Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »
Тема: Политические конфликты: основные особенности
Раздел: Бесплатные рефераты по политологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 21.54K | Скачано: 325 | Добавлен 09.05.10 в 18:22 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
СОДЕРЖАНИЕ.
1. Политические конфликты: сущность, структура и основные особенности. Типы политических конфликтов 3
2. Политические конфликты интересов и ценностей в современной России 14
3. В сегодняшних политических дискуссиях можно встретить два крайних варианта реформы национально-государственного устройства России:
а) создание федерации национальных государств;
б) возврат к существовавшему ранее губернскому устройству на чисто региональной основе.
Оцените «конфликтный потенциал» обоих вариантов и возможные последствия их реализации 16
4. Список использованной литературы 19
1. Политические конфликты: сущность, структура и основные особенности. Типы политических конфликтов.
Политический конфликт – столкновение интересов различных субъектов политической жизни, обладающих политической властью, выражающееся в противоположных действиях, направленных на различный результат.
По существу конфликт представляет собой одну из основных форм взаимодействия субъектов политической жизни, и, следовательно, является разновидностью политических отношений.
Политический конфликт является одной из наиболее распространенных форм политического взаимодействия и существует в политической жизни любого государства.
Политический конфликт характеризуется наличием основных элементов:
Причинами политических конфликтов могут быть следующие факторы:
Типология политических конфликтов достаточно разнообразна, что обусловлено сложностью и многосторонностью самого политического конфликта. Несмотря на то, что каждый взятый в отдельности конфликт уникален, он все равно несет в себе некоторые общие черты, позволяющие отнести его к тому или иному типу (классу, виду).
Классификация политических конфликтов основана на следующих критериях:
Современные исследователи выделяют конфликты, связанные с процессами модернизации политических систем: конфликты цивилизационного характера, а также конфликты потребностей, интересов, ценностей и идентификации.
Конфликт возникает не сразу. Будущий конфликт зарождается в атмосфере напряженности в отношениях между оппозиционными сторонами, что свидетельствует о наличии предмета спора и конкуренции, несовпадении позиций. Это этап возникновения конфликта. На данном этапе важно выявить подлинные причины конфликта, тем самым вскрыть противоречие, лежащее в его основе, установить определенные нормы и правила взаимодействия сторон. Такой анализ может способствовать введению конфликта в рамки, позволяющие контролировать его ход и развитие.
Этап развития конфликта характеризуется проявлением сил, поддерживающих конфликтующие стороны или противостоящие им. Становятся очевидными границы конфликта, его интенсивность и напряжение. Эффективность действий властей на этапе развития конфликта определяется их способностью законными методами обеспечить снижение напряженности в отношениях сторон и поворот их к примирению позиций.
Этап окончания конфликта – наиболее сложная фаза, т.к. от результата окончания противоборства сторон зависит новая расстановка сил в обществе. Возможны два варианта окончания конфликта: достижение примирения сторон (носит характер полного или частичного урегулирования конфликта) либо их непримиримость (неразрешимость конфликта). Конфликт может разрешиться и сам собой, например, из-за утраты актуальности предмета спора, усталости участников, истощения ресурсов и т.п.
Выделим два наиболее общих пути примирения сторон:
Наиболее распространенным методом достижения примирения сторон являются переговоры. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что снимает остроту противостояния, помогает понять интересы оппонента, более точно оценить соотношение сил, условия примирения, выявить суть взаимных претензий, альтернативные ситуации, ослабить «нечестные трюки» соперника. Таким образом, переговорочный процесс включает соблюдение специальных правил, приемов, позволяющих каждой из сторон добиться поставленных целей через принятие решений, обеспечить их выполнение и воспрепятствовать обострению постконфликтных отношений. Переговоры – ритуал, отражающий соотношение сил. Наиболее эффективным методом их проведения является соглашение на основе компромисса. Это особо актуально в тех случаях, когда срыв переговоров будет иметь для конфликтующих сторон неблагоприятные последствия.
Специфика объекта и субъектов политических конфликтов придает им ряд характерных особенностей, отличающих этот вид межгрупповых конфликтов от всех других:
1) Преимущественно открытый характер, большая проявленность столкновения интересов. Политика - это сфера разрешенной обществом борьбы, способ ослабить социальное напряжение разрядкой эмоций в политическом состязании.
2) Непременная публичность. Эта характеристика означает, во-первых, что политика профессионализировалась и осуществляется особой группой лиц, не совпадающей с массой народа. А, во-вторых, это значит, что любой конфликт в этой по-настоящему профессиональной среде предполагает апелляцию к массам (непрофессионалам), активную мобилизацию их на поддержку той или иной стороны.
3) Повышенная частота. Конфликтов в политической сфере сегодня много больше, чем в остальных. Главным образом потому, что многие конфликты неполитической сферы жизни людей, не находя своего мирного разрешения, переливаются в сферу политическую, то есть требуют для урегулирования государственного вмешательства. Так, любой трудовой конфликт является делом двух договаривающихся сторон и может быть разрешен их взаимным соглашением. Но если такого соглашения достичь не удается, острота конфликта нарастает, и каждая из сторон начинает апеллировать к государственным инстанциям, пытаясь использовать их возможности себе на благо.
4) Всеобщая значимость. Каким бы частным или локальным ни был политический конфликт, но завершается он принятием решения на государственном уровне, а оно обязательно для всех членов общества. Таким образом, чуть ли не любой политический конфликт поневоле затрагивает каждого из нас.
5) "Господство - подчинение" как осевой принцип. Поскольку политические конфликты разворачиваются в социальном пространстве, где доминирующей осью является вертикаль государственной власти, их главной целью неизбежно становится установление политического господства оказавшейся сильнее стороны. Отсюда - острота политических конфликтов, их частые "срывы" в крайние формы - путчи, мятежи, восстания.
6) Возможность использования силовых ресурсов как средства разрешения конфликта. Из всех видов власти в обществе только государственная обладает правом легального применения силы. Поскольку государство как политический институт является непременным участником практически всех политических конфликтов, всегда существует большой соблазн в качестве последнего аргумента использовать силу, причем на совершенно законных основаниях. Это делает политические конфликты потенциально более опасными и разрушительными по своим последствиям.
Суть внутриполитических конфликтов в значительной мере определяется характером политических систем. Своеобразие же политическим системам придают политические режимы, т.е. совокупность конкретных методов осуществления политической власти определенной социальной группой.
Тоталитаризм (от лат. totalis - полный, целый) - это политический режим, характеризующийся всеобъемлющим контролем за гражданами со стороны государства, полным подчинением личности и гражданского общества политической власти. Его отличительные черты - всеобщая политизация и идеологизация общественной жизни, наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения, этатизация (огосударствление) всей хозяйственной и даже частной жизни, ограничение или ликвидация частной собственности, устранение конкуренции, рыночных отношений, централизованное планирование и командно-административная система управления. В обществе подобного типа, где искажены все нормальные пропорции экономики, политики и культуры, и политические конфликты приобретают ряд характерных особенностей:
1) Из всех возможных видов политических конфликтов (интересов, статусов, ценностей) на первый план выдвигаются статусно-ролевые конфликты, связанные с близостью или удаленностью от политической власти.
2) Поскольку различия интересов профессиональных, этнических и прочих социальных групп ликвидировать нельзя, а признать конфликтность их отношений во внешне едином обществе политическая власть не желает, большинство реальных конфликтов становятся скрытыми, подавленными.
3) Политические конфликты тоталитарного общества предельно идеологизированы. Инакомыслие - политическое преступление. Внешнеполитические конфликты, а также конфликты, связанные с взаимодействием партийно-государственных структур, подчиняются идеологическим приоритетам.
4) Гипертрофия политической сферы жизни тоталитарного общества приводит к тому, что в нем даже самые далекие от политики конфликты возводятся в ранг политических. Невыполнение предприятием плана, развод в семье, знакомство с несанкционированными властью источниками информации - все превращается в политические преступления. Чтение и хранение "запрещенной" литературы делает человека участником политического конфликта с государством.
5) В таких условиях большинство конфликтов носят искусственный, навязанный характер. Этой характеристике полностью отвечают и конфликты, возникающие как следствие попыток власти направить недовольство населения на поиск врага (вредители, диссиденты), на которого можно было бы списать собственные неудачи.
6) Тоталитарным политическим режимам свойственна также тенденция интернационализации политических конфликтов. Лежащая в их основе универсальная идеология позволяет трактовать все мировые события как, например, столкновение интересов рабочего класса и буржуазии. Отсюда и планы экспорта революции, поддержки любых антиимпериалистических движений, блоковое восприятие мира как арены борьбы двух непримиримых систем - капиталистической и социалистической.
Демократия является своеобразным антиподом тоталитарного режима. Она характеризуется контролем гражданского общества над политической властью. Ее базовые принципы включают юридическое признание и институциональное выражение верховной власти народа, периодическую выборность органов власти, равенство прав граждан на участие в управлении обществом, безусловное соблюдение всех прав и свобод личности и т.д. Демократические системы не менее конфликтны. Однако характер этих конфликтов существенно иной.
1) Прежде всего, они открытые, явные, признаваемые обществом и государством как нормальное явление, вытекающее из конкурентного характера взаимоотношений в большинстве областей общественной жизни.
2) В демократических обществах политические конфликты локализованы в собственно политической сфере. Они не распространяются на частную жизнь граждан, не подчиняют себе развитие экономики, не определяют "правил" функционирования духовной сферы.
3) Поскольку у всех социальных групп есть множество способов артикуляции своих интересов, объединения в различные организации с целью оказания давления на власть и т.д., конфликтные ситуации характеризуются меньшей напряженностью. Меньше опасность "взрывов" социального негодования, насильственного разрешения конфликтов.
4) Так как демократия строится на плюрализме мнений, убеждений, идеологий и способна исследовать конфликтные ситуации свободной рациональной дискуссией, она в состоянии отыскивать гораздо больше приемлемых способов разрешения политических конфликтов.
5) Статусно-ролевые политические конфликты в демократических режимах имеют относительно меньшее значение, чем конфликты интересов и ценностей.
6) Поскольку политическая власть в демократическом режиме распределена между различными центрами влияния, да к тому же каждая из социальных групп может свободно отстаивать свои интересы, то открытых политических конфликтов, естественно, фиксируется больше, чем в тоталитарном обществе. Они многообразнее. Но это признается выражением не слабости, а силы демократии, понимаемой как баланс интересов конкурирующих социальных групп.
7) Сильной стороной демократии является также и отработанность четких процедур, правил локализации и регулирования политических конфликтов.
Но у демократии есть свои проблемы, например, формальный характер демократических процедур, предполагающий лишь юридическое равенство индивидов и групп, которое в условиях господства рыночных отношений неизбежно сохраняет социальное неравенство.
В 1993 году С. Хантингтон выдвинул концепцию - парадигму столкновения (конкуренции) цивилизаций. Главной причиной неизбежного конфликта цивилизаций Хантингтон считает изменение возможных мотивов конфронтации в мировой политике. После крушения социалистического лагеря и советской супердержавы, идеология и экономика отходят на второй план. Источником конфликта становится культура. Хантингтон полагает, что нации-государства будут главными субъектами конфликтов, но конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими разным цивилизациям. Хантингтон, полагает, что больше всего проблем у Запада будет с Россией: "Западный демократ вполне мог вести интеллектуальный спор с советским марксистом. Но это будет немыслимо с русским традиционалистом. И если русские, перестав быть марксистами, не примут либеральную демократию и начнут вести себя как русские, а не как западные люди, отношения между Россией и Западом опять могут стать отдаленными и враждебными". Проблемы, связанные с противодействием “западнизации”, Хантингтон видит также в Мексике и Турции. Хантингтон также отмечал опасность цивилизационного раскола в самих США за счет иммиграции азиатов, негров и латиноамериканцев. Ведь, согласно расчетам специалистов, к 2050 г. почти 50% американцев будут принадлежать к неевропейской расе.
2. Политические конфликты интересов и ценностей в современной России.
По объекту конфликта выделяют конфликт интересов, ценностей и статусов (ролей). Наиболее весомы среди них являются конфликты интересов. Становление каждой группы интересов проходит ряд последовательных стадий: политическая идентификация, осознание общности интересов, формулировка притязаний, мобилизация политических ресурсов, создание формализованных структур (партий, движений, групп), прямые действия по оказанию давления на власть. Разные социальные группы проходят эти фазы в разные сроки и с разным успехом.
В сегодняшней России эти процессы пока только разворачиваются. Позиции участников политических конфликтов выстраиваются по трем линиям:
1) разделение властей - исполнительная и законодательная;
2) разделение фракций в парламенте (Федеральном Собрании);
3) разделение полномочий федеральных и региональных властей.
Одной из линией разлома российских политических конфликтов стала фракционная борьба в нижней палате Федерального Собрания - Государственной Думе. Это наиболее явное выражение представительства различных групп интересов во власти. Их можно определить по социальному составу голосующих за ту или иную партию на выборах. Кроме того, через фракции в парламентах пытаются действовать и отраслевые группы интересов, связанные в основном с топливно-энергетическим комплексом. Региональные группы интересов (представляющие мощные промышленные комплексы Урала, Сибири, Поволжья и пр.) больше ориентированы на верхнюю палату парламента, которая и формируется по административно-региональному принципу. Деятельность многих партий больше ориентирована на самоутверждение, а не на представительство интересов общества.
Следующая "точка схождения" конфликтных интересов связана с федеративным устройством нашего государства. Российский вариант федерации имеет свою специфику, потенциально являющуюся источником дополнительных конфликтов. Одни субъекты Федерации входят в состав других субъектов Федерации (автономные округа - в состав краев и областей) и юридически должны им подчиняться. Это создает массу юридических проблем, поскольку все субъекты Федерации по Конституции абсолютно равноправны. Поэтому необходимость соответствия местного законодательства федеративному ныне превратилась в источник постоянных конфликтов между центром и регионами. Другой камень преткновения российского федерализма - огромный разрыв в социально-экономическом и финансовом положении регионов.
Конфликты идентификации (этнические конфликты) связаны с осознанием людьми своей принадлежности к этническим, религиозным и прочим общностям и объединениям. Различают горизонтальные этнополитические конфликты — конфликты между этническими группами (например, конфликт в Ферганской долине между узбеками и турками—месхетинцами; конфликт между крымскими татарами и остальным населением Крыма), и вертикальные — конфликты между этнической группой и государством (например, чеченский, карабахский, косовский конфликты). Эти различия достаточно условны, поскольку и в горизонтальные конфликты рано или поздно вмешивается государство либо в качестве посредника умиротворителя, либо в качестве субъекта конфликта. Практически во всех случаях этнополитические конфликты многофакторные, имеют несколько объектов конфликта и проблемных зон, например территориальный спор, проблемы политического или социально—экономического статуса этнической группы и этноконфессиональные противоречия. Даже такой социальный ресурс, как образование, заключает в себе и материальную, и нематериальную символическую составляющую. С одной стороны, доступ к образованию непосредственно связан с возможностью повышения социального статуса членов группы. С другой стороны, сам факт наличия национальных школ и университетов важен для этнической общности в символическом плане. Свой университет — предмет гордости группы, важная составляющая ее символического капитала. Неслучайно поэтому закрытие университета часто служит поводом для этнополитического конфликта или даже поворотным пунктом в его эскалации. Так случилось в начале 1990—х гг. в Сухуми (Абхазия) и в конце того же десятилетия — в Приштине (Косово). Этнополитические конфликты трудно поддаются разрешению, поскольку возникает чрезвычайно сложная задача найти пути удовлетворения как нематериальных интересов, так и требований повышения статуса, возврата “исконных” территорий, расширения экономических возможностей, большего доступа к политической власти и т. д. Поэтому скорее можно говорить об урегулировании, “замораживании” или преобразовании в менее деструктивную форму этнополитических конфликтов, чем об их разрешении.
3. Оценить конфликтный потенциал двух вариантов реформы национально-государственного устройства России:
Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах.
Национальные интересы России – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.
Интересы личности:
Интересы общества:
Интересы государства:
В случае создания федерации национальных государств нарушаются национальные интересы России: государственные интересы (нарушается ее территориальная целостность, возникает угроза политической и социальной нестабильности), а также интересы личности (обеспечение личной безопасности, повышение качества и уровня жизни) и общества в целом (достижение и поддержание общественного согласия). Политики и этноэлита некоторых государств могут сделать ставку на национализм для удержания своей власти и экономической независимости своего национального государства, которая на деле станет выражением реальных политических интересов – борьбы за раздел собственности, распределение ресурсов и власти. Следствием этого станет появление региональных режимов личной власти (например: патриархально-этнократический режим (Калмыкия с Илюмжиновым), авторитарный режим (Приморье при Наздратенко)).
Возврат к существовавшему ранее губернскому устройству на чисто региональной основе приведет к возврату централизованной модели управления и усилению бюрократизации политической системы. Взгляд на государство как на свою «вотчину» был особенно характерен для российской политической культуры и государственной политики. Так, московские государи рассматривали собирание земель вокруг Москвы прежде всего как расширение своего удела, своей вотчины. В еще большей степени «вотчинная» практика была характерна для советской политической системы. Тотальное отчуждение народа от собственности путем полного ее огосударствления создавало уникальную ситуацию, которая ставила личность в полную зависимость от деспотической власти государства, подчиняя интересы общества и личности государственному сверхинтересу. При такой системе вся полнота власти оказывалась в руках чиновников административно-бюрократического аппарата, распоряжающегося ключами от общественного имущества, монополизирующего управление и распоряжение национальным богатством и доходом.
Список использованной литературы
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.