Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Философия Нового времени: понятие эмпиризма и рационализма

Философия Нового времени: понятие эмпиризма и рационализма [22.04.11]

Тема: Философия Нового времени: понятие эмпиризма и рационализма

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 25.40K | Скачано: 370 | Добавлен 22.04.11 в 12:15 | Рейтинг: +4 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Тула 2011


Содержание
1. Введение
2. Эмпиризм философии Нового времени
3. Рационализм философии Нового времени
4. Практическое задание
Назовите основные социально-политические концепции в философии Нового времени. Укажите в чем состоят сходство и различие концепций Т. Гоббса и Дж. Локка по вопросам о государстве и о правах и свободах личности?
5. Заключение

Введение

Семнадцатый век – период становления капитализма и начала буржуазных революций. Своеобразие Нового времени определялось промышленной и научной революциями. [1, c. 112].

Философия XVII века заложила основы новоевропейской философии, разработала основные её направления и концепции. Выдающимися представителями этого периода являются Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс.

С развитием научного естествознания возникла потребность в осмыслении методов познания в обработке методологии научного  исследования. На путях решения этой проблемы оформились два основных течения западноевропейской философской мысли XVII века – эмпиризм и рационализм.

Философия XVIII века – философия эпохи Просвещения – довела до логического завершения основные идеи и интенции XVII века, сделала их общественным достоянием. Выдающимися философами этой эпохи были Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Лессинг, Кант, Толанд.

Немецкая классическая философия (XVIII – сер. XIX вв.) вывела новоевропейскую философию на уровень развитых систем, вскрыла тупики новоевропейской мысли, подготовила переход к новейшему периоду. Наиболее видными философами немецкой классики являются Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах.

Философия К. Маркса и Ф. Энгельса критически переосмыслила опыт немецкой классической и европейской философии и предвосхитила ведущие интенции философии новейшего периода.

Рассмотрим философию эмпиризма и рационализма на примере выдающихся мыслителей  XVII XVIII вв.

1.Эмпиризм философии Нового времени

На философскую мысль  периода Нового времени, XVI-XVII вв., развитие естествознания сыграло огромную роль. Оно получило название «нового естествознания». Среди всех открытий, прежде всего, следует выделить разработку  гелиоцентрической картины мира Николаем Коперником, противопоставленную им геоцентрической картине мира Клавдия Птолемея (II в.  н.э.).

Система Птолемея казалась слишком загруженной и громоздкой. На смену ей пришли другие теории систем мира, такие как система мира Тихо де Браге (1546-1601), Иоганна Кеплера (1571-1630), Галилео Галилея (1564-1642), Исаака Ньютона (1642-1727) и другие.

Философия активно участвовала в развитии новой науки. Творчество  Ф.Бэкона, Р.Декарта, Б.Спинозы, Г.В. Лейбница и других философов XVII в. способствовало развитию естествознания. И естествоиспытатели, и философии работали рука об руку над построением фундамента новой  науки и нового мировоззрения. Такие мыслители, как Р.Декарт и Г.В. Лейбниц, были не только философами, но и крупнейшими учеными своего времени. Передовая философская мысль  всегда расчищала дорогу науке и, опираясь на достижения науки, сама развивалась и обогащалась.

Философия – это самосознание культуры, поэтому особенности философии того или иного периода ее развития отражают особенности соответствующего периода в развитии культуры. Главная отличительная черта новоевропейской философии – рационализм – является проявлением рационалистического духа европейской культуры Нового времени.

В гносеологии (науке о знании) рационализм проявил себя прежде всего в уверенности, что мир вполне постигаем силами человеческого разума. Большинство философов Нового времени разделяло эту точку зрения, считая, что в этом – разумно устроенном мире – нет ничего, что было бы недоступно человеческому разуму, надо лишь найти верный путь (метод) познания. Однако в английской и немецкой философии XVIII века возникают учения, ставящие под сомнение или отрицающие возможность постижения силами человеческого разума объективной реальности (Д. Юм, И. Кант).

Новое время - это эпоха разносторонней критики традиционной средневековой схоластики. Критика схоластики и формирование новой философии осуществлялось в связи с осознанием несоответствий схоластических установок и понятий требованиям жизни. Философы XVII века (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс) утверждали, что построить надежное здание истинной философии можно только опираясь на опытно-экспериментальное естествознание. Они заложили основы того гносеологического направления, которое получило наименование эмпиризма.

 «Эмпиризм» произошел  от греч. empeiria – опыт. Сам термин «эмпиризм» означает  направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание,  стало источником знания и критерием его истинности опыт, прежде всего, научно-организованный опыт или эксперимент.

Родоначальником эмпиризма был английский  философ и политический деятель Френсис Бэкон (1561-1626), который , как и другие мыслители Нового времени, был убежден в том, что философия способна стать наукой и должна ею стать.

В сочинении «Великое Восстановление наук», название которого, говорит само за себя, Ф. Бэкон ратует за восстановление наук, причем отмечает, что восстанавливать  следует не те или иные  учения древних, а дух смелого поиска, присущий их создателям [1, с.115].

Науку, знание он рассматривал как высшую ценность, обладающую практической значимостью. Свое отношение к науке он выразил в афоризме «Знание-сила», или (более точный перевод) «Знание – власть». Бэкон любил повторять: мы столько можем, сколько мы знаем.

Научный прогресс, полагал Бэкон, должен быть достигнут прежде всего за счет перехода от схоластических спекуляций к анализу вещей. Схоласты, по мнению Бэкона, бесполезной утонченностью, пустым умозрением и ненужными спорами "подрывают твердыню науки".

Предметом познания, говорил Бекон, есть и может быть только природа, особенно - ее физические особенности и состояние.

Из области научных исследований и научных знаний он исключал сверхъестественное (Бога, чудеса, потусторонний мир), поскольку оно держится не на проверяемых знаниях, а на бездоказательной вере. В этом отношении Бекон был сторонником и одним из создателей широко известной в истории философской мысли "Теории двойственной истины", согласно которой между религией и наукой нет ничего общего. Их, Религию и Науку, можно уподобить двум геометрическим плоскостям, которые нигде не пересекаются друг с другом. Истины религии не могут быть проверены и доказаны наукой, а религия не может и не должна решать научных проблем. Религиозные положения воспринимаются за истины в области религиозной веры, а научные положения воспринимаются за истину при помощи разума, на основе опыта и критического анализа полученных данных. Для науки, говорил Бекон важнейшее значение имеет поиск и выявление материальных причин исследуемых процессов и явлений.

Бэкон обосновал индуктивную концепцию научного познания, в основе которой лежит опыт и эксперимент и определенная методика их анализа и обобщения. Метод индукции - это логический путь движения мысли, характеризующий переход знания частного к знанию общего. Это метод, позволяющий разуму человека анализировать, разделять и разлагать природу, открывать присущие ей общие свойства и законы. Центральное место в методологической программе Бэкона занимают опыт и индукция.

Научное знание, по мнению Бэкона, проистекает не просто из непосредственных чувственных данных, а из целенаправленно организованного опыта, эксперимента. Эксперимент дает возможность ставить изучаемую вещь в искусственные ситуации, в которых наиболее отчетливо проявляются те или иные ее признаки.

Теория индуктивного метода органически связана в учении Бэкона с его аналитической методологией, философской онтологией и учением о простых природах и их формах. Средства индукции предназначаются для выявления форм "простых свойств", или "природ", как их называет Бэкон, на которые, по его мнению, разлагаются все физические тела.. Индуктивному исследованию подлежат, например, не золото, вода или воздух, а такие их свойства как плотность, тяжесть, ковкость, цвет, теплота и т.п. Такой аналитический подход в теории познания и методологии науки превратился в прочную традицию английского философского эмпиризма. Оправданность позиции Бэкона уровнем развития естествознания несомненна: физика занималась изучением как раз такого рода феноменов, исследуя природу плотности, упругости, тяготения, теплоты, цвета, магнетизма.

Движение, по Бэкону, — это прирожденное свойство материи. Как вечна материя, так вечно и движение. Он назвал 19 видов или форм движения в природе: колебание, сопротивление, инерция, стремление, напряжение, жизненный дух, мука и др. Эти формы фактически были характеристиками механической формы движения материи, которая в то время наиболее полно была исследована наукой. Вместе с тем Ф. Бэкон стремился исследовать и объяснить многокачественность материального мира, правильно чувствуя, что причина кроется в специфике форм движения материи

Материалистические воззрения Ф. Бэкона были систематизированы и развиты в сочинениях другого английского философа Томаса Гоббса (1588—1679). Гоббс рассматривал материю в качестве единственной субстанции, а все явления, предметы, вещи, процессы считал формами проявления этой субстанции. Материя — вечна, а тела и явления — временны: они возникают и исчезают. Мышление от материи отделить нельзя, ибо мыслит только сама материя. Бестелесная субстанция невозможна так же, как бестелесное тело. Именно материя является субъектом всех изменений [3].

Томас Гоббс был представителем номинализма и эмпиризма гносеологии, хотя в его учении налицо и некоторые элементы рационализма. Он подчеркивал, что в человеческом уме нет ни одного понятия, которого не было бы первоначально в органах ощущения.

Будучи представителем передовой философии своего времени, Гоббс выступал против церкви и религиозной схоластики и ставил своей целью создание философии, тождественной естественному человеческому разуму и способной научить людей правильному мышлению. Математику он считал образцом знания и утверждал, что только она способна дать необходимо достоверное и всеобщее знание.

Философия, по Гоббсу, «врождена каждому человеку, ибо каждый в известной мере рассуждает о каких-нибудь вещах». Под рассуждением он понимает исчисление, поскольку вычислить - это значит найти сумму складываемых вещей или определить остаток при вычитании чего-либо из другого. Значит, рассуждать - это то же самое, что складывать и вычитать. Таким образом, логика у Гоббса совпадает с математикой, а мышление - с техникой счета.

Проблемы теории познания, человека и общества являлись главными в творчестве Джона Локка (1632-1704). Его теория познания и социальная философия оказали глубокое воздействие на историю культуры и общества, в частности на разработку американской конституции.

Проблемы теории познания, человека и общества являлись главными в творчестве Джона Локка (1632-1704). Его теория познания и социальная философия оказали глубокое воздействие на историю культуры и общества, в частности на разработку американской конституции. [3]

В центре философии Л. стоит его теория познания, которую он строил в традиции английского эмпиризма и материализма Ф. Бэкона, противостоя картезианству, кембриджским платоникам и университетской схоластической философии.

Согласно Локку, не существует врождённых идей и принципов - ни теоретических, ни практических (нравственных), включая и идею бога, а всё человеческое знание проистекает из опыта. Все идеи возникают из двух основных источников - опыта внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексии). В основе знания лежат простые идеи, например, возбуждаемые в уме различными качествами тел - первичными, с которыми эти идеи сходны (протяжённость, фигура, плотность, движение), или вторичными, с которыми идеи не сходны (цвет, звук, запах, вкус). Посредством соединения, сопоставления и абстрагирования разум из простых идей образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения). Локк различает идеи ясные и смутные, реальные и фантастические, адекватные своим прообразам и неадекватные. Он считает, что познание реально лишь постольку, поскольку его идеи сообразны с действительностью, и определяет истину как соединение и разъединение идей или их знаков сообразно соответствию или несоответствию обозначаемых ими вещей. В вопросе о значении общих терминов Локк склоняется к концептуализму, отмечая, что реальная сущность вещей остаётся неизвестной и что ум имеет дело с номинальными сущностями. Познание Локка делит на интуитивное (самоочевидных истин, нашего собственного существования), демонстративное (положений математики, этики, бытия бога) и сенситивное (существования единичных вещей). Последнее оценивается им как наименее ясное и достоверное, что вносит в концепцию Локка явный рационалистический элемент. [4]

2. Рационализм философии Нового времени

Научная революция XVI-XVII вв. привела вк систематическому применению в естествознании математических методов.  И особенности рационализма XVII в  связаны именно с ориентацией на математику как идеал научного знания.  Из ориентации на математику прямо вытекало основное положение рационализма о том, чтоисточником и критерием истины не может быть опыт, поскольку чувственный опыт ненадежен, неустойчив, переменчив.  Рационалисты считали , что подобно тому математическое знание выводится и обосновывается рационально-дедуктивным путем,  философское знание также должно  выводится из разума и обосновываться им.

Рационализму XVII в  была присуща вера во всесислие разума  и в его возможности достижения абсолютной истины, т.е.такого знания, которое обладает всеобщим и обязательным характером. На поиски этих абсолютных оснований человеческого знания   и были направлены усилия создателей великих рационалистических систем

Западноевропейский рационализм берет свое начало в философии фрацузского ученого и философа Рене Декарта (1596-1650),  с которого , согласно Гегелю,  начинается обетованная земля философии Нового времени и закладываютяс основы дедуктивно-рационалистического метода познания.. Кроме философских работ Декарт известен как автор  исследований в различных областях знания: он заложил основы геометрической оптики,  явился создателем аналитической геометрии,  ввел прямоугольную систему координат, выдвинул идею рефлекса.

Р.Декарт был одним из тех мыслителей, кто тесно связал развитие научного мышления с общими философскими принципами. Он подчеркивал, что нужна философия нового типа, которая сможет помочь в практических делах людей. Подлинная философия должна быть  единой как в своей теоретической части, так и по методу. Эту свою мысль Р.декарт поясняет  с помощью образа дерева, корни которого составляет философская метафизика, ствол- физика как часть философии, а крону –все прикладные науки, включая этику, медицину, прикладную механику и т.д.

В основании человеческого знания лежит  философия, или метафизика, как было принято именовать философию в те времена. Для Р.Декарта очевидно, что истинность исходных положений метафизики будет гарантировать истинность человеческих знаний вообще. Проблема заключается в том, где найти такое положение, истинность которого сомоочевидна.

В своих поисках Р.Декарт встал на позции скептицизма, или сомнения во всем. Его скептицизм носит методологический характер, поскольку радикальный скептицизм нужен Декарту для того, чтобы придтй к абсолютно достоверной истине. Ход рассуждений Р.Декарта следующий. Любое утверждение о мире, Боге и человеке может вызвать сомнение. Несомнимым является только одно положение:  «Coqito ergo sum» - «Мыслю, следовательно, существую», - поскольку акт сомнения в нем означает и акт мышления, и акт существования.

Положение «Мыслю, следовательно, существую», представляет собой соединение двух соответствующих идей: «Я мысю» и «Я существую». Из положения «Я мыслю» следует, что «Я» есть нечто мыслящее, нечто духовное, или душа в терминологии Р.Декарта. Душа представляет собой некую непротяженную сущность или субстанцию. Собственная душа человека является первым предметом его познания. В душе содержатся его идеи, одни из которых приобретtys человеком  в ходе его жизни, другие же явряются врожденными.

Декарт считает, что основные разумные идеи души, главня из которых- идея Бога, не приобретенные а врожденные. А поскольку обладает идеей Бога, то предмет  этой идеи существует.[1, с.118-119]

Рационализм Р.Декарта утверждает, что разум в состоянии извлеч из себя высшие идеи, необходимые и достаточные для осмысления природы и руководства поведением . Человек усматривает эти идеи «внутренним» зрением (интеллектуальной интуицией) в силу их отчетливости и ясности. Пользуясь далее точносформулированным методом и правилами логики, он выводит из этих идей все остальное знание.

В работе «Рассуждение о методе» Р.Декарт сформулировал основные правила, которым нужно следовать, чтобы «вести свой разум к познанию истины»: принимать за истинное то, что самоочевидно, воспринимается ясно и отчетливо; каждую сложную вещь следует делить на простые составляющие; в познании идти от простых вещей к сложным и последнее правило требует ситематизации как познанного, так и познаваемого, чтобы быть учеренным в том, что ничто не пропущено.

Таким образом интуиция и дедукция из интуитивно постигнутого – это основной путь, ведущий к познанию всего возможного. В своей рационалистической методологии Р.Декарт предлагает идти от наиболее  общих философских предложений к более частным положениям конкретных наук, а уже от них – к максимально конкретным знаниям. Можно сказать,, что рационалистический  метод Р.Декарта представляет собой философское осмысление методологии математика.

Декартова программа построения ситемы знаний, покоящаяся на едином основании,Ю получила завершенное воплощение в философии голландского мыслителя Бенедикта Спинозы  (1632-1677)  [1, с.119, 120].

Главный труд Б.Спинозы «Этика» даже по форме построен как образец евклидовой геометрии: в нем даются общие определения и аксиомы,  из которых выводятся теоремы, касающиеся принципов и правил поведения людей, понимания мира и его познания.

В отличие от дуалистической философии Р. Декарта философия Б. Спинозы носит монистический характер, являясь учением о единой всеобъемлющёй субстанции, которая есть все, как и все есть субстанция.    

Субстанция для Б.Спинозы - непосредственно данное сущность которого заключает в себе необходимое существование. Субстанция для своего существования не ищется ни в чем ином, она есть «causa sui», т. е. причина самой себя.

Определив субстанцию как причину самой себя и исходя из этого основного критерия, Б. Спиноза выводит и все остальные свойства субстанции: вечность во времени и - бесконечность в пространстве.

Так понятая  субстанция есть то, что называют природой или Богом. Б.Спиноза отходит от ортодоксальных религиозных взглядов. Его мировоззрение носит пантеистический характер, то есть Бог как растворяется  в природе,  которая есть вечное творческое начало. Голько природа в целом, или субстанция, существует необходимо, только ее сущность включает в себя существование.    

Заключая причину своего бытия в себе, субстанция обладает бесконечным множеством атрибутов или сущностных свойств. Субстанция одна, но атрибуты, качества, выражающие ее сущность и способы, посредством которых она выражает свое бытие бесчисленны. Человек познает субстанцию через два ее атрибута - протяженность и мышление

Исследовав природу субстанций, Б.Спиноза переходит к исследованию познавательной деятельности человека. Свое понимание отношения знания к внешнему миру он формулирует следующим образом: «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей» [2, с.41]. Эта теорема, устанавливая зависимость «порядка и связи идей» от «порядка и связи вещей», указывает на возможность истинного, адекватного познания мира.

В противоположность Р. Декарту, утверждавшему о существовании у человека врожденных идей, Спиноза категорически отрицает их наличие. Вместе с тем он признает врожденную способность приобретать знания. Задача человека заключается в том, чтобы совершенствовать эту врожденную способность к приобретению знаний. [1, С. 121, 122]

Интуиция у Б. Спинозы — не мистическая интуиция, а рационалистическое познание сущности вещи на основе постижения сущности субстанции. Только интуитивным путем мы, помысли Б. Спинозы, безошибочно познаем существо вещей. Он указывает, что нужно отличать истинные идеи интеллекта от ложных, сомнительных и вымышленных представлений воображения, которые он называет «абстракциями» и которые происходят оттого, что в исследовании не соблюдается естественный порядок и ход вещей. Один из важнейших источников ложных представлений о природе заключается в том, что мы стараемся образно мыслить себе субстанцию и ее атрибуты, тогда как природа субстанции может постигаться только интеллектом. Мы же склонны переносить на субстанцию понятия, имеющие смысл лишь в отношении конечных вещей, в отношении модусов субстанции, как-то: длительность, меру, делимость и т.д.

Итак, Б. Спиноза ограничивал познавательные возможности опыта несущественными свойствами вещей, тогда как их сущность может быть познана только рациональным путем [1, С.123]

Великий немецкий философ и математик Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646—1716) отверг как дуалистическую трактовку бытия Р. Декарта, так и монистическое учение о субстанции Б. Спинозы. Он противопоставил им плюралистическую концепцию бытия как совокупность множества субстанций —монад.

Согласно Г.В. Лейбницу, субстанция как исходное начало всего сущего должна обладать абсолютной простотой и неделимостью, а посему не может быть сложной, так как сложная субстанция зависела бы от простых; субстанция не может быть и протяженной по причине бесконечной делимости пространства.

Философ приходит к выводу о существовании множества простых субстанций. Монады, в представлении Г.В. Лейбница, —это и есть простые неделимые субстанции, «истинные атомы природы», которые в отличие от атомов древнегреческих мыслителей обладают не телесной, а духовной природой.

Рационализм в учении Г. Лейбница о монадах выразился в том, что постичь монады можно только разумом.

Столь же рационалистической является и теория познания Г.В. Лейбница, в которой он предпринял попытку сочетания рационализма и эмпиризма при сохранении ведущей роли рационализма. Он выделяет два рода истин: «истины разума» и «истины факта».

«Истины разума» представляют собой врожденные идеи. Лейбниц в отличие от Декарта считает, что врожденные идеи не даны сразу ясно и отчетливо, а находятся в интеллекте в зародышевом состоянии и лишь постепенно развиваются до полного осознания.

«Истины факта» не обладают необходимостью и всеобщностью, они являются эмпирическими и случайными в том плане, что не могут быть выведены дедуктивным путем. Метод отыскания «истин факта» - индукция. К «истинам факта» Г. Лейбниц относит законы природы, открываемые естествознанием.

Рационалистическая система Г Б. Лейбница явилась завершением философии XVII в. и предшественницей немецкой классической философии. [1,С.124-125]

Практическое задание

Назовите основные социально-политические концепции в философии Нового времени. Укажите в чем состоят сходство и различие концепций Т. Гоббса и Дж. Локка по вопросам о государстве и о правах и свободах личности?

Социально – политические концепции в философии Нового времени получили наиболее полное развитие в философских системах английских мыслителей Томаса Гоббса и Джона Локка. Основным социальным фактором, повлиявшим на формирование воззрений Т.Гоббса и Дж. Локка на общество и государство, была история английской буржуазной революции XVII века, закончившаяся компромиссом дворянства и буржуазии.

Томас Гоббс (1588 – 1679) выделяет в развитии общества два состояния: естественное и гражданское. В естественном состоянии люди действуют согласно законам природы, подчиняясь своим страстям. В нем каждый хочет не только сохранить свою жизнь и свободу, но и приобрести господство над другими. Из-за постоянных конфликтов между людьми возникает состояние «войны всех против всех». В этой войне не может быть победителей. Поэтому возникает насущная необходимость перейти к состоянию гражданскому. Признаком гражданского состояния является наличие сильной централизованной власти.  Для того чтобы создать общество, надо получить на это согласие людей, которое должно быть закреплено совместным договором. Прочность договора обеспечивается формировани­ем общественной власти, которая призвана держать в узде всех членов общества и направлять их действия к общественному благу. Общественная власть наделяется пол­номочиями управлять другими людьми на основе того, что все члены общества добровольно отреклись от прав владеть сами­ми собой и отдали их представительному органу.  Государство, в свою очередь, призвано поставить на место законов природы законы общества. Этим оно ограничивает общественные права гражданским правом.

Вот почему граж­данские права являются естественными пра­вами, перенесенными в государство. Гоббс различает 3 вида государственной власти: демокра­тию, аристократию и монархию. Наилучшей формой он считал абсолютную монархию, так как, по его мнению, власть в стране должна быть абсолютной, суверенной и единой.

Джон Локк (1632 - 1704) вслед за Гоббсом рассматривает государство как продукт взаимного соглашения людей, но на первый план ставит не столько правовые и юридические критерии поведения людей в обществе, сколько моральные. Он является одним из основателей либерализма. Подобно Гоббсу, Локк исходит из естественного состояния общества. Но естественным состоянием он считает царство свободы и равенства, в котором все люди свободно распоряжаются своей жизнью и имуществом. К основным неотчуждаемым правам человека Локк относил: право на жизнь, свободу и собственность, приобретенную своим трудом. Основной целью людей при установлении государства по взаимному соглашению является сохранение их неотъемлемых прав и свобод, полного отказа от них при заключение договора быть не может. Отсюда Локк делает вывод, что власть правителя не может быть абсолютной. Учение Локка о естественном праве и общественном договоре стало обоснованием установившейся в Англии конституционной монархии. Локк впервые в истории высказал мысль о разделении власти на законодательную, исполнительную и федеративную.

Законодательная власть (парламент) осуществляет право издавать законы, исполнительная (правительство) – проводить законы в жизнь, а федеральная (король и министры) занимается вопросами внешней политики. Законодательная власть должна преобладать. Социально-политические концепции т. Гоббса и Дж. Локка оказали огромное влияние на общественно-политическую мысль Европейского Просвещения и получили свое дальнейшее развитие в трудах философов этой эпохи.

Список использованной литературы.

  1. Лавриенко В.Н. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н.Лавриенко, проф. В.П.Ратникова.-М.:ЮНИТИ, 2001.-584 с.
  2. Спиноза Б. Этика. Теорема 7. Часть II. – М._Л., 1932.
  3. экономико-правовая библиотека www.vuzlib.net
  4. sireo.narod.ru
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+4
Размер: 25.40K
Скачано: 370
Скачать бесплатно
22.04.11 в 12:15 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе