Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Философия Нового времени: философские мысли

Философия Нового времени: философские мысли [07.04.13]

Тема: Философия Нового времени: философские мысли

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 24.85K | Скачано: 339 | Добавлен 07.04.13 в 13:10 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Барнаул 2012


Содержание
Введение
1. Эмпиризм философии Нового времени 4
2. Рационализм философии Нового времени 11
3. Практическое задание 16
Заключение 19
Список литературы 20

Введение

         Начавшееся в XVI-XVII вв. Новое время, стало эпохой утверждения и постепенной победы в Западной Европе капитализма, как нового способа производства. Новое время - это эпоха быстрого развития науки и техники. В философии утверждается механицизм под влиянием таких точных наук, как механика и математика. В рамках этого типа мировоззрения природа рассматривалась как огромный механизм, а человек как инициативный и деятельный работник.

         Основной темой философии этого времени стала тема познания. Сложились два крупных течения: эмпиризм и рационализм, по-разному трактовавшие источники и природу человеческого знания.

         Такие ученые как Ф. Бэкон, С. Гоббс, Дж. Локк были сторонниками эмпиризма. Они утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека, так же призывали во всем полагаться на данные опыта, человеческой практики.

Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц придерживались рационализма, полагая основным источником достоверного знания - знание. Основателем данного течения считается Декарт - автор выражения "подвергай все сомнению", считавший, что во всем надо полагаться не на веру, а на достоверные выводы и ничто не принимать за окончательную истинную.

Данная тема актуальна тем, что период Нового времени внес весомый вклад в философскую мысль в само учение философии.

  Цель данной работы изучить философские мысли Нового времени. Исходя из поставленной цели, определяются задачи: определить, что есть эмпиризм и рационализм; обратиться к их основоположникам и сторонникам; описать основные социально-политические концепции в философии Нового времени.

Эмпиризм философии Нового времени

XVI-XVII века открывают новый период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. Начавшийся еще в эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества расширяется и углубляется в веке. Предпосылки для формирования философии Нового времени связаны с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натурфилософии.

Огромную роль на философскую мысль периода Нового времени сыграло развитие естествознания. Оно получило название «нового естествознания». Среди всех открытий, прежде всего, следует выделить разработку гелиоцентрической (солнце является центром, вокруг которого вращаются планеты) картины мира Николаем Коперником, противопоставленную им геоцентрической картине мира Клавдия Птолемея (II в. н.э.).

Активно участвовала философия в развитии новой науки. Творчество Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница и других философов XVII в. способствовало бурному развитию естествознания. Они совместно с естествоиспытателями работали рука об руку над построением фундамента новой науки и нового мировоззрения. Потребности мореходства определили развитие астрономии; кораблестроение, военное дело, строительство городов – развитие механики и математики. Новая наука начинает опираться прежде всего на практику материального производства: совершенствование орудий производства в металлургической и угольной промышленности, изобретение машин в текстильной промышленности.

В общественных науках разрабатывается теория естественного права (Гоббс и Гроций). Бойль применил механику в химии и разработал понятие химического элемента. Торричелли экспериментально установил факт давления воздуха, изобрел ртутный барометр и воздушный насос. Гарвей открыл кровообращение и эмпирически исследовал его роль. Выдающийся вклад в развитие механики, физики, математики, физиологии внесли Г. Лейбниц и Р. Декарт. Гильберт исследовал свойства и практическое применение магнита.

Такое развитие науки не могло не оказать воздействия на философию своего времени. В ней происходит решительный разрыв с религией и схоластикой: в борьбе против господства религиозных догматов, авторитета и давления церкви возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования. Для философии Нового времени характерна сильная материалистическая тенденция, которая вытекает, прежде всего, из опытного естествознания.

В XVII веке так же на первый план выходят вопросы гносеологии. Гносеология – «философское учение о человеческом познании» [1, c. 12]. Человек и общество в своем бытии изменяют окружающий мир, но общество может существовать, только изменяя мир. Это практическое отношение к миру и является практической основой общества. Особенностью человеческого бытия является то, что для своего бытия, человек вынужден целенаправленно изменять окружающий мир. Чтобы изменение было рациональным, человечество выработало познание. Задача гносеологии является выяснение природы человеческого познания, его основных закономерностей, определение целей и возможностей человеческого познания. Она рассматривает основные механизмы познавательной деятельности; анализирует структуру человеческого знания, его основные свойства (что есть истина? – важнейший вопрос гносеологии), роль биологических и социальных факторов познания; исследует закономерности развития человеческого знания. Гносеология пытается дать образ человеческого познания, опираясь на многовековой опыт, она связана с психологией, кибернетикой и лингвистикой.

Большинство философов Нового времени считали, что в этом – разумно устроенном мире – нет ничего, что было бы недоступно человеческому разуму, надо лишь найти верный путь (метод) познания.

Гносеологическая философия состоит в изучении познавательного отношения в системе “мир-человек”. Начинают интенсивно разрабатываться проблемы познания. Роль философии в этом процессе обозначается как поиск путей познавательной деятельности, разработка методов познания. Действительность начинает рассматриваться с точки зрения возможности отразить природу и бытие в понятии, в мышлении (действительность рационализируется). Разум, его возможности абсолютизируются и возносятся на вершину человеческой деятельности. Центром философствования становится "человек мыслящий": "я мыслю, следовательно, существую" - формулировал свое кредо представитель рационализма Декарт. Именно в это время ставится задача: интенсивно изучать природу и человека. В философии эти задачи конкретизируются как разработка учения о субстанции, поиск методов познавательной деятельности.

Выделяют два основных направления: эмпиризм – «направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний» [1, c. 45] и рационализм, который выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности.

Основателем эмпиризма считается Френсис Бэкон (1561-1626), который был убежден в том, что философия способна стать наукой и должна ею стать. Науку, знание он рассматривал как высшую ценность, обладающую практической значимостью. Свое отношение к науке он выразил в афоризме «знание - сила».

Исходя и познавательных возможностей человека, которые включают в себя память, разум и воображение, Бэкон разработал классификацию наук. На память основывается история как описание фактов, на воображение – поэзия, литература и искусство вообще. Разум же лежит в основе теоретических наук и философии. Кроме философии Бэкон выделяет также и «первую философию», которая включает в себя «естественную теологию» (познание Бога через факты природы); «антропологию» (учение о человеке) и «философию природы».

Метод для Бэкона выступает как великая преобразующая сила, поскольку ориентирует практическую и теоретическую деятельность человека. Указывая кратчайший путь к новым открытиям, он увеличивает власть человека над природой.

Прежде чем восстанавливать науки, нужно вскрыть те факторы, которые привели к ее отставанию от жизни и опыта. Созидательной, положительной части новой философии должна предшествовать работа, направленная на выяснение причин, затемняющих естественный разум. Такими причинами выступают «идолы». Идолами Бэкон называет как индивидуальные заблуждения, так и заблуждения, присущие человеческому познанию в целом.

Очистив разум от призраков, следует выбрать метод познания. Бэкон образно характеризует метод познания как пути паука, муравья и пчелы. Паук выводит истину из разума, а это ведет к пренебрежению фактами. Путь муравья – узкий эмпиризм, умение собирать факты, но не умение их обобщать. Путь пчелы - умственная переработка опытных данных.

Метод пчелы позволяет перейти к познанию вещей. Элементарных форм и познавать эти формы, сопоставляя их с фактами и данными опыта. Путь истинного познания – индукция, т.е. движение познания от единичного к общего.

Определяя индукцию как истинный метод, Бэкон вместе с тем не выступает против дедукции и общих понятий. Но они должны образовываться постепенно в процессе восхождения от единичных, опытных данных, фактов и не отрываться от опыта. Особенность индуктивного метода Ф. Бэкона – анализ. Это аналитический метод, основанный на «расчленении» природы в процессе ее познания. Познав первичные элементы, можно постичь тайну природы в целом и тем самым добиться власти над природой. Влияние Ф. Бэкона на развитие науки велико, так как его философия явилась выражением духа экспериментального естествознания.

Материалистические воззрения Ф. Бэкона были систематизированы и развиты в сочинениях другого английского философа Томаса Гоббса (1588 —1679). Т. Гоббс рассматривал материю в качестве единственной субстанции, а все явления, предметы, вещи, процессы считал формами проявления этой субстанции. Материя — вечна, а тела и явления — временны: они возникают и исчезают. Мышление от материи отделить нельзя, ибо мыслит только сама материя. Бестелесная субстанция невозможна так же, как бестелесное тело. Именно материя является субъектом всех изменений [9].

Томас Гоббс был представителем номинализма и эмпиризма гносеологии, хотя в его учении налицо и некоторые элементы рационализма. Он подчеркивал, что в человеческом уме нет ни одного понятия, которого не было бы первоначально в органах ощущения.

Будучи представителем передовой философии своего времени, Гоббс выступал против церкви и религиозной схоластики и ставил своей целью создание философии, тождественной естественному человеческому разуму и способной научить людей правильному мышлению. Математику он считал образцом знания и утверждал, что только она способна дать необходимо достоверное и всеобщее знание.

Философия, по Гоббсу, «врождена каждому человеку, ибо каждый в известной мере рассуждает о каких-нибудь вещах». Под рассуждением он понимает исчисление, поскольку вычислить - это значит найти сумму складываемых вещей или определить остаток при вычитании чего-либо из другого. Значит, рассуждать - это то же самое, что складывать и вычитать. Таким образом, логика у Гоббса совпадает с математикой, а мышление - с техникой счета.

Проблемы теории познания, человека и общества являлись главными в творчестве Джона Локка (1632-1704). Его теория познания и социальная философия оказали глубокое воздействие на историю культуры и общества, в частности на разработку американской конституции.

Проблемы теории познания, человека и общества являлись главными в творчестве Джона Локка (1632-1704). Его теория познания и социальная философия оказали глубокое воздействие на историю культуры и общества, в частности на разработку американской конституции [9].

В центре философии Д. Локка стоит его теория познания, которую он строил в традиции английского эмпиризма и материализма Ф. Бэкона, противостоя картезианству, кембриджским платоникам и университетской схоластической философии.

Согласно Локку, не существует врождённых идей и принципов - ни теоретических, ни практических (нравственных), включая и идею Бога, а всё человеческое знание проистекает из опыта. Все идеи возникают из двух основных источников - опыта внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексии). В основе знания лежат простые идеи, например, возбуждаемые в уме различными качествами тел - первичными, с которыми эти идеи сходны (протяжённость, фигура, плотность, движение), или вторичными, с которыми идеи не сходны (цвет, звук, запах, вкус). Посредством соединения, сопоставления и абстрагирования разум из простых идей образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения). Локк различает идеи ясные и смутные, реальные и фантастические, адекватные своим прообразам и неадекватные. Он считает, что познание реально лишь постольку, поскольку его идеи сообразны с действительностью, и определяет истину как соединение и разъединение идей или их знаков сообразно соответствию или несоответствию обозначаемых ими вещей. В вопросе о значении общих терминов Локк склоняется к концептуализму, отмечая, что реальная сущность вещей остаётся неизвестной и что ум имеет дело с номинальными сущностями. Познание Локка делит на интуитивное (самоочевидных истин, нашего собственного существования), демонстративное (положений математики, этики, бытия бога) и сенситивное (существования единичных вещей). Последнее оценивается им как наименее ясное и достоверное, что вносит в концепцию Локка явный рационалистический элемент [4, с. 218].

2. Рационализм философии Нового времени

         Рационализм (от лат. ratio — разум) — направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривающее разум как источник знания и высший критерий его истинности [сайт].

Родоначальником рационализма является Рене Декарт (1596 - 1650) - французский философ, математик, физик. Средством познания сделал метод универсального сомнения, основанный на разумном скептицизме.

Главный метод познания для Р. Декарта - дедукция, которая опирается на аксиомы. Истинная дедукция должна состоять в получении нового знания. Согласно Декарту, решающим свидетельством истинности знания является его внутренняя логичность, ясность и очевидность. Логическими признаками достоверности знания является всеобщность и необходимость. Данные истины невозможно вывести из опыта, так как они содержаться в разуме и присущи нам с рождения. Однако рационалисты не пренебрегали опытом, считая его результаты подтверждением аксиом.

Соответственно из этого вытекает положение о верховенстве разумного, умопостигаемого способа познания мира над чувственным способом и трактовка истины как особого субъективного и самоосознаваемого процесса мышления. Декарт строит теорию истины, которая базируется на субъектно - обьектной трактовке процесса познания, в которой объекту противостоит не просто человек, личность, но гносеологический субъект как особая, субъектная реальность. Процесс познания должен базироваться на достоверной аксиоматике. Философия должна выступать как наиболее достоверная наука. Следовательно, она должна обладать и наиболее достоверным научным методом, выступая в качестве своеобразной «универсальной математики».

Основные положения своего метода Декарт сформулировал в четырех правилах.

● Первое — никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, т.е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению.

● Второе — делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.

● Третье — располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу.

● Четвертое, — последнее правило, делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено (сноска).

При применении этого метода выстраивается дедуктивная цепь суждений. Если в этой цепи опущено хотя бы одно звено, цепь разрывается. Чтобы этого не произошло, целесообразно время от времени последовательное перечислять все звенья дедукции — составлять называемую энумерацию. Четвертое правило предполагает энумерацию.

Но хотя дедукция, о которой речь идет у Декарта, это не аристотелевская силлогистика, она, как всякая дедукция, есть умозаключение от общего. Отсюда Декарт и приходит к тому, что у человека, как уже было сказано, есть врожденные идеи, которые изначально присущи разуму. Причем эти врожденные идеи, согласно Декарту, проявляют себя, прежде всего, в математике. Это то, что называют ее аксиомами, к примеру, что через две точки можно провести только одну прямую, или что две величины, равные третьей, равны между собой. Но, чтобы довести эти идеи до ясного сознания, согласно Декарту, необходимо размышление и сомнение. Здесь следует вновь напомнить о месте сомнения в учении Декарта, которое у него играет положительную, конструктивную роль, т. е. служит для того, чтобы отсечь ложные представления и прийти к представлениям истинным. Причем сомнению должны быть подвергнуты самые основы человеческого познания — существование мира и самого познающего субъекта. «Я сомневаюсь, — говорит Декарт, — следовательно, я мыслю, а если я мыслю, значит я существую». Сам же факт сомнения не может быть подвергнут сомнению, потому что иначе мы придем к догматизму. Но последней инстанцией, которая должна окончательно подтвердить достоверность существования мира и меня самого, по Декарту, является Бог. Без этого теологического довеска философия Декарта, несмотря на весь ее рационализм, обойтись не может. И здесь он по сути не выходит из круга схоластического онтологического доказательства бытия Бога, которое основано на том, что мы имеем идею всесовершеннейшего существа, своим совершенством далеко превосходящего нас самих [5, с.344].

Философия Декарта привела к завершению или почти к завершению дуализма ума и материи, который был начат Платоном и развивался большей частью по религиозным причинам христианской философией. Если не учитывать любопытные труды о шишковидной железе, которые оставили последователи Декарта, картезианская система изображает два параллельных, но независимых друг от друга мира: мир ума и мир материи, — каждый из которых можно изучать безотносительно к другому. То, что ум не приводит в движение тело, было новой идеей, высказанной в явном виде Гейлинксом, а в скрытом виде — Декартом. Это имело то преимущество, что давало возможность сказать, что тело не движет умом [8].

Учение Декарта развил нидерландский философ Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677), противопоставивший дуализму Декарта принцип монизма [6, с.117]. В отличие от Декарта, Спиноза отрицает существование врожденных идей, признавая у человека наличие врожденной способности приобретать знания. Человеческое исследование мира начинается с чувственного, ограниченного, а потому и неясного представления вещей. Чувственное познание обычно ведет к субъективным ассоциациям и к неотчетливым и односторонним идеям, «универсалиям». К числу «плохих» Спиноза относит понятия цвета, запаха, вкуса, тепла, холода, пустоты, красоты, безобразия, добра и зла, порядка и хаоса, Бога как личности и т.д. Все это — субъективные порождения, результаты превращения ощу­щений в свойства.

Чувственные идеи — результат контактов человеческого тела с окружающими предметами; они заключают в себе не только природу внешних тел, но и природу самого человеческого тела. Именно это вносит в чувственные идеи «смутность». Кроме того, связь образов, получаемых на основе чувственного познания, более или менее случайна. В этой связи в «Этике» Спиноза говорит, что большинство философских разногласий возникает «или вследствие того, что люди неправильно выражают свои мысли, или вследствие того, что неверно истолковывают другие».

Второй уровень познания — рациональное познание. Рационально-разумное и прежде всего математико-геометрическое знание лишено, согласно Спинозе, каких-либо элементов субъективизма (в отличие от чувственного знания). Если деятельность представления, первого рода познания, подчиняется случайным ассоциациям, то деятельность разума совершается согласно строгим законам логического следования. Рациональное познание позволяет дать более глубокое знание о вещах, об их внутреннем, ненаглядном содержании. «Вещь тогда постигается, когда она усваивается помимо слов и образов», ибо «невидимые вещи и те, которые суть объекты только духа, могут быть видимы не иными какими очами, как только посредством доказательств» [3, с.255].

Но ориентация на логический вывод, дедуктивные цепи предполагает признание некоторых исходных положений в качестве истин. Спиноза говорит об интуиции как о познании третьего рода. Интуиция дает нам эти исходные положения. Основным положением, которое лежит в основе всего рационального познания, является идея субстанции. Интуитивное знание дает возможность познания сущности вещей.

Учению Спинозы о единой субстанции, модусами которой являются все единичные вещи и существа, немецкий философ Г. Лейбниц (1646 —1716) противопоставил учение о множественности субстанций. Тем самым Лейбниц попытался, провести в рационалистической метафизике XVII века восходящее к Аристотелю номиналистическое представление о реальности единичного. Плюрализм субстанций Лейбниц сознательно противопоставил пантеистическому монизму Спинозы. Самостоятельно существующие субстанции получили у Лейбница название монад. Согласно Лейбницу, монада проста, то есть не состоит из частей, а потому неделима. Но это значит, что монада не может быть чем-то материально-вещественным, не может быть протяженным, ибо все материальное, будучи протяженным, делимо до бесконечности. Не протяжение, а деятельность составляет сущность каждой монады. Но в чем же состоит эта деятельность? Как поясняет Лейбниц, она представляет собой именно то, что невозможно объяснить с помощью механических причин: во-первых, представление, или восприятие, и, во-вторых, стремление. Представление идеально, а потому его нельзя вывести ни из анализа протяжения, ни путем комбинации физических атомов, ибо оно не есть продукт взаимодействия механических элементов. Остается допустить его как исходную, первичную, простую реальность, как главное свойство простых субстанций. Деятельность монад, по Лейбницу, выражается в непрерывной смене внутренних состояний, которое мы можем наблюдать, созерцая жизнь собственной души.

3. Практическое задание

Задание: Назовите основные социально-политические концепции в философии Нового времени, перечислите сходства и различия концепций Т. Гоббса и Дж. Локка по вопросам о государстве и о правах и свободах личности.

Ответ: Социально – политические концепции в философии Нового времени получили наиболее полное развитие в философских системах английских мыслителей Томаса Гоббса и Джона Локка. Основным социальным фактором, повлиявшим на формирование воззрений Т. Гоббса и Дж. Локка на общество и государство, была история английской буржуазной революции XVII века, закончившаяся компромиссом дворянства и буржуазии.

Томас Гоббс (1588 – 1679) выделяет в развитии общества два состояния: естественное и гражданское. В естественном состоянии люди действуют согласно законам природы, они  подчиняются своим страстям. В этом состоянии каждый хочет не только сохранить свою свободу и жизнь, но еще и приобрести господство над другими. Из-за постоянных конфликтов между людьми возникает состояние «войны всех против всех». Победителей в этой войне не может быть. Поэтому возникает насущная необходимость перейти к состоянию гражданскому. Сильная централизованная власть - главный признак гражданского состояния. Для того чтобы создать общество, надо получить на это согласие людей, которое должно быть закреплено совместным договором. Прочность договора обеспечивается формированием общественной власти, которая призвана держать в узде всех членов общества и направлять их действия к общественному благу. Общественная власть наделяется полномочиями управлять другими людьми на основе того, что все члены общества добровольно отреклись от прав владеть самими собой и отдали их представительному органу. Государство, в свою очередь, призвано поставить на место законов природы законы общества. Этим оно ограничивает общественные права гражданским правом.

Вот почему гражданские права являются естественными правами, перенесенными в государство. Гоббс различает 3 вида государственной власти: демократию, аристократию и монархию. Абсолютную монархию он считал наилучшей формой, так как, по его мнению, власть в стране должна быть абсолютной, суверенной и единой.

Джон Локк (1632 - 1704) вслед за Гоббсом рассматривает государство как продукт взаимного соглашения людей, но на первый план ставит моральные критерии поведения людей в обществе, а правовые и юридические отодвигает на второй план. Он является одним из основателей либерализма. Подобно Гоббсу, Локк исходит из естественного состояния общества. Но естественным состоянием он считает царство свободы и равенства, в котором все люди свободно распоряжаются своей жизнью и имуществом. Право на жизнь, свободу и собственность, приобретенную своим трудом - основные неотчуждаемые права человека считал Локк. Основной целью людей при установлении государства по взаимному соглашению является сохранение их неотъемлемых прав и свобод, полного отказа от них при заключение договора быть не может. Отсюда Локк делает вывод, что власть правителя не может быть абсолютной. Учение Локка о естественном праве и общественном договоре стало обоснованием установившейся в Англии конституционной монархии. Локк впервые в истории высказал мысль о разделении власти на законодательную, исполнительную и федеративную.

Законодательная власть (парламент) осуществляет право издавать законы, исполнительная (правительство) – проводить законы в жизнь, а федеральная (король и министры) занимается вопросами внешней политики. Законодательная власть должна преобладать. Социально-политические концепции Т. Гоббса и Дж. Локка оказали огромное влияние на общественно-политическую мысль Европейского Просвещения и получили свое дальнейшее развитие в трудах философов этой эпохи.

Заключение

XVI-XVII века - время, обозначившее крупные перемены в жизни Европы. Сдвиги в образе жизни, системе ценностей, духовном мироощущении - все это нашло свое отражение в философии. Научная революция определила характер и направленность философской мысли.

Изменение содержания и статуса философии - философия как бы вошла в новый мир, мир с иным местоположением самого человека в его отношении к природе, обществу, самому себе и Богу. Преобразился сам стиль философствования, который стал более близок к общепринятым методам исследования.

В философии Нового времени преобладает гносеологическая установка, т.е. считается, что доступ к пониманию мира открывает познание. Так же для этого времени очень характерен преобладающий интерес к методам, способам познания.

Бэкон и Декарт обозначили наличие и соперничество двух крупнейших течений в европейской философии XVII века: эмпиризма и рационализма. Представители эмпиризма (Бэкон) считали единственным источником знаний ощущения, опыт. Сторонники рационализма (Декарт) превозносят роль разума и принижают роль чувственного познания. То есть, эмпиризм подчеркивает, что важнейшим источником знаний является живой чувственный опыт, а рационализм в качестве важнейшего источника знаний полагает деятельность человеческого разума (ума). Таким образом, цель данной контрольной работы: изучение философской мысли Нового времени, достигнута.

Под влиянием этих изменений расширилась и социальная база философии, её аудитория; она начала использоваться  в качестве духовного оружия общественных классов и групп.

Список литературы

  1. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2001. — 719 с.
  2. Ильин В.В. История философии: Учебник для вузов / В.В. Ильин. - С-Пб.: Питер, 2005. – 732 с.
  3. Ильин В.В. История философии: Учебник для вузов / В.В. Ильин. - С-Пб.: Питер, 2005. – 732 с.
  4. Лавриненко В.Н. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриенко, проф. В.П. Ратникова. - М.: ЮНИТИ, 2001.- 584 с.
  5. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): Учебное пособие / С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. - М.: Академический Проект, 2004. – 880 с.
  6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник / А.Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2002. – 736 с.
  7. Гуманитарные науки «http://h-sciences.ru/philosophy/85-5-evropejskaya-filosofiya-novogo-vremeni.html, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 09.11.12).
  8. Рассел Б. История западной философии / Б. Рассел. – Электрон. дан. - С-Пб.: Питер, 2002. - http://www.i-u.ru, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 09.11.12).
  9. Экономико-правовая библиотека «Vuzlib» [Электронный ресурс] // Сайт экономико-правовой библиотеке. – Электр. дан. – М., 2012. Режим доступа: http://www.filosofy.vuzlib.org/txt-books_4.html, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 12.11.12).

Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+2
Размер: 24.85K
Скачано: 339
Скачать бесплатно
07.04.13 в 13:10 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе