Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Философия Нового времени: основы эмпиризма и рационализма

Философия Нового времени: основы эмпиризма и рационализма [25.09.11]

Тема: Философия Нового времени: основы эмпиризма и рационализма

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 21.30K | Скачано: 330 | Добавлен 25.09.11 в 15:28 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Уфа 2010


Содержание
Введение. 3
1. Эмпиризм философии Нового времени 4
2. Рационализм философии Нового времени 8
3. Практическое задание 12
Заключение 16
Список литературы 17

Введение

В современном мире с каждым годом все более значимым становится знание. И это естественно – ведь именно оно определяет наше будущее положение в обществе, карьерный рост и жизненный успех. То есть тема знания, его структуры, процесс его приобретения, методы, при этом используемые актуальны как для нас, так и для любых людей, которые жили до нас или будут жить много позже.

Попытки изучения деятельности по «добыванию» знания, или познания, начались еще в античное время. XVII век в жизни общества характеризуется разложением феодализма, зарождением и развитием капитализма, что связано с прогрессом в экономике, технике, ростом производительности труда. Происходят существенные преобразования в сфере политики и в с социальной сфере, меняется сознание людей. Иными словами, происходит рост в каждой сфере общественных отношений. Данный временной период интересен для рассмотрения тем, что именно тогда резко набирает дискуссия о научном познании, которое включает в себя два основных уровня – эмпирический и теоретический. Они хотя и связаны, но отличаются друг от друга, каждый имеет свою специфику.

Целью контрольной работы является изучение философской мысли Нового времени. В соответствии с ней определяются задачи:

1. Определить, что есть эмпиризм и рационализм

2. Обратиться к их основоположникам и сторонникам.

3. Описать основные социально-политические концепции в философии Нового времени.

1. Эмпиризм философии Нового времени

Семнадцатый век открывает новый период в развитии  философии,  который принято  называть  философией  Нового  времени.  Начавшийся  еще   в эпоху Возрождения  процесс   разложения   феодального   общества   расширяется   и углубляется в XVII веке. Предпосылки для формирования философии нового времени связаны с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натурфилософии. В 17 веке интерес философов был направлен на вопросы познания – Бэкон развивал учение об индукции, Декарт – понятие метода в философии.

Начиная с XVII в. бурно развивается естествознание. Потребности мореходства определяют развитие астрономии; кораблестроение, военное дело, строительство городов – развитие механики и математики. Новая наука опирается прежде всего на практику материального производства: совершенствование орудий производства в металлургической  и угольной промышленности, изобретение машин в текстильной промышленности.

В общественных науках разрабатывается теория естественного права (Гоббс и Гроций). Бойль применил механику в химии и разработал понятие химического элемента. Торричелли экспериментально установил факт давления воздуха, изобрел ртутный барометр и воздушный насос. Гарвей открыл кровообращение и эмпирически исследовал его роль.  Выдающийся вклад в развитие механики, физики, математики, физиологии внесли Лейбниц и Декарт. Гильберт исследовал свойства и практическое применение магнита.

Такое развитие науки не могло не оказать воздействия на философию своего времени. В философии происходит решительный разрыв с религией и схоластикой: в борьбе против господства религиозных догматов, авторитета и давления церкви возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования. Для философии Нового времени характерна сильная материалистическая тенденция, которая вытекает, прежде всего, из опытного естествознания.

Основная проблема  философии  Нового  времени  -   проблема  познания, научных методов, общественного устройства.

В XVII на первый план выходят вопросы гносеологии. Гносеология – «философское учение о человеческом  познании», [7, c. 12].  Человек  и общество  в  своем  бытии  изменяют  окружающий  мир,  но   общество   может существовать, только изменяя  мир.  Это  практическое  отношение  к  миру  и является практической основой  общества.  Особенностью  человеческого  бытия является  то,  что  для  своего  бытия,  человек  вынужден   целенаправленно изменять окружающий мир. Чтобы  изменение  было  рациональным,  человечество выработало познание. Задача гносеологии –  выяснение  природы  человеческого познания, его основных закономерностей,  определение  целей  и  возможностей человеческого познания. Она рассматривает основные механизмы  познавательной деятельности;  анализирует  структуру человеческого  знания,  его  основные свойства  (что  есть  истина?  – важнейший   вопрос   гносеологии), роль биологических  и  социальных факторов  познания;  исследует  закономерности развития  человеческого знания.  Гносеология  пытается  дать  образ человеческого  познания, опираясь  на  многовековой  опыт,  она  связана  с психологией, кибернетикой и лингвистикой.

Гносеологическая философия состоит  в  изучении  познавательного  отношения  в  системе  “мир-человек”. Начинают интенсивно разрабатываться проблемы познания. Роль философии в этом процессе обозначается как поиск путей познавательной деятельности, разработка методов познания. Действительность начинает рассматриваться с точки зрения возможности отразить природу и бытие в понятии, в мышлении (действительность рационализируется). Разум, его возможности абсолютизируются и возносятся на вершину человеческой деятельности. Центром философствования становится "человек мыслящий": "я мыслю, следовательно, существую" - формулировал свое кредо представитель рационализма Декарт. Именно в это время ставится задача: интенсивно изучать природу и человека. В философии эти задачи конкретизируются как разработка учения о субстанции, поиск методов познавательной деятельности. 

Теория познания рассматривается как отношение объекта и  субъекта  познания, выявляется связь чувственного и рационального, исследуются  проблемы  истины и другие гносеологические вопросы.

Выделяют два основных направления: эмпиризм – «направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний», [8, c. 45]; и рационализм, который выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником  познания и критерием его истинности.

Бэкон является основоположником эмпирического метода. Он придавал большое значение опытным наукам, эксперименту  и наблюдению. Источник знаний и критерий их истинности видел в опыте. Рассматривая познание как отображение внешнего мира в сознании человека, он подчеркивал решающую роль опыта в познании. Однако философ не отрицал и роль разума в познании.

Объектом познания, по Бэкону, выступает природа. Задача познания – исследование ее законов, а цель познания – установление господства человека над природой. Причина плачевного состояния науки кроется в отсутствии надежного метода. Истинное знание – это знание причин. Основа познания – опят. Но истинному познанию мешают различные объективные и субъективные причины, которые Бэкон называет «идолами» или «призраками» познания. Их четыре:

Своим учением об «идолах» Бэкон стремился очистить сознание людей от влияния схоластики, всевозможных заблуждений и создать таким образом условия для успешного развития и распространения знаний, основанных прежде всего на опытном изучении природы.

Для научной и философской атмосферы Европы XVII в. наибольшую роль сыграла общая — критическая, эмпирическая и практическая — тенденция бэконовской методологии. Для восходящего класса английской и европейской буржуазии весьма показательна и оптимистическая уверенность Веруламца в том, что подлинное и надежное искусство открытия растет и развивается вместе с самими открытиями. В свете всего сказанного понятна та большая роль, какую Бэкон оказал на энтузиастов экспериментального естествознания в Англии, основавших Лондонское естественно-научное общество.

2. Рационализм философии Нового времени.

Рене Декарт — один из основоположников европейской и мировой философии Нового времени. Он противопоставил дуалистическое понимание мира Бэконовской и Гоббсовской монистической трактовке субстанции.

Декарт в своей работе «Рассуждения о методе» приходит к выводу, что источник знаний и критерий истинности находится не во внешнем мире, а в разуме человека. Интеллектуальная интуиция или чистое умозрение – отправной пункт познания. Изучая содержание сознания, Декарт приходит к выводу о существовании трех видов идей: идей, порожденных самим человеком, идей приобретенных и идей врожденных. Идеи, порожденные человеком, связаны с его чувственным опытом, являясь обобщением данных наших органов чувств. Эти идеи дают знания об отдельных предметах или явлениях, но не могут помочь в познании объективных законов окружающего мира. Не могут в этом помочь и приобретенные идеи, так как они являются тоже знаниями лишь об отдельных сторонах окружающей действительности. Врожденные идеи обладают полной достоверностью. К ним он относит идею Бога, математические аксиомы и т. п. Так, например, абсолютно достоверным началом, методом или средством, содействующим открытию, является сомнение во всем существующем. Он поэтому начинает с сомнения в существовании чувственных вещей, математических истин и даже «всемогущего Бога». Но, сомневаясь во всем и отрицая все, он приходит к выводу, что нельзя сомневаться в том, что существует сомневающаяся мысль. Таким образом, он делает заключение, что единственный достоверный факт есть мышление. Отсюда знаменитый декартов афоризм "Cogito, ergo sum" ("Мыслю – следовательно, существую", [2, с. 147]). Поскольку же мышление – единственный атрибут души, она мыслит всегда, всегда знает о своем психическом содержании, зримом изнутри; бессознательной психики не существует.

Приобретенные идеи основываются не на опыте одного человека, а являются обобщением опыта разных людей, но лишь врожденные идеи дают человеку знания о сущности окружающего мира, об основных законах его развития. Эти общие понятия открываются только разуму и не нуждаются в дополнительной информации, получаемой от органов чувств.

Такой подход к познанию получил название рационализма, а способ, при помощи которого человек открывает содержание врожденных идей, рациональной интуицией. Декарт писал: "Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчетливое, что он не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим", [5, с. 87].

По Декарту, ясность и отчетливость наших представлений – вот критерий истинности. Для него истинно все, что человек воспринимает ясно и отчетливо.

Осмысление интуиции Декартом в общем сводилось к ее истолкованию в качестве естественного, но одновременно не чувственного, а интеллектуального света. Знаменитое определение интуиции, которое дается в Правилах для руководства ума, гласит, что она представляет собой не веру в шаткое свидетельство человеческих чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, т. е. отграничивает понятие интуиции от чувственных постижений. Интуиция, далее, определяется здесь как отчетливое, прочное понятие ясного и внимательного ума, порожденное лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция. Став антисенсуалистической и антииррацпоналисгической, интуиция превращается у Декарта в интеллектуальную.

Философия Р. Декарта получила название дуалистической, так как в ней постулируется существование двух субстанций материальной, которая обладает протяженностью, но не обладает мышлением, и духовной, которая обладает мышлением, но не обладает протяженностью. Эти две независимые друг от друга субстанции, будучи продуктом деятельности Бога, соединяются в человеке, который может познать и Бога, и созданный им мир.

Дуалистическое учение о субстанции Декарта было преодолено голландским философом Спинозой, который разработал монистическое учение о мире. Его монизм предстал в форме пантеизма: в своей онтологии он отождествил Бога и природу, которая выступает как природа – творящая и природа – сотворенная. В то же время Спиноза заявил о том, что существует одна лишь материальная субстанция, основными атрибутами которой является протяженность и мышление. Таким образом, вся природа является живой природой не только потому, что она Бог, но и потому, что ей присуще мышление. Одухотворив всю природу, Спиноза тем самым выступил и как философ‑гилозоист.

Он считал, что атрибуты материальной субстанции так же вечны, как и сама материя: они никогда не возникают и не исчезают. Много внимания философ уделяет конкретным состояниям субстанции – модусам. Он их разделил на две группы: модусы – вечные, бесконечные и модусы – временные, конечные. Бесконечные модусы определяются атрибутами субстанции – мышлением и протяженностью, а конечные – всеми остальными явлениями и вещами.

Спиноза доказывал, что движение не есть следствие какого-то божественного толчка, ведь природа «причина самой себя». Движение составляет ее сущность и источник. Однако движение все же у Спинозы не атрибут, а модус (правда, вечный и бесконечный). По мнению Спинозы, движение наблюдается в конкретных вещах, а субстанция лишена движения и изменения и не имеет никакого отношения ко времени. Спиноза не понял сущности самодвижения материи, хотя фактически об этом писал, когда характеризовал материю как «причину самой себя»: «источник движения, хотя и не Бог, но лишь взаимные внешние толчки модусов», [5, с. 177].

Лейбниц к спинозовскому понятию субстанции присоединил принцип деятельной силы, или «самодеятельности». В своем произведении «Монадология» он объявил материальные явления проявлением неделимых, простых духовных единиц – монад. Неделимая монада не имеет протяженности и не находится в пространстве, так как пространство бесконечно делимо. Монада – это нематериальный, духовный центр деятельной силы. Монады вечны и неуничтожимы, они не могут возникнуть или погибнуть естественным путем. Они не изменяются и под внешним воздействием. Всякая отдельная монада – это единство души и тела. Внешним выражением духовной сущности монады является число.

Деятельность, движение – свойство монады. Природу, считает Лейбниц, нельзя объяснить одними законами механики, необходимо ввести также понятие цели. Ибо каждая монада есть сразу и основание всех своих действий и их цель. Душа – это цель тела, то, к чему оно стремится.

Взаимодействие души и тела монады – это Богом «предустановленная гармония», [4, с. 44].

Для монад всегда характерна множественность состояний, в них постоянно что‑то изменяется, но кое‑что и остается прежним. Монада – это микрокосм, бесконечно малый мир. Монады Лейбниц подразделял на три категории: монады жизни, монады души и монады духа. Отсюда и все сложные субстанции он делил на три группы: «из монад‑жизней возникает неорганическая природа; из монад‑душ – животные; из монад‑духов формируются люди», [4, с. 44].

Лейбниц признавал бессмертие души и вечность субстанций, например, растительных и животных организмов. В природе, по его мнению, не бывает ни рождения, ни смертей, а есть либо увеличение и развитие, либо свертывание и уменьшение. Он отрицает в развитии скачки, прерывность постепенности.

3. Практическое задание

Назовите основные социально-политические концепции в философии Нового Времени. Укажите, в чем сходство концепций Т. Гоббса и Дж. Локка по вопросам о государстве и о правах и о свободах личности.

XVII в. получили наиболее полное развитие в философских системах английских мыслителей Томаса Гоббса и Джона Локка. Основным социальным фактором, повлиявшим на формирование воззрений Гоббса и Локка на общество и государство, была история английской буржуазной революции XVII  в., закончившаяся компромиссом дворянства и буржуазии.

Томас Гоббс, создавая философскую систему и стремясь охватить все области знания, выделил  одну главную проблему, ради которой и строилась вся система. Таковой для него стала проблема государства, законности, мира и порядка в нем, которую он рассматривает в работах «О гражданине» и «Левиафан». Гоббс различает два состояния общества: естественное и гражданское.

В естественном, т. е. догосударственном, состоянии люди действуют согласно законам своей природы, подчинясь своим страстям. В этом состоянии, считает Гоббс, все люди равны от природы, «природа дала все всем», из-за чего возникает «равенство надежд на достижение цели»; в нем каждый хочет не только сохранить свою жизнь и свободу, но и приобрести господство над другими. Стремление людей к удовлетворению своих потребностей порождает постоянные конфликты и столкновения между ними, из-за чего возникает состояние «войны всех против всех». Чтобы удовлетворить свои страсти к соперничеству, наживе, славе, к власти, человек, утверждает Гоббс, не останавливается ни перед чем, ни перед какими злодеяниями. В этой войне не может быть победителей.

Чтобы сделать соглашение между людьми «постоянным и длительным, требуется еще кое-что..., а именно общая власть, держащая людей в страхе и направляющая их действия к общему благу». Такая общественная власть, по Гоббсу, может быть создана только одним путем: «путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое боль шинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю», [5, с. 150]. В результате этого рождается государство — новое «лицо, воля которого в силу соглашения многих людей признается волей их всех, с тем, чтобы оно могло распоряжаться сила ми и  способностями отдельных членов общества ради мира  и защиты общих  интересов». Таким образом, по Гоббсу, образуется государство, которое он уподобляет библейскому чудовищу Левиафану. Государство на место законов природы ставит законы общества.

Власть издает гражданские законы и обязывает людей к их безоговорочному исполнению с помощью силы. Когда власть избрана, утверждает Гоббс, граждане теряют все права, так как они были перенесены на органы государственной власти, за исключением тех, которые сочтет целесообразным предоставить им правительство.

Организация государственной власти, по Гоббсу, может быть различной: монархия, аристократия, демократия. Но не это главное в доктрине Гоббса. Главное в том, что власть в государстве должна быть абсолютной, суверенной и единой. Именно поэтому его симпатии склоняются к абсолютной монархии, которая для него наиболее полно выражает политическое могущество государства.

Джон Локк в своем произведении «Два трактата о правительстве» опубликованном  в 1689 г., когда в Англии утвердилась конституционная монархия, развил учение Т. Гоббса об общественном договоре. Он явился одним из основателей английского буржуазного либерализма.

Подобно Гоббсу, Локк в своем социально-политическом учении исходит из естественного состояния общества. Однако в отличие от Гоббса он не считал естественное состояние «войной всех против всех». Естественное состояние он изображает как царство свободы и равенства, в котором люди свободно располагают своей личностью, имуществом и все имеют равные права на свободу. Таким образом, к основным неотчуждаемым естественным правам человека Локк относит три права: на жизньсвободу и собственность, приобретенную своим трудом. Никто не имеет права «причинить вред жизни, здоровью, свободе или имуществу другого», [3, с. 66].

Основной целью людей при установлении государства по взаимному соглашению  является, по Локку, сохранение их неотъемлемых  прав и собственности, которые не гарантированы в естественном состоянии. В отличие от Гоббса он утверждает, что полного отказа от естественных прав и естественной свободы при  заключении договора быть не может. Индивид лишь настолько ограничивает свою естественную свободу и свои естественные права, насколько это нужно для охраны его личности и имущества. Отсюда Локк делает вывод о том, что власть правителя не может быть абсолютной. Абсолютная монархия, по его мнению, хуже, чем естественное состояние, так как над абсолютным монархом нет суда и он находится как бы в естественном состоянии по отношению к своим поданным. Променять естественное состояние на абсолютную монархию — это то же, говорит Локк, что во избежание вреда, наносимого хорьком или лисицей, отдать себя в когти льва. Учение Локка о естественном праве и общественном договоре стало обоснованием установившейся в Англии конституционной монархии.

Этому же служат его идеи о разделении властей, которые он выдвинул одним из первых и которые затем нашли свое воплощение в политических теориях французской и американской буржуазных революций XVIII в. Разъясняя принцип разделения властей, он указывает, что нужно различать три власти: законодательную, исполнительную и федеральную. Законодательная власть (парламент) осуществляет право издавать законы, исполнительная (правительство) — проводить законы в жизнь, а федеральная (король и министры) занимается вопросами внешней политики. Власти, по мнению Локка, неравноправны. Законодательная власть — верховная, она должна  повелевать другими властями.

Локк в своем трактате также ставит вопрос о возможности сопротивления суверену (правителю), когда он злоупотребляет своей прерогативой. Тогда его подданные имеют право отказаться от договора.

Социально-политические концепции Гоббса и в особенности Локка оказали огромное влияние на общественно-политическую мысль Европейского Просвещения  и получили свое дальнейшее развитие, прежде всего в трудах Ш. Монтескье и Ж.-Ж. Руссо.

Заключение

XVI-XVII века - время, обозначившее крупные перемены в жизни Европы. Сдвиги в образе жизни, системе ценностей, духовном мироощущении - все это нашло свое отражение в новой проблематике и стиле философии. Важным событием, определившим характер и направленность философской мысли, стала научная революция. Ее начало было положено открытиями Кеплеpa, Коперника, Тихо де Браге, Галилея, а завершение выпало Ньютону. Философия должна была осознать смысл и масштаб происходящих перемен и ввести современников в новый мир, мир с иным местоположением самого человека в его отношении к природе, обществу, самому себе и Богу.

Бэкон и Декарт обозначили наличие и соперничество двух крупнейших течений в европейской философии XVII века: эмпиризма и рационализма. Представители эмпиризма (Бэкон) считали единственным источником знаний ощущения, опыт. Сторонники рационализма (Декарт) превозносят роль разума и принижают роль чувственного познания. То есть, эмпиризм подчеркивает, что важнейшим источником знаний является живой чувственный опыт, а рационализм в качестве важнейшего источника знаний полагает деятельность человеческого разума(ума). Таким образом, цель данной контрольной работы: изучение философской мысли Нового времени, достигнута.

Список литературы

1. Гоббс Т. Избранные произведения. В 2 т. Т. 2. С. 196–197.

2. Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950. С. 411–426

3. Лавриненко В. Н., Иконникова Г. И., Ратников В. П. , Сидоров М. М. // Философия // 2-е изд., исправ. и доп. // Юристъ; 1998

4. Лейбниц Г. В. Сочинения: В 4 т. М., 1982. Т. 1. С. 95–97

5. Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVII веков. Учебник – М., 1996

6. Спиноза Б. Этика. М., 1983. С. 385–386.

7. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2001. — 719 с.

8. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 21.30K
Скачано: 330
Скачать бесплатно
25.09.11 в 15:28 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе