивой информации о деятельности власти;
е) политизация армии, возможность превращения ее в самостоятельную политическую силу с целью наведения порядка или изменения политического режима.
Политические конфликты в сегодняшней России имеют такие особенности : во-первых, это конфликты в сфере самой власти за обладание реальными рычагами власти; во-вторых, исключительно велика роль власти в конфликтах, возникающих в неполитических сферах, но которые так или иначе, прямо или косвенно затрагивают основы существования данной власти; в-третьих, государство практически всегда выступает в качестве посредника, арбитра.
Основные виды политических конфликтов в России:
- между законодательной и исполнительной ветвями власти в процессе становления института президентства;
- между элитами финансово-промышленных групп;
- внутрипарламентский;
- между партиями;
- внутри государственно-административного аппарата.
В современных условиях конфликты в России – единственный реальный способ выявления объективных противоречий, возникающих в процессе реформирования. Сложная политическая и социально-психологическая ситуация в России не только определяет в значительной степени содержание конфликтов и формы их проявления, но и влияет на их восприятие населением, элитами, действенность применяемых средств регулирования. Не разработаны конституционные основы и правовые нормы разрешения конфликтов. По этой причине и из-за отсутствия опыта цивилизованного и легитимного управления конфликтами чаще всего используются силовые методы: не переговоры и компромисс, а подавление противника. Конфликтные по сути методы реформирования российского общества продолжают создавать условия для сохранения конфронтации. Отчуждение населения от власти и политики не только ведет к снижению легитимности господствующих политических сил, но обусловливает нестабильность функционирования политической системы в целом.
Политическая жизнь современной России наполнена конфликтами. Одной из ярких форм проявления политических конфликтов является длящийся на протяжении всего времени после распада СССР конфликт между исполнительной и законодательной властью в стране в целом, а также в отдельных республиках и областях. На высшем уровне этот конфликт первоначально проходил по линии противостояния Президента и Верховного Совета, глав республик и местных органов власти, с одной стороны, и Советов народных депутатов всех уровней, с другой стороны. Формой частичного разрешения этого конфликта являются выборы депутатов Федерального Собрания и референдум по принятию первой Конституции России. Однако объективные причины конфликта не устранены, и он перешел на новую стадию своего развития [4, с.6].
Следует отметить, что в противостоянии исполнительной и законодательной власти нет ничего противоестественного. По самим условиям их бытия между ними заложены определенные противоречия целей и интересов. Однако это противоречие переходит в конфликт лишь при определенном стечении объективных и субъективных факторов. Пока социально-экономическая и политическая обстановка в России благоприятствует конфликтному сценарию развития событий. Важно понимать наличие этой тенденции и стремиться к смягчению условий протекания конфликтов, не допускать, чтобы он перерастал в насильственные действия той или другой стороны.
Роль этнонационального фактора в мировой политике в последние десятилетия продолжает расти. В России насчитывается более 1000 этносов и народов. И ни один из этносов не довольствуется удовлетворением непосредственных потребностей. Каждый добивается, как минимум, свободы развития, самостоятельности и самоутверждения.
Этнонациональные отношения не существуют в чистом виде, они являются комплексом политических, социальных, религиозных, экологических и других отношений. Поэтому в тех или иных событиях, неурядицах, а порой и трагедиях выделить национальный фактор сложно. Но события последних лет показали, что этнонациональный фактор имеет известную автономию, относительную самостоятельность. Поэтому в политике выражаются и реализуются многие важные интересы этносов.
Вся совокупность этнополитических конфликтов в России может быть сведена к следующим основным типам:
- территориальные конфликты, их источник — внутриполитические, столкновения между правительственными войсками и национально-освободительным движением или сепаратистскими группировками, пользующиеся военно-политической поддержкой соседних государств (Нагорный Карабах, Южная Осетия, Южный Дагестан и др.);
- конфликты, порожденные стремлением этнического меньшинства реализовать право на самоопределение в форме создания независимого государственного образования (Абхазия, Приднестровье);
- конфликты, связанные с восстановлением территориальных прав депортированных народов (между осетинами и ингушами из-за Пригородного района, крымскими татарами и другими народами Крыма);
- конфликты, в основе которых лежат притязания того или иного государства на часть территории соседнего государства (стремление Эстонии и Латвии присоединить к себе ряд районов Псковской области);
- конфликты, порожденные притязаниями по поводу произвольных территориальных изменений, осуществленных в советский период (проблема Крыма, территориальные урегулирования в Закавказье и Средней Азии);
- конфликты, порожденные многолетним пребыванием депортированных народов на территории других республик (туркимесхетинцы в Узбекистане, чеченцы в Казахстане и др.);
- конфликты, связанные с абсолютизацией и противопоставлением принципов права народов на самоопределение и территориальную целостность государств, со стремлением легитимации социально-политического превосходства «коренной» («титульной») нации данного государства или национально-государственного образования над другими народами;
- конфликты, вызванные дискриминацией русских в ряде государств;
- конфликты, в которых за лингвистическими спорами (о государственном языке) часто скрываются глубокие разногласия между различными национальными общинами, например, в Молдове.
При анализе конфликтов следует иметь в виду, что нередко может наблюдаться наслоение одних конфликтных ситуаций, на другие.
Все бытующие в мире представления о принципах и путях решения конфликтов могут быть подразделены на три основные категории:
1. Оперативные решения связаны с некоторыми разовыми действиями, направленными в основном на недопущение разрастания конфликта, например, за счет усиления охраны жизненно важных объектов или нейтрализации «боевиков», на устранение наиболее ощутимых последствий конфликтов (размещение и обустройство беженцев, восстановление разрушенных зданий, коммуникаций и т.д.); либо связанные с минимизацией риска возникновения конфликта.
2. Тактические решения направлены на урегулирование уже возникших конфликтов путем силового, в том числе экономического давления на их участников или посредством налаживания переговорного процесса.
3. Стратегические решения ориентированы на предупреждение кризисов в межнациональных отношениях на основе заблаговременного создания правовых, политических, экономических и социально-психологических условий для цивилизованного развития этих процессов.
Россия активно накапливает миротворческий опыт при урегулировании конфликтов. Наша страна внесла свой вклад в смягчение конфликта и их перевод в фазу переговоров, выступая посредником между Арменией и Азербайджаном, Абхазией и Грузией, Южной Осетией и Грузией. Благодаря России было остановлено кровопролитие в Приднестровье и Таджикистане.
Заключение
Таким образом, понятие политического конфликта обозначает борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе политических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами. Монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми – словом, за все то, что составляет власть и политическое господство.
Различают три основных типа политических конфликтов: конфликты интересов – преобладают в экономически развитых, стабильных государствах; конфликты ценностей – характерны для развивающихся государств с неустойчивым государственным строем; конфликты идентификации – этот тип конфликта возникает в этнически разнородных обществах.
Как основной регулятор общественных отношений, право способно и должно быть единственным источником для разрешения возникших политических ситуаций, угрожающих перерасти в конфликт. Применение права в регулировании политических конфликтов – гарант его конечного разрешения.
В современных условиях конфликты в России – единственный реальный способ выявления объективных противоречий, возникающих в процессе реформирования. Конфликтные по сути методы реформирования российского общества продолжают создавать условия для сохранения конфронтации.
Как стало уже известно, что политические конфликты являются неотъемлемой частью современного общества, важно правильно их разрешать с наименьшими потерями для самого общества, в которых они протекают и индивидов в целом. Конфликты в различных сферах, в том числе и политике помогают решить множество проблем, возникающих в процессе существования и развития общества.
Список использованной литературы
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.